VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально-педагогические условия профилактики асоциального поведения подростков в общеобразовательном учреждении

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000199
Тема: Социально-педагогические условия профилактики асоциального поведения подростков в общеобразовательном учреждении
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

Факультет социальной педагогики



Факультет социальной педагогики


НАГОВИЦЫНА ЕВГЕНИЯ ВАЛЕРЬЕВНА



СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

(выпускная квалификационная работа)


Направление подготовки – 050100.62 Педагогическое образование 
Профиль подготовки – социальная педагогика 
Квалификация – бакалавр 
Форма обучения – заочная






ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ декан факультета социальной педагогики 
к.п.н., доцент

_____________М.А. Валеева «______»_________2015г.






НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ д.п.н., профессор

____________Ю.П. Яблонских «____»__________ 2015 г.





СТУДЕНТ

______________Е.В. Наговицына

«____»__________ 2015 г.






Оренбург 2015
Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава  1. Теоретические аспекты профилактики асоциального поведения подростков в общеобразовательном учреждении……..……….........................  
1.1. Асоциальное поведение подростков как социально-педагогическая проблема…………………………………….. 
1.2. Психолого-педагогические особенности подростков ………… 
1.3. Анализ опыта работы по профилактике асоциального поведения подростков в общеобразовательном учреждении……………………………..    
Глава 2. Практика работы по профилактике асоциального поведения подростков в общеобразовательном учреждении (школа №2 г. Соль-Илецка Оренбургской области)………………………….
2.1. Реализация комплексной программы профилактики асоциального поведения подростков в общеобразовательном учреждении…………………………………...
2.2. Результаты реализации программы профилактики асоциального поведения подростков в образовательном учреждении…………………………………………….
Заключение………………………………………………………………...  
Список использованной литературы  ……………………………….
Приложение………………………………………………………………...                                                               




Нормоконтроль пройден
______________________
(ФИО)
______________________
(подпись)
«___»__________20…..г.





























Введение

    	Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, значительно изменили его социокультурную жизнь, отразились на ценностных ориентациях подрастающего поколения, вызвали девальвацию нравственных ценностей. В период становления рыночных отношений особенно отчетливо проявились проблемы, связанные не столько с обучением учащихся начального профессионального образования, сколько обусловленные характером, уровнем их духовно-нравственного воспитания. 
     В связи с этим приоритетным направлением деятельности любого образовательного учреждения является воспитание духовно развитой личности, способной анализировать, принимать социально и личностно значимые решения и нести за них ответственность. Исходя из этого, в современных условиях значительно актуализируется проблема подготовки будущего рабочего соответствующего уровня, имеющего не только высокий профессионализм, но и духовные качества. Это во многом зависит от качества работы педагогических коллективов учреждений начального профессионального образования, от тех организационно-педагогических условий, которые созданы в образовательных учреждениях.
     Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества обозначенного контингента школьников имеющих отклонения в поведении. Поэтому вопрос о профилактике асоциального поведения подростков – один из ведущих факторов образовательного учреждения. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее асоциальное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.
	Значительность исследования проблемы работ по профилактике асоциального поведения подростков в общеобразовательном учреждении обусловлена ростом негативных тенденций в подростковой среде. На подростка в современной ситуации оказывает влияние большое количество негативных факторов внешнего и внутреннего характера, действие которых усиливается в связи с тем, что они накладываются на кризис подросткового периода. Результатом данного процесса часто является асоциальное поведение подростка.
     Актуальность темы состоит в том, что отклоняющееся поведение у подростков часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, социальных сирот, увеличение распространения в детской среде наркотиков, психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа асоциального поведения среди обучающихся.
	Основная ответственность за успешное осуществление профилактики асоциального поведения подростков лежит на общеобразовательных учреждениях как основном институте воспитания (в том числе и социального) в рамках каждого конкретного социума. В этой связи назрела объективная необходимость интеграции современных, модернизированных технологий, форм и методов профилактики асоциального поведения подростков в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений нашей страны. 
	К настоящему времени в науке накоплен необходимый и достаточный объем знаний по заявленной проблеме исследования. Вопросы выявления, профилактики асоциального поведения в различных его аспектах, всегда занимавшие внимание ученых, находят отражение в фундаментальных трудах таких классиков отечественной педагогической мысли, как П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.	
    Социально-педагогические основы воспитательно-образовательного процесса по профилактике асоциального поведения подростков сформулированы в трудах С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, С.И. Григорьева, A.B. Мудрика, Л.В. Мардахаева и д.р.	
	Накопленный в России и за рубежом опыт профилактики асоциального поведения подростков, несмотря на его значительность, недостаточно результативен, что обусловлено действием ряда противоречий: в практике это противоречие выражается в том, что, с одной стороны, имеется достаточно большое количество мероприятий профилактического характера, а с другой - недостаточный учет детских интересов и потребностей, отсутствие анализа причин асоциального поведения подростков и профилактической деятельности процессуального характера.
     Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в общеобразовательном учреждении.  
     Предмет  исследования:  процесс  профилактики  асоциального поведения подростков в общеобразовательном учреждении. 
     Цель  исследования:  выявление социально-педагогических особенностей  профилактики асоциального поведения подростков в общеобразовательном учреждении.  
     Постановка данной цели предполагает решение следующих задач: 
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности асоциального поведения личности. 
3. Определить содержание профилактики асоциального поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения. 
4. Проанализировать опыт работы школы по профилактике асоциального поведения подростков.    
     Гипотеза исследования: профилактика асоциального поведения подростков в общеобразовательном учреждении будет эффективной, если: 
     - учитываются особенности возрастного развития  подростков;
     - организовано взаимодействие общеобразовательного учреждения социальными службами;
     -  реализуется комплексная программа профилактики асоциального поведения подростков. 
Методы исследования: 
     * методы и процедуры получения первичной и вторичной информации (ресурсы Интернета, публикуемая статистика, внутренняя информация, выборочные исследования и др.);
     * метод и средства обработки полученных данных; 
     * метод анализа и обобщения материалов;
     * наблюдение, тестирование.
     База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 города Соль-Илецка, Оренбургской области». 
     Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     





Глава  1. Теоретические аспекты проблемы
профилактики асоциального поведения  подростков
в общеобразовательном учреждении

1.1. Асоциальное поведение подростков как социально-педагогическая проблема

     Современное общественное устройство исходит из того, что у каждого человека есть право на свободное развитие и становление, на позитивное взаимодействие с социумом, право на реализацию своего призвания и своей социальной роли. В жизни, однако, мы видим трудности в реализации указанных прав, что приводит к социальной дезадаптации - сложному и трагическому явлению, непосредственно связанному с вопросами здоровья работающего населения, то есть к нарушению взаимодействия индивидуума со средой, когда человек не может осуществлять свою позитивную социальную роль, которая соответствовала бы его возможностям. Именно эта, все увеличивающаяся, социальная дезадаптация в среде детей и молодежи приводит к катастрофическому росту таких страшных явлений, как наркомания, алкоголизм и сектантство.
     В таких условиях особенно актуализируется проблема организации профилактики различных видов отклонений в поведении подростков, в том числе асоциального поведения. 
     Анализ литературы по проблеме исследования к асоциальному поведению позволил нам прийти к следующему пониманию асоциального поведения: поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных действий; антиобщественное поведение.
     Рассмотрим понятие «асоциальное поведение». Асоциальное поведение подростка - одна из важнейших психолого-педагогических и социальных проблем современного общества (4).
     Асоциальное поведение (от греч. «а» – отрицательная частица «не», «без» и лат. «socialis» - общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе) – характеристика личности или группы, своим поведением противоречащей общепринятым нормам (3, 4).
     Сам термин «асоциальное поведение» указывает на то, что человек с таким поведением составляет проблему не только для себя, но и для общества в целом.
     Проанализировав понятие «асоциальное поведение», мы можем  сделать вывод о том, что оно рассматривается либо как одна из частей асоциального поведения, либо в контексте с ним, либо как синонимичное понятие.
     В литературе в настоящее время определения понятия «асоциальное поведение» не очень отличаются друг от друга. Они сводятся к указаниям на социальность и на нормы общества. Трактовка асоциального поведения может включать в себя либо указание причин асоциального поведения, либо выделение одной главной причины и признака асоциального поведения (5).
     В различных науках определение асоциального поведения также имеет свои особенности. Определения и разных авторов, и разных наук не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют друг друга и, соответственно, требуют нового четкого и ёмкого определения.
     По нашему мнению, асоциальное поведение – это поведение, нарушающее социальные нормы (уголовные, административные, семейные) и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом, а также предполагающее деформацию внутренней регуляции поведения (5).
     Асоциальное поведение всегда связано с несоответствием поступков, действий, видов деятельности, норм и правил поведения, установок и ценностей.
     В основе асоциального поведения лежат нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения. Источником асоциального поведения является совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих неприспособленность человека к конкретным условиям социально полезной деятельности, т.е. его дезадаптацию.
     Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентаций и представлений. К возникновению и распространению асоциального поведения учащихся ведет социальная запущенность.
     В отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные асоциальному поведению, связаны главным образом с детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска, применительно к которым используют разные термины: «трудные», учащиеся «группы риска», «дезадаптированные», «дети и подростки с нарушениями в аффективной сфере», «нестандартные» (19).
     Отметим же, что если раньше риск оказаться в так называемой «асоциальной группе» являлся прерогативой несовершеннолетних из неблагополучных семей, то в настоящее время ситуация изменилась. Появилось немало несовершеннолетних из благополучных, обеспеченных семей, где в результате занятости родителей ребенок, как правило, предоставлен сам себе, не имеет возможности организовать полноценно свой отдых, занятость во внеурочное время. Все это приводит к духовной опустошенности, проявлению цинизма, жестокости, агрессивности в поведении несовершеннолетних, ведет к росту правонарушений среди подростков (4).
     Перечисленные выше термины часто несут одностороннюю информацию: бытовую, клиническую или юридическую.
     Поскольку единой практики употребления данных понятий нет, порой не ясно, к какой категории отнести подростка, имеющего те или иные поведенческие отклонения.
     Среди причин асоциального поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между негативными последствиями и характером поведения ребенка. Поэтому ученые выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный (41).
     Следовательно, исходя из вышеназванных факторов, можно отметить, что асоциальное поведение учащегося может проявляться в нескольких областях: как особенность отдельных психических процессов; как социально обусловленное качество личности и черта характера; как низкая общая культура, отрицание нравственных норм и правил поведения; как вредная привычка.
     Подросток проходит через следующие основные этапы, приводящие к асоциальному поведению: возникновение противоречия между социальными нормами и личностью; проявление несогласия, отрицание социальных требований учащимся; проявление антиобщественных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.); рецидивы асоциальных действий; накопление опыта асоциального поведения; включение в группу с асоциальным поведением; совершение асоциальных поступков.
     По мнению ученого А.Е. Личко. Под асоциальным поведением подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания. У 30%-80% асоциальных подростков - была неполная семья, 70% подростков - с серьезными нарушениями характера, 66% - акцентуанты (28). 
     Асоциальное поведение исследовали такие выдающиеся отечественные ученые педагоги как Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, П.П. Блонский и многие другие. В последние десятилетия большой вклад в воспитательно- образовательный процесс внесли такие ученые как С.А. Беличева, А.В. Мудрик, В.И. Загвязинский, В.Г. Бочарова и другие. Активно изучалась эта проблема и в философских, психолого- педагогических и медицинских трудах(8,18,31). Деятельности школы по профилактике асоциального поведения подростков посвятили свои исследования И.А. Невский, Н.А. Катаев, Р.В. Овчарова, М.А. Алемаскин (3,38). Однако не все авторы едины в классификации данного поведения. Например, по мнению В.Э. Зисса поведению подростка, включающему в себя противоправные и аморальные поступки, наиболее подходит понятие «дисциплинарный вакуум». Основными элементами асоциального поведения он выделяет: - поступки, связанные с нарушением правовых норм, - поступки, связанные с невыполнением своих социальных обязанностей, -поступки, связанные с нарушением Уголовного Кодекса. А И.А. Невский, асоциальное поведение подростка связывает в единое целое. Рассмотрим классификацию асоциального поведения подростка, применяемой В.В. Ковалевым, Л.Я Ждановой, В.В. Ковалев считает асоциальное поведение отклонением от нравственных норм конкретного общества. По его мнению, антиобщественное поведение не всегда легко поддается классификации. В.В.Ковалев выделил десять основных вариантов асоциального поведения: 
     - Уклонение от учебной и трудовой деятельности. 
     -Постоянное пребывание в неформальных антиобщественно настроенных группах. 
     - Различного рода противоправные действия (драки, мелкий грабеж и т.д.) 
     -Противоправные корыстные действия (спекуляция, мелкие кражи, вымогательство). 
     - Агрессивные действия сексуального характера (оскорбления, непристойные предложения). 
     - Употребление алкоголя, наркотиков. 
     - Бродяжничество. 
     -Увлечение азартными играми (10).
     В свою очередь А.Е. Личко выделяет следующие формы асоциального поведения: 
     -Побеги из дома и бродяжничество. 
     -Употребление алкоголя. 
     - Девиация сексуального поведения. 
     - Суицидальное поведение. 
     - Деликвентное поведение (не несущее уголовной ответственности, тем не мене не являющееся социальной нормой: школьные прогулы, мелкое хулиганство и т.д.)(28).
     Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимся с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», подростки впитывают их как данность, как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы совершенно отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение подростков. Оно постоянно подпитывается реальной жизнью, противостоять которой морализаторскими средствами невозможно.
     По представлениям сторонников теории «наклеивания ярлыков» в обществе постоянно вырабатываются или усиливаются социальные реакции, они многосторонне влияют на отклоняющееся поведение подростка: усиливают или уменьшают его. 
     Причины асоциального поведения подростков лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия их с окружающим миром, социальной средой и самим собой, но является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации подростка.
     Среди причин асоциального поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и социальную активность подростка. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между негативными последствиями и характером поведения подростка. Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алимханова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный (39).
     Биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).
     Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.
     Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение).
     Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают подростки, склонные к асоциальному поведению. Рассмотрим какие различает виды таких неблагополучных семей Л.С. Алексеева: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная. В свою очередь, Г.П. Бочкарева выделяет семью с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к подросткам, подавляют их волю. Имеются семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, господствует безразличие к потребностям подростков. И он в таких ситуациях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи. Там подростку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни (8).
     Одним из главных факторов, влияющих на асоциальное поведение подростка, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Здесь нужны особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, интуиция. Как чрезмерная любовь, так и жестокость родителей одинаково опасны в воспитании подростка.
     Рассмотрим влияние образовательного учреждения на асоциальное поведение личности подростка. Наряду со своим прямым назначением общеобразовательное учреждение  выступает институтом социализации подрастающего поколения, на протяжении всего взросления формирует личность. Положительное и отрицательное воздействие общеобразовательного учреждения во многом определяется профессионализмом, заинтересованностью в результатах своей деятельности преподавателей и администрации.
     Отношение к учебному процессу, к школе в целом, к учителям и одноклассникам формируется еще в начальной школе. Опросы первоклассников подтверждают, что 98% детей приходят в школу и учатся первые недели с огромным желанием и удовольствием. Значит, что-то в школьной атмосфере не так, если отношение к школе у детей меняется. Происходит это по разным причинам. Например, ученик имеет пробелы в знаниях, так как проболел, не смог догнать товарищей, семья не помогла; как следствие он получил плохую оценку, не захотел (или не смог) ее исправить, стал «плохим» учеником; появилась обида, он начал получать замечания от учителей за разговоры на уроках, прогуливать их, основной отметкой становится «тройка» с чередующимися «двойками», по прошествии некоторого времени такого ученика называют «трудным». Другой школьник вступает в конфликт с учителем, плохо себя ведет, как следствие получает плохие оценки, не желает посещать школу (или в лучшем случае уроки этого преподавателя), в результате неуспеваемость по предмету, и вновь мы слышим - «трудный». Кто-то хорошо знает предмет, но его не спрашивают (учить ведь надо всех), не желают выслушать его точку зрения, у школьника пропадает стимул заниматься. Обида на учителей гасит энергию, и школьник попадает в разряд «трудных». Эти частности всегда связаны с комплексом других причин (43).
     Существует ряд причин формирования асоциального поведения у подростка. Рассмотрим социальные причины.  Многочисленные статистические исследования показывают, что дети из низших социальных слоев более подвержены неудачам во время обучения в общеобразовательном учреждении. Бедность, плохие бытовые условия мешают развивать подросткам свои интеллектуальные возможности, сказывается разница между ценностями, принятыми в семье и близком окружении, и теми, что приняты в общеобразовательном учреждении; доминируют установки соответствующего социального класса.
     С другой стороны, позиция родителей в отношении образовательного учреждения, интерес, который они испытывают к образованию своих детей, играет основополагающую роль в мотивах, побуждающих подростка хорошо работать в классе.
     Важны психологические причины, которые включают чувство уверенности в себе, физические и умственные недостатки подростка, его собственный ритм, мотивацию, успехи и поражения, степень стабильности семейного очага, через которые он уже прошел. Часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада самого подростка, зависимого от его отношений с родителями. 
     Рассматривая педагогические причины асоциального поведения, отметим, что  А.С. Макаренко считал главными задачами педагога, воспитателя - развитие у подростка  органов самоуправления, создание ближайших и дальних перспектив коллективного развития, мажорного тона в коллективе, т.е. обеспечение психологического комфорта всем подросткам и особенно трудновоспитуемым (31).
     Причиной неблагоприятного климата может быть авторитарный педагогический стиль.
     Таким образом, можем сделать следующий вывод: Исходя из описанных точек зрения "асоциальное поведение" можно определить, как систему поступков или отдельные поступки психически здорового человека не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности.
     1.2. Психолого-педагогические особенности подростков
     
     Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. Остро протекающий перелом психического развития обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. Данное обстоятельство связано с противоречиями в развитии организма, в том числе психосексуальном, интеллектуальном и социальном развитии. На данном возрастном этапе подростком решается не просто задача занятия определенного «места» в обществе, но и проблема взаимоотношений в обществе, определения себя в обществе, через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей, определение смысла своего существования (49).
     Дисгармоничность в строении личности, свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетаются с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными и содержательными отношениями с другими людьми и со взрослыми, с значительным расширением сферы деятельности, качественно меняющей свой характер вследствие направленности на новые формы отношений (10).
     Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается так называемое чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком - центральное новообразование данного периода в онтогенезе. Подросток претендует на то, чтобы все (взрослые и сверстники) относились к нему как к взрослому, тем самым отстаивая свои новые права, он стремится к признанию самостоятельности, равенства в отношениях со старшими и часто идет на конфликты, защищая собственную «взрослую» позицию (Д.Б. Эльконин, 1994).
     В названный период возникает интерес к своему внутреннему миру. Повышенный интерес к себе как личности, потребность в самонаблюдении, самооценке, самоутверждении, отмечает Л.Ф. Обухова, появляется из моральной потребности анализировать свои достоинства и недостатки, из стремления понять, что в собственных поступках и целях является правильным и что неправильным, чего следует добиваться и от чего воздержаться. После поисков себя у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» (36).
     Оценка своего «Я» происходит и в отношениях подростка со взрослыми, прежде всего с родителями. Влияние родителей уже не так всесильно - им не охватываются все сферы жизни ребенка, но его значение трудно переоценить. Если мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений, то ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей (36).
     Подростковый возраст является периодом особенно интенсивного освоения окружающей социальной среды. В.С. Мухина отмечает, что подросток проходит путь через внутренние конфликты с другими и самим собой, путем разочарования и достижения, с помощью внешних срывов (33).
     Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, отмечает Р.В. Овчарова, их можно свести в следующие группы: 
     1) ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими факторами и обстоятельствами; 
     2) устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще (38).
     Подростки остро воспринимают и переживают успехи и неуспехи своей деятельности. Не умея разобраться в причинах успеха или неуспеха, они часто склонны и то и другое, относить за счет своих личных качеств. 
     Первые проявления  отклоняющегося поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем  интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.
     Какие отклонения в поведении подростка относятся к асоциальным? Их много: грубость, нечестность, лень, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление алкоголя, наркотиков и др. Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда подростка  называют трудным, а потом асоциальным. Асоциальный - значит, почти граничащий с антисоциальным. Схема падения от трудного к асоциальному примерно такая: сначала появляются отдельные искажения, затем - «шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности. Проявляется асоциальное поведение в широких пределах - от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью.
     Вначале подросток становится трудным. Раньше это слово писали в кавычках, теперь оно стало педагогическим понятием. Трудный подросток тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Все трудные подростки, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в образовательном учреждении. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело их  к неорганизованности, нарушениям дисциплины (43, 42).
     Отметим, что М.А. Галагузова считает понятия «асоциальное поведение» подростков синонимичны «трудные» или «трудновоспитуемые» подростки. Она подчеркивает, что трудновоспитуемость подростка - это сопротивление педагогическим воздействиям, которое в науке рассматривается через явление «отклонение». Отклонение  является одной из сторон явления изменчивости. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении подростка, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Ученый подчеркивает, что асоциальное поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации (43).
     Рассмотрим мнение следующего ученого В.В.Ковалева. Он выделяет следующие основные клинико-психологические признаки патологических форм асоциального поведения подростков: связь расстройств поведения со структурой нарушения личности; проявление асоциального поведения за пределами основных для подростка микросоциальных групп (школа, семья); многообразие форм асоциального поведения; сочетание нарушений поведения с невротическими расстройствами, включая аффективные и соматоневротические; динамика асоциального поведения в направлении фиксации стереотипов поведения, перехода их в аномалию характера и патологию влечений с тенденцией к патологической трансформации личности (24).
     По мнению М.А. Алемаскина, нарушения поведения у подростков делятся на три группы: реактивно обусловленные (побеги, суициды); вызванные низким морально-этическим уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизация, правонарушения); обусловленные патологией влечений (садизм, дромомания (бродяжничество) и др.. Автор считает, что нарушения поведения первой группы вызваны в основном психотравмирующей ситуацией, второй - неправильным воспитанием, в происхождении расстройств третьей группы главная роль принадлежит биологическому фактору (3).
     Рассмотрим типы асоциального поведения подростков по В.Т. Кондрашенко, исходя из социально-психологических критериев: антидисциплинарные, антисоциальные (антиобщественные), делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные (25).
     В.Н.Кудрявцев, по признаку целевой направленности и мотивам все виды асоциального поведения подростка делит на три группы: отклонения корыстной ориентации; отклонения агрессивной ориентации, вызванные мотивами мести, неприязни, вражды, неуважения к человеку; отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуждения от интересов общества и коллектива. К последним авторы относят злоупотребление алкоголем и наркотиками, суицидальное поведение, поскольку эти явления представляют собой действительно форму ухода от активной жизни и отказ от решения личных и социальных проблем (26).
     По мнению А.Е.Личко, классификация нарушений поведения должна проводиться в двух направлениях: по форме проявления нарушений (побеги из дома и бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидальное поведение) и в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе (биологические и социопсихологические основы). К социопсихологическим основам автор относит социальную среду и психологические особенности подросткового возраста (28).
     Современные исследования в области психологии и социальной педагогики (11,45) указывают на прямую связь асоциального поведения подростков с такими социальными факторами, как: низкий уровень культуры и образования; отрицательное влияние ближайшего окружения (дисгармоничная семья, неформальная группа с асоциальными тенденциями); наличие «лишнего» времени и неумение проводить свой досуг; терпимость общества к некоторым антиобщественным и аморальным формам поведения; высокая оплачиваемость некоторых видов неквалифицированного труда, не стимулирующая подростка к профессиональному росту и образованию.
     Рассмотрим факторы асоциального поведения подростков по  В.В.Ковалеву:
     - индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
     - психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.