- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социальные проблемы коренных малочисленных народов Севера и методы государственной поддержки направленные на их решения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001926 |
Тема: | Социальные проблемы коренных малочисленных народов Севера и методы государственной поддержки направленные на их решения |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Сервисного инжиниринга и правового обеспечения в жилищно-коммунальном и строительном комплексе» Курсовая работа по дисциплине: «Муниципальный менеджмент» на тему: «Социальные проблемы коренных малочисленных народов Севера и методы государственной поддержки направленные на их решения» Выполнила: Студентка группы ГМУ 13-3 Тицкая А.И. Проверил: к.ф.н., доцент Андрейкин В. Г. Тюмень, 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ ВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КМНС В РФ 1.1 Теоретические аспекты государственной поддержки КМНС Севера в РФ.......................................................................................................................5 1.2 Нормативно-правовые основы государственной поддержки КМНС в РФ......................................................................................................................13 ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КМНС И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИХ РЕШЕНИЕ (НА МАТЕРИАЛАХ МО НАДЫМСКИЙ РАЙОН) 2.1 Организационно-функциональные основы методов государственной поддержки КМНС.................................................................................................22 2.2 Социальные проблемы КМНС и пути их решения с помощью мер государственной поддержки................................................................................30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................35 Список литературы................................................................................................37 ВЕДЕНИЕ Среди народов, проживающих в Российской Федерации, особое место занимают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, права которых гарантируются Конституцией Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав национальных меньшинств, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. [1] Ямало-Ненецкий автономный округ является субъектом Российской Федерации. По мнению многих экспертов, в том числе международных, автономный округ является одним из ведущих регионов России по уровню социально-экономического развития и обеспечения, гарантированных прав коренных народов. Обеспечение вышеуказанных норм для малочисленных народов Севера, проживающих в округе, является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Ямало-ненецкого автономного округа. Уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность народов Севера обусловили необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития. В округе разработаны и законодательно закреплены важнейшие правовые нормы в данной сфере. Объектом исследования выступают коренные малочисленные народы Севера. Предметом исследования являются социальные проблемы развития коренных малочисленных народов Севера. Целью исследования является выявление социальных проблем развития коренных малочисленных народов Севера и поиск путей среди методов государственной поддержки для их разрешения (на материалах муниципального образования Надымский район). Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: * рассмотреть теоретические аспекты государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера в РФ; * рассмотреть нормативно-правовые акты направленные на поддержку коренных малочисленных народов Севера; * выявление социальных проблем развития коренных малочисленных народов Севера; * поиск путей решения названных проблем среди методов государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 1.1 Теоретические аспекты поддержки коренных малочисленных народов Севера в Российской Федерации Согласно Федеральному закону от 20.07.2000 № 104 - ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. [2] Коренные малочисленные народы составляют в настоящее время около 15% от общего населения российской части Арктики. В Арктической зоне России проживают около 1 млн. человек, при этом более 150 тыс. из них - это представители 17 малочисленных народов (саамы, ненцы, ханты, манси, селькупы, кеты, энцы, нганасаны, долганы, эвенки, эвены, юкагиры, чукчи, эскимосы, кереки, чуванцы и коми-ижемцы). Анализ социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС) показывает, что большая их часть, особенно граждане, проживающие в местах традиционного обитания и ведущие традиционный образ жизни, относятся к наиболее социально уязвимым группам населения, а места их проживания характеризуются, как правило, невысоким уровнем социально-экономического развития, социальной и инженерной инфраструктуры, бюджетной обеспеченности. Это вполне объяснимо. Места традиционного проживания коренных малочисленных народов в основном находятся на отдаленных, труднодоступных территориях с экстремальными природно-климатическими условиями, а традиционный образ жизни основан на природопользовании, причем в отличие от индустриального хозяйства – на очень бережном отношении к природе и ее ресурсам. Целью традиционного природопользования коренных малочисленных народов никогда не было получение прибыли, его задача – жизнеобеспечение семьи, личное потребление. При таких основах традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов не сможет в полном объеме и на современном уровне обеспечить социально-экономическое развитие граждан и территорий, на которых они проживают, а в условиях рыночной экономики она никогда не сможет быть конкурентоспособной. Поэтому во времена освоения и обживания Севера по отношению к коренным народам государство проводило протекционистскую политику, направленную на создание условий для сохранения традиционного образа жизни, культуры, языков, занятости и просто – жизнеобеспечения. Причем такое положение характерно не только для России, это мировой опыт отношений государства к коренным народам. В последнее время наблюдаются большие изменения в отношении к народам Севера: на международном уровне приняты нормативно-правовые документы, провозглашающие широкие права и защищающие интересы коренных народов, главным из них является Декларация ООН о правах коренных народов (2007); работает Постоянный форум коренных народов мира; заканчивается провозглашенное ООН второе десятилетие коренных народов мира; в Конституции РФ выделена статья, посвященная гарантиям прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; приняты несколько федеральных законов, непосредственно касающихся народов Севера. Основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, по-прежнему являются: а. сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности; б. обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; в. создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; г. поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией. [16] На федеральном уровне неоднократно утверждались государственные программы социально-экономического развития народов Севера, а так же концепция их устойчивого развития; в утвержденной Правительством РФ «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» среди приоритетов развития предусмотрены сохранение культуры народов Севера и повышение качества их жизни; ежегодно 9 августа в разных регионах России проводится установленный Генеральной Ассамблеей ООН Международный день коренных мира (International Day of the World’s Indigenous People), одна из главных задач которого – заострить внимание общественности и органов власти на проблемах и правах этих народов и т.п. На сегодняшний день в Российской Федерации в целом создана правовая база в сфере защиты прав и традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. Россия является участницей международных договоров в этой сфере. Меры государственной поддержки (в виде льгот, субсидий, квот на использование биологических ресурсов) также законодательно закреплены. Льготы для представителей малочисленных народов Севера, проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и занимающихся традиционными видами хозяйственной деятельности, предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации. В настоящее время существует действующий перечень мер государственной поддержки КМНС, к которым относятся: 1. Поддержка в сфере защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера * предоставление субсидии на добычу пушнины, боровой дичи, мяса диких животных; * предоставление субсидий на обустройство земельных участков территорий традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами; * предоставление компенсации части затрат на приобретение материально-технических средств; * предоставление единовременной финансовой помощи молодым специалистам из числа коренных малочисленных народов, работающим в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, на обустройство быта; * предоставление компенсации расходов на оплату обучения правилам безопасного обращения с оружием и проезда к месту нахождения организации, имеющей право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием; * предоставлении субсидии на вылов и реализацию пищевой рыбы, на производство и реализацию пищевой рыбы, на производство и реализацию искусственно выращенной пищевой рыбы, производство и реализацию пищевой рыбной продукции. 2. Поддержка в сфере социальной защиты * выплата единовременного пособия при рождении ребенка (детей) лицам из числа коренных малочисленных народов; * оказание материальной (финансовой) помощи малообеспеченным гражданам (семьям). * выделение субвенции органами местного самоуправления на организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей в этнической среде; * организация отдыха и оздоровление детей (в том числе детей коренных малочисленных народов); * чествование трудовых династий, старейшин и юбиляров. 3. Поддержка в жилищной сфере * предоставление субсидии на строительство или приобретение жилого помещения; * предоставление социальной выплаты (доплаты) из регионального бюджета к накоплениям граждан (семьям) по накопительному вкладу на счетах, открытых в банке в целях приобретения (строительства) жилого помещения. 4. Поддержка в сфере труда и занятости * предоставление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства; * предоставление компенсации расходов работодателя по оплате труда работников из числа коренных малочисленных зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и временно трудоустроенных на организованные работодателем рабочие места. 5. Поддержка в сфере образования * предоставление дополнительных гарантий и мер государственной поддержки малообеспеченным гражданам из числа коренных малочисленных народов, обучающимся в образовательных организациях профессионального и высшего образования; * Компенсация оплаты обучения или оплата обучения; * Иные меры государственной поддержки (дополнительное ежемесячное пособие, компенсация расходов за проживание в общежитии на договорной основе, пособие на питание, единовременное пособие на приобретение одежды и обуви первого и выпускного курсов образовательных организаций, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, компенсация расходов по проезду на каникулы от места обучения до места жительства и обратно один раз в течение учебного года). 6. Поддержка в сфере культуры * предоставление грантов в форме субсидий из региональных (на конкурсной основе) на возмещение части затрат для реализации проектов, способствующих сохранению, развитию, популяризации фольклора, традиций, языка, народных художественных промыслов коренных малочисленных народов. 7. Поддержка в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации * предоставление субсидии организациям, издающим (выпускающим) средства массовой информации на языках коренным малочисленных народов; * предоставление субсидии редакциям средств массовой информации, издаваемых (выпускаемых) на языках коренных малочисленных народов; * предоставление государственной поддержки (на конкурсной основе) социально ориентированным некоммерческим организациям. Значительным достижением стало формирование финансовых инструментов государственной поддержки социально-экономического развития малочисленных народов Севера. За последние 15 лет в Российской Федерации были реализованы три федеральные целевые программы, а также многочисленные региональные целевые программы и подпрограммы по социально-экономическому развитию малочисленных народов Севера, призванные сформировать условия для их устойчивого развития за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. За счёт средств федерального бюджета были предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку северного оленеводства и племенного животноводства. Представителям коренных малочисленных народов Севера российским государством предоставляются льготы, которые довольно разнообразны. Они включают квоту на вылов рыбы и охоту, специальную социальную пенсию, меньший пенсионный возраст, квоту на поступление в некоторые вузы, в ряде регионов к этому добавляются квоты на дрова, субсидии на детей после 3 лет, дополнительные стипендии студентам, лекарства, летний отдых детям, субсидии по программе социального и экономического развития КМНС и так далее. Льготы предоставляются совершенно разными инстанциями, на разных условиях. Сам механизм получения этих льгот в разных регионах отличается. В связи с подготовкой законопроектов по развитию Дальнего Востока (Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.) планируется учитывать интересы этой категории населения. Последнее время все больше поступает информации о том, что этими льготами начали пользоваться не только люди, не относящиеся к КМНС, но и приезжие из других регионов, и, даже граждане других стран, например — китайцы. Подавляющее большинство льгот для КМНС предусмотрено лишь тем, кто зарегистрирован в районах традиционного проживания и хозяйственной деятельности. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера для обучения детей оленеводов, рыбаков и охотников, в том числе на родном языке, действуют дневные общеобразовательные школы, школы-интернаты. В местах кочевания оленеводов инициировано создание кочевых школ, в которых дети получают начальное образование с учётом традиционного образа жизни малочисленных народов Севера. В издательствах по государственному заказу издаётся учебно-методическая литература для изучения языков малочисленных народов Севера. Несколько десятилетий действует Институт народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Российская Федерация приняла активное участие в проведении Международного десятилетия коренных народов мира, провозглашённого Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1994 года, а также стала первым государством, создавшим Национальный организационный комитет по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира. За последние годы в рамках развития государственно-частного партнерства сформировалась практика заключения крупными промышленными компаниями, в том числе топливно-энергетического комплекса, договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общинами малочисленных народов Севера, районными и поселковыми объединениями малочисленных народов, отдельными национальными домохозяйствами — владельцами «родовых угодий», что позволило создать внебюджетные фонды кредитной поддержки предприятий малочисленных народов Севера.[15] 1.2 . Нормативно-правовые основы государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера в Российской Федерации Основы правового статуса коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации составляют положения Конституции Российской Федерации (ст. 9, 69, п. «м» ст. 72), Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации , утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255, а также Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 536-р. Конституция Российской Федерации гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами российской Федерации, а защита их исконной среды обитания и традиционного образа жизни находится в совместном Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В развитие конституционных положений в Российской Федерации принято 3 специальных федеральных закона о правах коренных малочисленных народов, а также более 10 федеральных законов содержат отдельные статьи или группы статей. Несмотря на то, что положения федеральных законов и иных нормативно-правовых актов создают определенную правовую основу для защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, для эффективного обеспечения прав этих народов она явно недостаточна, нередко страдает существенными противоречиями и нуждается в значительном обновлении. Сегодня законодательство о коренных малочисленных народах составляют три базовых федеральных закона, специальные правовые нормы, касающиеся коренных малочисленных народов, закреплены в Лесном, Земельном, Налоговом кодексах Российской Федерации и федеральных законах о культуре, о языках, о животном мире, о недрах, об особо охраняемых природных территориях и иные. На уровне субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, направленные на обеспечение интересов коренных малочисленных народов. Но многие нормы федеральных законов, направленные на обеспечение прав коренных народов, либо имеют декларативный характер, либо требуют детализации в подзаконных актах, либо отменены (в 2004 году был отменен Федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации») что, по сути, означает отказ государства от проведения особой, «северной», политики, учитывающей специфические особенности районов Севера, что особенно коснулось коренных малочисленных народов. Последние годы отмечаются изъятием из федерального законодательства норм, обеспечивавших на практике реальную защиту конституционных прав аборигенов Севера. Это и принятие 122-го и 131-го («Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») законов, не содержащих нормы, специально обязывающей органы местного самоуправления защищать права и законные интересы коренных малочисленных народов. Закреплявшаяся ранее в Федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» система представительства коренных малочисленных народов (через установление квот в законодательных органах государственной власти субъектов Федерации и органах местного самоуправления) не была совершенна, поскольку во многом не была подкреплена достаточными юридическими механизмами ее реализации на федеральном уровне. Однако полное исключение из указанного федерального закона положений, касающихся установления квот представительства коренных малочисленных народов в законодательных органах государственной власти субъектов Федерации и представительных органах местного самоуправления, во многом снижает уровень гарантий обеспечения прав малочисленных народов. Отсутствуют также гарантии участия представителей коренных малочисленных народов в работе исполнительных органов власти. В результате нет предпосылок для выполнения принятой Генеральной Ассамблеей ООН Декларации тысячелетия, призывающей государства обеспечить участие коренных мало- численных народов в принятии решений по насущным для них вопросам. Таким образом, наблюдается несоответствие законодательства Российской Федерации общемировым тенденциям в данной области. Существующая зарубежная практика также свидетельствует не только о допустимости, но и о принципиальной значимости установления подобных гарантий малочисленным народам. Данные пробелы российского законодательства следует устранить. Фактически не работает принятый в 2001 году Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Правительством Российской Федерации не разработано типовое положение о правовом режиме таких территорий, что является постоянной темой обсуждения на любом уровне. На практике общины коренных малочисленных народов не могут закрепить за собой земельные участки с охотничье-промысловыми угодьями, оленьими пастбищами и рыбопромысловыми участками на территориях традиционного природопользования. Не имея документов на право пользования землей на указанных территориях, представители и общины коренных малочисленных народов, осуществляющие такое традиционное природопользование, не имеют возможности получить долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, разовые лицензии на промысел пушного зверя, а также квоты на вылов рыбы. Это наносит серьезный удар по жизнеспособности коренных малочисленных народов, поскольку само существование данных народов как самостоятельных этносов без традиционного природопользования едва ли возможно. Реальная угроза для коренных народов – потери исторических земель, мест проживания и территорий традиционного природопользования: оленьих пастбищ, охотничьих угодий, рыболовных участков и участков сбора дикоросов. Земельный кодекс Российской Федерации допускает только аренду земельных участков, а это – непосильное финансовое бремя для коренных народов, даже при символических ставках арендных платежей. Попытки Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Государственной думы Ямало-Ненецкого автономного округа, а также представителей некоторых комитетов Государственной думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации добиться принятия поправок, предусматривающих для коренных малочисленных народов право безвозмездного использования всех категорий земельных участков для ведения традиционного природопользования в рамках парламентских слушаний, «круглых столов», проводимых комитетами и комиссиями палат Федерального собрания Российской Федерации, пока не принесли успеха. Многочисленные обращения по данному поводу федеральных органов законодательной власти, органов государственной власти северных регионов, общественных организаций в Правительство Российской Федерации остаются без внимания. Действующее федеральное законодательство, предусматривающее право пользования любыми природными ресурсами на основании результатов конкурсов и аукционов, не учитывает особых прав коренных народов, установленных нормами федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Особенно остро это затрагивает область землепользования и использования объектов для охоты и рыболовства и практически сводит к нулю предусмотренные законодательством привилегии при осуществлении традиционного природопользования. Федеральный закон необходимо дополнить положениями о совершенствовании порядка образования территорий традиционного природопользования, а также ускорить разработку и принятие подзаконных нормативных правовых актов. Поскольку подавляющее большинство земель, на которых проживают северные коренные малочисленные народы, находится в ведении Российской Феде- рации, весь процесс образования территорий традиционного природопользования в нашей стране оказался замороженным. Пользуясь бедственным положением коренных малочисленных народов, финансовой несостоятельностью, исторические места традиционного природопользования аборигенов, рыбохозяйственные и охотничьи угодья передают в долго- срочную аренду ресурсодобывающим, в том числе рыболовным, и другим промышленным и туристическим компаниям. С утратой земель неизбежно наступает утрата ресурсов, которые всегда составляли основу жизни аборигенов, а в настоящее время представляют интерес для бизнеса: рыба, объекты охотничьего промысла, дикоросы. Аборигены лишаются также возможности осваивать новые виды ресурсов, такие, как, например, рекреационные, составляющие основу этно- и экотуризма. В ряде случаев получившие земли аборигенов новые хозяева на кабальных условиях, за гроши принимают на работу тех же аборигенов, находящихся в безвыходном положении, становясь хозяевами их судьбы. К потере или резкому ухудшению состояния традиционных для занятий аборигенов ресурсов ведут строительство дорог, гидроэлектростанций (они еще и лишают аборигенов мест проживания), трубопроводов, использование экологически вредных транспортных средств и строительной техники различного на- значения, другие виды техногенного воздействия на природу. Упомянутый закон установил, что в случае изъятия участков, отнесенных к территориям традиционного природопользования, их прежним пользователям предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием. А права на получение компенсации за неблагоприятное воздействие на традиционный жизненный уклад, негативные последствия для жизни и жизнедеятельности сообществ коренных народов только провозглашены, но не оформлены должным образом – нет механизма, законодательно не установлено право на получение выгод от проектов, реализуемых на их землях. Следствием неисполнения федерального закона о территориях традиционного природопользования является то, что совершенно необходимые для самого существования малочисленных народов земли под предлогом отсутствия механизма реализации закона изымаются из ведения малочисленных народов и передаются для хозяйственного использования лицам, не имеющим отношения к коренным народам. Все усилия в первую очередь должны быть направлены на максимально возможное предотвращение любых неблагоприятных последствий от реализуемых проектов для местного населения либо, при невозможности, необходимо принять надлежащие меры для сведения таких последствий к минимуму, их смягчения или компенсации. Определяющим при этом должно быть не возмещение материального ущерба, а сохранение вытесняемого с обычной для его проживания территории этноса. Это вопросы законодателя. К сказанному добавим, что отсутствие правового механизма исполнения федерального закона о территориях традиционного природопользования иногда практически ставит под вопрос возможность исполнения и других законов, определяющих правовое положении северных коренных малочисленных народов. Так, общины коренных малочисленных народов, как определено Федеральным законом «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», создаются в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов коренных малочисленных народов. Но каждому понятно, что эти цели в полной мере не могут быть достигнуты, если общины не имеют в своем ведении соответствующих земель. Следует также отметить, что некоторые законы, касающиеся прав коренных малочисленных народов Севера, содержат различно толкуемые понятия, при этом используется один и тот же термин; иногда положения противоречат друг другу. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», являющийся основой российского законодательства о правах этих народов, к сожалению, имеет существенные недостатки: в законе отсутствует однозначное и четкое определение понятия коренных малочисленных народов и, по существу, общепринятого определения понятия «коренные народы» не содержится. Противоречивостью отличаются нормы федерального земельного законодательства в области традиционного природопользования. Требует уточнения правовое положение территорий традиционного природопользования. Статья 95 Земельного кодекса Российской Федерации относит территории традиционного природопользования к землям особо охраняемых природных территорий. В то же время статья 7 Земельного кодекса устанавливает, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в случаях, предусмотренных законодательством, может быть установлен особый режим использования земель различных категорий. Таким образом, в Земельном кодексе Российской Федерации в одной статье устанавливается, что территории традиционного природопользования относятся к землям определенной категории (особо охраняемых природных территорий), в другой статье говорится о возможности их формирования на землях различных категорий. В то же время Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» только в национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускает выделение зон традиционного экстенсивного природопользования и традиционную хозяйственную деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями национальных парков, а на территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни. Статьей 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» установлено, что малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право «безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации». Лица, относящиеся к малочисленным народам, в тех же целях имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. В федеральном законе о территориях традиционного природопользования содержится иная формулировка: «Использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для жизнеобеспечения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обычаями малочисленных народов». В Земельном кодексе Российской Федерации по этому поводу сказано, что правила предоставления участков малочисленным народам «устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В федеральных законах более позднего периода, касающихся права малочисленных народов безвозмездно пользоваться землей, не упоминается, что на практике означает сокращение объема прав, а следовательно, и гарантий прав коренных малочисленных народов России. Это нарушает обязанности Российского государства как государства социального, которое не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Поскольку нормы Земельного кодекса Российской Федерации, прямо указывающие на право малочисленных народов безвозмездно пользоваться землей, отсутствуют, представляется необходимым привести нормы кодекса в соответствие с нормами ранее принятых законов, устанавливающими право коренных народов на безвозмездное пользование землей, что соответствует нормам международного права; кроме того, необходимо устранить в земельном законодательстве противоречия относительно прав северных коренных малочисленных народов на землю. Правовая неопределенность приводит к недопониманию установленных законом государственных гарантий и противоречиям, создает возможность свободной интерпретации правовых норм. ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИХ РЕШЕНИЕ (НА МАТЕРИАЛАХ МО НАДЫМСКИЙ РАЙОН) 2.1 Организационно-функциональные основы методов государст....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: