- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Соотношение представлений о поощрениях-наказаниях учителей и учащихся 9-го класса
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014064 |
Тема: | Соотношение представлений о поощрениях-наказаниях учителей и учащихся 9-го класса |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) Педагогический институт Кафедра педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Соотношение представлений о поощрениях-наказаниях учителей и учащихся 9-го класса» Выполнил: студентка гр. ИО-115 Клюшина Анастасия Романовна Научный руководитель: Ст. преподаватель кафедры педагогики Малова Елена Николаевна Владимир, 2018 Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПООЩРЕНИЙ-НАКАЗАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 7 1.1 Исторический анализ проблемы поощрений-наказаний в воспитании и образовании 7 1.2 Классификация видов поощрений и наказаний 11 1.3 Современный методологический и методический аспект использования поощрений и наказаний в образовании 14 Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПООЩРЕНИЯХ И НАКАЗАНИЯХ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ 20 2.1 Организация и методы исследования 20 2.2 Эмпирическое исследование представлений о поощрениях и наказаниях учащихся и учителей 21 2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 28 2.4 Методические рекомендации по оптимизации применения методов поощрения-наказания в школе 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37 Приложение 1. 40 Приложение 2. 42 Приложение 3. 44 ВВЕДЕНИЕ Педагогика обучения и воспитания предусматривает множество сложностей, одной из основных является стимулирования, т.е., как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. Успех педагогического процесса часто зависит от эффективности стимулирования, поиск основных трудностей и применение к ним педагогических навыков. Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений, и наказаний каждый родитель и в том числе педагог добиваются дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. При этом важно учитывать, что воспитании детей в школе, в семье, и в обществе, имеется в виду дисциплина, строится не на страхе детей, а на поведении построенному на окружающей действительности и их ответственности. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие же наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Проблемой использования методов поощрения и наказания занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемой занимаются А.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. Однако несложно отметить, что деятельность этих и многих других учёных занимают двойственное положение – с слишком обширного объяснения поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до практически абсолютного отрицания их педагогической значимости. Причина такого положения в том, что в педагогической теории отсутствует отчетливое понимание сущности поощрения и наказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку, влияние жестким давлением, а к поощрениям – только вознаграждения, подарки. В некоторых случаях же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Результатом служат крайние и взаимоисключающие друг друга подходы в теории, которые негативно влияют и в практике использования поощрения и наказания. Одной из актуальных проблем современной педагогики остается проблема методов воспитания, и в частности поощрения и наказания в педагогическом процессе. Объект исследования: методы поощрения и наказания В учебно-воспитательном процессе. Предмет исследования: соотношение представлений о поощрениях-наказаниях учителей и учащихся. Цель исследования: выявить соотношение представлений о поощрениях-наказаниях учителей и учащихся 9-го класса. В связи с поставленной целью мною была выдвинута гипотеза: использование соотношения поощрения и наказания будет продуктивным, если качественно провести диагностические исследования с помощью вопросов, а также, если учитывать возрастные особенности учащихся. Теоретико-методологические основы исследования: проблема поощрения и наказания в психологической науке представлена как одна из дискуссионных. Различные школы, направления в истории психологии по-разному оценивали роль наказания ребёнка. В работе на тему «Соотношение представлений о поощрениях-наказаниях учителей и учащихся 9-го класса» приводится следующее описание теоретико-методологической основы исследования: - система общественного и семейного воспитания А. С. Макаренко - проблема использования методов поощрения и наказания К. Д. Ушинского - основные методы стимулирования Л. Н. Толстого - нравственное воспитание школьников в труде и их основные виды А. Ю. Гордина - исследование поощрения и наказания детей в семье и школе Н. Е. Щурковой - основные педагогические технологии В. Ю. Питюкова Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Определить роль и место поощрения и наказания в педагогическом процессе. 3. Провести анкетирование учащихся для выявления представлений о поощрениях-наказаниях. 4. Провести анкетирование учителей для выявления представлений о поощрениях-наказаниях. 5. Соотнести представления учащихся и детей о поощрениях-наказаниях в учебно-воспитательном процессе. 6. Разработать методические рекомендации по оптимизации использования методов поощрения и наказания. Методы исследования: 1. Анализ теоретических источников. 2.Психодиагностический метод – анкетирование, конкретизированное в анкетах для учащихся и учителей Щурковой. Н.Е [30]. 3. Метод статистической обработки эмпирических данных. 4. Метод структурной интерпретации результатов. Практическая значимость исследования: Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в педагогической деятельности сотрудников учебных учреждений с целью оптимизации системы учебно-воспитательной работы. Полученные результаты могут стать предметом индивидуальных консультаций учителей - участников исследования, а также основанием для проведения методического семинара для учителей. ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПООЩРЕНИЙ-НАКАЗАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 1.1 Исторический анализ проблемы поощрений-наказаний в воспитании и образовании В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. К наказаниям относят любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение — коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях[27]. Данные определения, как правило, воспринимаются как антиподы. Между тем смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются. Так, например, «поощрение» означает «одобрение», «содействие», «ускорение», «стимулирование» и т. п. «Наказание», в свою очередь, означает «наставление», «выговор», «требование», «штраф», «стимулирование» и пр. Но во времена древней Руси слово «наказать» означало «учить», «наставлять». И всё же, не смотря на «антиподство», поощрение и наказание имеет точки соприкосновения. О поощрении и наказании, как методов педагогики писали К.Д. Ушинский[17], Л.Н. Толстой[4], В.А. Сухомлинский[29], А.С. Макаренко и другие[20]. В настоящее время этой проблемой занимаются А. Ю. Гордин[7], Н.Е. Щуркова[30], В.Ю. Питюков[24]. Работы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений - от непомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать их за какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицания их педагогического значения. Во времена Средневековья в европейских школах широкое распространение имели телесные наказания. Передовые педагоги не могли мириться с такой ситуацией, но такая система «палочной» дисциплины имела место быть в школах до XX века. Идеи гуманизма постепенно вытеснили средневековый аскетизм. Такие известные классики педагогики как Я.А. Коменский, Дж. Локк были против использования телесных наказаний, но, несмотря на это были согласны, что в отдельных случаях их применение оправдано[11]. В воспитательном процессе изначально приоритет был отдан наказаниям, но постепенно в воспитании детей стали применяться поощрения. Каждая историческая эпоха характеризуется тем, что в систему поощрений была вложена определенная смысловая нагрузка и содержательная часть. Так, например, отдельные способы поощрения имели явную антигуманную окраску - ученики, которые отличались хорошей успеваемостью, должны были осуществлять физические наказания отстающих учеников. Зачастую, поощрения и наказания использовались исходя из метода «кнута и пряника». В истории педагогической мысли, первое мнение о том, что поощрения являются значимыми в процессе воспитания, было высказано римским педагогом М.Ф. Квинтилианом. Так как Квинтилиан был противником использования в практике физических наказаний - к поощрениям им были отнесены похвала, награды и соревновани[16]. Немецким педагогом И.Ф. Гербартом.наказания и поощрения рассматривались в качестве средств для повышения дисциплины[25]. По его мнению, прежде всего ребенку, необходимо прививать дисциплину и вводить её в круг норм и правил элементарного поведения, которое существует в обществе. По словам самого педагога, такой подход отражает не столько задачу воспитания, сколько решает вопрос «управления», который осуществляется путем использования системы поощрений и наказаний. Известный философ-педагог Ж.-Ж. Руссо, который являлся основателем идеи, которая пропагандировала свободное, естественное воспитание, которое было противопоставлено классическим методам поощрения и наказание[26]. К. Д. Ушинский считал, что, если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и воспитания детей, в таком случае перед ними никогда не встанет вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. Лучше, если воспитатель добьётся того, что поощрения и наказания станут ненужными». «Также воспитатель не должен никогда хвалить дитя в сравнении с другими, но только в сравнении с его собственным прежним несовершенством или, еще лучше, в сравнении с нормою того совершенства, которое достигается», – писал он. Огромную роль в процессе высоконравственного обучения давал моральному поощрению. «Дети, – писал он, – ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься, одобрения или признания того, что хорошо сделано... Это убивает стремление к совершенству»[17]. А. И. Герцен утверждал, что воспитатель мстит детям наказаниями за свою неспособность[25]. Дистервег А.В считал, что меры наказания «большей частью и бесполезны, и не нужны там, где обучение ведётся правильно, то есть согласно природе ребенка и природе самого предмета обучения... Наказание вообще должно ставить себе целью устранение наказаний»[12]. Важна и роль А. С. Макаренко. Он считал, что как можно больше поощрять, а наказывать очень редко, только если это действительно нужно[20]. В наше время среди педагогов различают самые разные взгляды на воспитание детей. Ш.А. Амонашвили же считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем[1]. Однако общего подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько различных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия. В теории и практике педагогического знания существует мнение о том, что любое одобрении или похвала, точно также равно как выражение доверия или какое-нибудь другое схожее педагогическое влияние, которое рассчитано на то, чтобы стимулировать положительные эмоции у учеников, должно характеризоваться как «поощрение». К наказанию же можно отнести осуждение, порицание или угрозу, в поощрении содержится элемент одобрения, а в наказании - элемент осуждения. Сущность описанных средств воспитания невозможно объединить исключительно к оценке поведения ребёнка, что характеризуется одобрением или осуждением. Эти методы предусмотрены с целью того, чтобы реализовать коррекцию поведения воспитанников в конкретных затруднительных моментах. Кроме того, немаловажно выделить, то что невозможно каждое одобрение расценивать в качестве поощрения, точно также как не любое осуждения может расцениваться наказанием. Существует конкретное отличие между оценкой поведения учеников и поощрением или наказанием. Одобрение и осуждение представляют собой повседневные, рядовые воздействия на воспитываемых детей и подростков. Процедура применения в воспитательном процессе поощрения или наказания заключается в том, что педагогом или детским коллективом принимается решение, согласно которому выделяется один ученик или определенная группа из общей массы, а также происходят определенные действия по изменению их прав и обязанностей касательно взаимоотношений с ними. Первое из них в общем виде может быть сформулировано таким образом: поощрять необходимо лишь только за свершение усилия. Это положение направлено против укоренившейся традиции поощрять результаты деятельности детей, игнорируя способности и реальные возможности каждого отдельного ребёнка. Данное утверждение правильно, однако едва ли следует так категорически противопоставлять совершение ребенком того или иного усилия и результат его деятельности. Усилия, в конечном счете, направляются на достижение конкретного итога, и этим невозможно пренебрегать. Второе положение, говорящее о том, за что надо поощрять: поощрять можно и нужно за все стороны поведения[9]. В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относя любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение -- коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях. Существовали разнообразные, и в том числе противоположные точки зрения отечественных и зарубежных педагогов на применение методов поощрения и наказания. Наряду с утверждением строгой дисциплины признавалась необходимость гуманного воспитания детей. 1.2 Классификация видов поощрений и наказаний Поощрения и наказания – это совокупность средств регулировки взаимоотношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой данные взаимоотношения должны быть значительно и стремительно измениться. Основным показателем, по которому считается целесообразным предоставить классификацию видов и форм поощрения и наказания, является метод стимулирования и торможения деятельности ребёнка, метод внесения перемен в их взаимоотношения. По этому признаку А. Ю. Гордин в своём труде выделяет следующие виды поощрения и наказания: 1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей. 2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях. 3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями[7]. Классификация видов поощрения и наказания во многом условна и не отображает всего богатства практических возможностей использования этих воспитательных средств. Предназначение этой классификации — помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем воспитателю необходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах поощрения и наказания, используемых в воспитании детей и подростков. При этом необходимо иметь в виду, что эта или другая мера связывается с поступком ребёнка не непосредственно, а лишь через анализ конкретной ситуации, с учетом абсолютно всех взаимоотношений, составляющих данную ситуацию [10, стр. 169-171]. Изначально рассмотрим основные меры поощрения в воспитании ребёнка. Самые распространённые меры поощрения — это поручение обязанностей. Поручения в виде меры поощрения широко используется в семье. Например, вынести мусор перед прогулкой. Мерой поощрения является предоставление дополнительных прав. Одной из наиболее распространённой мер поощрения являются подарки, также это может быть и похвала, одобрение. Самое главное, чтобы количество таких поощрений не было излишним. Необходимость использовать поощрение в самых различных видах деятельности детей отмечал В. Е. Гмурман. «Избежать захваливания отдельных учащихся и отдельных классов можно... путем поощрения самых различных достижений в различных областях деятельности», – писал он. Это даёт возможность стимулировать, способности и склонности, как в области учения, так и в разнообразной внеурочной деятельности[6]. Ни в коем случае нельзя считать наградой прощение. Так как это не награда, а своего рода снятие вины. Теперь рассмотрим самые распространённые меры наказания в семье и школе. Самой распространённой мерой наказания является, конечно же, замечание. Если говорить о замечании в школе, то, во-первых, преподаватель должен обратиться к конкретному ученику (кому сделал замечание), во-вторых, обращаться к ученику в официальной, вежливой форме с помощью определённого требования. Например, учитель может попросить встать ученика возле парты. Ученик, попав в такую неловкую ситуацию, начинает менять своё поведение. Преподаватель, убедившись, что ученик осознал свою вину, может посадить его на место. Главной и самой распространённой ошибкой учителя является то, что ученика ставят возле парты до конца урока. И последней мерой наказания, является отстранение на какое-либо время ребёнка от участия в коллективном общественном деле. Но нужно помнить, что в качестве меры наказания ребёнка нельзя лишить, например, еды. Может быть использована отсрочка ожидаемого ребёнком поощрения. Например, отложить на неопределённый срок покупку какой-либо вещи (компьютера, телефона, самоката и т.д.). Таким образом, использование поощрения и наказания как педагогическая коррекция, должно быть точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие. Главным должен быть метод поощрения, а вспомогательным - наказание. Самое главное, в поощрении, как и в наказании очень важна справедливость. 1.3 Современный методологический и методический аспект использования поощрений и наказаний в образовании Проведенный анализ литературы по проблеме исследования позволил установить, что единой оценки методов поощрения и наказания у преподавателей и детей нет. В случае если сформированы общие условия к поощрениям и наказаниям, как к необходимым методам воспитания, оценка преподавателей и детей будут соответствовать. Существуют основные требования к наказанию: наказание не должно унижать человеческое достоинство воспитанника; запрещены - оскорбления, физическое наказание, уничижительное обращение[20]. Дети, которые регулярно караются физически, получают оскорбления от родных, растут неуверенными в собственных силах, беспокойные, возбудимые, как правило, предрасположены к агрессивным поступкам по отношению к более слабым. Нельзя наказывать трудом или учебой, такое наказание отбивает охоту учиться и трудиться, ассоциируясь с отрицательным подкреплением. Деятельность и учеба, их креативные проявления считаются внутренними нуждами ребёнка и могут выступать только в качестве поощрения и самопоощрения. Поэтому ребёнка необходимо никак не вынуждать обучаться, а мотивировать, организовывать учёбу в соответствии с его объективным способностями и возможностями. Необходимо согласовать изучаемый материал с насущными интересами и потребностями, а никак не программными условиями, которые в большинстве случаев это не принимают во внимание, регулярно предоставляют подробную информацию о находящемся вокруг обществе в легкодоступной для конкретного ребёнка форме. Неотвратимость наказания формирует четкую зависимость поведения ребёнка от приобретённого опыта, за проступком всегда следует наказание. Если за проступком не следует наказание, в таком случае в сознании ребёнка формируется модель безнаказанности, следовательно, появляется значительная вероятность повторения нежелательного поведения снова. Конкретность выражения наказания даёт возможность понять определённые промахи и ошибки, никак не вынося отрицательную оценку на всю личность ребёнка. Поэтому наказывая ребёнка, взрослые должны указать ему, за что именно к нему применяются такие наказания. Возможность выбора наказания самим ребёнком формирует у него понимание о том, что он в конечном итоге сам распоряжается своей жизнью, сохраняя чувство собственного достоинства, делает принятие наказания более осознанным[10]. Понимание и принятие наказания развивает рефлексию и представление ребёнка, оказывает положительное воздействие в саморегуляции и морально-нравственному формированию, положительным переменам. Чтобы осуществилось понимание и принятие ребёнком наказания, должны быть прежде осуществлены все без исключения условия, указанные выше. Соразмерность проступку формирует чувство адекватности и справедливости ребёнка. Прежде чем наказать ребёнка за что-то, родитель или педагог сам должен прийти в равновесие, и со всей ответственностью отнестись к определению меры наказания с учетом тяжести проступка и специфики сопутствующей ситуации. Некоторые требования к поощрению совпадают с таковыми к наказанию. Всеобщность выражения позволяет как можно быстрее изменять личность ребёнка в целом, а не только конкретные его проявления в позитивном направлении. В случае если наказания взрослые должны чётко отделять личность ребёнка от проступка, и подвергать наказанию за конкретное поведение соответственно выражая своё негативное отношение к конкретному проступку, то в случае поощрения, взрослые выражают целостное позитивное отношение к ребенку не только в плане его достижений и наград, но и ко всей личности ребёнка. Накопительный характер поощрения стимулирует позитивные изменения поведения, привносит элемент игры и соревнования в детский коллектив, делает результаты более устойчивыми, вырабатывая внутреннюю мотивацию к определённым действиям, поступкам, поведению. Накопительный характер утрированно может быть выражен в создании жетонной системы. Накопительный характер поощрения целесообразнее использовать, в тех случаях, когда ребенок должен длительное время затрачивать свои усилия на достижение поставленной цели. Так, допустим, родитель может поощрить ребёнка значимым презентом (ролики, плеер, и т.п.), если успеваемость согласно конкретным дисциплинам в течение четверти будет поднята на 1-2 балла. Педагог может сам ввести или придумать совместно с учениками собственные жетоны (фишки, значки и т.п.), которые будут выдаваться в зависимости от успехов ребёнка. При достижении какой-то условленной массы жетонов, ребёнок может получить от учителя бонус-приз[13]. Предметное выражение формирует чувство достижения успеха, эмоциональный рост, чувство отличия. Поощрение должно следовать через незначительный промежуток времени после заслуги, но не сразу. Это позволяет достичь более стойкий эффект, понять и наиболее подробно пережить факт заслуги. Сроки должны быть оговорены с ребёнком. Обязательность исполнения дает чувство уверенности в выбранном поведении как позитивном и нужном самому ребёнку. Равно как и в случае наказания, неисполнение своих обещаний со стороны родителей и педагогов касательно поощрения ребёнка за определенные достижения, вызовет у него чувство обиды, образует недоверчивость, отобьет охоту от участия в подобных мероприятиях. Таким образом, дети практически независимо от возраста считают самым страшным наказанием лишение внимания (когда не разговаривают). В качестве наказания они воспринимают проявление недоверия, запрет на общение со сверстниками. В качестве поощрения дети предпочитают словесную поддержку, совместное проведение досуга. Доверие взрослых становится самым желаемым поощрением, недоверие - самым страшным наказанием. Так как для ребёнка одной из наиболее действенных форм вознаграждения является отношение других, т.е. социальное подкрепление при помощи внимания, хвалы, подбадривания либо коллективной работы, то при нежеланных формах поведения целесообразно использовать в целях наказания лишение внимания. Важным условием развития в использовании поощрений и наказаний это - соблюдение меры. В современной школе нет единых требований к применению методов, но можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать[28]. Нельзя не отметить и работу азербайджанских ученых в исследование данной проблемы Велиева М. В[5]., Гурбановой Л. М[10]., которые относятся к наказанию как необходимой мере в воспитании ребёнка. Они представили наказание в следующем виде: 1. Наказание должно быть последовательным. 2. Следует избегать оскорблений, уважайте личность ребёнка. 3. Наказание должно носить временный характер. 4. Не следует припоминать прошлые ошибки. Таким образом, в современной российской школе нет единых требований к применению методов, но можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Можно отметить, что использование методов наказания и поощрения должно основываться на принципе гуманизма. Чувство меры и принцип безоценочности личности являются непреложным условием развития в использовании поощрений и наказаний. Следует сказать, что для принятия правильного решения в ситуациях поощрения и наказания важным условием для учителя является наличие педагогического такта. Быть тактичным - нравственное требование к каждому человеку, особенно к каждому педагогу, который общается с еще несформировавшейся, а только развивающейся личностью. Именно наличие педагогического такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, а также помогает педагогу выбрать правильный в данной ситуации метод стимулирования и воздействия, дабы повернуть сложившуюся ситуацию в необходимом направлении. Педагогический такт - это нравственное поведение педагога, которое включает предвидение всех объективных последствий поступка, предвидение его субъективного восприятия, выражение высокой гуманности, чуткости, заботы об учащихся, наилучшее средство установления с ним доброжелательных отношений в любых ситуациях[28]. Педагогический такт не допускает крайностей в общении с учащимися. Дозировка влияния особенно проявляется в использовании воспитательных средств: поощрения и наказания. Уважая учащихся, педагог должен уметь показать свое уважение к ним. Проявление уважения формирует у учащихся чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания. «Стимулировать» в современном понимании значит «подталкивать, побуждать человека к чему-либо». Так уж человек устроен, что без постоянных напоминаний и поддакиваний, собственных или внешних усилий, а часто и прямого принуждения не может сдвинуться с места, недостаточно активно трудится, живет по инерции. Было время, когда нерадивое отношение к делу расценивалось как простая лень и для преодоления этого затруднения применялось такое же простое и естественное средство — принуждение. Со временем, пришло понимание разнообразия воздействий на человека, побуждать которого к активной деятельности примитивными воздействиями становилось все труднее. В настоящее время, свободная и независимая личность требует иного подхода. Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПООЩРЕНИЯХ И НАКАЗАНИЯХ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ 2.1 Организация и методы исследования Целью исследования является выявление соотношения представлений о поощрениях-наказаниях учителей и учащихся 9-го класса Цель достигалась через реализацию следующих задач: 1. Провести анкетирование учащихся для выявления представлений о поощрениях-наказаниях. 2. Провести анкетирование учителей для выявления представлений о поощрениях-наказаниях. 3. Соотнести представления учащихся и детей о поощрениях-наказаниях в учебно-воспитательном процессе. 4. Разработать методические рекомендации по оптимизации использования методов поощрения и наказания. С целью реализации задач исследования был использован метод анкетирования. Анкета смешанного типа «Поощрение и наказание» Щурковой Н. Е.[30], содержит вопросы, которые предлагаются отдельно ученикам и учителям (см. Приложение 1, 2). Данное анкетирование позволяет узнать, насколько часто используются методы учителями по представлениям учащихся и детей, какие эффекты вызывают. Анкета состоит из тринадцати вопросов для учеников, и девяти вопросов для учителей. Базой исследования стало МБОУ СОШ № 19 г. Владимира. В исследовании участвовали учащиеся 9б класса (n = 15), среди них 9 девочек и 6 мальчиков. Также преподаватели (n = 4), которые преподают в 5-11 классах, по таким предметам, как: история- обществознание- право, русский язык, биология и алгебра-геометрия. Участие было добровольным и анонимным, исследование проводилось групповым методом. Время проведения исследования – май 2018 г. 2.2 Эмпирическое исследование представлений о поощрениях и наказаниях учащихся и учителей На первый вопрос для учеников и учителей: «Часто ли вас наказывают/Вы наказываете?» получены следующие результаты. Таблица 1. Представления о частоте применения методов наказания у учащихся и учителей Частота Учащиеся Преподаватели Часто 2% 0% Время от времени 46% 50% Редко 52% 50% На девятый вопрос для учеников и второй для учителей: «Часто ли Вас поощряют/Вы поощряете?» получены следующие результаты. Таблица 2. Представления о частоте применения методов поощрения у учащихся и учителей Частота Учащиеся Преподаватели Часто 46% 50% Время от времени 54% 50% Редко 0% 0% На третий вопрос для учителей и второй для учеников: «Как чаще всего Вас/Вы наказываете?» получены следующие результаты. Таблица 3. Представления об употреблении видов наказания у учащихся и учителей Виды Учащиеся Преподаватели Замечание 52% 75% Выговор 46% 25% Ограничение 2% 0% Физическое наказание 0% 0% Следующим третьим и одиннадцатым вопросом для учеников и пятым вопросом для учителей анализировались представления о справедливости применения поощрения и наказания. Следующим третьим и одиннадцатым вопросом для учеников и пятым вопросом для учителей является справедливость применения поощрения и наказания. Таблица 4. Представления о справедливости употребления методов поощрения и наказания (мнение учеников) Наказание Поощрение Да 74% 63% Не знаю 24% 35% Нет 2% 2% Таблица 5. Представление о справедливости употребления методов поощрения и наказания (мнение учителей) Поощрение и наказание Да 100% Нет 0% Не знаю 0% На четвертый вопрос анкеты учеников: «После наказания стараетесь ли Вы исправить свою ошибку?» все ученики ответили «да» (100 %). Таблица 6. Представление о исправлении ошибки после наказания (мнение учителей) Да Нет 100% (15 чел) 0 % На пятый вопрос для учеников: «Всегда ли поощрение (наказание) соответствует поступку?». Таблица 7. Соответствие наказания (поощрения) поступку в представлениях учащихся Всегда 52% Иногда 48% Никогда 0% На шестой вопрос для учеников: «Когда Вас наказывают, Вы боитесь…»? Таблица 8. Реакция учащихся на наказание Боязнь самого наказания 32% Огорчение учителей (родителей) 68% Ничего не боятся 0% На седьмой вопрос для учеников: «Как Вы реагируете на наказание?» дали следующие ответы: Таблица 9. Реакция учеников на наказания Положительно (54%) Отрицательно (46%) Расстраиваюсь 50% (4 чел.) Нормально 42% (3 чел.) Принимаю во внимание 12,5% (1 чел.) Нейтрально 14,5% (1 чел.) Чувство стыда 12,5% (1 чел.) Спокойно 14,5% (1 чел.) Обдумать, исправить 12,5% (1 чел.) Обида 14,5% (1 чел.) Грущу 12,5% (1 чел.) Злость 14,5% (1 чел.) На восьмой вопрос учеников и девятый учителей «Можно ли отказаться от наказания?» получены следующие результаты. Таблица 10. Представления о необходимости наказания учащихся и учителей Да Нет Учащиеся 63% 37% Преподаватели 50% 50% На десятый вопрос учеников и четвертый преподавателей: «Как Вас поощряют/ Вы поощряете?» даны следующие результаты. Таблица 11. Представление о видах поощрения (мнение учеников) Похвала 47% Подарки 2% Отметки 15% Одобрение 36% Таблица 12. Представление о видах поощрения (мнение учителей) Похвала 25% Подарки 0% Отметки 75% Одобрение 0% Рис. 1 Представления о вид....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: