VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социальные гарантии гражданам, признанным безработными

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004566
Тема: Социальные гарантии гражданам, признанным безработными
Содержание
72



66









































Социальные гарантии гражданам, признанным безработными





	

	  	 

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	

	г. Мурманск

	2017 г. 

	СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ ...………………………………………………………………....….... 3

1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ, ЕЕ СУЩНОСТЬ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАНЯТОСТИ НАЧЕЛЕНИЯ ……………………… 7

    1.1. Понятие, причины и виды безработицы.

           Социально-экономическая сущность безработицы 

           в условиях рыночных отношений  ............................................................... 7

     1.2. Законодательство о занятости населения и государственная

            политика в области занятости населения ……………………………..... 14

     1.3. Условия и порядок признания граждан безработными ……………….. 17

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТНЫХ, МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ………………………………………... 23

     2.1. Социальные проблемы безработицы и безработных ………………….. 23

     2.2. Меры социальной защиты безработных. 

             Методы и формы социальной работы с безработными …..................... 31

      2.3. Психологическая помощь безработным. Виды, направления, формы 

             и методы социально-психологической поддержки безработных ……. 41

3. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В РФ И МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ………………………………………...…… 47

     3.1. Социальное обеспечение и помощь безработным 

            в Мурманской области …………………….…………………………….. 47

     3.2. Проблемы, связанные с социальной поддержкой 

            безработных граждан ……………………………………………………. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….……….. 67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………..……... 70

ПРИЛОЖЕНИЯ ..………………………………………………………………… 73





ВВЕДЕНИЕ





Важнейшими проблемами трудовых отношений в России являются занятость и безработица. Для современного социально-экономического положения России характерен ряд симптомов, свидетельствующих об обострении ситуации на рынке труда. Ускорился рост граждан, зарегистрированных в качестве безработных. 

В условиях демократического общества применяется много различных институтов, форм, процедур предотвращения безработицы. Преодоление безработицы является непременным элементом и показателем подлинности любой демократии. 

Безработица – острейшая общенациональная проблема России. В связи с тем, что увеличивается число граждан, зарегистрированных в качестве безработных, любому юристу необходимо всесторонне знать способы обеспечения и помощи безработным, защиты граждан от безработицы, порядок признания граждан безработными, и, естественно, условия, при которых гражданин признается безработным. Также юристу необходимо знать порядок регистрации безработных граждан, порядок признания граждан безработными, порядок начисления пособия по безработице. 

Динамика безработицы в России, начиная с 1991 г. по настоящее время,  нестабильна. Отмечалось снижение и стабилизация уровня безработицы в определенные годы, и последующее повышение доли безработного населения. В настоящее время безработица становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране, поэтому необходимость изучения и анализа проблемы безработицы, разработка комплекса мероприятий по снижению ее уровня, а также мер социальной поддержки безработных определяет актуальность данной темы. 

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что тема данной работы «Социальные гарантии гражданам, признанным безработными» весьма актуальна для рассмотрения.

Объектом исследования являются правоотношения по поводу социального обеспечения и помощи безработным. 

Предметом исследования выступают социальные гарантии гражданам, признанным безработными. 

Целью при написании работы выступает комплексное и всестороннее исследование социальных гарантий гражданам, признанным безработными, изучение и анализ проблем применения норм законодательства, регулирующего социальные гарантии гражданам, признанным безработными.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

		рассмотреть понятие, причины и виды безработицы, ее социально-экономическую сущность в условиях рыночных отношений;

		проанализировать законодательство о занятости населения и государственную политику в области занятости населения;

		охарактеризовать условия и порядок признания граждан безработными;

		определить социальные проблемы безработицы и безработных;

		исследовать меры социальной защиты безработных, методы и формы социальной работы с безработными;

		проанализировать психологическую помощь безработным, виды, направления, формы и методы социально-психологической поддержки безработных;

		исследовать социальные гарантии и определить проблемы безработных граждан в РФ и Мурманской области.

Научная и практическая значимость исследования заключается в формулировании выводов и предложений по улучшению законодательного регулирования социального обеспечения и помощи безработным, социальных гарантий гражданам, признанным безработными.

Степень разработанности темы. Тема социальных гарантий гражданам, признанным безработными, в настоящее время  является недостаточно изученной - специальных научных трудов, монографий по данной проблеме немного – это объясняется тем, что законодательство о государственной социальной помощи безработным частично находится еще в стадии организационного становления. 

В основном проблемы социальных гарантий гражданам, признанным безработными, рассматривались в трудах, посвященных проблемам оказания государственной социальной помощи и выплате государственных пособий, которые были использованы при написании данной работы: Власова В.И.3, Плакся В.И.4, Прасолова Б.5, Цадаевой И.Д.6 и др.

Теоретико-правовые положения и выводы опираются на анализ нормативно-правовых актов: Конституции РФ7, Трудовой кодекс РФ8, Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. № 1032-19, Федеральный закон РФ «О прожиточном минимуме в РФ» от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ10, Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ11, Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ12, ряд иных актов, а также комментариев законодательства, научных статей и учебной литературы следующих авторов: Анисимова Л.Н., Витрук Н.В., Власова В.И., Ершова В.А., Лепихова М.И., Лушникова А.М., Мачульской Е.Е., Никонова Д.А., Плакся В.И., Прасолова Б., Сулеймановой Г.В., Толмачева И.А., Цагадаевой И.Д.,  Цурикова В.В. и др.

Методологическую основу исследования составляют научные методы познания: общенаучные, частнонаучные, специальные методы познания - конкретно-исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой. В ходе исследования также использованы общелогические методы познания (анализ, обобщение).

Положениями, выносимыми на защиту, являются: 

1. Актуальные проблемы кодификации законодательства в области социальных гарантий граждана, признанным безработными.

2. Перспективы общеотраслевой кодификации законодательства о социальном обеспечении и выплате социальных гарантий гражданам, признанным безработными.

Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка литературы и приложений. 















1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ, ЕЕ СУЩНОСТЬ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН БЕЗРАБОТНЫМИ





    1.1. Понятие, причины и виды безработицы. Социально-экономическая сущность безработицы в условиях рыночных отношений  





Идея социального государства заключается во всемерном проведении в жизнь базовых принципов социальной концепции, в создании условий для развития гражданского общества, а именно приоритета прав человека и его основных свобод и взаимоответственность человека и государства. В настоящее время достаточно прослежена история идеи социального государства и освещена практика его институционализации и функционирования13. 

Безработица - это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться. Безработица - это сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, при котором часть экономически активного населения, незанятая в производстве товаров и услуг14. 

Суть безработицы состоит в том, что:

1) часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу (способность к труду) на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест;

2) лишается возможности на различный по продолжительности срок трудиться и получать трудовой доход;

3) лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни;

4) подвергается угрозе:

- потери квалификации и профессии,

- снижения социального статуса,

- ухудшения жизненного уровня.

Безработица, по определению, принятому МОТ (Международной Организации Труда), трактуется как «потеря заработков по причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу»15. 

К безработным относятся все лица трудоспособного возраста, не участвующие в общественном производстве в течение определенного периода, которые в данный период:

1) не имеет работы в данный момент;

2) предпринимает конкретные и активные попытки найти работу;

3) в данный момент готов приступить к работе16.

В России получение статуса безработного имеет более жесткий характер, чем в международных документах. В ст. 3 гл. 1 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 указано, что статус безработного присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. Именно последнее обстоятельство, связанное с постановкой на учет в службе занятости населения и поиском подходящей работы, обеспечивает социальную защищенность индивиду.

В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. Во многих развитых странах безработица может стать, как правило, следствием роста эффективности производства и его структурной перестройки в результате научно-технического прогресса, сокращения производства какого-либо товара по причине его неконкурентоспособности, что ведет к сокращению занятости населения. Основным фактором, способствующим возникновению и развитию безработицы в России, явилось высвобождение рабочей силы на фоне общероссийского спада производства, обусловленного кризисом социально-экономической и политической системы общества, что привело к закрытию предприятий17.

Характер и типы безработицы, а также ее классификация зависят в первую очередь от социокультурной, экономической и личностной подсистем общества. Каждый из этих факторов в зависимости от страны и времени накладывает свой отпечаток на систему реального поведения индивидов (в том числе безработных).

Различают несколько видов безработицы:

1) по времени (продолжительности):

- кратковременная - до 6 месяцев,

- длительная (хроническая) - от 6 до 18 месяцев,

- застойная - свыше 18 месяцев.

