- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Содержание и организация сюжетно-тематической лепки с детьми старшего дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010947 |
Тема: | Содержание и организация сюжетно-тематической лепки с детьми старшего дошкольного возраста |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский Педагогический Государственный Университет» (МПГУ) Факультет дошкольной педагогики и психологии Кафедра эстетического воспитания детей дошкольного возраста КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Содержание и организация сюжетно-тематической лепки с детьми старшего дошкольного возраста Студентки _2_ курса 206 группы очной формы обучения ФИО Королёвой Елены Александровны Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста Фадеева Е. Р. Москва 2017 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………..…….….….3 - 5 ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы обучения дошкольников лепке …………………………………………………………………………………..5-38 1.1. Значение изобразительной деятельности в развитии дошкольников………………………………….........................6-16 1.2. Особенности лепки в детском саду…………….17-23 1.3. Анализ изучаемого вопроса в педагогических исследованиях…………………………………………………………23-31 1.4. Анализ программ воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста сюжетно-тематической лепке …………………………………….......31-36 Выводы…………………………………………………...………..……….....37-38 Список литературы…………………………………………………………..39-41 Приложение…………………...……………………………………………….…42 Введение Данная работа посвящена изучению особенностей организации сюжетно-тематической лепки в детском саду, а также значения, которое данная деятельность может оказать на дошкольников. Согласно ФГОС ДО одна из основополагающих задач, поставленных перед воспитателями детских садов – «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Путей достижения этой цели много, но занятия изобразительной деятельностью, а в частности лепкой, играют не последнюю роль в данном случае. Кроме того, занятия лепкой благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук, внимательности и сосредоточенности. Чтобы доказать эту мысль, приведу цитату из книги Е. А. Флёриной «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста»: «Рассматривая воспитательное значение детского изобразительного творчества, мы прежде всего оцениваем его разностороннее влияние на формирование личности, сознание, моральные качества и творческие способности советского ребёнка. Сила этого влияния особенно значительна ввиду того, что ребёнок сам действует: он создаёт «образ» и переживает, как участник изображаемого; он отображает родную природу и начинает её больше понимать и любить; он отображает новый, социалистический быт, доступные его пониманию общественные события и глубже начинает понимать и ценить социалистическую действительность; он изображает героя, наделяя его лучшими качествами, заставляет совершать героические поступки. Это богатое содержание для умственного и морального развития советского ребёнка осуществляется путём разносторонней творческой активности ребёнка, в которой большое место занимают воображение, память, мышление (анализ и синтез), богато развиваются эстетические чувства, формируется его стремление к преодолению трудностей, развивается чувство ответственности за качество работы. И, кроме того, происходит интенсивное развитие воспринимающего и действующего аппарата, в особенности глаза и руки. В целом изобразительная деятельность под влиянием целенаправленного руководства всесторонне развивает творческую личность советского ребёнка». Цель данной работы заключается в выявлении педагогических способов обучения детей сюжетно-тематической лепке, обозначении влияния подобной деятельности на ребёнка, а также раскрытии методов и приёмов обучения детей. Задачи: 1. анализ психолого-педагогической литературы по данной теме; 2. обозначение основных приёмов обучения лепке; 3. выявление особенностей сюжетно-тематической лепки. Объект исследования – методика преподавания лепки в старшей дошкольной группе. Предмет исследования – педагогические приёмы и инструментарии, которые применяются воспитателями детских садов для развития творческих способностей, внимания, изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста. ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы обучения дошкольников лепке 1.1 Значение изобразительной деятельности в развитии дошкольников 1.2 Для того чтобы обозначить всю важность изобразительной деятельности, и в частности лепки, в становлении личности дошкольника, приведу в пример слова Н. К. Крупской относительно данного вопроса: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». [1] Также хочу обратить внимание на слова другого исследователя изобразительного творчества детей дошкольного возраста – Е. А. Флёриной. В ходе экспериментирования с элементами изобразительной деятельности ребёнок получает сенсорные знания о некоторых предметах и способах манипуляции с ними, о свойствах материалов, их отличиях. Такой период экспериментирования является подготовительным перед творческим процессом. Она утверждает, что в изобразительной деятельности ребёнка закладываются основы творческой деятельности, познавательной активности, так как все превращения, преобразования предметов, а так же образ, возникший в результате деятельности ребёнка, говорят о интересе к познанию материалов, к их свойствам. Однако, эта деятельность ещё не является творчеством, так как возникает стихийно, но уже является основой для возникновения воображения и творчества. Таким образом, развитие детского творчества проходит несколько стадий или периодов. Первый период – доизобразительный или экспериментальный. В ходе него происходит первое знакомство ребёнка с материалами, их апробация, определение их качеств. У детей возникают ассоциации при нахождении сходств в свойствах предметов. Такие ассоциации позволяют ребёнку перейти от стихийной деятельности к работе по замыслу – ребёнок старается воспроизвести случайно созданный ранее образ сознательно. Возможно, второй вариант будет разительно отличаться от первого. Однако, он будет говорить о качественно новом этапе развития, на который перешёл малыш. На данном периоде необходимо чёткое руководство воспитателя, он должен направлять деятельность ребёнка, давать доступную информацию о техниках и приёмах изобразительной деятельности. При помощи наводящих вопросов он помогает ребёнку осознать продукт деятельности: что ты слепил? Очень хорошо получилось, попробуй сделать ещё один. При появлении сознательного компонента в деятельности, возникает новый период – изобразительный. Уже на этом этапе проявляется творческий компонент изобразительной деятельности дошкольника. Однако, изображённые образы еще очень просты и часто в них отсутствуют основные элементы. Только с возрастом, с накоплением определённого опыта, дети учатся изображать отличительные черты творений, разницу между образами. Также сначала детям присуще изображение предметов в неправильной пропорции. Связано это с тем, что внимание ребёнка направлено лишь на ту часть, которую он рисует, а потому старается нарисовать её объёмнее, чтобы и другие элементы смогли на ней уместиться. Тяжелее дети справляются с изображением предметов в движении. Им сложно понять, как изобразить деформацию внешнего вида подвижного предмета. Поэтому вначале они изображают, как могут менять своё положение в пространстве только отдельные элементы. А в ходе взросления и получения опыта дети приобретают способность изображать предметы в движении. Помимо этого Е.А. Флёрина совершенно справедливо отмечает, что изобразительная деятельность позволяет выражать интересы, стремления, идеи. В ходе изображения ребёнок «отображает родную природу и начинает её больше понимать и любить». [2] Некоторые педагоги, изучавшие детское изобразительное творчество(Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Н. Б. Халезова и другие), утверждают, что творчество детей во всех проявлениях базируется на действительности, хоть и включает элемент фантазии ребёнка. Например, для изображения Конька – Горбунка ребёнок должен представлять в первую очередь образ коня, понимать, как можно его нарисовать или слепить. А затем уже придаёт образу особенности сказочного персонажа. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию содействует умственному, нравственному, эстетическому развитию детей. Формирование наглядно – образного мышления происходит в ходе обучения. В результате научного исследования Н. П. Саккулиной выяснилось, что успешное освоение способами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных объектах, но и проведения взаимосвязей облика предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому непосредственно перед изображением дети всегда решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а вскоре ищут способы реализации этой задачи. Кроме того изобразительная деятельность является важным компонентом нравственного воспитания. В своих работах дети выражают своё отношение к окружающему миру, свои эмоции и переживания. Так же в ходе изображения дети учатся усидчивости, терпению, у малышей вырабатывается отношение к изображаемому, так как они снова испытывают те переживания, которые чувствовали при восприятии этого явления. Поэтому можно сказать, что большое влияние на становление личности детей оказывает содержание работы. Так же иногда работа детей организуется как коллективное или групповое выполнение работы, в процессе которого у них вырабатывается умение дружно, согласованно работать, оказывать помощь друг другу. Изобразительное творчество имеет огромное значение для эстетического воспитания детей, потому что по своему характеру является художественной деятельностью. Всем известно, что современные дети активно осваивают так называемый виртуальный мир. Но при этом у них наблюдается пониженный интерес к окружающему, в детском сознании вскоре стираются грани между хорошим и плохим, красивым и безобразным. Конечно, основы развивающей личности формируются в раннем возрасте и возникает вероятность, что общество в недалёком будущем может получить бездуховное поколение, которое будет равнодушно к живописи, музыке, поэзии. Поэтому сегодня эстетическое воспитание выходит на первый план, потому что появляется необходимость в пересмотре его принципов, поиске новых подходов, обеспечивающих процесс эстетического развития в соответствии с основными интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности. Необходимо прививать детям эстетическое отношение к миру, способность видеть и чувствовать прекрасное, совершенствовать художественный вкус и творческие способности; умение восхищаться красотой и разнообразием природных форм, видеть в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы; готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. п.. Все без исключения виды занятий по изобразительной деятельности при правильной организации к тому же положительно влияют на физическое развитие детей. Они обеспечивают поднятие общего жизненного тонуса, создание активного, жизнерадостного настроя. Изобразительная деятельность способствует формированию зрительной памяти ребенка. Как известно, хорошо развитая память обеспечивает успешное познание действительности ребёнком, так как благодаря процессам памяти осуществляется запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. 1.2. Особенности лепки в детском саду Лепка несёт в себе огромное значение при обучении детей в детском саду и развитии их способностей. Она оказывает влияние на формирование зрительной памяти, образного мышления, знакомит ребёнка с навыками, необходимыми в дальнейшем при обучении в школе. Как и другие виды изобразительного творчества, лепка формирует чувство прекрасного, приобщает ребёнка к культуре. Существует три вида лепки, которой обучают в детском саду: предметная, сюжетная и декоративная. И каждая из них выполняет свою роль в развитии ребёнка. В предметной лепке детям легче осуществить изображение предмета, чем в рисовании. Ребята с увлечением лепят фигурки животных, людей, сказочных персонажей. Несмотря на то, что вначале дети изображают предметы очень обобщённо, передают только основные отличительные черты, со временем можно научить детей верно изображать образы. Поэтому перед воспитателями встаёт задача обучить детей наиболее полному изображению предметов, передаче характерных черт элементов. Сюжетная же лепка является более содержательным и трудоёмким процессом, потому что ребёнку необходимо вылепить каждый элемент фигурки, что занимает много времени. К тому же, в этом типе лепки обязательно изготовление нескольких фигурок, затем необходимо расставить фигурки в определённом положении на доске. Содержание сюжетной лепки не ограничивается сказками и рассказами: здесь могут быть так же задействованы жизненные ситуации, сценки из мультфильмов. Задачи в ходе обучения детей сюжетной лепке: обучать способности воспроизводить в сюжетной лепке замысел, создавая сценки из 2-3 предметов; учить фантазировать при осуществлении лепки; использовать различные приёмы лепки, задействуя наблюдения за окружающей действительностью, знания пропорций и форм предметов. Сюжетная лепка используется при обучении только в старших и подготовительных группах, а перед этим осуществляется только подготовка к этой деятельности, передача необходимых знаний. Это связано с тем, что в данной деятельности ребёнку необходимо много знаний и умений, которые он ещё не накопил. Третий вид лепки, декоративная лепка, является важным средством эстетического воспитания детей и приобщения их к народному пластическому искусству. Дети знакомятся с творчеством народных умельцев, видами декоративной пластики. Красивые и необычные формы такого творчества позволяют развивать у детей фантазию, образное мышление, развивают художественный вкус, расширяют представления детей об искусстве. В старшем дошкольном возрасте дети уже сами могут изготавливать замысловатые изделия, которые в дальнейшем могут использовать в играх или в качестве сувениров. Детям очень нравится изготавливать бусы, декоративную посуду, а так же различных птиц с расписными крыльями и хвостами. Изделия могут иметь форму цветов, листьев или животных, а так же могут быть интересно расписаны гуашью с использованием различных техник: хохлома, дымковская роспись, гжель и другие. Такой вид лепки позволяет привить детям способность планировать свои действия: в ходе такой деятельности ребёнку необходимо обдумать свой замысел, какую фигурку он хочет выполнить, создать эскиз предполагаемого результата, решить, какую роспись он будет использовать, орнамент, подготовить материалы. В ходе декоративной лепки ребёнок учится обращению с инструментом. Это может быть специальная стека – печатка с различными узорами на ней (гвоздики, винты со шляпками разной формы). Так же используются заострённые стеки, которыми наносится узор на изделие. Также декоративная пластика учит различным приёмам лепки, а так же позволяет детям создавать красивые и необычные игрушки. Список литературы 1. Крупская Н.К. Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР - М., 1987. - Т. 2. 2. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста – [б. м.] Учпедгиз, 1956 . – 158, 2 с. 3. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду - М., «Просвещение», 1977 г. 4. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В.. Лепка в детском саду – М., "Просвещение", 1978 г. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: