- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сотрудничество педагогов ДОО и родителей в формировании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003338 |
Тема: | Сотрудничество педагогов ДОО и родителей в формировании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» Чухрова Татьяна Вячеславовна Факультет дошкольной педагогики и психологии Сотрудничество педагогов ДОО и родителей в формировании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Код и направление подготовки: _________________________ Направленность (профиль) образовательной программы: _____________________________________________________ Выпускная квалификационная работа бакалавра Научный руководитель – должность, уч.степень, уч.звание И.О. Фамилия Заведующий кафедрой ___________________ степень, уч.звание И.О. Фамилия Проверка на объем заимствований: _______% авторского текста Москва – 2017год Содержание Глава 1. Теоретические аспекты сотрудничества педагогов и родителей в формировании самостоятельности у младших дошкольников 1.1 Теоретические основы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста 1.2 Сотрудничество ДОО и семьи в формировании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Глава 2. Экспериментальное исследование сотрудничества педагогов ДОО и родителей в формировании самостоятельности детей младшего дошкольного возраста 2.1. Исследование особенностей сотрудничества ДОО и родителей в формировании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста 2.2. Разработка и реализация форм и методов сотрудничества с родителями в формировании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Введение Внимание педагогов и родителей в процессе воспитания у детей самостоятельности определяется стилем современной жизни, изменением взглядов на социальную и интеллектуальную активность личности. А.Н.Леонтьев считал, что дошкольное детство – это период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения, а также личностных свойств. Поиск способов, приемов, средств формирования самостоятельности непосредственно связан и обусловлен повышением качества воспитательно-образовательной работы в детских садах. Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами в преддошкольном возрасте (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С.Буре, Г.Н. Година). Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, а дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игры (А.К. Бондаренко, С.А. Марутян), бытового труда (Е.Н. Герасимова, Г.Н. Година, В.И. Логинова), конструирования (А.И. Давидчук, Ф.В. Изотова, О.А. Сафонова), творческой (Н.А. Ветлугина, Д.И. Воробьева, Т.С. Комарова) и учебной деятельности (А.П. Усова). Каждый вид детской деятельности оказывает влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д. Современные документы ориентируют дошкольные образовательные организации на сотрудничество с родителями, основанное нам принципах партнерства и их активной субъектной позиции. В 44 статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится следующее: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». А также, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: «Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей». В статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации: «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие: - между актуальностью проблемы сотрудничества родителей и педагогов ДОО в формировани самостоятельности детей младшего дошкольного возраста и реальным осуществленнием данного процесса; - между потенциальными возможностями семьи в формировании самостоятельности у детей младшего дощкольного возраста и отсутствием педагогических знаний, умений у родителей, необходимых для реализации этих возможностей. Проблема исследования: каковы педагогические условия сотрудничества ДОО и родителей в формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Цель исследования: выявить и опытно-экспериментальным путем обосновать педагогические условия сотрудничества педагогов и родителей в формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: сотрудничество педагогов ДОО и родителей. Предмет исследования: процесс сотрудничества педагогов и родителей в формировании самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Гипотеза исследования: сотрудничество педагогов и родителей в формировании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста будет более эффективно, если: - основными направлениями сотрудничества являются психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования самостоятельности у младших дошкольников; - определено содержание сотрудничества, которое включает в себя: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, участие семей обучающихся в управлении образовательным процессом в ДОО; - применяются разнообразные формы и методы сотрудничесва: семинары, практикумы, совместные творчество детей и взрослых, консультации, решение педагогических ситуаций, участие родителей в непосредственно образовательной деятельности. В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования: 1. Дать характеристику процессу сотрудничества ДОО и родителей в формировании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. 2. Раскрыть понятие: «Самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста». 3. Выявить особенности процесса сотрудничества в формировании самостятельности у детей младшего дошкольного возраста. 4. Разбработать содежание, формы, методы сотрудничества в фомировании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. Методы исследования: - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; тестирование родителей, наблюдение за детьми младшего дошкольного возраста, педагогический эксперемент. Экспериментальная база исследования: ГБОУ Гимназия №1532, структурное подразделение 05/1. В исследовании достаточно приняли знаю участие 15 педагогов умений ДОО, 20 родителей и 20 детей младшего дошкольного возраста. Глава 1. аспекты педагогов и в формировании у дошкольников 1.1 Теоретические основы формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Самостоятельность — как важнейшая личности, почти всех ее и деятельности, многими и (Д.Б. Эльконин, А.А. Люблинская, Г.Н. Година, Ф.И. Изотова, О.В. Зимонина, ВС. и другие). Успешность самостоятельности в возрасте во многом определяет личности и ее в дальнейшем, т. к. самостоятельность не возникнуть в от качеств личности (произвольности, воли, целеустремленности), без личность не становится полноценной. С.И. Ожегов, определяет термин «самостоятельность» в различных значениях: существующий отдельно от других, сам собою, независимый; главный; решительный, обладающий инициативой; свободный от помощи, добытый собственными усилиями [166]. Раскрывая самостоятельности, разные рассматривают ее от вида деятельности, от ребенка к этой деятельности, от детей. До сих пор не единого понятия «самостоятельность», что лежит в его и в виде обнаруживает себя и какое поведение считать самостоятельным. Одни (А.А. Люблинская, Л.А. Порембская, Ф.И. и др.) самостоятельность как способность проявлять независимость от в сфере его деятельности, в его возможностей. А.Т. Ковалев и Ю.Н. Дмитриева рассматривают как часть деятельности, характеризующуюся тем, что не воспроизводит педагогом образец, но и в свою что-то новое, (З.А. Михайлова, О.В. Зимонина). ставится задача, условие и те вопросы, на следует ответить, а уже действия ребенка сводятся лишь к ответа. При этом не сам ответ, пути и его нахождения, т.е. это рода самостоятельность в поиске, диктуется заинтересованностью ребенка. Ряд авторов, самостоятельность качеством личности, рассматривают ее как и самостоятельно мыслить, как способность в ситуации, выделять вопрос, и находить пути решения, с без помощи (Л.А.Понаморева, В.А. Сыркина). подход к самостоятельности подразумевает высокий развития ребенка. Многие исследователи (Г.Н. Година, А.А. Люблинская, Л.А. Поремская, Г.А. Цукерман и другие) подчеркивают, что детской самостоятельности меняется: она в действовать в условиях, в элементарных поведения; затем в умении в новых, но с условиями; и, наконец, характер инициативы. Ребенок не в напоминании, указаниях. А.А. Люблинская придавала большое развитию инициативы, гибкой привычных для действий. Но в то же она необходимым ограничение определенными требований, составляют основу привычек. проявляется в действий, которые отвечали бы условиям. самостоятельности и инициативы требует, как Г.Н. Година, Л.А. Поремская, привычек и упражнений в и применении способов действий. Это возможно в условиях. В исследованиях Г.Н. и С.Н, Теплюк доказано, что продуманной методике уже в дошкольном можно того, что небольшие задания (например, на стол) детьми самостоятельно, легко, без взрослого. Дети проявлять целеустремленность и даже инициативы. Но все эти еще и взрослых продолжает необходимым, но он все чаще на работы и с ее оценкой, исполнителей. Попытка расширить и обобщить, самостоятельности, А.Т. Ковалевым. В его исследовании указывается, что есть личности, которое, с стороны, складывается, и генерируется, как свойство личности, а с стороны, как черта личности многоплановый характер. В видах деятельности самостоятельность на уровнях, в от и субъективных условий. это к детям, сказать, что проявление у старшего возраста очень сложный. На самостоятельности влияют не его личные качества, но и элементы, т.е. самой деятельности, в включен ребенок, условия, созданы для деятельности, самочувствие, настрой и в самого ребенка. Процесс фомирования дошкольника динамический, многоплановый характер и из этапов: 1.Подражательная деятельность (копирование взрослого). 2.Перенесение уже опыта на ситуации (применение знаний в новых, но условиях). 3.Творческое применение знаний и самостоятельно новые знания. Но при делении на необходимо не только уровень ребенка, его возраст, роль педагога, но и вид деятельности, и ее специфику, т.е. деятельности и в ней изменения. Учитывая все эти условия, Ю.Н. Дмитриева основные компоненты самостоятельности: -владение определенными навыками; -волевая устремленность; -направленность личности на задачи, связанная с ее и интересами. Основной путь самостоятельности, как Л.А. Порембская, Ф.И. Изотова – постепенное усложнение деятельность детей, и активизируют их действия, содержания самостоятельной работы и ее по объему, а так же методов педагогического воздействия на этапах. важным в развитии самостоятельности творческая направленность, выражается в творческом знаний, и навыков, ранее. Так как уже было ранее, — это процесс, поэтому все ее нельзя отдельно друг от друга. Но всякое творчество только тогда, для него есть основа. Следовательно, чтобы возможность применять и навыки, дети сначала их приобрести. Главным фактором устойчивой является позиции в его отношениях со взрослыми (Е.В, Субботский), Если для малыша взрослый – эталон, общественных норм и поведения, для глобального подражания, то у дошкольника на личного опыта появляется и осуществлять функции в общении и деятельности. важно, ребенок в с не чувствовал себя учеником, он мог не когда-нибудь в необозримом будущем, а уже теперь, в чем-то с взрослыми. Это не только поможет ему правильнее, оценивать и социальные образцы поведения, но и дает в силах, что для упрочнения самостоятельности. Ошибки взрослых в детской способны приводить к разного рода не в структуре самостоятельности, но и к искажениям. так важно, у ребенка было эмоционального комфорта, того, что он уже что-то знает, что-то умеет, на что-то повлиять. А значит, ощущение причастности к призванию — освоению и преобразованию мира. Немаловажное значение для самостоятельности имеет результатов его деятельности, его поведения. Она ребенку действительный смысл его действий, свои и достижения. взрослого должна быть объективной, справедливой, и развернутой. Исследование Р.М. доказывает, что или оценка тормозит самостоятельность и ребенка, у него в своих силах. опасна и опенка, распространенная в практике работы. оценка не ребенка к деятельности, он не усваивает оценки, а, следовательно, у снижается и самостоятельность. Эффективность процесса самостоятельности от уровня именно педагогической работы. В О.В. Зимониной одним из важных педагогических развития является повышение квалификации педагога, его и знаний. Таким образом, на дошкольного происходит становления и упрочнения самостоятельности, как личного человека. Самостоятельность как личности предполагает, во-первых, независимость, способность самому и в важные решения, во-вторых, ответственность, отвечать за своих поступков, и, в-третьих, в том, что поведение реально, возможно и морально правильно. и характера в с социальной приводят к самодурству, и неуправляемому произволу. чувство личной ответственности, на нерешительность, человека способности действовать, на колебания и чувство вины за несделанное. же в возможности или нравственной необходимости действий росту социальной или приспособленчеству. Понятие «самостоятельность» столь расплывчатым, что возникает вопрос: а ли его чертой личности, которая будет во всех ситуациях и на всех индивидуального развития. Психологи выделили ряд свойств, сущность и связанных с нею явлений: к самоутверждению, поддержанию стабильности «Я», самоконтроль, регулировать свое и эмоциональные реакции, сохранять вопреки внешнему воздействию, брать на себя за события своей жизни, а не в них людей. Индивидуально-психологические предпосылки весьма устойчивы, но не неизменны. Внушительные о значении детства в личности привели к фаталистических взглядов, первые годы раз и предопределяют свойства человека. На самом же деле в закладываются предпосылки и будущего развития, а как они — это от жизненного опыта. Таким образом, опыт способствует самостоятельности, но «вектор» тесно с той школы, в он приобретен, школы не только традиций, но и индивидуального опыта. Самостоятельность всегда свободу и контролировать свою жизнедеятельность. Но этот направлен, с стороны, вовне, на изменение среды, в с и субъекта, а с — вовнутрь, на своих качеств и в соответствии с условиями и среды (самоконтроль, самовоспитание). Мария Монтессори говорила о в свободе. задача, по ее мнению, стимулировать жизнь и дать ей развиваться. и оригинально толкует Монтессори идею ребенка. Это, она, не то простое свободы, мы из над и т.д. Ребенок, в силу для него беспомощности, с рождается, в силу его социальной особы, оковами, его активность. воспитания, в свободу, облегчать ребенку с многообразными препятствиями. образом, воспитание должно к нему на разумным социальных уз, ограничивающих его активность. Современная педагогика не готовых самостоятельности. Самостоятельность формируется всем жизни, личность с детства совершать поступки и за них ответственность. Степень ребенка от возраста. трех лет чувствует себя самостоятельным, ему быть похожим на взрослых, но он понимает, что по-настоящему пока быть не может. Самостоятельность в ребенке запрограммирована. В определенном возрасте она проявляется сама собой. Несомненно, самостоятельность надо поощрять, более того к ней надо готовить. Это значит заниматься с ребенком, на первых порах помогая ему во всем, а затем все больше доверяя. Первые проявления самостоятельности стоит стимулировать. Потому что у ребенка еще недостаточно развита самооценка, и ее в основном заменяет мнение родителей и других взрослых. Но самооценка отражается на качестве, казалось бы, полностью противоположном самостоятельности, - сомнения в правильности своих действий, т.е. самокритичность. Постоянна неуверенность в себе подавляет самостоятельность, однако, будучи необходимым компонентом адекватной самооценки, чаще позволяет контролировать и корректировать свои поступки. Следует отличать самостоятельность от упрямства. Первое предполагает готовность к преодолению трудностей, т.е. наличие воли. Самостоятельности угрожает также недостаток чувства ответственности, поэтому формировать это чувство стоит с малых лет. Самостоятельность ребенка зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: оперируют критериями зрелой самостоятельности, а у ребенка она выражена неявно, часто мимикрирует под другие качества или обнаруживается только частично. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающийся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающийся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Одним из критериев у дошкольного возраста – это их по самообслуживанию. К 3 ребенок уже может самостоятельно есть, время наедине с собой, по напоминанию взрослых. на личности и у него самостоятельности влияние то, как с ним разговаривают родители. и дети уверены в себе и легко вступают в контакты. Они за и к взрослым, рассказывают о себе в разговоре, вопросы. такому они могут в семье. Развитию способствует дисциплинированность. В младшем дисциплинированность для больше с послушанием. В критериев Л.А. выделяет умения и навыки, мотивы, отношение к деятельности. В процесса самостоятельности дошкольников в конструктивно-игровой Ф.И. определяет самостоятельность как «качестве личности, проявляется в от взрослого действиях, на приложение знаний, умений, навыков, на и конструктивных задач, а также нахождение по почину способов этих задач» [13, С. 3]. Т.А. выделяет в самостоятельности активность ребенка, самодеятельность, самостоятельность и творчество, творчество высшей ступенькой самостоятельности [4]. Динамика развития самостоятельности от особенностей, и ребенка на разных этапах его жизни. подчеркивают, что в раннем детстве потребность в действиях и в общении с взрослым. Уже с дошкольного дети больше потребности в действиях, это к настойчивого стремления и самостоятельно в деятельности и достижению в ней каких-либо результатов. Это сделать вывод о том, что для возрастных характерно таких видов деятельности, в развитие проходит более результативно и успешно, так как на и потребностях детей. В возрасте деятельностью предметная, со взрослым и самообслуживания, в – виды игр, продуктивные виды деятельности, деятельность, трудовая. Под самостоятельностью 3-х лет относительно психическое состояние, связанное с содержанием деятельности, в оно возникает. самостоятельности в деятельности – своевременное и полноценное – обеспечивает психическое развитие дошкольника толкает к внешняя ситуация. В А.В. и Я.З. Неверович доказано, что в самостоятельности значение имеет возникновение предвосхищения деятельности. В процессе из у была особая психическая деятельность – «деятельность воображения», позволила им заранее и отдаленные своих поступков, прочувствовать своих действий, они иметь для окружающих. Эксперимент показал, что эмоционального результатов своей деятельности активизации моральных, и сил ребенка, уровень его активности, более успешному достижению цели [76]. Основным принципом самостоятельности принцип руководящей роли взрослого и активности ребенка. «Самостоятельность ребенка, - пишет А.А. Люблинская, - не ничего со его поведением. За самостоятельностью всегда руководящая роль и требования взрослого» [С.378]. Представляет интерес идея Г.Н. о том, что самостоятельности у детей зависит от между и взрослым, предполагает постановку в позицию в видах деятельности, где важно умелое руководящей роли и деятельности детей [11]. того, если взрослого эмоциональную сферу детей, то она малышам правильность действий, вселяет уверенность в силы. Л.С. подчеркивает, что действие по природе есть в совместное со действие и то, что ребенок выполняет с взрослых, он сделать самостоятельно [26]. Мастерство педагога, как раз и в том, поставить в позицию принимать решения, свою деятельность, и результаты работы. Развитие самостоятельности в возрасте, по ученых, непосредственно связано с ребенком видов (игровой, продуктивной, познавательной, и др.), в он возможность постепенно развивать свою позицию. Огромное значение в самостоятельности ребенка- принадлежит игре. Игра как и деятельность, по инициативе ребенка, активным, характером, эмоциональной насыщенностью. В педагогов и подчеркивается, что игра возникает под социального окружения, в усвоения ребенком социального опыта. в игре «находит свое место» в социальной жизни, самостоятельно, от взрослого, на своих интересов и потребностей. Лучшим стимулом для ребенка, окружающий мир, для его дальнейшей активности успех в на волевого усилия. Момент осознания своей деятельности для и для самого себя, собственно, и ребенка самостоятельным, на самостоятельное всех или действий. Освоение общественно-выработанного выступает в условия и момента индивидуального человека. структуры опыта показывает, что его являются: знания, в заключен опыт познания природы, общества, человека; способы осуществления сложившихся деятельности; опыт способов поведения и отношения к миру [5]. С этих формирование самообслуживания в дошкольном возрасте рассматривается как овладения опытом поколений. В этом деятельность взрослых, ее цели, мотивы, структура, результаты, отношения, в нормативной для [10]. Экспериментальное исследование М.В. [14] показало, что уже к дошкольному возрасту самостоятельная деятельность в виде отдельных завершенных процессов и хозяйственно-бытового труда. Дети систему о самообслуживании. На этих они овладевают специальных для и осуществления трудового от цели до результата. исследование доказало, что формирования самообслуживания следует рассматривать как задачу детей в дошкольном возрасте. В современной педагогике нет исследований, посвященных генезису самообслуживания. В отношении важно понять те механизмы, рождают у попытку обслужить себя, становление вида деятельности как самообслуживание. В раннем трудовая деятельность, в том и самообслуживание, не развивается изолированно. В ней линии умственного, нравственного, физического развития. По Б.Г. [1], трудовой деятельности с изменениями в индивидуального сознания. и то, что деятельности по самообслуживанию связано с других деятельности. Поэтому есть рассмотреть психолого-педагогические факторы, влияющие на его самостоятельности. В этом интересен к детей в возрасте представленный в Л. [9]. исследованы этапы целеобразования. Для того, действие в субъекта, им должен быть не передача (что сделать), и способ осуществившая (как сделать), но и этого (зачем это делать), тот смысл действия, оно в предметно-общественных его деятельности. По исследователя, в возрасте в предметно-манипулятивной ребенок преимущественно операционным действий. связью и операционного действий (что и как делать). аспект действия представлен на этом и регулируется, всего, взрослого. Существенно является то, что осваивается только тогда, когда есть предметного действия (что сделать), есть знание способов, (как делать) и смысла действия (зачем делать). Известно, что в раннего внутри деятельности новый вид деятельности – игра, что важным фактором формирования навыков самостоятельности. основные современных представлений о генезисе игры. Ф.И. [28] показало перехода от деятельности к игре у детей младшего возраста. Н.Я. – пути формирования игровой под взрослого [18]. Материалы исследования Ф.И. показывают, что в игры и первоначальным считать моментов замещения, действия из условий в другие, действия, с предметом, на другой. В типах переноса, по Д.Б. [32], осуществляется, с одной стороны, действий, а с другой – схемы от предмета. В играх раннего возраста, всего, игровые действия, отражающие взрослого по за ребенком: спать, одевание, раздевание, и т.д. Вероятно реббенок возраста не может обобщить любое из этих действий, схему действия от предмета, не освивая это действие, не будучи включенным в его выполнения. Необходимо понять место реальной жизни ребенка, которая выражается не в предметной деятельности, но и разнообразных процессах самообслуживания, обслуживания ребенка взрослым. Ведь в природы ролевой игры психология и педагогика всегда исходила из того, что именно реальная составляет содержательную сторону игры [17]. В зависимости от этого будут и пути психолого-педагогического формированием ребенка. Если действия из на обобщений и переноса ребенком этих в ситуацию, то действиям следует обучать. Отсюда можно сделать вывод, что основным приемом руководства процессом формирования самостоятельности является: - показ действия взрослым; - взрослый выполняет действие руками ребенка; - ребенок самостоятельно выполняет действия. Таким образом, развитие самостоятельности в возрасте, по ученых, непосредственно связано с ребенком видов (игровой, продуктивной, познавательной, и др.), в он возможность постепенно развивать свою позицию. Фомирование самостоятельности в младшем дошкольном возрасте зависит от разных факторов. В возрасте от 3 до 7 лет такой вид деятельности как игра, помогает в полном объеме стать самостоятельным по возрасту. Так как игра обеспечивает психическое развитие детей на этом возрастном этапе. А также темперамент, вражденные способности ребенка, сфера интересов и семейная практика поощерения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности. 1.2 Сотрудничество ДОО и семьи в формировании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Сотрудничество - позитивное взаимодействие, в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников (Косолапов Н.А., с.106). Родители и педагогические работники – это участники педагогического процесса, у которых цели и интересы совпадают. Результат обучения может быть успешным тогда, когда они станут единомышленниками. Такое сотрудничество позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях. Как показывает практика, родители считают себя подготовленными к воспитанию. Эту особенность подметил еще К. Д. Ушинский. Он писал, что «искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда и легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком». Почти все родители признают, что воспитании требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания. Сотрудничество предполагает, как раз накопление таких знаний родителями. Познание новой информации, которая в дальнейшем сможет помочь в воспитании ребенка. В формировании у него различных качеств. Охарактеризуем наиболее распространённые формы сотрудничества педагогов и родителей в формировании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. Родительское собрание требует максимальной информации о состоянии дел в группе, о проблемах родителей и коллег, чтобы уверенно осуждать возникающие вопросы, иметь возможность рекомендовать и консультировать. Родительское собрание проводится с целью выработки направлений общих усилий дошкольной образовательной организации и семьи. Большой объем информации может дать социологический опрос в форме анкетирования. Опрос (анкетирование беседа, интервью) – метод, который позволяет получить информацию, спрогнозировать ход событий и предпринять необходимые действия. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя, и родителей. Консультации направлены на решение вопросов интересующих родителей по заданной теме консультации. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Коллективные и групповые формы сотрудничества реализуются с помощью индивидуальных форм. К ним относят: беседу, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблемы подготовки к школьному обучению конкретного ребенка в семье и дошкольной образовательной организации [25, c. 69]. Один из основных критериев самостоятельности у детей дошкольного возраста – это их навыки по самообслуживанию. Родителям важно научить ребенка всем этим необходимым бытовым навыкам и следить за их выполнением, а также приучать соблюдать последовательность действий, а все используемые предметы раскладывать по местам. Формирование навыков – ступень самостоятельности, как качества личности, в дошкольном возрасте. формирование у ребенка дошкольного навыков возможно при условии взаимодействия ДОО и ребенка. Неверным является мнение, что, дойдя до определнного возраста, ребенок всему научится сам. Окружающий мир наполенен для ребенка множеством предметов. Чтобы скорее узнать их предназначение ребенок все время следит за взрослыми, страраясь понять, что делает родитель с неизвестными вещами. По мнению О.В. Ковальчук, роль как «социального проводника» в воспитании ребенка важна и ответственна. взрослого – определить, чему, как и когда ребенка, его к миру и прошла безболезненно. Прочность, сформированного зависят от того, как оно формировалось, механизм был в психолого- педагогического [32]. Т.Н. Ушенина считает, что не действовать «в лоб», заводя разговор «по поводу» и детей к самостоятельности. Поскольку отцы и не ответственность за воспитание, надо продумать свои вопросы. Например, как вы вечерние, работы, часы досуга дома? С кем ваши дети? ли вы вместе с детьми? Такие вопросы озадачивают и матерей. нужно в таких выражениях, они не достоинства, не воспринимались родителями в «штыки». Наоборот, тон побудит критически взглянуть на свои воспитания [32]. Проблема формирования у самостоятельности была и в педагогике одной из важных. необходимо на собрании, что гигиенических и самообслуживания значимым процессом для в бедующем. В возрасте формировать простейшие опрятности и самообслуживания, подражать действиям взрослых и простые поручения, например, с взрослыми ухаживать за и животными. установить: действиям учить ребенка года жизни. следует те действия самообслуживания, надо ребенка: В выработке у навыков необходим подход. Одному один раз показать, как делать, и он это с первых попыток повторить. Для будет еще на то, как делают это другие, например, дети. подоткнёт к самостоятельным действиям мамы самому, а может строгое напутствие и слова о том, что это нужно выполнить. В некоторых для ребенка к действиям следует рассказать о том, что будет, если он не задание (речь идет о последствиях, а не о наказании). Более того, должны отношение к возрасту, его как период, в закладывается трудового воспитания. быть также задача элементарных о труде взрослых. каждым следует вопрос: в чем проявляется самостоятельность ребенка? Общеизвестно, что уже на году возникают попытки обслужить себя [26]. А в психологии и рассматривается как один из труда, серьезное в задач и нравственного детей [23]. подход к самообслуживанию, глубокое понимание развития этих у в дошкольном возрасте увидеть не утилитарный детского самообслуживания, но и его возможности как и воспитывающего средства. Воспитание самостоятельности и навыков предполагает систему организованных воздействий на сознание, и волю детей, но при этом такая деятельность, в они и навыки, и себя. Совместные, воздействия на дошкольника воспитателя и очень в детей. Поэтому, в общей системе самостоятельности совместно с следует придерживаться одних общения с ребенком. это было и положительно на формирование у самостоятельности. Родители не всегда понимают нужность и ценность посильной самостоятельной работы детей младшего дошкольного возраста, не знают, что, выполняя действия по самообслуживанию, ребенок не только приобретает конкретные навыки, но и развивает такие качества, которые понадобятся ему в недалеком и далеком будущем для успешного учения в школе и успеха в жизни вообще. Простой пример: мытье столов облегчает подготовку ребенка к письму и чтению, ибо упражняет движение руки и, соответственно, глаз. Ю. Б. Гиппенрейтер пишет, что в последние десителятия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Ребенок, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически. Принципиально подход к развитию самостоятельности такой же, как при формировании любой способности: необходимо создать условия, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом, конечно, важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка: особенности нервной системы, строения мозга и конституции тела, — все это, безусловно, оказывает существенное влияние на сам процесс деятельности. Поэтому в одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален, ведь каждый ребенок — особый мир, неповторимая личность. Любящая мать, любой взрослый, искренне заинтересованные в судьбе ребенка, могут интуитивно подобрать для н....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала
- Психологическое консультирование родителей, имеющих гиперактивных детей дошкольного возраста
- Сотрудничество педагогов ДОУ с родителями воспитанников по подготовке детей к школе