- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Система социального страхования и обеспечения в России особенности развития и пути формирования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006366 |
Тема: | Система социального страхования и обеспечения в России особенности развития и пути формирования |
Содержание
АНО ВПО «Институт менеджмента, экономики и инноваций» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Система социального страхования и обеспечения в России: особенности развития и пути формирования» Студента (ки) 5 курса заочной формы обучения Шабалина Светлана Эдуардовна _____________________ (подпись) Направление «Экономика» Профиль: Бухгалтерский учет, анализ и аудит Научный руководитель: _____________________ (подпись) доцент, к.п.н. Допущен к защите заведующий кафедрой _____________________ (подпись) к.э.н. Бочарова И.Ю. «___» _______________ 201_ г. Москва 2017 АНО ВПО «Институт менеджмента, экономики и инноваций» УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой _____________________ (подпись) «___» _______________ 201_ г. ЗАДАНИЕ на выполнение выпускной квалификационной работы Студента Светлана Эдуардовна Шабалина, заочной формы обучения, группы Э-321. Направление «Экономика». Тема «Система социального страхования и обеспечения в России: особенности развития и пути формирования» утверждена ___________________________________________ от «___»_________ 201_ г. Срок сдачи законченной работы «___» ______________ 201_ г. Содержание дипломной работы (примерный перечень вопросов, подлежащих разработке): 1) Введение 2) Теоретические аспекты социального страхования 3) Организация социального страхования в России и перспективы его формирования 4) Рекомендации по повышению эффективности деятельности социального страхования 5) Заключение 6) Список источников и литературы Руководитель ____________________________________________ (ученая степень, ученое звание, должность, фамилия, инициалы, подпись) Задание получил «___» _____________201_ г. _________________ СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………..4 Глава 1. Теоретические аспекты социального страхования в России…..7 1.1 Понятие социального страхования…………………………………..7 1.2 Причины необходимости социального страхования РФ……..…….12 1.3 Принципы организации социального страхования РФ….…………18 Глава 2. Организация социального страхования в России и перспективы его формирования…………………………………………………………….21 2.1Принципы построения системы социального страхования…………………………………………………………….….21 2.2 Функциональные направления расходования средств в системе социального страхования………………………………………………...26 2.3 Анализ доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации……….…………………………………………....32 Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности деятельности социального страхования…………………………………………………….36 3.1 Трудности формирования системы социального страхования в РФ………………………………………………………………………...36 3.2 Основные пути совершенствования деятельности Фонда социального страхования РФ………………………………………...…..39 3.3 Перспективы построения системы социального страхования……49 Заключение……………………………………………………………………..56 Список использованной литературы………………………………………58 ВВЕДЕНИЕ Современная рыночная экономика России создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости. К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны. В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами: 1) пенсионным; 2) обязательного медицинского страхования; 3) социального страхования. В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Актуальность выбора данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. Социальная защита населения - одна из важнейших составных частей политики государства. Это комплекс государственных гарантий, обеспечивающих социальные права человека. Одним из основных инструментов социальной защиты населения является социальное обеспечение, как система гарантированного государством материального обеспечения в случае наступления социального риска (старости, инвалидности и т.п.). Объект исследования - социальное страхование. Предмет - система социального страхования в РФ. Целью выпускной квалификационной работы является: сформировать общую картину развития социального страхования в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить исторические аспекты, послужившие основой для появления и развития системы социального страхования в России; - выявить сущность и роль социального страхования и обеспечения; - обосновать цели и принципы социального страхования в России; - определить источники финансирования социального страхования; - рассмотреть финансовые основы функционирования; - проанализировать концепцию совершенствования системы социального страхования в РФ. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения, включающая выводы и предложения по результатам исследования, списка использованных источников. Данная исследовательская работа строится на определенной методологической базе. Были использованы Федеральные законы «Об основах обязательного социального страхования», «О бюджете Фонды социального страхования Российской Федерации на 2014 год, плановый 2015 и 2016 годов», Положение о Фонде социального страхования, Бюджетный кодекс РФ. Кроме того, была использована и периодическая литература: Российская газета, журнал «Безопасность и охрана труда». А также важными источниками информации являются учебные пособия: Павлюченко В.Г «Социальное страхование», Роик В.Д. «Основы социального страхования», Тогунов И.А. «Проблемы реформирования системы социального страхования» Абрамов В.Ю. «Страхование», Адаманчук В.В. «Экономика и социология труда», Ахвледиани Ю.Т. «Страхование», Балабанов И.Т. «Страхование», Гвозденко А. А. «Основы страхования», Гомелля В.Б. «Основы страхового», Грищенко Н.Б. «Основы страховой деятельности», Ермасов С.В. «Страхование», Никулина Н.Н. «Страхование» и др. Были использованы и электронные ресурсы: официальный сайт Фонда социального страхования www.fss.ru и справочная правовая система «Консультант плюс». В первой главе рассматриваются общие положения социального страхования, его теоретические и методологические основы, история социального страхования в России. Второй главе дипломной работы анализируется существующая система социального страхования, описываются цели и принципы социального страхования в России, раскрываются особенности работы государственных внебюджетных фондов, в частности Фонда Социального Страхования. В третьей главе разработана концепция совершенствования системы социального страхования, а также его законодательное обеспечение. В заключении подведены итоги исследования, сделаны выводы по данной теме, в которой определяются возможные пути её разрешения. Глава 1 Теоретические аспекты социального страхования в России 1.1 Понятие социального страхования Понятие «социальное страхование» имеет два значения: широкое и узкое. В широком понимании как компонент системы финансов социальное страхование представляет собой совокупность отношений, посредством которых осуществляется перераспределение национального дохода в целях компенсации действия социальных рисков. Содержание социального страхования заключается в создании целевых фондов денежных средств, используемых для социальной защиты населения. В узком смысле как элемент финансовой системы социальное страхование является системой финансовых учреждений, осуществляющих аккумулирование и распределение денежных средств, собираемых государством в обязательном порядке на компенсацию ущерба от действия социальных рисков. В этом качестве социальное страхование характеризуется определенными формами организации фондов и их взаимодействием со страхователями, застрахованными и органами государственной власти. Социальное страхование - это страхование от рисков наступления событий, связанных с изменениями физического состояния и социального положения граждан, обусловливающих ухудшение материального положения их самих и членов их семей. Социальное страхование - важнейший элемент государственной социальной политики в сфере управления рисками воспроизводства населения и выполняет функции социальной защиты, обеспечения финансирования социальной помощи, регулирования доходов и уровня жизни различных групп населения, профилактики последствий наступления социальных рисков. Социальное страхование представляет собой систему отношений по перераспределению национального дохода путем формирования из обязательных страховых взносов работодателей и работников специальных страховых фондов для компенсаций утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных социальных рисков. Основополагающими принципами организации социального страхования являются: 1) обязательность для всех участников (работников, работодателей, государственных учреждений); 2) распределение обязанностей по уплате страховых взносов в фонды социального страхования между работниками и работодателями с привлечением по мере необходимости средств государственного бюджета; 3) соответствие размеров страхового взноса той степени социальной защиты, которая необходима населению исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни; 4) соразмерность страховых выплат степени потребности в социальной помощи с учетом размеров, сроков и других условий уплаты страховых взносов; 5) право на получение социальной выплаты определяется фактами наступления социального риска и уплатой страховых взносов без дополнительной проверки нуждаемости в доходе. К задачам социального страхования относятся: - формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; - сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах обязательного социального страхования» определяет виды страховых рисков, которые являются предметом социального страхования: 3) временная нетрудоспособность; 4) трудовое увечье и профессиональное заболевание; 5) необходимость получения медицинской помощи; 6) материнство; 7) инвалидность; 8) наступление старости; 9) потеря кормильца; 10) потеря работы; 11) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. В определение социального страхования за рубежом обычно включают не только характеристики страхуемых рисков, но и указание на обязательность такого страхования для определенных категорий граждан и работодателей и/или на участие государства в его организации. Социальное страхование рассматривается в качестве альтернативы частному страхованию. В нашей стране понятие социальное страхование часто используется с уточняющей характеристикой: обязательное социальное страхование. Социальное страхование риска возникновения необходимости в получении медицинской помощи называется обязательным медицинским страхованием. Социальное страхование потери доходов вследствие наступления старости, инвалидности, потери кормильца осуществляется в рамках системы пенсионного обеспечения. Социальное страхование с организационно-технологической точки зрения предстает как осуществление определенными категориями лиц (страхователями) обязательных взносов, которые аккумулируются страховщиками и служат источником выплат, застрахованным лицам страхового возмещения при наступлении страховых случаев (событий), являющихся реализацией страховых рисков. Субъектами социального страхования являются страхователи, страховщики, застрахованные лица. Страхователями в системе социального страхования выступают организации, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы. Страхователями могут также выступать органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Страховщиками являются организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по социальному страхованию при наступлении страховых случаев. Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию. Застрахованными в системах социального страхования обычно являются: 1) граждане, работающие по трудовым договорам; 2) лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; 3) иные категории граждан, определяемые законом. Таким образом, социальное страхование - это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе. Социальное страхование имеет строгую целенаправленность. Соответственно, для более эффективной работы необходима отлаженная система управления. На данном этапе становления Российской системы социального страхования преимущественное развитие получили его государственные формы, это четыре государственных фонда социального страхования: - Фонд пенсионного страхования (ПФ) Российской Федерации; - Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) с территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в регионах; - Фонд социального страхования (ФСС). В целом основные формы социального страхования показаны на рисунке 1. рис.1. Формы социального страхования в России 1.2 Причины необходимости социального страхования РФ Для того чтобы понять причины, породившие институт социального страхования, необходимо задаться вопросом, может ли частное страхование обеспечить удовлетворение потребностей граждан в страховании вышеуказанных рисков? Частное страхование рисков потери доходов вследствие временной нетрудоспособности, безработицы и старости было распространено до 30-х гг. XX в.- во многих европейских странах, в США и Канаде. С 1930-х гг. страхование этих рисков стало рассматриваться в качестве первейшей обязанности государства. У рынка частного страхования существует целый ряд изъянов, вследствие которых он не обеспечивает страхование всех тех, кто хотел бы платить за страховку, или обеспечивает слишком низкий уровень страхового возмещения. Понятие социального риска обозначает не прогнозируемые социально-экономические изменения, которые оказывают влияние на общество в целом. Видами социальных рисков являются, например, инфляция, финансовые кризисы, падение совокупного спроса. Они оказывают воздействие сразу на всех членов общества. Частное страхование предусматривает формирование на основе добровольных страховых взносов страхового пула, из которого выплачиваются страховые возмещения при наступлении страховых случаев. Механизм частного страхования нормально функционирует, и страховщики оказываются в состоянии обеспечивать страховое возмещение, если вероятности предъявления разными застрахованными лицами требований к получению страхового возмещения не связаны друг с другом. В ситуации социального риска частный страховщик не может сформировать за счет страховых взносов страховой пул, достаточный для удовлетворения возникающих требований получения страхового возмещения, потому что все или значительная часть его застрахованных одновременно сталкиваются с наступлением тех же самых страховых случаев. Инфляция оказывает воздействие на всех членов общества и влечет снижение реальных доходов у множества лиц. Падение совокупного спроса вызывает массовую безработицу и значительно увеличивает число лиц, нуждающихся в компенсации потерянных доходов. По этой причине частные страховщики не в состоянии обеспечивать, например, индексацию в соответствии с фактическим темпом инфляции размеров пособий по временной нетрудоспособности. Проблема ухудшающего отбора возникает, когда страховщики находят для себя слишком сложным проводить различие между лицами с низким и высоким риском наступления страхового случая и соответственно дифференцировать размер страховых взносов. Если стоимость страховки отражает средний уровень риска, то лица с высоким риском будут покупать такие страховки чаще, чем лица с низким уровнем риска. Часть лиц с низким уровнем риска не купит страховку, цена которой рассчитана на основе оценки среднего уровня риска, поскольку такая цена будет выше того, что они были бы согласны заплатить, принимая во внимание их собственный низкий риск наступления соответствующих страховых случаев. Как следствие, отношение лиц с высоким уровнем к лицам с низким уровнем риска будет расти, что заставит страховщиков увеличивать цену страховки (размер страховых взносов). Соответственно больше лиц с низким уровнем риска не купят страховку. Конечным результатом будет положение, в котором число застрахованных будет меньше, чем в ситуации, когда страховщики были бы способны различать лиц с разным уровнем риска и назначать им разную цену страхования. У индивида, купившего страховку, появляется моральное искушение сократить свои усилия во избежания наступления страхового случая, покрываемого страховкой. Например, не очень заботиться об укреплении своего здоровья и предотвращении наступления случаев временной не трудоспособности. Реализация морального риска в поведении застрахованных ведет к увеличению размеров выплат, которые осуществляет страховщик. Это в свою очередь ведет к росту страховых взносов, а с ростом размеров взносов сокращается количество лиц, желающих купить страховки. Поэтому, как и в случае ухудшающего отбора, размеры и охват страхованием оказываются недостаточными: некоторые лица не смогут приобрести страховки по предлагаемым ценам. В любом обществе существуют представления о нуждах и заслугах, в соответствии с которыми должно осуществляться распределение доходов. Рыночный механизм распределяет доходы на основании иных принципов, отличных от соображений социальной справедливости, представлений о распределении по заслугам и т.п. Поэтому частное страхование, функционирующее на основе рыночного механизма, не может обеспечивать реализацию ценностных представлений о должном распределении между членами общества компенсаций лишения дохода из-за потери работы, временной нетрудоспособности, производственной травмы и т.д. Реализация требований социальной справедливости является задачей государственного участия в организации страхования рассматриваемых рисков. Изъяны отношений частного страхования и требования социальной справедливости обусловливают участие государства в организации страхования рисков, связанных с потерей дохода вследствие потери работы, временной нетрудоспособности, материнства и др. Участие государства выражается, прежде всего, в превращении такого страхования в обязательное для лиц, работающих по найму, и для некоторых других категорий населения. Социальное страхование обеспечивает страховое возмещение застрахованным гражданам при наступлении определенных страховых случаев. Страховое возмещение осуществляется за счет обязательных страховых взносов, уплачиваемых страхователями и аккумулируемых страховщиками. Организация системы социального страхования может предусматривать выделение нескольких видов социального страхования, которые различаются по страхуемым рискам, составу застрахованных, страхователей, страховщиков. Например, страхование от безработицы нередко выделяется в самостоятельный вид социального страхования. В отдельных случаях государство берет на себя возмещение последствий реализации определенных рисков, осуществляя это в рамках системы социального обеспечения. Например, выплачивая пособия по временной не трудоспособности за счет бюджетных средств, не прибегая к сбору страховых взносов и организации страхового фонда. Взносы в систему социального страхования платят работодатели или совместно работодатели и работники, обычно на паритетных началах. Размер взносов устанавливается государством, как правило, в виде однозначно определенных ставок, исчисленных как процентные пункты к величине оплаты труда. Взносы в систему социального страхования могут устанавливаться в процентных пунктах к размеру оплаты труда по плоской или по регрессивной шкале. При использовании плоской шкалы страхователи платят взносы за каждого застрахованного в виде одинакового процента к размеру оплаты его труда. В этом случае преимущество отдается принципу солидарности. Применение регрессивной шкалы означает, что ставка взносов, исчисленная в процентных пунктах, уменьшается по мере роста размера оплаты труда. В некоторых странах ограничивается верхний предел сумм оплаты труда, с которых платятся страховые взносы. С величины, превышающей этот верхний предел, страховые взносы не взимаются, т.е. ставка взносов является нулевой. Регрессивная шкала отражает влияние принципа эквивалентности. Взносы в систему социального страхования могут дифференцироваться в зависимости от профессиональной принадлежности застрахованных, то есть устанавливаться разными для работников различных отраслей, отражая разницу в рисках временной нетрудоспособности, трудового увечья и профессионального заболевания, инвалидности. Однако размер страховых взносов в существующих системах социального страхования не зависит от оценки риска наступления страховых случаев для конкретных предприятий и работников. В этой связи часто предлагается установить прямую зависимость размера взносов от частоты наступления страховых случаев. Снижать страховые отчисления, если процент заболеваемости и потери трудоспособности на предприятии, ниже среднего в отрасли, и увеличивать отчисления в противном случае. Такой порядок уплаты взносов создал бы экономические стимулы для работодателей к улучшению условий труда и безопасности на рабочих местах, а для работников – к более ответственному отношению к состоянию своего здоровья и выполнению правил техники безопасности. Подобный порядок апробировался в голландской системе социального страхования по болезни, но в итоге был отменен. Решение об отмене было обусловлено сложностью отделения причин заболеваний и несчастных случаев, связанных с условиями труда на каждом конкретном предприятии, от других факторов, не имеющих никакого отношения к данному предприятию. Страховщиками в системе социального страхования могут выступать: специализированный государственный фонд, осуществляющий страхование всех категорий застрахованных от рисков, являющихся предметом социального страхования или его конкретного вида; - несколько государственных фондов, осуществляющих страхование разных категорий граждан от различных рисков, являющихся предметом социального страхования; - не государственные страховые фонды или компании. Государство осуществляет регулирование деятельности всей системы социального страхования и контролирует деятельность страховщиков. Субъекты социального страхования через своих представителей участвуют в органах управления системы социального страхования (в правлениях страховых фондов и др.). Как правило, такое участие осуществляется на паритетной основе. Существующие в настоящее время разнообразные системы социального страхования при всех особенностях имеют важное общее свойство: высокую устойчивость в отношении институциональных изменений. Будучи созданными, такие системы медленно поддаются преобразованиям. Это связано не только с политическими факторами, но и с тем, что организация социального страхования в каждой отдельной стране, как правило, имеет глубокие исторические корни и высокую степень соответствия традициям, обычаям и привычкам населения. Таким образом, объективная необходимость действия категорий социального обеспечения и социального страхования вызывается требованиями процесса расширенного воспроизводства, а именно одной из его составляющих, воспроизводства рабочей силы. Наряду с основным источником средств для этого вида воспроизводства - фондом оплаты труда, других личных доходов, функционируют фонды социального обеспечения и социального страхования. 1.3 Принципы организации социального страхования РФ Социальное страхование обеспечивает страховое возмещение застрахованным гражданам при наступлении определенных страховых случаев. Страховое возмещение осуществляется за счет обязательных страховых взносов, уплачиваемых страхователями и аккумулируемых страховщиками. Организация системы социального страхования может предусматривать выделение нескольких видов социального страхования, которые различаются по страхуемым рискам, составу застрахованных, страхователей, страховщиков. Например, страхование от безработицы нередко выделяется в самостоятельный вид социального страхования. Социальное страхование потери доходов во время болезни при этом сочетается в рамках единой организационной системы со страхованием расходов на лечение. В отдельных случаях государство берет на себя возмещение последствий реализации определенных рисков, осуществляя это в рамках системы социального обеспечения. Например, выплачивая пособия по временной нетрудоспособности за счет бюджетных средств, не прибегая к сбору страховых взносов и организации страхового фонда. В круг важнейших принципов организации социального страхования включают: - равноправие и отсутствие дискриминации; - солидарность и взаимопомощь при организации финансового обеспечения страховой защиты; - обязательность участия в соответствии с законом, что позволяет обеспечивать социальную защиту всем застрахованным; - общая ответственность государства; - демократическое управление. Существуют следующие страховые взносы: - в Пенсионный Фонд, на обеспечение пенсий, - в Фонд социального страхования, на обеспечение пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по беременности и родам, выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, на обеспечение бесплатной медицинской помощи. Взносы в систему социального страхования платят работодатели или совместно работодатели и работники, обычно на паритетных началах. Размер взносов устанавливается государством, как правило, в виде однозначно определенных ставок, исчисленных как процентные пункты к величине оплаты труда. В некоторых странах, например, в Германии, размер страховых взносов устанавливается самими страховщиками, но государство фиксирует минимальный уровень взносов. Имеются два основополагающих принципа, которые учитываются при исчислении размера взносов в систему социального страхования: - принцип эквивалентности (размер взносов за каждое застрахованное лицо должен соответствовать риску наступления страховых случаев для данного лица); - принцип солидарности (взносы, уплачиваемые за застрахованных лиц с более высокими доходами, должны быть больше, чем взносы за лиц с меньшими доходами; иными словами, состоятельные лица частично несут бремя социального страхования менее состоятельных - «богатый платит за бедного»). Взносы в систему социального страхования могут устанавливаться в процентных пунктах к размеру оплаты труда по плоской или по регрессивной шкале. При использовании плоской шкалы страхователи платят взносы за каждого застрахованного в виде одинакового процента к размеру оплаты его труда. В этом случае преимущество отдается принципу солидарности. Применение регрессивной шкалы означает, что ставка взносов, исчисленная в процентных пунктах, уменьшается по мере роста размера оплаты труда. В некоторых странах ограничивается верхний предел сумм оплаты труда, с которых платятся страховые взносы. С величины, превышающей этот верхний предел, страховые взносы не взимаются, т.е. ставка взносов является нулевой. Регрессивная шкала отражает влияние принципа эквивалентности. Взносы в систему социального страхования могут дифференцироваться в зависимости от профессиональной принадлежности застрахованных, то есть устанавливаться разными для работников различных отраслей, отражая разницу в рисках временной нетрудоспособности, трудового увечья и профессионального заболевания, инвалидности. Однако размер страховых взносов в существующих системах социального страхования не зависит от оценки риска наступления страховых случаев для конкретных предприятий и работников. В этой связи часто предлагается установить прямую зависимость размера взносов от частоты наступления страховых случаев. Снижать страховые отчисления, если процент заболеваемости и потери трудоспособности на предприятии, ниже среднего в отрасли, и увеличивать отчисления в противном случае. Такой порядок уплаты взносов создал бы экономические стимулы для работодателей к улучшению условий труда и безопасности на рабочих местах, а для работников - к более ответственному отношению к состоянию своего здоровья и выполнению правил техники безопасности. Подобный порядок апробировался в голландской системе социального страхования по болезни, но в итоге был отменен. Решение об отмене было обусловлено сложностью отделения причин заболеваний и несчастных случаев, связанных с условиями труда на каждом конкретном предприятии, от других факторов, не имеющих никакого отношения к данному предприятию. Страховщиками по обязательному социальному страхованию выступают те участники, которые непосредственно осуществляют такое страхование и реально обеспечивают права застрахованных лиц при наступлении соответствующего страхового случая. Страховщиками в системе социального страхования могут выступать: - специализированный государственный фонд, осуществляющий страхование всех категорий застрахованных от рисков, являющихся предметом социального страхования или его конкретного вида; - несколько государственных фондов, осуществляющих страхование разных категорий граждан от различных рисков, являющихся предметом социального страхования; - не государственные страховые фонды или компании. Каждому виду обязательного социального страхования свойственно наличие своего страховщика. Так, в обязательном пенсионном страховании таковым является ПФР; в обязательном социальном страховании в случаях временной нетрудоспособности и материнства, при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях – Фонд Социального Страхования РФ; в обязательном медицинском страховании – фонды Обязательного Медицинского Страхования. Государство осуществляет регулирование деятельности всей системы социального страхования и контролирует деятельность страховщиков. Субъекты социального страхования через своих представителей участвуют в органах управления системы социального страхования (в правлениях страховых фондов и др.). Как правило, такое участие осуществляется на паритетной основе. Системы социального страхования (в узком понимании) обычно являются распределительными. Основным источником страховых средств в этих системах являются текущие взносы страхователей, перечисляемые страховщикам. К концу периода вся сумма перечисленных взносов за вычетом части, попавшей в резервы, должна быть выплачена в качестве возмещения тем застрахованным, для кого страховые события произошли в этом году или в предшествующий период времени. Таким образом, подведя итоги первой главы. Финансовая система социального страхования является, как правило, автономной. Бюджеты страховых фондов обычно отделены от бюджета государства. Вместе с тем государство гарантирует соблюдение прав застрахованных лиц на защиту от соответствующих видов страховых рисков и исполнение обязательств по социальному страхованию независимо от финансового положения страховщиков. Во многих странах взносы страхователей дополняются государственными субсидиями страховым фондам. Глава 2 Организация социального страхования в России и перспективы его формирования 2.1 Принципы построения системы социального страхования На смену единой системе государственного социального страхования сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственное социальное страхование. Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как «условно обязательное страхование». Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным. «Но, несмотря на наличие разнообразных форм, сохраняются некие общие принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека социальное страхование определено как форма социальной защиты при наступлении случая социального риска и потери средств к существованию по независящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального страхования — обеспечить трудящимся прежде всего экономическую защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате возможности заработка». К такому роду страховым случаям относятся: временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка и уход за ним, смерть, и др. Одним из важн....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Системы социального страхования и обеспечения в России особенности развития и пути реформирования
- Проведение теоретических, аналитических исследований проблем социального страхования в Российской Федерации и изучение пути его дальнейшего развития и реформирования
- Система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний