- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Составная рифма в стихе Иосифа Бродского
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011945 |
Тема: | Составная рифма в стихе Иосифа Бродского |
Содержание
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. КАНТА ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Аллахвердянц Гаянэ Эдуардовна СОСТАВНАЯ РИФМА В СТИХЕ ИОСИФА БРОДСКОГО Направление 45.03.01 «Филология» Профиль «Отечественная филология» Выпускная квалификационная работа Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Татьяна Валентиновна Цвигун Допускается к защите Председатель НМС ИГН ____________ В.Н. Маслов «____» ___________2017 г. Калининград 2017 Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава I. Поэтика рифмы Иосифа Бродского Глава II. Рифма, как приём инструментовки 2.1 Фонематический аспект изучения составной рифмы в ранней лирике 2.2 Морфологический аспект изучения составной рифмы в ранней лирике 2.3 Фонематический аспект изучения составной рифмы в поздней лирике 2.4 Морфологический аспект изучения составной рифмы в поздней лирике Глава III. Рифма и смысл Заключение Список литературы Введение Исследование данной дипломной работы посвящено составной рифме Иосифа Бродского, её комплексному анализу и эволюции. Данное исследование нужно начать с рассмотрения составной рифмы. Составная рифма получила распространение лишь в XIX веке. По своей структуре рифма относится к неточным. Обычно составная рифма состоит из двух элементов, которые могут быть обособлены. Обратимся к определению сущности составной рифмы. В работе «Стилистика и стихосложение» Б.В. Томашевский трактует понятие составной рифмы, таким образом: «Составные рифмы (когда одно слово соответствует двум словам) – это игровые, каламбурные рифмы, которые в классической поэзии применялись только в юмористических произведениях. Примеры составных рифм, когда одному слову в рифме соответствуют два слова: говорит он — напитан. Это — приблизительная рифма, но терпимая, а основное ее качество, что она составная: два слова соответствуют одному. Или цвели мы — палимы, где вы — девы, до Киева — не губи его». М.Л. Гаспаров говорит о том, что рифма – это фонетический приём, предназначенный для слуха. Когда же поэзия опирается не на произношение вслух, а на зрительное прочтение, то «рифмы для слуха» могут стать «рифмами для глаза». Таким образом, «составные рифмы, в которых одно из составляющих слов полностью теряет ударение («реже – те же», «докладом – на дом»), ещё звучат для слуха вполне естественно; они употреблялись и у классиков. Составные рифмы, в которых оба составляющих слова фактически сохраняют свои ударения («вдов вод – овод»), уже звучат неестественно и распознаются скорее глазом, чем ухом». В.М. Жирмунский в своей работе «Теория стиха» не даёт четкого понятия составной рифмы. Исследователь говорит о несоответствиях в составной рифме. Они могут быть обусловлены, во-первых, противопоставлением двух смысловых единиц, во-вторых, присутствием на втором элементе составной группы незначительного отягчения, в-третьих, отсутствием обычной редукции заударного гласного. В XX веке составная рифма все чаще употребляется у поэтов-футуристов. Она используется в виде каламбура и в других вариантах. М. Крепс в статье «Поэзия Иосифа Бродского» пишет, что для И. Бродского характерно употребление составной рифмы, а также, что она становится одной из примет его стиля. Исследованию рифмы, а также рифмы Иосифа Бродского посвящено множество работ. Барри Шерр обратил внимание на особенности строфики И. Бродского. М.Л. Гаспаров, Б.В. Томашевский и Р.О. Якобсон проанализировали метрическую и фонетическую сторону рифмы. Д.С. Самойлов исследовал звуковую структуру рифмы. Ю.М. Лотман указал на взаимодействие синтаксиса с рифмой и предложил взгляд на рифму как на смысловое пространство текста. А.Л. Бабакин описал словарный состав рифм. Таким образом, рифме И. Бродского посвящено достаточно много работ. Она исследована в фонетическом плане, ей дано морфологическое описание, исследован лексический состав рифмы. В нашем исследовании мы опирались на классификацию рифмы, описанную В.М. Жирмунским в работе «Рифма, её история и теория». Он разделили её на три части: 1) рифма с метрической точки зрения; 2) рифма, как приём инструментовки и 3) рифма и смысл. Первые две части отвечают за формальную сторону рифмы, а последняя - за смысловую сторону. Как метрический приём рифму подразумевают как учение об окончании стиха, то есть клаузулу. С точки зрения классификации рифмы как приёма инструментовки следует говорить о выборе звуков в рифме. Что касается третей части, учёный рассматривает лексическую сторону рифму и её морфологическое строение. Важно отметить, что морфология рифмы является пограничной между формальным и смысловым аспектом изучения рифмы, так как морфемы слов, составляющие рифменное созвучие влияют на содержание. Тем более что рифма И. Бродского стремится «влево» (предударная рифма), созвучные рифменные пары образуют корни слов, которые и оказывают влияние на смысловую организацию. Таким образом, формальная сторона изучения рифмы составляет три аспекта: фонетический, метрический и морфологический. В нашем исследовании мы рассмотрим только два аспекта: фонетический и морфологический. Это связано с тем, что составная рифма не используется И. Бродским на протяжении всего стиха, либо строфы, поэтому мы не можем говорить о чередовании окончаний и рассматривать рифму, как метрический приём с этой точки зрения. Для данного исследования важно рассмотреть и периодизацию творчества И. Бродского, на основе которой мы будем строить анализ составной рифмы и её эволюцию. Многие исследователи подчёркивают, что границы между периодами творчества поэта размыты и его поэтики свойственна «устойчивость... как основных мотивов, так и художественных средств их выражения». Отметим, что есть несколько подходов к периодизации: по «десятилетиям (творчество 60-х, 70-х, 80-х, 90х) или в соответствии с переломными этапами жизни поэта (до ссылки, до эмиграции, до получения Нобелевской премии, после получения премии и до кончины)». А.А. Новиков также предлагает свой подход к исследованию творчества поэта. Он считает, что его творчество «четко делится на две части – написанное им в России и вне родины. В этой связи закономерны термины «ранний» и «поздний» Бродский. Перед нами как бы два разных поэта». Следующая периодизация творчества И. Бродского, которую мы рассмотрим, была предложена А.А. Чевтаевым в работе «Нарратив как реализация концепции времени в поздней лирике И. Бродского». Он выделяет три периода: ранний (с 1960-х гг.), зрелый (с середины 1960-х до конца 1970-х гг.) и поздний (с конца 1970-х) периоды. В. Семенов предложил следующую периодизацию творчества И. Бродского: 1963–1964 годы, 1972–1976 годы и 1993 год, которая основана на эволюции стиха. Подводя итоги вышесказанному можно отметить, что наиболее чёткая периодизация творчества И. Бродского принадлежит А.А. Новикову, который считает, что есть два периода: первый – до эмиграции и второй – после эмиграции. На основе других периодизаций мы можем разграничить данную периодизацию по годам: до эмиграции с 1960-х до 1972 гг. и с 1972 до 1990-х гг. 1972 год, когда И. Бродский был вынужден эмигрировать в США, считается коренным в его творчестве. Актуальность исследования обусловлена, во-первых, материалом. Составная рифма в поэзии Иосифа Бродского впервые становится особенностью его поэтики, поэтому мы собрали достаточный материал для исследования. Материалом послужили сборники Иосифа Бродского. В сборниках «Остановка в пустыне» и «Конец прекрасной эпохи» собраны произведения И. Бродского с 1960 по 1972 гг. В первом сборнике насчитывается 26 составных рифм, а втором 28. В следующих сборниках «Части речи» (33 составных рифм), «Новые стансы к Августе» (16), «Урания» (18) и «Пейзаж с наводнением» (28) мы рассмотрели произведения с 1972 по 1994 гг. В сборнике «Части речи» собраны произведения написанные не только в годы эмиграции, но и те, которые были написаны в последние годы, проведённые поэтом в России. В сборнике «Новые стансы к Августе» есть произведения, написанные в 1962 году. Итого в позднем периоде мы исследовали 89 составных рифм, а в ранней лирике 60. Во-вторых, актуальность заключается и в комплексном анализе составной рифмы, её фонетическом, морфологическом и смысловом аспекте. Это важно для того, чтобы проследить изменения в составной рифме от ранней до поздней лирики Иосифа Бродского. Объектом исследования стала ранняя и поздняя лирика Иосифа Бродского (до эмиграции и после эмиграции) Предметом исследования является комплексное исследование составной рифмы Иосифа Бродского. Цель работы заключается в том, чтобы проследить эволюцию составной рифмы в лирике Иосифа Бродского. Цель исследования можно достигнуть через поставленные задачи: выявить составные рифмы И.Бродского и контексты их употребления; описать особенности поэтики составной рифмы; произвести комплексный фонематический, морфологический и смысловой анализ составной рифмы; на основе комплексного анализа составной рифмы Иосифа Бродского проследить эволюцию её развития. Методологическую основу исследования составили работы таких литературоведов, как В.М. Жирмунский, Б.В. Томашевский, М.Л. Гаспаров и другие. Исследованию творческого наследия И. Бродского посвящено множество работ различных авторов: С.Н. Бойтман, С. Волков, М. Крепс, Л.Лосев, А. Жолковский, Ю.М. Лотман. Работы, освещающие формальные аспекты рифмы И. Бродского, можно встретить у А.Л. Бабакиной, Л.М. Гаспарова, Б.Шерр и других. Глава I. Поэтика рифмы Иосифа Бродского Поэтике И. Бродского посвящено много работ различных исследователей таких, как М. Крепс, М.Л. Гаспаров, В.П. Полухина, Б Шерр и другие. Для данной дипломной работы, которая непосредственно связана с рифмой мы рассмотрим лишь некоторые статьи. Во-первых, работу М.Л. Гаспарова «Рифма Бродского», который исследует фонетику и метрику рифмы И. Бродского. Исследователь проводит параллель с рифмами поэтов старшего поколения: В. Маяковского, М. Цветаевой и Б. Пастернака. Он отмечает, что «общая доля неточных мужских рифм в поэзии последних десятилетий сокращается», а «что касается женских рифм, то Бродский оказывается здесь более сдержан в своей неточности, чем большинство поэтов этих десятилетий». А также М.Л. Гаспаров приходит к выводу, что неточная рифма И. Бродского соотносится с рифмой В. Маяковского. Во-вторых, работу Б. Шерра «Строфика И. Бродского: новый взгляд». В ней он описал особенности строфики И. Бродского и говорил, что его новаторство заключается в противостоянии «наступательному преобладанию катрена в русской поэзии XX века». По его мнению И. Бродской проявлял внимание к строфике, применяя новые и разнообразные строфические формы. Наряду с этим автор говорит и том, что поэт употребляет длинные строфы, которые сопровождаются анжамбеманами: «неожиданное появление союзов и предлогов в конце строки вызывает дополнительный интерес к рифме». И далее Б. Шерр пишет о том, что это связано с заимствованием из английского стихосложения. Иосиф Бродский отводит рифме центральное место. В одном из интервью он говорит о том, что прозу ничего «не держит», в поэзии же вас «держит» рифма. Рифма дисциплинирует мысль, поддерживает свой стиховой ряд. Ю.Н. Тынянов называет данный процесс «единством или теснотой стихового ряда». Наличие рифмы позволяет читать стихи, словно с двух сторон – с начала строки, следуя за мыслью поэта и с конца, следуя за рифмой. Таким образом, рифма оказывает влияние на синтаксис стиха. Ю.М. Лотман говорит об особом синтаксисе И. Бродского, называя его «поэтом повышенной пропозициональности». Это связано с тем, что Ю.М. Лотман выделяет в структуре текста два уровня: «пропозициональный (уровень утверждений), образуемый словами, объединяемые в предложения, и семный – уровень семантических составляющих, образуемых корреспонденцией более мелких, чем слов, компонентов смысла». Также исследователь говорит и о том, что эти уровни связаны между собой и слова, которые составляют утверждения, являются комбинациями сем. Это относится к рифме, как к единице, которая связывает оба уровня. Кроме того, как говорит И. Бродский в одном из своих интервью, рифма обеспечивает взаимосвязь языковых единиц: «В определённом отношении, прибегая к рифме, поэт отдаёт должное языку, словам или понятиям, которые он трактует». То есть для И. Бродского рифма является не только как способ организации текста, но и способ познания мира. Сопоставляя слова, которые раннее никогда не составляли пары, между ними может возникнуть родство. Здесь важно отметить ещё одну особенность поэтики рифмы И. Бродского – это «семантические пробелы», «затемнения смысла». «В системе взаимодействия, образуемого динамикой стиха и речи, могут быть семантические пробелы, заполняемые безразлично каким в семантическом отношении словом – так, как указывает динамика ритма». И. Бродский использует в таких случаях служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, междометия. В поэзии И. Бродского наблюдается и другое явление, которое образует новые смыслы – это явление предударной рифмы. Его рифме присуща так называемая «левизна», то есть рифма уходит влево от последнего ударного слога. Получается рифма уходит от звуковой к смысловой функции, так как предударные части слова составляют корни и приставки. Их семантика сложнее, нежели у окончаний слов. О. Федотов отметил, что «рифмующиеся созвучие перемещается влево (как в слове, так и в стихе); рифмуются главным образом не суффиксы и флексии, а корни и несущие их отблеск в силу своей выдвинутости – префиксы, или даже целые слова и группы слов, то есть самостоятельные смысловые сгустки; к началу XX века рифма приобретает преимущественно смысловой характер». Таким образом, основные черты поэтики рифмы И. Бродского – это фонетическая точность, строфическое разнообразие, смысловая насыщенность. Глава II. Рифма, как приём инструментовки 2.1 Фонематический аспект изучения составной рифмы в ранней лирике И. Бродского По фонетическому признаку В. Жирмунский классифицирует рифмы на точные и неточные. Под точной рифмой он понимает «акустическое тождество всех звуков стиха, начиная с последнего ударного». Исследователь различает богатую и бедную рифму как типы точных. Богатой рифмой называется созвучие, в которой есть добавочный элемент (опорный согласный ударного слога). Если совпадают предударные гласные, В.Я. Брюсов называет такие рифмы глубокими. Бедная рифма всегда мужская, она состоит из одной тождественной фонемы в рифмопаре и наконец, в достаточной рифме необходимо совпадение двух фонем в мужской рифме и не менее трёх в женской. В ранней лирике И.Бродского преобладают точные рифмы. Проанализировав сборник «Остановка в пустыне», таких рифм поэт использует 14 раз: «даль – едва ль», «тому же - луже», «то чем - впрочем», «мне же – реже», «но не – ноне», где вы – напевы», «сугроб – хорошо б», «тому же – хуже», «туже – муже», «можно – нож, но», «могли бы – подошли бы», «ту же – хуже», «почему же – снаружи», «всё ж - скулёж». В сборнике «Конец прекрасной эпохи» И. Бродский также употребил 14 точных составных рифм: «променада – не надо», «бабы – пора бы», «тому же – муже», «юдоли – то ли», «когда я – рыдая», «тая – когда я», «жизни – вниз не», «ходули – Аду ли», «мне ль – туннель», «ниже – извини же», «даты – когда ты», «ты не – гордыне», «и да – Эвклида», «и на – вершина». Прежде чем проанализировать неточные рифмы в поэзии И. Бродского, рассмотрим сначала виды неточных рифм. В.М. Жирмунский даёт следующую классификацию: ассонансы, консонансы, неравносложные и неравноударные. I. Ассонансы (рифмы с несоответствиями согласных). Д. Самойлов предложил следующую классификацию ассонансов: 1. Усечение конечной или интервокальной согласной 2. Замещение конечной или интервокальной согласной 3. Перемещение конечной или интервокальной согласной II. Диссонансы или консонансы (рифма с несовпадающими ударными гласными). III. Неравносложные рифмы (выпадение редуцированных гласных или неударных слогов при сохранении тождества согласных). IV. Разноударные рифмы, если ассонансы и консонансы требуют консонантной поддержки в стоке, то такие рифмы как правило сопровождаются рядами одинаковых гласных. М.Л. Гаспаров даёт похожую классификацию рифмы, предлагая при этом большой спектр рифм. В данной работе мы будем говорить о точных и неточных рифмах. Для точных рифм характерно совпадение, как гласных, так и согласных. Исследователь даёт свою классификацию неточный рифмы, говоря, что несоответствия могут достигаться с помощью, во-первых, усечения или добавления в конце или даже в середине рифмующегося созвучия, во-вторых, заменой, в-третьих, перестановкой и, в-четвертых, с помощью раздвижения, рифма образует неравносложные рифмы. Рассмотрим и проанализируем составную рифму И. Бродского на основании данных классификаций. Таблица 1. Сборники Ассонансы Консонансы Неравносложные Разноударные Остановка в пустыне 1. двухэтажных – та же 2. вириши – вы же 3. тише – ты же 4.что ж – пойдешь 1. поднять бы – свадьбы 2. вирши – вы же 3. тише – ты же 4. еще бы –трущобы 5. что ж – пойдешь 6. грязно - глаз, но 7. дрожи - всё же 1. дальше – дай же 1. даль – едва ль 2. поднять бы – свадьбы 3. где вы - напевы 4. тому же – луже 5. двухэтажных – та же 6. Vale – едва ли 7. сугроб – хорошо б 8. тому же – хуже 9. могли бы – подошли бы 10. почему же – снаружи 11. все ж – скулеж 12. что ж - пойдешь Конец прекрасной эпохи 1. роюсь – то есть 2. завтра – за два 3. больше – позволь же 4. смертных – нет их 5. прутьях - будь их 1. все же - похоже 1. существую – листву и 2. променада – не надо 3. бабы – пора бы 4. тому же – муже 5. все же – похоже 6. юдоли – то ли 7. тая – когда я 8. мне ль – туннель 9. ниже – извини же 10. даты – когда ты 11. ты не – гордыне 12. больше – позволь же 13. и да – Эвклида 14. и на - вершина Таким образом, в раннем творчестве Иосифа Бродского наблюдается тенденция к использованию разноударных составных рифм. В сборнике «Остановка в пустыне» таких рифм 12, а в «Конец прекрасной эпохе» насчитывается 14. Для данного периода также характерно использование ассонансов и консонансов. В сборнике «Остановка в пустыне» поэт использует 4 первого типа и 7 второго типа рифм, а в сборнике «Конец прекрасной эпохи» характерно употребление ассонансов, их 5 и всего единожды в сборнике «Конец прекрасной эпохи». Для данного этапа творчества не характерно употребление неравносложных составных рифм. Мы находим данную рифму лишь раз в сборнике «Остановка в пустыне». Для нашего исследования важно также отметить, что рифмуются не звуки, а фонемы. По мнению Р. Якобсона «Фонема – обобщенный символ определенной вариационной зоны, колебания, в пределах которой не отражаются на понимании произнесенного». Согласные обладают такими признаками как: 1. Место образования, 2. Способ образования, 3. Участие голоса и шума, 4. Твёрдость и мягкость, 5. Глухость и звонкость. Для рифменного созвучия достаточно совпадения хотя бы одного из признаков. Рассмотрим некоторые случаи в составной рифме И. Бродского. В составной рифме И. Бродского наблюдается сочетание парных согласных по звонкости и глухости [т] и [д] «поднять бы - свадьбы», «прутьях - будь их». А в рифмах «вы же – вирши», «тише – ты же», «что же - пойдешь», «больше – позволь же» И. Бродский сочетает щелевые парные согласные [ж] и [ш]. В рифме «глаз, но – грязь но» мы наблюдаем сочетание различных сонорных согласных [р] и [л]. Для данного исследования важно сказать и о предударной рифме. В такой рифме наблюдается «разрушение заударного созвучия», и рифма передвигается с аффиксов к корням и префиксам. Многие учёные считают, что эта тенденция свидетельствует о развитии рифмы от звуковой к смысловой, ведь именно корни и префиксы обладают семантикой. Такая рифма относится к неточной. В данный период творчества характерно редкое использование предударной рифмы. В сборнике «Остановка в пустыне» таких рифм всего 5 «вирши – вы же», «ноне – но не», «тише – ты же», дальше - дай же», «звенья – зверь я». А в сборнике «Конец прекрасной эпохи» такие рифмы используются 4 раза: «завтра – за два», «больше - боль же», «точно – то, что», «то, что – точка». Таким образом, проанализировав составную рифму, можно сказать, что для И. Бродского в период до 1972 характерно преобладание точных рифм над неточными. В сборниках, которые относятся к раннему творчеству, неточных рифм насчитывается 28, а точных - 26. Из неточных рифм на раннем этапе творчества Иосифа Бродского наблюдается преобладание разноударных составных рифм, их 26. Также использование ассонансов (13 рифм) и консонансов (8 рифм). Также немало важным фактом является то, что И. Бродский меняет содержательное качество рифмы. Это связано с появлением предударной рифмы в творчестве поэта. То есть для составной рифмы поэта характерно стремление к корням и префиксам. На данном этапе таких рифм всего 9. 2.3 Морфологический аспект изучения природы составной рифмы в ранней лирике И. Бродского Морфологический аспект анализа рифмы предполагает характеристику морфологической рифмы, то есть частеречная принадлежность и грамматическая характеристика. Такой аспект изучения рифмы находится между формальной и смысловой частями. Мы изучаем грамматическую форму рифмующегося слова, которая связана с его смысловой структурой и формирует лексическое значение. Над грамматической стороной рифмы работали многие ученые, например, Б.В. Томашевский описывал глагольную рифму, а Гаспаров М.Л. говорил о процессе деграмматизации рифмы. Жирмунский В.М. систематизировал знания и предложил классификацию рифм по морфологическому признаку: грамматические характеристики слова и морфологическое строение рифмы. Именно Жирмунский В.М. пишет о взаимосвязи грамматических характеристик рифмующих слов с их смысловым взаимодействием. В. Маяковский писал о то, что «рифма связывает строки, поэтому её материал должен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки», смысл стиха характеризует «главное слово», которое рифмуется. Можно предположить, что такие слова должны быть выражены существительными или глаголами. Но есть также и служебные части речи (предлоги, союзы, частицы и междометия), они служат для заполнения «семантических пробелов» или «затемнения смысла». Проанализировав морфологический аспект составной рифмы, можно отметить, что автор часто прибегает к употреблению в рифме служебных частей речи, таких как предлоги, союзы, частицы, междометия. Рассмотрим составные рифмы в заударном положении. Изучением рифм в заударном положении занимался В.Е. Холшевников. Такие рифмы образованны созвучием суффиксов и аффиксов. На раннем этапе творчества И. Бродского наблюдается тенденция к использованию во втором элементе составной рифмы частиц (28 рифм) «ж», «же», «ль», «ли», «бы», «не». Рассмотрим данные случаи в сборниках «Остановка в пустыне» и «Конец прекрасной эпохе». Таблица 2. № Сборник «Остановка в пустыне» же ж ль бы дрожи - всё же все ж - скулеж даль - едва ль поднять бы - свадьбы почему же - снаружи что ж - пойдешь едва ли - Vale сугроб» - хорошо б ту же - хуже могли бы - подошли бы ту же» - муже еще бы - трущобы тому же - хуже тому же - луже двухэтажных - та же мне же - реже Сборник «Конец прекрасной эпохе» № же ль ли бы не 1. все же - похоже мне ль – туннель Аду ли - ходули бабы - пора бы променада - не надо 2. тому же - муже юдоли - то ли жизни» - вниз не 3. больше - позволь же Ад ли - вряд ли ты не - гордыне 4. ниже – извини же Рассмотрим случаи употребления частицы «же». Как мы видим из таблицы в раннем периоде характерно употребление указательных местоимений «тому», «та» и «те» с частицей «же». Таких сочетаний всего 6. Сочетаний с наречием «всё» - 2, также мы видим несколько случаев употребления с глаголом «позволь» и местоимением «мне». В данных сборниках поэт использует сочетание частицы «бы» с глаголами «поднять», «могли» и наречиями «хорошо», «ещё». Таких сочетаний в сборниках 6. Из вышеприведённой таблицы мы видим, что в данных сборниках автор употребляет и частицы «ль» и «ли». Два случая с наречием «едва», два с существительным «ад» и с указательным местоимением «то». Следующие сочетания с отрицательными частицами «не» и «ни». Важно, что частицы могут являться как последним элементом рифмы («вниз ни», «ты не», «но не») так и первым («не надо»). Составные рифмы с частицами «не» и «ни», которые стоят на последнем месте, используются с союзом «но», наречием «вниз» и местоимением «ты». Рифма, где отрицательная частица являются первым элементом, во втором элементе мы наблюдаем использование глагола «надо». Кроме служебных частей речи И. Бродский прибегает к использованию местоимений (16 рифм). Таблица 3. № Сборник «Остановка в пустыне» Личные местоимения Указательные местоимения Мне же - реже Тому же - луже Вирши – вы же Двухэтажных – та же Где вы - напевы То чем - впрочем Тому же - хуже Ту же - муже Ту же - хуже Сборник «Конец прекрасной эпохе» Когда я - рыдая Тому же - муже Тая – когда я Мне ль - туннель Будь их - прутьях Даты – когда ты Ты не - гордыне Первое сочетание – это личное местоимение в первом лице единственного числа винительного падежа «мне», которое примыкает к частицам «ль» и «же». Есть сочетания местоимения в первом лице единственного числа «я» с вопросительным местоимением «когда». Оба случая встречаются в сборнике «Конец прекрасной эпохе». Следующие сочетания – это примыкание местоимения во втором лице к частице «не» и вопросительному местоимению «когда», такие рифмы употребляются один раз. Есть сочетания с местоимением «вы» в составной рифме с частицами «же» и «не» и вопросительным местоимением «когда». Последняя часть речи, которую употребляет И. Бродский – это союз (5 рифм) «но», которые примыкает к существительным «глаз» и «нож». Такие случаи проявляются в сборнике «Остановка в пустыне». В сборнике «Конец прекрасной эпохе» мы наблюдаем два случая употребления союза «и» с предлогом «на», частицей «да» и существительным «листву». Таблица 4. № «Остановка в пустыне» «Конец прекрасной эпохи» Можно – нож, но И да - Эвклида Грязно – глаз, но И на - вершина Листву и - существую Изучая поэтику рифмы Иосифа Бродского, в данном исследовании мы обратили внимание на использование так называемых «левых рифм» или предударных рифм. Обратимся к словарю разновидностей рифм В.В. Онуфриева, где дано определение предударной рифме («левой рифме») – «наиболее созвучная из ассонансных рифм; рифма с совпадением ударной гласной и предударных звуков или слогов. Чем больше звуковое сходство, тем созвучней рифма. Предударная рифма – единственная рифма, в которой клаузулы слов могут не играть рифмообразующей роли». Как уже говорилось у Иосифа Бродского рифма «левеет», то есть рифма уходит к корням и префиксам. Такая тенденция свидетельствует о том, что рифма развивается от звуковой к смысловой, так как корни и префиксы – это смыслообразующие морфемы. Наше исследование посвящено составной рифме, поэтому рассмотрим составные рифмы в предударном положении с точки зрения частеречной принадлежности. Рассмотрим составные рифмы в предударном положении на раннем этапе лирики И. Бродского. В сборнике «Остановка в пустыне» поэт употребил предударную рифму в четырёх случаях: «звенья - зверь я», «вирши - вы же», «дальше - дай же», «ноне - но не». Как мы видим, два случая с частицей «же», один с отрицательной частицей «не» и местоимением «я». В сборнике «Конец прекрасной эпохе» таких рифм всего три: «завтра - за два», «больше - боль же», «точно - то, что». В данном сборнике мы также видим употребление частицы «же» с существительным, предлога «за» примыкающего к числительному и союза «что» с указательным местоимением. Таким образом, Иосиф Бродский в раннем творчестве использует в составных рифмах служебные части речи такие как: частицы (28 рифм), союзы (5 рифм), а также местоимения (16 рифм). Также уже на раннем этапе лирики поэт использует новый подход в рифме, а именно предударную рифму (7 рифм). Данные рифмы «левеют» и следовательно стремятся от аффиксов к корням, что говорит о смысловой характеристике рифмы. Как писал Михаил Крепс, такой подход в использовании составной рифмы не мог «не вызвать качественно нового контекста, невозможного при соблюдении правил старой поэтики». 2.3 Фонематический аспект изучения составной рифмы в поздней лирике И. Бродского Как уже говорилось во второй главе по фонетическому признаку рифмы классифицируются на точные и неточные. В зависимости от количества созвучных звуков точные рифмы классифицируются: богатые, глубокие, бедные, достаточные. Иосиф Бродский в поздней лирике в меньшей степени употребляет точные рифмы. Рассмотрим точные составные рифмы по сборникам, которые относятся к позднему творчеству. В сборнике «Части речи» таких рифм 9: «тогда – о да», «материи – потери и», «ясней – с ней», «немое – ярмо и», «то же - коже», «изнанки – из нанки», «пар, но – попарно», «вниз, ни – дороговизне», «в кресле – воскресли». В сборнике «Новые стансы к Августе» - 5 рифм: «едва ль – вуаль», «на сто – на ста», «ниже – извини же», «худая - тогда я», « «едва ли – подвале». В цикле «Урания» - 10 рифм: «слов – число в», «не в окаменев», «что я – обстоя», «сугробы – кто бы», «осётры – всё три», «так ли – пакли», «незримы – воззримы», «то же – коже», «кожи – оттого же», «пейзаже – та же». И в сборнике «Пейзаж с наводнением» таких рифм 11: «погоне – но не», «чего и – кучевое», «снег – не к», «из – и с», «ту ли – пули», «пустыне – ты не», «гражданина – ни на», «муже – ту же», «что ли – доли», «то же – схоже», «не надо – отрада». Рассмотрим неточные рифмы, которые И. Бродский использует в поздней лирике. В нашем исследовании мы будем использовать классификацию неточной рифмы В.М. Жирмунского и М.Л. Гаспарова: ассонансы, консонансы, неравносложные и неравноударные. Таблица 5. Сборники Ассонансы Консонансы Неравносложные Разноударные Части речи 1. коли ж – лишь 2. мертва ли – твари 3. трущобам – ещё вам 4. колене и – тихотворение 5. слаба – со лба 1. трущобам – ещё вам 1. инкогнито – не то 1. инкогнито – не то 2. мертва ли – твари 3. сваи – слова и 4. лепнина – взгляни на 5. трущобам – ещё вам 6. рука на – стакана Новые стансы к Августе 1. тому ж – душ 1.спишь ли – вышли 2. господыны – иди на 3. дрожь, но – безнадёжно 4. всё ли – соли 5.биржи – был же 1. ниже – извини же 2. дрожь но – безнадежно 1. тому ж – душ 2. стуле – саду ли 3. океана – рука на 4. они же – иже 5. тебе их – обеих Урания 1. руки, и – другие 2. кожи – оттого же 3. настроясь – то есть 4. то есть – удостоясь 5. заросли – казалось бы 1. дрожи – её же 2. ты же – ближе 3. вообще их - кощеях 1. вкось ли – после 2. настроясь – то есть 1. слов – число в 2. что я – обстоя 3. незримы – воззри мы Пейзаж с наводнением 1. чего и – кучевое 2. снег - не к 3. пещере – вещей ли 4. алконавта – на два 5. догмы – мог бы 6. шерсти я – нашествия 7. чтобы я – штопая 8. сейчас я – запястья 9. лазури – слезу ли 10. обойдёшься – дождь за 1. сейчас я – запястья 2. обойдешься – дождь за 1. чего и – кучевое 1. лазури – слезу ли 2. обойдешься – дождь за Таким образом, в позднем творчестве Иосифа Бродского наблюдается тенденция к использованию ассонансов (21 рифмы). В сборнике «Части речи» таких рифм 5, в «Новые стансы к Августе» всего одна такая рифма, в цикле «Урания» - 5, а в «Пейзаж с наводнением» насчитывается 10. Для данного периода также характерно использование разноударных составных рифм (16 рифм), консонансов (11 рифм) и неравносложных рифм (6 рифм). В сборнике «Части речи» поэт использует 7 разноударных составных рифм и по одному разу консонансов и неравносложных рифм. В сборнике «Новые стансы к Авгутсе» характерно употребление консонансов и неравносложных рифм (5 раз) и всего две неравносложные рифмы. В сборнике «Урания» И. Бродский использует консонансы, неравносложные и разноударные рифмы в меньшей степени. Похожую картину мы наблюдаем в сборнике «Пейзаж с наводнением». Во второй главе говорилось и о важности в нашем исследовании работы Романа Якобсона, который считает, что рифмуются фонемы, а не звуки. По общепринятым правилам согласные обладают следующими признаками: 1. Место образования, 2. Способ образования, 3. Участие голоса и шума, 4. Твёрдость и мягкость, 5. Глухость и звонкость. Для рифменного созвучия достаточно совпадения хотя бы одного из признаков. Рассмотрим некоторые случаи в составной рифме поздней лирики И. Бродского. Чаще всего в рифмах И. Бродского наблюдаются созвучия по глухости и звонкости. Таких рифм в данном периоде 7: «братие – ради я», «коли ж – лишь», «тому ж - душ», «руки и - другие», «снег – не к», «чтобы я - штопая», «обойдешься - дождь за». Как мы видим И. Бродский сочетает звонкие согласные [ж], [г], [б], [з], [д] и глухие [ш], [к], [п], [с], [т]. В рифмах «мертва ли – твари», «пещере - вещей ли», «лазури - слезу ли» мы наблюдаем сочетание различных сонорных согласных [р] и [л]. В некоторых составных рифмах поздней лирики мы наблюдаем новые сочетания согласных, например, «алконавта - на два», «догмы - мог бы», «шерсти я - нашествия», «сейчас я - запястья». Рассмотрим каждое сочетание отдельно. В первом «алконавта - на два» мы наблюдаем перемещение интервокальной согласной [в] и сочетание парных согласных по звонкости и глухости [д] и [т]. В следующем сочетании «догмы - мог бы» И. Бродский сочетает по месту образования губные согласные [м] и [б]. В сочетании «шерсти я - нашествия» поэт использует добавочный элемент: в первом случае добавочным элементом является согласная [р], а во втором [в]. Последнее сочетание «сейчас я - запястья» И. Бродский сочетает согласные [с], которые раз....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: