- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Склонность к девиантному поведению в юношеском возрасте
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010168 |
Тема: | Склонность к девиантному поведению в юношеском возрасте |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение………...……………………………………………………………………4 Глава 1 Девиантное поведение как психологический феномен…………...7 1.1 Основные подходы к изучению девиантного поведения………………7 1.2 Общая характеристика девиантного поведения…………….…………22 1.3 Особенности девиантного поведения в юношеском возрасте………..40 Выводы по первой главе …………………………………………………………..50 Глава 2 Практическое исследование склонности к девиантному поведению в юношеском возрасте………………………………………….51 2.1. Организация исследования……………………………………………..51 2.2. Методика проведения исследования…………………… 2.3. Анализ полученных результатов исследования……………………… Выводы по второй главе ………………………………... Заключение………………………………………………………….... Список литературы и использованных источников…...……………… ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, когда в современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Происходит постоянное изменение норм и отношения к самим нормам. Отклонение от нормы так же естественно, как и следование, им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиантного поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не являются противоправными. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания психологов, социологов, медиков, работников правоохранительных органов. Девиантное поведение в подростковом и юношеском возрасте - распространенное явление, сопровождающее процесс социализации и зрелости, который возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после 18 лет. Девиантное поведение осознается не каждым, а возможность противостоять негативным влияниям окружения формируется уже после 18-летия. Актуальность данной проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества молодежи имеющих отклонения в поведении. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение. В настоящее время именно в подростковом и юношеском возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый психологическими особенностями данного возраста. В литературе девиантное поведение рассматривается вместе с психологическими особенностями подросткового и юношеского возраста. Особенности, механизмы, причины, формы проявления девиантного поведения стали объектом изучения целого ряда зарубежных и отечественных учёных. Степень научной разработанности проблемы. Проблема девиантного поведения широко освещена в зарубежной и отечественной литературе, но важно отметить, что его конкретный аспект - подростковая и юношеская девиация - изучен в меньшей степени. Девиантное поведение в юношеском возрасте представляет собой сложное явление, поэтому изучение этой проблемы имеет междисциплинарный и разноплановый характер. Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; психоаналитические теории З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона; культурологические теории А. Миллера, Э. Сатерленда; теория социального научения А. Бандуры; теория стигматизации Г. Беккера; конфликтологическая теория О. Тура; синтезированный подход Н. Смелзера; социально-психологический подход С. Линга, Р. Харре. Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В.С. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева. Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.А. Невский. Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема юношеских девиаций в современных условиях требует дальнейшего изучения. Тема исследования: «Склонность к девиантному поведению в юношеском возрасте». Целью исследования является определение склонности к девиантному поведению в юношеском возрасте. Объектом исследования является девиантное поведение в юношеском возрасте. Предмет исследования - склонность к девиантному поведению в юношеском возрасте. Гипотезы исследования: в юношеском возрасте склонность к девиантному поведению характеризуется половыми различиями и видом образовательного учреждения. В соответствии с поставленной целью и сформулированными гипотезами решались следующие задачи исследования: 1. Проанализировать литературу по проблеме исследования; 2. Рассмотреть основные подходы к изучению девиантного поведения; 3. Изучить общую характеристику юношеского возраста; 4. Описать особенности девиантного поведения в юношеском возрасте 5. Определить склонность к девиантному поведению в юношеском возрасте; 6. Сравнить полученные результаты, сформулировать выводы. Методы и методики исследования: 1. Обзорно-аналитический метод, базирующийся на работах****** 2. Метод тестирования, включающий методику диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орла (СОП). 3. Анализ полученных данных. База исследования. Исследования проводились на базе школы № 56, гимназии № 19 и училища *** города Кургана. Исследование проводилось в несколько этапов: Характеристика выборки исследования. В состав экспериментальной группы вошли 60 учащихся в возрасте 16-18 лет. Из них 30 юношей, 30 девушек. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе научной литературы и обобщении теоретических представлений по проблеме девиантного поведения. Практическая значимость исследования: Данная работа может быть использована в качестве методического материала при подготовке к семинарам или экзаменам по психологии девиантного поведения. ????? Научная новизна представленной работы состоит ******??????????? В том, что исследование склонности к девиантному поведению в юношеском возрасте позволит****??? Структура дипломной работы или вкр ????? включает в себя введение, 2 главы, заключение и список используемой литературы. Глава 1 Девиантное поведение как психологический феномен 1.1 Основные подходы к изучению девиантного поведения В российской науке психология девиантного поведения находится на пути своего становления и развития, не имея такой опытной базы в отличии от зарубежной, уже сложившейся самостоятельной научной и учебной дисциплины. Но ни у зарубежных, ни у отечественных ученых нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение». Одни считают, что можно говорить о любых отклонениях от тех норм, которые одобряются обществом, другие считают, что стоит иметь ввиду лишь правовые нормы, третьи говорят о различных социальных нарушениях, а кто-то подразумевает социальное творчество. Но в любом случае можно говорить о том, что девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием поступков, действий и деятельности, тем нормам, правилам и стереотипам, которые являются распространенными в обществе Изначально сама проблема девиантности стала складываться не в рамках психологии, а в работах социологов и криминологов. Наиболее известны труды таких авторов, как Э. Дюркгейм, Ч. Беккариа, Р. Мертон, Н. Смелзер, О. Конт, Э. Фромм, М. Вебер, Р. Миллз, Т. Парсонс, Г. Тард, Э. Ферри и многих других. Из отечественных ученых следует отметить Ю.А. Клейберга, Я. И. Гилинского, А.А. Реана, Б. С. Братуея, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, М.Г. Ярошевского, С. А. Беличеву, И.С. Кона и других ученых. Но несмотря на то, что исследованием различных аспектов девиантного поведения занимаются такие науки как: медицина, психология, правоведение, статистика, демография, этнография, история, антропология все же психологические механизмы, диагностика предрасположенности и причины девиантного поведения изучаются, в первую очередь психологией. [4] В литературе термины девиантология и девиантное поведение появились не так давно. Необходимость появления нового термина можно объяснить тем, что уже сформировавшиеся науки не могут в полной мере изучить и объяснить отклоняющееся поведение, потому как делают это только в пределах своего предмета и своих методов. Для полноценного знания ученому необходимо исследовать девиантное поведение, опираясь на методы не только в рамках своего предмета, но и осведомляться о том, что говорят на этот счет другие науки. Потому как явление девиантного поведения намного шире. Таким образом, следует считать, что девиантное поведение – не предмет какой-то отдельной науки, а область междисциплинарных исследований. [8] Различными дисциплинами были сформированы свои подходы к изучению отклоняющегося поведения. Говоря о разнице предмета интереса социологии, психологии личности и социальной психологии, можно сказать, что социологи интересуются тем, как складывается общество из взаимодействия индивидуальностей, личностных психологов интересуют сами эти индивидуальности, социальных психологов занимает психологическая и поведенческая схожесть этих индивидуальностей, а криминологи нацелены на поиск основных причин преступности, которые зависят от устройства общества и отношений индивидуальностей в этом обществе. Такой подход рассматривает поведение человека как результат взаимодействия личностных и ситуационных причин и является достаточно ценным при изучении и девиантного поведения в целом и отдельных его проявлений. Можно обобщенно заключить, что все дисциплины, каким-либо образом имеющие отношение к изучению отклоняющегося поведения, имеют общий, объект, который частично совпадает и расходятся в предмете своих интересов. Объектом является индивид или группа людей, а предметом определяют то, что предположительно обуславливает отклонения, будь то личностные предпосылки, влияние ближайшего окружения или общественные условия. [8] В современной науке наиболее оправданным считается общеметодологический подход к объяснению девиантного поведения. Среди учёных не существует тех, кто полностью отвергал бы одно направление в пользу другого. Общеметодологический подход учитывает взаимодействие различных обстоятельств, и каждая теория привносит нечто новое. [8] К тому же ни одна теория не сможет полностью объяснить всех видов девиантного поведения. Каждая отдельно взятая теория объясняет отдельные стороны такого сложного явления как девиантное поведение. Существует множество различных подходов к объяснению девиантности, авторы которых сосредотачивают свое внимание на какой-нибудь одной стороне девиантного поведения. Большинство разногласий между учеными заключается в их приверженности к одному из утверждений, противоположных друг другу. Первое - «девиантность изначально свойственна человеку, поэтому социальные нормы нарушались, и будут нарушаться». Второе - «девиантность людей не является врожденной и необходимой и при изменении условий жизни людей, существует шанс избавится от негативных поведенческих отклонений». Избавление от девиантности полностью может быть не только невозможным, но также и опасным. Хотя бы по той причине, что гениальность так же является девиантностъю. Еще более ста лет назад социологом Э. Дюркгеймом было доказано, что в любом обществе некоторый процент девиантности это нормальное явление. Но то что возрастает число таких опасных отклонений как преступность, в современном обществе, нельзя признать нормой и количество их все же может быть сведено к минимуму. [2] Как самостоятельная научная отрасль девиантология возникла в конце XIX века, когда первые теоретики социологических концепций - Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс, Георг Зиммель, Виллем А. Бонгер и другие - провели исследования в области социальных отклонений и сформировали теоретические основы социологии девиантности. Далее развитие девиантологии связывают с научной деятельностью Чикагской школы, которая была направлена на совершенствование социума, подвергавшегося влиянию урбанизации и индустриализации. Интерес к исследованию отклонений от социальных норм в мире резко возрастает после Второй мировой войны. Ученые: Р. Мертон, Э. Сатерленд, А. Коэн, Г. Беккер изучили различные основания и причины возникновения девиаций. [11, стр.] Но лишь в 1990-е годы XX века социология девиантности и социального контроля начинает походить на «нормальную науку». [9, стр. 21] В литературе по-разному называют науку о социальных отклонениях: социология отклонений, социология девиаций, социология девиантности и социального контроля. Но разница в вариантах не носит принципиального значения. В российской науке более всего используется термин «девиантология» - наука, изучающая социальные девиации и реакцию общества на них. [9, стр. 35] Девиантология - научная и учебная дисциплина, изучающая такой феномен как девиация и последствия, к ней приводящие. [10, стр. 15] Девиантология - изучает отклонения от норм, регулирующих жизнь человеческих сообществ. [2, стр.15] Девиантология, опираясь на знания и опыт других наук, широко использует их достижения. В качестве объекта девиантологии можно определить социальные сообщества, являющиеся носителями девиантного поведения, а в качестве предмета - девиантность как социальное явление, а также различные ее виды. [11] Современная «Энциклопедия криминологии и девиантного поведения» различает три основных подхода в определении девиантности: девиантность как поведение, нарушающее нормы; девиантность как «реагирующая конструкция»; девиантность как нарушение прав человека. [12] Так же можно выделить пять типов теорий девиантного поведения: теории, использующие биологический подход; теории, использующие подход психологии личности; социально-психологические теории; социологические теории; гуманистический подход и связанные с ним дискуссии о природе человека. [2] Но традиционно все многообразие теорий сводят к трем типам: биологические теории, психологические и социологические. Биологическое направление, объясняющее причины девиантного поведения, возникло одним из первых. Причину искали во врожденных свойствах человека. Родоначальником, так называемого, антропологического направления считается итальянский врач психиатр Ч. Ломброзо. [4] Основным детерминантом склонности к преступности, по мнению Ломброзо, были наследственно-биологические факторы, например, особое строение черепа, подкрепленные воздействием окружающей среды. [8] В своих работах ученый обосновывал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением. [4] Данная теория подверглась критике еще при жизни ученого, но сходные идеи высказывались и впоследствии. К примеру Э. Ферри предполагал, что меры защиты и наказания не могут быть едиными для всех, а должны основываться на антропологических категориях преступников. [11] Так же большую известность получила теория, немецкого психиатра Э. Кречмера, объясняющая девиации особенностями физического строения. Впоследствии американским криминологом У. Шелдоном была создана теория конституциональной предрасположенности, обосновывающая связь между особенностями телосложения и формами поведения человека. [4] Идеи связи преступности с телосложением, так же подверглись критике со стороны ученых Авторы так и не нашли доказательств того, что склонность к преступным действиям наследуется, а сама типология Кречмера выводилась преимущественно на основе исследования душевно больных. [8], [11] Всплеск интереса в 1960-х годах вызвала хромосомная теория агрессии и преступности. П. Джекобс провела исследования среди заключённых, а Х. Пирс выдвинул гипотезу о том, что наличие лишней игрек-хромосомы у мужчин обусловливает предрасположенность к криминальному насилию. Но последующие исследования показали, что прямого обуславливания всё же не наблюдается, Н. Смелзер отметил, что дело скорее всего в том, что лица с данной аномалией имеют меньший уровень интеллектуального развития и чаще попадаются на месте преступления. [2] Именно этим и можно было объяснить высокий процент таких людей среди заключенных. [8] Близнецовый метод так же был одной из попыток доказать роль наследственности в формировании склонностей к девиантному поведению. Но метод сравнения степени агрессивности близнецов так и не помог понять, что же все-таки является определяющим, наследственность или одинаковое воспитание. Несмотря на это ученый, работавший в этом направлении, Майер пришел к выводу, что наследственность определяет склонность к агрессивному поведению, а окружающая среда влияет на пределы, в которых склонность проявляется. [8], [2] Еще одно направление биологической теории - эндокринная теория, связанная с изучением того, какое влияние оказывают гормоны на преступное поведение. Американский ученый М. Шлапп, выяснил, что многие из заключенных страдают эмоциональной неустойчивостью, связанной с заболеваниями желез внутренней секреции. Впоследствии ученые выдвинули гипотезу о том, что мужской половой гормон способствует более высокому уровню агрессии и склонности к преступлениям, хотя прямых данных, которые могли бы подтвердить предположение о влиянии андрогенов на девиантность практически нет. [2] Скорее всего, тестостерон влияет на уровень агрессивности, взаимодействуя с другими социальными и индивидуальными факторами. [8] Антропологическое направление подвергалось критике в основном из-за противоречивых результатов исследований. Объяснять причины отклоняющегося поведения только лишь биологической предрасположенностью, это значит снять с человека полную ответственность за свои поступки. [8] Биологические теории могут использоваться в целях идеологии, исходя из них получается, что социальной проблемы не существует вовсе. Это очень удобно, потому что можно не касаться вопроса о несовершенствах социальной системы, оправдывая социальный порядок. [13] Психологические теории девиантного поведения предполагают, возникновение отклонений существованием у личности определенных проблем и диапазон этих проблем широк: от психиатрических заболеваний до риска потери работы, близкого человека, здоровья и так далее. [11] Психоаналитиками была предложена такая теория, объясняющая девиантность, в которой девиантные поступки связаны с психическими отклонениями. Большое влияние на формирование данной теории оказало учение австрийского психиатра З. Фрейда, в котором он полагал, что все без исключения люди рождаются преступниками, хотя большинство ими не становятся. В психодинамических теориях девиантное поведение объясняется преимущественно недостаточным формированием или функционированием Суперэго на той или иной стадии психосексуального развития. [13] Последователи концепций Фрейда настаивают на решающей роли врожденных свойств личности в возникновении девиантного поведения и вторичности социального влияния, которое способно лишь на то, чтобы сдерживать бессознательные инстинкты и влечения. [11] Самые знаменитые ученики Фрейда - Альфред Адлер и Карл Густав Юнг - модифицировали и изменили первоначальную теорию учителя, выделив типологии личности, показывающие, какие личностные черты способствуют проявлению той или иной формы девиантности. [4] По теории А. Адлера основным фактором, определяющим развитие личности, является жизненная цель. При нарушении равновесия между направленностью на достижение цели и сотрудничестве с другими людьми возникает внутренний конфликт. И для компенсации чувств неполноценности некоторые люди пытаются подавлять других или используют насилие. [8] Поведенческий подход к пониманию девиантного поведения делает акцент на неадекватном социальном научении. Профессор Скиннер доказал, что с помощью правильно подобранных стимулов можно менять поведение индивида и этим подтвердил мнение тех ученых, которые считали, что социокультурные факторы играют решающую роль в формировании девиантного поведения. Следовательно, девиантному поведению, так же, как и «нормальному» обучаются, а значит существует возможность коррекции, отклоняющегося поведения и его последствий, организуя положительное подкрепление. [4] То же и с теорией социального научения А. Бандуры. Врожденными являются только элементарные рефлексы. На любое поведение человека влияет общество, и основой формирования поведения, в том числе и девиантного, становится научение через наблюдение и через опыт. [13] Недостатком бихевиористских теорий можно посчитать то, что в них игнорируются особенности личности индивида и специфика его познавательных процессов. [8] Представители когнитивной психологии указывают, что без учета того как сам действующий субъект воспринимает ту или иную социальную ситуацию, мы не всегда способны понять, что же лежит в основе его девиантной реакции на тот или иной стимул. В когнитивных теориях девиантного поведения, говорится о том, что реакция человека на какие-либо внешние обстоятельства зависит от того как человек сам к этому относится. То есть человек может действовать или нормально, или девиантно в зависимости от его представлений что хорошо, а что плохо. [8] Эволюционный подход к объяснению девиантного поведения человека состоит в том, что агрессия берет свое начало во врожденном инстинкте борьбы за выживание. Конрад Лоренц, представитель этопсихологической школы, утверждает, что сдерживание своих девиантных импульсов опасно для психического здоровья человека. Так же среди эволюционных теорий популярна ««охотничья гипотеза» американских палеоантропологов Шервуда Уошберна и Роберта Ардри. В ней говорится о том, что именно охотничий инстинкт в сочетании с развитием мозга побуждает человека нападать на представителей своего вида. Эта же теория объясняет гендерные различия, а проявлении агрессии и девиантного поведения. [2] В целом биологические концепции девиантного поведения, так же, как и психологические являются не очень популярными в современном научном мире. Большинство ученых отдают предпочтение социологическому подходу к объяснению возникновения девиантного поведения. И на сегодняшний день именно социологический подход играет преобладающую роль в развитии девиантологии. [2] В рамках социологического объяснения девиантности можно обратиться классификации представленной Я. И. Гилинским. Он выделяет такие основные концепции как: функционализм (Э. Дюркгейм); социальная дезорганизация (У. Томас и Ф. Знанецкий, Р. Парк); аномия (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Р. Клоуард, Л. Оулин); чикагская школа; конфликт культур и девиантных субкультур; социальное научение, включая теорию дифференцированной ассоциации и нейтрализации (Г. Беккер, Э. Сатерленд, Д. Кресси, Г. Сайке и Д. Матза); контроля (Т. Хирши); символический интеракционизм или стигматизация (Ч. Кули, В. Гоффман, Ф. Танненбаум, Е. Лемерт); теории конфликта, включая марксистские и неомарксистские (К. Маркс, Р. Кини, А. Лиазос); «современные» («радикальные», феминизм, постмодернизм). [11] Но всё же крупнейшими социологическими теориями девиантного поведения являются теория аномии, теория социального напряжения, субкультурная теория, теория конфликта, теория наклеивания ярлыков и теория дифференциальной ассоциации. [2] Теория аномии Э. Дюркгейма считается одной из наиболее популярных. Дюркгейм считал, что основной причиной девиации является безнормие. [13] То есть когда старые нормы уже разрушены, а новые еще не созданы. [11] Вероятность девиаций повышается, когда в социуме ослабевает нормативный контроль. [14] Точка зрения Дюркгейма о порождении отклоняющегося поведения социальной дезорганизацией сегодня является общепринятой. [11] В дальнейшем концепция аномии была использована Р. Мертоном при создании теории социального напряжения. Идея состоит в том, что основной причиной преступности является противоречие между целями общества и невозможностью их достигнуть по установленным обществом нормам. [13], [14] Вследствие этого возникает социальное напряжение, приводящее к тому, что человек реагирует на недостижение целей какой-либо формой девиантного поведения. Но данная теория не объясняет отклоняющееся поведение представителей высших слоев общества, чье социальное положение не препятствует их успеху. [8] Следовательно, причины их девиантности заключаются в чем-то другом. [2] Теория субкультур возникла в результате исследований подростковой преступности и бандитизма. Родоначальником субкультурной теории считается Т. Селлин, который подчеркивал, что девиация возникает в результате конфликтов между нормами и культурными ценностями различных сообществ. [13] На основе этой теории американский социолог А. Коэн разработал свою концепцию субкультур. [11] Группа здесь выступает, как носитель девиантных идей. [8] В последствии У. Миллер углубил идею Селлина утверждением что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. [22] Э. Сатерленд, в свою очередь, пытался объяснить, почему одни люди принимают девиантную систему ценностей, а другие, находясь в тех же условиях, не принимают. Он утверждал, что такой форме девиации, как преступность, обучаются. [13] Теория конфликта основана на том, что в любом обществе существует неравенство в распределении богатства и власти. Родоначальником этого направления считается К. Маркс. [8] В данной теории говорится о том, что общество организовано для того, чтобы служить интересам богатых и влиятельных его членов и именно эти люди и определяют, что является девиантным, а что нет. В результате моральная и законодательная система общества отражает интересы власть имущих. [8] Теории стигматизации и наклеивания ярлыков, разделяют точку зрения с предыдущей теорией о том, что неравенство между группами людей в обществе может влиять на то, кто является девиантом, а кто нет. Теорией наклеивания ярлыков ученый из Колумбийского университета Ф. Танненбаум объяснял развитие девиантного поведения таким образом, что определенные влиятельные группы ставят клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. [13] В теории стигматизации считается, что девиантное поведение может возникнуть даже при одном только определении человека, как отклоняющегося от социальных норм и при применении к нему наказания. [14] Теорию дифференцированной ассоциации впервые сформулировал Эдвин Сазерленд, считавший, что девиантное поведение формируется в процессе взаимодействия индивида с другими. Люди ведут себя определенным образом под влиянием своего окружения. Девиантность усваивается с помощью научения и чем больше выгоды приносит это поведение, тем быстрее оно усваивается. Процесс воспитания и взросления личности определяют различные, дифференцированные влияния его окружения. Теория дифференцированной ассоциации наиболее применима к анализу девиантного поведения несовершеннолетних. [2] Так же можно отметить такое явление в истории девиантологии как Чикагскую школу, которая специализировалась на экспериментальных исследованиях. Выдающейся работой считается исследование молодежных группировок и банд Ф. Трэшера, основанной на теории социальной дезорганизации. В своем исследовании Трэшер пытался объяснить причины существования бандитских группировок и определить их функции. В традициях Чикагской школы проводил свое исследование Уильям Ф. Уайт. Его исследование положило начало использованию метода включенного наблюдения в девиантологии. [11] ??Современная девиантология развивается в мире, в котором стираются границы между культурами, меняются привычные представления о том, что является нормальным и ненормальным. Ученые, изучающие разные формы поведения человека могут рассматривать нормы, как изменчивые и относительные понятия и отказаться от абсолютных ценностей, а могут попытаться «обрести стабильность в изменчивом мире». Первое ведет к нравственной деградации, а второе не даст возможности воспринимать новое, а значит, ведет к интеллектуальной ригидности. Что бы этого не происходило, девиантолог должен работать с опорой на опыт норм и нравственности предыдущих поколений и в то же время обладать гибким мышлением для объективного восприятия нового. К тому же ученые, так же, как и остальные люди, сталкиваются с тем, что со стороны массовой культуры и средств массовой информации происходит давление на их сознание. И для того что бы науки о человеке могли взять на себя ответственность за последствия тех советов, которые они дают человечеству по организации своей жизни, ученым, помимо моральных качеств, важно профессионально владеть научными методами исследования поведенческих явлений. [2] Тема девиантности приобретает все большее значение в современном обществе. Произошло огромное накопление опытных сведений о проявлениях негативной девиантности. Развитие теории девиантологии сформировало различные самостоятельные направления внутри девиантологии. В первую очередь это криминология - социология преступности. Известны работы Я. И. Гилинского «Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль» (2008) и «Криминология» под редакцией Н.Ф. Кузнецова (2006). Оформилась суицидология - социология суицида. Работы Я. И. Гилинского и П. И. Юнацкевича «Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии» (1999). Постепенно складывается аддиктология - социология зависимостей. Исследованию аддикций посвящен IV том энциклопедии криминологии и девиантного поведения, автор К. Брайант (2001). Сексология дополняется социологическим подходом - Ю. М. Антонян «Криминальная сексология» (2000), Н. А. Исаев «Сексуальные преступления как объект криминологии» (2007). Появились такие направления, как военная девиантология – С. Г. Ворошилов и Я. И. Гилинский «Военная девиантология» (1994), пенитенциарная девиантология - И. И. Осинский, М. К. Гайдай «Пенитенциарная девиантность» (2006), экономическая девиантология – Р. Г. Оленев «Введение в экономическую девиантологию» (2007). Социологический анализ разновидностей девиантности работами Е. В. Змановской «Девиантология (психология отклоняющегося поведения)» (2003), Ю. А. Клейберга «Социальная психология девиантного поведения» (2005). Все больше осознается неэффективность традиционных мер социального контроля. Завоевывает все большее признание отношение к различным видам девиантности как к социальным конструктам, таким как политический режим, власть, средства массовой информации, общественное мнение, поэтому все большее значение приобретает изучение субъектов, мотивов, механизмов, последствий конструирования. Работы Я. И. Гилинского «Конструирование девиантности. Феноменология и профилактика девиантного поведения» (2008), И. Г. Ясавеева «Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации» (2004). В современном мире возрастают распространение и социальная значимость различных девиантных проявлений. На основании этого необходимы серьезные теоретические осмысления, изучения закономерностей развития девиантности, прогноз и рекомендации структурам управления. Следовательно, требуется развитие девиантологии и ее подотраслей - криминологии, аддиктологии, суицидологи, социальной сексологии и других. В дальнейшем будет происходить изменение девиантологии и возникновении новых ее направлений. Необходимо постоянное наблюдение и сравнительные исследования всех основных видов девиантности. Остаются мало изученными позитивные девиации, то есть творчество. Это тем более важно, потому как их развитие влияет на сокращение негативных девиаций. [3, стр. 73] Современная психология пока располагает ограниченными возможностями ответственного и серьезного вмешательства в современную практику. Ориентация на саморазвитие, на высокие стандарты массовой психологической культуры, внедрение соответствующих знаний в систему образования и методического обеспечения общей «девиантной компетентности» является целью психологической науки. [4, стр.] 1.2 Общая характеристика девиантного поведения Девиантное поведение - это форма поведения личности в целом, и поэтому в первую очередь нужно понять, что такое поведение вообще. Поведение можно определить, как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью». [17] В большинстве наук формы поведения разделяют на нормальные и аномальные, но границы между ними довольно расплывчаты. В целом нормальным считается поведение, соответствующее принятым в определенном обществе правилам. Само понятие девиантного поведения или отклоняющегося от нормы поведения, связано с понятием социальной нормы. [13] Социальные нормы можно разделить на следующие виды: нравственные нормы - традиции, обычаи, общечеловеческие ценности; морально-этические нормы - предписания какой-либо социальной группы в отношении ее членов; правовые нормы - закреплены государственными законами; политические нормы - регулируют отношения между странами; организационно-профессиональные нормы - должностные инструкции и профессиональные традиции. Социальные нормы должны быть объективны, универсальны, безусловны, динамичны и обязательны для выполнения в любой ситуации и для всех людей. [13] Действия и поступки человека в повседневной жизни воспринимаются как некая модель социального поведения. И модели эти осознаются чаще всего только тогда, когда они кем-то нарушаются. Вот именно тогда они и становятся предметом специально....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Эмпирическое исследование взаимосвязи склонности к девиантному поведению и нервно-психической неустойчивости у сотрудников спасательных воинских формирований
- Взаимосвязь одиночества и склонности к суицидальному поведению в старшем подростковом возрасте
- Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте