- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социально – культурный досуг молодёжи как одно из направлений профилактики социальных девиаций
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001520 |
Тема: | Социально – культурный досуг молодёжи как одно из направлений профилактики социальных девиаций |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии Кафедра теории и методологии социальной работы ВКР допущена к защите Зав.кафедрой теории и методологии социальной работы ______________ д.и.н., профессор Старовойтова Л.И «___» _________________ 2016 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: « Социально – культурный досуг молодёжи как одно из направлений профилактики социальных девиаций (на прмиере Муниципального бюджетного учреждения городского округа Тольятти «Дом молодежных организаций Шанс»)» направление подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата) Выполнил: студент группы С-12 заочной формы обучения Бурыкина Зинаида Ивановна Научный руководитель: к.с.н., доцент Закомолдина Тамара Олеговна Москва 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………...4 ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения организации социально-культурного досуга молодёжи………………………………..10 1.1 Досуг молодёжи как перспективное направление профилактики социальных девиаций…………………………………………………………10 1.2. Современная социокультурная ситуация в сфере досуга молодежи………………………………………………………………………16 1.3. Досуг как фактор и сфера социализации молодёжи…………………21 Выводы по первой главе……………………………………...………………26 Глава 2. Социокультурная динамика и специфические черты девиантности в молодежной среде...............................................................29 2.1. Концепции девиантного поведения в контексте современных социокультурных процессов…………………………………………………29 2.2. Причины, факторы, формы молодежной девиации …………………...35 2.3. Роль средств воздействия культурно-досуговой деятельности в сфере профилактики молодежной девиации……………………………………….41 Выводы по второй главе……………………...………………………………48 Глава 3. Анализ деятельности в сфере организации социально-культурного досуга молодежи как направление профилактики социальных девиаций молодежи на примере МБУ г.о. Тольятти «Дом молодежных организаций Шанс»…………………………………………51 3.1. Цели, задачи и направления деятельности в сфере организации социально-культурного досуга на примере МБУ г.о. Тольятти «Дом молодежных организаций Шанс»……………………………………………51 3.2. Сущность, особенности, характеристика организации социально-культурного досуга молодежи как направления профилактики социальных девиаций в МБУ г.о. Тольятти «Дом молодежных организаций Шанс»………………………………………………………………………….59 3.3. Рекомендации по совершенствованию организации социально-культурного досуга молодежи как перспективного направления профилактики социальных девиаций в МБУ г.о. Тольятти «Дом молодежных организаций Шанс»……………………………………………70 Выводы по третьей главе………………………..……………………………73 Заключение…………………………………………………………………...75 Список использованных источников и литературы……………………79 Приложение…………………………………………………………………..85 Введение Актуальность проблемы исследования. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров. В последнее десятилетие принят ряд важных документов в области культуры, образования, социальной и молодежной политики, в которых в той или иной мере затрагиваются проблемы досуга молодежи. Это, прежде всего такие документы, как Закон Российской Федерации «Об образовании» (Декабрь 2015 г.), Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2002 г.), Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г., Федеральные целевые программы «Молодежь России» (2010-2015 гг.), «Дети России» (2012-2015 гг.), Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»; и другие, отражающие основные направления социокультурной, образовательной политики государства в области обеспечения условий воспитания детей и молодежи. Однако принятые документы, ставя вопрос о важности досуга, не рассматривают проблему его педагогической организации. Проблема досуга не является новой в науке. Она занимала умы еще античных мыслителей. Как показал анализ литературы, она достаточно широко была представлена в работах как зарубежных (Ж. Дюмазедье, К. Маркс, Дж. Риверс, Р. Стеббинс, М.Фурастье, Ф.Энгельс и др.), так и отечественных авторов (Г.А.Евтеева, С.Н. Иконникова, Г.П. Орлов, Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, Е.Н. Федина и др.), особенно начиная с XIX века. Досуг рассматривается авторами применительно ко всему возрастному диапазону человека: детскому возрасту (Т.С. Комарова, А.В. Шаронов, С.Т. Шацкий, А.И. Шемшурина, и др.); подростковому (Н.К. Крупская, А.М. Макаренко, О.М. Потаповская, В.А. Сухомлинский, Е.Г. Тесова и др.); юношескому (А.Л. Андреев, И.М. Ильинский, В.Т. Лисовский, В.В. Павловский и др.), в том числе в различных условиях общественной организации досуга (А.Ю. Гончарук, Г.М. Коджаспирова, В.Д. Путилин, С.А. Шмаков и др.); людям зрелого и старшего возраста (И.Н. Семенов, Э.В. Соколов и др.). Изучаются и тендерные аспекты досуга (Е.А. Здравомыслова, С.Л. Рыков, А.А. Темкина и др.). Однако вопросы организации социально-культурного досуга молодежи как перспективное направление профилактики социальных девиаций изучены недостаточно. Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и поиска, новых досуговых технологий. Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи. Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий. Совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга. Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям. Степень разработанности темы в трудах исследователей: Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике. Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли И.В. Бестужев-Лада, А.А. Гордон, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, Г.А. Пруденский, Э.В. Соколов, Б.А. Трушин. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (Т.И. Бакланова, А.И. Беляева, А.С. Каргин), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.). В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, В.А. Ковшаров, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков. Исследования названных авторов имеют большое значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения. Объектом исследования является социально-культурный досуг молодёжи. Предметом исследования является социально-культурный досуг молодежи как одно из направлений профилактики социальных девиаций на примере муниципального бюджетного учреждения городского округа Тольятти «Дом молодежных организаций Шанс». Целью нашего исследования является изучение специфики организации социально-культурного досуга и разработки путей совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации досуга молодёжи, на примере МБУ «ДМО Шанс». Для реализации поставленной цели, планируется решение следующих задач: 1. Рассмотреть роль социально-культурной деятельности как средства профилактики социальных девиаций. 2. Проанализировать причины, факторы, формы, концепции девиации. 3. Проанализировать деятельность МБУ «Дом молодежных организаций Шанс» в сфере реализации социально-культурного досуга молодежи. 4. Сформулировать рекомендации по совершенствованию организации социально-культурного досуга молодежи как направления профилактики социальных девиаций на примере деятельности МБУ «Дом молодежных организаций Шанс» в сфере реализации социально-культурного досуга молодежи. Теоретико-методологической базой исследования являются концепции свободного времени, частью которого является досуг (Т. Веблен, Ж. Дюмазедье, Г.А. Евтеева, М. Каплан, Дж. Келли, В.О. Ключевский, С. Паркер, В.Я. Суртаев, Б.А. Трегубов, В.А. Ядов и др.). Изучение теоретико-методологических основ досуга опиралось также на теории молодежного досуга (И.Н. Андреева, В.Г. Бочарова, О.И. Карпухин, В.Т. Лисовский, Л.Г. Новиков, С.П. Парамонова, О.В. Ромах, Б.Л. Ручкин и др.). В качестве основных источников нормативно-правовой трактовки проблем досуга выступили государственные документы по вопросам образования и воспитания, культуры, молодежной политики и организации досуга. Эмпирическая база исследования МБУ «Дом молодёжных организаций Шанс». Для решения поставленных задач использованы методы исследования: * теоретический анализ общепедагогической, социально-педагогической, психологической, культурологической, управленческой и методической литературы по проблеме досуга молодежи; * анкетирование. Теоретическая значимость работы: 1. Проанализировано понятийное содержание термина «социально-культурный досуг». 2. Проанализированы концепции девиантного поведения молодежи в современных социокультурных условиях. 3. Изучена роль средств воздействия культурно-досуговой деятельности в сфере профилактики молодежной девиации. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы для содержания курса «Проблемы социальной работы с молодёжью», специалистами культурно-досуговых учреждений, руководителями образовательных учреждений, учителей, педагогов-организаторов, представителей разных ведомств в рамках повышения квалификации и совершенствования педагогического мастерства в качестве методических рекомендаций по организации досуга молодежи. Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения организации социально-культурного досуга молодёжи 1.1. Досуг молодёжи как перспективное направление профилактики социальных девиаций Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека. Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту. В российской социологической энциклопедии дано следующее определение молодежи. «Молодёжь – большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и их социально-экономическим и общественно-политическим положением; их духовный мир находится в стадии становления, формирования» [27, с.328]. В то же время, само понятие «молодежь» претерпевало многочисленные изменения, в том числе и по причине нечеткости возрастных границ, которые менялись в разное время от 14-17 лет до 25-30 лет. Но не возраст, как таковой, а положение в обществе служит основой выделения молодежи как особой общественной группы. В целом в социологических концепциях до сих пор нет единого и однозначного толкования понятия молодежь. В.Т. Лисовский, доктор философский наук, считал молодежь специфическим «сложным, социальным образованием, постоянно воспроизводящей и изменяющей социальную структуру демографической общественной группой, имеющей «общие социально - психологические особенности и ориентации» [33, с.239]. Одной из сфер, определяющих благополучие любого человека, является область свободного времяпрепровождения - досуга. Древнеславянское слово "досуг" происходит от глагола "досягать", "досягнуть", что буквально означает возможность что-то совершить. Зарубежные аналоги слова "досуг" связаны с латинским словом, означающим "быть дозволенным, разрешенным", от него происходят французское (свободное время) и английское (свобода в выборе действий). С античности досуг признан в качестве неотъемлемой составной части жизни человека; досуг связывался с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства и т. п. (Аристотель) [30, с.149]. Досуг - часть свободного времени, используемая для удовлетворения личных физических, духовных и социальных потребностей. В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения, и как о перспективном направлении профилактики социальных девиаций. Сфера досуга и отдыха - важнейшая сфера повседневности, к тому же за годы экономических перемен в стране претерпевающая в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой. Молодежь как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени (благо, именно эта демографическая группа обладает им в наибольшей степени по сравнению с работающим населением). Повседневное общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие тип социальной жизни различных групп современной молодежи, являются важнейшими характеристиками избираемого ею стиля жизни, одними из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой [49, c.119]. Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга. К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев - Лада: «..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» [6, с. 16]. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем. Досуг молодых людей отличается на сегодняшний день большой сложностью, отражает существенные характеристики российского социума, наполняется различным, подчас весьма противоречивым, содержанием. Современная ситуация в духовной сфере российского общества определена специалистами как ценностно-нормативный вакуум. Становление новой российской государственности и демократизация социума сопровождаются таким неизбежным явлением, как утрата нравственных ценностей. Молодежь, являясь объектом социализации, быстро и легко принимает те искаженные ценности, установки, способы поведения, которые характерны для общества переходного периода. Досуг современной молодежи резко отличается от того, каким он был у предыдущего поколения, их родителей. Это отличие выражается в формах проведения, а также его содержательности. В настоящее время сократилась доступность культурных ценностей. Тормозятся процессы разработки и реализации программ целевого использования учреждений культуры. Слабое финансирование учреждений культуры за счет бюджетных средств привело к резкому их сокращению (многие кинотеатры, например, отданы под офисы, склады, ночные бары). В 5-10 раз уменьшились возможности библиотек в пополнении своих фондов. Компьютерные клубы, ночные бары и дискотеки и многое другое послужили к утрате молодежью интереса к художественному и техническому творчеству, туризму, книгам. Досуг стал сугубо потребительский (просмотр видеофильмов, прослушивание кассет и компакт-дисков). Как показывают данные одного социологического исследования, значительная часть свободного времени отводится просмотру телепередач (18,8%); лишь незначительная доля молодых людей занимается в спортивных секциях (9,2%), чтением художественной литературы (3,1%), занятиями музыкой (1,2%), посещением театров, музеев, библиотек, выставок (0,2%), самообразованием (0,4%), посещением стадионов (0,2%); предпочитают встречаться с друзьями (9,8%). 58,8% «убивают» свободное время бесцельно, как могут и как придется. На вопрос «Мешает ли Вам что-нибудь проводить досуг так, как хочется, и если да, то что именно?» ответы распределились следующим образом: не с кем пойти (2,2%), не умею организовать своё время (7,6%), не хватает времени (15,4%), не испытываю проблем в организации досуга (20,8%), не хватает денег (28,2%), некуда пойти (21,2%). С другой стороны, существование огромного количества свободного времени (ранее оно заполнялось отправками в колхозы, стройотряды, различного рода партийными собраниями и сборами, кружками по интересам и мн.др., т.е. досуг молодежи был организован) заставляет молодых людей самим себе его организовывать. Социальная незадействованность провоцирует развитие антисоциального поведения. «От нечего делать» сегодня совершают большинство хулиганских выходок и посягательств (разбитие телефонных будок, газетных и коммерческих киосков, трамвайных, троллейбусных и автобусных касс, магазинов, музыкальных салонов и т.п.); употребление алкогольных, наркотических и токсических средств. Таким образом, молодые люди, «принадлежащие сами себе», склонны к поведению, не согласующемуся с нормами и ценностями общества, в большей степени, чем включенные в общественные процессы, жизнь. Не нужда, потребность в предметах первой необходимости заставляют молодых людей вступить сегодня на путь криминала (автор настоящей работы, естественно, этого также не упускает из внимания). Вседозволенность, распущенность, наплевательский «пофигизм», желание позабавиться, «оторваться», продемонстрировать свою силу и мощь, «крутизну», зачастую проявляемые сами по себе – просто так, «от нечего делать», подкрепленные иждивенческой установкой к жизни, являются основными причинами небывалого роста правонарушений среди людей молодого возраста в России. Многие аналитики при этом ссылаются на то, что российская молодежь сегодня поставлена в такие трудные социальные условия и подобного рода поведение является вполне адекватной реакцией, однако это выглядит по большей мере лишь как ее оправдание. 1.2. Современная социокультурная ситуация в сфере досуга молодежи Происходящие в жизни человеческих сообществ значимые изменения осуществляются в лоне культуры с присущими ей самобытностью и специфичностью. Изменения в культуре, т.е. формирование новых идей, ценностей, норм поведения вызываются группами причин: внутренними, возникающими и реализующимися в процессе саморазвития, самоорганизации культуры данного общества, и внешними. Если рассматривать досуг с позиции жизни молодёжи, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязей поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, удовольствии и т.д. Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации молодёжи (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя всё многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Системный кризис в российском обществе привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых западных ценностей не могла не повлиять на социальные и культурные установки молодежи и без того носящие крайне неустойчивый противоречивый характер. Молодежь оказалась под влиянием многосторонних процессов. С одной стороны, закономерных, связанных со становлением личных качеств, с другой, возникшего в обществе кризиса тотального характера. Кризис, который продуктивно понимать не как упадок всего и вся, а как предел возможности прежней социокультурной системы, проявляется не только в экономике, политике, но и в духовной сфере, в культуре, в системе ценностных ориентации и установок молодежи. При всем разнообразии взглядов, подходов к пониманию состояния общества ситуация выбора ориентиров не вызывает возражения у большинства ученых самых разных социокультурных ориентации. Перед ситуацией выбора поставлена и современная молодежь. От того, какие ценности предпочтет сегодня молодежь, во многом будет зависеть то, какое будущее ждет российское общество. Изучение ценностных ориентаций молодежи в сфере досуга предоставляет возможность выявить не только степень ее адаптации к новым социальным условиям, но и ее инновационный потенциал. Именно в сфере досуга молодежь проигрывает на модельном уровне все возможные варианты своего будущего поведения, в том числе вносимые бурно меняющейся реальностью инновационные моменты, для которых еще не существует одобренных обществом форм поведения. То, что в сфере молодежного досуга произошли значительные перемены, не вызывает сомнения. Появляются новые формы досуговой деятельности, меняется характер и содержание форм, существовавших ранее. Сегодня становится все более очевидным, что современные виды молодежной досуговой деятельности обладают особенностями, заметно отличающими их от традиционных видов. В целом, обращение к понятию «традиция» обусловлено рассмотрением инновационных процессов в сфере молодежного досуга. При этом под досуговыми инновациями мы понимаем такие явления этой сферы жизнедеятельности, которых не было на предыдущей стадии развития общества, но которые появились на данной стадии и нашли свое проявление либо в абсолютно новых формах досуговой деятельности, либо в трансформациях существовавших ранее форм, а также в условиях и последствиях этих изменений. Известно, что сегодня досуг молодежи выросших в больших и малых городах различен. Различен настолько, что, общаясь с представителями малых городов, мы настолько отчетливо улавливаем отличие их от представителей больших городов, что становится понятно - разные это люди, и культура досуга у них разная. Именно свободное время становится той сферой, где происходит общение человека с искусством, живописью, кино, литературой; занятия спортом, в драмкружках, посещение выставок, театров, музеев, встречи с интересными личностями. При всех положительных сторонах досуга, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию политике, экономики, идеологии, образованию и культуре. Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и тому подобное, а напротив превращается в криминогенный фактор общества. Как отмечает В.Т. Лисовский, несмотря на консервативность традиций при их передаче от поколения к поколению всегда имеются неограниченные возможности для маневрирования их содержанием. Это проявляется в изъятии некоторой части устаревших элементов или пополнении указанного наследия новыми материалами, более соответствующими сложившимся условиям [33, с.95]. Таким образом, невозможно отрицать естественности изменений в досуговом пространстве молодежи, обусловленных закономерными процессами. Вместе с тем имеющие место трансформации не всегда носят, во-первых, позитивный характер, а во-вторых, не всегда ясна их глубина и значимость, как для самой молодежи, так и для общества в целом. Анализ досуговой занятости молодежи позволяет сделать вывод о том, что в структуре ее культурных потребностей происходят значительные изменения, при которых к центру перемещаются многие ценности, бывшие ранее на периферии. Так, наряду с обеднением культурных потребностей прослеживается тенденция к прагматизму, приоритет же нравственных ценностей, познания, творческой деятельности утрачен. Именно поиск удовольствия и развлечения считают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников одной из фундаментальных характеристик досуга в современном обществе [17, с.339]. Приведенные данные свидетельствуют о сокращении посещений учреждений культуры и отдыха (кинотеатры, театры, музеи, библиотеки, клубы, дома культуры), причем, в отношении большинства из них (кинотеатры, музеи, клубы) – более чем в два раза. Говоря о причинах такой динамики, исследователи отмечают ограничение деятельности или прекращение существования ряда учреждений культуры, а также ухудшение материальных возможностей большинства населения. Подобные выводы вполне оправданны. Как уже говорилось, упрощение видов молодежной досуговой деятельности и примитивизацию их содержания, невозможность организованно проводить досуг, можно объяснять неразвитостью инфраструктуры досуга, а также отсутствием у большинства молодых людей достаточных материальных средств. Подтверждением этому могут служить результаты исследования Ю.Р. Вишневского и Л.Я. Рубиной, которые свидетельствуют, что, например, уровень расходов студентов на сферу досуга достаточно тесно коррелирует со степенью удовлетворенности проведением свободного времени. Более того, исследователи фиксируют наличие прямой связи между количеством денег, расходуемых на досуговую деятельность и удовлетворенностью ею [42]. Такие явления – следствие проникновения и распространения в разнообразные сферы общественной жизни, в том числе и в досуг, коммерческих отношений, в результате чего становятся платными, а потому недоступными для многих категорий молодежи, клубы, спортивные секции и пр. Но обеднение видов досуга было бы неверно сводить только к причинам экономического характера, которые, безусловно, детерминируют эти процессы. Главная причина состоит в том, что разрушены привычные для большинства условия культурного потребления и культурных занятий. Налицо развал учреждений культуры, их переориентация на нетрадиционные для российского менталитета формы работы (ночные клубы, дискотеки, казино и пр.). Бесспорно, что причиной инновационных процессов в области молодежного досуга послужили изменения в жизни нашего общества, которые начинают происходить со второй половины 1980-х гг. До начала 1990-х гг. государственные функции, направленные на регулирование жизнедеятельности молодежи, выполнял комсомол. Учитывая, что его членами состояло более 90% молодых людей, это была структура тотального влияния на молодежь. В начале 1990-х годов, с развалом старой системы государственного управления, рухнули и функционирующие ранее общественные организации, в том числе и молодежные. Была утрачена и главная миссия комсомола – воспитание молодежи. В то же время разрушается существовавшая ранее система работы с молодежью по всем направлениям: идеологическая система, утраченная с уходом партии и комсомола; система работы по месту жительства; системы трудового и физического воспитания; система временной занятости учащейся молодежи; система трудоустройства. Одновременно была разрушена и система организации досуга молодежи, в которую стали проникать различные коммерческие структуры, зачастую лишенные нравственных ориентиров и преследующие только интересы наживы. Это послужило фундаментом для дальнейших изменений в жизни российского общества. Исследования, проводимые уже в начале прошлого десятилетия, ставившие своей целью описание портрета поколения 90-х годов, в целом свидетельствуют об отличии их жизненных идеалов от идеалов российской молодежи конца 80-х годов, что говорит о быстром изменении всей мотивационной сферы личности у молодого поколения. Это происходит под влиянием ряда объективных факторов, оказывающих на сознание человека, и в особенности молодого, серьезное воздействие. Говоря о причинах происходящего в сфере молодежного досуга, необходимо, прежде всего, сказать о средствах массовой информации. Как отмечают исследователи, одной из предпосылок изменения социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга, являются процессы глобализации – все возрастающего влияния различных факторов международного значения, в том числе культурного и информационного обмена. К этим процессам относится и формирование сети Интернет. Нас, прежде всего, появление и развитие новых информационных систем интересует в связи с их ролью в изменениях повседневной досуговой практики части российской молодежи. 1.3. Досуг как фактор и сфера социализации молодёжи Одним из ведущих факторов творческого развития молодежи, реализации способностей, расширения диапазона интересов, социализации молодёжи, гуманизации мыслей и поступков является досуг. Современная цивилизация достигла той степени развития, когда дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы совершенствования человека. Сейчас наступил период, когда всестороннее развитие личности, всех ее сущностных сил становится не только ее гуманным идеалом, но и приобретает характер необходимости закономерного развития молодёжи. Сущность культурно - досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально - экономических, политических и культурных факторов, обеспечивающих жизнь молодёжи. Культурно ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: