VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Россия в первой половине XIX века

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K007006
Тема: Россия в первой половине XIX века
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет



















Контрольная работа

по    истории

Тема 9: Россия в первой половине XIX века.







Исполнитель: студент I курса

заочного факультета

группы УП-16 Окольздаева Т.О.

Домашний адрес: г. Екатеринбург

ул. Радищева, д. 57, кв. 85











Екатеринбург

                                                               2016



Содержание:



Введение

Основные тенденции социально-экономического развития страны

Внутренняя политика Александра I

Внутренняя политика Николая I

Заключение

Список литературы 

Ответы на вопросы теста

























                    Введение



 	Первую половину XIX века можно охарактеризовать как кризис  отношений между крепостными крестьянами и феодалами, а так же эпохой укрепления мощи абсолютистского государства. Данный исторический этап- период усиления позиций России на международной арене. Одна из причин этого – победа, которую одержала Россия в Отечественной войне 1812 г. и ее важное участие в освобождении  Европы. 

Успехи во внешней политике увеличивали авторитет российского правительства. Произошло расширение границ страны: были присоединены Крым, большая часть Северного Кавказа, юг Восточной Прибалтики и Литва, Белоруссия, Правобережная Украина. Внутреннее же положение страны нельзя назвать прочным.

Со временем устаревал существовавший сословный устрой, отчетливо это было заметно в городах. Купечество лишилось контроля за всей торговлей. Еще более выражено становится разделение городского населения  на буржуазию и рабочих.

Многие небольшие города  были  аграрными, развивалось садоводство, а постройки были в основном деревянные.

В России начался промышленный переворот с середины XIX в.





















Россия и мир: основные тенденции социально-экономического развития.



 	Российская империя в начале XIX века была самой крупной страной в Европе. В её состав входили: часть Восточной Европы, Северная Евразия, Аляска и Закавказье. Россия была, как и в настоящее время, многонациональной страной.

Н. А. Иванова и В. П. Желтова полагают, что процесс складывания городских сословий охватил XVIII и первую треть XIX в. К сожалению, исследователи не ставят проблему соотношения этого процесса с вопросом о генезисе гражданского общества в России и как эти процессы выглядят в сравнении с европейским опытом.[4] Между тем, еще представители «государственной школы» подчеркивали, что российские сословия развивались в значительной степени по-другому, чем их аналоги на Западе. Возникли они значительно позже (не ранее XVIII века, когда сословия в Западной Европе уже распадались), представляли собой сознательно установленный всемогущим государством социальный порядок.[8] Российские сословия являлись порождением «абсолютистского государства», им недоставало корпоративной жизнеспособности (по сравнению с европейскими). 

Российское общество состояло из сословий, которые обладали разными правами и обязанностями и занимали разное место в сословной иерархии. Высшим сословием было дворянство, составлявшее 0,5 % всего населения страны. Только представители этого сословия имели право владеть имениями, заселенными крепостными крестьянами. Кроме того, дворянство обладало льготами в налогообложении. На долю дворянства,  приходилось только 10 %  всех налоговых сборов. Но несмотря на меры, которые были приняты, за 1833 — 1850 года из 127 тыс. дворянских семей 24 тыс. разорились.[1]

К привилегированным сословиям кроме того относились духовенство и купечество. Они  были освобождены от телесных наказаний, подушной подати и обязательной службы, имели льготы в налогообложении. Численность купеческого сословия росло за счет части крестьян, способных выкупиться.

Большую часть налогов платили непривилегированные сословия — крестьянство и мещанство. Казачество, которое имело важное значение для обороны государства, не относилось к числу привилегированных сословий, но, обладало некоторыми льготами. Самое главное, что требовалось от казака- это, чтобы он мог быть «в строю» и в полной боевой готовности, когда это потребуется.

Крестьянство подразделялось на три категории: 1)государственные, 2)помещичьи, 3)удельные крестьяне.

Около 1/3 всех крестьян были государственными, они проживали в Сибири, центральной и северной части страны. Государство предоставляло право на  земельные наделы и требовало уплаты оброка и налогов. Помещичьи крестьяне являлись самым многочисленным сословием. Промежуточное положение между государственными и помещичьими крестьянами принадлежало удельным крестьянам, которые находились в собственности императорской семьи.

Количество крепостных было около 14 млн. человек. 

Принадлежность к тому или иному сословию было наследуемым. Социальная мобильность из низших сословий в высшие был весьма проблематичен, а иногда невозможен, а отсутствие социальной мобильности— признак стагнации в устройстве общества.

В нечерноземных губерниях помещики начали переход от барщины к оброку. Часто  зажиточные крестьяне платили оброк в несколько сот, а иногда и   несколько тысяч рублей с души, во многом, из-за обесценивания бумажных денег.

В целом, для России в первую половину XIX века было характерно увеличение количества барщинных крестьян, что свидетельствовало о том, что помещики лишали крепостных возможности для получения дополнительных заработков в целях увеличения товарности своего хозяйства. Это было связано тем, что помещики ставили перед собой цель производить как можно больше зерна для продажи, ведь потребности внутреннего рынка росли.

Таким образом,  структура крепостного хозяйства терпела крах под влиянием товарно-денежных отношений. Практически по всей России помещики переходили к барщине и  увеличивали денежный оброк.

Рост торговых оборотов является доказательством развития товарно-денежных отношений. Главная роль в оптовой торговле принадлежала ярмаркам. Каждый год в стране проводилось около  4000 ярмарок. Продолжавшаяся чуть меньше недели ярмарка позволяла людям приобрести необходимые товары  и вовлекала  их в товарно-денежные отношения. Каждая крупная ярмарка реализовывала товар на сумму свыше миллиона рублей. Самые крупные ярмарки России того времени: Нижегородская, Ростовская, Ирбитская,  Контрактовая в Киеве,  Лебедянская конская.

В развитых городах набирала обороты магазинная торговля. Строились большие гостиные дворы, тут купцы имели возможность торговать весь год. Таким образом, магазинная торговля начинает смещать с рынка ярмарочную. Развитие экономики было напрямую связано с развитием рынка. Помещичьи крестьяне,  переезжали в города и ,обычно, объединялись в артели.

Увеличивалось количество наемных рабочих на предприятиях, ведь их производительность  была в несколько раз выше, чем у крепостных. 

Рост производства затруднялся и относительно узким рынком сбыта, расширение которого, в свою очередь, было ограничено крепостным строем. Таким образом, в первой половине XIX в. традиционная система экономики значительно снижала темпы развития производства и создавала препятствия к становлению в ней новых отношений. Крепостное право тормозило развитие страны. [2]













             2. Внутренняя политика Александра I

Начало XIX в. было связано со сменой российских правителей. Император Павел I  в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. был убит заговорщиками из высшей знати, повторив судьбу  своего отца Петра III,  так же убитого за 40 лет перед тем.

Убийство Павла было совершено с ведома его 23-летнего сына Александра, который вступил 12 марта на трон, перешагнув через труп отца. «Так после двух сыноубийц (Ивана IV Грозного и Петра I Великого) и мужеубийцы (Екатерины II Великой) на царском троне России оказался еще и отцеубийца»[7].

К началу XIX в. Россия представляла собой огромную державу, занимавшую 17 млн. кв. км от Балтийского до Охотского и от Белого до Черного морей. Население составляло 40 млн. человек. Из них дворян было 225 тыс., священнослужителей — 215 тыс., купцов — 119 тыс., генералов и офицеров-15 тыс. и столько же государственных чиновников. В интересах этих примерно 590 тыс. человек, т. е. меньше 1,5% россиян, царь управлял своей империей. Большинство составляли бесправные крепостные крестьяне-98,5%. Угнетения и надругательства помещиков над крестьянами были тогда беспредельны.[7] Некоторые правящие слои общества размышляли об отмене крепостного права, о демократизации власти и на этой основе — бурном развитии промышленности и сельского хозяйства. Россия отставала в социально-экономическом и политическом развитии от ведущих стран Европы. Присоединение новых территорий также породило ряд проблем, требовавших коренных изменений в государстве. Все это — внутренние факторы, подталкивающие Россию к преобразованиям.  

Незавидное положение дел России внутри страны и за рубежом, влияние западных идей, настроения самого императора к либеральным идеям подвели Александра I к мысли о реформах.





Преобразование государственного аппарата

Александр вернул «Жалованные грамоты»,которые были   отмененны Павлом, дворянству и городам, ввел запрет на применение пыток и физических наказаний к дворянам и купцам. Он открыл границу для выезда населения, разрешил ввоз зарубежной печатной продукции, отменил ограничения в одежде, поведении в обществе и др. В этом он проявлял свои либеральные взгляды, что могло помочь ему получить общественную поддержку.

Вместо Совета при Высочайшем дворе Александр создал 30 марта 1801 г. Непременный совет — высший совещательный орган Российской империи. Однако, основным «генератором идей» изменения страны, выступал Негласный комитет, действовавший с июня 1801 по сентябрь 1805 гг. Он состоял из,так  называемых, «молодых друзей» царя: графы П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев и князь А. Чарторыйский. 

Следующие меры Александра I способствовали установлению порядка в системы центрального управления, углубление централизации административного аппарата, на создание образованных, профессионально грамотных чиновников. Для достижения этой цели с 1802 по 1811 гг. проводилась реформа высших органов управления. В 1802 г. были созданы 8 первых министерств: военно-сухопутных, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. В 1810-1811 гг. при реорганизации их количество увеличилось, а их функционал был  разделен. Во главе министерств находился министр.

Для совместного обсуждения министрами дел государственного управления был учрежден Комитет министров. Изначально председателем Комитета был Александр, который позже передал эту должность А.А. Аракчееву.

В 1802 г. произошло реформирование Сената- высшего судебного органа в системе государственного управления, вся деятельность которого находилась под контролем императора. 

Вклад в реорганизацию государственной системы внес М.М. Сперанский. Он  создал проект  «Введение к уложению государственных законов» в 1809 г, в котором была предложена система разделения властей: законодательная власть должна принадлежать избираемой Государственной думе, исполнительная - министерствам, а судебная - Сенату, глава государства - монарх, обладающий абсолютной властью. Также он предлагал создать Государственный совет, который бы рассматривал законопроекты. Население предполагалось наделить гражданскими (личная свобода для всех граждан) и политическими правами (участие в государственном управлении для обладателей какой-либо собственности).

Проект Сперанского не получил одобрения среди консерваторов. Из предложений М.М. Сперанского 1 января 1810 г. начал действовать только Государственный совет, состоявший из министров и других высших сановников, которых назначал царь. Государственный совет выполнял совещательные функции при разработке законов.

Активным противником Сперанского, открыто выступавшим против его реформ и выражавшим взгляды наиболее реакционных дворянских кругов, был известный писатель и историк Н.М. Карамзин. В 1811 г. он подготовил записку «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». В ней писатель подверг резкой критике все мероприятия, проводимые правительством, считая их несвоевременными и противоречащими «Духу народа» и исторической традиции. Общей мыслью Карамзина было то, что стране нужны не реформы, а «патриархальная власть». По его мнению, «дела пойдут в России как должно, если вы найдете в России 50 людей умных, добросовестных», которые ревностно станут блюсти «вверенное каждому из них благо» россиян. Историк-публицист призывал, вопреки Сперанскому, быть «осторожнее в новых государственных творениях, стараясь всего более о людях, нежели о формах».[6]

В 1809 г. Александр I учредил сейм и конституцию в Финляндии, а в 1815 г. даровал конституцию присоединенному к России Царству Польскому, считая это шагом к введению Российской конституции. В 1818 г. последовал конституционный «Устав образования Бессарабской области». В 1818-1820 гг. Н.Н. Новосильцев по поручению царя подготовил «Уставную грамоту Российской империи». Она предусматривала устройство России на федеративных началах с представительными органами власти при разделении властей и равенстве всех перед законом. Однако все эти предложения так к остались проектом. Александр был уверен, что конституция уместна там, где есть гражданственность, порядок, грамотность, добрые нравы. В России он этого не находил, считая, что русский народ не достиг еще «надлежащей зрелости» для учреждения конституционных порядков. С другой стороны, он хорошо знал настроение господствующего класса.

Таким образом, реформы государственного управления, проведенные Александром I, не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата.

Крестьянский вопрос

Главная цель решения данного вопроса заключалась в улучшении положения населения в деревне, чтобы «свести на нет» крестьянские бунты. Но большинство помещиков были против и не собирались терять свои привилегии. Правительство в начале XIX в. попыталось уничтожить хотя бы самые явные проявления  крепостничества. Объявления о продаже крестьян было запрещено размещать в газетах. Указом 1801 г. государственным крестьянам, наряду с купцами и мещанами, было разрешено покупать незаселенные земли в собственность и вести на них хозяйство с привлечением наемного труда. Этот указ положил начало буржуазному землепользованию в России, а также разрушил монополию дворянства на приобретение земли. В 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли отпускать крестьян на волю с землей за выкуп. Одновременно была значительно сокращена раздача государственных крестьян в частные руки. В 1809 г. отменялось право помещика ссылать крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Крестьяне получали право вести различные торговые операции и хозяйственную предпринимательскую деятельность с разрешения помещика.

В 1804—1805 гг. был проведен начальный этап аграрной реформы в Остзейском крае. Земли, принадлежавшие крестьянам,  теперь передавались по наследству, и они становились пожизненными держателями своих земель, за которые несли повинность повинности в пользу помещика — барщину и оброк. Был ослаблен произвол помещиков в отношении землевладельцев. Однако этот документ ничего не давал батракам, не имевшим земли. Продолжением реформы явились изменения на протяжении 1816-1819 гг., когда прибалтийские крестьяне получили личную свободу, но без земли. Они вынуждены были арендовать землю у помещика за определенные повинности. Казалось, Прибалтика была пробным камнем для будущей крестьянской реформы в России. Однако, испытывая постоянное сопротивление землевладельцев, император не мог рассчитывать на ее успешное проведение во всей стране. В целом крестьянский вопрос решался так, чтобы не ущемить интересы дворян и одновременно облегчить участь крепостных. 

Развитие образования

В первые годы правления Александра I происходили изменения в области образования. По новой структуре образования все школы делились на четыре ступени: приходские училища для низших слоев населения, уездные двухклассные училища, губернские четырехклассные гимназии, университеты. Для получения полного образования предполагалась преемственность в учебных программах между этими учебными. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, главой которых были попечители. В 1804г. был введенен Университетского устава 1804 г., предоставивший широкую автономию вузам. Были открыты пять новых университетов: Казанский, Харьковский (1804), Виленский (1803), Дерптский (1802), и несколько позднее — Петербургский (1819). На правах университетов были открыты учебные заведения исключительно для дворян: известный Царскосельский лицей, Демидовский лицей в Ярославле, лицей Безбородко в Нежине. К 1805 г. в России было 42 гимназии (не считая Польши и Прибалтики) и 405 уездных училищ.[5]

Несмотря на перечисленные мероприятия, единая система просвещения на практике не осуществлялась. В действительности одна гимназия приходилась на две губернии, одно уездное училище — на 8-10 уездных городов. Приходские школы полностью зависели от благополучия прихода. К тому же денежные субсидии на школы резко сократились с началом войны 1805 г.

Внутренняя политика Александра I в первые годы царствования являлась продолжением «просвещенного абсолютизма» в России, общество уловило либеральные тенденции царствования и ждало более радикальных действий. Но развитие этих тенденций прервалось с нашествием Наполеона. Постепенно стали меняться пристрастия царя. Либеральная политика правительства постепенно сменилась консервативной и даже реакционной. По имени ее проводника — А.А. Аракчеева — она получила название «аракчеевщина». В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В 1819 г. в университетах было введено преподавание богословия, начались увольнения политически неблагонадежных профессоров. В 1821 г. в армии создается тайная полиция. В 1822 г. были запрещены масонские и любые тайные общества. В этом же году Александр I утвердил решение Госсовета «Об отсылке крепостных людей за дурные поступки в Сибирь». Но наиболее яркими проявлениями «аракчеевщины» стали военные поселения — особая форма комплектования и содержания армии. Цель их создания — облегчить для бюджета страны тяжесть содержания армии в мирных условиях. Первые попытки их организации относились к 1809 г., но в массовом порядке их начали создавать в 1815-1816 гг. В 1825 г. в военных поселениях находилась 1/3 армии. Военные поселения не стали особым сословием, расширившим социальную опору самодержавия, наоборот, они бунтовали и создавали для самодержавия немало проблем. Таким образом, особенность внутренней политики самодержавия после войны состояла в неспособности осуществить ни одну серьезную реформу, имевшую важное административное значение.[7]

Итоги царствования Александра I

Итогом внутренней политики Александра I  явилось качественно новое развитие политики «просвещенного абсолютизма». Впервые в русской истории появились намеки на ограничение  и даже на частичную отмену крепостного права. Александр добился усовершенствования системы государственного управления, способствовал распространению просвещения. Господствующие слои были против либеральных реформ и нововведений, что, в итоге, предопределило поворот к реакции. Последнее десятилетие царствования Александра — это период нарастания консервативных тенденций во внутриполитическом курсе, который окончательно утвердился к началу 1820-х годов. Отказ от реализации обещанных либеральных реформ привел к ужесточению позиции части дворянской интеллигенции и породил дворянскую революционность.































Внутренняя политика Николая I 

Николай I  взошел на трон в декабре 1825 г. (1825-1855). Период его правления называют «апогеем самодержавия». Николай I стремился сохранить и усилить монархический и крепостнический устрой государства, полагаясь на грубую силу. Однако, придерживаясь той же цели он допускал и отдельные "послабления", чтобы создать государственный порядок в стране и ослабить противоречия между помещиками и крестьянами. Реформы Николая I отличались от реформ предыдущего правителя: Александр I лавировал между старым, феодальным, и новым, буржуазным, началами во всех сферах жизни общества, то Николай I  укреплял старое для того, чтобы успешнее противостоять новому.[7]

Изменения в государственном управлении

Николай I ставил перед собой цель создать порядок в государственном устройстве страны. Для Николая I идеалом государственного устройства представлялась армия с идеальной дисциплиной и подчинением командованию, т.е строго подчиняющаяся уставу. По такому образу он и стремился создать систему государственного управления. Николай полностью сосредоточил «правление-командование» в своих руках, пытаясь разрешить не только важные, но даже незначительные вопросы. Режим личной власти императора был реализован в расширении функций Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Она стала играть ключевую роль в делах государственного управления и во многом подменять Кабинет министров. В рамках ее было образовано шесть отделений. Наибольшую известность и влиятельность в годы правления Николая I получили II и III отделения.

Николай I был уверен, что соблюдение всеми гражданами закона обеспечит порядок в стране. Для этого, по его мнению, необходимо упорядочить законодательную базу. Для решения задачи кодификации законодательства в 1826 г. было образовано II отделение, в работе которого, принимал участие М.М. Сперанский. Впервые все обилие законов, начиная с Соборного уложения 1649 г., было строго структурировано. Результатом этой работы явилось издание в 1830-1832 гг. «Полного собрания законов Российской империи» (в 45-ти томах), а в 1833 г. — 15 томов «Свода законов Российской империи».

Усиление полицейского аппарата было отражено в создании 3 июля 1826 г. III отделения канцелярии. Оно собирало информацию о настроениях различных слоев населения, осуществляло тайный надзор за политически «неблагонадежными» лицами и за периодической печатью, ведало местами заключения и делами «о расколе», занималось перлюстрацией частных писем и т.д. В 1827 г. III отделению был придан корпус жандармов. Вся страна, за исключением  Польши, Финляндии, области войска Донского и Закавказья, была разделена сначала на 5, а затем на 8 жандармских округов. Во главе округа стоял жандармский генерал. Округ охватывал от одной до трех губерний. В каждой губернии был жандармский штаб-офицер. Шефом обоих этих подразделений стал облеченный особым доверием царя генерал А.Х. Бенкендорф.

В 1828 г. создано IV отделение, управлявшее учебными, воспитательными и «благотворительными» учреждениями, входившими в ведомство Марии Федоровны (матери Николая I). В 1835 г. для подготовки реформы государственной деревни было создано V отделение, преобразованное в 1837 г. в Министерство государственных имуществ. В 1843 г. учреждается VI («временное») отделение для управления Закавказьем. Так, канцелярия стала главнейшим органом государства.

Следуя принципу — не реформировать, но поправлять, Николай оставил практически без изменения правительственные учреждения. И все же компетенция прежних высших органов — Сената и Государственного совета — сильно ограничивалась. К существовавшим десяти министерствам было добавлено одиннадцатое — для управления государственным имуществом, казенными землями и крестьянами.

Большую роль в усилении централизации власти играли секретные комитеты для разработки различных законопроектов. Например, 6 декабря 1826 г. был учрежден особый секретный комитет с председателем Государственного совета графом В.П. Кочубеем для упорядочения системы государственного управления. Всего за время царствования Николая I работало одиннадцать различных комитетов. Все они подчинялись лично царю.

Не доверяя просвещенной аристократии, Николай I стремился создать касту по-военному организованных и  преданных ему людей. Этим объясняется рост количества чиновников и усиления влияния в управлении военных. К 1851 г. число чиновников составило 74 тыс. человек, что в 4.5 раза больше по сравнению с началом века. Так же происходит расслоение дворянства.[7]

Изменения в экономике

Вторая четверть XIX в., характеризуется развитием российской промышленности. По подсчетам М.Ф. Злотникова, если в 1825-1828 гг. насчитывалось 1800 мануфактур, фабрик и горных заводов, то в 1855-1860 гг. число их возросло до 2 818; количество занятых рабочих за первую половину столетия возросло примерно в 6 раз.[3]

Началось освобождение посессионных работников, так как предприниматели быстро поняли выгодность применения вольнонаемного труда. Правительственный указ 1824 г. стал серьезным шагом на пути к ликвидации посессий, предоставив предпринимателям право увольнять посессионных работников. Указ 1835 г. разрешил владельцам отпускать работников по паспортам. Наконец, закон 18 июня 1840 г. объявлял о ликвидации посессионной мануфактуры.

В 1830-1840 гг. в России начинается промышленный переворот — на смену мануфактуре приходит  крупная машинная индустрия, основанная на вольнонаемном труде. Начинается новый этап в развитии промышленности: происходит переход от мануфактуры, основанной на разделении ручного труда, к фабрике, оснащенной машинами. Начинают появляться промышленные предприятия и целые отрасли, где производство нередко сразу же приобретало черты фабричной организации с высоким уровнем концентрации капитала и рабочей силы.

Центром металлургии оставался  Урал, где капитализм развивался медленно. Возрастает роль хлопчатобумажной промышленности, где раньше других отраслей в 1825 г. начался переход к фабричному производству. В Восточной Сибири быстро начала развиваться золотодобывающая промышленность.

Такой рост промышленности стал превосходить рост внутреннего рынка. Численность городских жителей составляло только 6% от всего населения и росло низкими темпами, а втягивание в рыночные отношения населения деревни тормозилось крепостным правом. Государство искать новые внешние рынки сбыта. Внутренний товарооборот к концу первой четверти XIX в. достиг 900 млн. рублей. В мае 1851 г. русские промышленные изделия впервые были представлены на всемирной промышленной выставке.

Свой вклад в развитие экономики в данный период внес генерал и экономист граф Е.Ф. Канкрин. В 1827 г. по его предложению дворянам и фабрикантам разрешали записываться в купеческие гильдии, была восстановлена система винных откупов, введена уплата подушной подати инородцами .  В 1839-1843 гг. на посту министра финансов он провел денежную реформу. До этого было выпущено слишком много ассигнаций, курс рубля ассигнациями едва достигал 1/4 стоимости серебряного рубля. Обесцененные ассигнации выкупили, вместо них ввели новый серебряный рубль и новые денежные знаки — кредитные билеты, которые стали единственным видом бумажных денег. В результате реформы в России впервые был установлен серебряный монометаллизм.

Для нужд торговли и промышленности правительство развивало транспорт. Первую железную дорогу построили в 1833-1834 гг. в Нижнем Тагиле на заводе Демидовых, по ней ходил паровоз, построенный отцом и сыном Черепановыми. В 1837 г. вступила в строй первая казенная железная дорога Петербург — Павловск — Царское Село. В 1851 г. была открыта первая дорога, имевшая экономическое значение — Москва- Петербург. В 1840-е годы начало развиваться морское паровое судоходство, а затем и речное.

Крестьянский вопрос

Во время правления Николая I правительство предпринимало меры, смягчающие крепостное право. Были созданы 9 секретных комитетов, издано свыше 100 указов и законов о крестьянах. Было запрещено отдавать крепостных крестьян на заводы, ограничено право помещиков ссылать крестьян по своему усмотрению. В 1833 г. был издан указ, запрещающий продавать крестьян с публичного торга с раздроблением их семей, дарить или платить ими частные долги. Указ 1842 г. об «Обязанных крестьянах» разрешал помещикам отпускать крестьян на волю с предоставлением им земли в аренду за выполнение повинностей. Практическое значение этого указа оказалось невелико. До реформы 1861 г. освобожденных по нему насчитывалось около 27 тыс. душ мужского пола.

С 1845 г. помещикам позволялось отпускать дворовых без земли по договору. В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги. В 1848 г. им была предоставлена возможность с согласия помещика приобретать недвижимую собственность и незаселенные земли. Наконец, в 1845-1846 гг. юридическим путем были определены нормы наказания крестьян помещиками. Все эти меры лишь регламентировали в какой-то степени крепостное право и нередко носили рекомендательный характер. Крепостной строй оставался почти неограниченным, а разложение крепостного хозяйства в то же время усилилось.

В 1837-1841 гг. под руководством графа П.Д. Кисилева была проведена реформа управления государственными крестьянами, целью которой было поднять благосостояние крестьян, чтобы облегчить сбор налогов и показать помещикам пример обращения с крестьянами. По этой реформе государственные крестьяне были превращены в юридически свободных землевладельцев. Их земельные наделы увеличены. Для управления государственной деревней создавались казенные палаты, в уездах — казенные округа. На местах вводилось крестьянское самоуправление. Созданное Министерство государственных имуществ заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Оно открывало школы, больницы, ветеринарные пункты и т.д. В западных губерниях ликвидировалась практика сдачи казенных имений в аренду частным лицам.

И хотя крепостное право оставалось незыблемым, все-таки на протяжении царствования Николая I был накоплен определенный опыт, который помог разрешить данный вопрос в последующем.

Социальная политика

Социальная политика правительства на протяжении второй четверти XIX в. была направлена на поддержку дворянства. С целью ограничить доступ в потомственное дворянство детей личных дворян и священников, манифестом 10 апреля 1832 г. было введено новое сословие — потомственные и личные почетные граждане. Их освобождали от рекрутских наборов, подушной подати и телесных наказаний. В новое сословие записывали чиновников ХIV-IХ классов, купцов 1-й гильдии, лиц с высшим образованием, ученых, художников и т.п. Для сохранения крупного дворянского землевладения в 1845 г. были подтверждены прежние указы о единонаследии. В том же году указ «О порядке приобретения дворянства» поднял планку для получения личного и потомственного дворянства, ранее установленную «Табелью о рангах». Внутри дворянского сословия правительство отдавало предпочтение богатому дворянству как своей опоре и хранителю феодальных традиций. В связи с этим в 1831 г. установили высокий имущественный ценз для участия в выборах в дворянские собрания. Принятые меры способствовали повышению авторитета и роли дворянства в жизни страны.

Мероприятия в области образования

Система образования была поставлена под строгий контроль государства, а доступ к образованию был резко ограничен. В 1827 г. был издан указ, запрещавший принимать крепостных в гимназии. Школьный устав 1828 г. разделил начальное и среднее образование на три категории. Для низших сословий — одноклассные приходские училища, для средних сословий — трехклассные училища, а для дворян и чиновников — семиклассные гимназии. Сословность, замкнутость, оторванность каждой ступени и ограничения в получении образования представителями низших сословий определяли сущность созданной системы просвещения.

Университетский устав 1835 г. существенно ограничил автономию университетов и поставил их под жесткий контроль попечителей учебных округов, полиции и местных властей. Была повышена плата за обучение и сокращен набор студентов. Однако экономическое развитие страны требовало образованных кадров в различных областях хозяйственной деятельности. В связи с чем был учрежден ряд новых учебных заведений профессионального образования — Технологический институт, Архитектурный, училище гражданских инженеров и др. Правда, из программ изымались дисциплины, не имевшие прикладного значения, подавлялись инициатива и творчество, насаждалась казарменная дисциплина. Такая политика тормозила развитие образования.[7]

Итоги внутренней политики Николая I

Стремление властей контролировать общественное настроение привело к изданию в 1826 г. нового цензурного устава, который даже современники прозвали «чугунным». Цензорский надзор был распространен на всю печать, закрывались журналы. Например, в 1832 г. — «Европеец», в 1834 г. — «Московский телеграф», в 1836 г. — «Телескоп». Следовали и аресты авторов. Реакционно-репрессивная линия во внутренней политике последних лет правления Николая I усилилась. Россия стала образцом бюрократически-полицейского государства. Но при всем кажущемся могуществе и сильной воле императора большинство важнейших проблем внутренней политики не были решены. Действия царя ярчайшим образом показали «историческую обреченность авторитарной системы правления, не способной обеспечить прогресс общества, не отрекшись от самой себя».







Заключение

 В первой половине XIX века экономика Россия не стояла на месте. Несколько выросло сельскохозяйственное производство. Динамично развивались торговля и промышленность.

Результатом экономического развития стали изменения социальной структуры: начали формироваться наемный рабочий класс и слой предпринимателей, выросло городское население.

В то же время крепостное право и сословный строй затрудняли социальное расслоение крестьян, оформление новых социальных групп, значительным оставалось количество помещичьих крестьян.

Первая половина XIX века представляла собой начальную фазу переходного периода, когда одновременно сосуществовали позднее крепостничество и зарождавшийся капитализм. Причем развитие капиталистических рыночных отношений приводило к деформации крепостничества и началу его постепенного вытеснения, а крепостной строй воздействовал на формы капиталистических отношений.



























Список литературы

Арсланов Р. «История России с древнейших времен до начала ХХ вв. 2001г.

Борзихина И.В. «История России» учебно-методический комплекс, 2000г.

Геннин, В. Описание уральских и сибирских заводов, 1735 / В. Геннин ; авт. предисл. М. А. Павлов ; [сост. М. Ф. Злотников]. 1937г.

Иванова Н. А., Желтова В. П. Сословное общество Российской империи. 2010г. 

Кушнир А.Г., Чумаков В. Народное образование в России : исторический альманах.  2000г . 

Руденко Е. Г.  Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. 1991г. 

Троицкий Н.А. Россия в XIX в.: Курс ле.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.