- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Приемная семья как одно из направлений жизнеустройства социума одиноких пожилых
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001524 |
Тема: | Приемная семья как одно из направлений жизнеустройства социума одиноких пожилых |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии Кафедра теории и методологии социальной работы ВКР допущена к защите Зав.кафедрой теории и методологии социальной работы ______________ д.и.н., профессор Старовойтова Л.И «___» _________________ 2016 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Приемная семья как одно из направлений жизнеустройства социума одиноких пожилых людей на примере деятельности ГБУ СО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г.о. Тольятти»» направление подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата) Выполнил: студент группы С-12 заочной формы обучения Пестренина Ольга Николаевна Научный руководитель: к.соц.н., доцент Закомолдина Тамара Олеговна Москва 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы изучения социальной работы с одинокими пожилыми людьми………………......8 1.1 Одиночество людей пожилого возраста как социальная проблема......8 1.2 Инновационные технологии в социальной работе с одинокими пожилыми людьми………………………………………….…28 Выводы по первой главе ……………………………………...……………...44 ГЛАВА 2. Исследование современных практик организации приемной семьи для престарелых людей – получателей социальных услуг в ГБУ СО "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г.о. Тольятти"………….45 2.1 Нормативно-правовые основы организации приемной семьи для пожилых людей — получателей социальных услуг исследуемой организации………………………………………………………………… .45 2.2 Социальный портрет приемной семьи - получателей социальных услуг исследуемой организации……………………………………………………57 2.3. Процесс организации приемной семьи – получателя социальных услуг ГБУ СО "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района г.о. Тольятти"………………69 Выводы по второй главе…………………………………………………...76 Заключение………………………………………………………………...…79 Список использованных источников и литературы…………………....82 Приложение…………………………………………………………………..87 Введение Актуальность исследуемой проблемы. Пожилые люди в контексте социальной политики - это не только имеющая возрастной статус определенная когорта людей. Они располагают важными человеческими, социальными и экономическими ресурсами. Именно они в состоянии наиболее адекватно сформулировать свои потребности, определить ресурсы, необходимые для удовлетворения этих потребностей. В быстро меняющемся обществе пожилые люди являются носителями "наиважнейших человеческих ценностей". Таким образом, в сложившейся ситуации ориентация только на роль государства как основного субъекта социальной политики означает абстрагирование от его возможностей. Да и не каждый индивид, оказавшись в трудной жизненной ситуации, готов обратиться за получением помощи в социальную службу, отводящую этому человеку роль объекта своих воздействий. Для активизации личностного потенциала пожилых людей, завершения процесса институционализации их взаимопомощи государству еще необходимо создать соответствующие нормативные и другие условия. Гражданское же общество лишь начинает включаться в решение проблем жизнеобеспечения наиболее уязвимых категорий населения, к которым традиционно относят пожилых людей. Общество заинтересовано в том, чтобы как можно больше пожилых людей превращалось из социально зависимых в самостоятельных людей, активистов (А.Турен).[49 c. 266] На практике же наблюдается иная тенденция: значительная зависимость пожилых россиян от государственной сети социальной поддержки населения, действующая система которой ориентирована на обязательства со стороны государства. Нужно отметить ту ситуацию, которая сейчас стала очень болезненно восприниматься в обществе, в первую очередь это утрата семейных ценностей. Это говорит о том, что в обществе сейчас происходит атомизация, утрата родственных связей. И то, что всегда было традиционно на Руси, скажем, уход за престарелой матерью или за престарелым отцом, на сегодняшний момент является практически исключением. Понижен уровень солидарной ответственности в обществе, заботы о пожилых людях. И это отношение в обществе, на наш взгляд, является губительным. И очень важно на сегодняшний момент поставить это в область социальной политики в России – восстановление связей между поколениями, а не только обращение к государству: вы нам обязаны.[64] Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России. Так, в 2010 году из 142 млн. 754 тыс. человек, людей в возрасте старше трудоспособного возраста - 30 млн. 700 тыс., что составляет 21,5% общей численности населения.[64] Тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения по различным демографическим исследованиям сохраняются. В этой связи становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми на сегодня имеет общегосударственное значение. Социальная работа с пожилыми людьми в России становится специфической формой государственной социальной защиты с целью обеспечения достойной старости. Забота о людях старшего поколения – это безусловный государственный приоритет. Надо помнить, что у нас в стране очень много людей зрелого возраста. По тем стандартам, которые мы обычно предъявляем, это более 30 миллионов людей пожилого возраста, то есть практически каждый пятый и даже больше. [64] Проблемы социальной работы с пожилыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых людей. В настоящее время проблема одиночества пожилых людей актуализируется в связи с тем, что она, по существу, имеет социальный смысл. Часто пожилые люди жалуются на возникновение у них чувства социальной незащищенности, невостребованности, отчуждения, на недопонимание со стороны молодого поколения, а также на отсутствие заботы и поддержки государства Опыт деятельности центров социального обслуживания однозначно свидетельствует о чрезвычайной важности и необходимости той работы, которую проводят эти социальные службы. Перспективным направлением деятельности центров социального обслуживания является расширение спектра социальных услуг, внедрение инновационных технологий социальной работы с пожилыми гражданами. Новые возможности в совершенствовании работы ЦСО открывает деловое сотрудничество со специализированными научными учреждениями и лабораториями, а также с учебными заведениями, готовящими социальных работников и специалистов по социальной работе. Координирующим вузом по научной и методической подготовке стал Российский государственный социальный университет, на базе которого создано учебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ в области социальной работы. Степень разработанности проблемы. Исследователи сходятся в том, что феномен одиночества имеет сложное содержание (Р. Вейс, Т. Б.Джонсон, У. Садлер). Работы Ф.Е.Васюлика, С.Л.Рубинштейна, Ю.Е.Сосновиковой позволяют рассматривать процесс преодоления одиночества как деятельность, внутреннюю интеллектуальную работу по восстановлению душевного равновесия. И.С.Кон, Л.И.Кононова, Ю.М.Орлова, Р. Вейс, Ф.Джеффри, И.Янг акцентируют внимание на причинах одиночества, связывая их как с ситуациями, при которых возникает вероятность одиночества, так и с характером личности. Научные труды, посвященные исследованию специфики проблем социальной работы с пожилыми людьми отражены в работах С.А. Беличевой, С.И. Григорьева, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, И.А. Зимней, Э.Ш. Камалдиновой, В.М. Капицина, В.В. Колкова, Л.И. Кононовой, А.И. Ляшенко, В.П. Мошняги, В.А. Никитина, Г.И. Осадчей, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Л.В. Топчего, М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой и др. Теоретические и практические аспекты подготовки профессиональных кадров социальной сферы с пожилыми людьми излагаются в работах В.Г. Бочаровой, Г.В. Мухаметзяновой, П.Д. Павленка, А.М. Панова, Т.М. Трегубовой, Л.В. Топчего, Е.И. Холостовой, Н.Б. Шмелевой, Р.С. Яцемирской . В трудах А.И.Арнольдова, Н.Ф.Басова, С.А.Беличевой, В.Г. Бочаровой, Л.Г. Гусляковой, И.А. Липского, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, В.А.Никитина, Т.М. Трегубовой, В.А. Фокина, И.В. Фокина, Е.И. Холостовой, Б.Ю. Шапиро, Т.Ф. Яркиной представлены методологические, методические, прикладные аспекты социальной работы с пожилыми людьми в России и за рубежом. В них внимание акцентируется на осмыслении ее реалий и перспектив с указанной категорией населения и педагогических проблемах, возникающих при работе с пожилыми людьми. Анализ литературы по теме исследования показал, что социальная работа с пожилыми людьми находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. Вместе с тем в теории и практике социальной работы в большей степени уделяется внимание традиционным технологиям в работе с пожилыми гражданами, нежели инновационным. Изменение социального статуса человека в пожилом возрасте, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм, методов и технологий в социальной работы с пожилыми людьми. Объект исследования – одинокие пожилые люди – получатели социальных услуг в социальных службах. Предмет исследования – приемная семья как форма жизнеустройства одиноких пожилых людей - получателей социальных услуг деятельности в Центре социального обслуживания. Цель дипломного исследования – изучить процесс организации приемной семьи для пожилого человека – получателя социальных услуг. Гипотеза. Решение социальных проблем граждан пожилого возраста –получателей социальной услуги будет осуществляться более эффективно при использовании института приемной. Основные задачи исследования: 1. определить одиночество пожилых людей как социальную проблему; 2. изучить причины одиночества людей пожилого возраста; 3. проанализировать инновационные технологии социальной работы с одинокими пожилыми людьми; 4. изучить нормативно-правовые основы организации приемной семьи для граждан пожилого возраста; 5. описать сложившиеся практики организации приемной семьи для пожилого человека – получателя социальных услуг. Для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов: - эмпирические: тестирование, анкетирование, анализ документов Исследование было проведено на базе ГБУ СО « Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Центрального района городского округа Тольятти». Новизна исследования заключается в обобщении уникальной практики становления приемной семьи для пожилого человека – получателя социальных услуг. Результаты данного исследования можно использовать, как в теоретических разработках по исследуемой проблеме, так и в в деятельности ЦСО с целью повышения качества жизни пожилых людей-клиентов данной организации. Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Глава I Теоретико-методологические основы изучения социальной работы с одинокими пожилыми людьми 1.1 Одиночество пожилых людей как социальная проблема В современном обществе представлено множество социальных проблем, как и множество общностей - носителей этих проблем. Одиночество в пожилом возрасте, пожалуй, первая из ключевых подобного рода проблем. В любом случае, это тот феномен, за которым задолго до сегодняшнего дня закрепился статус «чумы». Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти. Социальная проблема — это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам. Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение. Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, и их разрешение требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, распространяющиеся на отдельные страны, национально-этнические общности, ассоциации, блоки или группировки. Проблемы могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей. Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и социальной среды. К социальной среде относят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей. Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является точное ее формулирование. Если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять поиск недостающей информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а, следовательно, и эффективность социальной работы. Одним из важнейших требований к формулированию социальной проблемы является ее обоснованность. Она должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими или теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной. Точно сформулированная проблема выступает исходным, первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической деятельности социальных служб и организаторов социальной работы. Практическая потребность и значимость социальной проблемы не только активизируют деятельность специалистов социальных служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный и физический потенциал, но и придают поиску технологических решений творческий, новационный характер. Решение любой проблемы сводится в конечном итоге к разрешению имеющихся внутренних или внешних противоречий. Определение социальной проблемы чревато трудностями по ряду причин: 1. То, что является социальной проблемой для одной группы людей, может и не быть таковым для другой; 2. Характер проблем со временем меняется наряду с изменениями, происходящими в правовой системе, в нравственной области; 3. Существует политическая сторона вопроса: когда определение некоторой проблемы как социальной, может привести к осуществлению контроля одной группы над другой; 4. Средства массовой информации, эксперты обычно преувеличивают серьезность социальных проблем; 5. Многие практики социальной работы нередко видят в личностных характеристиках людей, а не в особенностях социальной системы. Обратим особое внимание на структурно-функциональный подход к социальной проблеме. Приверженцы данного подхода говорят, что социальные проблемы есть результат расхождения между социальными нормами и действительностью. Общество реагирует на несоответствие, исходя из своих потребностей в самозащите. Согласно данному подходу, социальную проблему будем определять как социальное противоречие, как значимое для них между существующем и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее между отсутствия и недостатка ресурсов, что ведет к неудовлетворенности социальных потребностей. Таким образом, природа социальной проблемы носит объективно-субъективный характер. Лежащее в основе социальной проблемы противоречие между различными сторонами жизнедеятельности общества или социальной группы и чтобы стать проблемой должно обязательно переживаться, оцениваться в качестве проблемы, проблемной ситуации. В целях наилучшего приспособления к среде человек должен иметь и того, к кому он лично привязан, и широкую социальную сеть. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству. Все исследователи сходятся на том, что одиночество, особенно в пожилом возрасте, в самом общем приближении связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но это не означает, что пожилые люди, живущие в одиночку, все испытывают одиночество. Можно быть одиноким и в толпе и в кругу семьи, хотя одиночество среди старых людей и может быть связано с уменьшением числа социальных контактов с друзьями и детьми. Подчеркнем, что, несмотря на особую актуальность, само понятие «одиночество» – одно из наименее разработанных в современной науке, хотя ученые и провели немало исследований, в частности экспериментов по влиянию изоляции, обособленности от внешних раздражителей на поведение людей.[52 c. 224] Эти эксперименты значительно отличаются от реальных жизненных ситуаций, где их длительность и результаты неизвестны. Тем не менее, поражает тот факт, насколько быстро у объектов эксперимента помрачается сознание и, в конечном счете, начинаются галлюцинации. Сильная тяга к внешним раздражителям дает о себе знать очень скоро, и человек легче поддается внушению, становится более подавленным, у него уменьшается способность ясно мыслить по сравнению с нормальным состоянием. В современной науке сложилось немало концепций одиночества, хотя они и не дают полного, систематического описания данного феномена. [5 c 152-168] Очевидно, что используемые для оценки теорий одиночества критерии влияют на соотношение различных подходов к этой проблеме. Мы, вероятно, больше, чем клиницисты или философы, заинтересованы в эмпирических исследованиях. Таким образом, давая итоговую оценку теории, мы не исключаем возможности выбора критериев, выгодных для нашего собственного направления.[43] Согласно таблице №2 определим современные концепции одиночества и сделаем сравнительный анализ. Таблица 2 Концепции одиночества, сравнительный анализ Теория Психодинамическая Феноменологическая Экзистенциалистская Социологическая Интеракционистская Когнитивная Интимистская Системная База теории клиническая практика клиническая практика клиническая практика социальный заказ клиническая практика теоретические исследования чисто теоретическая чисто теоретическая Природа одиночества: положительная нет нет да нет нет нет нет да нормальная или патологическая патологическая патологическая универсальная нормативная нормальная нормальная нормальная нормальная Причины: в личности или в ситуации в личности в личности в условиях человеческого бытия в обществе и то и другое и то и другое и то и другое и то и другое исторические и в детстве или в настоящем в детстве в настоящем на протяжении всей жизни и то и другое в настоящем в настоящем в настоящем в настоящем Так, исследования, проведенные Д. Перланом и его коллегами, вывели гораздо больше фактов одиночества среди старых одиноких людей, которые проживали с родственниками, чем среди других стариков, которые жили одни. Оказалось, что социальные контакты с друзьями или соседями оказывают большое на благополучие, чем контакты с родственниками. Контакты с друзьями и соседями снижали их чувство одиночества и повышали чувство собственной пригодности и ощущение, что тебя уважают и другие. Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей, зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина «одиночество» не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов. Старость в реальной жизни - это зачастую такой период, когда необходима помощь и поддержка, чтобы выжить. Такова основная дилемма. Чувство собственного достоинства, независимость и помощь, мешающая осуществлению этих чувств, приходят к трагическому противоречию. Возможно, в конце концов, придется отказаться от своей независимости, самостоятельности, ведь продление жизни - достаточная награда за такой отказ. Есть еще другой аспект одиночества, жертвой которого становятся чаще мужчины, чем женщины. Это одиночество, наступающее в результате склада интеллектуальной активности, наряду со снижением физической. Женщины не только живут дольше, чем мужчины, но и в целом меньше поддаются воздействию старения. Пожилым женщинам, как правило, легче удается уйти с головой в хозяйство, чем мужчинам: «трудолюбивой пчелке некогда печалиться». Большинство пожилых женщин способны окунуться в мелочи домашнего хозяйства чаще, чем большинство пожилых мужчин. С уходом на пенсию количество дел у мужчин уменьшается, зато количество дел у его жены заметно увеличивается. В то время как мужчина пенсионер теряет свою роль «добытчика» средств существования, женщина никогда не расстается с ролью домашней хозяйки. С уходом на пенсию мужа женщина сокращает денежные расходы на ведение домашнего хозяйства, ее здоровье ухудшается и снижается жизненная энергия. Бремя забот, ложащееся на плечи пожилых женщин, усиливается по мере традиционной возрастной дифференциации между супругами. Кроме забот о своем здоровье многие пожилые женщины принимают на себя заботу и о здоровье своего мужа, и даже в еще большей степени по мере старения. Женщина возвращается «назад, к роли матери», теперь уже по отношению к мужу. Теперь, в ее обязанности входят следить за тем, чтобы он вовремя посещал врача, следить за его диетой, лечением и корректировать его деятельность. Поэтому брак более выгоден для пожилых мужчин, чем для женщин. Иначе говоря, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин. Согласно результатам проведенных исследований, овдовевшие мужчины более одиноки, чем мужчины, состоящие в браке, а среди женщин, состоящих в браке и овдовевших, не обнаружено существенного различия в ощущении одиночества.[66 c. 18] Мужчины и женщины, состоящие в браке, менее подвержены чувству одиночества, чем люди, живущие одни; но опять, же такое влияние больше испытывали мужчины, чем женщины. Одинокие мужчины принадлежали к группе наиболее страдающих от одиночества людей; мужчины, состоящие в барке, относились наименее подверженных чувству одиночества людей, женщины, состоящие в браке, а также живущие одни, занимали промежуточное положение между первыми двумя группами. Такие данные частично объясняются различием в организации свободного времени у мужчин и женщин пожилого возраста. Результаты показали, что две третьи одиноких мужчин, занимаются делами, связанными с уединением, тогда как свыше две трети одиноких женщин посвящают свободное время различного рода социальной деятельности. Обратим внимание и на другое: большинство пожилых людей, согласно проводимым исследованиям, (56%) проживают вместе с детьми, причем в 45% таких семей есть внуки, 59% пенсионеров имеют супруга (супругу). Одинокие составляют 13%. Если среди опрошенных пенсионеров чувство одиночества как реальный факт отмечают 23%, то для одиноких этот показатель - 38%. [50 c 64] Словом, в терапии одиночества нужно учитывать многообразие факторов, ведущих к одиночеству. Этому многообразию и должны соответствовать различные стратегии вмешательства. Крайне необходимы также проверенные на практике исследования по эффективности используемых способов терапии и профилактики одиночества. Социономическая поддержка одиноких людей должна состоять, прежде всего, не в изменении личности человека, а в изменении его ситуации. При этом терапия одиночества должна соответствовать следующим принципам: 1) изучение индивида в среде; 2) понимание психосоциального становления личности как пожизненного процесса; 3) учет социокультурных факторов формирования и развития индивида.[55 c. 23] Данным принципам, в свою очередь, должны соответствовать такие способы вмешательства в среду, которые не бросали бы “тень” на одинокого человека. Разработка таких методов вмешательства – творческий вызов, брошенный практикам социальной работы. Исследователи выделяют семь факторов преодоления одиночества, которые изложены в таблице № 1.[55 c. 23] Таблица 1 Ф?а?к?т?о?р?ы? ?п?р?е?о?д?о?л?е?н?и?я? ?о?д?и?н?о?ч?е?с?т?в?а? №?п?/?п? Ф?а?к?т?о?р?ы? ?п?р?е?о?д?о?л?е?н?и?я? ?о?д?и?н?о?ч?е?с?т?в?а? О?с?н?о?в?н?о?е? ?с?о?д?е?р?ж?а?н?и?е? ? ?ф?а?к?т?о?р?а? 1? Ч?у?в?с?т?в?е?н?н?о? ?н?а?п?р?а?в?л?е?н?н?ы?е? ?р?е?а?к?ц?и?и? ? У?п?о?т?р?е?б?л?е?н?и?е? ?а?л?к?о?г?о?л?я?,? ?п?р?и?н?я?т?и?е? ?н?а?р?к?о?т?и?к?о?в?,? ?с?е?к?с?у?а?л?ь?н?о?е? ?р?а?с?п?у?т?с?т?в?о?.? ? 2? Р?е?л?и?г?и?о?з?н?о? ?о?р?и?е?н?т?и?р?о?в?а?н?н?ы?е? ?р?е?а?к?ц?и?и? ? ?М?о?л?и?т?в?а?,? ?ч?т?е?н?и?е? ?Б?и?б?л?и?и?.? ? 3? П?о?и?с?к?о?в?ы?е? ?р?е?а?к?ц?и?и? ? П?о?с?е?щ?е?н?и?е? ?к?и?н?о?т?е?а?т?р?а?,? ?и?г?р?ы?,? ?т?а?н?ц?ы?,? ?е?з?д?а? ?н?а? ?а?в?т?о?м?о?б?и?л?е? ? 4? Н?е?с?о?ц?и?а?л?ь?н?а?я? ?д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?ь? ? Ч?т?е?н?и?е?,? ?у?ч?е?б?а?,? ?р?а?б?о?т?а?.? ? 5? Р?е?ф?л?е?к?т?и?р?у?ю?щ?е?е? ?у?е?д?и?н?е?н?и?е? ? Р?а?з?м?ы?ш?л?е?н?и?я? ?н?а?е?д?и?н?е? ?с? ?с?о?б?о?й?,? ?о?д?и?н?о?к?и?е? ?п?р?о?г?у?л?к?и?.? ? 6? П?о?и?с?к?и? ?т?е?с?н?ы?х? ?к?о?н?т?а?к?т?о?в? ? Р?а?з?г?о?в?о?р? ?с? ?д?р?у?г?о?м? ?о? ?с?в?о?и?х? ?ч?у?в?с?т?в?а?х? ?и? ?п?е?р?е?ж?и?в?а?н?и?я?х?,? ?п?о?х?о?д? ?к?у?д?а?-?н?и?б?у?д?ь?,? ?г?д?е? ?м?о?г?л?и? ?б?ы? ?б?ы?т?ь? ?в?е?р?н?ы?е? ?д?р?у?з?ь?я?,? ?п?р?о?в?е?д?е?н?и?е? ?в?р?е?м?е?н?и? ?с? ?ч?е?л?о?в?е?к?о?м?,? ?к?о?т?о?р?о?м?у? ?м?о?ж?н?о? ?д?о?в?е?р?я?т?ь?.? ? 7? П?а?с?с?и?в?н?а?я? ?р?е?а?к?ц?и?я? ? С?о?н? ? П?р?и? ?о?к?а?з?а?н?и?и? ?п?о?м?о?щ?и? ?о?д?и?н?о?к?и?м? ?н?е?о?б?х?о?д?и?м?о? ?у?ч?и?т?ы?в?а?т?ь? ?м?н?о?г?о?о?б?р?а?з?и?е? ?ф?а?к?т?о?р?о?в?,? ?п?р?и?в?о?д?я?щ?и?х? ?к? ?о?д?и?н?о?ч?е?с?т?в?у?,? ?п?о?д?ч?е?р?к?н?е?м? ?э?т?о? ?в?н?о?в?ь?.? ?Д?р?у?ж?е?с?к?и?е? ?с?в?я?з?и?,? ?с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?е? ?о?к?р?у?ж?е?н?и?е? ?и? ?и?н?д?и?в?и?д?у?а?л?ь?н?а?я? ?д?е?я?т?е?л?ь?н?о?с?т?ь? ?п?р?е?д?с?т?а?в?л?я?ю?т? ?с?о?б?о?й? ?а?л?ь?т?е?р?н?а?т?и?в?у? ?м?е?д?и?ц?и?н?с?к?о?м?у? ?в?м?е?ш?а?т?е?л?ь?с?т?в?у? ?д?л?я? ?о?к?а?з?а?н?и?я? ?п?о?м?о?щ?и? ?о?д?и?н?о?к?и?м?.? ?П?о?м?о?щ?ь? ?о?д?и?н?о?к?и?м? ?л?ю?д?я?м? ?и?н?о?г?д?а? ?д?о?л?ж?н?а? ?с?о?с?т?о?я?т?ь? ?в? ?т?о?м?,? ?ч?т?о?б?ы? ?и?з?м?е?н?и?т?ь? ?с?и?т?у?а?ц?и?ю?,? ?а? ?н?е? ?л?и?ч?н?о?с?т?ь?.? ?В? ?р?е?ш?е?н?и?и? ?п?р?о?б?л?е?м?ы? ?о?д?и?н?о?ч?е?с?т?в?а? ?в?а?ж?н?о?е? ?з?н?а?ч?е?н?и?е? ?п?р?и?о?б?р?е?т?а?ю?т? ?с?и?с?т?е?м?ы? ?с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?й? ?р?е?а?б?и?л?и?т?а?ц?и?и? ?и? ?с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?й? ?п?о?м?о?щ?и? ?п?р?е?с?т?а?р?е?л?ы?м?.? ?С?о?ц?и?а?л?ь?н?а?я? ?р?е?а?б?и?л?и?т?а?ц?и?я? ?п?р?е?д?с?т?а?в?л?я?е?т? ?с?о?б?о?й? ?к?о?м?п?л?е?к?с? ?с?о?ц?и?а?л?ь?н?о? ?э?к?о?н?о?м?и?ч?е?с?к?и?х?,? ?м?е?д?и?ц?и?н?с?к?и?х?,? ?ю?р?и?д?и?ч?е?с?к?и?х?,? ?п?р?о?ф?е?с?с?и?о?н?а?л?ь?н?ы?х? ?и? ?д?р?у?г?и?х? ?м?е?р?,? ?н?а?п?р?а?в?л?е?н?н?ы?х? ?н?а? ?о?б?е?с?п?е?ч?е?н?и?е? ?н?е?о?б?х?о?д?и?м?ы?х? ?у?с?л?о?в?и?й? ?и? ?в?о?з?в?р?а?щ?е?н?и?е? ?э?т?о?й? ?г?р?у?п?п?ы? ?н?а?с?е?л?е?н?и?я? ?к? ?д?о?с?т?о?й?н?о?й? ?ж?и?з?н?и? ?в? ?о?б?щ?е?с?т?в?е?.? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?В? ?ц?е?л?о?м? ?п?о? ?Р?о?с?с?и?и? ?о?к?о?л?о? ?п?о?л?у?т?о?р?а? ?м?и?л?л?и?о?н?о?в? ?г?р?а?ж?д?а?н? ?с?т?а?р?ш?и?х? ?в?о?з?р?а?с?т?о?в? ?н?у?ж?д?а?ю?т?с?я? ?в? ?п?о?с?т?о?я?н?н?о?й? ?п?о?с?т?о?р?о?н?н?е?й? ?п?о?м?о?щ?и?.? ?П?о? ?д?а?н?н?ы?м? ?в?ы?б?о?р?о?ч?н?ы?х? ?о?б?с?л?е?д?о?в?а?н?и?й?,? ?о?д?и?н?о?к?и?е? ?г?р?а?ж?д?а?н?е? ?и? ?о?д?и?н?о?к?и?е? ?с?у?п?р?у?ж?е?с?к?и?е? ?п?а?р?ы?,? ?в? ?к?о?т?о?р?ы?х? ?о?б?а? ?я?в?л?я?ю?т?с?я? ?п?р?е?с?т?а?р?е?л?ы?м?и? ?и? ?м?о?г?у?т? ?н?у?ж?д?а?т?ь?с?я? ?в? ?с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?м? ?о?б?с?л?у?ж?и?в?а?н?и?и? ?с?о?с?т?а?в?л?я?ю?т? ?д?о? ?6?9?%?.? ?И?з?у?ч?е?н?и?е? ?н?у?ж?д?а?е?м?о?с?т?и? ?о?б?с?л?е?д?о?в?а?н?н?ы?х? ?н?е?т?р?у?д?о?с?п?о?с?о?б?н?ы?х? ?г?р?а?ж?д?а?н? ?в? ?р?а?з?л?и?ч?н?ы?х? ?в?и?д?а?х? ?п?о?м?о?щ?и? ?с?в?и?д?е?т?е?л?ь?с?т?в?у?е?т? ?о? ?т?о?м?,? ?ч?т?о? ?б?о?л?е?е? ?7?8?%? ?и?з? ?н?и?х? ?н?у?ж?д?а?ю?т?с?я? ?в? ?м?е?д?и?к?о?-?с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?й? ?п?о?м?о?щ?и?,? ?о?к?о?л?о? ?8?0?%? ?-? ?в? ?у?с?л?у?г?а?х? ?с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?-?б?ы?т?о?в?о?г?о? ?н?а?з?н?а?ч?е?н?и?я?.? ?Т?е?н?д?е?н?ц?и?и? ?к? ?п?р?о?г?р?е?с?с?и?р?у?ю?щ?е?м?у? ?н?а?р?а?с?т?а?н?и?ю? ?о?д?и?н?о?ч?е?с?т?в?а? ?в? ?п?о?ж?и?л?о?м? ?и? ?с?т?а?р?ч?е?с?к?о?м? ?в?о?з?р?а?с?т?е? ?в? ?н?а?с?т?о?я?щ?е?е? ?в?р?е?м?я? ?и? ?в? ?б?у?д?у?щ?е?м? ?о?б?о?с?т?р?я?ю?т? ?э?т?у? ?п?р?о?б?л?е?м?у?,? ?д?е?л?а?ю?т? ?в?а?ж?н?ы?м? ?у?г?л?у?б?л?е?н?н?о?е? ?е?е? ?и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?е? ?с?и?л?а?м?и? ?н?е? ?т?о?л?ь?к?о? ?м?е?д?и?к?о?в?,? ?н?о? ?и? ?с?о?ц?и?о?л?о?г?о?в?,? ?д?е?м?о?г?р?а?ф?о?в?,? ?э?к?о?н?о?м?и?с?т?о?в?,? ?п?с?и?х?о?л?о?г?о?в?.? ?С?т?а?р?ы?е? ?л?ю?д?и? ?ч?а?с?т?о? ?ж?а?л?у?ю?т?с?я? ?н?а? ?т?о?с?к?у? ?и? ?о?д?и?н?о?ч?е?с?т?в?о?,? ?и?з?о?л?я?ц?и?ю? ?о?т? ?о?б?щ?е?с?т?в?а? ?и? ?с?т?а?в?я?т? ?э?т?и? ?ж?а?л?о?б?ы? ?в? ?з?а?в?и?с?и?м?о?с?т?и? ?о?т? ?м?а?т?е?р?и?а?л?ь?н?ы?х? ?т?р?у?д?н?о?с?т?е?й? ?и? ?п?р?о?б?л?е?м? ?у?д?о?в?л?е?т?в?о?р?е?н?и?я? ?ж?и?т?е?й?с?к?и?х? ?п?о?т?р?е?б?н?о?с?т?е?й?.? ?Б?о?л?ь?ш?и?е? ?ф?и?н?а?н?с?о?в?ы?е? ?з?а?т?р?у?д?н?е?н?и?я? ?ч?а?с?т?о? ?у?с?к?о?р?я?ю?т? ?о?т?х?о?д? ?о?т? ?а?к?т?и?в?н?о?й? ?ж?и?з?н?и? ?п?о?ж?и?л?ы?х? ?и? ?с?т?а?р?ы?х? ?л?ю?д?е?й?.? ?Н?е?в?о?з?м?о?ж?н?о?с?т?ь? ?п?о?д?д?е?р?ж?и?в?а?т?ь? ?п?р?и?в?ы?ч?н?ы?й? ?о?б?р?а?з? ?ж?и?з?н?и?,? ?с?в?я?з?а?н?н?ы?й? ?с? ?п?р?и?ё?м?о?м? ?г?о?с?т?е?й?,? ?о?б?я?з?а?т?е?л?ь?н?ы?м? ?в? ?т?а?к?и?х? ?с?л?у?ч?а?я?х? ?и? ?д?о?с?т?о?й?н?ы?м? ?у?г?о?щ?е?н?и?е?м?,? ?о?т?к?л?о?н?е?н?и?е? ?п?р?и?г?л?а?ш?е?н?и?й? ?и?з? ?-? ?з?а? ?н?е?д?о?с?т?а?т?к?а? ?с?в?о?б?о?д?н?ы?х? ?с?р?е?д?с?т?в? ?н?а? ?п?о?к?у?п?к?у? ?д?а?ж?е? ?с?к?р?о?м?н?о?г?о? ?п?о?д?а?р?к?а?,? ?о?т?с?у?т?с?т?в?и?е? ?п?р?и?л?и?ч?н?ы?х? ?в?е?щ?е?й?,? ?о?б?у?в?и? ?и? ?т?а?к? ?д?а?л?е?е? ?з?а?с?т?а?в?л?я?ю?т? ?м?н?о?г?и?х? ?с?т?а?р?ы?х? ?л?ю?д?е?й? ?п?р?е?р?ы?в?а?т?ь? ?п?р?е?ж?н?и?е? ?д?р?у?ж?е?с?к?и?е? ?к?о?н?т?а?к?т?ы?,? ?д?е?л?а?ю?т? ?и?х? ?ж?и?з?н?ь? ?м?р?а?ч?н?о?й? ?и? ?с?е?р?о?й?,? ?б?е?д?н?о?й? ?с?о?б?ы?т?и?я?м?и? ?и? ?р?а?з?в?л?е?ч?е?н?и?я?м?и?.? ? ?П?о?ж?и?л?ы?е? ?л?ю?д?и?,? ?ж?и?в?у?щ?и?е? ?о?д?и?н?о?к?о?,? ?в?с?ё?-?т?а?к?и? ?ч?а?щ?е? ?ж?а?л?у?ю?т?с?я? ?н?а? ?ч?у?в?с?т?в?о? ?о?д?и?н?о?ч?е?с?т?в?а?,? ?ч?е?м? ?т?е?,? ?к?т?о? ?ж?и?в?ё?т? ?в?м?е?с?т?е? ?с? ?р?о?д?с?т?в?е?н?н?и?к?а?м?и?.? ?О?д?и?н?о?к?и?м?и? ?о?б?ы?ч?н?о? ?я?в?л?я?ю?т?с?я? ?о?в?д?о?в?е?в?ш?и?е? ?л?и?ц?а?,? ?и?х? ?п?о?т?р?е?б?н?о?с?т?и? ?о?с?т?а?ю?т?с?я? ?н?е?у?д?о?в?л?е?т?в?о?р?ё?н?н?ы?м?и?,? ?ч?т?о? ?п?р?и?в?о?д?и?т? ?к? ?п?о?я?в?л?е?н?и?ю? ?о?б?о?с?т?р?ё?н?н?о?г?о? ?ч?у?в?с?т?в?а? ?н?е?д?о?в?о?л?ь?с?т?в?а? ?в?с?е?й? ?ж?и?з?н?ь?ю?.? ?Э?т?и? ?л?ю?д?и? ?п?е?р?е?п?о?л?н?е?н?ы? ?о?б?и?д?о?й? ?н?а? ?о?к?р?у?ж?а?ю?щ?и?х?,? ?в?п?л?о?т?ь? ?д?о? ?ч?у?в?с?т?в?а? ?н?е?н?а?в?и?с?т?и? ?и? ?з?а?в?и?с?т?и? ?к? ?н?и?м?.? ? ?О?д?и?н?о?ч?е?с?т?в?о? ?-? ?э?т?о? ?с?о?ц?и?а?л?ь?н?о?е? ?с?о?с?т?о?я?н?и?е?,? ?к?о?т?о?р?о?е? ?о?т?р?а?ж?а?е?т? ?п?с?и?х?о?ф?и?з?и?ч?е?с?к?и?й? ?с?т?а?т?у?с? ?ч?е?л?о?в?е?к?а?,? ?з?а?т?р?у?д?н?я?я? ?е?м?у? ?з?а?в?я?з?ы?в?а?н?и?е? ?н?о?в?ы?х? ?и? ?п?о?д?д?е?р?ж?а?н?и?е? ?с?т?а?р?ы?х? ?к?о?н?т?а?к?т?о?в? ?и? ?с?в?я?з?е?й?.? ?О?н?о? ?м?о?ж?е?т? ?б?ы?т?ь? ?о?б?у?с?л?о?в?л?е?н?о? ?р?а?з?л?и?ч?н?ы?м?и? ?п?р?и?ч?и?н?а?м?и? ?к?а?к? ?п?с?и?х?и?ч?е?с?к?о?г?о?,? ?т?а?к? ?и? ?с?о?ц?и?а?л?ь?н?о? ?-? ?э?к?о?н?о?м?и?ч?е?с?к?о?г?о? ?х?а?р?а?к?т?е?р?а?.? ? ?С?у?щ?е?с?т?в?у?ю?т? ?р?а?з?л?и?ч?н?ы?е? ?т?и?п?ы? ?и? ?с?т?е?п?е?н?и? ?о?д?и?н?о?ч?е?с?т?в?а?:?[?3?9? ?c?.? ?2?3?2?]? ?·? ?э?м?о?ц?и?о?н?а?л?ь?н?ы?е? ?х?а?р?а?к?т?е?р?и?с?т?и?к?и? ?о?д?и?н?о?ч?е?с?т?в?а? ?в?ы?я?в?л?я?ю?т? ?о?т?с?у?т?с?т?в?и?е? ?п?о?з?и?т?и?в?н?ы?х? ?э?м?о?ц?и?й?,? ?к?а?к? ?с?ч?а?с?т?ь?е?,? ?п?р?и?в?я?з?а?н?н?о?с?т?ь? ?и? ?н?а?л?и?ч?и?е? ?н?е?г?а?т?и?в?н?ы?х? ?э?м?о?ц?и?й?,? ?т?а?к?и?х?,? ?к?а?к? ?с?т?р?а?х? ?и? ?н?е?у?в?е?р?е?н?н?о?с?т?ь?.? ?·? ? ?т?и?п? ?у?щ?е?р?б?н?о?с?т?и? ?о?п?р?е?д?е?л?я?е?т? ?п?р?и?р?о?д?у? ?н?е?д?о?с?т?а?ю?щ?и?х? ?с?о?ц?и?а?л?ь?н?ы?х? ?о?т?н?о?ш?е?н?и?й?.? ?З?д?е?с?ь? ?р?е?ш?а?ю?щ?и?м? ?я?в?л?я?е?т?с?я? ?с?б?о?р? ?и?н?ф?о?р?м?а?ц?и?и? ?о? ?з?н?а?ч?и?м?ы?х? ?д?л?я? ?и?н?д?и?в?и?д?а? ?о?т?н?о?ш?е?н?и?я?х?.? ?Д?л?я? ?д?а?н?н?о?г?о? ?и?з?м?е?р?е?н?и?я? ?в?о?з?м?о?ж?н?а? ?и? ?д?а?л?ь?н?е?й?ш?а?я? ?д?и?ф?ф?е?р?е?н?ц?и?а?ц?и?я? ?н?а? ?т?р?и? ?п?о?д?к?а?т?е?г?о?р?и?и?:? ?ч?у?в?с?т?в?о? ?у?щ?....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: