- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Служебный контракт на государственной гражданской службе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010655 |
Тема: | Служебный контракт на государственной гражданской службе |
Содержание
Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации Необходимость развития и систематизации законодательства о государственной гражданской службе, унификации государственного регулирования основ государственной службы различных видов, реализации предусмотренной законодателем единой системы государственных гарантий для государственных служащих, наличие значительного количества неурегулированных аспектов в сфере оформления и изменения служебных отношений, излишняя статичность правовых норм, регулирующих служебные отношения и нежелание законодателя своевременно вносить изменения, объективно обусловленные развитием общественных отношений, свидетельствуют об актуальности темы данного исследования. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с прохождением государственной гражданской службы государственной гражданской службы. Предметом исследования являются нормы законодательства, регулирующие указанные отношения, теоретические и практические проблемы, существующие в рассматриваемой области правового регулирования, и не получившие правового разрешения. Целью исследования является выявление доктринальных и правовых пробелов и коллизий, возникающих в сфере оформления служебных отношений между государственным гражданским служащим и государством, а также формулирование предложении по совершенствованию правового регулирования данных вопросов. Для достижения указанных целей требуется разрешение следующих задач: 1) проанализировать правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации (далее – РФ) и понятие служебного контракта; 2) рассмотреть сущность и понятие государственной службы, рассмотреть основы правового регулирования государственной гражданской службы в РФ; 3) рассмотреть служебный контракт как основание возникновения служебных правоотношений; 4) рассмотреть стороны, содержание и форму служебного контракта, порядок заключения и исполнения служебного контракта, основные права и обязанности сторон; 5) проанализировать основания и последствия расторжения служебного контракта; 6) выявить актуальные проблемы правового регулирования заключения служебного контракта на государственной гражданской службе РФ и предложить пути совершенствования. Нормативно-правовой базой исследования послужили – Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)1, Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации»2 (далее – Закон № 58-ФЗ), Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. от 03.04.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3 (далее – Закон о государственной гражданской службе), Указы Президента РФ, в частности, Указ Президента РФ от 11.08.2016 № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 – 2018 годы»4 (далее – Указ Президента РФ № 403), Указ Президента РФ от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»5 (далее – Указ Президента РФ № 159), другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты в области регулирования служебного контракта на государственной службе. Теоретическую основу исследования составили труды перечислить в алфавитном порядке ученых, чьи труды (диссертации, монографии, учебники, статьи) использовали в работе. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов (указать, как будет у Вас), заключения и библиографического списка. Глава 1. Понятие, правовое регулирование и основания возникновения государственной гражданской службы Российской Федерации 1.1. Сущность и понятие государственной гражданской службы Российской Федерации Долгое время в законодательстве РФ отсутствовало определение понятия «государственная служба». Впервые данное понятие было закреплено нормативно в Федеральном законе от 31.07.1995 № 119-ФЗ (в ред. от 27.05.2003) «Об основах государственной службы Российской Федерации»6, ныне утратившем силу. В положениях названного федерального закона и юридической литературе того периода в понятие государственной службы вкладывалось, в основном, выполнение служащими государственных органов профессиональной деятельности в соответствии с занимаемыми должностями.7 В настоящее время в определение и понимание гражданской службы вкладывается несколько иной, более широкий смысл. Так, например А.А. Гришковец и Г.В. Атаманчук под государственной службой понимает, институт, связывающий государство с обществом, гражданина с государством. Государственная служба при этом обеспечивает управление общественными делами и регулирование общественных проблем.8 Государственная служба некоторыми исследователями (в частности, Ю.Н. Стариловым) рассматривается как элемент механизма государственного управления. Государственная служба в таком понимании представляет собой важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления.9 Некоторыми учеными, в частности, Л.А. Чикановой, Е.А. Ершовой, Е.В. Холодовой, государственная служба рассматривается как особый вид трудовых отношений.10 Таблица 1.1 – Основные определения и понятия государственной службы РФ Направленность Определение государственной службы Связь с обществом и государством Является институтом, связывает государство с обществом, гражданина с государством Общественное регулирование Обеспечивает управление общественными делами, регулирование общественных проблем Государственное управление Рассматривается как элемент механизма государственного управления Административно-правовое регулирование Важнейший административно-правовой институт, которому отведена ведущая роль в системе административно-правового регулирования для обеспечения государственного управления Наиболее полное и развернутое определение государственной службе дается в Законе № 58-ФЗ. Согласно определению, приведенному в данном законе, государственная служба РФ – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных государственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности субъектов РФ. Другими словами, государственная служба на современном этапе понимается как деятельность профессионального характера, призванная обеспечить стабильное государственное управление и отвечающая специальным требованиям.11 В систему государственной службы включены следующие её виды: государственная гражданская служба, военная служба, государственная служба иных видов. В данной работе мы наиболее подробно остановимся именно на рассмотрении государственной гражданской службы. Согласно ст. 5 Закона № 58-ФЗ и ст. 3 Закона о государственной гражданской службе государственная гражданская служба РФ – это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.12 Названными законами предусмотрено, что государственная гражданская служба подразделяется на: - федеральную государственную гражданскую службу, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ; - государственную гражданскую службу субъектов РФ, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.13 Такое подразделение видов государственной гражданской службы обусловлено федеративным устройством нашего государства, которое предполагает реализацию государственно-властных полномочий на двух уровнях: федеральном и уровне субъектов федерации. Основу государственной гражданской службы (государственного аппарата) составляют государственные служащие, которые являются связующим звеном между государством (государственными органами) и гражданами. Государственным гражданским служащим в соответствии со ст. 13 Закона о государственной гражданской службе является гражданин РФ, профессионально осуществляющий служебную деятельность на должности государственной гражданской службы и получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.14 В некотором смысле, государственный гражданский служащий понимается как некий «посредник», действующий не по собственному усмотрению, а представляющий интересы и реализующий полномочия органа государственной власти РФ, либо органа государственной власти субъекта РФ. Исходя из особенностей понятия и определения государственной гражданской службы, можно утверждать, что: * государственная гражданская служба является деятельностью государственно-значимого характера, то есть данная служба является государственной деятельностью; * государственная гражданская служба является только частью государственной деятельности в той мере, в которой данный вид государственной службы обеспечивает исполнение полномочий государственно-властного характера, то есть исполнение полномочий РФ, субъектов Федерации, также обеспечение исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов; * государственная гражданская служба, по сути, является деятельностью профессионального характера, то есть данная служба отвечает требованиям, которые предъявляются к самим государственным гражданским служащим как к субъектам государственной гражданской службы. В целом можно сделать вывод, что государственная гражданская служба является профессиональной служебной деятельностью государственных гражданских служащих направленной на реализацию государственных задач и функций.15 В связи с этим на определенном этапе между государственным органом (государством) и государственным служащим формируются государственно-служебные правоотношения, которые характеризуются наличием взаимных прав и обязанностей, ответственности, запретов и ограничений, особых критериев отбора и назначения на должность государственной гражданской службы, гарантий и особой государственно-правовой защиты прав и законных интересов государственных гражданских служащих и их семей и иными чертами правового статуса государственного гражданского служащего.16 Закрепление данных правоотношений происходит посредством заключения служебного контракта. 1.2. Правовое регулирование государственной гражданской службы Российской Федерации Базовые основы правового регулирования государственной гражданской службы заложены в Конституции РФ, определяющей основы государственного устройства РФ и системы органов государственной власти. Развитие данных основ сформулировано в законах и подзаконных актах РФ: * Законе № 58-ФЗ, в котором в соответствии с Конституцией РФ закреплены организационные и правовые основы системы государственной службы РФ, в том числе и система управления государственной службой РФ. * Законе о государственной гражданской службе, который регулирует отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также определяет правовое положение (статус) государственного гражданского служащего. Этот закон можно охарактеризовать, как «трудовой кодекс» для государственных гражданских служащих.17 * Указе Президента РФ № 403. * Указе Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (в ред. от 26.01.2017) «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»18. * Указе Президента РФ от 01.02.2005 № 110 (в ред. от 28.08.2015) «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»19. * Указе Президента РФ от 01.02.2005 № 111 (в ред. от 01.07.2014) «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)»20. * Указе Президента РФ от 01.02.2005 № 112 (в ред. от 18.12.2016) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»21. * Указе Президента РФ от 01.02.2005 № 113 (в ред. от 30.09.2013) «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим»22. * Указе Президента РФ № 159. В указах Президента РФ закрепляются вопросы организации государственной гражданской службы. Так, например, в них закреплены общие принципы служебного поведения государственных служащих, регулируется порядок присвоения классных чинов государственной гражданской службы, вопросы оплаты труда государственных гражданских служащих, социальные гарантии и гарантии защиты прав государственного гражданского служащего, разрешаются и иные значимые вопросы.23 Важную роль в организации государственной гражданской службы отводят также постановлениям Правительства РФ. Правительством РФ регламентируется количество высших, главных и ведущих, старших и младших должностей государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти, обеспечивается финансирование расходов, связанных с проведением аттестации, квалификационных экзаменов и конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, решаются иные вопросы организационно-обеспечительного характера.24 Вот лишь малая часть постановлений Правительства РФ, регулирующих вопросы государственной службы: * Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (в ред. от 10.07.2014) «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих»25; * Постановление Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 (в ред. от 05.06.2013) «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти»26; * Постановление Правительства РФ от 17.04.2008 № 284 (в ред. от 15.03.2016) «О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих»27; * Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 (в ред. от 02.06.2016) «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации»28. Достаточно большое количество законов и других нормативных правовых актов принимается и в субъектах РФ. Они регламентируют отдельные вопросы организации государственной гражданской службы субъекта РФ, а также регулируют особые вопросы правового положения лиц, замещающих должности государственной гражданской службы субъектов РФ.29 Практически каждый субъект РФ имеет законы: о государственной гражданской службе, о реестре должностей государственной гражданской службы, об оплате труда государственных гражданских служащих, о борьбе с коррупцией. Правовые нормы, содержащиеся в указанных актах, подробно регулируют вопросы прохождения государственной гражданской службы субъектов РФ, такие как: условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу, способы замещения вакантных должностей, условия и порядок присвоения классных чинов, порядок проведения аттестации, основания и порядок прекращения государственной гражданской службы, порядок оплаты труда и различные государственные гарантии.30 Необходимо отметить, что служебному контракту посвящена глава 5 Закона о государственной гражданской службе. В данной главе закреплено содержание, форма, порядок и условия заключения служебного контракта, срок его действия, особенности прохождения испытания при поступлении на государственную гражданскую службу, основания и порядок изменения существенных условий служебного контракта, условия перевода на другую должность государственной гражданской службы, порядок временного замещения иной должности государственной гражданской службы и отстранения от замещаемой должности. 1.3. Служебный контракт как основание возникновения государственно-служебных правоотношений Впервые в законодательстве понятие «служебный контракт» появилось в 2004 году, с принятием Закона о государственной гражданской службе. До принятия указанного закона государственно-служебные отношения строились на основе трудового договора.31 Однако, как подчеркивает А.В. Гусев, даже до 2004 года трудовой договор, заключаемый с государственным служащим, имел ряд существенных особенностей, отличающий его от обычного трудового договора между работником и работодателем. Уже тогда, непосредственно до заключения трудового договора с государственным гражданским служащим требовалось проведение конкурса, само содержание трудового договора с государственным гражданским служащим содержало особые условия, характерные только для государственной гражданской службы и расторжение трудового договора с государственным гражданским служащим проводилось и по общим основаниям, и по специальным условиям (дополнительным основаниям) для государственной гражданской службы.32 Причины замены использовавшегося до этого термина «трудовой договор» на «служебный контракт», на наш взгляд, кроется в самой природе служебного контракта. Можно согласиться с исследователем А.А. Осиным, который подчеркивает, что само словосочетание «служебный контракт» гораздо более полно отражает природу государственно-служебных отношений (между государством и служащим) как отношений власти-подчинения, то есть отношений между государством и его представителями.33 В настоящее время в соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона о государственной гражданской службе под служебным контрактом понимается «соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы». Трудовые отношения также основаны на соглашении между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, в полном объеме и своевременно выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию лично и соблюдать правила внутреннего распорядка действующие в данной организации.34 Несмотря на то, что и служебный контракт, и трудовой договор являются соглашениями, достигнутыми сторонами и выполняющими определенную роль в правовом регулирование соответствующих отношений, при более подробном рассмотрении особенностей их заключения можно увидеть существенные отличия. Так, например, в соответствии с Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016)35 (далее – ТК РФ) по общему правилу принимать на работу допускается лиц, достигших возраста 16 лет, тогда как право поступления на государственную гражданскую службу имеют только граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком и соответствующие требованиям законодательства о государственной гражданской службе. Также отличие состоит в том, что служебный контракт не определяет трудовую функцию, что является ключевым для заключения трудового договора. Служебный контракт устанавливает непосредственно служебные обязанности государственного гражданского служащего – то есть сферу деятельности государственного гражданского служащего по замещаемой должности.36 Еще одним отличием, является то, что условия служебного контракта в отличие от трудового договора в основном не вырабатываются сторонами, а четко определены в законодательном порядке, в связи с чем, их волеизъявление сильно ограничено, и на практике чаще всего гражданину, поступающему на государственную службу или государственному гражданскому служащему, остается только соглашаться с условиями, которые ему предлагают.37 Отметим, что заключение и подписание трудового договора в возникновении порождаемых им правоотношений является обязательным и единственным достаточным юридическим фактом. На основе него уже издается приказ о приеме на работу, который служит лишь подтверждением оформления на работу. Таким образом, возникновение трудового правоотношения связано именно с заключением трудового договора.38 Возникновение же государственно-служебных отношений связано с совершением нескольких последовательных юридических действий, таких как проведение конкурса на замещение вакантной должности, издание акта представителя нанимателя о назначении на должность государственной гражданской службы, и только после этого – заключение служебного контракт.39 Однако в исключительных случаях законодатель допускает возможность назначения на должность государственной гражданской службы и заключения служебного контракта без проведения конкурса на замещение вакантной. Исходя из сказанного видно, что для возникновения государственно-служебных отношений обязательно наличие как акта о назначении на должность, так и служебного контракта.40 Следовательно, можно говорить о том, что служебный контракт не является самостоятельным основанием возникновения государственно-служебных правоотношений, а может рассматриваться только как важный составляющий элемент основания возникновения государственно-служебных правоотношений. Также необходимо отметить, что гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу находится в потенциально неравном положении со своим нанимателем (что характерно для трудовых договоров, когда стороны в большей или меньшей степени равны по статусу). Государственный гражданский служащий подчинен государству и несет перед ним повышенную ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей, ограничений и запретов. Государство, в свою очередь, устанавливая такие заведомо неравные правоотношения, создает дополнительные гарантии для надлежащего исполнения государственным служащим возложенных на него функций. Таким образом, можно утверждать, что основной причиной отказа законодателя от термина «трудовой договор» и введение в Закон о государственной гражданской службе понятия «служебный контракт» состоит в желании отграничить данные понятия, и подчеркнуть при этом принципиальную разницу между служебным контрактом и трудовым договором. Данная разница четко прослеживается в законодательстве. Так, например, в ст. 11 ТК РФ указывается, что если по какому-либо вопросу возникает противоречие между нормами законодательства о государственной гражданской службе и законодательства о труде, то действует специальная норма, - то есть норма закона о государственной гражданской службе. И только когда норма отсутствует в законодательстве о государственной гражданской службе, применяются нормы законодательства о труде.41 Также стоит отграничить служебный контракт от гражданско-правовых договоров, тем или иным образом регулирующих трудовые отношения. Служебный контракт, как подчеркивает В.В. Кирпатенко (с мнением которого мы полностью согласны), исходя из анализа норм Закона о государственной гражданской службе, не подпадает под признаки гражданско-правового договора. Данное мнение основывается на том, что, во-первых, предметом и содержанием отношений, регулируемых служебным контрактом, выступает непосредственно процесс исполнения трудовой функции государственного гражданского служащего, а в гражданско-правовом договоре предметом является сам продукт труда. Во-вторых, государственный гражданский служащий в соответствии со служебным контрактом обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, в то время как в гражданско-правовых отношениях труд ограничен выполнением индивидуально-конкретного задания.42 Таким образом, проведенный анализ правового регулирования государственной гражданской службы РФ и служебного контракта как основания возникновения службы, позволяет сделать следующие основные выводы: Государственная гражданская служба – это один из видов государственной службы, обеспечивающий реализацию функций и задач, возложенных на федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Федерации. Государственная гражданская служба - это единственный вид государственной службы, имеющий двуступенчатое деление по вертикали, при этом не предусматривающий прямое соподчинение. Государственные гражданские служащие являются связующим звеном между государством (государственными органами) и гражданами. Между государственным органом (государством) и государственным служащим складываются государственно-служебные правоотношения, которые характеризуются наличием взаимных прав и обязанностей, ответственности, запретов и ограничений. Данные правоотношения, закрепляемые служебным контрактом между государственными служащими (лицами, поступающими на службу) и государственными органами, существенно отличаются от обычных трудовых правоотношений между работником и работодателем. Также служебный контракт не подпадает и под признаки гражданско-правового договора. Таким образом, служебный контракт можно рассматривать, как особый самостоятельный вид договора о труде, применяемый в условиях прохождения государственной службы. Основанием возникновения трудовых отношений между государственным органом (государством) и государственным гражданским служащим является совокупность связанных между собой юридических действий, где служебный контракт занимает важное место, но, ни в коем случае не является самостоятельным и единственным основанием возникновения таких правоотношений. Глава 2. Правовое регулирование служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации 2.1. Стороны, содержание и форма служебного контракта Как отмечено ранее, регулированию служебного контракта посвящена глава 5 Закона о государственной гражданской службе. Всего регулированию содержания, формы, условий, порядка заключения, изменения и расторжения служебного контракта посвящено 11 статей указанной главы. Напомним, что служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу, или государственным гражданским служащим.43 Данное соглашение является сугубо добровольным с обеих сторон и устанавливает их права, обязанности и ответственность. В то же время, добровольность соглашения не имеет приоритета над императивными нормами статей 14-18 Закона о государственной гражданской службе. Контракт не может изменять или отменять права, обязанности и ответственность, установленные федеральным законодательством. Если одна сторона служебного контракта, четко определена законодательством – это гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу, или государственный гражданский служащий, то более сложным является вопрос о второй стороне служебного контракта – «представителе нанимателя». В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о государственной гражданской службе им может быть «руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации».44 Как отмечает С.Е. Чаннов, на практике представителем нанимателя для государственных гражданских служащих является «обычно руководитель государственного органа или его структурного подразделения».45 Интересна одна особенность, в соответствии с п. 3 ст. 10 Закона № 58-ФЗ, одной из сторон государственно-служебных правоотношений, а именно нанимателем федерального государственного служащего является государство, а государственного гражданского служащего субъекта РФ – соответствующий субъект РФ. В настоящее время вопрос о таком несовпадение сторон служебного контракта и государственно-служебных правоотношений один из самых обсуждаемых в научных кругах. Важно понимать, что служебный контракт как документ, оформляющий государственно-служебные правоотношения, является более сложным правовым явлением, чем трудовой договор, относительно сведений, включаемых в служебный контракт. Отметим, что примерная форма служебного контракта, утверждена Указом Президента РФ № 159. В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе в служебном контракте прописываются фамилия, имя, отчество гражданина (государственного гражданского служащего) и представителя нанимателя, а также наименование государственного органа.46 Также кроме перечисленных сведений, согласно Указу Президента РФ № 159, в служебном контракте должны быть указаны паспортные данные гражданина (государственного гражданского служащего), его домашний адрес и номер телефона.47 Разумеется, это далеко не полный перечень сведений, которые необходимо указывать в служебном контракте. Так в указанной выше статье отдельным пунктом выделены существенные условия, которые необходимо включать в служебный контракт. Отметим, что в Законе о государственной гражданской службе не установлены последствия не включения в служебный контракт существенных условий. Исходя из этого, возникает вопрос, а будет ли данное обстоятельство, является основанием для расторжения служебного контракта или признания его незаключенным? К сожалению, в настоящее время разъяснений по разрешению данного вопроса законодатель не дает. Рассмотрим существенные условия включаемые в служебный контракт более подробно. Закон о государственной гражданской службе называет одним из существенных условий наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа. Наименования должностей федеральной гражданской службы в федеральных государственных органах указываются в соответствии с наименованиями должностей, включенных в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, а наименования должностей гражданской службы субъектов РФ – с реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов РФ. 48 Также указанный закон обязывает указывать в служебном контракте наименование структурного подразделения государственного органа. Ранее подобная норма содержалась и в ТК РФ, однако, в новой редакции наименование структурного подразделения было отнесено к дополнительным, условиям. Данное изменение было сделано для того, чтобы облегчить процедуру перевода работника с одной должности на другую. На государственной гражданской службе замещение определенной должности зачастую сопряжено с реализацией специфических полномочий, что в свою очередь требует наличия специальных навыков и познаний, а также предполагает установление определенных квалификационных требований к соискателю. Данное обстоятельство создает препятствия для перевода государственного гражданского служащего на другую должность государственной гражданской службы. Еще одним важным существенным условием служебного контракта является дата (число, месяц и год), с которой государственный гражданский служащий должен приступить к исполнению своих должностных обязанностей. Чаще всего указанная дата совпадает с датой назначения гражданина на должность государственной гражданской службы и датой заключения самого служебного контракта.49 Согласно ст. 24 еще одним существенным условием являются права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент. В служебном контракте должны содержаться основные права и обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, которые обусловлены его статусом государственного гражданского служащего. Так, статьями 14 и 15 Закона о государственной гражданской службе установлены основные права и обязанности государственного гражданского служащего. Согласно названным статьям к ним относятся: основные права государственного гражданского служащего: основные обязанности государственного гражданского служащего право на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение; право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности государственной гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом право на отдых исполнять поручения руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с действующим законодательством соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций право на получение информации и материалов, необходимых для исполнения своих должностных обязанностей соблюдать служебный распорядок государственного органа право на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей право на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей право на ознакомление с отзывами о своей профессиональной служебной деятельности и другими документами, материалами личного дела, а также право на приобщение к личному делу письменных объяснений государственного гражданского служащего и других документов и материалов беречь государственное имущество право на защиту сведений о государственном гражданском служащем представлять в установленном порядк....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: