VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социально-педагогические технологии работы с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013111
Тема: Социально-педагогические технологии работы с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям
Содержание
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
(ФГБОУ ВО ВСГУТУ)

Юридический факультет
Кафедра «Социальные технологии»

Допущен к защите:
Заведующий кафедрой
________«___»_________2018 г. /д-р мед. наук, проф. Ю. Ю. Шурыгина/




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

на тему: Социально-педагогические технологии работы с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям (код)

Исполнитель: обучающийся по направлению 39.03.02 «Социальная работа» заочной формы обучения группы ЗУ 755

Дмитриева Юлия Игоревна _______________«___»_______________2018 г.






Руководитель
работы










__________«___»_____2018 г.







доц., канд. социол. наук, доц. кафедры Л. Н. Чукреева



Нормоконтролер





__________ «___»_____2018 г.



доц.,  канд.  социол.  наук,
доц. кафедры
С. Б. Давлетчина



Референт





__________«___»_____ 2018 г.



доц.,  канд.  психол.  наук,
доц. кафедры
О. Д. Халтагарова















Улан-Удэ 2018

1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Правонарушения несовершеннолетних как социальная проблема……………………………………………………………………..7

1.1 Правонарушения несовершеннолетних: теоретический аспект…………………………………………………………………………7

1.2 Нормативно-правовая база работы в общеобразовательной организации с несовершеннолетними правонарушителями……………..14

Глава 2. Социальная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (на примере МАОУ СОШ 18 г.Улан-Удэ)……….26

2.1 Технологии социальной работы с подростками склонными к правонарушениям в МАОУ СОШ 18……………………………………...26

2.2 Факторы, влияющие на противоправное поведение подростков…………………………………………………………………...32

2.3 Система мер, направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетних.……………………………………………………….36

Заключение…………………………………………………………………...40

Список использованных источников ………………………………………42

Приложение 1 Анкета……………………………………………………….46

Приложение 2 Диаграмма количественных показателей……………........47



























2

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность темы исследования. В современных условиях России проблема преступности несовершеннолетних имеет особую актуальность. Специалисты из различных областей выражают обеспокоенность по поводу роста различных форм девиантного поведения, преступности, аморальных проявлений среди несовершеннолетних.

     В последние годы в России выросла численность подростков, цель жизни которых сводится к достижению материального благополучия любой ценой.

Среди несовершеннолетних утратили ценность и значимость такие понятия как труд и уч?ба. Социальное поведение подростков приобретает все более агрессивные и воинствующие формы. О распространенности правонарушений несовершеннолетних свидетельствуют данные статистики судебных органов: в 2017 г. осуждено 710 лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, из них 547 – осуждено к лишению свободы условно. За особо тяжкие и тяжкие преступления осуждено 499 несовершеннолетних, из них 174 подростка - в возрасте 14-15 лет. За убийства осуждено 11 несовершеннолетних, из них 2 человека – в возрасте 14 -15 лет.1

     Подростки являются одной из уязвимых групп общества, которая может быть подвергнута негативному влиянию со стороны взрослого населения, что зачастую приводит к негативным последствиям: нарушается психическое развитие ребенка, появляются различные формы социальных патологий, таких как наркомания, пьянство, преступность. Это может привести к необратимым последствиям, ведь преступность несовершеннолетних очень часто перерастает

в рецидивную, то есть повторяющуюся.

В этой   связи   особую   значимость   приобретает   профилактика

противоправного поведения несовершеннолетних.Такая деятельность обеспечивает защиту общества от преступных посягательств, не дает неустойчивым членам общества выбрать неверный путь. Имеет важное значение в процессе социализации, поскольку на ранних этапах помогает

предотвратить	усвоение	асоциальных	норм,	тем	самым	ограничивает


1 Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения подростков. Волгоград: Феникс, 2015. - С.12.
3

распространение преступности среди детей и подростков и не допускает распространение культа насилия и жестокости в семьях, школах, детских домах.

     Основной проблемой профилактики преступности несовершеннолетних в современных условиях является нахождение эффективных методов изменения поведения несовершеннолетних правонарушителей.

     Таким образом, сохраняется актуальность решения проблемы девиантного поведения и методы профилактики среди несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, как для общества в целом, так и для отдельной семьи в частности.

     Степень научной разработанности темы. Статистика и специальные исследования социологов, психологов, педагогов, юристов показывают, что подростковая преступность в России растет, охватывая все основные молодежные группы как в социально - демографическом, так и территориальном и профессионально-образовательном аспектах.

     Проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних подростков являются объектом педагогических, психологических и правовых исследований. Среди психологов и педагогов, изучающих данный вопрос можно выделить таких авторов как С.А. Алексеев2, И.П. Башкатов3, В.А. Сухомлинский и др4.

     Итак, основательное изучение проблем и мер, направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетних требует нового для современного права социального обеспечения подхода, который обеспечил бы комплексное исследование важнейших проблем на основе принципов и методов гражданского права с обязательным использованием наработок других наук, исследовала Беличева С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие5, а так же


2 Алексеев С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: автореф. дис.канд.

пед. наук. 2008. – C. 240.

3 Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. М., 2006.- С. 160.

4 Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 2015. – С. 97.

5 Беличева С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних : учебное пособие : [для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711.65 - "Социальная педагогика". - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – С. 380.

4

Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен6.

Стоит	отметить,	что	отдельные	вопросы	относительно	сущности,

структуры, предназначения профилактики правонарушений несовершеннолетних изучали представители правовой, исторической и социологической науки, в частности: Е. Пашуканис7, М. Рейснер8. Среди представителей близкого зарубежья феномен государства исследовали С. Алексеев9, В. Бабаев10, Д. Керимов11, Л. Явич12 и другие.
Итак,	каждый	из	указанных	ученых	является	основоположником

собственного понимания проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних, а так же сущности и структуры профилактических мер по борьбе с правонарушениями.

     Объектом данной работы являются несовершеннолетние, совершающие противоправные деяния или склонные к этому.

     Предмет – методы профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений.

     Цель – описать особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. дать понятие правонарушения несовершеннолетних как социальной проблемы;

2. изучить правонарушения несовершеннолетних: теоретический аспект;

3. исследовать нормативно - правовую базу работы в общеобразовательной организации с несовершеннолетними правонарушителями;

4. проанализировать социальную профилактику правонарушений среди несовершеннолетних (на примере МАОУ СОШ 18 г.Улан-Удэ);



6 Белозерцев Е. П. Образование : историко-культурный феномен : курс лекций / Е. П. Белозерцев ; Ассоц. "Юрид. центр". - СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. – С. 70.
7 Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., Издательство Наука,

2010.- С. 120.

8 Рейснер М.А.Государство. Часть 1. Идеология и метод. М.: Издание Социалистической Академии Общественных наук, 2008. – С. 50 .

9 Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. – С. 260.

10 Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 2003.- С. 80.

11 Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 2012. – С. 278.

12 Явич Л.С. Диалектика формы и содержания в праве // Философские проблемы государства и права. Л., 2007.

– С. 143.
5

5. изучить технологию социальной работы и систему мер, направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетних;

6. факторы, влияющие на противоправное поведение подростков.

Гипотезаисследования:особенностьюсоциальнойработыс

несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений в условиях общеобразовательных учреждений, является акцент на социальную профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, а также активное использование социально-педагогических методов.

     Структура работы включает введение, две главы, включая 5 параграфов, заключения, списка использованных источников литературы, приложения.

















































6

Глава 1. Правонарушения несовершеннолетних как социальная проблема

1.1 Правонарушения несовершеннолетних: теоретический аспект


     В нашем обществе происходят сложные процессы, связанные с обострением социальной ситуации в стране, которые, так или иначе,

отражаются на людях, их физическом, психическом, материально-финансовом благополучии. Особенно остро на эти изменения реагируют дети и подростки. Одним из проявлений реагирования подростков на происходящие изменения являются правонарушения13.

     Прежде чем показать состояние и динамику правонарушений несовершеннолетних, необходимо раскрыть понятия «правонарушение», «несовершеннолетний», «подросток», «социальная проблема». Социальная проблема - это социальное противоречие, осознаваемое субъектами (индивидами, группами) как значимое несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности. Социальное противоречие - это противоречие, возникающее в процессе развития социальной сферы или сферы социальных отношений, которое выражает расходящиеся тенденции этого развития.

     Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 лет до 15-16 лет. Часто подростков называют несовершеннолетними. Несовершеннолетний - юридическое определение ребенка или подростка, применяемое для разграничения различных прав и обязанностей, мер защиты, привилегий, существующих для взрослых и детей. Несовершеннолетние - лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности (18 лет)14.
     Правонарушение рассматривается как «общественно-вредное (опасное) деяние, покушающееся на сложившийся порядок общественных отношений». Существуют две подхода к определению понятия правонарушения. К первому относится определение, данное С. А. Беличевой. «Правонарушение - это так


13 Кривошенко Л.П.Педагогика : учебник для бакалавров / [Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. В. Юркина [и др.] ; под ред. Л. П. Крившенко. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2015. - С. 64

14 Зинченко В.П.Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Педагогика-Пресс, 2007. – С.83.
7

называемый докриминогенный уровень асоциального поведения, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мягких поступков, правил поведения в общественных местах, уклонений от учебы, в употреблении алкоголя, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности»15. Несколько по-иному трактует понятие «правонарушение» В.И. Курбатов. Он рассматривает правонарушение как «виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность». Преступление он характеризует как виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Выделяются следующие виды делинквентного поведения: агресcивно - насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные против личности человека; корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта, и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением нарушить материальную выгоду; распространение и продажа наркотиков16.

     Значение динамики преступности несовершеннолетних имеет практическую значимость для более эффективной разработки стратегии и организации системы профилактики, распределением обязанностей и ответственности между субъектами профилактики.

     Анализ ситуации, характеризующей состояние и динамику правонарушений несовершеннолетних, показывает, что данная категория продолжает оставаться криминально активной частью населения. Подтверждением тому являются исследования В. Ф. Пирожкова. Он утверждает, что в последние годы прирост правонарушений среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность несовершеннолетних за последние годы выросла приблизительно


15 Беличева С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних

: учебное пособие : [для студентов вузов, обучающихся по специальности 050711.65 - "Социальная
педагогика". - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – С. 168.
16 Курбатов В.И. Под общей ред. проф. В.И.Курбатова. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 14.
8

в 2 раза, а подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Если рассматривать качественные показатели правонарушений, то по степени убывания правонарушения, за которые подростки попадали в поле зрения полиции в 2017 г. расположились так: совершение краж - 18,27%, прогулы занятий в школе - 20,45%, употребление спиртного - 19,6%, хулиганство -

23,82%, грабеж - 17,8%, вымогательство - 5%. По сравнению с показателями 2015 года число краж, совершенных детьми и подростками, возросло на 2,6%, вымогательств на 6,6%, мошеннических действий - 45%, преступлений, связанных с наркотиками - более чем в 2 раза17.

     Несмотря на некоторое снижение количественных показателей правонарушений несовершеннолетних, наблюдается рост и усугубление их качественных показателей. Так, отмечается возрастание числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними.

     На основании данных приведенной статистики в работе В.А. Леликова мы можем сделать несколько выводов:

     1) Наиболее склонными к первичному проявлению или рецидиву противоправного поведения являются учащиеся старших классов общеобразовательной школы, а также студенты начального и среднего профессионального образования;

     2) Четко видна необходимость профилактической работы с лицами младшей возрастной категории во избежание дальнейших проявлений склонностей к противоправному поведению по мере взросления, а также рецидивов подобной модели поведения;

      3) При проведении профилактических мероприятий не стоит явно разграничивать детей на разные возрастные категории, необходимо осуществлять деятельность по превенции правонарушений в системе18.

     Вместе с возрастанием числа общественно опасных деяний идет процесс омоложения и феминизации социального состава девиантов. Наблюдается высокая криминальная активность детей, не достигших возраста уголовной


17 Пирожков В.Ф. Психология подростковой преступности. — М., 1998. – С. 198.

18 Леликов В.А. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. М., 2014. – С. 74
9

ответственности. Значительное количество преступлений совершается несовершеннолетними мигрантами, не нашедшими себе жилья и работы. В современных условиях миграционные процессы и связанные с ними негативные последствия в виде преступности приобретают вс? большую актуальность. В течение года пик преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за подростками. Изучение динамики подростковых правонарушений показывает, что наблюдается значительный рост девиантного поведения несовершеннолетних женского пола. Женская преступность является показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям. Крайне важным является также и то, что отклонения в поведении приобретают у девочек большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжелыми. При этом подростки женского пола все чаще становятся вдохновителями и инициаторами нарушения поведения у мальчиков. Также отмечается рост правонарушений, совершенными несовершеннолетними как мужского, так и женского пола в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. По данным статистики каждый пятый подросток идет на правонарушение в состоянии алкогольного опьянения.

     Алкогольные эксцессы несовершеннолетних - это способы «взрослого» самоутверждения, проведения досуга, свободного общения19.
Едва ли можно встретить случаи, когда подростки употребляли алкоголь

в одиночку. Им обязательно нужны зрители, аудитория, действия перед ней и составляют суть группового алкогольного эксцесса. Нередко ошибочно полагают, что есть лишь один механизм связи преступности несовершеннолетних с алкоголизмом, а именно - совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения.

     Также распространены среди групп несовершеннолетних правонарушителей, в целях одурманивания себя, разные виды токсикомании

сознательное	самоотравление,	а	значит,	и	самоуничтожение.	Обычно



19 Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2010. – С. 210.
10

подростки вдыхают сильнодействующие спиртосодержащие вещества - краски, различные аэрозоли; употребляют парфюмерную продукцию; заглатывают в больших количествах медикаментозные препараты, вызывающие состояния, близкие к наркотическим; вводят в вены разные смеси; употребляют препараты бытовой химии; производственные эмульсии и красители, различные экстракты растительных веществ.

     Мотивы употребления токсических веществ почти совпадают с мотивами употребления алкоголя. Основные из них:

1. потребление из любопытства;

2. бравада своей смелостью;

3. стремление самоутвердиться в среде себе подобных;

4. групповая сопричастность;

5. желание получить «кайф»;

6. желание развлечь себя;

7. желание уйти от реальных жизненных проблем в мир галлюцинаций;

8. снять психологический барьер перед совершением других форм асоциального и криминального поведения (перед занятием групповым

сексом, совершением преступления и т.п.)20.

     Увеличивается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними с психическими отклонениями. Речь ид?т о так называемых пограничных состояниях, не исключающих вменяемости и, следовательно, ответственности. Сюда относят различные виды неврозов, умеренную дебильность, психопатию, алкоголизм и сексуальные расстройства. Указанные расстройства - это не тяж?лые и стойкие заболевания. В большинстве случаев они приобретены не в результате отягощ?нной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания21.

     Характерной особенностью преступности несовершеннолетних является также и рецидивная преступность, что связано с возрастными границами несовершеннолетних. Рецидивная преступность подростков имеет высокую


20 Колонтаевский Ф.Е. Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка. М., 2005. – С.75.

21 Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М., 2009. – С.214.
11

общественную опасность не только из-за своей распростран?нности, но и из-за своих последствий. Повторное совершение преступлений свидетельствует о формировании у несовершеннолетних стойкой противоправной установки. Впоследствии эти подростки превращаются в «злостных» рецидивистов, неподдающихся каким-либо мерам профилактического воздействия.

     Обращает на себя внимание и тот факт, что в подростковой среде все большее распространение получают групповые преступления. Групповые правонарушения чаще носят более опасный характер, нежели правонарушения,

совершенные в одиночку. Более половины преступных групп несовершеннолетних характеризуется как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время прослеживается тенденция к тому, что значительная часть групп несовершеннолетних преступников ориентирована на преступную длительную деятельность, включая е? организованные формы. В них выделяется, прежде всего, лидер. На лидера возлагаются внешние контролирующие функции. Внутренние регулятивные функции в таких группах осуществляются в соответствии с неписаными законами. Несоблюдение данных законов вед?т к распаду группы, поэтому их нарушители преследуются, караются участниками группы. Однако количественный и качественный состав групп несовершеннолетних преступников не носит постоянного характера, поскольку такое постоянство зависит от приобрет?нного преступного опыта, возрастных особенностей и от вида преступной деятельности22.

     Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой «на улицах» в среде таких же отвергнутых и непонятых.

Согласно периодизации А. Н. Леонтьева основы характера человека


22 Ветров Н.И. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. М., 2006. – С. 347.
12

закладываются уже к 4-5 годам, а к подростковому возрасту (13-14 лет) завершается формирование основных навыков и когнитивных операций. Таким образом, все факторы, оказывающие влияние на несовершеннолетнего, имеют связь с семьей, школой, ближайшим окружением ребенка. Отсюда можно сделать вывод, что при поиске причин изменений личности подростка, следует

в первую очередь обратить внимание на семью. Родители являются главным фактором, влияющим на личностное развитие ребенка. Однако склонность к правонарушениям может сложиться не только в неблагополучной, но и в абсолютно нормальной семье. Дети, растущие в семье, в которой их мнению не придается значения, стараются отразить такое отношение на окружающих,

чтобы самореализоваться вне семьи. Примером оказания большого влияния на становление антисоциальных установок у подростка является алкоголизм в семье, который сопровождается23.

     Именно потребность в общении (у подростков она особенна, обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих заставляет их объединяться в группы грубым и жестоким отношением. Такое окружение порождает в несовершеннолетнем те же качества: агрессию, жестокость, деформацию морально-нравственных устоев, угнетение достоинства других людей, а также ранняя тяга к алкогольным напиткам.

     Это связано с их психофизиологическими и социально-групповыми особенностями. Подросток, особенно социально-неблагополучный, всегда тянется к силе, а объединение в группы намного ее увеличивает. Нравственные установки и психологическая атмосфера ближайшего социального окружения несовершеннолетних приобретают решающее значение для развития и закрепления асоциальных привычек и стереотипов поведения. Особенно велика

в психологическом отношении роль «тусовок» (мест сбора подростков), где группируются подростки, оформляясь в криминальные и криминогенные группы. Здесь они заводят знакомства, находят друзей-единомышленников по


23 Леонтьев А. Н., Титаренко: учебное пособие. Критерии агрессивности у ребенка. М., 2012. – С. 81
13

криминальной деятельности, обмениваются информацией, занимаются «любовью в очередь», употребляют токсические и наркотические вещества.

     Итак, все описанные выше признаки позволяют составить единый характерологический портрет детей с противоправным поведением, а также детей, находящихся в группе риска. Для них присущи следующие характерные черты: ослабление чувства стыда, равнодушие по отношению к человеческим переживаниям, грубость, ложь, не способность сдерживать себя и контролировать свои эмоции, агрессия, не способность к самокритичности. Преступники в подростковом возрасте имеют стойкие стереотипы антисоциального поведения. Рассмотрев причины возникновения тенденций к развитию склонностей к правонарушениям можно сделать вывод, что семья является главным фактором, способствующим становлению подобных антисоциальных стереотипов у ребенка подросткового возраста, в силу недостатков семейного воспитания.

1.2 Нормативно-правовая база работы в общеобразовательной организации с несовершеннолетними правонарушителями

     Современная система социального  воспитания строится на определ?нной нормативно-правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко  определенные на международном, федеральном и региональном уровнях нормативно-правовые основания.

     Международно ?- правовые нормы о  правах детей и о  защите прав детей давно  признаны составной частью общих норм о  правах человека.

     Впервые признание прав ребенка как субъекта правоотношений произошло  в 1792 г. во  Франции, когда за ребенком были признаны права человека, включая право  на свободу и равноправие, и был подготовлен документ «Провозглашение прав ребенка»24.
     Как известно?, принцип уважения прав человека впервые был закреплен на международном уровне в Уставе Организации Объединенных Наций25.


24 Ильина О.Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации. / М.: Городец, 2012. - С. 14.

25 Устав Организации Объединенных Наций // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII, - М., 1956. - с. 14 – 47.
14

     Так, защита ребенка была предусмотрена, в частности, в Женевской декларации прав ребенка 1924 г., Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г., и признана во?  Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о?  гражданских и

политических правах (в ст. 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в ст. 10), а также в уставах и документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

     В Декларации прав ребенка устанавливается, что  ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до?, так и после рождения.

Конвенция о  правах ребенка отсылает к положениям Декларации о  социальных

и правовых принципах в том, что  касается защиты и благополучия детей, в том числе относительно  передачи детей на воспитание и их усыновления на национально м и международном уровнях. Кроме того?, учитываются Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, и Декларация о  защите женщин

и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов.

Конвенция о  правах ребенка не первый международный акт, посвященный правам ребенка26.

     Декларация прав ребенка (Женевская декларация), принятая 26 сентября 1924 г. на пятой ассамблее Лиги Наций, была сформулирована от имени «мужчин и женщин всех стран мира» и состояла из пяти принципов. Несмотря на формулировку названия, в Женевской конвенции не провозглашались права ребенка, а лишь содержались положения того?, что  должно  быть сделано  для детей27.

     Так, принципы Декларации гласили, что  ребенку должна предоставляться возможность нормального  развития, как материального?, так и духовного. Документ обозначал основные нужды детей, например: голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должен быть предоставлен уход;


26 Дубровская И.А. Права ребенка. / И. А. Дубровская. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012. - С. 10. 27Ковалев А. А. Международная защита прав человека: учебное пособие. М.: Статут, 2013. – С. 94.
15

отсталому ребенку должна быть оказана помощь; порочные дети должны быть исправлены; сиротам и беспризорным детям должно  быть дано  убежище и все необходимое для их существования28.

     К характерным особенностям данной Декларации следует отнести ее абстрактный, общий характер, не обязывающий правительства создавать определенные условия для развития и охраны детей. Однако  Женевская декларация стала первым международным документом, обратившим внимание на необходимость введения специальных институтов охраны детей29.

     В дальнейшем разрешение проблем защиты прав ребенка, как и действия государств по  обеспечению прав ребенка на международном уровне, а также принятие государствами на себя определенных обязательств, были предметом деятельности Социальной комиссии ООН, которая в 1947 г. приняла резолюцию о  попечении о  детях, содержащую поручение секретариату ООН подготовить документацию относительно  всех изменений и дополнений,

которые могут оказаться необходимыми для принятия Женевской декларации 1924 г. в качестве Хартии Объединенных Наций по  правам ребенка30.

     Женевская декларация прав ребенка потеряла правовую основу в 1946 г., после распада Лиги Наций. Но  в 1948 г. Организация Объединенных Наций (ООН) приняла Всеобщую декларацию прав человека31, в которой провозглашается, что  все дети имеют право на особое попечение и помощь.

     Вторым значимым международным актом стала принятая в 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о  правах ребенка32. В ее основу положена Женевская декларация 1924 г.: ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться




28 Карташкин В. А., Лукашева К. А. Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - М., 2012. – С. 27.

29 Городецкая И. К. Международная защита прав и интересов детей. / И. К. Городецкая. - М.: Международные отношения, 1973. С. 12.

30 Берлявский Л.Г., Манукян М.А. Принципы международно-правовой защиты прав ребенка // Российская юстиция, 2013. - N 7. - С. 10.

31 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета № 67. - 05.04.1995.
32 Декларация о правах ребенка 1959 г. – Электронный ресурс. - http://www.memo.ru/

16

физически, умственно?, нравственно?, духовно  и в социально м отношении здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства.

     Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями на уровне отношений специалист - ребенок, является частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях. И та, и другая требуют эффективных технологий.33
Вопреки  распространенному  мнению,  необходимо  подчеркнуть,  что  в

настоящий момент общегосударственная технология работы с несовершеннолетними правонарушителями в России действительно существует. Она представлена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а так же в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.

     В качестве основных задач и принципов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяются следующие:

     - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическаяреабилитациянесовершеннолетних,

находящихся в социально опасном положении;

     - выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Основополагающим законом решения проблемы беспризорности и


33 Городецкая И. К. Международная защита прав и интересов детей. / И. К. Городецкая. - М.: Международные отношения, 2013. С. 12.
17

правонарушения несовершеннолетних является Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних», который был принят Государственной Думой 21 мая 1999 года. Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних34.

     Данный закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы. Введение в действие закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Однако, наряду с позитивным значением положений Закона, он существенно сократил возможности и ответственность органов внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорными детьми.

В соответствии  и  во  исполнение  Федерального  закона  «Об  основах

системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Правительством Российской Федерации приняты нормативные акты, направленные на ликвидацию условий и причин,

способствующих беспризорности и безнадзорности, совершению правонарушений несовершеннолетних:

     Например, в статье 1 рассмотрены основные понятия, применяемые в данном законе35.


34 Берлявский Л.Г., Манукян М.А. Принципы международно-правовой защиты прав ребенка // Российская юстиция, 2013........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44