VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально-психологические основы имиджа учителя

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004224
Тема: Социально-психологические основы имиджа учителя
Содержание
     Содержание
     
Введение 
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы влияния имиджа педагога начальных классов на усвоение программы младшими школьниками.
1.1	Социально-психологические основы имиджа учителя 
1.2	Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
1.3	Возрастные особенности личности младшего школьника 
Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальное исследование проблемы имиджа педагога начальных классов как фактора влияния на усвоение программы младшими школьниками
3.1 Анализ влияния имиджа педагога начальных классов на усвоение программы младшими школьниками.
3.2 Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Заключение
Литература 
Приложение
     
Введение
     
     В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога. В связи с этим актуализируется роль новой отрасли теоретического и прикладного знания, которой является имиджелогия. Объективными условиями ее актуализации в современном обществе явились: во-первых, теоретическая значимость — это не разработанность основных условий и закономерностей формирования имиджа, его структурных компонентов, а также используемых при этом средств и методов. Во-вторых, это практическая полезность имиджелогии, обусловившая её необычайную популярность в различных сферах человеческой деятельности и профессиональный спрос. 
     Постепенно данная отрасль приобретает определённую самостоятельность и респектабельность. Однако, публикации различных пособий и даже научных монографий, возникновение коммерческих услуг по имиджированию, обуславливают существование имиджелогии пока ещё на эмпирическом уровне познания. Использование её достижений происходит стихийно, нецеленаправленно, без системы знаний и изучения особенностей имиджа, как неотъемлемой части профессионализма в определенной сфере деятельности. Среди резервов, в совершенствовании профессионализма учителей начальных классов, особый научно-исследовательский интерес, представляет изучение феномена имиджа педагога и базовых условий его направленного формирования. К настоящему времени накоплено значительное количество данных, которые в разных аспектах освещают особенности восприятия младшими школьниками образа учителя. В то же время, в педагогической и социально-психологических науках пока отсутствует научно-обоснованный замерительный инструментарий имиджа учителя, не обоснованы базовые условия его направленного формирования, влияющего на становление личности младшего школьника. Поэтому, назрела острая необходимость, в разработке нового научного знания и прикладных аспектов его использования для образовательной практики начальной школы. Изменения в системе эстетических и нравственных ценностей отводят имиджеологии всё более значимое место. Начальная школа всегда предназначалась не только чтобы обучить чему-либо, на начальном этапе формирующуюся личность ребёнка, но и, прежде - всего для того, чтобы воспитать. В этой связи, имиджу учителя, принадлежит не последняя роль. "Подобное рождает подобное" - замечает профессор Гарри А. Это положение особенно актуально в решении проблемы сложных детей, осмыслении самой ценности жизни.
     В современных социально-экономических условиях развития общества наблюдаются тенденции характерные для рыночной экономики, учёт которых необходим в работе начальной школы нашей страны. Первая из тенденций — это расслоение социальных слоев общества, которое приводит к дифференциации общеобразовательных школ (государственные, специализированные – школы с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей: интеллектуального, художественно-эстетического, иностранные языки; частные, коммерческие, гимназии, лицеи и т.п.). Таким образом, современные школы многофункциональны, разнотипны, свободны в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса и использовании образовательных программ. Вторая тенденция, заключается в возникновении новой категории потребителей использующих услуги индивидуальных учителей, обозначается конкуренция в сфере оказания школьных услуг. 
     Таким образом, современный учитель начальных классов должен сочетать в себе как черты собственно воспитателя (опека, замена матери) так и черты учителя. Это определённо нашло отражение в профессиональном имидже, он стал более индивидуализирован. Всё это делает проблему имиджа современного педагога в образовательной практике школ актуальной, требующей пристального внимания не только со стороны тех, кто её разрабатывает, но и тех, кто хочет быть успешным в своей профессиональной педагогической деятельности. В связи с этим данное исследование предусматривает:
     - изучение потребностей учителей начальных классов в формировании профессионального имиджа;
     - обобщение и анализ опыта работы по формированию профессионального имиджа; 
     - обобщение и анализ теоретических и прикладных аспектов приоритетных условий формирования имиджа современного педагога. 
     Теоретико-методологической основой исследования явились философские, социально-психологические и педагогические концепции отечественных и зарубежных авторов, составившие гносеологическое ядро нашего исследования, позволившие обосновать феномен имиджа учителя. В основу исследования теоретико-прикладных аспектов имиджа педагога была положена гуманитарная концепция имиджа, автором которой явился профессор В.М. Шепель, психолого-педагогические теории по проблеме познания человека человеком, социального восприятия индивидуальных и возрастных особенностей личности, разработанные А.А. Бодалевым, Р.А. Максимовой. Анализ трудов З. Фрейда, А. Адлера, К. Роджерса, К. Левина позволил использовать в нашем исследовании психологические теории и концепции, раскрывающие природу и поведение человека в обществе. В основу исследований по проблеме невербальных сигналов личности были использованы труды зарубежных исследователей (М. Люшера, АПиза, А. Штангля, С. Квиллиам, X. Рюкле) В выявлении педагогических условий влияния имиджа педагога на процесс становления личности младшего школьника были использованы труды классиков отечественной педагогики А. С. Макаренко, педагогическая техника, В.А. Сухомлинского о воспитании в детях чувства. 
     За последнее время интерес к научным изысканиям в педагогической имиджелогии резко возрос, однако целостной концепции по формированию педагогического имиджа пока не создано. Таким образом, налицо реально существующее противоречие между несоответствием желаемого и существующего профессионального имиджа современного учителя начальных классов. Это подтверждает актуальность проблемы, представленной в курсовой работе, что и обозначило тему исследования: «Влияние имиджа педагога начальных классов на усвоение программы младшими школьниками в процессе обучения». 
     Целью исследования является: теоретико-прикладное обоснование необходимости изучения имиджа педагога начальных классов как фактора влияющего на процесс усвоения программы младшими школьниками.
     Объектом выступает имидж педагога начальных классов.
     Предметом исследования является процесс усвоения программы младшими школьниками. 
     На основании определенных цели, объекта и предмета нами была выдвинута гипотеза данного исследования:
     мы предполагаем, что имидж педагога начальных классов оказывает эффективное влияние на процесс становления личности младшего школьника. Можно гипотетически утверждать, что научно-обоснованное конструирование имиджа, как профессионально важного качества современного учителя, возможно при наличии определённых приоритетных условий и соответствующих методов. Исходя из цели и гипотезы исследования, ставятся следующие задачи:
     * изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования; 
     * обосновать, необходимость изучения имиджа педагога в теоретическом и прикладном аспектах; 
     * выявить взаимосвязь влияния имиджа учителя на процесс становления личности младшего школьника; 
     * представить педагогические требования к самопрезентации современного педагога начальных классов. 
     Для реализации цели и задач нами были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования: 
     > педагогическое наблюдение;
     > интервью-тестирование педагогов, родителей, школьников; 
     > социальный опрос;
     > сравнительный анализ;
     > методы математической обработки.
     Работа состоит из введения; теоретических глав, где рассматриваются: социально-психологические основы имиджа учителя, понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии, технологический инструментарий исследования имиджа учителя, возрастные особенности личности младшего школьника и психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника. Практическое исследование проходило на базе МОУ СОШ № 35 г. Ставрополя. 
     Работа носит теоретический характер в силу ограниченности экспериментального исследования по организации и апробации выявления эффективности влияния имиджа педагога начальных классов на процесс становления личности младшего школьника.
     
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов
     
     § 1.1. Социально-психологические основы имиджа учителя
     
     Рассмотрение содержания работ, относящихся к психологии познания людьми друг друга, выполненных известными отечественными и зарубежными психологами в последнее время, позволяет четко увидеть определенные тенденции, характеризующие развитие этого направления. Опираясь на теорию формирования человека как субъекта труда, познания и общения, развития личности в процессе деятельности и общения, проанализируем основные положения процесса познания человека человеком с учетом его возрастных, индивидуальных и профессиональных особенностей. Теоретические основы этого процесса нашли наиболее полное отражение, в первую очередь, в трудах таких известных отечественных психологов, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и многих других.
     Человек осознает свою самостоятельность, свое выделение в качестве самостоятельного субъекта из окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он сам приходит к самосознанию, к познанию собственного «Я» через познание других людей [8]. 
     Представление человека о самом себе, даже о собственных своих психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия.
     В исследованиях справедливо выделяется, что самосознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки. Самосознание – это не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он решает в жизни [ 12]
     Дальнейшее развитие теоретико-методологических аспектов исследования личности и особенностей ее развития применительно к онтологии и генезису имиджа как социального явления и его познания мы находим в работах известных современных психологов Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, А.В. Петровского, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова и других.
     Современными социальными психологами отмечается, что всякое познание и есть ментальная реконструкция того, что существует на самом деле. Эта реконструкция осуществляется субъектом на основе его опыта, потребностей, намерений. Только при включении личности в познавательный процесс можно понять, как люди могут познать одну и ту же вещь, если каждый конструирует ее образ индивидуально. Социальное познание, возникая в ходе взаимодействия, предполагает обязательный коммуникативный процесс, то есть процесс постоянного обмена информацией. Образ социального познания вырабатывается сообща, но вместе с тем, люди различны, и поэтому каждый демонстрирует свой стиль социального познания [6].
     В самом общем плане следует сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
     Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Потребность индивида быть личностью становится условием формирования у других людей способности видеть в нем личность, жизненно необходимую для поддержания единства, общности, преемственности, передачи способов и результатов деятельности и установление доверия друг к другу, без чего трудно надеяться на успех общего дела.
     Потребность быть личностью, потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями. Стремясь включить свое «Я» в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, человек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность персонализации. Это означает, что таким образом выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференциальной оценки себя как личности, человек полагает себя в общности как необходимое условие ее существования, поскольку он производит всеобщий результат, что позволяет сохранять ее как целое. Потребность быть личностью возникает на основе социально-генерированной возможности осуществления соответствующих деяний – способности быть личностью. Эта способность есть индивидуализированное воплощение глубоко воспринятых индивидом предметно-социальных норм, эффектов идеальной представленности в нем других людей, а также его собственных «надситуативных» выходов. Как и всякая способность, она, прежде всего, дана субъекту в своей исключительности как индивидуальное, выделяющее его среди окружающих и в известном смысле противопоставляющее его другим людям. как возможность передать, адресовать им свою неповторимость, особенность, непохожесть [5].
     В зарубежной психологии концепции особенностей познания людьми друг друга как составляющей социально-психологические аспекты имиджа занимают работы таких известных психологов, выполненные на основе идей бихевиоризма, психоанализа, когнитивизма и других школ, как А. Адлера, Э. Берна, У. Джеймса, Дж. Капрара, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Д. Сервона, Б.Ф. Скиннер, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни, Т. Шибутани, К. Юнга и многих других.
     Мир каждого человека сконцентрирован вокруг него самого. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей, а отношение к человеку часто определяется положением, которое он занимает, совершенно независимо от его личных качеств. Каждый человек помещает самого себя как объект внутри своего символического окружения. Важно понять, что же человек считает самим собою, ибо многое из того, что он делает, логически вытекает из такого определения. Представление человека о самом себе, бесспорно, является прямым отражением того, что он есть, или того, что он делает [4].
     Таким образом, отмечая существование значительных различий в точности первого впечатления об одном и том же человеке у разных людей, необходимо еще и еще раз подчеркнуть, что эта точность связана не только с возможностями лица, выступающего в роли субъекта познания, но и с особенностями оцениваемого по первому впечатлению человека. Бесспорно, в проявлениях личности находит выражение ее сущность, но чтобы действительно раскрыть и понять эту сущность, надо увидеть личность во всех ее главных связях с действительностью, т.е. в труде, познании и общении.
     Как видно из изложенного, познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми задачами. Образы восприятия, представления и формирующиеся у человека понятия о других людях, концентрируя в себе информацию об этих людях, дают ему возможность действовать по отношению к каждому из них целесообразно. Хотя знание человеком самого себя всегда образуется на основе многократных сопоставлений и сравнений себя с другими людьми, оно, возникнув и постоянно развиваясь, в свою очередь влияет на формирование знаний о других людях, на оценку их, на отношение к ним как составляющие его имидж.
     Таким образом, познание человека друг друга, обуславливающее их взаимодействие, обладает теми же свойствами на уровне общего, то есть такими, какие присущи вообще человеку при познании действительности и имеет свои особенные характеристики. 
     На уровне отражения человеком предметного мира его познанию, как справедливо отмечается в социальной философии, присущи предметность, константность, целостность, обобщенность, структурность. Все эти свойства с особой силой проявляются в процессе познания и отражения другого человека. Взаимодействие человека с человеком в отличие от взаимодействия его с неодушевленным предметом или с живым существом, лишенным сознания и самосознания, имеет субъектно-субъектный характер. Все это является существенным основанием для исследования имиджа как социально-психологического явления [3].
     Рассмотрение содержания работ, относящихся к психологии познания людьми друг друга, позволяет четко увидеть основные тенденции, и даже первые истоки появления имиджа человека и имиджелогии как отдельной науки. 
     Первая из этих тенденций заключается в том, что постепенно все более расширяются знания о феноменологии, закономерностях и механизмах, которые, выражая смысл психологии познания людьми друг друга, оказываются объектом внимания исследователей. На первом этапе целенаправленной работы в этой области психологами были изучены преимущественно особенности восприятия человека человеком и формирование понятия о личности этого человека у тех людей, которые с ним взаимодействуют. Так были прослежены в сравнении особенности восприятия людьми человеческого лица и просто предмета (А.М. Зимичев, В.Н. Панферов), раскрыты изменения, происходящие в восприятии и понимании другого человека на протяжении дошкольного возраста (Р.А. Максимова, В.Н. Панферов, И.А. Шихина), у младших школьников и подростков (Г.Ф. Гусева, В.Н. Куницына, М.П. Тихонова, Г.Г. Финникова), в старшем школьном возрасте (С.В. Кондратьева, А.А. Русалинова), в более зрелом возрасте (А.А. Бодалев, В.Н. Панферов и др.).
     В это же время появились и другие работы, раскрывающие влияние приобретенной человеком профессии на восприятие им других людей и на формирующиеся понятия об их личности (А.С. Егоров, А.М. Зимичев, В.М. Раздобудько и др.).
     Кроме того, была предпринята попытка исследования психологических условий, раскрывающих особенности создания у человека эталонов и стереотипов, как возрастных, так и профессиональных, которые воздействуют на восприятие им внешнего облика других людей и социально-психологическую интерпретацию этого облика (А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.Н. Лозовцева, В.М. Сенченко и др.). 
     Как видим, имидж, обладает сходными со стереотипом свойствами: ярко выраженной эмоциональной оценкой, устойчивостью у представителей различных социальных групп, схематичностью. С установкой имидж роднит то, что сформированный имидж влияет на готовность к совершению определенных действий по отношению к оцениваемому объекту.
     Однако, как нам представляется, имидж обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о нем как об обособленном механизме социальной перцепции. 
     Имидж - это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям [9]. В имидже изначально, по сути, задается: схематичность и неполнота, а также положительная направленность эмоционального оценивания. Положительная оценка, присущая имиджу, крайне важна, так как является залогом устойчивости предприятия в кризисных ситуациях и гарантией успеха политика на выборах. Имидж играет роль и имеет место при опосредованном общении больших групп людей, когда основным источником информации об образовательном учреждении, школе или конкретном педагоге являются средства массовой коммуникации.
     Таким образом, имидж как результат перцепции человека или учреждения гораздо в меньшей степени основан на чувственном восприятии или непосредственном контакте субъекта с объектом, нежели другие установочные знания.
     Мы берем за основу определение, приведенное В.Н. Куницыной, о том, что имидж - образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект. Наше определение распространяется на все случаи употребления понятия, имеется ли в виду имидж учителя, имидж школы или имидж учреждений образования. Отличие имиджа педагога и имиджа школы, на наш взгляд, заключается только в том, что при перцепции предприятия отсутствует опора на реальный, осязаемый и воспринимаемый объект, на «функциональные» характеристики, присущие в той или иной степени педагогу или лидеру.
     
§1.2 Понятие об имидже, педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
     
     Имидж должен обрести собственное существование, стать отдельной ценностью и использоваться при удобном случае. Имидж – это впечатление, производимое человеком на одну или несколько групп общественности. Он не рисунок, не калька, не разработанное в мельчайших деталях, точное изображение, а, скорее всего – несколько деталей, оказывающих эмоциональное воздействие.
     Каждый из нас создает определенный образ – имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д. [10]
     Различные теоретические подходы рассматривают разные грани феномена субъекта, но применительно к целям нашего исследования можно заключить, что субъект как философская категория раскрывает определенное качество активности человека, его способность к самоопределению и саморазвитию, способность достраивать субстанцию, созидать, развивать и реализовывать ее новые возможности. Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми (выбора товаров и услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и руководителей), и конкуренцией на разнообразных рынках – потребительском, политическом и прочих. Чтобы продать товар, услугу, привлечь на свою сторону избирателя, чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма, общественная организация, университет или банк должны создать себе соответствующий имидж. Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для любого вида социальной деятельности, что подтверждает многолетняя практика. [12]
     Именно поэтому в рамках традиционных научных дисциплин – психологии, экономики, социологии, политологии – появляются специальные научно-практические отрасли: теория и практика рекламы, public relations, имиджелогия и другие, основным предметом которых становится формирование образов, в том числе и социальных образов. Оперируя преимущественно в пространстве символов, они, тем не менее, способствуют решению задач в реальной жизни.
     Имидж находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет и др. В социологии, и, прежде всего, социологии управления имидж может рассматриваться в контексте теории социальных статусов и ролей, концепции социального действия и взаимодействия, теории конфликта. [13]
     Если в рамках практической психологии, имиджелогии и других прикладных дисциплин преимущественное внимание уделяется проблемам социальной перцепции, аттракции, атрибуции, самомониторинга, управления путём произведения впечатления для создания внешне привлекательного образа объекта и разрабатываются соответствующие методы и инструментарий (позиционирование, вербализация, детализация, визуализация и т.д.), то социологию имидж интересует с несколько иных позиций. Для социологии, и, прежде всего, социологии управления важно, как имидж организации, социальной или профессиональной группы, а также имидж их программ, целей, планов, намерений влияет на качество выполнения организациями, коллективами, целевыми группами своих функций, насколько имидж воздействует на статус того или иного социального объекта, каковы социальные механизмы, которые можно задействовать, чтобы создать адекватный (не обязательно положительный) имидж.
     Таким образом, анализ имеющихся определений показывает, что в зарубежной профессиональной литературе, посвященной проблемам исследования имиджа, термин «имидж» употребляется в значении, которое можно было бы сформулировать следующим образом: отражение в психике человека в виде образа тех или иных характеристик объекта или явления, а это означает, что термин «image» профессионалами интерпретируется как образ, понимаемый совокупностью не только материальных видимых характеристик объекта, но и идеальных невидимых его характеристик.
     Большинство российских отечественных специалистов в данной области так трактуют и переводят слово «имидж» как образ. Подобная интерпретация этого термина была бы приемлемой, если бы не тот факт, что в русском языке слово «образ» имеет несколько значений, в частности такие, наиболее часто употребляемые [14]: 
     - внешний вид, облик, наружность, внешность;
     - живое, наглядное представление о ком-то, чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо; 
     - форма восприятия сознанием явлений объективной действительности, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира;
     - обобщенное художественное восприятие действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления; 
     - характер, склад, направление чего-либо: 
     - способ, средство.
     Подобная многозначность русского слова «образ» неизбежно ведет к появлению следующего вопроса: какое из этих значений русского слова «образ» наиболее ближе к английскому «image», ближе к слову «имидж» в том значении, в котором оно употребляется в русской речи?
     Исходя из изложенного, следует полагать, что термин «имидж» если и может употребляться как синоним термина «образ» в значении внешний вид, то по отношению к человеку только в связи с обсуждением одной из составных частей имиджа, детерминируемой габитусом (внешним видом) человека, и тогда эту составную часть имиджа человека можно назвать габаритным имиджем, а по отношению к предмету только в связи с обсуждением одной из составных частей его имиджа, детерминируемый внешним видом предмета, отмечая при этом, что образ любого предмета – это психическое отражение не обязательно только видимого. [15]
     Резюмируя сказанное, подчеркнем, имидж какого-либо объекта – это нестереотипный образ, который может иметь стереотипную оценку (а может и не иметь ее), образ, могущий иметь рациональный или эмоциональный характер, возникший в психике человека – в сфере его сознания или подсознания в результате либо прямого восприятия тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного на основе восприятия уже оцененного кем-то образа на основе восприятия оценки этого образа, сформированного в психике других людей.
     При этом заметим, что, если имидж – это образ в описанном выше аспекте, то насколько приемлемо обратное утверждение: образ – это имидж, или по-иному, любой ли образ, возникший в психике человека в результате восприятия, является отражением характеристик этого объекта, прототипом образа? Это в свою очередь означает, что не каждый образ объекта (человека, предмета, системы), возникающий в психике человека или группы людей, может называться имиджем, а только тот, к прототипу которого у этого человека или людей есть определенное отношение, и тогда имидж можно определить так: имидж – это только тот образ, к которому у человека имеется определенное отношение. Иными словами, образ объекта – это отношение человека к сформированному у него в результате восприятия характеристик объекта образу этого объекта (человека, предмета, системы) [16]. 
     Значит, для того, чтобы образовался имидж, мало воспринимать те или иные характеристики объекта (человека, предмета, системы) и сформировать в своей психике образ этого объекта, еще необходимо, чтобы к этому образу, а точнее к прототипу этого образа, возникло определенное отношение и определенная оценка этого образа и определенное мнение о прототипе этого образа. Поэтому получается, что имидж - это не столько образ, сколько отношение к образу и мнение об этом образе.
     Далее, если имидж – это именно такой образ, к которому у человека, воспринявшего характеристики прототипа образа, есть определенное эмоциональное или рациональное отношение, то можно ли полагать имиджем образ самого себя? 
     Доказано, что образ самого себя без презентации этого образа в психику другого человека (без восприятия характеристик этого объекта, без возникновения образа в психике другого человека) не может считаться имиджем. Это в свою очередь означает, что имиджем человека можно назвать только тот оценочный образ этого человека, который возник у другого человека, а не у самого себя. [17].
     Следовательно, имидж объекта возникает: когда человек, входящий в определенную социальную группу людей (в нашем случае учитель, являющийся членом педагогического коллектива школы), воспринимает внешние или внутренние характеристики какого-то объекта, другого человека, предмета или явления, в результате такого восприятия в психике этого человека возникает образ данного объекта, этот объект невольно соотносится человеком с собственной системой ценностей, в результате чего у человека возникает отношение к этому объекту в виде мнения.
     Поэтому имидж человека - это мнение о нем у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с ним или вследствие полученной о нем информации от других людей. По сути, имидж человека – это как он выглядит в глазах других людей, или каково о нем мнение других людей. [17]
     Такой анализ наиболее продуктивно осуществить, рассматривая имиджелогию как специальную науку. При этом понятие имидж выступает как исходное понятие, основная категория имиджелогии.
     Кто же создает имидж? Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политиков, государственных деятелей, артистов и т.п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидении. В-четвертых, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.
     Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимыми из них являются: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее “Я” [18].
     Противоречие между собственным образом и «Я в глазах других» является важной предпосылкой имиджевой деятельности.http://www.effcon.ru/Liter/im_res.htm - _edn37 Деятельность субъекта по созданию имиджа мотивируется несовпадением представлений о том, как организация должна восприниматься окружающими («желаемый имидж») и как они реально воспринимаются. Выявление этого расхождения предшествует деятельности по формированию имиджаhttp://www.effcon.ru/Liter/im_res.htm - _edn38. Моделирование перспективы преодоления основополагающего противоречия предполагает рассмотреть в качестве важного условия формирования имиджа предприятия наличие у субъекта управления «желаемого имиджа» (проектируемого или целевого образа) и рефлексивного образа. 
     Цель имиджевого воздействия - «желаемый имидж» не должен соответствовать реальному состоянию предприятия (организации). Необходимо использовать «повышающий потенциал» имиджа http://www.effcon.ru/Liter/im_res.htm - _edn39, способствующий раскрытию возможностей корпорации. Так, В.М. Шепель акцентирует внимание не только на прагматичности имиджа - его способности решать конкретные задачи, сколько на имидже как способе самовыраженияhttp://www.effcon.ru/Liter/im_res.htm - _edn40. Имидж, с точки зрения данного подхода, - есть возможность представить обществу свои лучшие характеристики. [19]
     Имиджелогия как отдельное направление не только занимается построением имиджа практически, но и пытается акцентировать его определенные аспекты. Мы остановимся на таких возможных подходах и имиджу. Во-первых, функциональном, при котором выделяются разные его типы, исходя из различного функционирования. Во-вторых, контекстном, при котором эти типы функционирования мы находим в разных контекстах реализации. И, наконец, сопоставительном, при котором имеет место сравнение близких имиджей.
     Имидж представляет собой наиболее эффективную подачу сообщения, которая в состоянии обойти имеющиеся в каждом человеке разнообразные фильтры. Отсюда и возникает идея имиджа как публичного или внешнего Я человека, которое достаточно часто может отличаться от его внутреннего Я. Ваш образ – это ваш портрет, который вы показываете окружающему миру. Образ должен работать на вас, а не против вас. Из всего набора наших характеристик мы должны отбирать те, которые, несомненно, будут позитивно оценены окружающими. 
     Личностный имидж рассматривается нами как сочетание ряда внутренних и внешних факторов, задающих его составные – самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Такая типология отражает взгляд на имидж с разных позиций – со стороны своего Я и со стороны других, со стороны реалий и со стороны желаний. [19]
     Самоимидж вытекает из про.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44