- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Смысложизненные ориентации
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008200 |
Тема: | Смысложизненные ориентации |
Содержание
1. Смысложизненные ориентации Социальные, политические, экономические преобразования в России, которые обусловили смену жизненных приоритетов и ценностей, в свою очередь также оказывают существенное влияние на развитие и становление человека. Поэтому закономерно, что современное общество нуждается в активной, развивающейся, самоактуализирующейся, творческой личности, способной находить адекватные смыслы жизни, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом. Но вместе с прогрессивными тенденциями, детерминированными направленностью политики государства на создание гражданского общества, происходит рост негативных тенденций (амбивалентность сознания и морали, проявления потребительского отношения к жизни, возрастание преступности, алкоголизма, наркомании, самоубийства). Выше обозначенные изменения в системе ценностных ориентаций особенно затронули мировоззрение, духовный и нравственный потенциал подростков. В этой ситуации приоритетным становится решение задачи по формированию условий для стимулирования личностного роста и саморазвития подрастающего поколения. В связи с этим приобретает актуальность проблема развития смысложизненных ориентаций подростка. Разработкой теоретических основ ценностных и смысложизненных ориентаций занимались Б.С. Братусь, A.A. Деркач, И.В. Ульянова, Н.Е. Щуркова, Д.А. Леонтьев, В. Франкл, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.П. Фоменко и др. В соответствии с социальным заказом государства и общества, закрепленном в Законе РФ «Об образовании», в Государственных образовательных стандартах и других нормативных документах, идеальная личность современного подростка определяется как человек, способный к формированию гуманистических смысложизненных ориентаций. В зарубежной и отечественной практике представлены различные воспитательные концепции экзистенциального характера, которые содействуют становлению личности, способной к гуманному жизнетворчеству (Ш.А. Амонашвили, И.Н. Закатова, П. Гехеб, Н.Е. Щуркова, В.А Сухомлинский, Е.А. Ямбург и др.). Смысложизненные ориентации представляют собой довольно сложную категорию. В отечественных педагогических и психологических исследованиях все большее внимание уделяется смысловой сфере личности, которая детерминирует поведение человека, обуславливает развитие личности, ее увлечения, выбор жизненной стратегии, самоопределение человека. Так, Д.А. Леонтьев рассматривает смысловую сферу личности как специфически организованный арсенал смысловых образований и связей между ними, поддерживающие смысловую регуляцию жизни и деятельности человека [10]. «Смысл жизни» как научная педагогическая категория отмечена только в 2003 г. в «Педагогическом энциклопедическом словаре» и определяется как «совокупность ценностных представлений, в соответствии с которыми человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом» [16]. Братусь Б.С. считает, что смысл обретается в зависимости от складывающихся отношений, связей с бытием. И для нормального функционирования личности необходимо создать условия, когда она могла бы адекватно понимать, зачем она осуществляет ту или иную деятельность [3]. В концепции В. Франкла категория «смысла жизни» занимает ведущее место. Стремление к приобретению и реализации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривает как природную мотивационную потребность, свойственную всем людям, которая определяет и регулирует поведение и развитие личности. Причиной многих психических заболеваний и разных видов девиантного поведения может выступать отсутствие смысла. При том, что смысл жизни каждого человека уникален, имеют место и смысловые универсалии – ценности, которые представляют собой обобщенные типичные смыслы [21]. Так, рассматривая смысл жизни, определяет его позитивное воздействие на жизнь человека и развитие его личности В.Э. Чудновский. Он выделяет два содержания категории смысла жизни как психологического феномена: 1) основное в конкретном предмете или явлении; 2) личностная значимость для человека этого основного. Но определение смысложизненной ориентации – лишь часть процесса поиска и обретения смысла жизни. Здесь важно установить, насколько данная ориентация «продуктивна», как она стимулирует позитивное развитие личности. В этой связи необходимо иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из важнейших его характеристик. Чудновский В.Э. выделил следующие признаки адекватности смысложизненной ориентации: – «реалистичность» – тогда, когда смысл жизни соответствует существующим, объективным условиям, которые нужны для его реализации и личному потенциалу человека; – «конструктивность» – это уровень позитивного (или отрицательного) воздействия на процесс становления личности и успешность деятельности человека [22]. В российской психологии растет интерес к исследованию смысловой сферы личности. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем. Личностный смысл интегрируется в виде связной системы смысловых образований личности, в которую входят мотивы, побуждающие человека к деятельности, реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшее для него ценность. Степень осознанности смыслов различна. Они могут быть как осознанными, так и полностью неосознаваемыми. Многие психологи рассматривают смысловую сферу личности как особым образом организованную совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Таким образом, личностный смысл – это особый вид сознания, без жизненного смысла личность не может развиваться. Он выражает отношение человека к миру, которое обусловливается личностными особенностями, психической организацией человека, его прошлым личным опытом, направленностью, способами самореализации и в конечном итоге сформированной личностью. Но личностный смысл всегда конкретен и представляет собой систему представлений, суждений и взглядов, обращенных ко всем сторонам человеческой деятельности и отражающих представление человека о роли и значении элементов этого комплекса для него и окружающих. Б.С. Братусь выделил функции смысловых образований: создание образа будущего (который определяет настоящую деятельность) и опоры для нравственной оценки поступков; создание общих принципов ведения деятельности. Он подчеркивает, что смысловые образования и ценности задают общее «поле соотнесения мотивов», общие принципы, в соответствии с которыми будет осуществляться жизненный выбор. Общие смысловые образования или «личностные ценности» определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, себе и другим людям [3]. Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Ценность выполняет две связанные функции – жизнеутверждающую (обеспечивает привлекательность деятельности и мотивирующую (побуждает к ее выполнению, преодолению препятствий). Эмоциональная значимость предмета потребности, т.е. ценностная основа выбора, является основой мотивации. Личностные ценности определяют содержательную сторону направленности личности и составляют основу ее отношений, ядро мотивации и смыслы жизни. В структуре личности ценностные ориентации выступают центральным местом, определяющим поведение и отношение. Личностный смысл не является целью жизни, а выступает как жизненный ориентир. Ориентировочная деятельность – главная функция психики, она осуществляет подготовку, регулирование и контроль поведения субъекта в индивидуально изменчивых ситуациях. Смысл является основой ориентировочной деятельности человека. Он помогает определить свое место в жизни, разобраться в ней и самом себе, задать направление своего пути в дальнейшем, а также направляет человека на достижение какой-либо цели. Д.А. Леонтьев показал, что основная функция личности – ориентировка в отношениях, связывающая субъекта с объективной действительностью. Здесь смысл выполняет аналогичную функцию. Он отражает реальные жизненные отношения субъекта с миром, выполняет ориентирующую функцию и способствует организации внутреннего мира субъекта [8; с.11]. Таким образом, мы можем утверждать, что в психической деятельности человека смысл выполняет ориентировочную функцию и может выступать в качестве жизненного ориентира. Смысложизненные ориентации каждого человека – это совокупность присущих только данной личности ценностей и целей, которые она определила как главные в своей жизни. Особенность данной потребности состоит в уникальности ее осознания каждым человеком, а, отсюда, невозможно выделить готовые шаблоны наиболее успешных целей существования, что и создает трудности их изучения и развития. Смысложизненные ориентации – это единая система сознательных и избирательных связей, которая отражает направленность личности, присутствие жизненных целей, осмысленность оценок и выборов, удовлетворенность жизнью и возможность брать за нее ответственность, воздействуя на ее ход. Смысложизненные ориентации можно представить в двух аспектах. Прежде всего, это те сферы жизни, где человек с большой долей вероятности может найти смысл жизни. Также, это взаимосвязь смысла жизни с прошлым, настоящим и будущим человека. Смысложизненные ориентации показывают насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой мере он определяет процесс своей жизни как насыщенный и интересный, и в какой степени он удовлетворен теми результатами, которых уже достиг. В качестве основных функций смысложизненных ориентаций выделяются: - нравственная оценка; - регуляция поведения; - создание образа будущего; - получение удовлетворения от собственной жизни. Смысложизненные ориентации может оказывать как конструктивное, так и деструктивное влияние на личность. Все зависит от того, насколько адекватен смысл жизни объективным условиям, в которых живет человек, и его личностным особенностям. У. С. Вильданов [4] и Е. Ю. Коржова [6] на основе «системы гипотетических конструктов» Д. А. Леонтьева [11] и В. Э. Чудновского [22] выделили структуру смысложизненных ориентаций, включающая в себя следующие компоненты: ос мысленность жизни, временную организацию, виды смыслов и субъект-объектные ориентации. Об устойчивой направленности на смысл или идею свидетельствует осмысленность жизни. Отсутствие осмысленности приводит к экзистенциальному вакууму (по В. Франклу) и депрессии, падению уровня активности и, возможно, к суицидальному поведению. Процесс осмысления какого-либо явления или объекта, с целью принятия решения о выборе, осуществляется через синхронизацию временных локализаций, определения значимых жизненных сфер. Наиболее остро проблема определения своего места в обществе, понимания своей цели в жизни, стоит перед юношами и девушками. Франкл В. указывал на тот факт, что экзистенциальная фрустрация (проблема потери смысла жизни и развития в этой связи депрессивного состояния) свойственна в основном молодежи. Многие отечественные психологи указывают на актуальность проблемы поиска смысла жизни подростками. Так, по мнению Л.И. Божович, избрание дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для подростков мотивационным центром, определяющим их поведение, деятельность и их отношение к окружающим [1]. Процесс поиска и обретения смысла жизни занимает длительный период, его изменение может происходить на протяжении всей жизни человека. Наиболее сензитивным периодом личностного самоопределения считается подростковый, в связи с тем, что в этом возрасте происходит осознание себя, своего «Я», прояснение перспективы будущего, определение жизненных ориентиров. Подростковый возраст – период, когда происходит пересмотр раннее сложившихся ценностей и стремлений и «закладывается фундамент» для будущего «смыслостроительства»; период, когда сосуществуют совершенно противоположные смыслы. Это время поиска оптимального смысла жизни, который осложняется одним существенным моментом: выбор главной линии жизни приходит на тот период, когда у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний, ведь обучение в школе мало готовит молодого человека к ответственейшему шагу – выбору «главной линии» своей жизни [20]. В настоящее время перед современными подростками стоит задача самостоятельного построения системы смысловых установок, норм и ценностей. В связи с этим процесс осознания смыслов становится подверженным случайным воздействиям и характеризуется непредсказуемостью и стихийностью. Смысложизненные ориентации личности формируются под влиянием процессов, происходящих в обществе, являются отражением духовной жизни общества, детерминированы системой воспитания и обучения, определенной структурой общественных отношений. Другими словами, cмысложизненные ориентации выступают как динамическая проекция смысложизненных концепций личности на определенные условия повседневной жизни. Таким образом, смысложизненные ориентации – это высший уровень структурной организации системы смыслов, обуславливающий общий подход человека к окружающему миру и самому себе, задающей направленность его деятельности, определяющей поведение. На современном этапе развития общества в обстановке социальной неустойчивости, когда прежние ценности уже не действуют, подростки стремятся найти новые смысложизненные ориентации и пытаются их адаптировать к своим жизненным условиям. Смысложизненные ориентации строятся в процессе усвоения социального опыта во взаимодействии с социокультурной средой. Они обнаруживаются в идеалах, целях, убеждениях, направленности и других компонентов сознания личности и обуславливают поведение и личностное развитие, детерминируют выбор жизненного пути, самоопределение человека. Они дают возможность говорить об осмысленности, насыщенности жизни. От данных ориентиров зависит не только жизнь определенного человека, но также и общества. 2. Психологические особенности современного подростка Подростковый возраст традиционно привлекает к себе внимание исследователей, так как является одним из самых сложных, ответственных в жизни ребенка и его родителей. Это период психического развития человека, переходный этап между детством и взрослостью. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни индивида. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности. В отечественной психологии основы понимания развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Чаще всего этот период трактуется как кризисный, подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. Но есть ученые, которые придерживаются иного мнения, Д.Б. Эльконин не считает его кризисным, и рассматривает как нормальный возраст. Кризисы он выделяет в предподростковом и юношеском возрасте. Ведущей деятельностью подростка остается учебная, она сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них. Д.И. Фельдштейн считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность [17; с.47]. Переходность психики подростка состоит в сосуществовании в ней черт детскости и взрослости[12; c.25]. В этом возрасте сохраняются поведенческие реакции, которые характерны для детей младшего возраста. К ним относятся: 1)реакция отказа (выражена в отказе контактов, обязанностей и т.д., это связано с переменой в жизни подростка); 2)реакция оппозиции, протеста (проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: прогулы, кражи и т.д.); 3)реакция имитации (подражание поведению взрослых); 4)реакция компенсации (выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой); 5)реакция гиперкомпенсации (обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность). При взаимодействии с окружающей средой и формируется характерное поведение в этот период: 1)реакция эмансипации (освобождение из-под опеки взрослых); 2)реакция группирования (стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения) и другие. Основой сложности подросткового возраста является быстрый темп происходящих в этот период изменений: в физиологическом, психологическом состоянии подростка, в характере реакций на внешнее воздействие. Подростковый возраст – это период интенсивного развития самосознания, личностной рефлексии, активного поиска путей самореализации и самоутверждения. Можно выделить три основных периода, определяющих хронологические рамки понятия «подростковый возраст»: 1. Младший этап – 11-14 лет; 2. Средний этап – 14-17 лет; 3. Старший этап – 17-21 год. Каждый из перечисленных этапов является базой для появления нового этапа. Он наполняет тело подростка физической силой, является стимулятором накопления различного рода информации и социально-психологических установок. 1 этап. 11-14 лет – конец периода раннего детства. Мозг способен принимать большой поток информации, но физическое и психологическое развитие только начинает набирать силу. Подростку необходима помощь со стороны взрослого. 2 этап. 14-17 лет. Для формирования этого этапа сформирована неплохая база. Взаимодействия с обществом расширились. Расширились и потребности подростков, но появились новые обязанности, что требует уже большего физического и эмоционального напряжения. Физическое и психологическое состояния говорят о том, что подросток уже не ребенок, но еще и не похож на взрослого. 3 этап. Последний этап является переходным во взрослую жизнь. Подросток после окончания школы, училища вынужден начать «новую жизнь. Зрелое эмоциональное состояние позволяет принять на себя груз новых проблем и обязанностей. Четко проявляется взаимосвязь социального и возрастного начала [19]. Усложнение социального бытия подростков совпадает с бурной физиологической перестройкой организма. Изменения активности эндокринной системы приводит к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, похудение, ожирение). Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. Основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этот период изменений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенной возбудимости, депрессии из-за несовпадения типов роста различных частей тела и резкой смены его пропорций. Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь эндокринными железами, ведет к развитию всех признаков полового созревания. Физиологически первый этап полового созревания может быть охарактеризован как этап активизации нервной системы, эндокринной системы. Вместе с тем, нервные центры функционируют с преобладанием возбуждения над торможением. Второй этап – как этап реализации на уровне клеток, тканей, органов, посылаемых из импульсов, опосредованных гормонами. Происходит интенсивное увеличение массы тела, увеличивается интерес подростка к представителям другого пола, сексуальная информация становится актуальной для подростка. Они нуждаются в правильной организации их деятельности; нарушения ими дисциплины связаны прежде всего с тем, что их избыточная энергия не находит правильного выхода. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности, жизнь идет по нарастающей линии. Усложняется сама учебная деятельность: в процессе обучения заметно совершенствование мышления подростка. Особенность мыслительной деятельности подростка – нарастающая способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. В процессе обучения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Современная психологическая наука свидетельствует о том, что подростковый возраст имеет отношение к критическим периодам жизни человека. Кризисными называются некоторые поворотные и переломные точки развития, которые характеризуются крутыми и резкими качественными сдвигами, знаменующими конец одного его периода и начало следующего, который сопряжен с определенными внешними и внутренними трудностями (конфликтами). В этой связи понятие «кризис», применительно к подростковому периоду, используется и для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненного состояния от детства к взрослости. Однако, кризисы подросткового возраста не являются болезнями, а представляют собой нормальные проявления процесса созревания и развития [18; с.124]. Следует отметить тот факт, что подростковый период характеризуется существенной динамикой в развитии самосознания. В соответствии теории В. С. Мухиной [14], под самосознанием осознается психологическая структура, которая представляет собой такое единство, которое находит свое выражение в каждом из следующих звеньев: физическая сущность человека, его тип, притязание на социальное признание, половая идентификация, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее). В. С. Мухина доказала, что более значительным искажением в формировании самосознания считается депривация одного из нескольких структурных звеньев самосознания, так как может приводить к появлению тревожности, агрессивности, трудностей в общении, а в некоторых случаях к суицидальным попыткам [14]. Отделение подростка от семьи является важной предпосылкой достижения им в дальнейшем самостоятельности, зрелости и возможности принятия ответственности за свою жизнь. Данное апределение «отделение от семьи» не является точным, так как результатом считается не разрыв подростка с семьей, а принятие новых партнерских взаимоотношений, способствующих семье и подростку в развитии друг друга. Если данный процесс будет нарушен, то впоследствии можно предположить: или абсолютное эмоциональное отстранение подростка, или принятие достаточно мучительной амбивалентной связи: отделяясь – чувствует вину – присоединяясь назад – чувствует гнев – отделяюсь [2; с.88–94]. На первом этапе (11-12 лет) характерно наличие у подростка конфликта между потребностью в зависимости и стремлением к автономии. Сложность его заключается в том, что подросток неоднозначен в своих ожиданиях по отношению к родителям. Он противится проявлением их заботы и ласки, выражает стремление, чтобы его баловали. Отсюда следует, что подросток перестает быть вежливым и послужным, каковым он был ранее. Также у некоторых подростков возможно проявление регрессивного поведения: стремление к ласке и капризы. Родители нередко не осознают что происходит с подростком и начинают ужесточать запреты, тем самым подталкивая подростка на острые эмоциональные расстройства. На втором этапе происходит когнитивная организация отделения. Подросток начинает доказывает родителям, миру и самому себе собственную независимость. Нередко это случается сквозь критику всего того, что говорится и делается родителями. Третий этап характерен аффективными реакциями на отделение. Подростка переполняют следующие эмоции: ощущение себя виноватым, чувство гнева, различные депрессивные реакции, взаимная боязнь потери любви. Четвертый этап является идентификацией. Взрослые начинают признать за подростком право на самостоятельность, исчезает внешняя ранимость и буйство. Подросток становиться сосредоточенным на своей индивидуальности. Немаловажным является тот факт, чтобы он имел образцы положительной интеграции среди значимых взрослых. Родителям следует помочь своему взрослеющему ребенку. Рассматривая изменения, происходящие на подростковом этапе развития индивида, исследователи чаще всего отмечают перестройку организма в результате процессов роста и полового созревания; развитие теоретического рефлексивного мышления; рост избирательности внимания, восприятия, активное формирование творческого мышления; стремление быть как все и одновременно проявлять свою индивидуальность. Именно в этот период происходит интенсивное развитие самооценки. Как правило, самооценка у подростка неадекватная и во многом зависит от его статуса в референтной группе. Согласно результатам исследования, проведенного под руководством Д.И. Фельдштейна, на первой стадии подростничества (10–11 лет) у многих детей происходит кризис самооценки: 34 % мальчиков и 26 % девочек характеризуют себя полностью отрицательно. На второй стадии (12–13 лет), наряду с общим принятием себя, у подростков сохраняется ситуативно - отрицательное самоотношение, зависящее от оценок окружающих (в основном, сверстников). На третьей стадии (14–15 лет) складывается оперативная самооценка, которая определяет отношение подростка к себе в данный момент. При этом, как отмечают многие авторы, подросток все более зависит от оценок соучеников, а не педагога [7]. Еще одной характерной чертой подростка является стремление к самоутверждению, желанию доказать окружающим свою взрослость. Д.Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании данного периода [23; с.163 - 168]. У подростка появляется потребность в познании себя и своих личностных качеств, а также сравнении себя с окружающими, так как это необходимо для оптимальной организации его поведения. Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует свое мировоззрение, свои жизненные планы, что, в конечном счете, позволит ему жить самостоятельно. Несмотря на то, что подросток ни физически, ни психически, ни социально еще не может полноценно соответствовать критериям взрослости, он стремится занять равную со взрослыми социальную позицию. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым [15]. Еще одно новообразование – самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также свое место в человеческом обществе и свое назначение в жизни. Согласно мнению исследователей подросткового возраста, в качестве ведущей деятельности, доминирующей на данном этапе развития, выступает интимно - личностное общение. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновение самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. Структура общения индивида меняется в подростковом возрасте, ее центр все более перемещается в группу сверстников. Общение со сверстниками для подростков выполняет ряд важных функций, среди которых – становление системы моральных ценностей, приобретение навыков совместной деятельности и освоение социальных форм поведения. Подросткам свойственно, с одной стороны, расширение круга общения, а с другой – избирательность дружеских отношений. В целом же, в подростковом возрасте ребенок занимает качественно новую социальную позицию, характеризующуюся эмансипацией от взрослых. Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации [13; c.100]. Л.С. Выготский считал, что многие трудности подростково возраста объясняются не слабостью воли, а слабостью цели [5]. Этот процесс очень сложен, и далеко не у всех он проходит оптимальным образом. Для того чтобы сохранить психическое здоровье, человек должен обладать жизненными целями, адекватными внутренней сути личности. Таким образом, подросток устанавливает новые отношения, которые основываются не на принуждении, а на партнерстве. К концу подросткового возраста складывается развитое самосознание. Происходит постепенный переход к самооценке, стремиться к самовыражению, к самоутверждению, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных. Список литературы Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. –М., 2007. Бойко В.В. Трудные характеры подростков. Развитие, выявление, помощь. СПб.: Изд-во ЛГУ, 2002. – 218 с. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. М.: Смысл, 1988. Вильданов У.С., Вильданов Х.С., Вильданова Г.Б., Хасанов Г.А. Смысл жизни человека: ценности и смысложизненные ориентации. Уфа: РИО 1; РУНМЦ МО РБ, 2007. Выготский, Л.С. Проблема сознания / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 156–167. Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. Крушельницкая О.Б. Подросток в системе референтных отношений: учебное пособие / О.Б. Крушельницкая. – Москва; НОУ ВПО Московский психолого - социальный институт, 2008. - 208 с. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 11–21. Леонтьев Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. – 2-е изд., испр. – М.: Смысл, 2003. Леонтьев Д.А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // Мир пси хологии, 2014. № 1. С. 104–116. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1985. С. 20 — 32. Мир детства. Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1989. С. 96—114. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменологическое развитие, детство, отрочество. М.: Академия, 1998. – 456 с. Обухова Л.Ф Детская Психология / Л. Ф. Обухова. – Москва; Юрайт, 2013. – 460 с. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. Бим-Бад. –М.: Дрофа, 2009. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.,1987. С. 46-55. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Союз, 2000. – 310 с. Реан А.А. Психология подростка. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 504 с. Смысл жизни и акме:10 лет поиска: в 2 ч. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чудновского. – Ч. 1. – М.: Смысл, 2008. Франкл В. Человек в поисках смысла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/DPEOPLE/frankl.txt. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни / В.Э. Чудновский. – М.: МОДЭК, 2005. Юркшат К.Ф. Статусно - ролевая структура межличностных отношений младших подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / К.Ф. Юркшат // Известия Юго - Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2013. – № 2. – С. 163 - 168........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: