VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально-психологические условия формирования родительства в период ожидания ребёнка

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001278
Тема: Социально-психологические условия формирования родительства в период ожидания ребёнка
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования
«Смоленский государственный университет»

Психолого-педагогический факультет
Кафедра общей психологии 


Дипломная работа


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 
ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА  В ПЕРИОД ОЖИДАНИЯ РЕБЁНКА






Выполнил:
студент группы №62 
заочного отделения 
специальности «Психология»
КОЛЕСНИКОВ Владислав Викторович



Научный руководитель: 
канд. мед. наук, доцент 
И. Ю. Машкова 


Работа допущена к защите:
Зав.кафедрой Селиванов В. В.
                        ____________



Смоленск 2015
 ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………………...3






ГЛАВА   I.
ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА


1.1.
Формирование современных представлений о родительстве………………………………………………......8


1.2.
Социально психологические факторы формирования родительства в условиях социума ........................................15


1.3.
Характеристика семьи в период ожидания ребёнка……….20


Выводы по главе I ……………………………………………………………28





ГЛАВА     II.
 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ОЖИДАНИЯ РЕБЕНКА.………………………. 32



                2.1.
Организация и методология проведение исследования…  32



                2.2
Рекомендации по социально-психологической диагностике семьи в период ожидания ребёнка в практике психологического консультирования……………………...44




ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………47





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   ………………………………………………….51





ПРИЛОЖЕНИЯ  …………………………………………………………….56

ТАБЛИЦЫ…………………………………………………………………….62



















ВВЕДЕНИЕ

          Развитие и формирование здорового общества во многом зависит от средо-генетических факторов, которые непосредственным образом влияют на психическое и психологическое формирования будущего поколения и общества в целом. Нельзя не упомянуть  и о культурно-историческом  наследии, играющим огромную роль в формировании и развитии культуры, традиций, нравственности и религии разных этносов, складывающихся на протяжении многовековых жизненных устоев. Без прошлого нет настоящего, также как без настоящего нет будущего. Необходимо помнить и передавать из поколения в поколение сложившиеся культурно-исторические, культурно-нравственные и духовные ценности, что бы сохранить свой этнос, свою этническую принадлежность, также как гены хранят генетическую и генотипическую информацию, без которой не возможно было бы формирования генотипа, то есть человека в том виде, в котором  мы его представляем.
          В данной работе мы попробуем раскрыть одну из важнейших и сакральных проблем современного общества - проблему родительства и формирование психического развития будущего человека во внутриутробном периоде, оказывающим огромное и непосредственное влияние на формирования личности. А также рассмотрим диаду мать-дитя и  роль симбиоза в пренатальном и перенатальном периодах. Так как в период протекания беременности, множество факторов оказывают влияние на формирование,  как психического, так и психологического здоровья матери и ребёнка. 
          Во время беременности  мать наиболее сензитивна (особенно в первом и третьем триместре) и любые негативные факторы, влияющие на её психическое состояние, непосредственным образом оказывают влияние на  плод, что впоследствии скажется и на его адаптации в обществе. Так, чрезмерное и продолжительное волнение, стрессовое состояние, чувство страха повышает количества адреналина и норадреналина в крови матери, что ведёт к асфиксии плода и при неблагоприятных событиях может обернуться выкидышем или поражением нервно-мозговой системы плода. А поражение мозговых структур, особенно на ранних стадиях беременности, приводит к необратимым процессам, влияющим на дальнейшее развитие человека и адаптацию его в современном обществе. За период с 1991 до 2000 года число впервые выявленных умственно отсталых детей и подростков возросло с 77,6 до 139,8 на 100 тыс. населения, т. е. увеличилось на 80,2%. Амбулаторный контингент умственно отсталых детей и подростков за это же время увеличился на 18,1% (Гурович И. Я., Волошин В. М., Голланд В. Б., 2002). Распространенность умственной отсталости в разных странах в середине XX века, судя по исследованиям A. Kushlick (1968); J. Tizard (1953); L. Wing (1970), составляет около 1% популяции. По материалам ВОЗ того же времени, число лиц, отстающих в развитии, больше — 1–3%. Примерно эти же цифры (0,39–2,7%) приводят в разных странах и в настоящее время. [50]
          По различным оценкам распространенность умственной отсталости колеблется от 0,5% до 3% населения, при этом легкие формы интеллектуальной недостаточности встречаются чаще тяжёлых. Мужчины страдают умственной отсталостью чаще женщин. [48]
          Стоит всерьёз задуматься о дальнейшем развитии нашего общества, в котором жить нам и нашим будущим поколениям, так как только здоровое общество  может давать здоровое поколение,  которое может сформировать цивилизованное и культурно-нравственное население. В настоящее время мы стоим на пороге становления нового исторического цикла, принимающего участие в формировании нового общества с новыми традициями, ценностями и морально-нравственными отношениями, так как старые традиции, ценности в связи с прогрессом цивилизации становятся всё менее актуальны и не удовлетворяют потребностей современного общества. 
     На каждом из нас лежит ответственность за формирование будущего здорового поколения, и начинать надо уже сегодня, поэтому мы и затрагиваем такую важную тему как формирования родительства в период ожидания ребёнка.
          Во время беременности, когда мать и ребёнок практически живут одной жизнью, наиболее важно, чтобы мать находилась в психологически и психофизиологически благоприятной обстановке, так как мы уже говорили выше, всё то, что оказывает влияние на мать, непосредственным образом влияет и на её плод. Поэтому в этот период особенно важно проявить особое внимание к тем  факторам, которых необходимо избегать,  что не всегда является возможным.  Издревле беременных матерей старались оберегать от тяжёлой работы, негативных воздействий и всячески старались угождать им. Зачастую к негативным факторам можно отнести не только средовые воздействия –  стрессы, испуги, механические травмы и т. д., но и неподготовленность самих родителей и общества, в котором они живут.
          Далеко не везде существуют современные перинатальные центры и школы, центры молодых матерей, в которых их подготавливают к будущему материнству и родительству, обычно же это женские консультации, на которых даётся ограниченная информация и только, как правило, непосредственно в период беременности, а консультации проводят сами врачи-генекологи. 
          То, как будет вести себя родительница, во многом зависит  от родителей и ближнего окружения. О своём здоровье будущие матери начинают заботиться непосредственно в период беременности. Конечно, такие ситуации чаще относятся к семьям  с низким социальным статусом. Благополучные и образованные семьи также подвержены влиянию стереотипного мышления и поведения, ведь не каждое образование даёт те знания, которые в данном случае необходимы. 
         В этой работе мы попробуем рассмотреть условия формирования родительства в период ожидания ребёнка и те факторы, которые оказывают как непосредственное так опосредованное влияние на психику женщины, а через неё и на весь организм, включая ребёнка, находящегося с ней в симбиотической связи, а также рассмотрим личностные особенности женщин в период ожидания ребёнка детерминированных как внешними, так и внутренними факторами. 
          Огромная ответственность за воспитание, развитие и адаптацию лежит на плечах матери и отца, и от того какую среду подготовит для них общество, будет зависеть адекватность родительства и здоровье будущего потомства. 
          Сложно судить на ком лежит большая ответственность - на самой матери, её родителях или на всём обществе в целом, но можно с уверенностью сказать, что каждый является участником формирования того общества, в котором находится и несёт огромную ответственность за его благополучие.
          Объект исследования: Формирование родительства в период ожидания ребёнка.
          Предмет исследования: Социально-психологические условия формирования родительства в период ожидания ребёнка.
          Цель: Исследование формирования родительства в период ожидания ребёнка под влиянием социально-психологических условий.
          Задачи: 1. Рассмотреть аспекты формирования родительства в период ожидания ребёнка.
                          2. Установить социально-психологические факторы  формирования родительства.
                          3. Выявить значимость положительных и отрицательных социально-психологических условий на формирование родительства.
          Гипотеза: Социально-психологические факторы оказывают определенное влияние на становление родительства в период ожидания ребёнка. Система отношения беременной  может использоваться для оценки родительства в целом,  а ее показатели связаны с социально-психологическими условиями функционрования семьи.
          Методы исследования: Теоретический анализ научных источников и литературы, и эмпирический анализ социально-психологических условий формирования родительства в период ожидания ребёнка с использованием следующих инструментов:
     * Анкета беременной,  выявляющая социально-психологический статус семьи, разработанная нами в соответствии с задачами исследования.
     * Методика определения особенностей психологического компонента гестационной доминанты «Тест отношений беременной»  (И. В. Добряков).
     * Методы количественной и качественной обработки полученных данных: коэффициент корреляции Пирсона, обобщение и среднестатистические вычисления.
          Практическая значимость работы: Состоит в её направленности на изучение социально-психологических условий, влияющих на формирование родительства в период ожидания ребёнка.
          Структура работы: Работа включает в себя введение, 2 главы и заключение, работа носит  эмпирический характер, теоретический анализ литературы, обобщение результатов и состоит из 55 страниц.
     
     
        
     
     



	



Глава I. ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСТВА

1.1.  Формирование современного представления о родительстве
           На протяжении веков представление о родительстве и само родительство имело неоднозначное понимание, как в семье, так и в обществе и менялось на протяжении развития. В разные вековые отрезки существовали свои представления о родительстве, в зависимости от потребностей общин, их обычаев, традиций и ценностей. Устои жизни общества в целом диктуют правила формирования семьи, родительства и обосновываются на сохранности и интересах общества. В свою очередь и общество должно быть заинтересовано в сохранности и развитии института семьи, так как напрямую зависит от него.  И то, как будет воспитано новое поколение, какие ценности и нормы поведения  будут привиты, определяет будущее данного общества.
          Как утверждает И. С. Кон, [цит., по Р. В. Овчаровой] «на ранних стадиях развития человеческого общества индивидуальное родительство было не институализировано, уходом за детьми и их воспитанием занималась вся община».  По словам Р. В. Овчаровой, «позже, в среде феодализировавшейся и раннефеодальной знати широко распространился институт «воспитательства» — обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи. Нормативные предписания и реальное родительское поведение никогда и нигде не совпадали полностью. Родительское поведение различалось не только от сословия к сословию, но и от семьи к семье» [30: 7]. 
          По замечанию И. С. Кон (2002), только в XV — XVI вв. внимание к детям заметно возросло, однако, прежде всего это было связано с повышением требовательности и строгости. Теологи того времени говорят исключительно об обязанностях детей по отношению к родителям и ни слова — о родительских обязанностях. Вплоть до середины XVIII в. родительские чувства занимают незначительный объем в личной переписке и дневниках. Лишь к концу XVIII — началу XIX вв. детоцентрическая ориентация прочно утвердилась в общественном сознании, сделав любовь родителей одной из главных нравственных ценностей [48].
          Родительство как материнство и отцовство менялось на протяжении развития, формирования общества, и, опираясь на изученную нами научную литературу, можно сделать вывод о том, что родительство детерминировано обществом и теми установками, которые в нём существуют, во многом вопреки  инстинктам превалируют во внутрисемейных отношениях. 
          Разные высказывания по этому поводу можно увидеть в научных трудах. Так, проследив историю материнских установок на протяжении четырёх столетий (с XVII до XX века), Элизабет Бендитер пришла к выводу, что «материнский инстинкт – это миф». Так как не обнаружила всеобщего и закономерного поведения матери к своему ребёнку, которое вопреки социальным установкам превалировало бы в конкретном обществе, а напротив – чрезвычайную  зависимость и изменчивость её чувств и поведения в зависимости от норм и правил, диктующих условия поведения в данной культуре. По словам Г. Г. Филипповой: «Материнская любовь — это понятие, которое не просто эволюционирует, но наполняется в различные периоды истории различным содержанием» [38: 4]. Делая акцент на взаимосвязи трёх главных ролей: матери, жены и свободной женщины Э. Бадинтер полагает, что в различные эпохи роли меняются в зависимости от общественных потребностей. Также она указала на связь между общественными потребностями и мерой материнской ответственности за рождение ребёнка: «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или же обесценивается в обществе материнство» [38: 4].
         Другой взгляд можно увидеть в работах М. Мид, которые показали, что материнская забота и привязанность к ребёнку настолько глубоко заложены и опосредованы биологическими аспектами вынашивания и кормления грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить их. По высказыванию Г. Г. Филиповой, «женщины по самой своей природе являются матерями, разве, что их специально будут учить отрицанию своих детородных качеств» [38: 4].
          Так, на основе анализа научной литературы можно определённо утверждать, что там, где беременность не является ценностью, женщины могут идти на всё, чтобы, не рожать или контролировать количество детей, «заданное» обществом. Любовь к детям также опосредована обществом. По мнению Г. Г. Филиповой, «если женское чувство адекватности своей половой роли грубо искажено, если роды скрыты наркозом, мешающим женщине осознать, что она родила ребенка, а кормление грудью заменено искусственным кормлением по педиатрическим рецептам, то в этих условиях обнаруживается значительное нарушение материнских чувств» [38: 4].
          Кросскультурные исследования [И. Кон, М. Мид, M.E. Lamb, К. McCartney, D. Phillips и др.] свидетельствуют, что там, где люди превыше всего ценят социальный ранг, женщина может задушить своего ребенка собственными руками. Это делали некоторые женщины Таити, а также некоторые индианки из племени натчез, когда детоубийство могло повысить их социальное положение. М. Мид проводит параллели между «примитивными» и «развитыми» цивилизациями в том, как происходит подавление естественных материнских чувств. Ее наблюдения показывают, что там, где общество чрезвычайно высоко ставит принцип законнорожденности, мать незаконнорожденного ребенка может бросить его или убить [49].
           Несомненно, в формировании родительства, материнства и отцовства, общества и социальные установки играют огромную роль, порой подавляя истинные, биологические аспекты материнства и родительства в целом. Всё более значимое место в формировании родительства, общество и социальные установки принимают при динамически развивающейся цивилизации, уходящей вперёд исторически сложившихся традиций норм и ценностей. И это не всегда благоприятно сказывается на формировании родительства, полезного обществу, так как не всегда ставятся адекватные приоритеты относительно внимания и воспитания будущего поколения. 
          Э. Дюркгейм (E. Durkgeim) подобное критическое состояние общества назвал аномией (греч. a – отрицание, nomos – закон).  Так по социологическим исследованиям В. В. Кривошеева и Е. М. Черняк [цит., по И. В. Добрякову] видно, что,  «в современном российском обществе аномия выражается в дезорганизации и дисфункциональности основных социальных институтов, патологии социальных связей и взаимодействий» [25: 9]. По высказыванию О. Н. Безрукова (2007), результатом аномии в России является ухудшение здоровья всех членов семьи, более поздний возраст при вступлении в брак и рождении первого ребенка, рост количества разводов, распространение моделей семейно-брачных отношений, альтернативных традиционным (конкубинат, свободные отношения, гомосексуальные семьи и т. п.). «Преобладающие типы демографического поведения характеризуются установкой на рождение лишь одного ребенка или на сознательную бездетность. Это приводит к серьезным демографическим проблемам» [25:  9].
          Можно сказать, что с прогрессированием цивилизации и развитием инфраструктуры в современном мире отпадает потребность в больших и многодетных семьях, которые были необходимы при семейно хозяйственных формах, когда все члены семьи обеспечивали её благополучие,  работая по хозяйству и на полях.  Сегодня ситуация обстоит совершенно по иному, семьи больше не трудятся на полях и не держат больших хозяйств, и поэтому вопрос о многодетности отпадает и превалируют одно- и двухдетные семьи, в которых всё чаще на первый план выходят супружеские отношения в ущерб  родительским.  Как отмечает Н.В. Богач?ва, «самоутверждение и автономность как наиболее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи; в связи, с чем супружество становится основной линией внутрисемейных отношений, тогда как родительство – второстепенной» [1: 3].
           В современных семьях, по утверждению Л. И. Савинова [цит., по Р. В. Овчаровой], «на формирование потребности в детях и, соответственно, на формирование репродуктивной установки оказывает влияние целый ряд условий: образ жизни семьи, распространенные в обществе и особенно среди ближайшего окружения типичные нормы, касающиеся количества детей; образ жизни родительской семьи и количество детей в ней; установки каждого из супругов на количество и пол детей, на детей как помощников и опору в старости, на продолжение своего рода, семьи, фамилии, на самореализацию в детях и т. д.» [30: 10].                 
          Также можно добавить ещё несколько немаловажных аспектов в формировании репродуктивной установки, как отмечает Р. В. Овчарова, «общественное влияние на становление родительства необходимо рассматривать с двух точек зрения: социального регулирования (формализованная сторона), которая складывается из социального управления процессами деторождения, в том числе и материального и морального стимулирования рождаемости в рамках демографической политики государства; а также с точки зрения опосредованного воздействия (неформализованная сторона), заключающегося в комплексе социальных влияний на личность, передающихся через СМИ, произведения искусства и культуры» [32: 34-35].
          Так, согласно исследованиям отечественных социологов, малодетность и поздний репродуктивный возраст сегодня становится жизненной нормой, половина российских семей воспитывает только одного ребенка, при этом родители не стремятся к рождению последующих детей. И чем образованней и обеспеченней является семья, тем репродуктивный возраст выше, а количество детей при этом уменьшается.
          Всё чаще и чаще можно увидеть, центрирование на личную автономию и самореализацию, в ущерб интересам родителства и института семьи.   Глобальная концепция родительства также представляет собой незавершенное явление, формирующееся под воздействием общемировых процессов глобализации и социальной унификации, заключающихся в индивидуализации всего жизненного пути человека. Так, автор теории постиндустриальной цивилизации Д. Белл пишет о том, что в современном обществе утрачиваются традиционные ценности любви, супружеской верности, рождения и воспитания детей, служения ближнему. На смену им приходят ценности личной автономии, профессиональной самореализации и гедонизма. «Институализация индивидуализма» ведет к тому, что каждый член семьи ставит свои интересы на первое место», – отмечает западный социолог У. Бек. 
          И несмотря на это как видно из материалов международной научно-практической конференции (2011г.) по психологии эффективного родительства,  изучая особенности представлений об идеальном родительстве, социологи и психологи сходятся во мнении, что в нашей культуре социальной ценностью и значимостью, несомненно, обладает полная семья с несколькими детьми. И это несмотря на то обстоятельство, что реальным типом родительства становится неполная материнская семья (В.А. Рамих). И все-таки в общественном сознании такие неполные послеразводные или изначально одинокие материнские семьи «воспринимаются как отклонение от нормы» [36: 160].
          По словам А. И. Антонова, потребность в детях - это «устойчивое социально-психологическое образование в личности, обусловленное, во-первых, устремлением иметь типичное для данного общества число детей в семье; во-вторых, чадолюбием, то есть глубоко усвоенными установками по отношению к детям вообще. Репродуктивная установка представляет собой, прежде всего нормы относительно числа детей в семье» [4: 10].
         В своих трудах о формировании родительства Р. В. Овчарова говорит следующее: «Общество задает для личности определенный образец родительства, который дает начало формированию родительства в каждом конкретном случае, преломленный через особенности личностей обоих супругов, их ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье» [30: 26].
          В современном обществе в связи с изменением социальных установок и ценностей, обусловленных переходом к индустриальному типу, зачастую сложившиеся на протяжении веков традиции теряют свою актуальность, что приводит к формированию нетрадиционных семей, о чем мы говорили выше, к их модернизации (Приложение 1). Но некоторые социальные установки традиционных семей всё же имеют место быть, несмотря на меняющееся общество под давлением динамически надвигающейся «цивилизации» (Приложение 2).   Р. В. Овчарова пишет: «Традиционная семья существовала на протяжении нескольких тысяч лет и существует в настоящее время во многих обществах, находящихся на допромышленном этапе развития. Переход к модернизированному типу может совершаться достаточно долго, непоследовательно, поэтому в ряде моделей современных семей присутствуют более или менее значительные элементы традиционности» [30: 40]. 
           Р. В. Овчарова считает, что «родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. То, от чего оно зависит и как можно вмешиваться в процесс формирования родительства, на наш взгляд, представляет собой значимую социально-психологическую проблему. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества — это сегодняшнее состояние родительства» [30: 5].
          Нельзя не согласиться с высказыванием Р. В. Овчаровой, которое напрямую отражает суть проблемы современного родительства (материнства и отцовства). Как мы уже говорили, на родительство влияет множество факторов,  которые обуславливают его формирования.  Большую роль, и на наш взгляд, одну из ответственных и главных  за формирования современного родительства несёт структура государства, так как оно имеет огромную сферу влияния и компетентность, развивая и внедряя программы по развитию родительства и общества в целом. Вековые традиции и нормы поведения уже не актуальны, а для внедрения новых необходимы государственные программы по их модернизации. И только под контролем и поддержке госструктур  может сформироваться адекватное и компетентное родительство, из которого будет формироваться здоровое и культурно-нравственное общество. 
          Конечно, нельзя всё перекладывать только на государство, нужно и самим прикладывать массу усилий, но прикладывать нужно направленно, иначе  у каждого сформируется своё представление о должном родительстве, а для этого нужна либо идеология, которая будет направлять наши умы в нужное русло, либо это должны быть специальные социальные институты по работе с внедрением в общество модернизированных традиций, социальных установок и норм. 

1.2. Социально психологические факторы формирования родительства в условиях социума
          Родительство, как феномен, заключающий в себе как биологические, так и социокультурные  аспекты, обуславливающие на уровне личности,  материнство и отцовство, имеют множество  факторов, влияющих на формирование родительства. Р. В. Овчарова выделяет четыре уровня  формирования родительства, которые организованы иерархически: 1 макроуровень — уровень общества; 2 мезоуровень — уровень родительской семьи; 3 микроуровень — уровень собственной семьи и, наконец, 4 уровень конкретной личности.
          Рассмотрим сначала, что же такое само радительство. По мнению Э.Р. Алексеевой, родительство может рассматриваться как «биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребенка; как этап в жизни человека, начинающийся с момента зачатия ребенка и не заканчивающийся после смерти ребенка; как отношения кровного родства между родителем и ребенком; как субъективное восприятие человека себя родителем» [36: 156]. 
          Итак, родительство как надиндивидуальный уровень, включающий в себя материнство и отцовство, и детерминированное как внешними, так и внутренними факторами, включает в себя важнейшую миссию по воспитанию, содержанию и обучению будущего потомства, адаптацию его в социуме. По словам А. И. Антонова: «семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [5: 65].
          В этой части мы попробуем разобраться, какие факторы оказывают влияние на формирование родительства.                          
          Начнём, пожалуй, по порядку, с вышеуказанных уровней. Макроуровень – это уровень общественных влияний, которые могут быть представлены как нормы, правила, социальные установки, о которых мы говорили в предыдущей части, и которые непосредственным образом оказывают влияние на формирование родительства.  Как считает Р. В. Овчарова, «общественное влияние макроуровня необходимо рассматривать с точки зрения социального регулирования (формализованная сторона) и с точки зрения опосредованного воздействия (неформализованная сторона) на формирование родительства» [31: 23].
          А. И. Антонов рассматривает формализованную сторону общественного воздействия на репродуктивное поведение личности не только как социальное регулирование рождаемости, но и как социальное управление — «систему целенаправленного воздействия со стороны государственных органов на репродуктивную мотивацию семьи, направленность, материальное и моральное стимулирование рождаемости в рамках демографической политики» [5: 75]. По мнению Р. В. Овчаровой, «неформализованное влияние общества осуществляется через весь комплекс социальных влияний, отражающихся в системе ценностных ориентации и установок индивида; прежде всего это средства массовой информации, произведения искусства и культуры». [30: 24]
          Несмотря на существенность и актуальность демографической обстановки в России,   родительство всё же  не сводится только лишь к репродуктивной функции, как мы уже говорили выше. Немаловажной функцией родительства, по нашему мнению, является адаптация и социализация будущего индивида в обществе. Говоря о количественной стороне, не нужно забывать и  о качественной. Огромное влияние макроуровня должно быть направленно  на качественную сторону родительства, и от того, какие установки, нормы и ценности превалируют в данном обществе и прививаются молодым родителям, будет зависеть дальнейшее их развитие, что непременно скажется на культурно-нравственном и моральном отношении их потомства. Родительство само собой не может формироваться вне социума, общественные установки, нормы и правила, играют одну из важнейших ролей, создавая почву для будущего поколения.
     В своей диссертационной работе 2007 года «Модели родительства и факторы, их формирующие в современной России», Глезденева Ольга Владимировна, кандидат социологических наук, пишет:  «Проведенное исследование и его анализ дает основание для построения некоторого алгоритма социальной активности, призванной способствовать повышению эффективности родительства в условиях его высокой вариативности». Она считает, что основной тактической задачей на современном этапе должна стать минимизация негативного влияния социально-экономического фактора при реализации родительства, обеспечение достойного уровня жизни семей с детьми через систему социального содействия, развитие системы социальных служб, что предполагает финансирование соответствующих программ, проектов и перспективный анализ вложений. По её словам, если средства не будут направлены на укрепление семьи и родительства, защиту детства, то в будущем они пойдут на обеспечение репрессивного и пенитенциарного аппарата, обусловленного ростом социальных отклонений, вызванных дезинтеграцией семьи и ослаблением ее роли в социализации детей. [47].
     Создавая благоприятные условия формирования родительства, общество обеспечивает адекватное и здоровое формирование будущего поколения со всеми вытекающими отсюда последствиями. В работе О. В. Глезденевой мы видим направленность её на качественное формирования родительства посредством формирования социальных служб, направленных на воссоздание ценностно-нормативного пространства, на возрождение культуры, авторитета семьи, родительства, укрепления семейных ценностей, обеспечение ее интересов в ходе социально-экономического развития, создание оптимальных условий для осуществления ею своих функций, сохранение имеющегося человеческого потенциала.
           Как пишет Р. В. Овчарова, «общество задает для личности определенный образец родительства, который дает начало формированию родительства в каждом конкретном случае, преломленный через особенности личностей обоих супругов, их ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье» [30: 24].
          Родительская семья является первичной средой индивида, в которой он получает первые социальные установки. С точки зрения А. Адлера, «семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности».  Ведь первые установки, нормы и правила поведения, дети получают из родительской семьи воспринимая общественную культуру через своих родителей. Изначально из того, что наблюдает вокруг себя ребёнок является его ближнее окружение, которых он копирует, пытается подрожать, то есть не осознавая  того принимает формы поведения актуальные в данной культуре и социальной среде, через призму своих родителей. Родители для ребёнка являются значимыми людьми, от которых зависит его жизнь и благополучие, также родители удовлетворяют все потребности индивида на первом этапе онтогенеза. Формирование собственной семьи проходит под влиянием родительской семьи, то есть под влиянием ранее заложенных штампов, установок и норм поведения, превалирующих в родительской семье. Часть таких установок находятся на осознанном уровне, а часть проявляется бессознательно в виде превалирования тех или иных убеждений и стереотипов, заложенных на всём протяжении онтогенеза. Так, по мнению А. С. Спиваковской, «...какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей» [47]. Похожего мнения придерживается Т. И. Дымнова, «...между структурами супружеских и родительских семей наблюдается прямая зависимость - супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях» [47]. Дети в подавляющем большинстве выбирают систему семейного управления схожую с родительской. 
          Несомненно, родительская семья играет огромную роль в формировании представлений о родительстве, являясь штампом, который подсознательно копируется детьми. И только, с возрастом, когда к родительским штампам прибавляется личный опыт, сформировавшийся в процессе образовательного и социального развития, формируется совершенно новое представление на уровне конкретной личности, и то, какое оно будет во многом зависит от государственных программ направленных на развитие и формирование здорового общества, огромную роль играют просветительные культурно-нравственные и образовательные программы и их доступность. 
          Как уже было сказано выше, общество и родительская семья лишь задают образец, дают определенную модель родительства, которую индивид пропускает через призму своих убеждений, взглядов, индивидуальных особенностей. Иными словами, уровень конкретной личности, детерминированный уровнем общества и уровнем родительской семьи способствует формированию микроуровня, то есть уровня собственной семьи. На микроуровне происходит формирования материнства и отцовства двух моделей входящих в понятия родительства, которые дают начало формированию новой семьи и предполагают рождение детей. Также на формирование детерминированной формы родительства оказывают влияние условия жизни конкретной семьи, её материальные, географические и другие составляющие, а также другие индивидуальные и социальные факторы, разные в каждой конкретной семье.
     
1.3. Характеристики семьи в период ожидания ребёнка
          Период ожидания ребёнка это ещё один уровень формирования родительства, на котором происходит переломный момент в психологии семьи, особенно если это первый ребёнок. На этапе формирования отношений между молодыми людьми, у каждого из которых уже существует своё представление о родительстве, материнстве и отцовстве, заложенное их родителями, семьями, на всём протяжении онтогенеза. 
          Как пишет Н. И. Олифирович и др., «семья, ожидающая ребёнка, стоит на пороге серьёзных изменений и, по мнению многих специалистов, становится уязвимой и нестабильно функц.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44