VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психологическая помощь в определении профессиональной траектории развития старшеклассников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009845
Тема: Психологическая помощь в определении профессиональной траектории развития старшеклассников
Содержание
Психологическая помощь в определении профессиональной траектории развития  старшеклассников
Содержание
Введение
Глава I.Теоретические основы исследования проблемы определения профессиональной траектории развития старшеклассников в работах отечественных и зарубежных авторов………………………………………….
1.1Профессиональная траектория развития старшеклассников как объект психолого-педагогических исследований………………………………………
1.2.Особенности личностного развития старшеклассников………………….
1.3. Возможности общеобразовательной школы по психологическому обеспечению профессиональной траектории развития старшеклассников….
Выводы по главе I…………………………………………………………………
Глава II. Психологическая помощь в определении профессиональной траектории развития  старшеклассников………………………………………..
2.1. Анализ опыта психологического обеспечения определения профессиональной траектории развития старшеклассников в условиях МБОУ СШ№14 г.Арзамаса
 2.2.Программа психологического обеспечения определения профессиональной траектории развития старшеклассников………………….
2.3.Психологические условия успешного обеспечения определения профессиональной траектории развития старшеклассников………………….
Выводы по главе II………………………………………………………………...
Заключение………………………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………………..
Приложение……………………………………………………………………….




Введение
     Актуальность определяется, тем, что  главной целью перед общеобразовательной  школой стоит организация условий для успешной адаптации школьников и оптимального выбора профессионального пути выпускниками школ. Цель повышения действенности профориентационной  деятельности находит отражение в официальных документах разного уровня. 
     В частности, в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы стратегической целью является – «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально-ориентированного развития страны». Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. С изменениями и дополнениями от 27 февраля, 14, 27 апреля 2016 г.
          В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. на старшей ступени образовательной школы ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения). Данная задача требует переосмысления и модификации подходов, связанных с созданием  единой  системы профессионального самоопределения выпускника через  раскрытие и использование способностей, личностной  инициативности, раскрытия мотивации и жизненной ориентации  обучающихся старшего школьного возраста.  Концепция образования на 2016-2020 года  / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  URL: http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016-2020-gody/ (дата обращения 11.01.17).
         В  Федеральном  государственном образовательном  стандарте  (ФГОС)  нового поколения анализируется  установка на  успешного в  профессиональном самоопределении  выпускника, выделяется ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (10-11 КЛ.) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения 11.01.17).
     Проблема профессиональной траектории развития старшеклассников весьма остра. К ней обращались многие отечественные и зарубежные исследователи. Изучение понятия «профессиональная траектория развития» старшеклассников и молодежи, берет начало с исследований жизненных путей поколений как социального и исторического феномена (М. Коли, Г. Элдер, К. Майер), образовательных и  профессиональных карьер (С. Горард, Э. Хьюз, М. Блумер, П. Хадкинсон, С. Спайлерман, Ф. Белхем, Б. Кроссан). Константиновский Д.Л. Самоопределение или адаптация? // Мир России. 2003.  Т. XII. № 2. С. 123-143.].
      Под «профессиональной траекторией развития подразумеваются  проекты и мероприятия, ориентированные на профориентацию, самоопределение молодежи, определение эффективной траектории профессионального развития, помощь начинающим предпринимателям и специалистам». словарь финансовых и юридических терминов  года  / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  URL:http://www.fingramota.org/servisy/slovar дата обращения 11.01.17)
     Э.Ф Зеер, подчеркивал, что  траектория профессионального развития- поэтапное, неравномерное  индивидуальное и  профессиональное развитие  приводящее к вершинным достижениям в профессиональной деятельности сопровождающееся кризисами и конфликтами профессионального становления. Зеер Э.Ф. 347 Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-еизд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003
     Чередниченко Г. А. дала классификацию образовательно-профессиональных траекторий- «горизонтальная», «вертикальная», «прогрессирующая». Чередниченко Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С. 405
     Так же изучением данной проблематики занимались Н.С. Пряжников, Э. Хьюз, С. Спайлерман, Ф. Белхем и др.
     Однако, в современном обществе в связи с развитием идей психологии и педагогики назрела необходимость в дальнейших совместных усилиях педагогов и психологов для решения проблем по следующим направлениям: эффективный психолого-педагогический контроль за интересами, способностями и требованиями избираемой специальности юношества, специальная работа по развитию у них необходимых профессионально важных качеств, учет социально-психологического климата в учебном коллективе при решении учебно-воспитательных задач.
     Анализ исследований по рассматриваемой проблеме позволил выявить существующее противоречие между их интересами, способностями и требованиями избираемой специальности; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения рабочих мест; склонностью и представлениями о престиже профессии; стремлением заранее попробовать себя в избираемой профессиональной области и отсутствием таковой возможности в школе; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией.
     Недостаточная разработанность проблемы в науке и психолого-педагогической практике обусловили выбор темы исследования «Психологическая помощь в определении профессиональной траектории развития  старшеклассников».
     В связи с выбранной темой в условиях современной действительности актуализируется изучение проблемы, сформулированной следующим образом- каковы возможности психологической помощи в определении профессиональной траектории развития  старшеклассников.
     Цель исследования: на основе анализа опыта работы общеобразовательного учреждения разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психологической помощи в определении профессиональной траектории развития  старшеклассников.
     Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в  системе основного общего образования.
     Предмет исследования– выступают психологические условия успешного определения профессиональной траектории развития старшеклассников.
     Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что определение профессиональной траектории развития старшеклассников будет способствовать формированию психологически благоприятной и безопасной учебно-воспитательной среды, позитивного отношения к  профессиональной деятельности, развитию  профессиональной мотивации, формированию эффективной профессиональной идентификации выпускников, если:
* раскрыта сущность профессиональной траектории развития старшеклассников;
* определены возможности общеобразовательной школы по психологическому обеспечению профессиональной траектории развития старшеклассников;
* в ходе разработки и реализации  программы психологического обеспечения определения профессиональной траектории развития старшеклассников учитываются особенности и трудности определения профессиональной траектории развития старшеклассников;
* определены и реализуются в учебно-воспитательном пространстве общеобразовательной школы психологические условия успешного обеспечения определения профессиональной траектории развития старшеклассников.
     В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
     1)Изучить теоретические основы исследования проблемы определения профессиональной траектории развития старшеклассников в работах отечественных и зарубежных авторов;
     2) Проанализировать особенности личностного развития старшеклассников и рассмотреть возможности общеобразовательной школы по психологическому обеспечению профессиональной траектории развития старшеклассников;
      3) На основании изученного опыта работы МБОУ СШ №14 г.Арзамас  разработать, обосновать  и экспериментально апробировать программу  психологического обеспечения определения профессиональной траектории развития старшеклассников;
      4) Выявить и экспериментально проверить психологические  условия успешного обеспечения определения профессиональной траектории развития старшеклассников.
     Методологическими основами исследования являются основные положения культурно-исторической теории, согласно, которой социальная среда является источником развития психики человека; принцип учета индивидуальных особенностей в рамках возрастного периода; принцип единства процессов развития, обучения и воспитания; идеи организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. 
    Теоретические основы исследования составили труды отечественных отечественных и зарубежных авторов, раскрывающие:
       - концептуальные положения профессиональной траектории развития (Э.Ф Зеера, Д.Л. Константиновского, Г.А. Чередниченко, Э. Хьюза, С. Спайлермана, Ф. Белхема и др);
        -   особенности личностного развития старшеклассников (В.Е. Клочко, И.В.Шаповаленко, В.С. Мухиной,  Е. И. Исаева,  В.И. Слободчикова, Г. Крайга, Д. Бокума и др.);
     - исследования, посвященные проблемам психологического обеспечения определения профессиональной траектории развития  в системе основного общего образования (О.В. Галустовой, Э.Р. Саруханова, Е. М. Павлютенкова, Е.В. Гудковой, А. П. Чернявской, Н.С. Пряжникова, Н.В.Афанасьевой и др.).
     В соответствии с целью и задачами был использован комплекс взаимодополняющих теоретических и экспериментальных методов исследования: теоретические методы (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, изучение нормативно-правовых документов в области образования); эмпирические методы (опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование:
     1.Методика «Профиль»  (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока).
        2.Тест Дж. Голланда по определению типа личности.
     3. Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов)
     Констатирующий и формирующий эксперименты; качественные и количественные методы обработки полученных данных.
     Опытно-экспериментальной базой исследования послужило МБОУ СШ №14 г.Арзамаса Нижегородской области. Всего в экспериментальном исследовании участвовало 30 человек в возрасте от 17 - 18 лет.
     Положения, выносимые на защиту:
     1. В современной психолого-педагогической науке профессиональная траектория развития трактуются как деятельность, ориентированная на профориентацию, самоопределение молодежи, определение эффективной траектории профессионального развития.
     2. Обеспечение работы общеобразовательной школы по психологическому обеспечению профессиональной траектории развития  осуществляется в ходе формирования психологически благоприятной и безопасной учебно-воспитательной среды, позитивного отношения к  профессиональной деятельности, развитию  профессиональной мотивации, формированию эффективной профессиональной идентификации выпускников и эффективного освоения выбранной обучающимися профессии. Для этого используется комплекс  необходимых методов и форм: методы, ориентированные на решение информаиионных задач профконсультирования; методы, ориентированные на осуществление профессионального консультирования; методы профессиональной диагностики; методы обучения основам профессии, профориентационный урок, профориентационная беседа, профориентационные игры, профориентационные стенды, профориентационная экскурсия на предприятие, профориентационная встреча, организация исследовательской работы по составлению описания профессии, ярмарка профессий. 
           3. Программа  психологического обеспечения определения профессиональной траектории развития старшеклассников, разработанная с учетом определения профессиональной траектории развития старшеклассников, направленная на: формирование актуальной для старшеклассников «профессиональной траектории развития»; обеспечение старшеклассников средствами самопознания, развития навыков и умений по целеполаганию и планированию; формирование мотивов саморазвития, личностного профессионального роста.
     4. Совокупность условий успешного обеспечения определения профессиональной траектории развития старшеклассников обучающихся в системе основного общего образования представляет собой:
    - учет в образовательном процессе среднего общего образования особенностей и трудностей профессиональной траектории развития  на начальном этапе профессионализации и в последующей самостоятельной профессиональной деятельности;
          - содействие осознанию выпускниками  школы ответственного выбора по проблеме определения и построения успешной профессиональной траектории развития;
     - разработка и реализация программ психологической помощи обучающимся в определения профессиональной траектории развития старшеклассников.
     Исследования проводились в два этапа:
     Первый этап (2015-2016 гг.) – определение проблемы исследования; изучение педагогической, психологической, научно-методической литературы; определение методологии и выбор методов исследования; изучение опыта работы МБОУ СШ №14 г.Арзамаса Нижегородской области, разработка программы психологического обеспечения определения профессиональной траектории развития старшеклассников.
     Второй этап (2016-2017 гг.) – апробация разработанной программы психологического обеспечения определения профессиональной траектории развития старшеклассников обучающихся  общеобразовательного учреждения; завершение формирующего эксперимента, обработка и интерпретация результатов итоговой диагностики, обобщение и систематизация результатов исследования, формулирование выводов, оформление материалов магистерской диссертации. 
     Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
     - уточнена психолого-педагогическая сущность понятия   «Профессиональная траектория развития» старшеклассников;
     -     выявлены особенности личностного развития старшеклассников;
     - раскрыты возможности учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы по психологическому обеспечению профессиональной траектории развития старшеклассников;
     -     разработана программа психологического обеспечения определения профессиональной траектории развития старшеклассников, выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены психологические условия успешного определения профессиональной траектории развития старшеклассников.
     Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем: 
         -    на основании изучения опыта учебно-воспитательной деятельности МБОУ СШ №14 г.Арзамаса нами определены возможности общеобразовательной школы по психологическому обеспечению профессиональной траектории развития старшеклассников;
       - подобран и апробирован диагностический инструментарий, позволяющий изучить профессиональную траекторию развития старшеклассников;
        - разработана и экспериментально апробирована программа психологического обеспечения определения профессиональной траектории развития старшеклассников оптимизации межличностных отношений обучающихся в условиях общеобразовательной школы.
       Полученные в исследовании материалы могут быть использованы для практического применения в успешном обеспечении определения профессиональной траектории развития  старшеклассников, а также для разработки курсов по выбору в процессе профессиональной подготовки и переподготовки педагогов-психологов  общеобразовательных учреждений.  Материалы будут полезны в рамках проведения таких дисциплин как «Самоопределение и профессиональная ориентация», «Основы профориентологии».
     Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной проблеме; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; значимостью экспериментальных данных.
     Апробация и внедрение полученных результатов: основные положения диссертационного исследования и полученные материалы сообщались на научно-практических конференциях разного уровня: ІХ Международная научно-практическая конференция: «Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы» г. Москва, 2017; X Всероссийская научно-практическая конференция «НАУКА МОЛОДЫХ»,Арзамас, 2017 г; публиковались в научных журналах (Молодой ученый, 2016 г.); обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития Арзамасского филиала им. Н.И. Лобачевского, в ходе работы семинара магистрантов.
     Структура магистерской диссертации соответствует логике проведенного научного исследования и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
     

















Глава I.Теоретические основы исследования проблемы определения профессиональной траектории развития старшеклассников в работах отечественных и зарубежных авторов
1.1Профессиональная траектория развития старшеклассников как объект психолого-педагогических исследований
     Изучение профессиональных траекторий развития старшеклассников и молодежи, берет начало с исследований жизненных путей поколений как социального и исторического феномена (М. Коли, Г. Элдер, К. Майер), образовательных и  профессиональных карьер (С. Горард, Э. Хьюз, М. Блумер, П. Хадкинсон, С. Спайлерман, Ф. Белхем, Б. Кроссан) Константиновский Д.Л. Самоопределение или адаптация? // Мир России. 2003.  Т. XII. № 2. С. 123-143.]. 
          Под «профессиональной траекторией развития подразумеваются  проекты и мероприятия, ориентированные на профориентацию, самоопределение молодежи, определение эффективной траектории профессионального развития, помощь начинающим предпринимателям и специалистам» словарь финансовых и юридических терминов  года  / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  URL:http://www.fingramota.org/servisy/slovar дата обращения 11.01.17)
     По мнению Э.Ф Зеера траектория профессионального развития- поэтапное, неравномерное  индивидуальное и  профессиональное развитие  приводящее к вершинным достижениям в профессиональной деятельности сопровождающееся кризисами и конфликтами профессионального становления. Зеер Э.Ф. 347 Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-еизд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003
     Продолжительное время профессиональные траектории анализировались исходя из понятия «карьера». Согласно, Э. Хьюзу карьера-  последовательность статусов и четко определенных постов, которые принимают форму типичных этапов, позиций, достижений, ответственных поручений. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований) . — М.: ЦСП и М, 2014. — 560 с. - ISBN 978-5-906001-29-0
     Это понятие отсылает к последовательности профессиональных позиций, которые человек занимает в течение жизни. С. Спайлерман отмечает, что карьеры представляют собой истории работы, или последовательности профессиональных позиций, характеризующихся уровнем зарплаты, качеством условий труда, отношением к власти и престижу Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований) . — М.: ЦСП и М, 2014. — 560 с. - ISBN 978-5-906001-29-0
     Ж-Р. Треанон карьеру отождествляет с рабочей жизнью, професиональной биографией и связывает это понятие с капитализацией времени Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории молодежи: исследовательские концепты // Социологический журнал, 2013. Том. 0. № 3. C. С. 53-74
     Ф. Бехлмен подчеркивает следующие свойства профессиональных карьер: нельзя перейти с позиции младшего служащего на позицию представителя высших кадров, не побывав на позиции служащих среднего звена; нельзя достичь высших позиций на предприятии или в учреждении государственной службы, не пройдя серию институционально организованных этапов, маркирующих известную и ясно распознаваемую дорогу восходящей мобильности. B?hlmann F. The corrosion of career? Occupational trajectories of engineers and business economists in Switzerland. Lausanne: University of Lausanne, 2008
     Начиная с 1970-х гг. происходит эрозия карьер, выражающаяся в увеличении возможных переходов и этапов, в меньшей лояльности работника по отношению к своему работодателю и существенном увеличении путей, не вписывающихся в восходящую перспективу. В итоге эрозия карьер выражалась во все большей непредвиденности профессиональных траекторий  Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований) . — М.: ЦСП и М, 2014. — 560 с. - ISBN 978-5-906001-29-0
     С этого времени в социологических исследованиях появляется понятие «профессиональная траектория», которым обозначают становящиеся все чаще нелинейными, прерывистыми, непредвиденными, извилистыми пути в профессии.
     В нашей стране термины «образовательная и профессиональная траектории» в пореформенное время стали использоваться в качестве социологических исследовательских концептов для обозначения лонгитюдного присутствия молодежи в образовательной и профессиональной системах в период перехода от школы к состоянию стабильной (относительно) профессиональной занятости и первых лет трудовой деятельности. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований) . — М.: ЦСП и М, 2014. — 560 с. - ISBN 978-5-906001-29-0
     Профессиональная траектория является социальным полем применения образовательных ресурсов, а вернее, их конверсии в соответствующие позиции на рынке труда. Существующая институционализация образования предоставляет поколению сверстников два основных этапа выбора образовательного и профессионального пути - после получения основного и после получения полного среднего школьного образования.
     Характерная черта обучения рабочей специальности молодых рабочих с 9-летним школьным образованием состоит в том, что они получают своеобразное «двойное обучение» - в ходе предварительной профессиональной подготовки и затем на рабочем месте или в учебном центре, когда приходят на производство. Чередниченко Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С. 405
     Приход в рабочие после окончания 11 классов школы обеспечивает молодежь ресурсом, который после краткосрочной подготовки на рабочем месте позволяет достичь позиции квалифицированного рабочего. Чередниченко Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С. 405
     Особенно актуальна проблема профессиональной траектории развития для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений, так как ими осуществляется выбор профессиональной траектории, для которого свойственны специфические особенности:
     во-первых, велика доля неопределенности в том, что касается будущей образовательной траектории – около четверти старшеклассников вообще не сформировали ни одного варианта действий после окончания школы. Согласно исследованиям ФОМ и ВЦИОМ, неопределенность при выборе – фактор постоянный. 
     во-вторых, выборы старшеклассников концентрируются в основном на престижных и высокооплачиваемых профессиях, что на наш взгляд является с одной стороны проявлением их неопределенности – ведь легче выбрать именно такие специальности – с другой стороны, показателем сильного влияния со стороны СМИ. 
     в-третьих, выборы старшеклассников рациональны – существует значимая корреляция между успехами в школьных предметах и предполагаемой профессией, а также посещением кружков и репетиторов и предполагаемым выбором Чередниченко Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С. 405
     Профессиональные планы восьмиклассников- одиннадцатиклассников, заключаются в:
      продолжении обучения в школе, ориентируются на дальнейшую подготовку в вузе;  
      получении  среднего профессионального образования.
     Для  судьбоносного выбора выпускнику необходимо:
     1) иметь ясное представление о самом себе, своих достоинствах, недостатках, ограничениях, увлечениях;
     2) получить многомерное системное знание представление о мире профессий, о тех требованиях, которые предъявляются в большинстве сфер профессиональной деятельности.
     3) сравнить свои собственные характеристики с теми специфическими требованиями, условиями, которые характеризуют сферы профессиональной деятельности Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.
          Можно выделить наиболее типичные образовательно-профессиональные траектории, условно названные «горизонтальная», «вертикальная», «прогрессирующая».
     «Горизонтальная» - наиболее, отмеченная невысоким уровнем образования (окончание основной школы), обучением рабочей специальности в ПУ и на рабочем месте, ведет к достижению наиболее массовых и невысоких квалификационных разрядов. Юноши и девушки, для которых она характерна, представляют на промышленных предприятиях рабочую силу низкой и средней квалификации, которая не культивирует интенсивного профессионального продвижения и не ориентирована на выход из рабочей профессии. Именно так формируются наиболее стабильные кадры. Причем представители такой траектории обнаруживают высокую удовлетворенность работой при относительно низких зарплатах. 
     В этой траектории предваряющая приход на производство учеба в ПУ выполняет, в определенной мере, не столько функцию профессионализации, сколько социализирующую функцию: удерживает подростков в стенах учебных заведений до более зрелого возраста (вместо 14 лет они приходят на предприятие в 16 - 17), приучает к культуре промышленного труда, предоставляет полное среднее образование (которое более, чем основное, соответствует современным производственным и  технологическим требованиям) и тем самым обеспечивает большую готовность молодого человека к обучению рабочей профессии на производстве.
     «Прогрессирующая» траектория  характеризуется большим объемом школьного капитала и более интенсивным накоплением образовательно- профессиональных ресурсов. Среди ее представителей больше тех, кто окончил ссузы, обучился в  учебных центрах предприятия, а также повысил свою квалификацию и прошел переподготовку. Эта траектория ведет порой до весьма высоких квалификационных разрядов.
     Данная категория оказывается ограниченным технологическими возможностями производств. В итоге данная траектория формирует частично «стабильных» рабочих, а частично «транзитных», которые потребность в профессиональном росте реализуют путем учебы без отрыва от производства в вузах и ссузах.
     «Вертикальная» траектория прослеживается у гораздо меньшей части молодых рабочих. Эту молодежь отличает наличие полного среднего образования, полученного, как правило, в дневной школе или в ссузе, и интенсивное повышение квалификации. Она формирует сектор наиболее квалифицированной рабочей силы. Большой объем общеобразовательного ресурса стимулирует у данной части рабочей молодежи образовательные амбиции, реализуемые в  получении без отрыва от производства высшего (или среднего специального) образования. Это может сопровождаться сменой профессии рабочего, стать условием социально-профессионального продвижения к позиции техника или инженера, то есть не означает полного ухода из промышленной сферы. Подобная »транзитность» оказывается одним из способов эффективного использования потенциала молодых рабочих. Предоставляемая им доступность обучения в вечерних и заочных ссузах и вузах обеспечивает подготовку специалистов, которые мотивированно, на собственном опыте выбрали труд в промышленности. Чередниченко Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования). СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. С. 405
     Обратим внимание на то, что Э.Ф. Зеер отмечает, что индивидуальная траектория профессионального развития личности характеризуется изменением направления вектора развития, обусловленное нарушением последовательного, линейного, упорядоченного процесса профессионального становления и образованием моментов неустойчивости (точек бифуркаций). Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука. 2003. № 5. С. 79–90.
     Стадии профессионального развития отражают разные особенности деятельности и сопровождаются различными требованиями к субъекту.
     1. Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0-12 лет).
     2. Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства — перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.
     3. Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности, новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность — профессионально-познавательная, ориентированная на получение, конкретной профессии.
     4. После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер. Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию — освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.
     5. По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.
     6. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.
     На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности
     7. И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию — профессионального мастерства и становления акме-профессионалов. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) — свидетельство того, что личность состоялась. 
      Чешко С.Л. Профессиональное становление молодых рабочих в условия образовательного учреждения. Екатеринбург, 2013.
     Проектирование своей индивидуальной профессиональной траектории развития профессионального становление позволяет создать образ будущего. Кроме этого, любая составленная траектория профессионального развития личности является моделью, которая может конструироваться, детализироваться, устанавливать системы социальных связей, а также иметь определенный прогноз на успешность и перспективу в целом. Тенюнина И.А. Траектория профессионального развития студентов как педагогическая категория // Педагогические науки. 2012.
     Для эффективного проектирования индивидуальной траектории профессионального развития необходимо создание идеального образа этого объекта, способного стать целевым ориентиром в предстоящей деятельности. Такой образ выступает в виде модели, идеала, перспективы жизнедеятельности и отражает предварительные представления о цел.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44