2) по причинам: в общем виде и применительно к современным российским условиям такую классификацию можно представить в виде трех блоков видов безработицы:

Вынужденная безработица: обуславливается происходящими изменениями в социально-хозяйственной жизни общества, приводящим, как минимум, к сокращению рабочих мест. Этот тип безработицы показывает реакцию рынка труда на конъюнктуры процессов, и главным образом, мотивом здесь выступает внешнее по отношению к индивиду воздействие. Вынужденная безработица проявляется в трех формах:

Циклическая безработица: вызывается общим спадом экономической конъюнктуры; когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Масштабы и продолжительность данной безработицы достигают пика при кризисе экономики и минимума при подъеме экономики;

Структурная безработица: связана с изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного времени для установления соответствия между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными требованиями. В ходе технологических преобразований спрос на одни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняется географическое распределение рабочих мест.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Технологическая безработица: вызвана изменениями структуры производства в масштабе одного предприятия. Инновации, технологические изменения приводят к перераспределению или сокращению рабочей силы на данном предприятии;

Естественная безработица: характеризуется более высоким удельным весом личностного момента в ее возникновении18. 

Фрикционная безработица (текучая): связана с периодом, необходимым для поиска или ожидания новой работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных фирмах. Главная отличительная черта - самостоятельность в поиске работы. Фрикционная безработица является даже желательной, так как позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату19.

Институциональная: неизбежно появляется в тех случаях, когда рынок труда испытывает воздействие различных структур, включая СЗН (социальные выплаты), а также когда законодательство предписывает процедуры увольнения и найма на работу и предусматривает меры социальной поддержки безработных и много другое. Институциональная безработица порождается правовыми нормами, устройством рынка труда. Ее определяет соотношение выгод от статуса безработного и потерь от отсутствия работы, приносящей доход. Главная особенность - поддержка со стороны социума в поиске работы.

Добровольная безработица: связана с нежеланием работать, существует при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда (тяжелый, малоинтересный, непрестижный труд).

Маргинальная безработица: объединяет представление о различных формах незанятости, таких как:

Застойная безработица: охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальных подачках общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности20.

Сезонная безработица: порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею21.

Скрытая безработица: характерна для отечественной экономики. В условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

На основании изложенного можно сделать вывод, что на формирование вынужденной безработицы главное влияние оказывает экономический фактор, естественной - личностный, маргинальной безработицы - социокультурный.

3) по социально-демографическим группам населения:

- молодежная безработица,

- женская безработица и т.д.

Количественная характеристика безработицы, или уровень безработицы, может быть четырех видов:

- естественный уровень безработицы - от 1,5 до 4% экономически активного населения;

- приемлемый уровень безработицы - от 5 до 7% экономически активного населения;

- критический уровень безработицы - от 8 до 11% экономически активного населения;

- массовый уровень безработицы - 11% экономически активного населения и выше22.

Чтобы не допустить массовую безработицу в стране было принято Постановление Правительства РФ «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» от 5 февраля 1993 г. № 9923. В соответствии с этим постановлением местной исполнительной власти предоставлено право по предложению служб занятости населения приостанавливать высвобождение работников в регионах в зависимости от уровня безработицы. При этом максимальный срок приостановки высвобождения (6 месяцев) предусмотрен при уровне безработицы, превышающем 11 %24.

В подведении итога параграфа можно сделать вывод, что безработица - это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться; это сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, при котором часть экономически активного населения, незанятая в производстве товаров и услуг. Суть безработицы в том, что: 1) часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу (способность к труду) на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест; 2) лишается возможности на различный по продолжительности срок трудиться и получать трудовой доход; 3) лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни; 4) подвергается угрозе: потери квалификации и профессии, снижения социального статуса, ухудшения жизненного уровня.

1.2. Законодательство о занятости населения и государственная

политика в области занятости населения 





Долгие годы в  нашей стране обеспечивалась полная занятость населения. Конституция  СССР 1977 г. закрепляла не только  право на  труд, но и  обязанность трудиться. За уклонение от работы в разные периоды устанавливалась как административная, так и уголовная ответственность. Возможность обеспечить всех желающих   рабочими местами  основывалась на плановом ведении хозяйства, расчетах  баланса наличных трудовых ресурсов и рабочих мест с учетом  планируемой производительности труда. По мнению  правоведа Цурикова В.В. «безусловно, такая система имела свои положительные стороны, но в силу ряда причин  она не смогла, в конечном счете, обеспечить  достаточно эффективное использование  потенциала  трудовых ресурсов страны, привела к  уравниловке в распределении  доходов, создала  условия  для появления и роста скрытой  безработицы, снижения трудовой дисциплины, что резко отрицательно повлияло  на производительность труда и жизненный уровень населения»25.

Изменения в экономике вызвали процесс высвобождения, что быстро привело к появлению больших групп длительное время неработающего населения. В январе 1991 г. «Основы законодательства СССР и союзных республик о занятости населения» признали как факт существование такой категории лиц, как безработные, дали первое определение занятости.   

В отличие от понятия «занятость», которое содержится в Законе РФ «О занятости населения в РФ», понятия «безработица» в действующем российском законодательстве нет. В Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-2000 годы безработица была определена как явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу. С этим определением можно не согласиться, так как безработица – явление не только экономическое, но и социальное.

Действующим законодательством предусмотрен ряд защитных мер против безработицы. 

Согласно п. 3 ст. 37 Конституции РФ  каждый имеет право на защиту от безработицы. Данное положение части 3 статьи 37 базируется на международно-правовых нормах. 

Право на защиту от безработицы предусмотрено ст. 1 Всеобщей декларации прав человека26. 

Согласно п. 1 ст. 23 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Декларация об основополагающих принципах и правах  в сфере труда, принятая в Женеве в июне 1998 г., принимает во внимание, что МОТ должна обращать особое внимание на проблемы, стоящие перед лицами, которые имеют особые социальные нужды, в особенности перед безработными.

Кроме перечисленных актов в РФ действует Закон РФ «О занятости населения в РФ». 

Законодатель старается принимать защитные меры от безработицы и обеспечивать помощь безработным гражданам. Всем гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости России. Действуют законы: Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, Федеральный закон РФ «О прожиточном минимуме в РФ» от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ, Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ, Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, ряд иных актов27.

Анализ законодательства РФ о занятости в области социально-правовой защиты безработных позволяет сделать вывод, что действующие правила в данной области, по своей сути, приближены ко многим международно-правовым нормам, хотя и требуют последующих доработок.

Например, статья 3 ч. 3 Закона гласит, что безработными не могут быть признаны граждане не достигшие 16 летнего возраста, что в свою очередь противоречит нормам ТК РФ, в соответствии с которым возможен прием на работу лиц, достигших 14 летнего возраста. Хотя трудовое законодательство разрешает прием на работу лиц, достигших 15 лет, а в порядке исключения могут привлекаться к труду и 14-летние подростки для выполнения работы, не причиняющей вреда их здоровью и не нарушающей процесс обучения несовершеннолетних, в свободное от учебы время и с согласия родителей, усыновителей или попечителей. Однако Законом РФ «О занятости населения в РФ» не снижен возраст для признания безработными и подростков.

Поэтому полагаем, что Закон о занятости в данном вопросе требует корректировки. 

Необходимо отметить, что Федеральный закон РФ «О занятости населения в РФ» не устанавливает обязанности безработных. Однако Постановление Правительства РФ «О порядке регистрации безработных граждан» от 22 апреля 1997 г., содержит ряд обязанностей, возложенных на безработных. По нашему мнению данный пробел должен быть восполнен в Законе. Одновременно с этим, необходимо закрепить, какие правовые последствия наступают при её невыполнении. 

Закон о занятости содержит отдельные нормы, касающиеся социальной защиты слабо защищенных слоев населения, но полагаем что эти нормы малоэффективны и требуют доработок. 

В целом же Федеральный закон РФ «О занятости населения в РФ» является неплохой попыткой урегулировать общественные отношения в столь специфической области, хотя законодателю предстоит еще большая работа для того, чтобы данный закон в настоящее время соответствовал реальной жизни. 





1.3. Условия и порядок признания граждан безработными 





Ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» определяет условия и порядок признания граждан безработными. Согласно п. 1 данной статьи безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. 

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ  назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Таким образом, право на получение статуса безработного гражданин может получить только при соблюдении следующих четырех условий.

Первое условие – гражданин должен быть трудоспособен. Юридически нижний уровень трудоспособности определен в трудовом законодательстве – это 16 лет независимо от пола. Верхний уровень установлен и связан с пенсией по старости: для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет28.

Закон РФ «О занятости населения в РФ» устанавливает, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Как уже указывалось, хотя трудовое законодательство разрешает прием на работу лиц, достигших 15 лет, а в порядке исключения могут привлекаться к труду и 14-летние подростки для выполнения работы, не причиняющей вреда их здоровью и не нарушающей процесс обучения несовершеннолетних, в свободное от учебы время и с согласия родителей, усыновителей или попечителей. Однако Законом РФ «О занятости населения в РФ» не снижен возраст для признания безработными и подростков.

Второе условие – гражданин должен не иметь работы и заработка. В соответствии с законодательством к занятым гражданам относятся лица, работающие по трудовому договору (контракту), на любых предприятияз независимо от форм собственности, а также в международных организациях как на территории России, так и за границей. 

В том случае, если гражданин потерял основную работу (например, был уволен вследствие ликвидации предприятия или по сокращению штатов), но продолжает трудиться как совместитель на другом предприятии, то он относится к числу занятых граждан. Ранее совмещаемая работа становится тогда основной, а он считается занятым гражданином на условиях неполного рабочего времени.

Термин «заработок» означает вознаграждение за труд, которое получают работающие граждане. Заработок включает в себя тарифную ставку или оклад, а также премии, иные поощрительные выплаты, которые установлены в централизованном порядке или в отраслевом тарифном соглашении, коллективном договоре.

Понятие «трудовой доход» применяется в других случаях, когда речь идет о вознаграждении за личный труд граждан, занимающихся предпринимательством, самостоятельно обеспечивающих себя работой, работающих в кооперативах и др. Стипендии, пенсии, семейное пособие, алименты, дивиденды по ценным бумагам в понятие трудовой доход не входят. 

Третье условие – готовность приступить к работе. В законодательстве, В эту готовность работниками службы занятости приходится верить со слов ищущего работу. Подтверждается она тогда, когда гражданин дает согласие на одну из предлагаемых подходящих работ. Но иногда в ряде случаев бывает, что несмотря на уверения в готовности приступить к работе, эта готовность явно отсутствует.

Если гражданин временно нетрудоспособен, находится на медицинском исследовании в стационарном медицинском учреждении и пр., а значит, приступить к работе, которую ему могут подобрать, не в состоянии, регистрировать его в качестве ищущего работу в этот период не следует. Нельзя также считать готовным приступить к работе мать или другого члена семьи, осуществляющего уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом и другими лицами (если, конечно, в семье нет других лиц, которым можно поручить этот уход)29.

Беременные женщины до определенного срока (30 недель) считаются трудоспособными. Поэтому в этот период нет оснований отказывать им в признании безработными.

Четвертое условие – регистрация гражданина в службе занятости в целях поиска подходящей работы. 

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ»)30.

Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ31.

В подведении итога главы можно сделать следующие выводы. 

Безработица - это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться; это сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, при котором часть экономически активного населения, незанятая в производстве товаров и услуг. 

Суть безработицы состоит в том, что: 

1) часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу (способность к труду) на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест; 

2) лишается возможности на различный по продолжительности срок трудиться и получать трудовой доход; 

3) лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни; 

4) подвергается угрозе: потери квалификации и профессии, снижения социального статуса,  ухудшения жизненного уровня.

В России получение статуса безработного имеет более жесткий характер, чем в международных документах. 

В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. Во многих развитых странах безработица может стать, как правило, следствием роста эффективности производства и его структурной перестройки в результате научно-технического прогресса, сокращения производства какого-либо товара по причине его неконкурентоспособности, что ведет к сокращению занятости населения. Основным фактором, способствующим возникновению и развитию безработицы в России, явилось высвобождение рабочей силы на фоне общероссийского спада производства, обусловленного кризисом социально-экономической и политической системы общества, что привело к закрытию предприятий.

Характер и типы безработицы, а также ее классификация зависят в первую очередь от социокультурной, экономической и личностной подсистем общества. Каждый из этих факторов в зависимости от страны и времени накладывает свой отпечаток на систему реального поведения индивидов (в том числе безработных).

Законодатель старается принимать защитные меры от безработицы и обеспечивать помощь безработным гражданам. Всем гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости России. 

































2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТНЫХ, МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА





2.1. Социальные проблемы безработицы и беззаботных





Исследования социальных проблем безработицы и безработных граждан можно рассмотреть в четыре этапа; анализируемый круг проблем можно обозначить термином «социальная эксклюзия».

В Западной Европе этот термин в 80-е годы стал ключевым понятием у исследователей и политических деятелей, стремящихся к пониманию и устранению ряда негативных социальных явлений, связанных со структурными преобразованиями экономики. Этот термин (в переводе – «исключение из», «отторжении» как процесс и «отверженность» как состояние) используется как для описания, так и для анализа ситуации и процессов, и поэтому он обладает очевидной привлекательностью как для политиков, так и для аналитиков32.

Наибольшие трудности испытывают члены многодетных семей, матери-одиночки, те, в чьих семьях нет работников, приносящих доход, те, кто лишены социальной помощи. 

В силу разных обстоятельств попав в положение безработного, люди стараются, прежде всего, мобилизовать свои собственные ресурсы. Поведение рыночного свойства формируется, хотя и медленно, оно постепе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%