VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социальная работа с детьми с девиантным поведением в школе интернате, структурном подразделении государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001466
Тема: Социальная работа с детьми с девиантным поведением в школе интернате, структурном подразделении государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

Введение	3
I Теоретические аспекты изучения проблем детей  с девиантным поведением ……………………………………………………………………………………...6
1.1. Понятие, виды и форма девиантного поведения	6
1.2. Психологические особенности развития детей и подростков с девиантным поведением	13
II Социальная работа с детьми с девиантным поведением в школе интернате, структурном подразделении государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж» в г. Екатеринбурге	26
2.1. Основные направления работы с детьми в школе интернате при ГБОУ СО СОМЭПК г. Екатеринбург	26
2.2. Анализ содержания социальной работы с детьми с девиантным поведением в школе - интернате при ГБОУ СО СОМЭПК г. Екатеринбург	36
2.3. Направления совершенствования социальной работы с детьми с девиантным поведением	56
Заключение	63
Список источников и литературы	66
Приложение 1	71


ВВЕДЕНИЕ

         В условиях все ускоряющегося процесса социального развития и смены идеологических, технологических, нравственных парадигм современное общество все чаще сталкивается с различными, все усложняющимися и верифицированными формами поведенческих девиаций. Размывается само понятие нормы, утрачивается единство представлений о том, какое поведение следует считать нормальным, а какое отклоняющимся. Во многом это обусловлено глобализацией социальной жизни, смешением различных культурных, национальных, религиозных и этических норм и правил, их конкуренция между собой, приводящая подчас к нивелированию традиционных ценностей поведения и утверждению новых, сомнительных, девиантных по своей сути моделей поведения в качестве социально одобряемых, нормативных. В этой связи проблемы профилактики и превенции девиантного поведения приобретают особую остроту и значимость.
     Одной из возрастных групп населения, где поведенческие девиации особенно опасны и нуждаются в своевременной психолого-педагогической и социальной коррекции, являются несовершеннолетние. Дети и подростки не обладают еще твердостью представлений об основах этики, нравственности, их ценностные установки и модели поведения подвижны, подвержены различным социальным влияниям, и потому в среде несовершеннолетних существуют высокие риски развития различного рода асоциальных, подчас противоправных, уголовно наказуемых поведенческих девиаций.
     Среди несовершеннолетних первые проявления девиантного поведения могут отмечаться уже в детском и подростковом возрасте. Способствовать формированию и проявлению поведенческих девиаций у детей и подростков могут самые различные факторы – неблагополучная семейная ситуация, одиночество, физиологические и психологические особенности детей, акселерация или ретардация психического развития, негативное влияние социальной среды, средств массовой информации, интернета, противоправные действия взрослых и многое другое. Сниженная способность несовершеннолетних противостоять негативным влияниям социума, недостаточный уровень интеллектуального, духовно-нравственного развития, незавершенность процесса формирования личности, зависимость несовершеннолетних от мнения группы и  др. факторы усиливают риски развития у них девиантного поведения.
     Актуальность исследования проблемы девиантного поведения детей и подростков определяется необходимостью формирования эффективных инструментов выявления детей, входящих в «группу риска» отклоняющегося поведения и разработки мер профилактики и предупреждения среди них девиантного поведения. Особую значимость это направление социальной работы приобретает в условиях школы интерната, где развитию поведенческих девиаций у несовершеннолетних способствуют дополнительные стрессогенные факторы.
     В настоящее время существует большое количество научной литературы и материалов научной периодики, посвященных исследованию причин и  факторов развития девиантного поведения в среде несовершеннолетних, анализа условий, способствующих возникновению различных форм поведенческих девиаций у детей, пребывающих в различных социальных средах. Хорошо исследован в науке и вопрос о психологических особенностях развития детей в условиях детского дома. Однако вопрос о том, как необходимо организовывать социальную работу по профилактике и предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних в условиях детских домов и учреждений интернатного типа пока изучен в науке недостаточно, что определяет особую актуальность данной работы.
     Объектом исследования в работе является девиантное поведение детей в условиях школы интерната. 
     Предмет исследования – направления и формы социальной работы по профилактике и предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних в условиях школы - интерната.
     В работе определена цель – изучить  направления и формы осуществления социальной работы по профилактике и предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних в условиях школы - интерната.
     Для достижения цели  определены задачи:
     1) рассмотреть понятие, виды и формы девиантного поведения;
     2) охарактеризовать психологические особенности развития детей и подростков с девиантным поведением;
     3) изучить основные направления социальной работы с детьми в школе интернате при ГБОУ СО СОМЭПК г. Екатеринбурга;
     4) провести анализ содержания социальной работы с детьми с девиантным поведением в школе интернате при ГБОУ СО СОМЭПК г. Екатеринбурга.
     Нормативной основой исследования стали Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 
     Теоретической основой работы служат исследования в области девиаций и анализа девиантного поведения несовершеннолетних, авторами которых являются такие отечественные ученые, как  С.А. Беличева, С.А. Белинская, Я.И. Глинский, Н.Ф. Дивицына, Н.В. Майсак, В.Д. Менделевич, А.В. Нефедова, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова, Л.Б. Шнейдер и др.
     Методологической основой работы стали такие методы научного исследования, как описательный, сравнительно-типологический, социологический. 
     Структура работы включает в себя введение, две главы основной части, заключение, список литературы и одно приложение.

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

1.1. Понятие, виды и форма девиантного поведения

     В основе понятия «девиантное поведение» рассматривается термин «девиация» - от лат. deviatio – отклонение. Существует многоуровневая классификация девиаций. Девиации разделяются: 
- по устойчивости: временные , переходящие, устойчивые ,стойкие; 
- по обратимости: обратимые , необратимые;
- по направленности: позитивные девиации, негативные девиации
     В основе содержания термина «девиантное поведение» лежит представление, прежде всего, о негативных девиациях. С ними связано понятие девиантности. Девиантность – (от лат. deviate - отклонение) это характеристика поведения, не совпадающего с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе1. 
     Девиантное поведение в самом общем понимании рассматривается как поведение, не соответствующие официально-установленным или фактически сложившимися в данном обществе моральным или правовым нормам и приводящее нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.
     Девиантное поведение – это поведение, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое; поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм.
     Проблемы девиациантного поведения исследовали многие ученые. В результате сложилось несколько его определений:
? девиантное поведение – «поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы» (Е. И. Холостова);
? девиантное поведение – «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества» (В. В. Ковалев);
? отклоняющееся поведение - «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» (Я. И. Гилинский)2.
     Исследователи полагают, что под девиантным поведением следует понимать, с одной стороны, поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам); а с другой стороны, социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам (социальные отклонения)3. В общем виде понятие девиантного поведения подразумевает под собой нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение4.
     Стараясь конкретизировать определение девиантного поведения, ученые расширяют и уточняют его. Так, И.С.Кон под девиантным поведением понимает систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического развития, права, культуры или морали. С другой стороны, В.Д.Менделевич пишет, что девиантное поведение можно рассматривать как «систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением»5.
     Следует понимать, что любая девиация относительна. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей.
     Девиации в поведении приводят к различным дисфункциям в жизни отдельных индивидуумов и общества в целом:
* постоянные и широко распространенные девиации могут нарушать организованную жизнь общества и даже подрывать ее;
* девиации подрывают готовность членов общества выполнять свои социальные роли и вносить свой вклад в функционирование социальной системы; 
     Основными признаками девиантного поведения являются:
? нарушение социальных норм и ожиданий; отклонение от них; 
? негативная оценка и стигматизация;
? деструктивность;
? повторение, многократность или длительность поведения; 
? рассмотрение отклоняющегося поведения в пределах медицинской нормы;
? снижение качества жизни субъекта такого поведения, его социальная дезадаптация; 
? выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие субъекта.
     Рассматривая девиантное поведение, основными являются понятия отклонения и понятие нормы. При разговоре о человеческом поведении речь идет, прежде всего, о социальной норме, которая определяет собой исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп и организаций. Социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому социальная норма может либо соответствовать законам общественного развития (и тогда она является естественной), либо отражать их недостаточно адекватно, а то и вовсе находиться с ними в противоречии. И тогда сама такая норма является анормальной, а отклонения от нее признаются нормальными.
     По мнению Я.И. Глинского, отклонения от нормы, или поведенческие девиации, бывают двух основных типов: негативные отклонения, или социальная патология, и позитивные отклонения, или социальное творчество. Девиации первого типа (негативные, патологические) дисфункциональны. Они нарушают функционирование социальной системы, дезорганизуют ее, создавая угрозу самому существованию общества. И наоборот, позитивные девиации служат средством совершенствования, прогрессивного развития общества, повышения его организованности6.
     Девиантное поведение первого типа включает в себя понятия делинквентного (правонарушающего) и криминального (преступного) поведения. Говоря о детской и подростковой среде, мы прежде всего сталкиваемся именно с этими типами девиантного поведения.
     Н.Ф. Дивицына также выделяет две группы девиантного поведения:
     1) Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья и подразумевающее наличие у человека явной или скрытой психопатологии. В группу лиц с таким типом девиантного поведения входят астеники, шизоиды, эпилептоиды и другие психически нездоровые дети и подростки. К этой же группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы7.
     2) Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии – пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, их совершившие, подвергаются наказанию по нормам административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной и психической адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства.
     Автором третьего варианта градации девиантного поведения является Э. Лемерт. Он полагал, что девиацию следует делить на первичную и вторичную. Первичная девиантность определяется Э.Лемертом как первоначальный акт девиантного поведения, который мог бы быть замечен или не замечен другими в зависимости от этого стать или не стать объектом внимания со стороны агентов формального или неформального социального контроля. Первичная девиантность – это поведение, которое нарушает общественные нормы, но не влечет за собой наказания. От первичной следует отличать вторичную девиантность – акт девиантного поведения (по Э.Лемерту), ставший объектом общественного внимания, вследствие чего нарушитель получил клеймо (стигму) девиантной личности. Тяжесть приобретенного клейма обычно вызывает изменения в характере взаимоотношений между заклейменными и теми, кто его окружает, с вероятной переменой в характере аттитюдов и поведения человека, получившего общественное клеймо.
     Исходя из целей и направленности выделяют также три типа девиантного поведения: деструктивное, асоциальное и противоправное. 
     Деструктивный тип девиациантного поведения – это поведенческие отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.). Асоциальный тип девиантного поведения – это девиация, наносящая вред общностям людей (нарушения трудовой дисциплины, хулиганство). Наконец, противоправный тип девиациантного поведения связан с серьезными нарушениями моральных и правовых норм и приводит к глубоким негативным последствиям для социума (грабежи, бандитизм, убийства, терроризм)
     Выделяют следующие основные компоненты девиантного поведения:
? человек, которому свойственно девиантное поведение (субъект девиантного поведения). К основным субъектам девиантного поведения относят лиц, страдающих определенными формами психической патологии и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийства;
? нормы или ожидания общества, которые являются критерием оценки поведения с точки зрения его девиантности;
? социальные субъекты, реагирующие на девиантное поведение и принимающие решение по поводу его коррекции или наказания.
     Причины возникновения в обществе девиантного поведения различны. Одни полагают, что в основе девиантного поведения лежит прежде всего социальное неравенство. Оно находит выражение в расслоении общества на богатых и бедных; в трудностях, которые встают перед людьми при попытке самоерализации и получении общественного признания; в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка и т.д.
     Вторым фактором, обусловливающим формирование девиантного поведения, является состояние общественной морали, нравственности и этики. Девиации, как правило, возникают там, где налицо низкий морально-нравственный уровень общества, где развита психология «вещизма», где одна личность отчуждена от другой.
     Существенным фактором, стимулирующим девиантное поведение, является также окружающая среда. Если она нейтрально или благосклонно относится к девиации, девиантное поведение начинает доминировать. Об этом свидетельствует тот факт, что детские девиации (детский алкоголизм, наркомания, проституция) чаще всего возникают и закрепляются в поведении выходцев из неблагополучных семей.
     Немаловажную роль играет воспитательный фактор. То, какую роль играет в воспитании ребенка семья, школа, какой стиль применяют в своей воспитательной работе учителя и родители, – влияет на усиление к склонности к девиации в детском поведении. Так, авторитарный характер воспитательной работы с применение педагогических средств, в которых преобладают различного рода санкции, наказания и ограничения; формы и методы обучения, не создающие возможностей для успеха у каждого ребенка и недостаточная готовность педагогов и родителей к работе и взаимодействию с трудными детьми могут выступать в качестве фактора, стимулирующего развитие отклоняющегося поведения в детской среде.
     Свою роль в развитии поведенческих девиаций может сыграть узкая или дружественная социальная группа, в которую входит ребенок. Если в системе норм и ценностей такой группы присутствуют асоциальные элементы, члены группы будут руководствоваться ими в своем поведении. Например, если в отношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие, непримиримость к непохожим и др., очень высок риск развития девиаций в поведении даже у тех членов группы, которые иных предпосылок к этому не имеют.


1.2. Психологические особенности развития детей и подростков с девиантным поведением

     Девиантное поведение не является особенностью личности, которая может проявляться сугубо во взрослом возрасте. Наоборот, как правило, поведенческие девиации начинают давать о себе знать уже в раннем – детском или подростковом – возрасте. По мнению исследователей, раннее проявление девиаций связано с целым рядом объективных и субъективных факторов развития личности. 
     Исследователями8 выделяется большой комплекс причин, способных предопределять девиантное поведение несовершеннолетних. Среди них:
? стремление получить сильные впечатления;
? заболевания ребенка;
? повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
? неблагополучная ситуация в семье;
? стремление к самостоятельности, независимости;
? недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
? отставание в учебе;
? пренебрежение со стороны сверстников;
? непонимание взрослыми трудностей детей;
? недостаточная уверенность в себе;
? отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
? стрессовые жизненные ситуации;
? напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);
? примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;
? чрезмерная занятость родителей;
? конфликты с родителями;
? обилие запретов со стороны родителей (педагогов);
? постоянные нарекания, брань в семье;
? слабость интеллектуальной сферы ребенка;
? повышенная коммуникативность детей;
? низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;
? одиночество, непонимание другими;
? излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);
? неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;
? генетическая предрасположенность;
? неравномерность психофизиологического и полового созревания;
? отсутствие навыков социального поведения;
? снижение культуры, интеллектуального уровня;
? масса свободного времени;
? скука;
? желание обратить на себя внимание;
? неполные семьи;
? экономическая нестабильность; 
? влияние улицы9.
     В генезисе девиантного поведения детей и подростков большую роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы ребенка. Также первые проявления девиантного поведения у детей и подростков могут быть связаны с относительно низким уровнем их интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в них ценностных ориентаций.
     Изучение специфических особенностей девиантных детей и подростков предпринималось исследователями неоднократно. Работы таких авторов, как С.А. Беличева, И.Б. Громова, И.С. Кон, Ю.А. Клейберг, И.С. Полонский, И.Ю. Сундиев, Д.И. Фельдштейн и др., показали, что склонности к поведенческим девиациям могут развиваться как у детей и подростков из неблагополучных семей, так и у тех, кто воспитывался во вполне благополучной семейной обстановке. Такие данные позволяют делать вывод, что отклоняющееся поведение присуще детям из самых разных социально-демографических групп общества и различных семей. 
     К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка относятся:  
? неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детей воспитывают прародители (бабушка или дедушка);  
? конфликтная семья, в которой существует напряженность взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках, в которой мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой;  
? «асоциальная семья» – где преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом;  
? формальная семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто родители находятся на грани расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения; 
? «алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков;  
? семья, в которой имеются душевнобольные родители; в таких случаях не создаются условия для полноценного развития личности детей10.
     Детям и подросткам с девиантным поведением характерны определенные психические черты и свойства, отличающие их от благополучных с социальной точки зрения ровесников. Прежде всего, в их поведении рано начинают проявлять себя два противоположных по своему вектору психологических феномена – акселерация и ретардация психического и поведенческого развития11. 
     Акселерация – (от лат. acceleratio – ускорение) это ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания. Термин ввел в научный обиход немецкий ученый Э. Кох в 1935 г.
     Отклоняющаяся акселерация развития детей со склонностью к девиантному поведению может находить свое проявление в таких феноменах детского и подросткового развития, как:
? ускорение психосексуального развития и психосексуальных влечений;
? раннее появление различных форм сексуального поведения, присущих взрослым;
? десинхрония развития различных сторон личности ребенка;
? усиление сексуального интереса (гиперсексуальность);
? учащение сексуальных эксцессов. 
     У акселерированных подростков нередко долго сохраняются некоторые детские черты, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых. Слишком велика обычно бывает эмоциональная неустойчивость, податливость случайным влияниям. Чувство ответственности, долга оказывается на недостаточной высоте. 
     Кроме психосексуальной акселерации, отклоняющаяся акселерация может проявлять себя в форме интеллектуального опережения. В этом случае для детей и подростков характерным становится интерес к деятельности, которая не свойственна для их возраста. Одним из признаков отклоняющейся акселерации в развитии детей может служить раннее появление нетипичной рассудительности, обстоятельности, сентенциозности. В случаях существенного опережения ребенком в своей интеллектуальной деятельности сверстников, особенно в житейских, практически ориентированных вопросах, говорят о психологическом типе «маленького старичка».
     Наряду с акселерацией для детей и подростков, склонных к девиантному поведению, бывает присуще и обратное явление – ретардация, или замедление, психического и поведенческого развития. Для него свойственно отставание детей в формировании тех или иных возрастных новообразований. Основным результатом ретардации психолого-поведенческого развития у детей является так называемый инфантилизм.
     Личностный инфантилизм (от лат. infantilis – младенческий, детский) – это своеобразная девиация психического и личностного развития, а также поведенческой активности индивида, проявляющаяся в неадекватной хронологическому возрасту приверженности к детским образцам поведения, видения и оценки окружающей действительности и своего места и роли в ней12. 
     В первую очередь инфантилизм как личностная незрелость в детском и подростковом возрасте проявляется в несформированности на достаточном для данного конкретного возраста детей уровне эмоционально-волевой сферы личности. Обычно инфантильность в качестве устойчивой личностной характеристики детей и подростков коррелирует с такими личностными чертами, как внешний локус контроля, завышенные самооценка и высокий уровень притязаний, эгоцентризм, готовность при любых обстоятельствах перекладывать ответственность за неудачи на других людей, обостренное, порой болезненное чувство психологической незащищенности. 
     У детей и подростков с выраженными признаками инфантилизма формируются определенные компенсаторные механизмы. Например, им нередко свойственны попытки ухода во что бы то ни стало от необходимости адекватно оценивать объективную реальность. На этом фоне у многих инфантильных детей и подростков происходит личностное погружение в виртуальную реальность (к примеру, формируется зависимость от компьютерных игр, сообществ ролевиков и т. п.). 
     Откровенно девиантные формы проявления инфантилизма в детском и подростковом возрасте, как правило, связаны с тотальной фиксацией личности ребенка на таком виде вторичной психологической защиты, как регрессия. Ее действие направлено главным образом на снижение тревожности, характерной для многих детей с признаками инфантильности. У детей и подростков, склонных к девиантному поведению, инфантилизм и связанная с ним психологическая регрессия зачастую находят выражение в том, что такие дети не просто активно пребывают в эго-состоянии ребенка, но принимают на себя роль ребенка депривированного, который активно ищет поддержки и заботы со стороны взрослых. Если в ответ на это такие дети получают реакцию директивного взрослого, который отдает жесткие приказы и инструкции, то ощущение депривации, связанное с отвержением, брошенностью, беззащитностью, собственной «малостью» может только усиливаться. Таким образом, могут формироваться предпосылки для дальнейшей психологической регрессии с одновременным усилением поведенческих реакций инфантильного толка.
     Если же в ответ на запрос о поддержке и заботе со стороны таких детей они получают реакцию в логике взрослый – взрослый, возникает пересекающаяся трансакция, которая подчас приводит к конфликту. Будучи втянутым в открытое столкновение, такой инфантильный ребенок или подросток, находящийся в состоянии регрессии, может прибегать к инфантильным формам борьбы, свойственным совсем маленьким детям (упрямство, капризы, слезы и пр.). На их основе могут формироваться выраженные, не свойственные актуальному возрасту  ребенка или подростка поведенческие девиации.
     К проявлениям инфантильных черт в девиантном поведении детей и подростков относят также психологическое неумение разводить идеальные и реальные цели, не соответствующая возрасту наивность и прямодушие, детская восторженность, эгоцентризм, формально-обязательное выполнение долга и подчиняемость, нежелание прогнозировать возможные будущие нежелательные события. Кроме того, инфантильным детям и подросткам присущи повышенная обидчивость, потребность в утешении и опеке, склонность к резким колебаниям настроения и выраженным аффективным реакциям. 
     В работе с детьми и подростками, имеющими в своем поведении и развитии признаки инфантилизма, специалистам следует обращать внимание на такие его возможные проявления в обычной жизни, как:
? слабая способность ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации; 
? неумение сдерживать свои желания и эмоции,
? детская непосредственность,
? преобладание игровых интересов в школьном возрасте, 
? беспечность, 
? повышенный фон настроения,
? недоразвитие чувства долга, 
? неспособность к волевому напряжению и преодолению трудностей, 
? повышенная подражаемость и внушаемость,
? относительная слабость абстрактно-логического мышления, словесно-смысловой памяти,
? дефицит познавательной активности при обучении,
? отсутствие школьных интересов, несформированность «роли ученика»;
? быстрая пресыщаемость в любой деятельности, требующей активного внимания и интеллектуального напряжения,
? стремление быть в обществе детей младшего возраста или тех, кто им покровительствует,
? недостаточная дифференциация межличностных отношений,
? более медленное усвоение навыков и знаний об окружающем мире.
     Для детей и подростков, имеющих признаки либо акселерации, либо ретардации психологического развития, нередко присущи такие специфические формы отклоняющегося (девиантного) поведения, как фантазирование, гиперактивность, детские страхи, на фоне которых могут развиваться различные негативные проявления девиаций – асоциальные проступки, правонарушения, преступления и пр. 
     В настоящее время наиболее ярким признаком детей и подростков с девиантным поведением является гиперактивность. Она находит свое выражение в первую очередь в двигательной расторможенности, неусидчивости в сочетании с нарушениями внимания. По мнению исследователей, характерными проявлениями данной формы отклоняющегося поведения детей и подростков являются: часто наблюдаемые беспокойные движения в кистях и стопах; неспособность спокойно сидеть на месте, когда это требуется; легкая отвлекаемость на посторонние стимулы; нетерпеливость; суетливость (на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца); сложности при выполнении предложенных заданий (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением); трудности с сохранением внимания при выполнении заданий или во время игр; частые переходы от одного незавершенного действия к другому; невозможность играть тихо, спокойно; рассеянность; снижение чувства опасности; болтливость; назойливость. При общении с такими детьми и подростками подчас возникает ощущение, что они не слушают обращенную к ним речь.
     Дети и подростки, поведенческие девиации которых опираются на несоответствующее возрасту фантазирование, характеризуются иными особенностями. Им присуща живость воображения, склонность к смешиванию вымысла, фантазии и реальности. Часто первым признаком подобного поведения становится своеобразие игровой деятельности ребенка, во время которой он на длительный период способен «перевоплотиться» в животное, выдуманный образ или неодушевленный предмет. В случае если такая девиация остается без должного внимания со стороны взрослых, она может усугубляться, приводить к формированию у ребенка черт шизоидного или истерического типа личности, развитию шизофренических проявлений.
     Для детей, поведенческие девиации которых основаны на страхах, характерен высокий уровень тревожности, пребывание в ситуации стресса, вызванная этим агрессивность и др. Страхи могут носить дифференцированный и недифференцированный характер, быть навязчивыми, сверхценными или бредовыми по структуре. Многие дети и подростки с такими девиациями страдают от ночных страхов и страха темноты.
     При рассмотрении психических особенностей детей и подростков с девиантным поведением особо следует отметить ряд психологических факторов, предопределяющих своеобразие проявлений поведенческих девиаций у детей и подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
     Одним из дополнительных факторов, которые могут провоцировать развитие девиаций у данной категории детей, является стресс, который дети переживают, попадая в детский дом, особенно если это происходит в старшем возрасте. 
     Выделяя стрессогенные факторы и их воздействие на поведение детей, пребывающих в детском доме, И.Н. Коноплева и А.Н. Ларин указывают на следующее. Во-первых, смена места жительства, круга общения может привести у таких детей к экзистенциальному кризису, развитию тревожности. «Ребенок может стать замкнутым, необщительным, агрессивным. Если он попал в детский дом вследствие гибели родителей, процесс адаптации может проходить у него гораздо сложнее, чем у детей из неблагополучных семей или семей, где родители (или один из них) отсутствуют, так как находятся в местах лишения свободы»13. 
     Во-вторых, у детей неизбежно происходит переориентация жизненных ценностей. Это касается и имущественного и социального положения. В семье ребенок был индивидуальностью (сыном, дочерью, братом, сестрой и т. п.), в детском доме он становится «детдомовцем», одним из многих. Если в семье что-то из вещей было только его, даже принадлежность к понятиям «мой дом», «мои родители», то в детском доме все стало общим, даже воспитатели. Как следствие, при попадании в детский дом ребенок оказывается как бы в «другом мире», где все ново и неизвестно. Он не знает местных правил, не знаком с окружающими людьми, у него не выработана схема поведения в данном коллективе. В результате он попадает в ситуацию как бы двойного стресса: связанного с отрыванием от привычного окружения или потери семьи (если родители погибли) и стресса попадания в незнакомую среду с ее правилами и установками14.
     На фоне этих специфических стрессогенных факторов риски развития девиантного поведения у детей, воспитывающихся в детском доме, усиливаются.  Они связаны, прежде всего, с особенностями развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер воспитанников. 
     В условиях переживаемого стресса многим детям, проживающим в детском доме, становится характерна острая, повышенная потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых, повышенная готовность к поиску внимания и расположенности взрослых. Это определяется в основном тем, что в детском доме в отличие от семьи практика общения детей со взрослыми существенно меньше: дети получают меньше личного внимания со стороны взрослых, воздействия которых в детском доме скорее адресованы группе детей, нежели отдельному ребенку. 
     Проблематичность выстраивания отношений в диаде «ребенок-взрослый» усугубляется тем, что в детском доме в отличие от семьи взрослые меняются, у них не совпадают типы поведения, тогда как в семье дети видят только одну определенную программу поведения взрослого, к которой они привыкают. 
     Дополнительным негативным фоном разви.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44