- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001348 |
Тема: | Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками. |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Курсовая работа Социальная работа с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками Выполнил: студентка II курса факультета философии и социологии очной формы обучения группы 2.3 СР Нигматова А.И. Научный руководитель: доцент кафедры социальная работа, к. филос. н., Хамадеева Р.Х. УФА – 2015 Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретические основы проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков 6 1.1 Характеристика детской и подростковой беспризорности и безнадзорности 6 1.2 Причины беспризорности и безнадзорности в детской и подростковой среде 9 Глава 2 Особенности социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками 13 2.1 Нормативно-правовая база социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками 13 2.2 Основные направления деятельности учреждений системы социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками в России 18 Заключение 26 Список использованных источников и литературы 28 Введение Актуальность исследования. Беспризорность и безнадзорность детей и подростков остается одной из вызывающих тревогу особенностей современного российского общества. Ее опасность заключается в том, что она способствует формированию не приспособленной к общественной жизни личностии создает опасные тенденции для общества и растущего поколения – массовые нарушения прав детей, рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, увеличение числаправонарушений и преступлений среди детей и подростков, распространение венерических заболеваний, высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков. Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних в большей степени реакция института семьи на новые условия жизнедеятельности, преобразованиям российского общества и результат падения его роли в системе ценностных ориентаций людей. Семья перестала уделять достаточную заботу и вниманиесвоим детям и нередко сама создает условия, несовместимые с развитием ребёнка. Так, ежегодно из дому убегают около 50 тыс. детей, из которых примерно 10% погибают. Причинами бегства становятся плохие отношения с родителями и особенно с отчимами- 30%, по причине алкоголизма в семье - 30%, из-за отсутствия внимания родителей (эффект «холодного дома») - 12%.1 Беспризорные и безнадзорные дети и подростки имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус. Проанализировав данную проблему, приходит понимание, что условия, в которых живут эти несовершеннолетние, тормозят социальное, физическое и умственное развитие. К сожалению, статистических данных о количестве беспризорных и безнадзорных детей и подростков официально не существует, но различные пилотные исследования дают основание утверждать, что детская беспризорность и безнадзорность по-прежнему является одной из острых и трудноразрешимых проблем. Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних зачастую действуют разрозненно и неэффективно. Достаточно медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков сдевиантным поведением.2 Таким образом, тема поднимаемая в данной курсовой, достаточно актуальна, поскольку сложившаяся ситуация требует переосмысления проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков и направлений социальной работы с ними. Степень изученности. Тема безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних детей на протяжении многих лет вызывают интерес учёных и практиков. Беспризорность и безнадзорность в детской и подростковой среде стали предметом научных исследований отечественных авторов, таких, как C.B. Дармодехин, A.C. Макаренко, Л.В. Мардахаев,Ф.А. Мустаева, П.Д. Павленок, М.Я. Руднева,Е.И. Холостоваи другие. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних рассмотрена в работах В.В. Нагаева, Ф.А. Мустаевой. Т.Н. Самойловой. Кроме того в исследованиях С.В. Дармодехина , А.М. Нечаевойрассмотрен личностный аспект проблемы беспризорности и безнадзорности. Объектом курсовой работы являются беспризорные и безнадзорные дети и подростки. Предметом изучения – основные формы и методы социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и сиротами. Цель работы– исследование теоретических аспектов проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков и особенностей социальной работы с ними. Из данной цели вытекают следующие задачи: 1. Раскрыть основные характеристики беспризорности и безнадзорности в детской и подростковой среде 2. Выявить причины и последствия детской и подростковой беспризорности и безнадзорности 3. Изучить нормативно-правовую базу социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками 4. Определить основные направления деятельности учреждений системы социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками. Структура курсовой работы. Курсовая работасостоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Глава 1 Теоретические основы проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков 1.1 Характеристика детской и подростковой беспризорности и безнадзорности Впервые и в наиболее полном виде официальное определение термина «беспризорные» встречается в Большой советской энциклопедии 1927 г. Под редакцией О. Ю. Шмидта: «Беспризорные – это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших своих родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, – дети подобных родителей тоже считаются беспризорными». Термина же «безнадзорность» энциклопедия не содержала, поскольку в 20-30-е гг. XX века различия между этими понятиями практически не было. Все это вбирал в себя один термин – детская беспризорность. В официальных документах и законодательных актах понятие «безнадзорности» совместно с детской беспризорностью появилисьтолько в 1935 г. Несмотря на то, что в постановлениях правительства во времена Великой Отечественной войны использовались оба термина, их определений в законодательных актах того времени не было. Позднее термин «безнадзорность» все больше освещался тогда, когда речь шла о детской преступности и ее причинах. 3 В первые в Федеральном законе Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120 ФЗ были законодательно закреплены оба термина «беспризорный» и «безнадзорный» несовершеннолетний. Таким образом, «безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания» Таким образом, безнадзорность – это лишенные надзора, контроля за несовершеннолетним.А также сюда можем отнести и отсутствие внимания, заботы и позитивного влияния родителей. При этом не учитывается в силу каких обстоятельств – объективного или субъективного свойства – надзор отсутствует. Подразумевается само поведение лиц, которые должны осуществлять контроль за несовершеннолетним (семья, опекуны, социальные работники). В отличии от беспризорного, безнадзорный несовершеннолетний обычно живет вместе с родителями, сохраняет связи с семьей и еще имеет эмоциональную привязанность к кому-то из них, но эти связи достаточно хрупкие и могут разрушиться в любой момент. В скором времени такие дети перестают посещать школьные занятия, поскольку предоставлены сами себе, проводят свое свободное время бесцельно на улице. Категории детей и подростков, относящихся к безнадзорным: брошенные родителями или самостоятельно ушедшие из семей, не обеспечивших им минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними; потерявшие семейные и родственные связи; убежавшие из интернатных учреждений, оказавшиеся без средств к существованию; дети и подростки, занимающиеся бродяжничеством; занимающиеся попрошайничеством; систематически употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; регулярно совершающие мелкое воровство; являющиеся жертвами сексуальных преступлений; вовлечённые в периодическую противоправную деятельность, и другие. Под термином «беспризорность» подразумевается положение ребенка, подростка в семье и обществе, его социальный статус. Данный статус ребенок может получить по собственному желанию, например, сбежав из дома, или же в силу стечения обстоятельств, первое место среди которых занимает безнадзорность, то есть отсутствие надзора со стороны родителей или замещающих их лиц. В связи с этим, можем сделать вывод, что между безнадзорностью и беспризорностью существует тесная связь – безнадзорность является благоприятной почвой для беспризорности. Признаки, присущие беспризорным детям и сиротам: 1. полное прекращение всякой связи с семьей и родственниками; 2. добывание средств для обеспечения жизни способами, которые не признаются обществом социально позитивными; 3. обитание в местах, не предназначенных для жизни человека; 4. подчинение кастовым криминальным законам, предписанным беспризорникам «авторитетами». Как правило, беспризорники переходят с места на место, поскольку не имеют постоянного жилья, что делает их бродягами. Зарубежные и отечественные исследователи выделили три уровня дезадаптации беспризорных подростков в зависимости от срока пребывания в уличной среде: * Первый уровень – не более месяца. Несовершеннолетний еще не успел адаптироваться к среде и не утратил надежду на возвращение домой, он пытается зарабатывать на жизнь при помощи попрошайничества и сбора бутылок * Второй уровень – от месяца до года. Эти подростки уже пробовали употреблять алкоголь, наркотики, могли быть подвержены жестокому обращению и насилию * Третий уровень – более года. Как правило, имеют криминогенный опыт, преступники вовлекают их в свою деятельность. Дезадаптация выражается в деформации личности – искажение ценностных ориентаций, низкая степень социальной нормативности.4 Беспризорным несовершеннолетним присущ сильный инстинкт самосохранения, повышенная возбудимость, склонность к искусственным возбудителям, таким как наркотики, алкоголь и т.п. Кроме всего прочего у них также отмечается обостренное чувство справедливости и сострадания, беспризорные дети весьма ярко выражают свои эмоции. Также их отличительной чертой является выносливость, дерзость, солидарность в групповых действиях и смещение жизненных целей в сторону сиюминутных удовольствий. У большинство беспризорных и безнадзорных детей и подростков выражены эмоциональные расстройства, характерны неврозоподобные состояния, наличие страхов тревожность, агрессивность, нарушение сна, низкая самооценка и недоверие к другим людям. 1.2 Причины беспризорности и безнадзорности в детской и подростковой среде В современной России весьма распространено мнение о том, что беспризорники психически и интеллектуально неполноценные дети опустившихся родителей. Однако это не совсем верно, потому что беспризорным может стать ребенок из любого социального слоя. Кроме того популяризируется мысль, что большинство беспризорных и безнадзорных детей не смогут вернуться к нормальной жизни, но это утверждение неверно. Для того, чтобы эти дети успешно прошли период социализации, необходимо знать основные причины возникновения беспризорности и безнадзорности в детской и подростковой среде. Но прежде, необходимо отметить мотивы, толкающие к побегу из дома несовершеннолетних: * попытка самоутверждения; * стремление обратить на себя внимание взрослых; * протест против действительности, несправедливости взрослых; * корыстные цели и т.д.5 Выделяют три основные группы причин возникновения безнадзорности и беспризорности детей и подростков – социально-экономические, социально-психологические и медико-психологические. К социально-экономическим причинам относятся факторы, которые на длительный период нарушают трудовой уклад жизни и изменяют быт людей. Так, например, голод, безработица, эпидемия, экономический кризис, природные катаклизмы, войны, революции или интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами. Социальные потрясения повсеместно ведут за собой рост числа беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Яркий пример этого - переход российского общества к рыночной экономике. Так, с начала 1990-х годов увеличилось количество беспризорных и безнадзорных детей и подростков, обусловлено это было экономическим кризисом, безработицей, ростом бедности. Стоит признаться, что современное состояние российского общества не помогает в разрешении проблемы дезадаптации детей и подростков, а, напротив, обостряет ее. За последние годы социально-экономические причины, обуславливающие увеличения числа несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только не исчезли, а получили дальнейшее развитие.6 Кризис семьи, разводы, утрата одного из родителей, ухудшение климата в семье, грубое обращение с детьми, физические наказания, сексуальное, физическое и эмоциональное насилие со стороны взрослых – все это подталкивает детей к побегам из дома и является социально-психологическими причинами возникновения и распространения беспризорности и безнадзорности в детской и подростковой среде. Довольно часто данные причины выступают следствиями социально-экономических. Поскольку возрастающая безнадзорность и беспризорность, главным образом,в своейоснове уходит в условия жизни семей. На данный момент, тяжелое материальное положение большинства семей, распространение среди населения алкоголизма и наркомании, маргинализация общества отрицательно сказываются на семью, вызывают серьезные перегрузки. Таким образом, растет число неблагополучных семей. Семейное неблагополучие является предпосылкой различных деформаций процесса социализации личности ребенка, потому как уже рождаясь в неблагополучной семье, дети с самого начала не получают удовлетворения своих жизненных потребностей: в любви, заботе, внимании и участии со стороны окружающих. Все это, в итоге,проявляется безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. К факторам семейного неблагополучия, которые ведут к безнадзорности детей относятся: 1) социально-экономические– низкий материальный уровень жизни семей, плохие жилищные условия; 2) социально-демографические – неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, повторными браками и сводными детьми; 3) медико-социальные – хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, антисанитария, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами; 4) социально-психологические – конфликтные отношения в семье, низкий общеобразовательный и культурный уровень родителей, их педагогическая несостоятельность и деформированные ценностные ориентации; 5) криминальные – алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, насилие и жестокость в семье, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира. 7 Стоит отметить, что наличие каких-либо из перечисленных факторов, не значит обязательное возникновение безнадзорности, а указывает на вероятность ее появления. Однако семейное неблагополучие не является единственной причиной беспризорности и безнадзорности детей и подростков. Сюда же, к дополнительным факторам риска относятся безработица родителей, миграционные процессы, нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, ослабление работы с детьми по месту жительства (клубы, кружки и т.д.), коммерциализация спортивно-оздоровительной, культурной, образовательной сфер, а также неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Медико-психологические причины беспризорности и безнадзорности детей и подростков связаны с увеличением выраженных аномалий и черт асоциального поведения у несовершеннолетних. Ряд ученых считают, что это генетическая предрасположенность. 8 В действительности, социально-экономические, социально-психологические и психологические причины тесно связаны между собой и вытекают одна из другой. Глава 2 Особенности социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками 2.1 Нормативно-правовая база социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками Безусловно, основным документом по защите прав детей является Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. По данной Конвенции необходимо создать благоприятные условия для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, провозглашая его полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Также выделяется необходимость заботы государства и общества о детях-сиротах, -инвалидах, беженцах, беспризорных и правонарушителей. Так, в статьях 18-27 определяются обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.9 24 июля 1998 г. в России был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с целью создать правовые, социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ.Настоящий закон выделяет особую категориюдетей, находящихся в трудной жизненной ситуации, как нуждающихся в усиленной защите государственных органов. Он предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, кроме того вводит понятие социальных служб для детей - это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Главенствующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, занимаетСемейный кодекс, принятый 8 декабря 1995 г. В нем есть специальный шестой раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», в котором указывается, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. На них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. 24 июня 1999 г. Был принят Федеральный Закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который признал факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей. Упомянутый закон совместно с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как утверждалось ранее, в данном нормативном акте разграничиваются понятия «беспризорность» и «безнадзорность», определяет круг лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и их права. В настоящем нормативном акте поясняется, что же понимается под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних –это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя деятельность следующих учреждений и органов: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ; органы управления социальной защитой населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.10 Правительством РФ принято постановление от 03.10.2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе “Дети России”» на 2003–2006 гг., которая включает в себя подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети- инвалиды». Внимание в этой федеральной целевой программе привлекает подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», целью которой являлись укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К некоторым мероприятиям данной подпрограммы относятся: создание технологии сбора информации о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, создание теле- и радиопередач по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, анализ ситуации с детской безнадзорностью и беспризорностью в РФ, причин возникновения и социальных характеристик, прогнозирование социальных последствий детской безнадзорности и беспризорности, обеспечение мониторинга межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и региональном уровне. Ожидаемые результаты по реализации подпрограммы: значительное снижение численности беспризорных и безнадзорных детей, несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, алкоголем, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы и расширение сети специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации (до 1225 ед.), и учреждений помощи детям и семьям (до 2026 ед.); увеличение количества несовершеннолетних, оказавшихся в трудной ситуации и получивших помощь от государства.11 Постановлением правительства от 21 марта 2007 г. №172 была утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы, которая стала продолжением федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 - 2006 годы. Она включает в себя подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья». Профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей, совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – это лишь некоторые цели данной программы. Мероприятия подпрограммы "Дети и семья" разделены по следующим направлениям: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Семья с детьми-инвалидами» и «Дети-сироты». В рамках направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается реализация следующих мероприятий: * внедрение новых технологий и форм социальной работы с семьями и детьми, а также профилактики семейного неблагополучия; * создание условий для творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; * укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; * разработка методик и технологий обеспечения деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей; * строительство и реконструкция центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.12 В целях усиления мер по совершенствованию оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям издан приказ Министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям» от 7.02.2002 г. № 47. Таким образом, можно отметить наличие процесса становления правовой и нормативной базы социального обслуживания безнадзорных и беспризорных детей и подростков. Однако стоит обратить внимание на то, что нормативно-правовую базу социальной работы с данной категорией населения должны составлять и законы, призванные устранить причины возникновения безнадзорности. 2.2 Основные направления деятельности учреждений системы социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками в России Рассматривая деятельность учреждений, которые относятся ксистеме социальной работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, следует сначала отметить задачи данных учреждений: * профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации; * психолого-медицинская помощь несовершеннолетним, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение; * формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; * выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию; * психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности; * содействие возвращению в семью; * обеспечение возможности получить образование; * забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства. 13 Таким образом, можно выделить, что основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. В Российской Федерации есть множество различных структур, которые должны решать проблемы безнадзорных и беспризорных детей и подростков. Их функции определяются Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Именно в настоящем законе особое место отводится комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). Они создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Основной целью КНД является координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.14 Также к обязанностям комиссии относятся осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, контроль за обращением с детьми и подростками и условиями содержания, обучения и воспитания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Особое внимание КДН в своей работе необходимо уделять выявлению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. В ведении КДН находятся вопросы, связанные с исключением из образовательных учреждений несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, и другие вопросы обучения, предусмотренные Законом РФ «Об образовании». Кроме того, в работу КНД входит также: подготовка материалов, предоставляемых в суд, связанных с вопросами содержания детей и подростков в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа; применение мер воздействия, согласно законодательству РФ и его субъектов, в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей; оказание помощи в бытовом и трудовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исправительной системы либо вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений; содействие в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних.15 Органы управления социальной защитой населения осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками, их родителями или законными представителями, не исполняющими свои обязанности по отношению к несовершеннолетним или отрицательно влияющим на них. Также они контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-медицинской реабилитации, и иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним, еще одним направлением деятельности является внедрение в работу различных служб, занимающихся работой с безнадзорными детьми, современных методик и технологий социальной реабилитации.16 Учреждения социального обслуживания (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.): * предоставляютсоциальные услуги детям и подросткам, находящимся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. * выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации; * принимают участие в профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, относятся: социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетнихосуществляют меры по социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В структуре социально-реабилитационного центра находятся - социальный приют, отделение дневного пребывания для несовершеннолетних. Его основными задачами являются: профилактическая работа по предупреждению беспризорности детей и подростков, медицинская помощь несовершеннолетним, психолого-педагогическое обслуживание, направленное на установление степени дезадаптации и её устранение, работа с семьёй ребенка и содействие в возвращении ребенка в семью или передача ребенка установленным порядком в новую семью, а также обеспечение всестороннего развития ребенка. Социальные приюты – это учреждения временного пребывания детей и подростков от 3 до 18 лет. В социальный приют попадают по направлению Комитета по социальной защите, дети из семей, которые нуждаются в помощи, например, из-за болезни родителей. Направляются дети также и по направлению Комитета по образованию (если родители не занимаются воспитанием детей), по направлению милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних (это дети, занимающиеся бродяжничеством или стоящие на учёте в детской комнате милиции). Дети могут прийти в приют даже самостоятельно, когда жить в семье им уже невозможно, или по ходатайству соседей, учителей, воспитателей или знакомых. Главной задачей специалисты этого учреждения считают возвращение ребенка в семью, хотя если это не удается, то ребенка переводят в детский дом. Основными задачам органов опеки и попечительства являются выявление детей, оставшихся без попечения родителей, учёт таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения (смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение родительских прав, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от выполнения своих обязанностей), избирают формы жизнеустройства детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.17 Должностные лица дошкольных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений и иные граждане, располагающие сведениями о безнадзорных детях, обязаны сообщить об этом в социальные органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Работники органов опеки и попечительства в течении трёх дней после такого сигнала должны провести обследование условий жизни ребёнка и при установлении факта отсутствия попечения над ним родителей или родственников обеспечить защиту прав и жизненных интересов ребенка до судебного решения вопроса об его устройстве. Если родители живы, не лишены родительских прав и семья не является дисфункциональной или девиантной, то с ними проводится психолого-педагогическая работа, в случае положительного результата – дети возвращаются обратно в семью. Если дети остались без попечения родителей, они могут подлежать передаче на воспитание в приёмную семью на основании опеки, попечительства или усыновления, или могут быть направлены в детские воспитательно-образовательные заведения для сирот и социальных сирот. Органы управления образованием и образовательные учрежденияконтролируют и развивают сеть специализированных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, детскихдомов и школ-интернатов;....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: