VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально-психологический тренинг как средство профилактики суицидального поведения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008606
Тема: Социально-психологический тренинг как средство профилактики суицидального поведения
Содержание
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) 

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования 

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»























СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ





Выпускная квалификационная работа



программа магистратуры                      ________________________________



по направлению подготовки                  ________________________________

                                                                ________________________________

Идентификационный код ВКР              _______________













































Нижний Тагил 2018

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) 

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования 

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»



Факультет психолого-педагогического образования

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования



                                            

                                              К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:

                                       Заведующий кафедрой Е. С. Зубарева

И.О. Фамилия

_____________________________________

                                              «____»_______20______г.

 





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ







Исполнитель:

Магистрант группы Нт-301мППс   ______________             Гашимова Рахима Шахин  

                                                                                                     кызы                                                   

             (подпись)                             



Руководитель:

Ученое звание, ученая степень, 

должность доцент кафедры ППО, 

кандидат педагогических наук            _____________          Скоробогатова Юлия

                                                                                                     Валерьевна                 

                      (подпись)                              

Нормоконтролер:

Ученое звание, ученая степень, 

должность _____________________   ___________________   ___________________

                                                                          (подпись)                             (ФИО)





















Нижний Тагил 2018

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) 

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования 

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»







ЗАДАНИЕ 

НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ







Магистранта 3 курса _ группы____Нт-301мППс ______________________________________

____________________Гашимовой Рахимы Шахин кызы_______________________________

                                          (Фамилия, имя, отчество студента)

Тема ВКР:     

(форма ВКР)                    Социально-психологический тренинг как средство____________ профилактики суицидального поведения подростков___________________________________

Утверждена распоряжением по институту от «__»____________20___г. №________________



Руководитель ВКР:_______Скоробогатова Юлия Валерьевна______________________

(Фамилия И. О. руководителя)

Кандидат педагогических наук                         Доцент кафедры ППО        НТГСПИ (ф) РГППУ        (ученая степень)                           (ученое звание)        (должность)                          (место работы)



Место преддипломной практики Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования___________________________________________________________

Исходные данные к работе, основная литература Амбрумова А. Г. Психология______ самоубийства, Асламазова Л. А. Организация мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в образовательных организациях, Змановская Е. В.________ Девиантология (психология отклоняющегося поведения), Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга_________________________

Содержание ВКР (перечень подлежащих разработке вопросов)___теоретические основы суицидального поведения подростков, опытно-поисковая работа по профилактике суицидального поведения подростков_______________________________________________

Перечень демонстрационных материалов (чертежей, плакатов, слайдов и т. д.)____________________________________________________________________________

Календарный план выполнения ВКР

№ п/п

Наименование этапов подготовки ВКР

Срок выполнения этапа

Процент выполнения ВКР

Отметка руководителя о выполнении ВКР

1.

Выполнение ВКР во время преддипломной практики

30.10.201710.12.2017

85%



2.

Выполнение работ по разрабатываемым вопросам и изложение их в тексте ВКР

10,201512.2017

100%



3.

Оформление текста ВКР

01.2018

100%



4.

Выполнение чертежей, оформление демонстрационных материалов

12.2017

100%



5.

Нормоконтроль 

09.02.2018





6.

Подготовка доклада к защите в ГЭК

02.2018

95%



7.

Допуск к защите









Консультанты по разделам ВКР

Наименование раздела

Консультант 

Задание выдал

Задание принял





Подпись 

Дата 

Оценка 

Подпись 

Дата 















Руководитель                                                               Магистрант 

                            __________       _________       задание получил         _________      ________

                             (подпись)              (дата)                                                          (подпись)         (дата)     

                                                                                задание выполнил                   

Все материалы выпускной квалификационной работы проанализированы

Считаю возможным допустить _________________________________________   к защите

                                                                      (фамилия, и., о.магистранта)

ВКР в государственной экзаменационной комиссии

                                                       Руководитель              ________________        ___________

                                                                                                 (подпись)                         (дата)





Допустить __________________________    к защите выпускной квалификационной работы                 (фамилия, и.,о. магистранта)

в государственной экзаменационной комиссии (протокол заседания комиссии по допуску к защите ВКР

от «___»___________20___г. №_______)

                                                                           Заведующий кафедрой ____________________

                                                                                                                           (подпись)

















































АННОТАЦИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ



Выпускная квалификационная работа выполнена на 143 страницах, содержит 4 рисунка, 18 таблиц, 64 источников литературы, а также 8 приложений на 17 страницах.

Ключевые слова (до 60 печатных знаков, включая пробелы):

суицид, суицидальное поведение, девиантное поведение, антисуицидальные факторы личности, депрессия, акцентуации характера, личность, подростковый возраст, превенция, интервенция, поственция, профилактика, социально-психологический тренинг, самооценка, «Я-концепция», психологическое здоровье, дезадаптация______________________________________________ __________ 

Библиографическое описание ВКР.

Краткая характеристика ВКР:

 В настоящее время, особенно важное значение приобретает проблема подросткового суицида в связи с их ростом. Актуальность исследования определяется частотой суицидального поведения в подростковом возрасте, значительными трудностями диагностики истинности суицидальной попытки, недостатком продуктивных условий для профилактики суицидов, особенностями социально-психологической дезадаптации, сопровождающих данное поведение. Объект исследования: профилактика суицидального поведения подростков. Цель исследования: дать теоретическое и эмпирическое обоснование социально-психологическому тренингу как средству профилактики суицидального поведения подростков. Задачи исследования: выявить сущность и особенности суицидального поведения подростков, выявить и описать возможности социально-психологического тренинга как средства профилактики суицидального поведения подростков, провести диагностику склонности подростков к суицидальному поведению, разработать и реализовать проект социально-психологического тренинга по профилактике суицидального поведения подростков, проверить в ходе опытно-поисковой работы эффективность созданного проекта социально-педагогического тренинга по профилактике суицидального поведения у подростков. Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических основ профилактики суицидального поведения подростков. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами проект социально-психологического тренинга может быть использован педагогом-психологом для профилактики суицидального поведения у подростков. Методы исследования:

?	теоретические — анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение;

?	эмпирические — обобщение передового педагогического опыта; тестирование; констатирующий и формирующий эксперимент.

?	методы математической статистики, обеспечивающие качественный и количественный анализ результатов исследования. Количественный анализ результатов выполнен в программе IBM SPSS Statistics 19. 

Проект содержит в себе следующие главы: Пропаганда здорового образа жизни. Формирование коммуникативных и межличностных навыков. Формирование положительного отношения к собственной личности. 

3. Предполагаемый результат реализации проекта: сформированы установки для ведения здорового образа жизни и осмысленного отказа от вредных привычек, сформированы коммуникативные и межличностные навыки взаимодействия с социумом; сформированы адекватное отношение к собственной личности, уверенность в себе, в собственных силах, умение осознавать свои поступки и свои собственные психические состояния.

4. Апробация результатов исследования: Всероссийская научно-практическая конференция (г. Орел, 19-20 октября 2017 г.). «Профилактика суицидального поведения подростков». Международная научно-практическая конференция. «Психолого-педагогические условия профилактики суицидального поведения подростков».











СОДЕРЖАНИЕ

		ВВЕДЕНИЕ

		9

		ГЛАВА 1.

		ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

		18

	1.1.

Особенности суицидального поведения подростков

		18

1.2.

Профилактика суицидального поведения подростков: сущность, структура, направления

		32

1.3.

Характеристика и возможности социально-психологического тренинга как средства профилактики суицидального поведения подростков

		46

			ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

		65

		ГЛАВА 2.

		ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

		

		67

		2.1.

		Организация исследования, методики диагностики суицидального поведения у подростков

		67

		2.2.

		Интерпретация результатов констатирующего эксперимента

		69

		2.3.

		

		2.4. 

		Проект социально-психологического тренинга по профилактике суицидального поведения подростков

		Интерпретация результатов формирующего эксперимента

		75

		

		101

		ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

		113

		ЗАКЛЮЧЕНИЕ

		115

		СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

		119

		ПРИЛОЖЕНИЯ:

		ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика «Опросник суицидального риска» Е. Г. Шмелева (модификация Т. Н. Разуваевой)

		

		127

		ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методика «Выявление суицидального риска у детей» 

		(А. А. Кучер, В. П. Костюкевич)

		ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты начальной диагностики суицидального риска по методике Е. Г.  Шмелева (модификация Т. Н. Разуваевой)

		ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Результаты начальной диагностики суицидального поведения подростков при помощи методики выявления суицидального риска у детей (А. А. Кучер и В. П. Костюкевич)

		ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Результаты итоговой диагностики суицидального риска по методике, предложенной Е. Г. Шмелевой в модификации Т. Н. Разуваевой

		ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Результаты итоговой диагностики подростков при помощи методики выявления суицидального риска у детей (А. А. Кучер и В. П.  Костюкевич)

		ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Результаты сравнительного анализа показателей  суицидального риска у подростков по t-критерию Стьюдента

		ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Результаты сравнительного анализа показателей суицидального риска у подростков по критерию Т-Вилкоксона

		ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Конспект занятий социально-психологического                                       

		131

		

		135

		

		136

		

		

		138

		

		

		139

		

		

		141

		

		142

		

		

                                 тренинга по профилактике суицидального поведения

                                подростков













































ВВЕДЕНИЕ

Суицид как феномен человеческого поведения уже более века находится в ряду актуальных проблем общества. Это происходит на фоне глубоких перемен, происходящих в социуме, результатом которого является дезадаптация человека и рост числа деструктивных проявлений его развития. Нравственный кризис часто приводит к тому, что человек не способен видеть позитивный настрой в собственной жизни; отсутствует культура мировоззренческой рефлексии, что во многом объясняет социальные патологии современности: наркоманию, алкоголизм, преступность, суицид [19, с. 57].

Суицидальное поведение характеризуется относительным постоянством в разных странах. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно около 800 000 человек лишают себя жизни, а значительно большее число людей совершают попытки самоубийства. 

Самоубийства происходят на протяжении всего жизненного цикла, и в 2015 году они стали второй ведущей причиной смерти среди молодых людей 15–29 лет в глобальных масштабах [16, с. 165].

Актуальность данного феномена привела к созданию целой науки суицидологии, которая взаимодействует с социологией, психологией, психиатрией, медициной, демографией. Данная наука изучает мотивы и причины, толкающие человека на то, чтобы свести счеты с жизнью [19, с. 49].

В настоящее время, особенно важное значение приобретает проблема подросткового суицида в связи с их ростом. Наблюдения американских психологов Р. Герриг и Ф. Зимбардо показали, что за последние 15 лет количество суицидальных попыток среди подростков катастрофически выросло. По исследовательским данным суицидальные мысли у кого-то из них возникают каждые 9 минут и каждые 10 минут кто-то кончает жизнь самоубийством. За неделю 1000 подростков пытаются покончить с собой, и у 125 из них эта попытка удается [19, с. 53].

Одно из первых социологических исследований суицидальной активности населения в России было проведено в 1823 и 1824 гг. На заседаниях Российской академии наук академиком К. Германом были сделаны два доклада на тему «Изыскание о числе самоубийств и убийств в России за 1819 и 1820 годы». На основании широкого статистического материала академик обратил внимание и на рост числа самоубийств среди детей, подростков и молодежи [10, с. 90].

В 1987 году в СССР изучением роста суицидальных актов среди подростков занимался А. Лиханов. Согласно статистике, обнародованной ученым, за этот год покончили жизнь самоубийством 2194 подростка. За последующие 70 лет это количество возросло в 7 раз [10, с. 93].

На данный момент в России динамика подросткового суицида также имеет прогрессирующую тенденцию. По официальной статистике, ежегодно 16 подростков из каждых 100 тысяч убивают себя. Эти цифры почти в три раза выше среднемировых. В 2016 году Следственный комитет России зарегистрировал 461 самоубийство среди несовершеннолетних. В Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии имени Сербского говорят, что 10–14 лет — самый опасный возраст для суицидов [36, с. 4].

Врачи констатируют, что если c 2002 года количество взрослых суицидов в России постепенно снижается (с 10-го места в мировом рейтинге стран с самым высоким уровнем самоубийств мы переместились на 14-е), то по подростковым — положительных тенденций нет. На каждые 100 тысяч детей 10–14 лет приходится 2,5 суицида, среди подростков 15–19 лет — 16,3 [13, с. 65]. Официальные статистические данные Главного информационно-аналитического центра министерства внутренних дел Российской Федерации на 2017 год показали, что число законченных суицидов среди юношей в среднем в три раза больше, чем среди девушек. Девушки пытаются покончить с собой в четыре раза чаще, чем юноши. Среднемировой показатель почти в три раза меньше [6]. Сформировалась и география добровольной смертности [55].

Участились случаи пропаганды суицида среди подросткового населения в социальных сетях. Учитывая тот факт, что данная категория лиц в силу своих возрастных особенностей характеризуется специалистами как эмоционально неустойчивая, отличающаяся импульсивностью, изменчивостью настроения и склонностью к меланхолии и при негативном воздействии извне подростки вполне способны включить механизм саморазрушения, то после предварительной психологической обработки организаторы «виртуального действа» целенаправленно подталкивают их к совершению суицидального акта. По оценкам специалистов в области интернет-статистики, наибольшее количество «хештегов», связанных с суицидальной темой, в 2015–2016 годах наблюдалось в России [11, с. 101].

Необходимость целенаправленной работы по предупреждению подросткового суицида была обозначена на государственном уровне. Правительством Российской Федерации 7 июня 2017 года был принят Федеральный закон от 07.06.2017 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению». Настоящий законопроект регламентирует введение уголовной ответственности за организацию деятельности, побуждающей к совершению самоубийства путем распространения информации о способах его совершения, а также за склонение, призывы или содействие совершению самоубийства [1, с. 2].

Согласно статье 14 Федерального закона Российской Федерации №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» содействие психическому, духовному и нравственному развитию детей является одной из целей государственной политики. В статье сообщается, что жестокое обращение со стороны взрослых по отношению к подросткам влечет за собой развитие депрессивных состояний, что является основой развития суицидальных намерений среди молодежи [2, с.  42].

В Информационном письме Министерства образования и науки от 29.05.2003 № 03–51–102 ин/20203 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков» говорится, что профилактика суицидов среди подростков отдается не органам управления образованием, а психологическим службам. Это было связано с тем, что органы самоуправления недостаточным образом справляются с возложенными на них обязанностями и с недостаточной эффективностью работы по профилактике суицидального поведения среди молодежи [3, с.  1].

Исследования, посвященные проблеме подросткового суицида, выявили закономерность, согласно которой в периоды обновления социального организма возникает реальная угроза выпадения из него наиболее слабых членов. Так, например, М. Я. Феноменов отмечал тесную связь подростковых самоубийств с социально-экономическим кризисом, с распространением психологии потребительства, с улитаризмом и практицизмом [58]. 

В зарубежной психологии и социологии проблемой подросткового суицида занимались: Э. Дюркгейм, выдвинувший в своем фундаментальном исследовании «Самоубийство. Социологический этюд», теорию о том, что главным фактором самоубийства является социальный фактор; В. Франкл, основоположник социально-психологической концепции; К. Абрахам и З. Фрейд — сторонники психоаналитической традиции; Э. Гроллман, выявивший закономерность об уровнях суицидальной превенции; идеи К. Лукоса, Н. Фарбероу, Г. Сейдена и Э. Шнейдмана о «форпост-признаках», «ключах» — вербальных и невербальных сигналах о готовящемся суициде [26, с.  42]. 

В отечественной практике исследованием подросткового суицида занимались такие видные ученые, как А. Г. Амбрумова, Е. В. Змановская, А. Е. Личко, В. А. Тихоненко, С. В. Бородин, А. С. Михлин, Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский, которые выдвинули главную профилактическую идею, которая заключается в совместных действиях общественности, семьи и образовательных организаций в борьбе против подросткового самоубийства [16, с.  317].

Н. К. Крупская, М. Я. Феноменов отмечали роль школьных проблем в формировании суицидальных намерений. Г. И. Гордон, В. К. Хорошко исследовали влияние особенностей возрастных изменений на суицидальные устремления. А. Н. Острогорский изучал психологические причины самоубийств в подростковой среде [19, с.  247].

Необходимо отметить тот факт, что в целом все эти научные идеи носили отдельные краткие исследования и единой концепции в профилактике суицидального поведения подростков создано не было.

Таким образом, актуальность исследования определяется частотой суицидального поведения в подростковом возрасте, значительными трудностями диагностики истинности суицидальной попытки, недостатком продуктивных условий для профилактики суицидов, особенностями социально-психологической дезадаптации, сопровождающих данное поведение.

Следовательно, можно выделить противоречие между необходимостью профилактики суицидального поведения у подростков и недостаточностью средств реализации данного процесса.

Проблема исследования связана с поиском средств профилактики суицидального поведения подростков.

Согласно исследованиям в области социологии программа профилактики суицидального поведения должна включать в себя и изменения изжившей себя социальной структуры и формирование жизненных ценностей у подростков. Следовательно, профилактика суицидального поведения подростков должна опираться на такие мероприятия как информационные и образовательные программы, направленные на обучение продуктивным поведенческим стратегиям в кризисных ситуациях, идентификацию групп повышенного риска, формирование здорового образа жизни, обращение должного внимания на развитие личности, ограничение доступа к веществам и средствам самоубийства. Согласно А. Л. Петровской речь может идти о социально-психологических тренинговых программах, где может применяться кризисная психотерапия, направленная на оказание помощи подросткам, относящихся к «группе риска», осуществить выбор не на саморазрушение, а на саморазвитие. Применение социально-психологического тренинга способствует приобретению жизненно важных компетенций, создает условия для разрешения личностных проблем и развивает способности личности [60, с.  69].

На основании проблемы была сформулирована тема исследования: «Социально-психологический тренинг как средство профилактики суицидального поведения подростков».

Объект исследования: профилактика суицидального поведения подростков.

Предмет исследования: возможности социально-психологического тренинга как средства профилактики суицидального поведения подростков.

Цель исследования: дать теоретическое и эмпирическое обоснование социально-психологическому тренингу как средству профилактики суицидального поведения подростков.

Гипотеза исследования: предполагаем, что социально-психологический тренинг как средство профилактики суицидального поведения подростков будет осуществляться продуктивнее, если:

формировать антисуицидальные факторы: ведение здорового образа жизни, проявление компетентности в коммуникативной и межличностной сферах, позитивное отношение к себе, проявление жизнеутверждающих установок и позитивной мировоззренческой позиции;

сочетать методы, используемые в социально-психологическом тренинге: ролевую игру, притчи и дискуссии, психологические упражнения.

Задачи исследования:

1.	На основе изучения психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности суицидального поведения подростков.

2.	Выявить и описать возможности социально-психологического тренинга как средства профилактики суицидального поведения подростков.

3.	Провести диагностику склонности подростков к суицидальному поведению.

4.	Разработать и реализовать проект социально-психологического тренинга по профилактике суицидального поведения подростков.

5. Проверить в ходе опытно-поисковой работы эффективность созданного проекта социально-педагогического тренинга по профилактике суицидального поведения у подростков.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: системный, личностно-ориентированный и антропологический подходы к анализу психолого-педагогических и социальных явлений; идеи российских и зарубежных философов о жизни человека как высшей ценности, таких как: Ли Рон Хаббард, Э. Дюркгейм, А. П. Чуприков, Г. Я. Пилягин, В. Ф. Войцех, А. В. Боенко и др. В качестве специальной методологии выступает теория мультидисциплинарного знания А. Г. Амбрумовой. 

Исследование базируется на современных научных представлениях об основных закономерностях развития личности как в условиях нормального, так и аномального развития, нашедших отражение в фундаментальных трудах отечественных ученых: Е. В. Змановской [19], А. Е. Личко [25], Л. И. Божович [9], Л. С. Выготского [14], А. Л. Петровской [60], К. Лукоса, Н. Фарбероу, Г. Сейдена, Э. Шнейдмана [34] и других. 

Теоретической базой исследования стали идеи гуманистически ориентированной педагогики и психологии о сущности и механизмах суицидального поведения, концепция личностно-ориентированного подхода в организации профилактической работы, системный подход к проблемам саморегуляции и саморазвития личности человека. 

Методы исследования:

теоретические — анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение;

эмпирические — обобщение передового педагогического опыта; тестирование; констатирующий и формирующий эксперимент;

методы математической статистики, обеспечивающие качественный и количественный анализ результатов исследования. Количественный анализ результатов выполнен в программе IBM SPSS Statistics 19.

Научная новизна исследования заключается в разработке теоретических основ профилактики суицидального поведения подростков, то есть: 

определена система профилактики суицида подростка как целеустремленной совокупности педагогических, социально-психологических, медицинских, правовых, административных влияний, осуществляемых взаимосвязанными субъектами и направленных на специфическую цель — распознавание и торможение суицидальных тенденций конкретного ребенка.

Апробация результатов исследования.

Всероссийская научно-практическая конференция (г. Орел, 19-20 октября 2017 г.). «Профилактика суицидального поведения подростков».

Международная научно-практическая конференция. «Психолого-педагогические условия профилактики суицидального поведения подростков» (2017 г.).

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе «Центр образования №1» города Нижний Тагил. В исследовании принимали участие учащиеся восьмого класса в количестве 21 человек, из них 9 мальчиков и 12 девочек.

Основные этапы исследования. Настоящее исследование проводилось с 2015 по 2018 гг.

На первом этапе (теоретико-поисковом) (ноябрь2015 — декабрь 2017 гг.) осуществлялся анализ психологической и педагогической литературы, изучались диссертационные материалы, касающиеся проблемы профилактики суицидального поведения подростков, происходило теоретическое осмысление проблемы исследования, на основании чего определялись методологическая основа, понятийный аппарат, объект и предмет исследования, формулировались его цель, задачи и рабочая гипотеза. 

На втором этапе (опытно-поисковом) (ноябрь 2016 — декабрь 2017 гг.) проводилось уточнение рабочей гипотезы, цели и задач исследования, разрабатывался в ходе опытно-поисковой работы социально-психологический тренинг, направленный на профилактику суицидального поведения подростков.

На третьем этапе (итогово-обобщающем) (декабрь2017 — январь 2018 гг.) осуществлялась систематизация и обобщение полученных материалов, обрабатывались и анализировались результаты опытно-поисковой работы; проводилась работа по текстовому оформлению диссертации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования, его выводов обеспечивается соблюдением методологических принципов проведения исследования, применением комплекса методов, адекватных целям и задачам исследования, использованием математических методов количественного анализа полученных эмпирических данных (u-критерий Манна-Уитни).

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами проект социально-психологического тренинга может быть использован педагогом-психологом для профилактики суицидального поведения у подростков.

Структура и объем работы: работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 64 источника, 8 приложений.	










Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Особенности суицидального поведения подростков

Изучение суицидального поведения относится к одному из важнейших аспектов нашего общества. Социальное окружение, в которое включается человек с самого рождения, становится не только фактором его развития и становления как личности, но и зачастую является основной причиной для саморазрушения. Существует ряд взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения, крайней точкой которого является суицид. Впервые понятие «суицид» было употреблено английским врачом и философом Т. Брауном в начале XII века. Автор под суицидом понимал действия, совершаемые под воздействием сильного душевного расстройства или сильного психического заболевания [10, с. 169].

В дальнейшем проблему самоубийства стали более подробно изучать только в конце XIX века. Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм, рассматривал под самоубийством всякий случай смерти, являющийся непосредственным или опосредованным результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим человеком, в случае если он знал об ожидавших его результатах [19, с. 138].

В педагогике суицидальное поведение характеризуется как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. По определению, которое дала Е. Г. Банщикова, суицид есть сознательное, самостоятельное лишение себя жизни [23, с. 48].

В психиатрии феномен суицида рассматривается как напряженная борьба между инстинктами самосохранения и саморазрушения. З. Фрейд в своей психоаналитической работе «Печаль и меланхолия» выдвинул теорию о том, что суицидальное поведение проявляется как результат агрессии личности, направленной против самой себя [19, с. 155].

С психологической точки зрения под суицидом понимают поведение, имеющее цель самоубийство. Так, например, Е. В. Змановская определяет суицид, как умышленное лишение себя жизни. А. Г. Амбрумова рассматривает суицид, как проявление социально-психологической дезадаптации личности [19, с. 143–145].

Представители психопатологической концепции суицидального поведения (Н. П. Бруханский, В. К. Хорошко и А. А. Прозоров) предполагают, что все суицидальные действия являются проявлением психических расстройств [16, с.  342].

В настоящее время в научной литературе чаще всего применяется термин «суицидальное поведение». Суицидальное поведение — это осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре данного поведения принято выделять: собственно суицидальные действия и суицидальные проявления, то есть намерения, чувства, мысли, высказывания, намеки [20, с. 143–144].

О приближении суицидального поведения свидетельствует, как правило, пресуицидальный синдром, длительность которого варьируется от нескольких минут до недель и месяцев. Чаще всего этот синдром наблюдается у подростков, у которых существует тенденция к суицидальному поведению в сложных ситуациях. Пресуицидальный синдром является ранней стадией суицидального поведения и может быть выражением незавершенных суицидальных действий, а также предшествовать истинному, завершенному суициду [7, с. 22]. 

В пресуицидальном синдроме принято выделять три стадии:

Длительная история наличия проблем в ранней подростковой фазе. 

Период эскалации, характеризующийся обострением всех проблем подросткового периода. Как правило, все это проявляется в поведении подростка. Поведенческие проблемы в подавляющем большинстве случаев являются «средством отчаяния», с целью привлечь к себе внимание значимых лиц. Последним в этом ряду «средств отчаяния» является суицидальное действие.

На третьей стадии наблюдается полное отчуждение подростка от близких ему людей. Данному периоду свойственно то, что подросток психологически тяжело переносит одиночество, и любой усугубляющий фактор может стать так называемой «последней каплей», способной привести к совершению суицидального действия [23, с.  51].

Согласно теории К. Лукоса, Н. Фарбероу, Г. Сейдена и Э. Шнейдмана о «форпост-признаках», выделяют вербальные и невербальные (бихевиоральные) «ключи» — сигналы о готовящемся суициде.

К вербальным «ключам» авторы отнесли:

непосредственные заявления по типу «Я подумываю о самоубийстве», или «Было бы лучше умереть», или «Я не хочу больше жить»;

косвенные высказывания, например «Вам не придется больше обо мне беспокоиться», или «Мне все надоело», или «Они пожалеют, когда я уйду»;

намек на смерть или шутки по этому поводу, многозначительное прощание с другими людьми. 

Основными показателями бихевиоральных «ключей» являются: отчаяние и плач, неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи, стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен, нехватка жизненной активности, самоизоляция от семьи и любимых людей, изменение суточного ритма, повышение или потеря аппетита, вялость и апатия, неспособность сконцентрировать.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%