VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социальная психология и ее основные характеристики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001908
Тема: Социальная психология и ее основные характеристики
Содержание
Содержание
Введение
Глава 1.Социальная психология и ее основные характеристики.
1.1 Понятие, принципы и методы социальной психологии.
1.2 Взаимосвязь социальной психологии и психологии личности.
1.3 Социальная ситуация развития дошкольника.
Глава 2. Психологический конфликт у дошкольников. Исследование причин и симптомов.
2.1 Дошкольный период детства.Сложность дошкольного возраста.
2.2 Внутренние и внешние психологические конфликты дошкольников.
Глава 3. Девиантное поведение детей дошкольного возраста.
3.1 Девиантное поведение.
3.2 Основные причины девиантного поведения у дошкольников.
3.3 Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возрааста.
Заключение
Список литературы















Введение
Социальная психология – это область психологии, которая:
- изучает механизмы сознания и поведения людей и групп, межличностные отношения, социальную детермированность и роль этих механизмов в сферах общества и разных ситуациях;
- изучает психологические явления и законы, которые возникают после общения людей друг с другом;
- это научное исследование поведения человека, который находится под влиянием присутствия, поведения и продуктов деятельности других людей в прошедшем, настоящем и будущем.
Социальная психология - отрасль психологии, которая изучает закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.
Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более людьми, столкновение противоположно направленных тенденций в сознании индивидов, которое связанно связано с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Виды конфликтов:
- внутриличностный конфликт представляет собой столкновение между равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями и впечатлениями;
- межличностный конфликт определяется как ситуация, в которой люди либо преследуют несовместные цели, либо одновременно стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута только одной из сторон;
- межгрупповой конфликт – конфликтующие стороны, которые вступают в социальные группировки, преследуют несовместимые цели и препятствуют друг другу на пути их осуществления.
Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, которое отклоняется от общепринятых и наиболее распространённых, устоявшихся общественных норм. Проблема девиантного поведения имеет сложный генез. 
Нужно отметить, что, не смотря на относительность понятия «девиантное поведение», оно скрывает за собой реальные и различимые социальные явления, такие как преступность, наркомания, алкоголизм, и т.д.В связи с этим, понятие «девиация» в основном используется для оценки поведения взрослых и подростков. Но психологические трудности и нарушение поведения, часто встречаются и у детей дошкольного возраста.

Глава 1. Социальная психология и ее основные характеристики.
1.1 Понятие, принципы и методы социальной психологии.
Жизнедеятельность человека отличается от жизнедеятельности животных социально-культурной обусловленность. Поведение животных предопределено инстинктами, а поведение человека -  его внутренним, психическим и социально сформированным миром.
Психология исследует внутренний мир человека и его взаимодействия с внешним миром.
Психология – это наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики, как формы жизнедеятельности и взаимодействия живых существ с окружающим миром, отличающаяся качеством от физиологического, но не отделимо от них, а также предметом порождения, функционирования и закономерностей психической реальности.
Предметом психологии является человек.
Задача психологии – овладение человекам основами общепсихологических знаний. Познать себя очень важно для человека. Психологические знания нужны человеку для самоанализа и личностного совершенствования, для верной организации взаимоотношений с другими людьми, для организации своей деятельности.
Психологические знания применяются в таких отраслях человеческой деятельности как:
- педагогическая;
- юридическая;
- медицинская;
- и другие.



Психика человека опосредствуется взаимосвязями, характером деятельности и образом жизнедеятельности человека. Психическая деятельность – это продукт мозга, который взаимодействует с миром на социально-культурной основе. Речь становится основным, знакомым, выработанным человеком, средством психической само регуляции. Сознание человека является социально обусловленным продуктом.

Принципы психологии:

1. Первый принцип – это принцип взаимодействия и развития. Принцип взаимодействия и развития. Взаимодействие и развитие является для психологии важными процессами, так же, как и структуры, которые фиксируют информационные модели совершившихся взаимодействий. Соответствие развития индивидуальных организмов(онтогенез) во взаимосвязи с эволюцией биологических видов(филогенезом), сформулировано в виде биологического закона: онтогенез всякого организма – это краткое и сжатое повторение филогенеза данного вида. 
Онтогенез – это развитие индивидуальных организмов.
Филогенез – это эволюция биологических видов.
Эволюция – процесс, который накапливает изменения в структуре взаимодействующих объектов и увеличивает их разнообразия во времени.
2. Второй принцип – это принцип детерминизма. Он предполагает взаимообусловленность всего, что существует, его возникновение, видоизменение и прекращение существования. Детерминация представляет собой генетическую связь явление, которые порождают предшествующее последующему. Отражает в себе закономерную зависимость явлений от порождающих их факторов – причинно-следственную взаимосвязь явлений. Так же, этот принцип позволяет в психологии выделить факторы, которые определяют важных характеристики психики человека, выявляя их зависимость от порождающих условий, которые коренятся в его бытии.
3. Принцип целостности объясняет такие свойства объектов, как:
1. сохранение их идентичности при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах;
2. свойства частей в свойства целого не суммируются, то есть целое не равно сумме своих частей.
Этот принцип рассматривают как принцип системности. Согласно этому принципу, свойства целостности присуще особому классу объектов - системам. Система представляет собой множество элементов, которые обладают генетической общностью. Их отношения носят характер взаимодействия для обеспечения определенного взаимоотношения с миром.
4. Принцип активности. Данный принцип может быть понят как возможность реализации моделей накопленных ранее взаимодействий. 
5. Принцип реконструкции – это структуры, которые аккумулируют модели взаимодействия с миром, недоступны непосредственному изучению.Они скрыты и обозначаются как внутренние, в отличии от внешнего поведения. Изучают эти структуры путём самонаблюдения, положения о единстве поведения и психики, сознания и деятельности. Граница между внутренним и внешним зависит от теоретической позиции исследователя и от его обеспечения аппаратурой.При не определении границ между внутренним и внешним, сами понятия оказываются неопределёнными, и задача выявления отношения подобия между ними становится неразрешимой. Идея принципа реконструкции определяется отношением подобия между различными составляющими целостного взаимодействия, одна часть которых доступна для оценки эмпирическим путем, а другая часть - может быть только реконструирована на основе этих оценок.

Методы психологии.

Лабораторный и естественный эксперимент, а также научное наблюдение и метод анализа продуктов психической деятельности - являются основным методами психологии.
В современных психологических исследованиях широко применяется общенаучный метод моделирования. Выражается в организации разных видов деятельности человека в искусственно сконструированной среде. Он помогает моделировать некоторые аспекты восприятия, памяти, мышления и создавать бионические модели психической деятельности. 
Широкое распространение в психодиагностике получили тесты-диагностика психических возможностей человека. 
Психологический тест-это испытательное задание, которое ограничено во времени и применяется для установления индивидуальных особенностей испытуемого. Сейчас часто используются тесты, которые определяют уровень интеллектуального развития, психомоторики, памяти, тесты личностных качеств и т.д.
В последнее время используется биографический метод исследования личности. Данный выявляет стиль жизни индивида, тип его адаптации в окружающей среде. Он используется для анализа и для коррекции жизненного пути личности, личностно направленной психотерапии, релаксации возрастных кризисов, методами психотренинга и психотерапии. Также этот метод выявляет факторы, которые существенно влияют на поведение личности. 
Сравнительно-генетический метод – это способ изучения психический закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивида, который применяется в возрастной психологии.
Социальная психология пользуется методами общей психологии и методами социологии-групповой эксперимент, беседу, изучение документов и др.
Существует также и специфический метод социальной психологии, который включает в себя метод социометрии – измерение неофициальных взаимоотношений людей в группе. Социограмма-это графическое изображение этих отношений.
Метод подставной группы применяется для исследования влияния социальной группы на позиции личности.
Метод экспертных оценок и метод групповой оценки используются для диагностики социально значимых качеств личности.
Для исследования любой психологической проблемы применяется соответствующая система приёмов и правил исследования, то есть методика конкретного исследования. Состоит она из следующий этапов:
1) выдвижение гипотезы;
2) выбор экспериментального приема и соответствующего материала;
3) выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых;
4) определений серий эксперимента и т.п.;


1.2 Взаимосвязь социальной психологии и психологии личности.

Социальная психология имеет тесную связь с психологией личности. Существует множество проблем, которые невозможно решить без участия обеих наук: проблемы отношений между людьми, национальная психология, формирование и преобразование проблем социализации и социальных установок.
Проблема взаимоотношений личности и общества является одной их самых важных проблем психологии личности и социальной психологии. Психология личности имеет очень много теорий личности, отличающиеся друг от друга кардинальными методическими установками. Социальные психологи обращаются к социологическим теориям тогда, когда имеется необходимость лучше понять механизмы формирования личности в социально окружении, места, которое занимает личность в социальном пространстве, влияние общества на личность, включенность личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от культурных норм и общие закономерности поведения человека в обществе. Одним из самых важных объектов изучения социальных психологов является не отдельно взятая личность, а маленькая группа, которая представляет собой небольшую по численности совокупность людей, включающую от 2-3 до 20-30 человек, которые заняты общим делом и имеют личные контакты друг с другом
Социальная психология, в отличии от психологии личности, занимается поиском ответов на вопросы о социальном поведении личности, а также пытается представить личность в многообразии социальных связей. Изучение процесса социализации личности и её функционирования в социальных общностях, связи и отношения личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, является основной проблематикой социально-психологического подхода к личности. Представленный подход выделяет в личности социально-типическое. Проблема изучения личности в социальной психологии является одной из главных, потому что любой психолог, чтобы понять сущность социальных явлений, должен понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Таким образом, индивидуальное поведение является основой понимания жизни всей социальной группы или общества.
В отличии от общепсихологического подхода, для социально-психологического подхода характерно чёткое понимания обусловленности поведения человека, его личных характеристик конкретных ситуация взаимодействия: ролями, которые исполняют участники, нормами общения и деятельности, историческим фоном и пространственно-временными параметрами. Процессы подражания, внушения, заражения, убеждения являются важнейшими социально-психологическими механизмами возникновения социальности (свойств общности и взаимопонимания людей).
Личность – это интегральное социальное качество, формирующееся у индивида в процессе его включения в систему общественных отношений. Как субъект социальность отношений личность характеризуется автономностью, определённой степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу.
Социальная структура личности постоянно изменяется. В социальной психологии и психологии личности рассматривается набор элементов внутренней структуры личности: потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные ориентации, установки, диспозиции.
Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, которые регулируют его поведение. В жизни человека их значение объясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Данная теория даёт установить связи между интрапсихическими и социально-психологическими аспектами личности. Решающую роль при выборе личностью модели своего поведения играет диспозиционная установка личности. Диспозиция – это предрасположенность личности к определённому восприятию условий деятельности и к поведению в этих условиях. Этот механизм включает взаимодействие механизмов и стимулов, которые приводят к появлению установок личности.
Понятие установки связано с предрасположенностью к действию, которое характеризуется как состояние психики индивида. Выделяются три типа личности: 
-мещанский(характеризуется преобладание традиционных ценностей); 
-богемный тип (характеризуется нестойкими и несвязанными ценностями); 
-творческий тип –это тип, у которого общественные ценности выше индивидуальных (единственный тип, определяющий развитие общества и культуры).
В соответствии с диспозиционной теорией саморегуляции социального поведения личности, предложенной В. А. Ядовым, существует иерархия диспозиций. К самому низкому уровню диспозиционной структуры личности относятся простые установки, которые формируются в простых жизненных ситуациях. Второй уровень диспозиционной структуры личности подразумевает социально-фиксированные установки со сложной структурой, которая состоит из трёх основных компонентов: оценочного, рассудочного и собственно поведенческого. Речь идёт о взаимодействии индивида с отдельными объектами в разных ситуациях. Это и есть социальная установка. Третий диспозиционный уровень состоит из базовых социальны установок, которые обусловлены интересами личности в разных областях деятельности. Ценностные ориентации образуют высший диспозиционных уровень. 
Общие специфические социальные условия будут сказываться на интересах личности, при условии рассматривания её личность в качестве социального субъекта. Обратная связь от субъекта к его общественному деятелю осуществляется через социальный интерес. Творческое нестереотипное поведение формирует новые потребности, интересы и диспозиции.
Значительное влияние на возникновение и развитие личностных свойств оказывают культурные факторы. Любое сообщество имеет интерес к определённому, наилучшему образу соответствующему его типу личности и поэтому предъявляет свои требования к формированию социального характера
Своё воплощение это находит в системе образования, воспитания и т.д. Процесс формирования личности трудный и многократно опосредованный. Основываясь на одинаково объективное положение, но в результате разного субъективно-оценочного отношения к нему, могут складываться различные типы личности. Социальное поведение можно оценивать по уровню социальной активности людей и по характеру и направленности этой активности, которая способна быть созидательной и разрушительной и пр. И то, и другое зависит от социальной структуры общества, от его нормативной культуры и ценностных ориентаций, включая нормативный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.
Социальный тип личности представляет собой продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. Социальный тип личности как господствующий тип характера для Э. Фромма – это форма связи индивида и социума, которая присуща большей части членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различён у людей той же культуры. По Э. Фромму значение социального характера проявляет себя тем, что он позволяет более эффективно приспособиться к требованиям общества и приобрести чувство безопасности. Проанализировав историю человечество, Фромм выделил типы социального характера:
- рецептивный;
- эксплуататорский;
- накопительный;
- рыночный.
Главными факторами, которые определяют процесс формирования личности, являются групповой опыт и субъективный личностный опыт. Социализация в психологии личности и в социальной психологии подразумевает процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества, приобретение социальных характеристик, регулирующих её взаимопонимание с обществом.Социализация личности начинается с самых первых лет жизни и заканчивается в период гражданской зрелости человека. Права и обязанности, приобретённые им, не говорят о том, что процесс социализации завершён. По некоторым аспектам он продолжаются всю жизнь. В этом смысле мы говорим о необходимости повышения психологической культуры родителей и о соблюдении правил межличностного общения. Другими словами, социализация – это процесс постоянного познания и закрепления и освоения человеком правил норм поведения, которые диктует ему общество.
После того, как индивид вступает в различные социальные взаимодействия, он занимает определённое положение в социальных системах, называемое социальным статусом. Статус – это наличие определённых функциональных обязанностей, привилегий и т.д. Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешне номинационную форму. Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, полномочия закрепляются за обладателем этим статусом. При наличии внешненоминационной формы социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, дочь и т.д.
Социальные статусы делятся на два типа: предписанные статусы (предписываются обществом) и достигаемые (достигаются собственными усилиями). Также статусы делятся на основные (профессиональные, личные и т.д.) и эпизодические (неосновные статусы). Основные статусы определяют жизнь индивида, а эпизодические являются временными и влияют на детали поведения.
Прежде всего, из множества статусов, занимаемых индивидом, важно определить главный статус. Главный статус определяет и самоопределяет индивида социально. В большинстве случает особое значение имеет статус личности, который связан с работой, профессией. Также немалое значение имеет имущественное положение. Но обычно в условиях неформальной компании эти признаки имеют второстепенное значение, так как здесь решающую роль играют культурный уровень и общительность.
Понятие «статус» неотделимо от понятия «роль». Роль-это деиндивидуализированный образец поведения, который занимает определённый статус. Если статус-это права и обязанности, то социальная роль –это ожидание поведения, которое типично для людей данного статуса в данном обществе и данной системе социальных взаимодействий. Социальная роль – это ожидание, которое предъявлено обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Социальная роль не зависит от личности, её желаний и существует помимо и до самой личности. Вопреки желаниям и представлениям людей, основные требования вырабатывались и шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей.
И. С. Кон считал, что понятие социальной роли является главным понятием для описания личности. Также он отметил, что перед тем как реагировать на внешний символ, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой, принятой на себя роли.Процесс формирования личности – это её вживание в разные социальные роли и составление своей ролевой системы, в которой человек идентифицирует себя с разными ролями.


1.3 Социальная ситуация развития дошкольника.

Дошкольное детство охватывает возраст с 3 до -7 лет. В данном возрасте происходит отсоединение ребёнка от взрослого. Это ведёт к изменению социальной ситуации. Впервые ребёнок покидает свой дом и входит в мир взрослых людей с своими определёнными законами и правилами. Круг общения становится шире: дошкольник начинает общаться со сверстниками, посещает магазины
Идеальной формой начала взаимодействия ребёнка становятся социальные отношения, которые существуют в мире взрослых. Л. С. Выготский считал, что идеальная форма-это часть объективной деятельности, с которой он вступает в взаимодействие; это сфера, в которую ребёнок пытается войти. В дошкольном возрасте этой формой становится мир взрослых.
Д. Б. Эльконин говорил, что весь дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и задач. Взрослый человек выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Противоречие этой социальной ситуации развития Эльконин видел в том, что ребёнок является членом общества и вне общества он жить не может. Основная его потребность-это жить вместе с окружающими его людьми, но он не может этого осуществить, так как жизнь ребёнка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром.
В это время ребёнок ещё не способен полноценно участвовать в жизни взрослых, но может выразить свои потребности через игру, так как она даёт смоделировать мир взрослых людей и проиграть все его роли и модели поведения.

Глава 2. Психологический конфликт у дошкольников. Исследование причин и симптомов.
2.1	Дошкольный период детства.

Дошкольный возраст – это ответственный период в воспитании, потому что является возрастом первоначального становления личности ребёнка. В это время возникают сложные взаимоотношения между ребёнком и его сверстниками, что очень влияет на развитие его личности. Как правило, в дошкольном возрасте мир ребёнка уже крепко связан с другими детьми. Поэтому чем старше становится ребёнок, тем большее значение для него имеет контакт со сверстниками.
Общение ребёнка со сверстниками является особой сферой его жизнедеятельности, отличающейся от общения со взрослыми. В отличие от близких взрослых, которые внимательны и доброжелательны к ребёнку, сверстники ведут себя иначе. Они менее внимательны и доброжелательны и обычно не слишком стремятся помочь друг другу. Они отнимают игрушки, обижают, не обращают внимания на слёзы. Тем не менее, общение с другими детьми приносит дошкольнику большое удовольствие.
С 4-летнего возраста сверстник становится для ребёнка привлекательнее и интереснее, чем взрослый. При постановке перед дошкольником выбора-с кем играть или гулять, с приятелем или с мамой, большинство детей выберут сверстника.
А. Н. Леонтьев говорил, что дошкольный возраст – это возраст первоначального складывания личности. Современные исследования показывают, что на протяжении всего дошкольного периода у ребёнка происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личной сфера формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Стремительно усваиваются нравственные формы поведения. Решающим образом сказываются на ходе развития ребёнка нарушения любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника.
Важной особенностью дошкольника является то, что многие неблагоприятные характеристики ребёнка носят скрытный характер. С одной стороны, многие нежелательные аспекты проявления оказываются временными и по мере взросления ребёнок их теряет, а с другой к концу дошкольного возраста у ребёнка складываются особенности личностного реагирования, а также происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества не получают должного развития в раннем детстве, то в результате преодоление таких недостатков оказывается трудным и иногда даже невозможным делом. Охарактеризуем основные, наиболее частые причины обращения родителей на консультацию к психологам.
Дети, у которых отсутствуют какие-либо отклонения от нормального хода развития, но в то же время отмечаются отдельные трудности, которые связаны с возрастными или индивидуально-психологическими особенностями, составляют многочисленную группу посетителей консультации психолога. Здесь мы сталкиваемся с жалобами родителей на непослушание и упрямство детей, плохую память, робость, неусидчивость, лень, лживость, слабоволие и др.
Незнание родителями возрастных норм развития, является основной причиной этих многообразных жалоб. Широко растространённая установка на «всегда послушного» ребёнка или стремление добиваться постоянного превосходства ребёнка приводят к завышению требований к детям.
Примеры сверхтребований к дошкольникам и их перегрузок многочисленны: от настойчивого обучения трех-четырех летних детей чтению до активных занятий шестилетнего ребенка музыкой, иностранным языком и исправлением дефектов речи с логопедом. Объяснение особенностей развития в соответствующем возрасте, в таких случаях, дают положительный эффект. В некоторых случаях, чтобы снять у родителей беспокойство и тенденцию к предъявлению сверхтребований, бывает достаточно объективной оценки развития ребёнка психологом с указанием на сильные и слабые его стороны.
Как уже отмечалось, ряд типичных жалоб родителей возникает в связи с вполне нормальными возрастными особенностями психического и личностного развития детей. К примеру, часто в отношении детей младшего и среднего дошкольного возраста звучит недовольство к их невнимательности, импульсивности, нежеланию подождать и т.д.  Нередко, в основе этих жалоб лежат необоснованно завышенные требования к произвольному управлению и контролю за поведением и даже психическими процессами, неразличие знаемых и действующих мотивов поведения и т.д. Но в то же время за этими жалобами могут стоять и обоснованные тревоги: при задержке умственного или психического и личностного развития заметно страдает регуляторная сторона деятельности ребёнка.
Предъявляемые родителями к детям неравномерные требования, чаще всего связаны с психологическими проблемами своих родителей. Большое число неадекватных требований к детям не часто бывает следствием простого недостатка знаний о возрастных нормах развития. В многих случаях свидетельствуют они о том, что родители недостаточно чутко относятся к ребёнку, имеют низкую чувствительность к эмоциональному состоянию, потребностям и реальным возможностям ребёнка. Консультативная практика показывает, что неадекватные жалобы на детей, характерны родителям, которые склонны к авторитарности, эгоцентризму, лишены гибкости поведения или недостаточно зрелые для роли родителей, тяготятся заботой о ребёнке, озабочены своими делами и проблемами. В таких случаях жалобы указывают на то, что возможно в детско-родительских отношениях и в семье в целом присутствует неблагополучие. Это требует психологического обследования и терапии семейных отношений.
Кратко рассмотрим случай Ксюши И. Она-единственный ребёнок в благополучной полной семье.
С жалобами на рассеянность и неумение ориентироваться в ситуации, невнимательность и т.д. на консультацию обратилась мать девочки. Она испытывала тревогу в связи с предполагаемыми ею трудностями Ксюши в школе и вообще в жизни. Хороший уровень знаний девочки на данный момент мама относила на счёт активных домашних занятий, благодаря которым Оля, к примеру, научилась читать в 4 года. Не смотря на опасения матери, обследование девочки показало, то общий уровень познавательной деятельности ребёнка соответствует показателям высокой возрастной нормы.
У девочки отметилось богатое воображение, хорошо развита игровая деятельность и художественная одарённость. Она отличилась мягким и покладистым характером, а отношения в семье и с подругами складывались достаточно ровно и бесконфликтно. В то же время в эмоционально – личностной сфере полного благополучия не было: у Оли появилась неуверенность в себе, тревожность, замкнутость и обидчивость.  В сочинении о своей дочери, мать писала, что ругать девочку невозможно, она сразу начинает плакать. Часто отмечались ночные страхи и пониженное настроение.
Анализ возможных причин резкого расхождения оценок способностей Ксюши родителями и психологом-консультантом показал, что главную роль здесь играло различие черт характера и личностного склада матери и дочери. 
В отличии от эмоциональной, открытой и энергичной мамы, Ксюша была склонна к замкнутости, внутренней переработке впечатлений и переживаний. С точки зрения мамы, в результате общей медлительности и недостаточной открытости ребёнка между ними возникали конфликты. Из-за весьма высокой чувствительности к проявлениям недовольства со стороны матери, у Ксюши возрастали медлительность и замкнутость. Подобные состояния заторможенности и воспринимались матерью как «отключённость» и «тупость» девочки.
Таким образом, жалобы матери не подтвердились, но в то же время недовольство ситуацией оказалось не беспочвенным: настоящие причины проблемы оказались связанными как с индивидуальными особенностями ребенка, так и с неадекватным к ним отношением со стороны родителей. Сложившиеся взаимоотношения вели к невротическому развитию ребёнка, но в результате их изменения этого удалось избежать. Спустя три года были получены данные: Ксюша хорошо учится в языковой и художественной школе, в семье отношения хорошие. По словам матери, психологическая консультация помогла ей снять подозрения в интеллектуальной недостаточности ребёнка и перестроить отношение к дочери.
В данном случае большую роль сыграло и неадекватно завышенное представление родителей о нормах психического развития детей. 
В числе специфических для дошкольного возраста проблемам мы сталкивались с необоснованной тревогой родителей по поводу нормальной для данного возраста увлеченности ребёнка игрой и фантазированием. На появление подобных опасений сказывается то, что случаи овладение дошкольниками высокими формами игровой деятельности в настоящее время становится нетипичными. Содержание детских игр и их место в жизни дошкольников значительно уменьшилось. Это связано с недостатком их контактов со старшими детьми-носителями игровой субкультуры и со слабым вниманием как родителей, так и воспитателей в дошкольных учреждениях к этой важной стороне детской жизни.
Также главную роль во взаимоотношениях между родителями и детьми младшего дошкольного возраста играют проявления ими самостоятельности и желания делать всё по-своему. Естественно, в силу общей неумелости детей данного возраста, такие проявления часто принимают неадекватный характер и пресекаются со взрослыми. В результате, эти нормальные возрастные особенности ребёнка принимают форму капризов, непослушания и нежелательных форм поведения. В то же время проявление самостоятельности и инициативы в раннем дошкольном возрасте имеет фундаментальное значение для развития ребёнка в дальнейшем. Своевременная консультация родителей и коррекция их воспитательных установок могут служить средством профилактики значительных осложнений развития эмоционально-волевой сферы ребёнка в последующих возрастах.
Среди родителей часто распространены неправильные воспитательные установки и представления: идеалы послушания, авторитарное отношение к детям, недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребёнка и др. Современная литература наводит родителей на мысль о том, что необходимо уже в дошкольном возрасте определить то, к чему способен их ребёнок (имеется ввиду конкретная специальность или сфера знаний). Избавление родственников ребёнка от подобных воспитательных заблуждений вовремя, является важным фактором профилактики серьёзных осложнений в развитии его личности.
В дошкольном возрасте стремительно формируются память, воображение, самосознание ребёнка и их аспекты, связанные с представлениями ребёнка о своё прошлом. Протекании этого процесса в обычных условиях обычно почти не заметно и не вызывает каких-либо затруднений, в случаях нетипичных условий развития, например, у приёмных детей, может стать предметом внимания родителей и потребовать совета психолога.
Особый круг проблем возникает в связи с таким важным вопросом, как вопрос о ранних этапах формирования характера и его акцентуаций. Нам представляется то, что в ряде случаев в дошкольном возрасте необходимо учитывать раннее обнаружение некоторых черт акцентуаций по гипертимному, сензитивному, истероидному, неустойчивому и некоторым другим типам. Профилактические возможности психологического консультирования связаны с тем, что определённые сочетания типа акцентуации ребёнка с неправильным воспитанием способствуют психопатическому развитию. К примеру, сочетание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпротекцией в воспитании приводит к психопатическому развитию. Детям, которые имеют акцентуацию характера, требуется индивидуальных подход в воспитании. Очень опасно, когда родители не знают и не учитывают у таких детей зон «наименьшего сопротивления». Формированию сознательной ориентации родителей на устойчивые особенности характера акцентуированных детей, которая нужна для предотвращения психологических срывов ребёнка и родителей, могут способствовать разъяснения психолога.
Самостоятельную группу проблем составляют случаи ускоренного психического развития детей – общего и парциального. Обращения в консультацию по этой причине немногочисленны, но всё же каждое из них ставит перед психологом такую задачу, как найти для ребенка такие виды занятий, которые обеспечили бы максимальную реализацию возможностей его развития. В этих случаях нужно разъяснять родителям причины и возможные следствия ускоренного развития ребёнка, а также ориентировать их в возможных вариантах «психологической судьбы» способностей, которые были обнаружены.
Зарубежные исследования показывают то, что, в отличие от детей, интересы которых связаны с искажениями развития или формированием акцентуаций характера, одаренные дети обнаруживают преждевременное проявление отдельных способностей и в целом лучше приспособлены к своему окружению, хорошо учатся в школе, отличаются физическим здоровьем. Но это не защищает их от появления своих специфических и психологических проблем, которые могут быть связаны, например, с ранним и ускоренным обучением в школе, с неадекватной самооценкой и т.д. Как и чем занять.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%