VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Состояние проблемы в практике работы дошкольной образовательной организации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005711
Тема: Состояние проблемы в практике работы дошкольной образовательной организации
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ	2 

	ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ	6 

	1.1  Проблема адаптации детей к дошкольной образовательной организации как психолого-педагогическая проблема	6 

	1.2 Характеристика личностного развития детей 3-4 лет	14 

	1.3 Особенности  воспитания  детей в группе кратковременного пребывания	17 

	Выводы по 1 главе	23 

	ГЛАВА2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНОЙ  РАБОТЫ  ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ	26 

	2.1 Состояние проблемы в практике работы дошкольной образовательной организации (констатирующий этап исследования)	26 

	2.2 Педагогическое сопровождение адаптации детей 3-4 лет к дошкольной образовательной организации (формирующий этап исследования)	31 

	2.3 Анализ эффективности предложенной стратегии (контрольный этап исследования)	40 

	Выводы по 2 главе	44 

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	47 

	СПИСОК ИСТОЧНИКОВ	50 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….…55









ВВЕДЕНИЕ

 

Младший дошкольный возраст – принципиальный шаг в становлении персоны. Данное период насыщенного физического и психологического становления. Тут у ребенка формируются важнейшие личные новообразования, в том числе: самосознание, наглядно-действенное мышление, посыла сюжетно-ролевой забавы, следует насыщенное становление речи и т.п. Спецификой данного периода считается мощная зависимость темпов становления малыша от свойства его взаимодействия с окружающими.

В данном возрасте малыш первый раз начинает навещать дошкольное образовательное учреждение . Значимость посещения ребенком младшего возраста дошкольного учреждения, велика. Ребенок, посещающий каждое дошкольное учреждение, в детском коллективе, является частью небольшого сообщества с собственными правилами, которые нужно соблюдать. Он накапливает умения контактировать с ребятами своего возраста в разных обстановках, будь то игровые либо учебные. 

Когда малыш в первый раз переступает порог детского сада, в его жизни наступает самый непростой период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. И от того, как удачным будет этот исходный шаг вхождения малыша в детский социум, почти во всем, зависит отношение его к дошкольной организации в предстоящем.

Проблема адаптации малышей к дошкольной организации получила определенное рассмотрение в научно-педагогических исследовательских работ (Г.Ф. Кумарин, Н.Д. Ватутина и др.). В наше время под адаптацией понимается процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. 

Научное рассмотрение получили физиологические базы процесса адаптации, его психические механизмы. Еще наименее исследованы трудности педагогического сопровождения процесса адаптации малышей к условиям дошкольной образовательной организации. Потому  актуальность исследования социально-психологических критерий адаптации малышей в ДОО является тривиальной.

На сегодня, посреди других принципиальных вопросов дошкольной педагогики, особо важной является задача разработки программы  интеграции малышей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, адаптации их к данному процессу.  По воззрению таких авторов как (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова и др.), суть педагогической поддержки проявляется в сотрудничестве преподавателя  с ребенком. Для которого типично хорошее отношение к ребенку, рвение правильно  оценить его возможности, осознать мотивы поведения, провоцировать творчество, личностное развитие, также возможность поддерживать социально подходящий  морально - психический климат в группе детского сада.

Обзор научной литературы дозволил установить, что в реальное время задача педагогической поддержки детей в период адаптации в ДОО является изученной не довольно. С одной стороны, сознается значимость и важность педагогической поддержки ребенка в период адаптации, а с иной стороны, методические аспекты этого вопроса являются неудовлетворительно классифицированными. Выявленное возражение дозволило сформулировать задачу: каким образом следует организовать педагогическую поддержку детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации? 

Объектом исследования выступает адаптация детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации. 

Предметом исследования - педагогическое сопровождение  адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации. 

В связи  с произнесенным нами установлена задача изучения: теоретико-опытное подтверждение преподавательского обслуживания приспособления ребят 3-4 года к дошкольной организации.

Гипотеза: отталкиваясь от этого,  адаптация подталкивает малыша к новым обстоятельствам жизнедеятельности в дошкольном учреждении, в процессе этого воспитанник  имеет возможность ощущать существенные проблемы и требует педагогического обслуживания, те самым  ребенок проще приспосабливается к дошкольному учреждению, в случае если достаточна педагогическая поддержка:

 - осуществляться 	исходя 	из 	индивидуальных особенностей ребенка;	

- включать разнообразные способы превентивной и оперативной помощи детям; 

- строиться на взаимодействии дошкольной организации  и семьи. 

Задачи исследования: 

Рассмотреть основные принципы задачи адаптирования детей младшего дошкольного возраста к детскому саду

Изучить положение задачи педагогического обслуживания приспособления детей 3-4 года в практике  дошкольного учреждения. 



Разработать и апробировать программу педагогического обслуживания приспособления детей 3-4 года к дошкольному учреждению.

Теоретико - методологическая основа исследования: концепции педагогической помощи формирования персоны, повышенные в работах специалистов по психологии А. Маслоу, К. Роджерс и педагогов Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и др.; утверждения о общественных условиях формирования, о эмоциональных закономерностях формирования ребенка раннего возраста Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и др.; мысли согласно теме приспособления малыша к детскому саду Белкиной Л.В., Волкова В.С., Давыдовой О.И., Ильиной И.С., Основа Т.В., Кирюхиной Н. В., Семенака С.И. и др., а кроме того педагогические нюансы задачи взаимодействия дошкольного учреждения в работе с родителями воспитанников Дороновой Т. Н., Заводчиковой О. Г., Зенина Т.Н., Зубовный Г. В., и др.

Методы исследования:  

теоретические – исследование учебно-методичной литературы

по теме изучения; экспериментальные – исследования с детьми, беседа с педагогом,

анкетирование родителей, индивидуальные беседы с воспитанниками, методики В. Кудрявцева и В. Синельникова ("Солнышко в комнате" и "Как спасти зайку"), технология Е.Э.Кригер, технология «Древо желаний» В.С. 

Объем бакалаврской работы представлен 69 страницами печатного текста компьютерного набора, 50 наименованиями списка используемых источников, 5 таблицами,   и  6 приложениями. 



ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 

 

1.1  Проблема адаптации детей к дошкольной образовательной организации как психолого-педагогическая проблема 

 

Адаптация -  адаптация организма к новой среде, а малышу детское учреждение безусловно представляется новым, вдобавок незнакомым местом, с новой обстановкой и новыми взаимоотношениями с детьми и воспитателями. 

Анализ работы разных дошкольных учреждений в этапе адаптации выявил, что вопрос приспособления ребенка насущна и жизненна, т. к. педагоги  не всегда готовы проявлять новым  попавшим детям грамотную поддержка и общественно-педагогическую помощь вместе с этим ощущаются проблемы со взаимодействием педагога с родителями вновь пришедшего дошкольника. Помимо этого, большинство родителей подходят к этапу адаптации своего ребенка мало серьез.

Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации  к детскому саду

Таким образом решение задач, принадлежащих к сохранению аномального и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной с первостепенных задач, значимых перед сотрудниками дошкольного  учреждения и родителями детей [20,с.79].

Соответственно, одна из  основных проблем преподавателей и специалистов по психологии дошкольных учреждений состоит в постановлении проблемы адаптации детей к детскому саду; в предложении помощи в концепции взаимоотношений воспитанников , их родителей и работниками детского сада. Принципиально создать взаимоотношения, что формируют чувство удобства, убежденности, взаимоуважения, взаимопомощи, возможности разрешать задачи согласно критерию их происхождения. Осуществляется это при помощи концепцию общественно-педагогического сопровождения абсолютно всех участников процесса, содержащую в себе мониторинг возможного уровня приспособления воспитанников , консультации с родителями и педагогами.

В педагогической литературе получили рассмотрение вопросы адаптации детей к детскому саду (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В.ТонковаЯмпольская, Н.Д.Ватутина и др.). 

Адаптация обусловливается первоначально лишь,  как медико-психолого-преподавательская вопрос, постановление которого призывает формирования условий, удовлетворяющих необходимости воспитанников в общении, в кругу семьи и социальным окружением, правильного медицинского обслуживания детей, а так же воспитательного процесса  (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).

Значительное внимание проблемам приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.АтанасоваВукова, В.Манова - Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление в детский сад связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия [11,с.198]. 

Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи. 

Сущность адаптации заключается в обеспечении процесса развития личности. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в детском саду. Другими словами каждый ребенок привыкает по-своему. 

Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая может проявляться в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности, взаимоотношений со сверстниками и воспитателями. 

В научной литературе представлены разные группы факторов: внешние и внутренние; биологические и социальные; факторы, которые зависят и не зависят от педагогов детского сада. Следует отметить, что более полно изучены и охарактеризованы в психолого-педагогической литературе факторы, затрудняющие адаптацию дошкольников и приводящие к дезадаптации личности. 

При поступлении в детский сад у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения становятся для малыша источником стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, происходят нарушения в поведении, физиологических процессах, эмоциональном состоянии [9,с.284]. 

Проблема адаптации ребенка раннего возраста остается требует научного изучения. До сих пор специально не изучалось, как происходит включение маленького ребенка в новую действительность, какие психологические трудности он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этот период, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка раннего возраста и каковы способы установления контакта взрослого. Сегодня количество детей, имеющих отклонения в поведении (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т.д.), невротические расстройства, продолжает расти. Таким детям труднее адаптироваться к новым социальным условиям. Следует отметить, что невротические расстройства — преходящие состояния, т.е. их отличает динамизм, они могут быстро возникать при стрессовых ситуациях и достаточно быстро исчезать, даже при небольшой помощи, устраняющей психогенные факторы. Особенно это касается невротических реакций, они являются начальной формой психической дезадаптации, т.е. поведенческой реакцией, неадекватной внешнему стимулу. Например, ребенок, который не хочет ходить в детский сад, потому что боится воспитателя, вернулся домой. Там его окружают любящие родители, он попадает в привычную ситуацию, но по-прежнему плачет, боится оставаться один, плохо ест и засыпает, хотя до поступления в детский сад таких изменений в поведении ребенка в домашних условиях не было. Ориентация педагога на более ласковое отношение к этому ребенку способствовала его привыканию к детскому саду и, особенно, к воспитателю. 

При этом изменения поведения исчезли без медикаментозной коррекции 

[10,с.236]. 

При отсутствии своевременной помощи таким детям невротические реакции трансформируются в более стойкие расстройства — неврозы. При этом усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной системы, деятельность внутренних органов и могут возникать различные соматические заболевания. Доказано, что более половины хронических заболеваний (до 80%) это психо и нейросоматические болезни. У ребенка также важно оценивать показатели нервно-психического развития: в первые 3 года жизни это, прежде всего, речевое, моторное развитие, эмоциональное состояние. 

Следовательно, во все возрастные периоды при оценке психического здоровья необходимо давать характеристику эмоционального состояния ребенка, его социальной адаптации. 

Если говорить о причинах частых нарушений психического здоровья детей, то среди их многообразия особенно нужно остановиться на двух аспектах. Первый аспект — рост частоты перинатальных повреждений нервной системы, возникающих еще в утробе матери или во время родов. Частота таких повреждений достигает 80%. В большинстве случаев это легкие повреждения, в основном, проявляющиеся в первые месяцы жизни ребенка возбуждением, нарушением сна, изменением тонуса мышц. К году эти расстройства, как правило, проходят или компенсируются. Но это период так называемого «мнимого благополучия», и уже к трем годам более чем у половины таких детей появляются изменения поведения, нарушение развития речи, двигательная расторможенность, то есть появляются синдромы минимальной дисфункции мозга. У этих детей не только нарушается поведение и развитие высших мозговых функций, но и затруднена адаптация к дошкольным учреждениям и школе, имеются трудности в обучении. Это, в свою очередь, определяет их повышенную склонность к эмоциональным расстройствам и невротизации. У этих детей очень рано определяются вегетативные сдвиги и формируются болезни дисрегуляции, так называемая нейросоматическая патология. Это могут быть различные заболевания сердечно-сосудистой системы (например артериальная гипо- и гипертензия), пищеварительного тракта (например гастродуоденит), бронхолегочной системы (например бронхиальная астма) и т.д. [27,с.176]. 

Второй аспект частых нарушений психического здоровья — стрессовые ситуации в жизни ребенка. Они могут быть обусловлены как социально-экономическим неблагополучием семьи, так и неправильным воспитанием ребенка. Стрессовые ситуации могут возникать при отрыве ребенка от семьи, когда он поступает в детский сад или школу. Причиной их может быть и плохая успеваемость, конфликты со сверстниками и педагогами. 

Неблагоприятному течению адаптации детей часто предшествуют имеющиеся с раннего возраста нарушения психического здоровья. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять эмоциональные нарушения и проводить их коррекцию. 

С другой стороны, неблагоприятное течение адаптации к детскому саду ведет к замедлению интеллектуального развития, негативным изменениям характера, нарушениям межличностных контактов с детьми и взрослыми, то есть к дальнейшему ухудшению показателей психического здоровья. При продолжительной стрессовой ситуации у этих детей возникают неврозы и психосоматическая патология, а это затрудняет дальнейшую адаптацию ребенка к новым факторам среды. Возникает замкнутый круг. Особая роль в длительном сохранении стрессовой ситуации отводится межличностному конфликту. Неслучайно в последнее время стали актуальными проблемы дидактогенных заболеваний, вызванных непедагогическим поведением воспитателя. Следует отметить, что воспитатели сами часто имеют нарушения здоровья, сходные по структуре с заболеваниями воспитанников, у них нередко выявляется неврастенический синдром. Воспитатель и его воспитанники, находясь в едином психоэмоциональном кольце, оказывают взаимозаражающее действие друг на друга. Поэтому в системе охраны здоровья детей очень важно нормализовать психоэмоциональное состояние воспитателя [30,с.456]. 

Поступление ребенка в сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И не напрасно. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трехлетний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то ребенок младенческого и раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним.  

Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому саду проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детский сад, зависят и течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, и дальнейшее развитие малыша.  

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными.  

Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом [41,с.275].  

Социально-педагогическое сопровождение всегда персонально и направлено на конкретного ребенка, даже если педагог работает с группой.Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы. 

Таким образом, анализ научной литературы свидетельствует о том, что в настоящее время адаптация понимается как процесс приспособления организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. 

Проблема адаптации детей к новым условиям сложна, многогранна. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками дошкольного образовательного учреждения и родителями. 

Характер адаптации зависит от множества факторов, в том числе от возраста ребенка, состояния здоровья и уровня его развития, качества педагогического сопровождения ребенка в условиях семьи и дошкольной организации. 

Психологическими критериями адаптированности ребёнка к дошкольной организации являются: общий эмоциональный фон поведения; реакция на изменение привычной ситуации; познавательная и игровая деятельность; взаимоотношения со взрослыми. 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Характеристика личностного развития детей 3-4 лет 

 

В это время ребенок переживает так называемый кризис трех лет. Дети борются за самостоятельность и уважение к себе, но в то же время ожидают, что взрослый будет их направлять и поддерживать. Их упрямство имеет целью показать, что у них есть воля.  

В этом возрасте дети начинают ставить перед собой принципиально иные цели, чем раньше. Например, раньше в отношении яблока целью было достать его и съесть, а теперь психологической целью стало нарисовать яблоко. Способность поставить и представить конечную цель своих действий, удерживать ее в мыслях все время, необходимое для ее достижения, и есть та важнейшая новая способность, которая, как правило, появляется у ребенка к трем годам. Именно тогда у детей вырабатывается умение самим занять себя. Между отдельными целями ребенка появляется связь. Так, мальчик собирает из конструктора машину, а затем стоит для нее гараж.  

Отношения со сверстниками. На третьем году жизни дети относятся к сверстникам не более как к занятным предметам. Поэтому они могут толкнуть ребенка, оказавшегося на дороге, отнять у него игрушку. Подобные действия не являются выражением агрессивности, но требуют внимания и обсуждения с ребенком. Третий год жизни – самый благоприятный период для того, чтобы заложить у детей потребность и привычку к мирному и доброжелательному сосуществованию.  

Речь становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. В речи возрастает доля глаголов, прилагательных. Появляются сложные предложения. Но ребенка травмируют требования взрослого давать развернутые и полные ответы.  

Занимаясь каким-либо делом, дети часто «приборматывают». Такие «разговоры с собой» не следует пресекать, они имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок намечает и удерживает в памяти поставленные цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, иногда он выполняет отдельные действия только на словах.  

Внимание и мышление. В 3-4 года дети обращают внимание только на то, что само привлекает их взгляд, запоминают то, что само запоминается. Внимание удерживается недолго – до 20 минут. Детям этого возраста трудно выполнить просьбу убрать игрушки, потому что малыш удерживает в поле своего внимания только один объект.  

Для развития мышления необходимо предоставлять детям в распоряжение конструкторы и мозаики, а главное – возможность самостоятельно исследовать их. Им нужно работать с красками, мелками, фломастерами, пластилином, бумагой, кистями, штампами и др.  

Ребенку важно использовать три типа действий: разорвать на части, сконструировать нечто, заполнить или опустошить емкость. Взрослым стоит поддерживать в этом возрасте интерес к познанию окружающего мира и исследовательскую инициативу.  

К трем годам ребенок учится осуществлять простейшие классификации, например, сортировать предметы по цвету и размеру.  

Трехлетний ребенок – неутомимый деятель. Он активно исследует и познает то, с чем может что-то делать на практике. В этом возрасте существуют уникальные возможности для становления ручной умелости.  

В три года дети хорошо запоминают только то, что им интересно, или то, что им понравилось.  

Эмоции двух - трехлетний ребенок проявляет ярко и непосредственно, легко заражается эмоциями других детей и присоединяется то к плачу, то к бурной радости. Причины негативных реакций чаще всего связаны с физическим состоянием ребенка. Упал – плачет. Не выспался – капризничает и т.д. Здоровый трехлетний малыш склонен иметь обычно хорошее настроение.  

В этом возрасте многие дети проявляют возрастные страхи – боязнь темноты, чудовищ.  

Трехлетки, как правило, считают себя «хорошими», и задача взрослого – поддержать малыша в этой уверенности. Важно научить ребенка различать общее положительное отношение к нему взрослого и характеристику, или оценку, того или иного конкретного результата его действий. Не секрет, что дети данного возраста не разделяют эти два момента и считают всякое критическое замечание выражением плохого отношения к себе лично. С помощью взрослого ребенок может понемногу приучаться видеть себя со стороны и задумываться о своих поступках. 

Таким образом, ранний возраст – важнейший этап личностного становления, характеризующийся высокими темпами развития всех сторон личности и психических процессов. В раннем детстве происходит становление самосознания, развитие символической функции сознания, способности предвидеть результаты собственных действий. Эти новообразования выводят развитие психики на более высокий уровень, который позволяет ребенку проявлять собственную активность и добиваться поставленных перед собой целей. По мнению Э. Эриксона, в возрасте около трех лет ребенок переживает конфликт развития, связанный с возможностью управлять собственным поведением. Его разрешение будет зависеть от того, как родители будут относиться к растущей самостоятельности ребенка, когда фраза «Я сам!» становится девизом всех его дел. Благополучный социальный исход возникновение автономии, появление самоконтроля; неблагополучный исход возникновение сомнений в себе, неуверенности. 

Стремление ребенка к активному проявлению самостоятельности становится ядром, вокруг которого образуется вихрь противоречий между ребенком и взрослыми. Ребенок хочет и может проявлять активность, а взрослые это стремление ограничивают. Это разрастающееся противоречие и есть тот психологический механизм, который запускает кризис. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Особенности воспитания детей в группе кратковременного пребывания 

 

Первые три года жизни – годы активного накопления социального опыта, период, от которого зависит будущее здоровье и будущее содержание личности. Именно в эти годы, впервые прикасаясь к социальному миру, дети становятся пытливыми или безразличными, эмоциональными или вялыми, здоровыми или больными. 

Современные родители все больше заинтересованы в раннем развитии детей. Приобретая массу развивающих игр, пособий, книг, по прошествии некоторого времени они понимают, что для эффективных занятий с ребенком им не хватает психолого-педагогических занятий. 

Для обеспечения доступности образования и воспитания для любых слоев населения, пропаганды педагогических знаний среди родителей, легкой адаптации детей к дошкольной образовательной организации  наиболее востребованными стали группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста. 

Воспитательная  деятельность в этих группах позволяет создать благоприятные условия для социализации детей, которые достигаются в результате свободного общения детей, родителей, педагогов. 

Основные цели группы кратковременного пребывания: 

создать единую развивающую среду, одновременно важную для ребенка и его родителей; 

осуществление плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении; 

всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения; 

педагогическое просвещение родителей. 

Комплектование групп производит директор дошкольной организации, количество малышей не более 10. 

Зачисление детей производится при наличии справок о состоянии здоровья и заключения договора между дошкольной организации и родителями. 

Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения – отличительная особенность данной группы. 

Задачами кратковременной группы являются: 

укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение 
возможностей детей; 

формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками. Формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему; 

развитие познавательной сферы в соответствии с возрастом, расширение кругозора, усвоение общепринятых норм использования предметов окружающего мира; 

взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к собственным детям; 

создание единого стиля воспитания и общения с ребенком в образовательном учреждении и семье. 

Ведущими направлениями деятельности являются: 

индивидуальные и групповые занятия педагога с ребёнком в присутствии родителя; 

совместные занятия с детьми и родителями, стимулирующими развитие разных видов детской деятельности: двигательной, речевой, игровой, художественно-эстетической;  психолого-педагогическая работа. 

Содержание воспитательно-образовательного процесса определяется программами «Кроха» Г.Г. Григорьевой, «Программой воспитания и обучения в детском саду» ред. М.А.Васильевой, «Музыка малышам» В.А. Петрова, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко, А. Буренина (см. рис.1). 

 

Рисунок 1.  Содержание работы в группе кратковременного пребывания 

 

Для успешной реализации задач потребовалось создание определённых условий (см. рис.2). 

 

Рисунок 2.  Условия организации деятельности ГКП 

 

Продуманный режим дня, сетка занятий – одно из важнейших условий развития ребенка. Сетка занятий составляется с учетом программных требований, возрастных особенностей детей и времени пребывания в группе. Образовательный процесс организовывается максимально компактно, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. 

Разрабатывая раздел «Музыкальное воспитание для детей в группе кратковременного пребывания в детском саду» выделяется в работе несколько аспектов: 

характеристика возрастных особенностей детей, 

задачи развития, 

содержание и условия педагогической работы,  музыкальный репертуар. 

Задачи музыкального развития детей младшего возраста: 

увлекать, удивлять и радовать детей музыкой; 

приучать малышей внимательно её слушать, развивать умения прислушиваться к словам песни, самим воспроизводить простейшие интонации. 

учить выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки. 

Музыкальные занятия проводятся 1 раз в неделю со всеми детьми и родителями. 

Занятие включает: слушание музыки, песенку, побуждающую детей к слоговому пению или звукоподражанию: игровые упражнения или музыкальную игру; пляску. 

Какому разделу уделить больше времени на музыкальном занятии, а какому меньше или вообще исключить, каждый раз определяет музыкальный руководитель. 

По изобразительной деятельности выделили следующие задачи: 

Развивать: 

интерес малыша к изобразительному материалу и познавательные действия с ним; 

интерес ребёнка к действиям взрослых с материалом; 

интерес малыша к следу, оставленному на бумаге и появление ассоциативного образа. 

Все происходит в игровой форме. Это похоже больше на мини-спектакль. Через игровой персонаж педагог показывает возможности изобразительных средств. Это делается как для детей, так и для родителей. Вместе с родителями дети рисуют фломастерами, карандашами. Мы используем краски – рисуем штампиками (кубиками, цилиндрами и т.д.), кольцами. 

Занимаемся мы и лепкой – в качестве изобразительного материала используем тесто. Детям это очень нравится. Аппликацию тоже не обходим стороной – к «голой» выточке дети с удовольствием приклеивают пластилиновыми шариками листочки. Нужно это не только детям, но и родителям – в свободное время они будут знать, как правильно заниматься с детьми, на что необходимо обратить внимание. Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития является правильно организованная двигательная активность ребёнка. С детьми данной группы проводятся занятия в физкультурном зале, подвижные игры и упражнения. 

В групповой комнате так же помещено оборудование для занятий с детьми: мячи, дуги, скамеечки и т.д., а так же нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия, массажа ног. 

Большое значение для развития взаимодействия семьи и детского сада приобрело общение родителей друг с другом и со специалистами МДОУ, участие в совместных мероприятиях. 

Включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает адаптацию ребёнка, но и учит родителей относится к воспитанию ребёнка как к сложному и кропотливому процессу введения ребёнка в пространство культуры. Дети чувствуют себя более комфортно с мамами, чем в обычной группе. 

Во время игр педагоги предлагают родителям помочь ребёнку принять игровую роль, поучаствовать в совместных со взрослыми и детьми занятиях. 

Подобные поручения не только помогают родителям узнать возможности своего ребёнка, но и освоить способы организации игр и занятий с ним, востребованные в домашних условиях. 

Педагоги поручают закреплять с детьми полученные в детском саду знания на занятиях, во время домашних игр. 

Таким образом, мы можем заключить, что группы кратковременного пребывания  это распространенная форма  организации жизни детей младшего и дошкольного возраста. Они созданы для обеспечения доступности образования и воспитания для любых слоев населения, пропаганды педагогических знаний среди родителей. Наиболее востребованными стали группы кратковременного пребывания для детей младшего возраста, которые решают широкий круг задач, связанных с всесторонним развитием детей данной возрастной группы, безболезненным вхождением их в социальный мир, в частности, в мир дошкольной образовательной организации. 

 

 

Выводы по 1 главе 

 

Проведенный нами анализ научной литературы свидетельствует о том, что в настоящее время в исследованиях адаптация понимается как процесс приспособления организма к новой обстановке.  

Проблема адаптации детей к новым условиям сложна, многогранна. Для ребенка детский сад является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привест.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44