VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Смысложизненные ориентации студентов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006247
Тема: Смысложизненные ориентации студентов
Содержание
Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





Педагогики, психологии и социологии



Кафедра современных образовательных технологий 



							







	



КУРСОВАЯ РАБОТА



Смысложизненные ориентации студентов

























	Руководитель                                                                  ________            А. А. Машанов



Студент ИС14-01Б №91400411                       ________            А. Салбар-оол

                                               



















Красноярск 2017

  

Оглавление

	Введение	3

	II Эмпирическое исследование	15

2.1 Описание выборки и методы исследования	15

2.2 Анализ полученных результатов	17

	Заключение	20

	Тест смысложизненные ориентации (методика сжо), д. А. Леонтьев.	25


















Введение



Жизненный путь человека многогранен, в течение этого пути человек становится личностью. Личностью человек станет лишь только в определенный социальных условиях, где есть такие же люди, как и он, где он может получать опыт и взаимодействовать с другими. Этот опыт передается веками, из поколения в поколение.  

Определение смысла жизненных ориентаций личности и устоявшихся норм показывает нам, что тема данного исследования очень актуальна и требует анализа и раскрытия. Но при всей достаточности изучения данного факта, мы не в состоянии утверждать о каких-либо методах развития смысла жизненных ориентаций и радикально влияющих способах становления этого процесса. 

Вопросом о смысле жизни задается каждый. Без смысла жизни человек просто не может жить, он может только существовать. Об этом не будет задумываться ребенок, да и старости задумываться поздно, самым подходящим возрастом для таких рассуждений является молодежный. Именно в этом возрасте большинство пытаются найти свой смысл жизни.

 Проблематика жизненного «присутствия» исследовалась Виктором Эмилем Франклом, и как он отмечал, с такого рода мешающей гармонично жить преградой, люди задумываются почти во всех государствах нашего прекрасного мира. Жизненным смыслом может быть, с одной стороны, как обозначение выбора ценностей, которыми руководствуется человек на протяжении своей жизни, а с другой, сам жизненный смысл может быть, как ценность для самой личности. Таким образом, каждый человек по своему понимает и осознает разные стороны смысла жизни, в зависимости от самых различных жизненных ситуаций и событий[1]. 

Данная курсовая работа, несомненно, является актуальной не только для исследователя, но и для любого человека, который уже нашёл свой путь и призвание, или, что еще важнее только в поисках и становлении своих смысложизненных ориентиров.  Такие вопросы нахождения "жизненных дорог" тесно связаны с развитием от биологического индивида к самостоятельной индивидуальной личности. 

Этот вопрос поднимается к такому возрасту как молодежь. К этому времени у студентов уже есть некий базовый фундамент нравственных установок, полученных из детства и из школьной поры. Но под натиском различных факторов, которые появляются вместе с новой жизнью смыслы и мировоззрение может меняться или дополнятся новыми выводами, а иногда и вовсе сломать не совсем устойчивые и хрупкие взгляды на жизнь. 

Тот ли путь для жизни выбрал человек, является ли он правильным?! Этот вопрос остаётся открытым как для отечественных психологов и других подобного рода специалистов, так и для зарубежных. 

Именно поэтому определение смысла жизненных ориентаций в студенческом возрасте является важным непосредственно для личности и опосредованно для общества в целом.

Цель: изучить и сравнить взгляды студентов, которые только поступили в университет и тех, кто уже заканчивает. 

Объект исследования: смысложизненные ориентации студентов.

Предмет курсовой работы: студенты.

Гипотеза исследования: между людьми молодежного возраста, которые только поступили в университет и людьми, которые заканчивают, есть различия.

  Методика:

Смысложизненные ориентации - российского психолога Дмитрия Алексеевича Леонтьева.

Задачи исследования:

Провести теоретический обзор литературы по проблеме смысложизненных ориентаций в отечественной и зарубежной литературе.

Подобрать методики для исследования смысложизненных ориентаций молодёжи. 

Провести психологическое тестирование молодёжных групп.

Проанализировать полученные данные методики и вывести результаты.

 I Теоретический обзор литературы по проблеме смысложизненных ориентаций молодежи.



Феномен смысла жизни и его история



 Смысл жизни - это скорее всего философско-психологические рассуждения о жизненной «миссии» человеческого бытия. Самая главная полезность этого понятие в том, что оно помогает людям с достоинством и осознанностью прожить отведённые им время. Почти во всех развитых мировоззренческих системах таких как: религия, философия, этика - имеют отличающиеся взгляды на саму жизнь и ее необходимый смысл. На вопросы смысла бытия существуют самые различные ответы, которые задавались и передавались из века в век[3].

В древнегреческой философии существовали разные объяснения ответов на этот вопрос. Платон считал смыслом жизни заботу о собственной душе; Эпикур стремился постигнуть счастья, блаженства и умиротворения путём личностных достижений; для Сократа важно трепетное отношение к нравственным законам добродетели и знаниям, что с помощью этих достижений приводит к счастью; Аристотель трактовал о том, что следует стараться быть порядочным, ответственным и законопослушным гражданином в обществе; Диоген считал смыслом существования в игнорировании богатств и постижению свободы внутри себя; для Стоиков – предопределенности судьбы. Подобное разновидение направленностей о жизненно-важном смысле обсуждалось как в восточной, так и в европейской философии. Фейербах полагал смыслом жизни в любви, к рядом находящемуся, и на этой почве постигалось личное счастье; Иммануил Кант -  нравственный долг людей, Карл Маркс - борьбу за коммунизм, Ницше - стремление к власти, Бентам, Милль - в получении выгоды, пользы, успеха[1].

Как говорится в народе «Сколько мнений, столько и людей, и наоборот». У одних мудрость является счастьем, у других - добродетель, у третьих - расточительность. Истинное счастье в толковании древне-восточного мудреца понималась как высшая благодать, приносящая радость и блаженство. Российские конфессиональные философы полагали, что достоинство целомудренного человека и его нравственная свобода предопределяются «на небесах», что человек обязан сделать свою жизнь наполненную смыслом, которым поставлен «свыше» для запредельной цели. Современные же теории смысла жизни устремляются в достижении наивысших «божественных» задач, или, иначе, в достижении потребляющих «эталонов». Есть и те, которые считают, что человеческая деятельность бессмысленна и истинный смысл существования никогда не постигнуть[2].

Природа человека как оказалось напрямую влияет на зависимость от проблемы поисков жизненных смыслов. Множество народов помнят о том кровопролитном событии 20 века, в котором продемонстрирована вся мощная природа человеческой жестокости и самоистребления. Эрих Фромм не случайно дал своей работе название «Анатомия человеческой деструктивности», он говорит, что ценностное отношение к собственной жизни всегда будет игнорироваться человеком. А на самом деле, человеческая жизнь есть самая совершенная и величайшая ценность в нашем мире и она всегда будет насыщенна смыслом несмотря ни на что. Непосредственно каждый индивид, являясь вышестоящим на эволюционной ступени, создаёт этот смысл путем различных генераций, которые уникальны по-своему[7].   

Однако человеческие судьбы преподносят своим обладателям непредвиденные случайные моменты, которые напрочь переворачивают взгляды «вверх ногами», и они не в состоянии противиться воли случаев и как то бороться с ними.

Сторонники геодонизской и эвдемонизской философии, как в наше время, так и тысячелетия тому назад, считают такие высшие смысложизненные цели: максимальное достижение удовольствия и наслаждения; стремление постичь счастье. Приверженцы утилитаризма утверждают, что обретение удачи, выгоды и пользы, несомненно, приведет к счастью. Прагматики говорят, что своему оправданию к стремлению достичь своих жизненных целей они найдут любые способы и средства, и ни капли не пожалеют об этом.

Скорее всего поиски жизненного смысла в эпохах разных времен не осмыслить в той истине, в которой она культивировалась в мировоззрении людей тех обществ. Но можно предположить, что человеческие смыслы бытия открывались совершенно в той мере, в которой они были доступны и зависимы. Зависеть оно могло от этнических, территориальных, конфессиональных, возрастных, технических и других немаловажных особенностей прошлого. И как мне полагается, каждый человек путём рефлексии, возрастного развития, накопленного житейского опыта, самоопределения своего места в жизни встаёт на своё собственное уникальное направление к счастью[1].

   Первое упоминание термина смысла жизни наблюдалось в экзистенциальной психологии двадцатого века. Самой удачной начальной разработкой стала концепция Виктора Франкла. Он полагал, что не люди создают собственный смысл, а сама жизнь преподносит им этот самый сокровенный смысл, что в последствии наводит на различные достижения. Жизненные смыслы открыты для всего человечества, и они не зависят от каких-либо гендерных, умственных, возрастных, физических, религиозных и тому подобных утверждений. Смыслы бытия для каждого индивида являются уникальными, их невозможно потрогать или увидеть, прочитать или им научиться, их следует создать в своей жизни и нести бремя ответственности за их воплощение. При всём этом, человеку нужно любыми способами и при любых обстоятельствах найти и обрести свой смысл земного существования.  

Внутри человека существует такая нравственная особенность как совесть. Она регулирует человеческое поведение и помогает ему в самоконтроле своих мыслей и поступков. Франкл считал совесть частью биологического внутреннего мира человека(органом), которая функционирует на благо нравственного самоконтроля к постижению жизненного смысла. Этот орган чувства вины поддерживается энергией из внешней среды человека. Уровень человечности повышается только тогда, когда человек со страстью отдается своей миссии и тем самым он приближается к истинному нахождению своего личного Я. После понимания себя и своего смысла бытия индивид обретает душевный покой, гармонию внутри себя и колоссальным силам к новым свершениям. Противоположность в отсутствии смысла жизни приводит к апатии, невротическим состояниям, упадком сил и делает человека немощным перед бытийными препятствиями[1]. 

Виктор полагает, что импульс агрессии растёт в первую очередь в месте явного экзистенционального вакуума. Не наблюдаются неадекватные импульсы только у людей, хорошо чувствующих счастье. Психолог утверждает это состояние достигается благодаря выполненным целям и следованию своим смысложизненным установкам. Бывают и такие случаи, когда люди сами создают себе иллюзию смысла жизни при помощи таких отравляющих препаратов, как наркотики и алкоголь, устремления к сиюминутным удовольствиям и блаженствам. Парадокс заключается в том, что сами люди, стремясь удовлетворить свои наслажденческие потребности и постичь счастье жизни, тем самым все дальше отдаляются от него и попадают в зависимую пучину бесконечных вожделений к самостимуляции. Поэтому акцентирование внимания на себе, на своих удовлетворений, с мыслью получить то самое заветное счастье, люди приведут себя к потере этого же счастья.

Франкл говорил -  "Осуществляя смысл жизни, человек осуществляет сам себя." Такая же идея, но по другом завуалированная наблюдается в работах многих деятельных теоретических и практических психологов. Но особое пристальное внимание самоактуализационной проблеме личности отводилось в учениях феноменологического и гуманистического подходах.

Карл Рэнсом Роджерс в свое время предложил гипотезу о том, что человек всем своим поведением воодушевляется и саморегулируется благодаря мотивом объединения, который был назван тенденцией актуализации.  Мотив является собой фактором развития и сохранения личности, свойственный организму, как тенденции саморазвития своих способностей[2].

Отец гуманистической психологии Абрахам Маслоу описал желание человека самоактуализироваться и стать той личностью, которой он вполне в силах достичь, развив свой потенциал с помощь заложенных природой ресурсов. Иначе говоря, для индивида актуализация есть возможность максимально реализовать свои умения и добраться до вершины превосходства[13].

Тенденция самоактуализации превалирует не только на биологическом уровне в поддержании организма путём удовлетворения физических потребностей в еде, воздухе, пище, но она к тому же имеет непосредственно участие в психологическом развитии человека, которое влияет на эволюцию функций тела в росте и непрерывном самообновлении. Стремление к актуализации задействует и усиливает мотивационный характер, который всегда активно двигает и тренирует психические процессы, достижение таких целей как образование, творчество, игры, постоянные выходы из зоны комфорта, благодаря всему этому человек должен стать более ответственным за свои действия и самодостаточным в различных аспектах жизни. 

Как говорил наш отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев, что у персонального смысла нет собственного индивидуального и психологического сознания. Он соединяет личностный смысл жизни с мотивом внутреннего, субъективного, а внешнюю чувствительность связывает с реальностью объективного мира в сознании человека. Личностный смысл порождает пристрастность сознания человека и всегда обусловлены объективным характером[4].

Феномен смысла жизни по своей сути наиболее хорошо описывает смысложизненные ориентации личности. Человеческие поиски жизненных смыслов невозможны без понимания самого себя и своих установочных принципах. И только после чётких основательных размышлений и расставлений приоритетов можно пытаться двигаться к целям самореализации, стремиться к постижению того истинного пути, для которого человек рожден, и тот самый заветный смысл жизни, чтобы счастливо жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Но в реальной суровой жизни не бывает все так легко и гладко. В современной динамически изменяющейся системе смысложизненных ориентаций люди сталкиваются с проблемами выбора различного рода противоречий. Взаимосвязи личностей, основанных на их ценностях проецируют внутренние устои и саму жизнь общества, так как индивид и социум тесно связаны взаимовлиянием друг на друга. Ориентации смыслов жизни личностей, их перспективных планов представляют собой духовную составляющую, которая формируется под влиянием социальных интеракций и является системой воспитания и обучения в таких начальных институтах как семья, школа, секции, институты, а также отражающую структурность общественных взаимоотношений.  

В общем виде они являют собой быстроразвивающуюся динамическую проекцию смысложизненных концепций личности в особых определённых условиях её каждодневоной жизни.



2.1 Различия между молодежными группами.



Понятие молодёжь в нашем современном российском обществе понимается как особая социально-возрастная категория людей, различающаяся в рамках возраста и общественным положением. Эти положения перешли от детства к юности, а затем и к личной социальной ответственности. Различные деятели науки трактуют о молодежи как о совокупности молодого поколения, для которых социум даёт возможности самопроявления в той или иной форме, обеспечивая необходимыми льготами, и в тоже время устанавливает ограничители в возможностях активного участия в некоторых общественных аспектах в жизни социума[8].

	В большинстве стран возрастная принадлежность к такому социальному аспекту как молодежь разная. Но есть некий общий дифференциал: нижняя грань возраста проходит от 14 до 16 лет, верхняя от 25-35 лет, однако есть и исключения превышающие верхние границы. 

 	В России по официальным данным принято считать молодежь от 14 и до 30 лет, но молодые учёные склоняются и сдвигают эти рамки к 35 годам[6]. 

Молодежь – есть субъект социума, содержащий внутри себя колоссальный умственный потенциал, безмерную тягость к инновациям, проявлении общественной активности, не жалея на то своих сил и времени.

С одной стороны молодёжная часть населения является наиболее значимой и перспективной для будущего страны, и в большей степени она физически здорова в рамках своего молодого возраста, а с другой стороны она подвержена и неустойчива в различных аспектах деятельности жизни, так как прочный ценностный фундамент ещё не сформировался и он только на пути становления и укрепления принципов и нравов.  И по истечению времени и накоплению жизненного опыта молодые люди развиваются, преодолевают себя морально и духовно, изменяют прошлые ценностные устои и формируют новые качественные взгляды и отношения к тем или иным вопросам в их жизни[9]. 

Увлечения молодежи варьируют в зависимости от их принадлежности к ролям политической и социально-экономической жизни. Зачастую талантливые умения и достаточно хорошие навыки плохо востребованы, и поэтому молодые индивиды разочаровываются и впадают в фрустрации от реалий жестокой и несправедливой жизни. От этого зарождается страх, боязнь будущего, нестабильное эмоциональное состояние, неуверенность в своих мыслях и действиях, растерянность и зависимость от чего или кого либо. Появляются тяжёлые психологические моменты, несущие человека к социальным переменам.

До этого мы говорили об одной категории молодёжи, сейчас поговорим о следующей группе. В нашем обществе есть другая особая подкатегория молодежи. Она не так широко и популярно упоминалась и изучалась в научных трудах исследователей. Эта часть молодёжи отличается от другой физическими и психологическими возможностями. Первая часть по большому счету - это абсолютно здоровые граждане, не имеющих каких-либо патологических отклонений. Вторая часть молодежи - это люди с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ). Ввиду различных причин и жизненных обстоятельств случилось так, что они не совсем все могут в физическом плане, чем обычные здоровые люди, но они по прежнему остаются неотъемлемой частью общества и также наравне со всеми относятся к разным социальным типам, в частности к молодежи.

Второй тип молодежи стремиться быть полезным обществу и максимально самоактуализироваться в разных сферах социума. Несмотря на проблемы, с которыми столкнула их жизнь они не отпускают руки и не сдаются, а наоборот пытаются компенсировать свои ограничения через поддающиеся их воле действия. Например, занимаются творчеством, покоряют вершины спорта, увлекаются искусством, политической жизнью страны, ведь им не все равно куда движется наше общество. Тем самым они разрушают ограниченные стереотипы людей, к тому же государство выполняет социально-страховые гарантии и обязательства, всячески помогает, защищает и развивает интересы особых граждан, это мы можем наблюдать по недавней федеральной программе «Доступная среда».

По статистическим данным в России 10% населения имеют какую-либо степень инвалидности, это существенный показатель в масштабах нашей страны, что составляет чуть более 12 миллионов человек. 

Причины инвалидности разные. Это могут быть травмы с рождения, внезапные болезни, поражающие систему человека, курящие и пьющие матеря, дорожно-транспортные происшествия, нелепые и случайные травмы, эту последовательность можно продолжать и продолжать. И из всего этого молодёжь никуда не исчезает, дети вырастают, проблемы остаются. 

Из года в год число здоровых людей переходит в немножко другую, иногда непривычную, группу нездоровых, где им предстоит переосмыслить жизненные ценности, пройти через страдания и препятствия, психологические барьеры, физические и психические реабилитационные мероприятия, и к сожалению, не все индивиды смогут все это преодолеть и перетерпеть, только сильные духом личности смогут все побороть, разобраться в себе и в окружающих, и конечно же восстановиться. И в конечном счёте понять уроки судьбы и сам смысл бытия, что в последствии поможет дальше жить поистине долго и счастливо. 

Мы сейчас не будем углубляться в подробности почему так произошло и как это решать, так как курсовая работа нацелена совсем не на это, а на то, чтобы разобраться и понять влияние физических и психологических факторов на смысложизненные ориентации этих молодежных групп.






II Эмпирическое исследование



2.1 Описание выборки и методы исследования



В данном исследовании участие принимали группа студентов 3 курса «Сибирского федерального университета», обучающихся на очно-дневном отделении института педагогики, психологии и социологии, на направлении прикладной информатики в социальных коммуникациях, а также группа студентов 1 курса «Сибирского федерального университета», обучающихся на очно-дневном отделении института педагогики, психологии и социологии, на направлении прикладной информатики в социальных коммуникациях.

Курсовое исследование включало в себя социально-психологическую диагностику с применением методики на выявления смысложизненных ориентаций(СЖО), адаптированной и разработанной Дмитрием Алексеевичем Леонтьевым. 

	Методика Д.А. Леонтьева состоит из 20 парных утверждений, отличающихся противоположными смысловыми значениями. Они демонстрируют факторы, которые отражают осмысленность личности в его жизни[5].

	Полученные данные обрабатываются с помощью «ключа» и соотносятся со следующими субшкалами: цели в жизни, процесс жизни, результат жизни, локус контроля — Я, локус контроля — жизнь, общий показатель — осмысленность жизни.

	Цели в жизни. Эта шкала характеризует наличие или отсутствие в жизни человека целей, которые придают смысл жизни. Низкие баллы будут принадлежать человеку, который живет сегодняшним или вчерашним днем. Высокие баллы буду присуще целеустремленному человеку или прожектору, человеку, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. 

	Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале – признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее[5]. 

	Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придавать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни. 

	Локус контроля – Я (Я – хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. 

	Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низки балл – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

	В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым. Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует «прошлое», которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. «Будущее» есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность.  

Инструкция к методике смысложизненных ориентаций Леонтьева: вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе, или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны[5].



2.2 Анализ полученных результатов



	После получения диагностического материала, все данные были сведены в таблицы в соответствии принадлежностью к группе.

	Исследование смысложизненных ориентаций у первокурсников.

Таблица 2.1

	№

	Цели в жизни

	Процессы в жизни

	Результативность в жизни

	Локус контроля – Я

	Локус контроля – жизнь

	

	Итого

	1

	35

	29

	26

	25

	34

	109

	2

	36

	28

	25

	21

	31

	105

	3

	42

	34

	35

	26

	42

	135

	4

	30

	26

	24

	20

	26

	90

	5

	18

	26

	22

	14

	24

	79

	6

	26

	29

	27

	17

	29

	94

	7

	39

	35

	28

	26

	40

	124

	8

	39

	31

	28

	23

	35

	108

	9

	30

	26

	21

	19

	27

	90

	10

	34

	30

	31

	21

	35

	109

	

	СЖО у старшекурсников.

	Таблица 2.2

	№

	Цели в жизни

	Процессы в жизни

	Результативность в жизни

	Локус контроля – Я

	Локус контроля – жизнь

	

	Итого

	1

	34

	33

	23

	21

	27

	105

	2

	41

	35

	30

	28

	36

	128

	3

	41

	33

	32

	25

	29

	120

	4

	26

	29

	27

	17

	29

	94

	

	5

	36

	22

	24

	22

	29

	96

	6

	42

	34

	30

	28

	39

	124

	7

	42

	40

	30

	25

	37

	124

	8

	36

	29

	30

	23

	29

	106

	9

	26

	23

	12

	14

	18

	75

	10

	42

	40

	33

	28

	36

	132



Таблица 2.3

	Средние значения

	Цели в жизни

	Процессы в жизни

	Результативность в жизни

	Локус контроля – Я

	Локус контроля – жизнь

	

	Итого

	Первокурсники

	32,2

	28,1

	25,5

	21

	31,8

	101,8

	Старшекурсники

	36,6

	31,3

	26,6

	23,2

	29,6

	109,1



	Из проведенного исследования можно сделать вывод, о том, что средние показатели у старшекурсников выше, чем у первокурсников, за исключением одной субшкалы «Локус контроля – жизнь». [14].

	Анализируя итоговые данные, можно утверждать о том, что выдвинутая нами ранее гипотеза подтверждается и оказывается верна. Действительно, между первокурсниками и старшекурсниками присутствуют различия в смысложизненных ориентациях.


Заключение



Данная курсовая работа по проблеме смысложизненных ориентаций студентов заключается в устремлениях личностей к самовыражению, в удовлетворении своих потребностей, в устремлениях реализовать себя в различных сферах жизни. Поэтому постижение жизненного смысла – это не только гарант перспективного будущего, а также важный для личности критерий, который совершается и воплощается благодаря собственным стараниям и усилиям. Жизнь человека постоянно наполнена поиском собственного существования и самоактуализацией своего смысла на основании ценностных ориентиров.

Смысложизненные ориентации молодёжи имеют конструктивную динамику своего развития, которое проявляется в постепенном видоизменении структуры и повышении уровня общей осмысленности жизни. Ориентации являются ведущими факторами, способствующие социально-психологической адаптации индивидов. Этим смысложизненным ориентациям свойственна системность. Человек с рождения имеет: «чувства и инстинкты к смыслу», но неблагоприятные жизненные условия приглушают и угнетают эти стремления. Однако, такие события не всегда подавляют человека, а наоборот, проявляются усиливающим эффектом для отыскивания заветного смысла жизни[15]. 

Итоговый суммирующий показатель наглядно демонстрирует существенное преобладание старшекурсников над первокурсниками на 6,69% условных единиц. Это обусловлено тем, что студенты, которые уже выпускаются, преодолели и получили больше опыта, чем первые курсы. Они уже крепко сформировали свои жизненные ценности и мировоззрение. К счастью, обе молодёжные группы имеют правильный вектор развития и самоактуализации, что в будущем обязательно приведёт к полной осмысленности и жизненному счастью.

Целью нашего исследования было выявить различия смысложизненных ориентаций студентов между первокурсниками и старшекурсниками. На основании полученных данных, мы можем сделать вывод, различия есть и они по всем показателям выше у более адаптивной молодежи. 














Список использованных источников 



		Терехович, В.Э. Человек в поисках смысла. Исследование мнений о смысле существования человека. — СПб.: Алетейя, 2012.

		Бугрова, Н.А. История психологии/Н.А. Бугрова//Хрестоматия. — Кемерово: КемГУКИ, 2014.

		Папаяни, Ф.А. Смысл жизни. — М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2013.

		Деменев, А. Г. Ценность жизни // нравственные дискуссии в русской философии второй половины XIX – начала ХХ века: [монография] / — Архангельск: ИД САФУ, 2014.

		Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций(СЖО). — М.: Смысл, 2000.

		Ванюхина, Н.В. Психология развития и возрастная психология. — Казань: Познание, 2014.

		Фромм, Э.З. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Директ-Медиа, 2008. 

		Ванюхина, Н. В., Кабирова, А. А. Социальная психология/Н.В. Ванюхина, А.А. Кабирова. — Казань: Познание, 2014.

		Хьюстон, М., Штрёбе, В. Введение в социальную психологию/М. Хьюстон, В. Штрёбе//Европейский подход. — М.: Юнити-Дана, 2015.

		Виртц, У., Цобели, Й. Жажда смысла: Человек в экстремальных ситуациях/У. Виртц, Й. Цобели//Пределы психотерапии. — М.: Когито-Центр, 2012.

		Нестик, Т.А. Социальная психология времени. — М.: Институт психологии РАН, 2014.

		Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры/С.П. Евсеев//Учебник. — М.: Спорт, 2016.

		Маслоу, А.Х Мотивация и личность. — М.: Директ-Медиа, 2008.

		Вайнер, Э. Н., Кастюнин С. А. Краткий энциклопедический словарь// Адаптивная физическая культура: [учебное пособие]. — 
М.: Флинта, 2012.

		Мальцев, В.С. Ценности и ценностные ориентации личности. — М.: Лаборатория книги, 2012.

		Гуревич, П.С. Психология личности/П.С. Гуревич//Учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2015.

		Журавлев, А.Л., Дикая Л.Г. Социальная психология труда/ А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая//Теория и практика. Т. 1. — 
М.: Институт психологии РАН, 2010.

		Яковлев, Б.П., Бабушкин Г.Д Психология физической культуры/Б.П. Яковлев, Г.Д. Бабушкин//Учебник. — М.: Спорт, 2016.  




		

		

		


ПРИЛОЖЕНИЕ

	

	Имя

	Цели в жизни

	Процессы в жизни

	Результативность в жизни

	Локус контроля - Я

	Локус контроля - жизнь

	

	Итого

	Карина

	35

	29

	26

	25

	34

	109

	Артём

	36

	28

	25

	21

	31

	105

	Аюша

	42

	34

	35

	26

	42

	135

	Фаим

	30

	26

	24

	20

	26

	90

	Сергей

	18

	26

	22

	14

	24

	79

	Светлана

	25

	16

	15

	15

	24

	72

	Виктория

	39

	35

	28

	26

	40

	124

	Юлия

	39

	31

	28

	23

	35

	108

	Ксения

	30

	26

	21

	19

	27

	90

	Елена

	34

	30

	31

	21

	35

	109




	

	Имя

	Цели в жизни

	Процессы в жизни

	Результативность в жизни

	Локус контроля - Я

	Локус контроля - жизнь

	

	Итого

	Дмитрий

	34

	33

	23

	21

	27

	105

	Людмила

	41

	35

	30

	28

	36

	128

	Ольга

	41

	33

	32

	25

	29

	120

	Олег

	26

	24

	22

	18

	16

	81

	Владислав

	36

	22

	24

	22

	29

	96

	Сухраб

	42

	34

	30

	28

	39

	124

	Яна

	42

	40

	30

	25

	37

	124

	Диана

	36

	29

	30

	23

	29

	106

	Ольга

	26

	23

	12

	14

	18

	75

	Наталья

	42

	40

	33

	28

	36

	132

Тест смысложизненные ориентации (методика сжо), д. А. Леонтьев.

Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д. А. Леонтьева  позволяет оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Тест  СЖО является адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла  и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.

На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь).

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности. 

В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является  ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым.

Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует "прошлое", которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. "Будущее" есть совоку.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%