VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Социальная психология и реабилитация депривационных ограничений в малых группа

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012575
Тема: Социальная психология и реабилитация депривационных ограничений в малых группа
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Костромской государственный университет»
(КГУ)
Кафедра педагогики и акмеологии личности 

                                                  Допущен к защите 
                                                  «____»___________2018 г.

Курсовая работа на тему 
«Социальная психология и реабилитация депривационных ограничений в малых группа»


Выполнил: студент 3 курса
Института гуманитарных наук
и социальных технологий
Специальность «Иностранный язык
с двумя профилями»
Малышев Владимир Николаевич
Научный руководитель: к. пс. н., доцент
Шепелева Светлана Витальевна
Кострома, 2018

Оглавление
Введение	2
Глава 1. Концептуальный анализ феномена «психическая депривация»	4
1. Понятие депривации	4
2.  Виды депривации	5
2.1 Сенсорная депривация	6
2.2 Когнитивная  депривация	10
2.3 Эмоциональная депривация	13
2.4 Социальная депривация	16
Глава 2. Эмпирическое исследование	19
1. Исследование школьной тревожности как детерминанты депривации	19
2. Дихотомия мотивационной сферы школьников склонных к депривации	21
3.	Исследование эмоционального состояния как критерия депривации	23
4. Проблемы реабилитации	24
Заключение	26
Приложение	29
Приложение 1	29
Приложение 2	32
Приложение 3	38








Введение
    Многие ли знакомы с феноменом «депривации»? Я думаю, что нет. Большинство людей считают, что психические расстройства ограничены стрессом и депрессией и поэтому лечатся именно от них. Но порой стресс и депрессия - лишь последствия другого психического явления, и в этом случае требуются другие методы лечения. Главная проблема депривации кроется в том, что ее часто просто не распознают и путают с другими психическими заболеваниями. 
    Порой распознать депривацию довольно сложно, потому что она часто носит скрытый характер. Имея все благоприятные условия для жизни человек может испытывать внутренний дискомфорт, причиной которого является невозможность удовлетворения значимых потребностей. Такая длительная психотравмирующая ситуация может привести к ряду психических заболеваний. 
    Актуальность, написанной мною работы, заключается в том, что в современном мире с депривацией сталкиваются практически все люди, и намного чаще, чем может показаться на первый взгляд. Это связано с нынешним образом жизни, устройством общества и развитием технологий.  И зачастую истинные причины нарушений попросту остаются необнаруженными. Раньше депривацию рассматривали, когда говорили об интернатовских детях. Однако сегодня, данное явление выходит за рамки только детских проблем и  рассматривается гораздо шире.
    Цель моей работы является выявление депривации в малых группа и разработка последующей их реабилитации
    Основными задачами, поставленными для достижения цели можно считать: 
* Провести концептуальный анализ феномена «депривации»;
* Подобрать и разработать психодиагностические методики, выявляющие депривационные ограничения в малых группах;
* Провести эмпирическое исследование проявлений и последствий депривации в молодежных группах;
* Рассмотреть систему реабилитации после депривационных состояний.
    Гипотеза: существует специфический симптомакомплекс депривационных ограничений в школьных и студенческих группах, задаваемой личностными, мотивационными, и эмоциональными характеристиками. 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    

    Глава 1. Концептуальный анализ феномена «психическая депривация»
1. Понятие депривации
    В английском языке депривация обозначает потерю, лишения из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности. При этом речь идет именно о неудовлетворении психических потребностей (психическая депривация).
    Депривация очень схожа с фрустрацией.  Фрустрация- это состояние психики, вызванное неудовлетворением потребности и вызывающая разочарование, раздражение.
     Фрустрация касается актуальной в данный момент потребности, которая  подразумевает осознание человеком невозможности ее удовлетворения.
    Некоторое время депривация  может быть отчасти или даже полностью не осознанной. В отличие от фрустрации, депривация действует более скрыто, но зачастую имеет и более серьезные последствия.
    Й. Лангмейер и З. Матейчек проводят такую аналогию: фрустрация происходит, если у ребенка отнимают его любимую игрушку и он вынужден играть с тем, что ему нравится меньше, а депривация возникает в том случае, если ребенка лишают возможности играть вообще.
    К понятию «депривация» близко понятие «сепарация», которое обозначает скорее депривационную ситуацию. Психическая депривация характеризуется особым состоянием, возникающим в депривационной ситуации.  Как раз в этом плане видно, что индивидуальные особенности личности определяют характер депривации, как правило, которые подавлены. Люди по-разному будут переживать депривационную ситуацию, и последствия для их психики тоже будут различными.
    
    
    
    
    2.  Виды депривации
    Виды депривации обычно выделяют в зависимости от неудовлетворенной потребности.
    На данный момент, преобладающей является классификация Й. Лангмейера и З. Матейчека. Она включает:
* Стимульная  (сенсорная) депривация:  пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.
*  Депривация значений  (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.
*  Депривация эмоционального отношения  (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.
*  Депривация идентичности  (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.















2.1 Сенсорная депривация
    На сегодняшний день собрано немало данных о том, как дефицит сенсорных стимулов влияет на людей. В частности, описаны факты изменения состояния сознания летчиков в условиях длительных полетов. Летчиков угнетали одиночество и однообразность местности.. Один пилот так описал свои ощущения от полетов внутрь Антарктиды: «Представьте, что сидите рядом с работающим двигателем в комнате и часами смотрите в хорошо побеленный потолок» [9, с. 153]
   В этом плане стоит обратить внимание на анализ опыта полярных исследователей, которые длительное время живут в однообразной  снежной среде. Сенсорное восприятие ограничено белыми тонам, тишиной и отсутствием знакомых запахов земли и растений . Врачи арктических и антарктических станций отмечают, что увеличение срока пребывания в таких условиях напрямую влияет на  полярников: повышается общая слабость, тревожность, замкнутость, депрессия.
    Особенно негативное воздействие на психику человека оказывает полярная ночь. По данным исследований, нервная система и психика человека на Крайнем Севере больше подвержена расстройству, чем в центральной и южной части России [7]. 
    Сенсорная депривация имеет последствия, которые коордионально изменяют человека и его поведение.
    В первую очередь, изменения касаются эмоциональной сферы. У человека может появиться необъяснимый страх, подавленность. Человек  в этом случае более остро реагируют на события, чем в обычных условиях.
Могут появиться неадекватные положительные эмоции: эйфория, радость, наслаждение. 

    Сразу после окончания опытов у испытуемых наблюдалось появление эйфории, двигательная гиперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Значительная часть испытуемых отличалась тем, что навязчиво стремилась вступить в разговор с окружающими. Много шутили и сами смеялись над своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходящей для проявления такой веселости. В этот период наблюдалась повышенная впечатлительность. Причем каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект («перескакивающее» внимание) [9].

    Также люди могут перестать реагировать на события, которые раньше имели для них эмоциональную значимость. Они теряют интерес к прошлым занятиям, увлечениям.

    Так, по словам одного из участников антарктической экспедиции Р. Пристли, его коллеги, люди обычно очень активные и энергичные, проводили время абсолютно бездеятельно: лежа в мешках, не читая и даже не разговаривая; они целыми днями дремали или предавались своим мыслям [11].

    Отношения к событиям, фактам может изменится вплоть до противоположного. То, что раньше вызывало радость, теперь может вызвать только отвращение. 

    В. И. Лебедев описывает реакцию испытуемых на просмотр фильмов ужасов: если в обычных условиях такие фильмы вызвали бы страх или отвращение, то в данном случае они вызывали смех [9].

    Сенсорная депривация является причиной расстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления.
    В депривационной среде часто изменяется организация познавательной деятельности. Больше все страдают: речь, мышление, внимание.

    Так, есть данные о том, что заключенные после нескольких лет полной изоляции разучались говорить или говорили с большим трудом; у  моряков, находившихся длительное время в одиночестве на необитаемых островах, снижался уровень абстрактного мышления, ослабевала речевая функция, ухудшалась память [4].
    
    А. Людвиг полагает, что в таких ситуациях начинают доминировать архаические модусы мышления, связанные с ослаблением так называемой проверки реальности, нечеткостью различий между причиной и следствием, амбивалентностью мышления, снижением чувствительности к логическим противоречиям [4].
    Также изменяются перцептивные процессы.В ряде экспериментов были обнаружены явления искажения воспринимаемых объектов: нарушения константности формы, размера, цвета, появление спонтанного движения в видимом поле, отсутствие трехмерного восприятия. Испытуемым могло казаться, что стены комнаты расширяются или сдвигаются, волнообразно колеблются, искривляются [9].
    Подобные явления наблюдаются у летчиков – нарушение ориентировки и измененное восприятие положения самолета (кажется, что самолет перевернулся, остановился или накренился)  – во время полетов ночью, в облаках или по прямой (когда от пилота почти не требуется никакой деятельности).
    Искажение восприятия может привести к галлюцинациям.  В частности, это касается людей, которые длительное время находятся в одиночестве или в однообразной среде.

    Так, космонавты В. Лебедев и А. Бережной к концу полета на орбитальной станции «Салют-6» однажды неожиданно увидели перед собой мышь. Ею оказалась салфетка, которая попала на решетку вентилятора и сжалась в комок [1].

























2.2 Когнитивная  депривация
    Если сенсорная депривация подразумевает недостаток сенсорных стимулов, то когнитивная подразумевает недостаток информации, а также ее изменчивость, мешающая построению адекватных моделей окружающего. 
    В повседневной жизни недостаток информации  приводит, в худшем случае, к построению ложных выводов относительно происходящих событий или окружающих людей.
     Человек создает свою картину мира в соответствии со своими особенностями личности, наделяет ее своими смыслами. Результатом этого нередко является построение ложных убеждений и оценок, которые в свою очередь приводят к недопониманию с людьми. 
    Влияние информационного дефицита на психику особенно ярко проявляется в экстремальных условиях деятельности.
Информацию условно делят на три вида:

    1) личностную, связанную с собственными делами, а также родственными и дружескими отношениями;
    2) специальную, имеющую ценность в пределах определенных социальных групп (например, профессиональных);
    3) массовую, передающуюся средствами массовой информации.

    В экстремальных условиях жизни и деятельности люди часто испытывают дефицит информации разных типов. Связь с большим миров, как правило, сводится к коротким сеансам связи. 

    «По мере увеличения времени похода подводной лодки у моряков возрастает потребность в информации о событиях на родине и в мире, о родственниках и т. д… Особенно чувствительны были моряки к „подначкам“ со стороны товарищей о неверности их жен. Моряки не могли отделаться от мыслей, что их родственники умирают… а некоторым в воображении рисовались картинки, как их подруги, жены проводят время с любовниками. При этом развивалось состояние тревожности, депрессия, нарушался сон. Снижалась работоспособность, ухудшалось внимание и терялась бдительность. В ряде случаев приходилось прибегать к медикаментозному лечению. При получении людьми интересующей их информации, даже отрицательной (отказ в приеме в учебное заведение, в улучшении жилищных условий, даже при сообщении, что девушка дружит с другим), все невротические явления исчезали полностью или смягчались» [9, с. 201].
    Испытуемые, участвовавшие в сурдокамерных экспериментах, рассказывали, что им очень хотелось знать, как живут их родственники и друзья, какие события происходят в мире и даже такие мелочи, как погода на улице.
    Когнитивная депривация может носить более частный характер.
В межличностном общении возможна информационная истощаемость  партнеров.
    Если люди постоянно общаются, то они могут стать неинтересными друг другу. Особенно четко это видно в тех же экстремальных условиях жизни.

    В. И. Лебедев так описывает особенности общения людей в замкнутых условиях работы на подводной лодке: вначале, когда формируется экипаж, у моряков есть желание поближе узнать друг друга, идет обмен информацией – в основном относительно биографических данных; затем общение приобретает более широкий диапазон, совместно обсуждаются события на корабле и в мире, увольнения на берег, просмотренные кинофильмы и телепередачи, прочитанные книги, спортивные новости и т.  д.; постепенно моряки все реже начинают обмениваться информацией друг с другом, интерес к общению снижается [9].
    Путешественники, пересекающие океан в составе небольших групп, также пишут в своих дневниках и отчетах о том, что через некоторое время после начала похода интерес участников друг к другу значительно снижается. Каждый уже рассказал о себе все, что мог и хотел, в первые дни. О чем же говорить [9]?

    В современной повседневной жизни проведение большинства времени в Интернете тоже может рассматриваться как способ преодоления когнитивной депривации, особенно для лиц, не имеющих возможности получать информацию другим путем.
    Когнитивная депривация тесно связана с сенсорной и имеет с ней много общего как с точки зрения причин возникновения, так и с точки зрения вызываемых последствий, общих и индивидуальных.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     
2.3 Эмоциональная депривация
    В своих Дж. Боулби пишет, что нарушения привязанности у человека в раннем возрсте создают основу для появления психологических проблем. Недостаточно сформированное чувство привязанности может привести к личностным проблемам или психическим заболеваниям  [8].
    Проявления эмоциональной депривации особенно ярко видны у интернатовских детей. 
    Потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого.
    Можно говорить о том, что у воспитанников дома-ребенка отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами.
    Если ребенку не хватало общения со взрослыми, то он может больше общаться со сверстниками, но такое общение должно находится под контролем взрослого. Особенностями эмоционального состояния ребенка в условиях депривации определяет развитие самого общения.
    Жизнь в детском доме также влияет на развитие эмоциональной сферы.  У младенцев эмоциональные проявления бедны, невыразительны, они почти неспособны различить положительные и негативные эмоции у других.
    Чувства у детей раннего и дошкольного возраста в условиях эмоциональной депривации поверхностны; дети печальны и пассивны; они не привязываются к взрослому. 
    Эмоциональная депривация в условиях детского дома приводит к целому ряду специфических личностных особенностей детей. У них отсутствует эмпатия, отчужденность, что мешает строить полноценное общение с другими и создает в дальнейшем недостаток любви и внимание уже к своим детям.
    Пребывание в детском доме влияет на двигательную сферу.  В раннем возрасте дети могут раскачиваться, сосать пальцев, нецеленаправленно двигать руками. Такие движения называются тупиковыми.
    Исследования показывают, что у детей из учреждений интернатного типа задерживается развитие познавательных процессов.
    Дефицит или бедность общения со взрослым являются причиной неразвитости речи.
    Также, у них отмечается отставание в восприятии: дети испытывают затруднения при использовании сенсорных эталонов и перцептивных действий.
    Такие дети показывали отставание в сфере общей осведомленности. Как правило, дошкольники не знают свои день и год рождения, времена года и месяцев.
    Также у интернатных детей присутствуют нарушения в памяти, а именно нарушение опосредованного запоминания. Это говорит об общем интеллектуальном отставании.
    У них также существуют трудности в организации произвольного внимания.  Им трудно сосредоточиться на чем-либо, для них характерна быстрая утомляемость. 
    У взрослых эмоциональная депривация протекает по-другому, в отличие от детей. Эмоциональная депривация проявляется как потребность в признании. Так, артисту необходима похвала от поклонников, ученому – признание его заслуг и т. п. Наличие и качество эмоциональных стимулов является условием здоровой психики у ребенка, а также фактором психического равновесия у взрослого. 
    Резюмируя, можно сказать, что большинство интернатных детей  имеют отклонения в развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, трудности в общении и поведении, а у взрослого человека последствия эмоциональной депривации могут проявляться в виде депрессий, апатии, различных фобий и т.  п., при этом истинная причина подобных нарушений может оставаться скрытой.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     
    2.4 Социальная депривация
    Социальная депривация подразумевает ограничение или полное отсутствие контактов с обществом. Выделяются различные виды социальной депривации:
    
    1)  вынужденная изоляция,  когда человек или группа в целом оказываются оторванными от социума в силу обстоятельств, не зависящих от их воли, а также от воли общества (например, команда корабля, попавшая на необитаемый остров после крушения);
    2)  принудительная изоляция,  когда общество обособляет людей вне зависимости от их желания, а нередко и вопреки ему.
    3)  добровольная изоляция,  когда люди дистанцируются от общества по собственному желанию (примером могут служить монахи, отшельники, сектанты, живущие в глухих, труднодоступных местах);
    4)  добровольно-вынужденная (или добровольно-принудительная)  изоляция, когда достижение какой-либо значимой для человека (группы) цели предполагает необходимость существенно ограничить свои контакты с привычным окружением (в качестве примера могут выступать различные профессиональные закрытые группы, а также профессионально-специализированные учебные учреждения интернатного типа – спортивные школы-интернаты, интернаты для особо одаренных детей и подростков, нахимовские и суворовские училища и т.  п.) [6].
    
    При  изучении социальной депривации надо понимать, что важным фактором, определяющим последствия депривации, является возраст  человека, оказавшегося в условиях изоляции.
    Социальная деприваци, как и сенсорная, часто ведет к развитию тревоги, страха, депрессии.
    В ряде случаев возникают выраженные психические расстройства, которые зачастую приводят к смерти людей в экстремальных ситуациях. Точно известно, что 90 % жертв кораблекрушений гибнут именно от страха.
    
    В июле 1942  г. в  Баренцевом море немцами было затоплено английское судно, экипаж которого высадился на два спасательных плота и в одну шлюпку. Все они были разбросаны ветром в разные стороны. К первому плоту подошла немецкая субмарина для того, чтобы узнать название потопленного судна и какой груз на нем находился. Получив информацию, немцы сообщили потерпевшим, что до берега всего 3 мили и в течение суток попутным ветром и прибоем их прибьет к берегу. Морякам же, находящимся на втором плоту и в шлюпке, подводники ничего не сообщили. В результате моряки на этих двух плавсредствах довольно быстро стали умирать. Когда через сутки плоты и шлюпку прибило к берегу, выяснилось, что из 20 моряков в шлюпке в живых осталось пятеро, на втором плоту из 14 – четверо. На первом же плоту не умер никто [9, с. 33].
    
    В изолиции человек может испытывать и противоположные чувства, например эйфорию.  К. Риттер, проведшая более 60 суток в одиночестве на Шпицбергене, в своей книге «Женщина в полярной ночи» рассказывала, что переживала чувство всеобщей гармонии, слияния со всей Вселенной [9].
    Депривирующий человек иногда разговаривает сам с собой. В. И. Лебедев несколько раз  наблюдал в своих экспериментах, как испытуемые разговаривали со своим отражением в зеркале. Он объясняет подобные феномены диалогичностью сознания человека. В условиях одиночества речь в умственном плане не может обеспечить необходимый уровень саморегуляции поведения. Поскольку обычные регулирующие воздействия со стороны общества (одобрение, порицание, подбадривание, советы и т.  д.) отсутствуют, человек вынужден их «создавать», экстериоризуя собственные реакции. Мысль, высказанная вслух, приобретает более отчужденный характер и воспринимается уже практически как пришедшая извне [9].
    Иногда появлятся ощущение, что рядом присутствует кто-то посторонний. Одной из причин этого феномена является эмоциональная напряженность, в частности беспредметные и неопределенные страхи, которые ищут себе содержание, находят его и проецируются вовне; другая причина – актуализация потребности в общении [5].
    Депривация в раннем возрасте проходит иначе. Так, если ребенок полностью или частично не общался с родителями, братьями, сестрами, сверстниками, у него будут проблемы при построении общения с другими людьми, что в будущем повлияет на качество его общения и деятельности.
    Л. С. Выготский писал о том, что высшие психические функции, которые составляют суть собственно человеческой психики, формируются исключительно благодаря жизни ребенка в обществе, благодаря общению и обучению [3].














Глава 2. Эмпирическое исследование
1. Исследование школьной тревожности как детерминанты депривации
    Выявление депривации — это сложный и трудоемкий процесс. В психологии не существует единого теста для этой цели, поэтому используются различные методики, которые всесторонне изучают человека, давая полную информацию о его психическом здоровье. 
    Явным признаком депривирующего ребенка и взрослого является повышенная тревожность. На начальном этапе депривации тревожность низкая, но со временем она повышается. Человек начинать часто вступать в конфликты, отстраняться от общества людей, становится замкнутым. Я провел исследование, целью которого было выявление общей тревожности в 5 классе. Всего в эксперименте участвовало 22 человека. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровень тревожности
Результат(ж)
Результаты(м)
1. Нормальный
6
5
2. Несколько повышенный
2
2
3. Высокий
2
0
4. Очень высокий
1
0
5. «Чрезмерное спокойствие»
1
1
    Анализируя таблицу, можно выяснить, что у 11 учеников нормальный уровень тревожности. Причем, среди них больше девочек, чем мальчиков. Такие дети вполне спокойные, и они не попадают под депривирующих.
    Несколько повышена тревожность у 4 учеников: по 2 девочки и 2 мальчика. Пусть у таких тревожность выше нормы, но все же они не требуют особого внимания. 
    В первую очередь стоит обратить на учеников с высоким и очень высоким уровнем тревожности: 2 и 1 соответственно. Интересно, что в данном классе такие результаты имеют только девочки, что говорит об их высокой подверженности тревоге, а это, в свою очередь,  может привести к депривации. Скорее всего, такие дети имеют проблемы в построении коммуникативных связей. С такими детьми нужно быть особенно аккуратными в общении, так как любая мелочь может стать причиной конфликта и вывести ребенка из себя. 
    Также здесь присутствуют дети с «чрезмерным спокойствием».  Такое спокойствие носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. У него наблюдается неадекватное отношение к действительности и нарушения в  продуктивности деятельности.
    
    
    
    
    
    
    
2. Дихотомия мотивационной сферы школьников склонных к депривации
    Как было отмечено, депривация, в особенности социальная, влияет на взаимоотношения с людьми. На этой основе, было проведено исследование, целью которого было выявление стремления на установление добрых отношений с людьми, среди учеников 10 класса В исследовании было задействовано 20 учеников: 10 мальчиков и 10 девочек. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Мотив
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Стремление к людям
3
11
6
Боязнь быть отвергнутым
7
9
5
    
    Уровень стремление к людям и боязнь быть отвергнутым может показать находится ли человек в депривационном риске и вовремя принять меры по улучшению его социальной среды. 
    Итак, из таблицы 1 видно, что 3 ученика имеют низкий уровень стремления к людям. Такие дети стремятся к одиночеству, их не интересует общество людей. Возможно, это связано с проблемами в семье, и дети с детства росли в депривационной среде. Если мать не уделяла достаточное внимание своему чаду, то в нем развилось определенный набор комплексов, и здесь уже можно говорить об эмоциональной депривации. 
    11 детей имеют средний уровень стремления к людям. Как говорится, это золотая середина. Дети не слишком отдаленны от общества, но и не слишком навязчивы. Но это не исключает того факта, что при определенных обстоятельствах, они могут потерять свое стремление и очень сильно отдалиться от людей, поэтому стоит в любом случае присматриваться к таким детям и не обделять их вниманием. 
    Очень высокий уровень стремления к людям имеют 6 учеников. Такие дети могут быть чересчур навязчивыми. Пусть они не стремятся к одиночеству, но их особенность может быть даже более опасной, потому что они очень сильно зависят от общества, им постоянно требуется внимание. Отсюда следует, что такие дети очень болезненно переживают отсутствие общества, и для них депривационная среда крайне опасна. А значит, они могут быть более подвержены ей. В воспитании таких детей, рекомендуется поддерживать некий баланс, чтобы дети не очень болезненно переносили одиночество. 
    Другой исследованный мотив «Боязнь быть отвергнутым» также тесно связан с социальной депривацией. Можно видеть ,что 5 человек очень сильно боятся быть отвергнутыми. Ребенок, который боится отвержения может не уверенным в себе, зажатым. Боязнь может стать причиной полного отторжения от общества. Депривационный риск для этих детей еще выше и опаснее. 
    7 детей почти не имеют такого страха, а 9 имеют средний уровень. Эти дети в наименьшей степени подвержены феномену психической депривации. Установление социальных связей не является для них проблемой. 
    Если обратиться к таблице 2, то можно установить, что детей «золотой середины» большинство. Как правило , детей, которые в какой-то степени имеют недостаток социальной жизни, не очень много. Это меньшинство класса, а иногда их не представлено вообще. 
    
    
3. Исследование эмоционального состояния как критерия депривации
    Эмоции говорят о нашем внутреннем состоянии, они могу указать на те проблемы, которые сложно увидеть. Следующее исследование имело такую цель, как выявление эмоционального состояния. В этом исследовании участвовали студенты 3 курса филологического факультета в количестве 25 человек. Результаты  приведены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень эмоционального состояния
Результат
Нормальный уровень
14
Нормальный уровень, но с небольшими нарушениями
9
Ярко выраженная депривация
2
    Исходя из таблицы 3, можно сказать, что больше половины класса (14 человек) не имеют нарушений в эмоциональной сфере, а значит в наименьшей степени подвержены эмоциональной депривации и отчужденности. 
    9 человек в общем имеют нормальный уровень, но с небольшими нарушениями. Их еще рано относить к депривационной группе, так как их нарушения не носят пагубный характер, и их довольно легко исправить. Но, если оставить их без внимания, эти нарушения могут развиться в более тяжелую форму, и тогда исправить их будет очень сложно, или даже вообще невозможно.
    Последняя группа студентов самая малочисленная (2 человека) , но самая проблемная. Речь идет об студентах, страдающих от недостатка эмоций. Они депривируют и требуют немедленного вмешательства специалистов. Они отчуждены и одиноки. Их эмоции бедны и невыразительны. 
4. Проблемы реабилитации
    Реабилитация после весьма короткой депривации представляется весьма быстрой и полной. После длительной депривации в раннем младенчестве нормализация во внешнем поведении и в общих интеллектуальных функциях также  наступает быстро, хотя может наблюдаться задержка в развитии речи.
    Длительная и жесткая депривация, начавшаяся на первом году жизни и продолжающаяся около трех лет, обычно имеет тяжелые последствия для интеллектуальных и личностных функций, практически не поддающихся исправлению.
    Важным фактором при реабилитации, является возраст, в котором налачась и закончилась депривация. Прослеживается следующая закономерность: чем раньше младенца до года избавят от депривации, тем нормальнее будет его последующее развитие; чем старше ребенок после года жизни, тем легче и полнее будет походить реабилитация.
    Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.
    Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами профессионального самоопределения выпускников , освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.), ознакомления со структурой и функциями семьи; формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему «Как подготовиться к вступительным экзаменам?», «Как пользоваться разными видами транспорта?», «Как заполнить документы на коммунальные платежи?» и т. п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др.
    Конечно, существуют и способы изменения последствий депривации путем реабилитации и коррекции. В этом направлении уже сделаны значительные шаги. Мы можем говорить о системе воспитания. Можно говорить и о некоторых программах, направленных на; реабилитацию отдельных личностных качеств (агрессивности, тревожности) и обучение эффективному эмоциональному взаимодействию. Имеется и много других достаточно эффективных программ, разработанных отечественными педагогами и психологами. Например коррекционная методика В.С. Мухиной, У. Фориндер и Л. Полфелд, Дж. Аллана, В. Оклендер, Дж. Г. И. Менделла, Л. Дамона, тренинг модификации поведения Фурманова И. 






Заключение
    В данной курсовой работе был проведен концептуальный анализ феномена «психической депривации». Стало очевидным, что  недостаток стимулов может нести серьезные нарушения в психике и поведении человека. В основном характер этих изменений обусловлен не условиями изоляции, а индивидуальными особенностями личности. 
    В современном мире с депривацией могут столкнуться не только люди, профессиональная деятельность которых проходит в экстремальных, необычных условиях, но и обычные граждане. В этом случае очень важно уметь распознавать депривацию и принимать меры на самом первом этапе. 
    Порой последствия депривации несут очень серьезные нарушения в психике человека, которые в дальнейшем сложно или невозможно исправить. Многое зависит от продолжительности воздействия депривационных условий, от возраста человека, его личностных особенностей. Поэтому  при работе с последствиями депривации нужно учитывать все обстоятельства и особенности личности человека.
    Поставленные цель и задачи были выполнены. Также была доказана гипотеза, что существует специфический симптомакомплекс депривационных ограничений в школьных и студенческих группах задаваемой личностными, мотивационными и эмоциональными характеристиками. 
    В проведенных исследованиях четко видно, что в каждой исследуемой группе есть либо депривируемые испытуемые, либо те, кто находится в непосредственном депривационном риске. Это заставляет задуматься о том, что в нашей стране депривация не воспринимается всерьез. Школьные психологи порой путают депривацию со стрессом или плохим настроением. Следует понимать, что легче предупредить депривацию, чем потом её лечить. 
    В вопросе о депривации еще много вопросов, которые требуют ответы. Поэтому тема депривации очень перспективна для изучения. Она широка и многогранна. Еще есть много областей и сфер жизни, где открыто и скрыто депривация проявляется депривация, поэтому интерес к этой теме в ближайшее время не угаснет.

























Список использованной литературы
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.