VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Система высших центральных и местных органов управления в России в первой половине ХVIII века

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001737
Тема: Система высших центральных и местных органов управления в России в первой половине ХVIII века
Содержание
Оглавление.
Введение.	2
Глава 1. Система высших центральных и местных органов управления в России в первой половине ХVIII века.	5
§ 1. Реформы Петра I в системе управления.	5
§2. Реформа центральных органов государственного управления.	6
§3. Реформа местного управления и самоуправления.	9
§4. Преобразования в системе управления в России в 20-60-е гг. ХVIII века.	11
Глава 2. Реформы государственного управления во второй половине ХVIII века.	17
§1. Реорганизация высшего и центрального управления.	17
§2. Губернская реформа Екатерины II.	20
§3. Перестройка системы управления Павлом I.	22
Заключение.	25
Список использованных источников и литературы.	27















Введение.
     Государство нашей страны  на протяжении всех веков играло значительную роль, а в XVIII в. преобразования в системе управления превратили Россию в сильное государство. В результате реформ XVIII в. был сформирован  сложный и разветвленный государственный аппарат, основанный на строгом разделении функций управления и суда, единоличном решении вопросов при их коллегиальной подготовке, институализированной системе органов контроля за законностью его деятельности. В XVIII в. на смену сословной "государевой" административной и военной службе пришла государственная служба, завершился процесс становления российской бюрократии как особого привилегированного круга лиц, осуществляющих государственное управление.
     Актуальность темы исследования.  Центральное место в истории России первой половины XVIII в. занимают преобразования Петра I, Екатерины I, Елизаветы Петровны, а во второй половине XVIII в., конечно же, реформы Екатерины II.
     Осуществленные Петром I реформы имели большое значение для исторической судьбы России.   В истории России немного таких или других институтов государственной власти, созданных когда-либо до Петра I или после него, которые просуществовали бы так долго и оказали бы столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни. Петровская эпоха представляет собою уникальный исторически период, знаменующий собою невероятный исторический пример успешных реформ, небывалых по размаху и глубине. Поэтому изучение этой эпохи не утратило своей актуальности, несмотря на огромное количество исследований отечественных и зарубежных авторов: слишком велико поле деятельности.
     Многие историки называют российский XVIII век веком женщин. Бесспорно, самая из них яркая и талантливая на троне - Екатерина II, царствование которой, длившееся более 30 лет, оставило глубокий след в отечественной истории.
     Реформаторские процессы второй половины XVIII столетия, связанные с правлением Екатерины Великой представляют большой интерес, так как их изучение в историко-юридическом плане носит не только научно-познавательный, но и практический характер, позволяя в правовом плане сравнить особенности процессов преобразования государственно-управленческих институтов в различные периоды истории России.
     Современным российским государством  решаются сложные проблемы в сфере реформирования системы управления и многие из этих проблем имеют глубокие исторические корни. Российская империя середины XVIII столетия и Российская Федерация начала XXI века в силу исторических условий вынуждены решать одни и те же проблемы ?усиление центральной власти, унификация административной и судебной системы на огромной территории. Необходимо, конечно, учитывать, что современное российское общество значительно отличается от общества второй половины XVIII века, и характер изменений в системе управления в Российской империи эпохи Петра I, Екатерины II и современной Российской Федерации различен, но именно сегодня, в эпоху значительных перемен необходимо учитывать национальный, как позитивный, так и негативный, исторический опыт преобразований в системе государственного и местного управления.
     Все вышесказанное определяет актуальность темы данного исследования.
     Объектом исследования является деятельность российских правителей XVIII века в области государственного и местного управления России.
Предметом исследования выступают реформы центральных органов государственного управления и реформы местного управления в период правления Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I.
     Целью данной курсовой работы является изучение преобразований в системе управления России в XVIII веке.
     Задачи, стоявшие в изучении данной темы:
дать общую характеристику системы высших центральных и местных органов управления в России в XVIII веке;
изучить реформы Петра I в государственном управлении, а именно: реформу центральных органов государственного управления и реформу местного управления и самоуправления;
проанализировать преобразования в системе управления в России в 20-60-е гг. ХVIII века проведенные Екатериной I, Анной Иоанновной, Елизаветой Петровной;
изучить реформы системы управления проведенные Екатериной II, охарактеризовать особенности губернской административно-территориальной реформы;
изучить мероприятия  Павла I, направленные на изменение системы управления Екатерины II.
     Методы, использовавшиеся в курсовой работе : метод сравнительного государствоведения и правоведения ? с его помощью в работе удалось дать сравнительную характеристику проведенных реформ первой и второй половины ХVIII века; историко-правовой метод ? его применение объективно рассмотреть всю систему управления России в ХVIII веке, системно-структурный метод, его применение в исследовании позволило раскрыть сущность самого понятия реформирования системы управления. Материалы, составившие основу исследования, были изучены и подвергнуты анализу с учетом хронологии событий, необходимости получения историко-юридической информации из прорабатываемых научных источников.
     
Глава 1. Система высших центральных и местных органов управления в России в первой половине ХVIII века.

     Самодержавие  в России началось складываться во второй половине XVII в., но его окончательное оформление относится к первой четверти XVIII в. Абсолютная монархия осуществляла господство дворянства при наличии складывавшегося класса буржуазии. Абсолютизм пользовался также поддержкой купечества и мануфактуристов, повышающих свои богатства за счет  получаемых льготв торговле и промышленности.
     В проведении реформ государственного управления можно выделить  два этапа. Первый охватывает 1699-1711 гг. - от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись немедля, без  разработанного плана.
     Второй этап охватывает  более спокойные года,  когда тяжелая Северная война осталась позади. Проведению преобразований на данном этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: внимание уделялось  изучению  государственного устройства западноевропейских государств; с помощью иностранных ученых  составляли планы  новых учреждений.
     На примере правления Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны рассмотрим реформы государственного и местного управления в России в данный период.

§ 1. Реформы Петра I в системе управления.
     В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех сферах  жизни страны. Корни которых  уходят в XVII век. Эти  преобразования послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
     Сильные классовые  противоречия обусловили  усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения сильной  системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Также  необходимо было создание боеспособной регулярного войска  для проведения более завоевательной  внешней политики и подавления участившихся народных выступлений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства.
     В отечественной истории сложилось противоположные взгляды на эпоху петровских реформ, их причины и результаты.. По мнению доктора исторических наук, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова  А. Уткина, "Петр Великий внес самый большой вклад в европейскую историю того времени. В период его правления Россия  стала играть ведущую роль в Европе. Благодаря петровским преобразованиям Россия совершила мощный модернизационный рывок. Это позволило нашей стране встать в первый ряд ведущих европейских стран"1.

§2. Реформа центральных органов государственного управления.
     Последнее упоминание о последнем заседании Боярской думы относится к 1704 г.  В 1699 г. появилась Ближняя канцелярия, осуществляющая  административно-финансовый контроль в государстве. Она заняла  значительное место в системе управления . В здании Ближней канцелярии  реальной властью обладала Консилия министров - совет глав важнейших ведомств, управлявший приказами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необходимым, ведавший финансами и строительством. (Вскоре  после образования Сената Ближняя канцелярия (1719) и Консилия министров (1711) прекращают свое существование).
     Следующим шагом  в реформе центральных органов власти стало создание Правительствующего Сената. Причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией.  22 февраля 1711 г. Петр написал указ о составе Сената, который начинался фразой: "Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат для управления.  Сенат обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу разветвленного государственного аппарата в центре и на местах.
     Члены Сената назначались царем. В его состав  входило всего девять человек, которые решали дела коллективно. В основу Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю.
     Особенность  эпохи петровских реформ состояла в усилении органов государственного контроля. Для надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому должны быть подчинены провинциал-фискалы (1711). Недостаточная надежность этой должности  привела в 1715 г. при Сенате должности генерального ревизора, или надзирателя указов. Главная функция ревизора - "чтобы все исполнено было". В 1720 г. Сенат получил еще больше полномочий :  ему предписано было наблюдать, чтобы здесь "все было сделано порядочно, и суетных разговоров, крика и прочего не было". Когда и это не помогло, через год обязанности и генерального прокурора и обер-секретаря возложили на военных.
      В 1722 г. эти функции возложили на специально назначенного генерал-прокурора, который "должен был смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал", иметь надзор над прокурорами и фискалами и вообще быть "оком государевым" и "стряпчим в делах государственных".
     Таким образом, император  вынужден был постоянно расширять созданную им специальную систему управления , дополняя ее новыми органами контроля.
     Создание Сената не могло завершить реформы управления, так как отсутствовало промежуточное звено между Сенатом и губерниями, продолжали действовать многие приказы. В 1717 ? 1722 гг. на смену 44 приказам конца XVII в. пришли коллегии. В отличие от приказов, коллегиальная система предусматривала четкое разделение администрации на определенное количество ведомств, что создавало более высокий уровень централизации.
     Сенат назначил президентов и вице-президентов, определил штаты и порядок работы. Кроме руководителей, в состав коллегий стали входить  четыре советника, четыре заседателя, секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальным указам предписывалось с 1720 г. начать производство дел новым порядком.
     В 1721 г. была создана Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в ведении которой находилось дворянское землевладение. На правах коллегий были Главный магистрат, который управлял городским сословием, и Святейший правительствующий Синод. Его появление свидетельствовало о ликвидации автономии церкви.
     В 1699 г. была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша с целью пополнения казны  прямыми налогами. К 1708 г. она превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ большой казны. В нее вошли двенадцать старых финансовых приказов. В 1722 г. из единой Берг-мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции горнодобычи и монетного дела.
     В отличие от приказов, коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и должностными инструкциями. Общим  законодательным актом в этой области был Генеральный регламент (1720), который представлял  собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определял состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности. 
     Дальнейшее развитие принципа  бюрократической власти  отразилось в  "Табели о рангах" (1722). Закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.
     Принятие "Табели о рангах" свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются  заинтересованность  каждого чиновника в структуре  власти и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность, отрицательными ? его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

§3. Реформа местного управления и самоуправления.
     Годы правления Петра I отличаются его постоянными попытками изменить страну на европейский лад. Целью таких преобразований всегда оставалось закрепощение всех его слоев населения различными видами налогов (их было до 60). Все стремления императора подчинялись налоговым потребностям государства.
     Крупнейшей  реформой местного управления было создание губерний. Эта реформа совершенно изменила систему управления на местах. Ей был посвящен Указ "Об учреждении губерний и о росписи к ним городов" от 18 декабря 1708 г. Согласно этому указу вся территория России была разделена на 8 губерний (во главе с губернаторами): Московская, Ингерманландская , ? позднее С. - Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельгородская  ?  позднее Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская.  В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714-м ? 11 (Астраханская, Нижегородская, Рижская). Это была первая административная реформа Петра, причем носила она налоговый  характер. Кроме того, губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.
     С 1719 г. Петр приступил ко второй административной реформе, т.к. первая, проводившаяся с 1708 г., в основном была завершена только  к 1719 г. В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были  воеводы. 
     Провинции делились на округа ?  дистрикты,  руководителями которых были  земские комиссары, назначавшиеся камер-коллегией. 
     С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога ? подушной подати. Для сбора такого  налога был  учрежден институт выборных на 1 год местным дворянским обществом новых земских комиссаров. Однако институт выборных комиссаров просуществовал недолго, он столкнулся с ярко выраженным уклонением  местных дворян (их многие съезды не могли состояться из-за неявки дворян).
     Земский комиссар передавал подушный сбор полковнику и попадал в полную зависимость от него. Господство в губернии гражданской бюрократии (губернатор, воевода, земский комиссар) осложнилось господством военного полкового начальства. 
     Преобразования государственного управления, осуществленные Петром I, имели прогрессивное значение для России. Данная реформа не только способствовала экономическому подъему городов, но и обеспечивала поддержку самодержавия со стороны состоятельных граждан. Институты государственной власти просуществовали более двух веков. Сенат, например, действовал с 1711 по декабрь 1917 г. Столь же долгая судьба была и многих другим реформ Петра Великого: созданные им институты государственной власти оказали заметное влияние на все стороны общественной жизни.
     

§4. Преобразования в системе управления в России в 20-60-е гг. ХVIII века.
     Преобразования Петра I стали основными вложениями для истории, которые были основным вопросом  на протяжении XVIII века. Отношение к ним будет одним из главных вопросов для правителей России после петровского времени. Но на смену Великому Петру пришли достаточно безликие наследники, и судьба всех преоброзаваний Петра 1 оказалась драматичной. Эпохой дворцовых переворотов назвал В.О. Ключевский 37-летний период (1725-1762 гг.) в истории России.
     Смена правителей на российском престоле не означала для страны каких-либо серьезных изменений или потрясений. В этот период в стране не было крупных и значительных реформ. Можно говорить лишь о центральной власти ,которая привлекла внимание только на себя , внеся изменения в свою пользу. 
     Двигателем  внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов стали мероприятия, расширившие и укрепившие привилегии дворянства, причем нередко за счет ревизий петровских преобразований. Ослабление России, бюрократизация государственного аппарата, снижение боеспособности армии и флота, фаворитизм оказались характерными чертами этого времени, после потери Петра 1.
     Итак, рассмотрим основные преобразования в системе высших центральных и местных органов управления России 20-60-х гг.18 века.
     После смерти Петра I русский престол заняла Екатерина I. Власть Екатерины I установилась в форме абсолютной монархии. При Екатерине I и далее существовал порядок, при котором все государственные учреждения ? высшие, центральные и местные, законосовещательные, исполнительные и судебные ? имеют свой единственный источник в лице императора. Вся полнота государственной власти была сосредоточена в руках одного человека, хотя внешне выглядело так, как будто некоторые высшие органы власти действовали самостоятельно или принимали решения коллегиально в присутствии императора. На деле же такие решения имели только совещательный характер. На формирование органов власти оказывали влияние уже укрепившиеся признаки абсолютизма ? наличие регулярной армии, бюрократии, организованной финансовой системы, развивавшихся товарно-денежных отношений. Высшие органы власти, действовавшие от имени государынь, являлись опорой абсолютизма.
     При Екатерине I 8 февраля 1726 г. был создан Верховный тайный совет, ставший главным правительственным органом при императрице. Став высшим учреждением в государстве, Верховный тайный совет ведал всеми важными внутренними и внешними делами. В его функции входило назначение высших чиновников, финансовое управление, отчетность проверочной коллегии. Совету подчинялись три важнейшие коллегии ? военная, адмиралтейская и иностранная. Контрольно-розыскные и надзорные функции переходят к Верховному тайному совету. Причиной такого хода стала ликвидация центрального органа – Тайной канцелярии  , созданной  при Петре 1 в 1726г.
     Сенат был подчинен Верховному тайному совету и потерял титул правительствующего, стал называться высоким. Фактически Верховный тайный совет, обладая широкими полномочиями и имея высокое положение в государстве, подменял императрицу. Указ от 4 августа 1726 г. разрешал подписывать все законы или Верховному тайному совету, или императрице.
После смерти Екатерины I на престол по ее завещанию взошел Петр II. При Петре II вся власть была также сосредоточена в руках Верховного тайного совета. После смерти Петра II. Вопрос о преемнике престола решал Верховный тайный совет, который отверг все кандидатуры и остановил свой выбор на вдовствующей герцогине курляндской Анне Иоанновне.
     4 марта 1730 г. был упразднен Верховный тайный совет. Произошли изменения в высших органах власти. Сенат продолжал действовать, но права его полностью не были восстановлены. Анна не проявляла способностей и желания управлять страной. Всю работу по управлению взяли на себя опытные администраторы ? члены вновь созданного осенью 1731 г. Кабинета министров. Вначале Кабинет министров имел только управленческую функцию, но с ноября 1735 г. этот властный орган получил широкие полномочия и законодательные права.
     После недолгого правления Ивана VI 25 ноября 1741 г. на русский престол вступила Елизавета Петровна.
     С приходом к власти Елизаветы  Петровны , начались очень большие изменения . Она решила пойти путем Петра 1 .Указом от 12 декабря 1741 г. Елизавета восстановила "петровское детище" ? Сенат в значении высшего государственного органа и ликвидировала стоявший над ним Кабинет министров, имевший особые полномочия. Вместо него велено было "иметь при Дворе Нашем Кабинет в такой силе, как был при Петре Великом". Таким образом, восстанавливалась петровская личная императорская канцелярия ? Кабинет. Часть дел бывшего Кабинета министров стал решать Сенат, а другая часть поступала в личное ведение императрицы. Дела шли в ее личную канцелярию - Кабинет ее величества. На рассмотрение Елизаветы поступали доклады различных ведомств, Сената, рапорты генерал-прокурора. Указы издавались только за личной подписью императрицы. Тем самым , императрица занималась управлением государства , брав на себя полную ответственность.
     Проводимая реформа высших государственных органов в 40 ? 60-е гг. XVIII в. повысила роль монарха в системе абсолютизма. Государыня решала не только важные государственные вопросы, но и мелкие. Для принятия государственных решений Елизавета нуждалась в консультациях высших чиновников, составлявших элиту в управлении России. Поэтому она восстановила петровское "установление" ?  чрезвычайные совещания высших сановников для обсуждения наиболее сложных проблем, особенно в области внешней политики. Такие совещания при Елизавете официально назывались "конференциями", а их участники ?"конференцминистрами".
     Дворцовые перевороты и полицейская регламентация государственной системы сказались на изменениях структуре и функциях высших  и центральных  учреждений. На вершине пирамиды органов власти и управления Российской империи стоял император (императрица). За ним следовали высшие государственные учреждения ? Верховный тайный совет, Кабинет министров, Конференция при высочайшем дворе, действовавшие в разное время. Что касается Сената во главе с генерал-прокурором, то его положение несколько раз менялось. Этот орган власти должен был подчиняться только императору, но, в определенные периоды он зависел от высших государственных учреждений.
     Большую группу центральных государственных учреждений второй четверти XVIII в. составляли коллегии, управлявшие отдельными (специальными) хозяйственными и общественными вопросами. В структуру коллегий входили департаменты, экспедиции, постепенно добавлялись канцелярии и конторы. Оформившаяся к середине XVIII в. коллегиальная система управления была пестрой. Ее центральные государственные учреждения (коллегии, приказы, канцелярии) различались структурой и полномочиями. Коллежская система находилась в состоянии кризиса. Но вместе с этим в центральных органах управления проявлялись новые принципы их организации и действия.
     Система местных учреждений в 20-60 гг.18 века также подверглась значительным изменениям. Это объяснялось необходимостью укрепления дворянского государства в 20-30-е гг., когда разразился острый финансовый кризис и недовольство масс усилилось. Перестройка органов управления на местах проводилась в интересах помещиков. В 1727 г. фактически была ликвидирована (или резко сокращена) петровская дорогостоящая система местных учреждений.
     Основной ячейкой на местах являлась губерния во главе с губернатором, полномочия которого резко возросли. Он даже имел право утверждать смертные приговоры. В городах и уездах власть принадлежала воеводам.
     Схема местных властных учреждений выглядела следующим образом: губернатор с губернской канцелярией, закрепленной инструкцией от 12 сентября 1728 г., далее стоял воевода в провинции и его канцелярия, ниже - воевода в уезде тоже с небольшой канцелярией.
     Компетенция губернаторов и воевод была ограничена практическими задачами. В их обязанность входило исполнение законов и распоряжений верховной власти, Сената и коллегий, охрана порядка на своей территории, борьба с разбоем, ведение тюрьмами и т.д.
     Вновь начавшие действовать с 1743 г. магистраты были подчинены губернаторам и воеводам и также были включены в общую систему централизации власти. В 60-е гг. воеводы менялись через 5 лет. Губернаторов назначали на неопределенный срок. Складывалась иерархия уровней управления, учреждений и занятых в них чиновников.
     Централизация системы государственного управления снизу доверху, формирование служилой бюрократии преимущественно из среды дворян, поддерживало и укрепляло самодержавную власть. Бюрократия становилась элитным слоем, вышедшим как из старой аристократической части господствовавшего сословия, так и из новых дворян, выдвинувшихся по своим личным качествам.
     В середине XVIII в. правительство Елизаветы Петровны активно влияло на процесс формирования бюрократии. Были приняты меры к закреплению состоявших на службе канцелярских служителей и их детей. Число потомственных дворян среди чиновников сократилось. Для исправления положения в 1750-1754 гг. было приостановлено назначение в секретари лиц недворянского происхождения, ужесточен контроль за обучением юнкеров ?  кандидатов на замещение секретарских должностей разного уровня.


Глава 2. Реформы государственного управления во второй половине ХVIII века.
     Череда дворцовых переворотов 1725-1762 гг. ослабила российскую государственность, все уровни управления. Во второй половине ХVIII века система управления строилась по-прежнему на фундаменте основных устоев , что внес  сам Петр 1: самодержавии, крепостничестве, вотчинно-поместной собственности, сословности, что и определило его социальную антинародную направленность, централизацию и бюрократизацию всех этажей системы управления.  
     Сказалась на изменении функций, административной структуры системы управления завоевательная внешняя политика, что ужесточило налоговую систему, эксплуатацию крестьянства и других податных слоев населения.
     Отразились на качестве государственного управления обострение социальной напряженности, резкое разъединение сословий, рост противоречий между дворянством и крестьянством, волнения и вооруженные выступления крестьян. Сказался на управлении и фаворитизм ? своеобразный институт власти, являющийся мировым и российским явлением.
     Административные реформы второй половины XVIII в. проводились в два этапа: в 60-е и 70-90-е годы, разграничительным знаком между которыми стала реакция Екатерины II на социальные потрясения империи начала 70-х гг.

§1. Реорганизация высшего и центрального управления.
     Дворцовый переворот, произошедший 28 июня 1762 г., во время которого Екатерина свергла с престола своего мужа Петра III и стала императрицей Екатериной II. Данный переворот послужил началом нового этапа развития Российской империи.
 	Императрица Екатерина II правила с 1762 по 1796 г. г.   и вошла в отечественную историю как Екатерина Великая. До нее называли Великим только Петра I. После нее никто другой на Российском троне не удостоился подобной чести.
     Екатерина II довольно активно  интересовалась государственными делами, и более того, считала их своим главным призванием. Свою задачу она видела в том, чтобы продолжить грандиозные преобразования начатые Петром Великим.  Стремилась во всем походить на него, прилагала немало  усилий, чтобы вывести Россию в число не только самых могучих, но и передовых стран мира.
     Многое предприняла императрица для того чтобы улучшить внутреннее устройство империи. Причем ее преобразования проходили не так бурно, жестоко и болезненно, как при Петре I. Это была серьезная и глубокая работа, при которой обычаи, привычки, вековой уклад жизни русского народа не разрушались, а принимались во внимание и  использовались.
      По мнению ученых «личное влияние Екатерины II на государственные и правовые преобразования в стране, было особенно исторически значимым»2.
     Реформы Екатерины II коснулись всей системы государственного управления,начались они с верхних ее этажей, роль которых после Петра I то ослабевала, то возвышалась из-за неоднократного изменения их статуса и функций.
     Реформы преследовали  следующие цели:
сохранить самодержавие, крепостничество,  сословность;
возвысить дворянство, сделать управление достаточно сильным для того, чтобы  реализовать его интересы во внутренней и внешней политике;
усилить свою личную власть, полученную  незаконно, в результате убийства императора; 
подчинить себе всю систему государственного управления.
     Екатерина, совершившая переворот 28 июня 1762 г. с помощью дворянских гвардейцев, в управлении государством стремилась опираться  на армию. Сразу же после переворота она подчинила себе армейскую пехоту Петербургского и Выборгского гарнизонов и кавалерию.
     Заметной стала реорганизация Сената. В манифесте 15 декабря 1763 г. «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел" состояние сенатского управления было признано не соответствующим потребностям государственного управления». Однако Сенату был придан статус высшего  исполнительного органа управления и суда. К нему перешли текущие функции ряда упраздненных коллегий, контор. При ограниченной  роли Сената особенно возвышена роль генерал-прокурора до высокопоставленного должностного и доверенного лица.
     Сенат утратил свои широкие полномочия, был лишен законодательных прав, из высшего органа управления он был превращен в подсобный административный и судебно-апелляционный орган на уровне не высшего, а центрального управления. Постепенно ослабела и роль департаментов, ставших всего лишь высшими судебными инстанциями.
     Особую роль играла сенатская Тайная экспедиция (канцелярия), имевшая статус самостоятельного государственного учреждения. Временным высшим государственным органом стала Уложенная комиссия, созданная для составления нового "Уложения" (1767 ? 1768 гг.). Комиссия была создана как сословно-представительное учреждение. Депутаты доставили в Комиссию 1465 "наказов". Комиссия была распущена в связи с начавшейся русско-турецкой войной, но ее материалы облегчили разработку дальнейших реформ.
     Возросла в сфере управления роль новой личной канцелярии, созданной в 1763 г. для отправления "собственных ее императорского величества дел". Через статс-секретарей  Екатерина вела основную часть дел по управлению государством. Эта структура выделилась из императорского кабинета, воплотила и определила тенденцию дальнейшего  абсолютного государственного управления, которая в конце XVIII в. обрела деспотическую форму. Одновременно утратил функции государственного органа Кабинет императрицы.
     Сложился статус и Главной дворцовой канцелярии, через которую осуществлялось управление дворцовыми крестьянами, землями, хозяйством, придворными штатами. Ей были подчинены придворная,  конюшенная и другие подобные конторы.
     Линия Екатерины II на усиление своей личной роли не только в высшем, но и центральном управлении воплотилась в изменении системы коллегий , где была принижена роль коллегиального начала, внедрялись принципы единоначалия. Екатерина II ослабляла центральное управление, передавала дела большинства коллегий местным губернским учреждениям. Многие коллегии были упразднены. Роль центрального управления была сведена к общему исполнительному руководству и наблюдению.

§2. Губернская реформа Екатерины II.
     7 (18) ноября 1775 г. императрица Екатерина II издала  «Учреждение для управления губерний Российской империи», в соответствии с которым в 1775 ? 1785 гг. была проведена реформа административно-территориального деления Российской империи, которая значительно изменила территориальное деление губерний . Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.
     До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции — на уезды.  Теперь по  новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к казенным и полицейским делам.
     Деление осуществлялось без учёта  каких- либо признаков (географических, национальных и экономических); в его основу был положен исключительно количественный критерий — численность населения. По новому указу на территории каждой губернии должно было проживать от 300 до 400 тыс. душ, на территории  уезда — около 30 тыс. душ.
     Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый главой правительства. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями — Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.
     Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избиравшийся местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.
     Руководство несколькими губерниями осуществлялось генерал-губернатором, состоявшим под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.
     В связи с проведением  губернской реформы 1775 г. была полностью изменена судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой выборный суд. Помещиков судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан — городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях — палаты уголовного и гражданского суда. Новым для России был бессословный Совестный суд, который был призван прекращать распри и мирить ссорящихся.
     Губернская ре.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.