- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Словесное ударение в современном английском языке
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001586 |
Тема: | Словесное ударение в современном английском языке |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Изучение иностранного языка всегда связано с изучением произношения, фонетического своеобразия. Знание фонетических явлений и закономерностей их функционирования – предпосылка для понимания иноязычных высказываний и «озвучивания» собственных мыслей. Несовершенство произносительных навыков часто является причиной неточного или даже неверного понимания иноязычной речи. При изучении английского языка особенно актуальными выступают задачи формирования правильного оформления речи. Интонационное оформление английского языка заметно отличается от русского как мелодикой и фразовым ударением, так и тональностью. Овладение навыками ритмико-интонационного оформления предложений играет важную роль в изучении английского языка. Так как, для того, чтобы верно оформить свою речь необходимо знать, какими факторами обусловлена расстановка ударения в слове и предложении. Умение расставить фразовое ударение и при этом не нарушить ритмический строй речи является признаком фонетической грамотности говорящего. Поэтому изучающим английский язык следует уже с первых сказанных предложений уметь верно передавать мелодику английской речи и расставлять фразовое ударение. Многие, имея теоретические знания, нуждаются в практическом освоении иностранного языка. Тема курсовой работы весьма актуальна в наши дни. Актуальность данной темы обусловлена все возрастающим интересом лингвистов к изучению естественной речи. Необходимость дальнейшего изучения фонетической стороны реального речевого потока, а также недостаточная изученность проблемы фразового ударения и ритмической структуры английской фразы говорит об актуальности проведения специального исследования акцентной нестабильности в плане её обусловленности коммуникативной ситуацией, в частности, спонтанной речью. Объектом исследования предстают условия и факторы успешного овладения теоретическими и практическими знаниями об ударении и ритме в английском предложении. Предметом исследования являются фразовое и словесное ударение. Цель работы: изучить понятие и природу словесного и фразового ударения и их особенностей в английском языке. Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие и природу словесного и фразового ударения. 2. Изучить типы и функции словесного и фразового ударения. 3.Раскрыть особенности словесного и фразового ударения. Методы исследования: аналитический, описательный и сравнительный. 1 Словесное ударение в современном английском языке 1.1 Понятие и природа словесного ударения В наиболее общем плане ударение можно определить как большую выделенность некоторых элементов речевой цепи по отношению к остальным. В зависимости от того, к какой единице – слове или фразе – реализуется ударение, в отечественной лингвистике принято различать словесное и фразовое ударение. [9; 117] Как известно, слово может состоять из одного, двух или более слогов. Если слогов несколько, то один из них обязательно произносится иначе, чем остальные. Подобное выделение одного из слогов служит условием фонетической оформленности слова и называется словесным ударением. [7; 47] Как отмечает О.С. Ахманова, словесное ударение является такой характеристикой, которая внутренне присуща каждому отдельно взятому самостоятельному слову и без которой слово как единица языка не существует. Любое самостоятельное слово представляет собой единство его фонемной и акцентной структуры, поэтому ударение необходимо рассматривать, прежде всего, как лингвистическое явление.[5; 74] В английском языке словесное ударение позволяет отличать одну часть речи от другой: to ex?port – (глагол экспортировать) - ?export (существительное экспорт). А также составное слово от свободного сочетания слов: a ?blackboard (классная доска) – a ?black ?board (черная доска). В английском языке знак ударения ставится перед ударным слогом. А не на гласную ударного слога, как, например, в русском языке. [3; 217] Природа ударения может изучаться с различных точек зрения — артикуляторной (физиологической), акустической (физической), перцептивной (психологической). С артикуляторной точки зрения ударение связано со значительным усилением мускульной энергии речевого аппарата. Сокращение мышц грудной клетки вызывает усиление речевого выдоха и увеличение напряженности и силы вибрации голосовых связок. Усиление воздушного толчка и усиление мускульной активности органов речи на акустическом уровне приводят к росту интенсивности, длительности и частоты основного тона на ударном слоге, что на уровне восприятия соответствует увеличению громкости, времени и повышению уровня произнесения. Понять этот процесс легче, если провести немудреный эксперимент: произнося на монотоне звук [a:], резко нажмите ладонями обеих рук на нижнюю часть грудной клетки. Ее мышцы сократятся, и вы услышите, что в момент нажатия звук становится громче и выше. В настоящее время признается, что английское ударение представляет собой сложный комплекс взаимодействующих друг с другом компонентов — динамического, высотного, временного и качественного. Выделение ведущего компонента весьма относительно. По мнению И. Е. Галочкиной, компоненты ударения обладают способностью к взаимной компенсации. Ударный слог едва ли может оказаться одновременно и самым громким, и самым долгим, и самым высоким: уменьшение одного из параметров обычно сопровождается ростом другого. [9; 119] Ударение является таким же обязательным элементом слова, как и его звуковой состав. Опознание слова, особенно в затрудненных условия общения, тесно связано с правильным восприятием ударного слога. Важно отметить, что способов выделения ударного слога при словесном ударении как минимум три: - Сила или интенсивность артикуляции - Длительность или долгота (количество) произношения - Изменения тона В двусложных и многосложных словах подчеркивание того или иного слога имеет место на фоне соседних, не подчеркиваемых слогов. Между ударными и безударными слогами одного и того же слова наблюдается отношение контрастирования. Но, ни для кого не секрет, что словесное ударение характеризует и односложные слова. В английском языке многосложные слова (слова с четырьмя, пятью и более слогами) имеют, как правило, два, реже три ударения, одно из которых является главным и обозначается значком вверху ударного слога, другое – второстепенным, которое ставится внизу ударного слога. ?Demon?station – демонстрация, ?indi?visi?bility – неразделенность. [17; 214] 1.2 Типы и степени словесного ударения Способы выделения ударного слога различны в разных языках. В связи с этим можно различать четыре основных фонетических типа ударения: 1) динамическое, или силовое, при котором ударный слог выделяется большей силой, интенсивностью вследствие увеличения напряженности мускулатуры речевых органов при его произнесении; 2) музыкальное (мелодическое), или тоническое, при котором ударный слог выделяется по высоте голосового тона, по отношению к безударному слогу (в древнегреческом, китайском, японском, корейском языках); 3) количественное, или квантитативное, при котором ударный слог выделяется большей длительностью гласного. Количественное ударение в чистом виде встречается редко (например, в новогреческом языке); 4) качественное, или квалитативное, при котором гласный ударного слога отличается по качеству от безударных. [14; 88] Как отмечает Г.П. Торсуев, эффект словесного ударения в английском языке прежде всего достигается более напряженной, т.е. сильной артикуляцией этого слога. Таким образом, английское словесное ударение в своей основе является силовым, или динамическим. Но поскольку более напряженная артикуляция ударного слога обычно дает более отчетливое качество гласного этого слога, по сравнению с гласными безударных слогов, английское словесное ударение можно назвать и качественным. Далее, гласный под ударением, т.е. более напряженный, обычно имеет большую длительность, чем в безударном слоге. Таким образом, английское словесное ударение может быть названо и количественным. Кроме того, более напряженная артикуляция ударного слога и в высотном отношении в известной мере отличает этот слог от неударных. Поскольку в связной речи последовательность слогов высказывания образует определенный мелодический рисунок, и каждый слог слова, следовательно, произносится на определенной высоте, – постольку английское словесное ударение можно также назвать и мелодическим (музыкальным). [26; 115] Многие лингвисты отмечают преобладание в английском словесном ударении динамического принципа. Однако английское словесное ударение существует не в чистом виде, а имеет смешанный характер, поскольку динамический принцип выделения слога дополняется другими принципами. [4; 84] В английском языке ударные слоги могут иметь три степени ударения: главное ударение, выполняющее свою основную, выделительную функцию; второстепенное ударение, выполняющее вспомогательную функцию; и третьестепенное (слабое второстепенное, или частичное) ударение, часто встречающееся на втором элементе английских сложных существительных. Положение главного ударения в английском языке определяется тенденцией выделять начальный слог слова, если этот слог не является префиксом, потерявшим свое значение. Поэтому в большинстве английских двусложных и трехсложных слов ударным является первый слог: “`stranger”, “`meadow”, “`government”, “`capital”,“`dominate”. В двусложных и трехсложных словах с префиксами, потерявшими свое значение, ударение падает на второй слог, т.е. на корень слова:“be`come”, “de`scribe”, “di`splay”, “ex`pensive”,“in`vention”. В большинстве многосложных слов, состоящих из четырех и более слогов, главное ударение падает на третий от конца слова слог:“ac`tivity”, “pho`tography”, “'parlia`mentary”, “re'sponsi`bility”. Однако некоторые суффиксы притягивают к себе главное ударение. К таким суффиксам относятся: -ee, -eer, -ier, -ade, -ival, -itis, -mental (-ental), -esque, например: “'refu`gee”, “'employ`ee”, “'profi `teer”, “'govern`mental”, “'pictu`resque”. В подобных словах на первом слоге появляется второстепенное ударение. [21; 262] Значение второстепенного ударения в английском языке общепризнано, поскольку в английском произношении второстепенное ударение ясно выражено, и опущение его или неправильное употребление приводит к значительному искажению звуковой формы слова, существенно препятствующему и взаимопониманию при устном общении. [26; 150] И.И. Вольфсон выделяет следующие правила, определяющие наличие и положение в слове второстепенного ударения: 1) простые и производные слова с главным ударением на третьем слоге имеют второстепенное ударение на первом слоге, например:“'refe`ree”, “'revo`lution”, “'gene`rosity”; 2) слова с главным ударением на четвертом слоге или дальше от начала слова, образованные с помощью притягивающего к себе главное ударение суффикса (-ion, -sion, -tion, -ity, -ic, -ual идр.), имеют второстепенное ударение на слоге, несущем главное ударение в исходном слове, например: “to `gratify”(«удовлетворять») – “'gratifi `cation” («удовлетворение»). Если исходное слово само имеет главное и второстепенное ударение, то в производном слове второстепенное ударение остается на том же слоге, что и в исходном слове, например: “to'recom`mend” – “'recommen`dation”.[12; 74] Наряду с фонетическими видами словесного ударения выделяют его структурные типы - по месту ударения в слове. По этому признаку различают ударение связанное (фиксированное, одноместное) и свободное (нефиксированное, разноместное). [3; 90] Структурные типы словесного ударения: - По характеру расположения в слоговой структуре слова: * свободное (или разноместное) * связанное (фиксированное) - По характеру расположения в морфологической структуре слова: * подвижное * неподвижное Свободным ударением называется ударение в тех языках, в которых оно может стоять на любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова, как это мы видим в русском языке. Свободное ударение может падать на любой слог: в этом случае каждое слово имеет в языке свое закрепленное ударение, то есть ударение для всей лексики языка не фиксируется на каком-то одном по счету слоге или нескольких слогах. Место ударения в слове в таких языках определяется, по сути, только традицией. Связанное ударение (фиксированное) – словесное ударение в тех языках, в которых оно всегда (или почти всегда) падает на один определенный по порядку слог слова, например : только на начальный, только на конечный, только на предпоследний слог и т.д. Естественно, что фиксированное ударение оказывается подвижным, если при образовании форм слова или производных слов количество слогов изменяется, и слог, на который падало ударение перестает быть соответственно первым или последним. [22; 54] Во многих языках существуют сложные слова, которые могут быть написаны одним словом, двумя, через дефис. Так, в английском языке есть сложные слова с двумя главными ударениями, потому что оба элемента семантически важны: * Слова с префиксами, имеющими значение, например: Anti- ; non- ?non-?party Ex- ?ex-?minister Under- ?under?do Over - ?over?build * Составные прилагательные, например: ?well-?known, ?double-?stressed * Глаголы с послеслогами (фразовые глаголы), например: to ?get ?up to ?put ?off * Cложные числительные, например: ?fif?teen ?twenty-?nine Словесное ударение может рассматриваться с точки зрения его положения в слове. Закономерности расположения словесного ударения — типологическая черта, на которой основана одна из классификаций языков. Свободное (разноместное) ударение может быть подвижным или неподвижным в зависимости от места ударения в различных словоформах. В случае неподвижного ударения его положение сохраняется на одном и том же слоге во всех морфологических формах слова и его производных: 'wonder — 'wondrous — 'wonderful — 'wonderfully. Подвижное ударение меняет свое положение в различных формах слова и его производных:, 'diplomat — diplomacy — ,diplo'matic. Подвижность английского ударения выражается и в смене места главного ударения в сложных прилагательных, числительных, фразовых глаголах и словах с отделяемыми односложными приставками под влиянием ритма фразы, например: The de'vice is user- ,friendly, но This is a 'user-friendly device. [9; 122] 1.3 Особенности и функции словесного ударения Существует несколько факторов и тенденций, определяющих место ударения и степень ударения в английском языке. Рецессивная тенденция словесного ударения – присущее германским языкам стремление выделить ударением начало слова. Рецессивное ударение имеет две разновидности: 1) неограниченное рецессивное ударение (unrestricted recessive accent), падающее на первый слог исконно английских (общегерманских) слов при условии, что этот слог не является приставкой: father; 2) ограниченное рецессивное ударение (restricted recessive accent), которое приходится на второй слог слова, так как первый слог представляет собой приставку, утратившую к настоящему времени свое исконное значение: become. Многосложные слова явились результатом наслоения исконно английских аффиксов, не изменявших положения ударения. Эти аффиксы и сейчас являются нейтральными по отношению к месту ударения: wonder – wonderful – wonderfully. Ритмическая тенденция проявляется в чередовании ударных и безударных слогов. Ритмическое ударение может быть : а) историческое (диахроническое) – падает на третий слог от конца в трехсложных и четырехсложных словах ‘family, oc’casion б) синхроническое – в словах с второстепенным ударением на втором слоге от ударного слога: pro,nunci’ation. [5; 76] Преобладание в английском языке коротких слов с ударением на первом и на втором слоге, а также большое количество односложных служебных слов, не получающих ударения во фразе, привело к чередованию в речи ударных и безударных слогов, создававших стабильный речевой ритм. Считается, что именно эта тенденция явилась причиной возникновения второстепенного ударения. Она способствовала появлению второго ударения, которое совпало с рецессивным ударением в трехсложных заимствованных словах. Этой тенденции английский язык обязан и существованием большого количества четырехсложных слов с ударением на третьем слоге от конца. В процессе постепенного смещения ударения с последнего слога на слог, стоящий от него через один безударный, происходила и звуковая ассимиляция, в результате которой многосложные слова приобрели свою современную фонетическую форму. Ударение, падающее на третий слог от конца слова в трехсложных и четырехсложных словах, в английском языке называется диахроническим ритмическим (historically/diachronically rhythmical): family. Синхронное ритмическое ударение (synchronically rhythmical) встречается в словах с второстепенным ударением на втором предударном слоге: pronunciation. После 15 в. действие процесса акцентной ассимиляции резко ослабло в связи с тем, что заимствования стали осуществляться через письменную речь. В английском языке появились слова, которые продолжают сохранять ударение в позиции, присущей оригиналу. Действие ритмической тенденции не ограничилось акцентной ассимиляцией трех- и четырехсложных заимствованных слов. Тенденция вызвала появление второстепенного ударения на втором слоге слева, от главноударного, а также проявляется в возникновении дополнительного ударения в многосложных словах. Совместно с семантической тенденцией ритмическая тенденция, порождает второстепенное ударение в словах с двусложными приставками: undergo, и в словах, образованных с помощью приставок от основ, имеющих ударение на втором слоге: disappoint. В трехсложных заимствованных словах наблюдается однонаправленное взаимодействие рецессивной и ритмической тенденций. Однако в целом ряде случаев эти тенденции вступали в противоречие друг с другом, что привело к сосуществованию свободных акцентных вариантов. [20; 104] Ретентивная тенденция состоит в сохранении главного ударения на том же слоге, как исходного слова, так и производного слова, например: ‘person – ‘personal. Чаще оно сохраняется в производных словах в виде второстепенного: ‘similar – ,simi’larity. Семантическая тенденция словесного ударения проявляется в учете семантического веса морфемы по отношению к другим морфемам данного слова или других слов: выделяется то, что является более важным, несет большую семантическую, смыслоразличительную нагрузку. Так, ударение получают приставки, значение которых понятно современному носителю языка в отличие от утративших свое значение приставок. [27; 153] К приставкам, имеющим сильное ударение, В.А.Васильев относит: 1) отрицательные приставки: un-, dis-, non-, in- (il-, im-, ir-), например: «`un`known»(«неизвестный»),«`disbe`lief» («неверие; недоверие»),«`non`final» («неконечный»),«`incon`venient»(«неудобный»);il`legible»(«нечеткий,неразборчивый»),«`imper`ceptible»(«незаметный,незначительный»),«`ir`regular» («нестандартный; не-равномерный»); 2) ex- в значении «бывший»:«`ex`president» («бывший президент»); 3) re- при повторении действия: «to `re`write» («переписать»); 4) under- в разных значениях (подчинение, содействие,недостаточность и др.): «to `under`do» («недоделывать»), «to `under`feed» («недокармливать; недоедать»); 5) anti- в значении «против»: «`anti`war» («антивоенный»), «`anti`septic» («антисептический»); 6) sub- в значении «подчиненный», «помощник»: «`subli`brarian» («помощник библиотекаря»), «`sub-`editor»(«помощник редактора»); 7) inter- в значении «между», «внутри»: «`inter`national» («международный) «`inter`change» («обмен»); 8) mis -в значении «неправильно»: «to `misin`terpret» («неверно понимать»); 9) vice- в значении «вице-»: «`vice-`president» («вице-президент»); 10) over- в значении «излишне»: «to `overex`cite» («чрезмерно взволновать»); 11) pre- в значении «до», «ранее», «предварительно»: «`pre`war» («довоенный»), «`pre`paid» («предварительно оплаченный»); 12) out- в значении «превосходить, превышать»: «to `out`do» («превзойти; преодолеть»), «to `out`go» («превосходить, опережать»); 13) arch- в значении «архи-» («главный, старший»): «`arch`heretic»(«старший еретик»),«`arch`bishop» («архиепископ»); 14) ultra- в значении«сверх-», «крайне»: «`ultra`critical» («сверхкритический; крайне опасный»), «`ultra`modern» («сверхсовременный»). Два сильных ударения также имеет большинство сложных прилагательных, оба элемента которых семантически равноценны («`light-`blue»,«`bare-`footed»), сложные глаголы («`come `in», «`get up») и числительные от 13-ти до 19-ти («`thir`teen»). [10; 78] Проявлением этой же тенденции можно объяснять и положение ударения в сложных словах. Сложное слово представляет собой грамматическое и семантическое единство нескольких корней. Семантическое единство выражается в преобразовании значения компонентов слова при их слиянии. Например, greenhouse можно определить как своего рода дом, но это не дом зеленого цвета, а теплица. Сложные слова могут быть представлены одним словом, двумя словами, написанными через дефис, но они должны содержать два корня. [6; 147] Следует отметить, что словесное ударение в английском языке занимает достаточно приоритетные позиции, поскольку при разговоре и употреблении неправильного ударения в слове получится другое слово, а значит беседа, как таковая будет нарушена в отношении смысловой логики и последовательности. В связи с этим в процессе познания английского языка очень большое значение уделяется изучению именно ударений в словах и именно в словесной речи, когда от ударения зависит значение произнесенного вами слова. Словесное ударение в английском языке имеет достаточно долгую историю, причем если на протяжении всего этого формирования английский язык был разделен на диалекты, то и ударения в словах, естественно, в этих диалектах существенно разнятся. В связи с чем, при изучении английского языка, обращают внимание на два варианта произношения слов, а именно на произношение слов в американском и британском языке. Существует несколько правил, по которым словесные ударения ставятся в английском языке. Однако, стоит обратить внимание, что эти правила соблюдаются не во всех случаях, существует множество исключений. 1. Ударение на первом слоге. * У большинства существительных состоящих из 2-х слогов. table , present * У большинства прилагательных, состоящих из 2-х слогов. happy, clever 2. Ударение на последнем слоге. * У большинства глаголов, состоящих из 2-х слогов. to begin , to present В английском существует множество слов, состоящих из двух слогов, у которых меняется значение и категория в зависимости от ударения. Например, слово present может быть существительным, прилагательным и глаголом, в зависимости от ударения, при этом меняется так же и значение слова. Другими примерами являются: export (экспорт – экспортировать), import (импорт – импортировать), increase (увеличение – увеличиваться), contact (связь – устанавливать связь), и др., все эти слова могут быть как существительными, так и глаголами, в зависимости от того, стоит ударение на первом, или на втором слоге. 3. Ударение на предпоследнем слоге. * У слов, оканчивающихся на –sion и –tion. revelation * У слов, оканчивающихся на –ic. Geographic В английском языке в таких словах ударение иногда может ставиться на разных слогах, например: television – television. 4. Ударение на третьем слоге с конца. * У слов, оканчивающихся на –cy,–-ty, -phy и –gy. democracy photography * У слов, оканчивающихся на –al. critical 5. Сложные слова (слова, состоящие из двух частей). * У сложных существительных ударение ставится на первой части. greenhouse * У сложных прилагательных ударение ставится на второй части. bad-tempered * У сложных глаголов ударение ставится на второй части. to understand [28; 101] Словестное ударение обладает следующими функциями: 1) Образовательная (конститутивная) функция. Ударение объединяет слоги в слове образованием его ударной формы. Без ударения слово – согласование слогов. 2) Дистинктивная (различительная) функция – слова с аналогичной звуковой структурой различаются в речи только по их ударению ‘object – to ob’ject, ударение помогает отличать сложные слова от словосочетаний a ‘blackboard – a ‘black ‘board. 3) Опознавательная функция. Ударение помогает опознавать слова. Например, an ‘aim – a ‘name. Искажения ударных образцов могут мешать пониманию или образовывать иностранный акцент. [11; 99] Главное ударение в английском языке способно различать: 1) синтаксическую принадлежность слова, как в оппозициях существительные-глаголы; 2) лексическое значение слов; 3) сложное существительное и свободное словосочетание со структурой «прилагательное+существительное»; 4) сложное существительное и фразовый глагол. [9; 154] ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: