VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Система управления инновационной деятельностью на предприятиях хозяйствующих субъектов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011389
Тема: Система управления инновационной деятельностью на предприятиях хозяйствующих субъектов
Содержание
ВВЕДЕНИЕ



     Актуальность темы исследования. В современных условиях высокой конкуренции соответствие внутренней среды предприятия растущим требованиям рынка является важнейшим фактором успешной деятельности и вызывает необходимость её постоянной трансформации. Главной движущей силой экономического роста сегодня являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации, управлении и потреблении. Мировая практика показывает, что

разработка и внедрение новшеств - это не только путь к повышению конкурентоспособности отдельно взятого предприятия, но и серьёзный стимул экономического развития страны в целом.

     Инновационная деятельность должна присутствовать на любом производственном предприятии. Это объясняется тем, что без современных технологий, увеличения ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции предприятие не сможет повысить свою конкурентоспособность на рынках. Более того, для поддержания конкурентоспособности необходимо, чтобы инновационная деятельность стала постоянным процессом, а не разовым мероприятием.

     Решение вопроса повышения конкурентоспособности отечественных производителей не может быть достигнуто без развития организации процесса активизации инновационной деятельности предприятий, что требует формирования их научно-обоснованных методических положений. Однако единство в ключевых понятиях, связанных с этими вопросами, практически отсутствует.

     Одни специалисты акцентируют основное внимание на творческой составляющей инновационной деятельности, другие ? на ее производственной составляющей, третьи ставят во главу угла ее нацеленность на вкусы и предпочтения потребителей.

     Проблеме инновационной деятельности предприятий посвящены работы Л.И. Абалкина, Ю.А. Арутюнова, JI.M. Бадалова, В.А. Баринова, И.А. Бланка, В.П. Варфоломеева, A.JI. Гапоненко, С.Ю. Глазьева, Л.П. Гончаренко, А.И. Гретченко, A.A. Дынкина, Н.Д. Кондратьева, Ю.П. Конова, В.Г.Медынского, A.M. Мухамедьярова, С.Ф. Остапюка, В.М. Полтеровича, П.А. Сергеева.

1

Объектом исследования является инновационная активность ООО «Армо-СПб».

Предметом	исследования	выступает	система	управления	инновационной

деятельностью на предприятиях хозяйствующих субъектов.

     Целью выпускной квалификационной работы является разработка теоретических и практических предложений, направленных на повышение инновационной активности предприятий и рост их конкурентоспособности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

? определение и содержание понятий «инновационная деятельность» и «инновационная активность»;

? выявить подходы и методы оценки инновационной активности предприятий;

? определить факторы, влияющие на инновационную активность хозяйствующих субъектов;

? провести  анализ  финансово-хозяйственной  деятельности  ООО  «Армо-

СПб»; уточнить, упорядочить и классифицировать принципы, пути и факторы активизации инновационной деятельности предприятий;

? разработать систему мер по повышению инновационной активности предприятий с целью роста их эффективности и конкурентоспособности на отечественном и миром рынке.

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы были использованы

материалынаучно-практическихконференций,научные,статистические,

аналитические и информационные данные, публикуемые в научной литературе, периодических изданиях, размещенные в сети Интернет, статьи отечественных и зарубежных ученых, а также результаты практической работы и исследований, проведенных при непосредственном участии автора.

     Научная новизна исследования состоит в обосновании и разработке теоретических и практических положений, которые сводятся к решению народно-хозяйственной задачи, а именно, к совершенствованию системы управления для повышения инновационной активности предприятий с целью увеличения их конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках.

ГЛАВА 1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ»

     Под инновационной активностью принято понимать интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот. При анализе инновационной активности, в основном, принято оценивать развитие инфраструктуры предприятий в сфере научно-технических и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также определять их способности по коммерциализации инноваций1.

     Понятие оценки инновационной активности, как известно, тесно связано с такой экономической категорией, как инновационная деятельность, которую принято характеризовать как процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности. Отсюда следует, что инновационный процесс (и инновационные проекты) на предприятиях изначально можно ориентировать на разработку и внедрение принципиально новых технологий и/или только улучшающих инноваций.

     Разработка и внедрение инновационных продуктов и технологий обеспечивают организацию конкурентными преимуществами на рынке, в результате чего происходит повышение объема продаж и рост прибыли. В свою очередь, увеличение прибыли положительно сказывается на развитии инновационного и инвестиционного процессов. Следует отметить, что успешность реализации инновационного и инвестиционного процессов во многом зависит от эффективности управления. Эффективность, как правило, определяется величиной чистого денежного потока. Именно этот показатель




1 Экономические науки. Экономика и управление

отражает эффективность и результативность вводимых новшеств, инноваций и инновационного процесса организации в целом.

     Одной из проблем осуществления эффективной инновационной деятельности является низкая инновационной активность организации. Под инновационной активностью некоторые ученые понимают интенсивность применения достижений науки и техники в хозяйственной практике; другие считают, что инновационная активность - это целенаправленная деятельность субъекта предпринимательской деятельности по созданию, конструированию, производству качественно новых видов техники, продуктов и технологий, объектов интеллектуальной собственности, по разработке более совершенных форм организации труда и методов управления (см. табл. 1).

Таблица 1. Определение термина «инновационная активность»

№
Автор
Определение

п/п











1
А.Ф.
Понятие инновационной активности связано с


Габитов
понятием инновационной деятельности





2
А.А.
Инновационная активность отражает интенсивность


Трифилова*
деятельности организации в области внедрения



разработок и усовершенствования технологий, вывода



нового продукта  на рынок





3
В.Н. Гунин
Инновационная активность - комплексная



характеристика, отражающая интенсивность  и



своевременность действий





* Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М., 2016.


     На наш взгляд, под инновационной активностью следует понимать комплекс взаимосвязанных элементов, отражающих возможности организации для осуществления инновационной деятельности, интенсивность разработки и внедрения новых продуктов и технологий, а также эффективность реализации инновационной деятельности (см. рис.1).


ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ






Интенсивность инноваций:

? Длительность процесса разработки инноваций

? Динамика

инновационного

процесса







Эффективность внедрения

инноваций:

? Экономический эффект

? Социальный эффект

? Управленческий эффект



Возможности для осуществления

инновационной деятельности:

? Финансовый компонент

? Квалифицированные кадры

? Система мотивации персонала

? Технологии и информационные ресурсы
? Инновационная

восприимчивость




Рисунок 1. Основные компоненты категории «инновационная активность»

     Таким образом существует комплексный подход к оценке уровня инновационной активности, основанный на взаимозависимости трех составляющих инновационной активности, а именно: оцениваются возможности для осуществления инновационной деятельности, интенсивность и эффективность внедрения инноваций. Представим элементы, определяющие инновационную активность организации, их характеристики и предлагаемые показатели оценки (табл. 2).

     В качестве базовых величин могут выступать показатели за предыдущие периоды, соответствующие показатели конкурентов, среднеотраслевые и региональные значения показателей, представленных в табл. 2.

Таблица 2. Элементы, определяющие инновационную активность организации, их характеристики и показатели


№
Название элемента,
Характеристика
Показатели

п/п
составляющего




инновационную









активность






Затраты на НИОКР; затраты на




повышение квалификации



Финансовый компонент
сотрудников; затраты на покупку




современного оборудования;









затраты на приобретение




лицензий,  патентов, ноу-хау








Квалифицированные
Количество  человеко-часов,



кадры
затраченных на инновационную

1
Возможности для

деятельность организации



Инновационная
Восприимчивость к информации


осуществления





восприимчивость
о новшествах; использование


инновационной






лучших практик


деятельности





Система мотивации
Уровень мотивации сотрудников








персонала




Технологии и
Техническая оснащенность



информационные
организации; обеспеченность



ресурсы
сотрудников знаниями  и




информацией

2
Интенсивность

Длительность процесса


инноваций
Динамика
разработки нового продукта;



инновационного
длительность процесса



процесса
производства нового продукта;




длительность производственного




цикла нового продукта

3
Эффективность
Экономический эффект
Рост выручки организации;


внедрения инноваций

снижение издержек организации;




увеличение стоимости




материальных и нематериальных




активов организации



Социальный эффект
Улучшение психологического




климата  и характера




взаимоотношений  на




предприятии



Управленческий эффект
Улучшение организационной




структуры; улучшение стиля и




повышение эффективности




методов принятия решений




     На инновационную активность организации могут влиять как внутренние, так и внешние факторы. К внешним фактором относятся неконтролируемые фирмой силы, которые непосредственно влияют на ее внутренние процессы (рис.2). К ним можно отнести:

? спрос и предложение (спрос определяет направление инновационной деятельности организации, так как выпускаемые товары ориентированы на конкретный рынок. Спрос отражает потребность в производстве продуктовых инноваций, требования к новизне и качеству товаров. Предложение определяет цены на ресурсы, необходимые для инновационной деятельности);

? уровень конкуренции (умеренный уровень конкуренции стимулирует инновационную активность, способствует ускорению внедрения новшеств);

? возможность получения дополнительной прибыли от внедрения инноваций (является дополнительным стимулом для осуществления инновационной деятельности).

? инновационный климат на федеральном и региональном уровнях.












Внешние
факторы







Спрос и
предложение


Уровень
конкуренции


Возможность
получения
дополнительной
прибыли


Инвестиционн
ый климат



Рисунок 2. Классификация внешних факторов, влияющих на инновационную активность организации


     Внутренние факторы, влияющие на инновационную активность организации, определяют внутренние ресурсы организации, испытывающие на себе влияние внешних условий, а именно:

? трудовые ресурсы;

? финансовые показатели деятельности организации;

? научно-технический потенциал;

? технологии и инновационные ресурсы.







Трудовые	Финансовые
ресурсы	ресурсы







Научно-
Технологии и
технический
инновационны
потенциал
е ресурсы






Рисунок 3. Внутренние факторы, влияющие на инновационную активность организации


     На наш взгляд, инновационная активность является интегрированным показателем, который находится в тесной взаимосвязи с перечисленными элементами. Для того чтобы определить уровень инновационной активности организации, необходимо оценить каждый компонент исследуемой характеристики на соответствие базовым показателям либо требованиям организации. Таким образом, механизм по управлению инновационной активностью должен включать в себя необходимый перечень рычагов воздействия на элементы инновационной активности, характеристики которой не соответствуют ожиданиям организации.

1.2 ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ

АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

     Как известно, инновационная активность и инновационный потенциал предприятия зависит от ряда различных факторов, но в научной литературе нет точного ответа на вопрос, от чего же зависит увеличение или снижение уровня инновационной активности предприятия. Целью нашего исследования является анализ существующих методов оценки уровня инновационной активности и выделение наиболее важных из них.

Существует несколько основных подходов к анализу и оценке инновационной

активности предприятия: формальный, ресурсный и результативный (см.табл.3)

     Таблица 3. Сопоставление существующих подходов к определению уровня инновационной активности.


Подход
Формальный
Ресурсный
Результативный




Определение
Определяет
Нацелен на анализ
Анализ результативности

принадлежность
величины затрат и
и эффективности

организации к классу
степени использования
инновационной

инновационно-
материальных,
деятельности

активных исходя из
информационных,


количества
человеческих,


реализованных
технологических


инновационных
ресурсов в


проектов и их
инновационном


масштабов
процессе.

Основная задача
Идентификация видов
Определение видов
Идентификация и

инновационной
ресурсов и затрат,
стоимостная оценка

деятельности
которые учитываются
эффектов от внедрения


при оценке
инноваций с целью



определения способности



организации создавать и



внедрять успешные



нововведения.




Основные
1. число видов
1. коэффициент
1. экономия затрат на
показатели
инновационной
обеспеченности
производство и

деятельности
интеллектуальной
реализацию продукции за

2. число
собственностью
период как результат

инновационных
2. коэффициент (доля)
технико-технологических

проектов,
персонала
инноваций

находящихся на
3. коэффициент
2. экономия

стадии подготовки
имущества,
транзакционных



издержек как результат







3. число
предназначенного для
организационно-

инновационных
НИР и ОКР
управленческих

проектов,
4. коэффициент
инноваций

находящихся на
освоения новой
3. экономия налоговых

стадии реализации
техники
платежей по налогу на


5. коэффициент
прибыль


освоения новой
4. экономия выплат


продукции
5. вклад материальных


6. коэффициент
активов


инновационного роста
6. вклад нематериальных


7. коэффициент
активов


информационных



технологий

Преимущества
Удобный инструмент
Позволяет
Устраняет недостатки

для экспресс-оценки
охарактеризовать
первых двух методов

инновационной
степень участия


активности
предприятия в


организации
разработке и



осуществлении



инноваций, поэтому



показатели этого типа



активно применяются



во многих методиках

Недостатки
Экономические
Экономические


выгоды от
выгоды от


осуществления
осуществления


инновационной
инновационной


деятельности
деятельности остаются


остаются не
не выявленными для


выявленными для
предприятия


предприятия









     При формировании методики оценки инновационной активности в качестве методологической основы можно использовать принципы анализа финансово-экономического состояния и особенности системы деловой активности предприятий . Аналогичным образом здесь также можно осуществлять расчет коэффициентов и проводить их сравнение с установленными величинами. В зависимости от текущего состояния предприятия и его достигнутых результатов в инновационной сфере, а также их соотнесения с эталонными показателями выбирается стратегия лидера или последователя. Базовыми, сравнительными величинами могут быть показатели за прошлый период (или по прошлым инновационным проектам), среднеотраслевые значения или значения показателей у конкурентов. Возможные варианты пороговых показателей инновационной активности для выбора стратегий инновационного

развития, приведенные автором, следует считать ориентирующими и приближенными к эталонным.

     Итак, совокупность расчетных экономических показателей инновационной активности, определяющих степень обеспеченности предприятия экономическими ресурсами в инновационной сфере, может включать в себя следующие коэффициенты [3].

? Кис – коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью.

Он определяет наличие у предприятия интеллектуальной собственности и прав на нее в виде патентов, лицензий на использование изобретений, свидетельств на промышленные образцы, полезные модели, программные средства, товарные знаки и знаки обслуживания, а также иных, аналогичных с перечисленными, прав и активов, необходимых для эффективного инновационного развития.

     В данном анализе отношение перечисленных ресурсов к прочим внеоборотным активам Авн предприятия может указывать на степень его оснащенности и вооруженности интеллектуальным капиталом, по сравнению с другими основными средствами производства. Величина Кис имеет следующий вид:
Кис = Си / Авн

     где: Си – интеллектуальная собственность (стр. 110 «Нематериальные активы» I разд. Бухгалтерского баланса), руб.

При этом

Кис ?  0,10 … 0,15 – стратегия лидера;

Кис ? 0,10 … 0,05 – стратегия последователя.

     ? Кпр – коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР. Этот коэффициент характеризует профессионально-кадровый состав предприятия. Он показывает долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новых продуктов и технологий, производственным и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новых продуктов или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех постоянных и временных работников, числящихся на предприятии. Определяется по формуле:

Кпр = Пн / Чр

где:	Пн – число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.;

Чр – средняя численность работников предприятия, чел.

При этом

Кпр ? 0,20 … 0,25 – стратегия лидера;

Кпр ? 0,20 … 0,15 – стратегия последователя.



     ? Кни – коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР. Он показывает долю имущества экспериментального и исследовательского назначения,

приобретенных машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями в общей стоимости всех производственно-технологических машин и оборудования, по формуле:

Кни = Ооп / Опн

где: Ооп – стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.; Опн – стоимость оборудования производственного назначения, руб. При этом

Кни ? 0,25 … 0,30 – стратегия лидера;

Кни ? 0,25 … 0,20 – стратегия последователя.



     ? Кот – коэффициент освоения новой техники. Он характеризует способность предприятия к освоению нового оборудования и новейших производственно-технологических линий и рассчитывается из соотношения вновь введенных за последние три года в эксплуатацию основных производственно-

технологических фондов по сравнению с прочими средствами, включая здания, сооружения, транспорт, по формуле:

Кот = ОФн / ОФср

где:	ОФн – стоимость вновь введенных основных фондов, руб.;

     ОФср – среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб.

При этом

Кот ? 0,35 … 0,40 – стратегия лидера;

Кот ? 0,35 … 0,30 – стратегия последователя.



     ? Коп – коэффициент освоения новой продукции. Он оценивает способность предприятия к внедрению инновационной или подвергшейся технологическим изменениям продукции по формуле:

Коп = ВРнп / ВРоб

где:	ВРнп – выручка от продаж новой или усовершенствованной продукции

(работ, услуг) и продукции (работ, услуг), изготовленной с использованием новых или

улучшенных технологий, руб.;

ВРоб – общая выручка от продажи всей продукции (работ, услуг), руб.

При этом

Коп ? 0,45 … 0,50 – стратегия лидера;

Коп ? 0,45 … 0,40 – стратегия последователя.



     ? Кир – коэффициент инновационного роста. Он определяет устойчивость технологического роста и производственного развития и свидетельствует об опыте предприятия по управлению инновационными проектами. Показывает долю средств,

выделяемых предприятием на собственные и совместные исследования по разработке новых технологий, обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями, хозяйственные договора по проведению маркетинговых исследований, в общем объеме всех инвестиций (в том числе капиталообразующих и портфельных) по формуле:

Кир = Иис / Иоб

     где: Иис – стоимость научно-исследовательских и учебно-методических инвестиционных проектов, руб.;

Иоб – общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб.

При этом

Кир ? 0,55 … 0,60 – стратегия лидера;

Кир ? 0,55 … 0,50 – стратегия последователя.

     Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы: для того чтобы предприятия успешно реализовывали свою инновационную деятельность им необходимо увеличивать свой потенциал и уметь использовать существующие модели на практике. Все вышеперечисленные модели существуют в целях оценки инновационной активности предприятий для определения действенности факторов на всем пространстве инновационных изменений.

1.3 ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


     Современные тенденции в экономике подчеркивают усиливающуюся роль инноваций, что находит отражение в росте инвестиций в наукоемкие производства, образование и науку. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной политики становится инновационная политика, направленная на

эффективное использование научно-технического потенциала, бюджетных возможностей и создание благоприятного инвестиционного климата.

      Инновационная активность бизнес-структур невозможна без соответствующей государственной поддержки, включающей использование специальных рычагов (совершенствование правовой базы инновационной деятельности, обеспечение защиты интеллектуальной деятельности, изменение в сфере налогового законодательства, развитие интеллектуального потенциала общества в целом).

     В соответствии со Стратегией инновационного развития России на период до 2020 года инновации должны превратиться в основной источник экономического роста.

В этой связи на основе реализации целей и приоритетных задач Стратегии экономический рост обусловит расширение возможностей для появления новых продуктов и технологий, что в свою очередь позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала. В соответствии с приоритетами Стратегии, доля экспорта отечественных высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме увеличится до 2 %; валовая добавленная стоимость инновационного сектора в ВВП увеличится до 17–20 %; доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции вырастет до 25–30 %.

     Для обеспечения жизнедеятельности и реализации стратегических и тактических целей предприятие реализует основные функции, стараясь не только удерживать достигнутый уровень, но и при этом усиливать конкурентные позиции. Влияние факторов внешней среды на развитие предприятия, направленного на обновление производимой продукции (товаров, услуг), как правило, приводит к структурным изменениям. В данном контексте в процессе управления инновациями особое значение

приобретают вопросы, связанные с определением уровня и источников финансирования инновационной деятельности; направлением развития инновационных ресурсов; их перераспределением в рамках портфеля инновационных проектов; созданием благоприятной среды с целью реализации инновационного потенциала предприятий. При этом очевидным становится тот факт, что достижение конкурентных преимуществ происходит, прежде всего, за счет реализации инновационного потенциала
и	инновационной	активности	предприятия	в	целом.	Инновационная	активность

хозяйствующих субъектов характеризуется, прежде всего, восприимчивостью к новациям и нововведениям; степенью интенсивности и своевременности действий различного уровня менеджмента по трансформации идеи в конечный результат и способностью реализовать инновационный потенциал.

     На всех стадиях жизненного цикла инноваций (стратегический маркетинг, НИОКР, производство, сервис, потребление) инновационная активность проявляется в применении эффективных методов. Особое значение имеет функция маркетинга, реализуемая на протяжении всего цикла, поскольку в ее задачи входит формулирование концепции создания конкурентного преимущества. Здесь инновационная активность может заключаться в использовании современной теории конкуренции относительных преимуществ, основанной на концепции «фокусирования на клиентах».

     Ранее существовавшая концепция производства и сбыта с ориентацией на производство («произвести как можно больше») и сбыт («сбыть все, что произведено») была заменена концепцией маркетингового менеджмента (КММ) с ориентацией на клиента/рынок, где «клиент решает все».

     Однако в обстановке интенсивной конкуренции ориентации только на рынок стало недостаточно для выработки успешной фирменной стратегии. В ситуации, когда рынок во все большей степени приобретает черты рынка покупателя, рыночная ориентация стала элементом фирменной культуры практически всех конкурентов. Культура более консервативна, более фундаментальна, чем стратегия. Стратегию можно разработать, а культура сформирована. Ориентированная на рынок культура, являясь нормой для всех, не дает конкурентных преимуществ данной фирме. Она уже больше не является фактором конкурентных преимуществ.

     Поэтому появились рекомендации о необходимости ориентации на ресурсы, что требует изучения индивидуальных ключевых компетенций, которые могут превратиться в конкурентные преимущества.

     Фокусирование клиентуры (ФК) -новое направление, углубляющее концепцию маркетингового менеджмента. ФК позволяет определить совокупность ключевых компетенций, которые гарантируют удовлетворение запросов определенной однородной группы фактических и потенциальных клиентов. Подобный подход указывает путь, каким ресурсный менеджмент должен следовать, чтобы достичь конкурентного преимущества.

     ФК не является синонимом ориентации на клиента/рынок. Ориентация на клиента означает направленность поведения на некоего условного практически недифферинцированного потребителя (аналогия со «стрельбой по квадратам»), тогда как фокусирование — это активный выбор своего хорошо представляемого конкретного реального или потенциального потребителя, на котором концентрируются внимание и усилия фирмы (аналогия со «стрельбой по целям»).

     Современная практика показывает, что сегодня 40–50 % инновационно-активных предприятий промышленного сектора отечественной экономики ориентированы на технико-технологические инновации. Значительная доля предприятий непосредственно ориентированы на товарно-продуктные инновации. Низкий спрос на инновации обусловлен рядом проблем, и в первую очередь, отсутствием системного подхода

в сфере управления инновациями; недостаточным уровнем финансирования инновационной деятельности; несоответствием организационных структур и систем управления основному вектору инновационной деятельности. Вместе с тем,

инновационное  развитие  является  основой  достижения  конкурентных преимуществ

и успешного бизнеса в целом. Создание и внедрение инновационных стратегий становится залогом эффективного развития бизнес-структур в долгосрочной перспективе и объективно необходимым условием для достижения общих целей (рис.4).





Данные от заказчиков.

Внешние данные,







Внутренние знания,

поставщиков,

полученные от







полученные в результате

конкурентов, собственного

исследовательских







собственных исследований

производственного

центров









процесса






















ПОТОК

НОВШЕСТВ И

ИДЕЙ




Экспертиза соответствия

стратегии, реализуемости и

коммерческой

результативности





ПОТОК

ИННОВАЦИОННЫХ

ИДЕЙ





Инструменты преобразования новшеств

(изобретений) в инновации




Система разработки


Система постановки


Система

нового


и освоения нового










коммерциализации

(улучшенного)


продукта












продукта или услуги
















Внедренные инновации













Рисунок 4. Формирование новшеств и идей, необходимых для реализации стратегии организации

     Создание современной диверсифицированной структуры экономики, увеличение удельного веса наукоемких отраслей в общем объеме производства, рост благосостояния населения выступают ключевыми задачами на всех уровнях управления. В соответствии с этим, реализация региональной инновационной политики является одной из приоритетных задач.

     Роль инноваций в достижении конкурентных преимуществ, безусловно, очевидна. Инновационная активность предприятий выступают определяющим фактором, обуславливающим экономический рост, качественные изменения и укрепление экономической самостоятельности. Очевидно, инновационная активность предприятий является основой активизации конкурентных преимуществ.

1.4 ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ



Современная мировая экономика находится под воздействием ряда глобальных кризисных факторов, влияние которых в значительной мере сказывается и в России. Следствием этого кризиса стали проявления негативных тенденций в экономическом развитии  в  стране.  Достигнутая  в  последнее  время  финансовая  стабильность, положительные   сдвиги   в   отдельных   отраслях   промышленности   еще   не трансформировались в устойчивый качественно новый рост российской экономики. Необходимость  решения  этих  и  других  назревших  проблем  развития  российской экономики повышают актуальность перехода России на инновационный путь развития. Инновации в РФ осуществляется в различных областях: в технике, в технологиях,
в организационных вопросах и в управленческих областях.

     В современных условиях становления «экономики знаний» инновационные фирмы выполняют следующие функции:

        ? Способствуют развитию инновационной инфраструктуры: Примером являются такие компании как ОАО «СО ЕЭС» - открытое акционерное общество

«Системный оператор Единой энергетической системы» или ОАО «Российские сети» - электросетевая компания.

? Стимулируют создание новейших технологий: Например, компания ОАО

«Яндекс» - поисковая система и IT-компания, которая разрабатывает различные сервисы для России, Беларуси, Казахстана, Турции и Украины. Компания «Яндекс» одна из немногих, вошедших в рейтинг самых инновационных компаний мира. Или государственная промышленная корпорация ОАО «Ростех», созданная для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции.

        ? Являются потребителями новой продукции: Примером являются такие компании как ОАО «Лукойл» -российская нефтяная компания.

     Данные компании устойчиво работают на российском рынке, являясь примером инновационной активности для других фирм.

     Основным источником финансирования инновационной деятельности в России являются собственные средства организаций. В 2017 г. за счет собственных средств организаций было профинансировано 53,5% всех затрат на технологические инновации. Средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в общей сумме затрат на технологические инновации в 2015 г. составили 27,8%. Средства внебюджетных фондов, направляемых на инновационную деятельность, составили 1,3% от всех затрат. Еще меньшую долю (0,6%) составляли иностранные инвестиции (рис.5).




Источники финансирования инновационной

деятельности в России в 2017г.

1,3  0,6



Сосбвенные средства



организаций

27,8

Cредства Федерального







бюджета



Средства внебюджетных



фондов


53,5
Иностранные







инвестиции





     Рисунок 5. Источники финансирования инновационной деятельности в России в 2017г.

     По уровню инновационной активности в 2017 г. лидируют следующие виды экономической деятельности: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (27,4%), химическое производство (24,9%), производство нефтепродуктов (21,6%). Показатель уровня инновационной активности организаций, указанных видов деятельности превысил средний показатель по России в 2–3 раза. Самый низкий уровень инновационной активности в 2017 г. отмечен в организациях целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности

(2,8%), производящих и распределяющих электроэнергию, газ и воду (4,9%), добычи 8 топливно-энергетических ископаемых (7,6%) и других полезных ископаемых (5,6%).


Отраслевая структура инновационно-активных
предприятий в 2017г.














 Производство электрооборудования

 Химическое производство

 Производство нефтепродуктов




Рисунок 6. Отраслевая структура инновационно-активных предприятий в 2017г. Рейтинг инновационных регионов России по итогам 2017 года возглавила Москва,

опередив лидера прошлого года - Санкт-Петербург, третье место в списке стабильно занимает Республика Татарстан. Рейтинг делит все регионы на сильные регионы, средне-сильные, средние, средне-слабые и слабые.

     В группу сильных инноваторов вошли 11 субъектов РФ. Устойчивое положение в этом списке, помимо лидеров, занимают Томская область (четвертое место),

Новосибирская область (пятое место), Калужская область (шестое место), Нижегородская область (восьмое место), Московская область (девятое место), Самарская область (десятое место). Впервые получили статус сильных инноваторов Республика Башкирия (седьмое место) и Красноярский край (одиннадцатое место).

     Рейтинг строился исходя из 29 индикаторов в рамках трех разделов – «Научные исследования и разработки», «Инновационная деятельность», «Социально-экономические условия инновационной деятельности».

     В Санкт - Петербурге, где доля инновационной продукции в общем объеме промпроизводства составляет порядка 20%, а к 2030 году вырастет до 30%, наиболее

перспективными являются также фармацевтический кластер и сфера высоких технологий.

     Республика Татарстан, занимающая третье место по значению индекса, также является одним из научных и инновационных центров страны. Научно-производственную деятельность в Республике ведут проектно-конструкторские и научно-исследовательские организации, НИИ и КБ на предприятиях. Здесь созданы технологические площадки и технопарки, специализирующиеся на научной и инновационной деятельности. Приоритетной для Республики Татарстан является сфера нанотехнологий. В частности, здесь создан Центр нанотехнологий Республики Татарста.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44