- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000029 |
Тема: | Система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина |
Содержание
Тема: "Система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина" Автор: студент 4 КП на базе СПО Алисов Александр Юрьевич Научный руководитель: к.ю.н., доцент Саенкова Е.П. ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Понятие правового статуса человека и гражданина 1.2 Регулирование статуса гражданина в конституционном праве 1.3 Обязанности граждан Российской Федерации ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.1 Развитие законодательства о правовом статусе иностранных граждан в России 2.2 Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства 2.3 Особенности ответственности иностранных граждан ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Особая роль при регулировании деятельности человека и гражданина в обществе и государстве принадлежит Конституции, положения которой о человеке, гражданине образуют фундамент правового статуса личности. Этот статус регламентируют все отрасли российского права, устанавливающие права и свободы, определяющие перечень этих прав и механизмы их защиты. Но в Конституции решаются наиболее принципиальные вопросы, определяется суть взаимоотношений государства и личности, правовой статус граждан, всю совокупность их прав и свобод. Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности различны по своей природе и затрагивают многообразные сферы человеческих отношений. Определенный круг обязанностей формируется в связи с наделением лица определенным статусом – например, статусом собственника имущества, служащего, рабочего, учащегося, обвиняемого, свидетеля и т.д. Они могут быть производны от членства лица в каком-либо сообществе (экономическом, политическом, по интересам и т.п.). Некоторые из них проистекают из принадлежности лица к гражданству того или иного государства, остальные – не связаны с таким статусом и касаются каждого. Положение человека, его права, свободы и обязанности являются тем фундаментом, на основе которого развиваются все остальные отрасли права, а также особым предметом охраны и защиты со стороны государства. Проблемы правовой регламентации статуса человека и гражданина порождают пробелы и фикции во всей правовой системе страны. Именно этот факт актуализирует разработку научных исследований этих вопросов. Весомый вклад в разработку вышеназванных проблем внесли С.С. Алексеев, Г.В. Атаманчук, В.К. Бабаев, М.В. Баглай, М.И. Байтин, В.М. Баранов, П.П. Баранов, Н.Н. Вопленко, Г.А. Гаджиев, ВГ. Графский, В.Е. Гулиев, А.И. Демидов, В.Д. Зорькин, Н.В. Исаков, В.Т. Кабышев, В.Н. Карташов, И.Ю. Козлихин, Д.А. Керимов, С.А. Комаров, В.Н. Кудрявцев, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, A.Б. Лисюткин, Е.А. Лукашева, Д.И. Луковская, В.О. Лучин, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, О.В. Мартышин, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, О.Э. Лейст, B.C. Нерсесянц, В.Д. Перевалов, С.В. Поленина, А.С. Пиголкин, Т.Н. Радько, В.П. Сальников, В.А. Сапун, А.П. Семитко, И.Н. Сенякин, В.Н. Синюков, В.М. Сырых, Н.Н. Тарасов, Ю.А. Тихомиров, В.А. Туманов, Т.Я. Хабриева, А.С. Шабуров, В.М. Шафиров, А.И. Экимов. Целью данной выпускной квалификационной работы является исследование системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации, а также регулирование отдельных сторон правового статуса иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования: - рассмотреть способы конституционного оформления взаимоотношений личности и государства; - охарактеризовать общественные отношения в сфере регулирования правового статуса граждан российского государства; - изучить и провести сравнительный анализ законодательства об иностранных гражданах в России, то есть, начиная с образования государства и заканчивая действующими правовыми актами; - провести комплексное исследование совокупности прав и обязанностей иностранных граждан, пребывающих на территории России. Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в связи с функционированием системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации, системы правового регулирования статуса иностранных граждан, связанной с пребыванием иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Предмет составляет правовой статус человека и гражданина в России, как главный критерий оценки положения личности и гражданина с определенным объемом прав, свобод и обязанностей. Для полного и комплексного решения поставленных избрана адекватная предмету система методов. Так, в работе использованы метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, метод правового моделирования, исторический метод, сравнительный, а также социологический метод, позволяющий использовать информацию из иных источников. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников. ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Понятие правового статуса человека и гражданина Место и роль личности (человека и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, который позволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическое положение человека в обществе. Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности. Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов. В Российской Федерации этому вопросу посвящены ст.2, 3, 6, 7, вся гл. 2, отдельные нормы гл. 4, 5, 7, 8 Конституции. Важные моменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных Конституционных Законах: "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994 г.); "О референдуме в Российской Федерации" (1995 г.); "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.); в законах: "О гражданстве Российской Федерации" (2002 г.); "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (1995 г.); "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (2002 г.); а также многих других федеральных законах и подзаконных актах, в нормативных актах, принимаемых в субъектах Российской Федерации. В области регулирования правового статуса личности действует Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вступивший в силу 1 ноября 2002 г.. Кроме того, регулируя правовой статус человека и гражданина, Российская Федерация использует общепризнанные принципы международного права и международные договоры, которые стали составной частью ее правовой системы (например, "Декларация о правах человека и гражданина" 1948 г., договоры с некоторыми странами о признании двойного гражданства). Роль права, в первую очередь, проявляется именно в том, что оно своими нормами поддерживает исторически обусловленное место индивида (личности), хотя следует помнить, что правовой статус человека и гражданина в огромной мере определяется: социально-экономическим положением государства; степенью развитости и демократичности политического режима; нравственными и иными условиями жизни общества. Закрепляя необходимый, прежде всего, с точки зрения государства и общества комплекс прав и обязанностей, а также меру юридической свободы личности, право предусматривает гарантии их осуществления, способы защиты со стороны государства, формы ответственности за нарушения прав и свобод физических лиц, в том числе, и в первую очередь, государственных органов, обязанных защищать законные интересы человека и гражданина. Право не допускает дискриминации в пользовании правами и свободами по не признаваемым законом основаниям1. Прежде всего, государство признает данного человека субъектом действующего в стране права. Для демократического государства, каким провозгласила себя Россия, характерно признание субъектом права любого физического лица, находящегося на его территории. Однако, в зависимости от того, является ли это лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, определяется характер, устойчивость, объем прав, свобод и обязанностей данной личности, основы ее отношения с обществом и государством. Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме устанавливается и регулируется совокупностью норм всех отраслей права, однако каждая из этих отраслей (кроме конституционного права) закрепляет права и обязанности индивида только в определенной сфере общественных отношений (семейных, трудовых, имущественных и т.д.). Нормы конституционного права закрепляют и регулируют не все, а наиболее важные права и обязанности личности, составляющие основы ее правового статуса (ст.64 Конституции). Без конституционных прав, свобод и обязанностей не может быть полного правового статуса гражданина и человека. Конституционные права, свободы и обязанности носят всеобщий характер, они присущи всем гражданам - членам общества, независимо от частного индивидуального положения. Что касается иностранцев, лиц без гражданства, то их права, естественно, более узкие, особенно в области политической жизни данного общества, государства. Конституция, закрепляя права и обязанности за человеком и гражданином, ряд соответствующих норм относит только к гражданину. Конституционные права, свободы и обязанности предоставляются гражданам (также как и иностранцам и лицам без гражданства) на равном основании, независимо от пола, расы, национальности, религии, служебного и материального положения. Они носят стабильный характер. Недаром нормы гл. 2 Конституции РФ не подлежат изменению ни со стороны Парламента, ни со стороны Президента РФ. Конституционные (основные) права, свободы и обязанности неотделимы от личности, многие из них принадлежат человеку от рождения и выражают всю систему взаимоотношений человека и государства. Конституционный статус личности проникнут наиболее общими принципами (всеобщность, равноправие, неотъемлемость, гарантированность) и должен учитываться при закреплении и реализации определенных прав и свобод другими отраслями права2. Сама Конституция подчеркивает роль и значение норм, закрепляющих правовой статус человека и гражданина, и тем, что они входят как часть в основы конституционного строя (а большинство норм входят в гл. 2), и тем, что нормы Конституции, закрепляющие порядок формирования и принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, не могут нарушать основы правового статуса человека и гражданина. Конституционный статус является основой индивидуального статуса человека, который не постоянен и зависит от профессии, общественного, семейного и иного положения каждого конкретного человека. Индивидуальный статус не может противоречить конституционному, отменять или изменять предоставленные Конституцией права, свободы и обязанности. Именно поэтому конституционный статус называется основным и базовым, он создает основу равных возможностей. Таким образом, правовой статус (правовое положение) личности, основу которого составляют конституционные права, свободы и обязанности, влияет на положение личности в обществе, что, в свою очередь, раскрывает характер самого общества, данного социального строя. Правовой статус включает в себя не только права и свободы, но и обязанности человека и гражданина, как перед государством, так и перед другими физическими лицами. Конституция гарантирует неприкосновенность конституционных прав и свобод человека и гражданина, строго оговаривая порядок и причины их ограничения со стороны государства (ст. 55, 56)3. 1.2 Регулирование статуса гражданина в конституционном праве Правовой статус гражданина существенно отличается от правового статуса человека. Эти две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод4. Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.). Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю – только прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам). Права человека – это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчуждаемых прав человека передовые представители «третьего сословия», революционной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монархов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование защиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными движениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма. К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например, право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями5. Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоятельств. Однако нет непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно общетеоретический характер. И те, и другие, будучи записаны в конституциях, должны обеспечиваться государством, его органами. В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию – правам граждан и правам трудящихся. В некоторых конституциях отдельные социально-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предоставляются только трудящимся гражданам. Последние могут обладать и другими преимуществами (иногда «эксплуататоры» лишались избирательных прав, государственные гарантии права на охрану здоровья закреплялись только за трудящимися). Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность любого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более конкретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депутатов отдавать все силы служению народу6. Многие права и обязанности человека и гражданина возникают только с достижением определенного возраста, например, право на труд обычно с 16 лет, воинская обязанность – с 18 – 19 лет. Многие права возникают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя. В Российской Федерации, также как и в большинстве стран мира институт правового статуса личности занимает важное место в системе отрасли конституционного права. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 действующей Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина». В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в ст. 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Нормы данного института содержатся также в широкой системе законодательных актов, в которых детально раскрываются содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина. Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений. Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений при реализации им своей правоспособности7. Иначе говоря, правовое положение (статус) человека и гражданина в Российской Федерации в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. Конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина. Каждая из других отраслей права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т.д. К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в ст. 64 – заключительной статье гл. 2 Конституции РФ. В ней отмечается, что «положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации»8. Понятие «основы», отражает прежде всего главные черты, характеризующие систему взаимоотношений государства и личности. Оно включает в себя следующие элементы: 1) правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица, определяющий его взаимоотношения с государством, то общее, главное, что необходимо для распространения на лицо всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица. Поскольку Конституция РФ определяет основы правового статуса личности, не связывая их только с принадлежностью к гражданству, к данному институту относятся и нормы, закрепляющие правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, на законных основаниях проживающих в России, а также беженцев, лиц, получивших политическое убежище в России; 2) юридически закрепленные общие принципы статуса личности. Они проявляются во всех сферах реализации правоспособности личности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод, и др. Установление их в конституционном законодательстве является необходимым условием для исключения любых форм дискриминации личности или предоставления не основанных на законе привилегий в реализации прав и свобод, реальной возможности использовать права и свободы, обеспеченной широкой системой средств защиты; 3) основные права, свободы и обязанности. То есть те, которые закреплены в Конституции. Это такие права, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую ее черту. Причем к таким основным правам, свободам и обязанностям относятся не только наиболее важные для субъекта, но и основополагающие для всех других его прав и обязанностей, вытекающих из норм различных отраслей права. Основные права, свободы и обязанности составляют ядро, сердцевину правового статуса личности, определяемого совокупностью норм всех без исключения отраслей российского права9. Институт, устанавливающий основы правового статуса гражданина, занимает важное место в системе конституционного права РФ, непосредственно следуя за совокупностью норм, закрепляющих основы конституционного строя РФ. Такая последовательность закономерна. Именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина. Этим обусловлено и соотношение первой и второй глав Конституции РФ. Нормы, закрепляющие основы правового статуса гражданина, тесно связаны с нормами других конституционно-правовых институтов, причем эта связь взаимная. Необходимо сказать о том, что различий между объективным правом – совокупностью юридических норм, определяющих положение гражданина в государстве, и субъективным – теми конкретными правами и свободами, которыми обладает каждый человек, находящийся на территории России нет. Особенности правового статуса граждан Российской Федерации определяются наличием прав и обязанностей, присущих только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации. Так, права только граждан РФ определены в ст. 31 – 33 Конституции РФ. К ним относятся право на мирные собрания и публичные манифестации (ст. 31 Конституции РФ); право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ); право избирать и быть избранным (ч. 2, 3 ст. 32 Конституции РФ), а также такие права как равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия и право обращений10. 1.3 Обязанности граждан Российской Федерации Обязанности – составная часть правового статуса гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Единственная обязанность, предусмотренная только для граждан РФ – Защита Отечества (ст. 59 Конституции РФ). Под защитой Отечества понимается прежде всего оборона страны, охрана ее суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории. Поскольку же безопасность страны во многом обеспечивается международными договорами, а по некоторым из них Россия берет на себя обязательства защиты от агрессии территории своих союзников, то в объект защиты, предусмотренный данной статьей, входит и территория этих стран11. В ч. 1 статьи употреблены близкие по значению термины «долг» и «обязанность». Первый из них подчеркивает, что требования настоящей статьи носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер. Имеется в виду долг гражданина перед своей Родиной, перед народом, перед своими близкими. В термин «обязанность» вкладывается юридический смысл: обязанность подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности. Как определяет ч. 2 статьи 59 Конституции РФ, гражданин РФ несет военную службу «в соответствии с федеральным законом». В ч. 3 статьи 59 Конституции впервые закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Условием такой замены является противоречие несения военной службы убеждениям или вероисповеданию данного лица, а также иные случаи, установленные федеральным законом. Такой закон «Об альтернативной гражданской службе» принят 25 июля 2002 г. В силу этот закон вступит с 1 января 2004 г. Им предусмотрены: основания замены воинской службы альтернативной гражданской, порядок такой замены и прохождения службы, сроки, права и обязанности граждан, проходящих такую службу и т.п. Виды работ, профессий, должностей, на которых граждане проходят альтернативную службу, устанавливается Правительством Российской Федерации12. В законодательстве зарубежных государств, также как и в российском законодательстве имеются различия между правовым статусом человека и гражданина. Общим между ними является то, что практически все конституции регулируют и права человека и особенные (присущие только гражданам государства) права гражданина. Разграничение правового статуса человека и гражданина происходит по-разному. Так, концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования США, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых, правах. Как отмечалось, политические права гражданина были включены в конституцию впоследствии, а о социально-экономических и культурных правах в конституционных текстах вообще не говорится (за исключением поправки V о гарантиях частной собственности). Эти права не считаются фундаментальными и не обеспечиваются судебной защитой путем исков – защищаются лишь производные от них права, например, право на оплату труда, а не само право на труд. Эти пробелы конституционного регулирования заполняются отдельными законами. Речь идет, например, о нескольких законах о гражданских правах, принятых в 50–60-е годы, о судебных прецедентах (особенно о решениях Верховного суда США), конституциях штатов (многие из них содержат хартии гражданских прав»), о законах штатов. Некоторые из этих законов содержат новые конституционные положения, например, право на информацию, на здоровую окружающую среду. В отличие от российского законодательства в Великобритании нет отчетливо выраженного юридического разделения конституционных и иных норм, нет и деления прав, свобод и обязанностей личности на конституционные (основные) и иные. На практике содержание основных прав определяется не столько законами (хотя принят ряд специальных законов, начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными прецедентами и конституционными обычаями. Главный из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, что граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами13. После Второй мировой войны, когда у власти находилась Лейбористская партия, в законодательстве были зафиксированы определенные гарантии социально-экономических прав, хотя сами эти права нигде отчетливо не закреплены. Речь идет о пособиях по безработице, бесплатном образовании в школе, праве на забастовку, государственной медицине и т.д. Политические права (свобода слова, собраний, митингов, демонстраций) регулируются в основном обычаями, в законодательстве эти свободы предполагаются естественно существующими, и оно устанавливает лишь определенные требования для их осуществления, например уведомление или разрешение полиции на проведение демонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т.д. Данные права регулируются немногими законами (например, упомянутым хабеас корпус актом), но конкретное регулирование этих прав обычно связано с актами о процессуальных действиях (например, при обыске), с судебными прецедентами14. В более поздний период, когда у власти находились консерваторы, некоторые положения законодательства о правах граждан были ужесточены – в отношении профсоюзных свобод и забастовок, некоторые ограничения личных прав были введены в связи с актами о борьбе против терроризма. В Великобритании действует несколько парламентских уполномоченных (комиссаров, омбудсманов), в том числе уполномоченный по делам администрации, который следит, в частности, за соблюдением прав граждан органами управления. А теперь перейдем к рассмотрению правового статуса гражданина в Германии. Положения о правах, свободах и обязанностях личности содержатся в первом разделе конституции («Основные права»), но об этом говорится и в других частях конституции. В связи с разделом Германии и по другим причинам правовое регулирование статуса личности конституцией осуществлялось по двум направлениям: права человека и права немцев. Последний термин имел в виду прежде всего граждан ФРГ, а также немцев-беженцев, перемещенных лиц немецкой национальности, некоторых других лиц, но, видимо, главным образом жителей восточной части Германии, поскольку ФРГ рассматривала себя тогда как единственное государство немецкого народа. Теперь термин «немец» означает гражданство ФРГ. Лишение германского гражданства запрещено, а его утрата возможна лишь на основе закона15. В конституции Германии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний, право на объединение и др. Предусматривается право индивидов или коллективов обращаться в государственные органы с жалобами и просьбами. Однако именно к политическим правам относятся прежде всего упомянутые выше условия осуществления прав и свобод, а также общее положение о том, что на основе конституционных норм границы прав устанавливаются законом. Среди личных прав, и свобод конституция называет следующие: право на жизнь и физическую неприкосновенность, на неприкосновенность жилища (без разрешения хозяина и постановления судьи проникновение в жилище возможно лишь в случае опасности для общества и лица, для предотвращения нарушений общественной безопасности и порядка), на тайну переписки (для защиты свободного демократического строя может быть на основе закона установлен контроль в отношении осуществления этого права и для этой цели создан народным представительством специальный орган), на свободу передвижения (эта свобода может быть ограничена в целях сохранения общественного порядка, а также для предотвращения эпидемий, стихийных бедствий, катастроф, безнадзорности молодежи, преступлений), на свободу совести, равный доступ к государственным должностям независимо от религиозных убеждений и мировоззрения. Много внимания в соответствии с немецкими традициями конституция уделяет вопросам брака и семьи, защите матери и ребенка. Брак и семья находятся под охраной государства, мать имеет право на заботу со стороны общества, воспитание детей – естественное право и обязанность родителей. Об обязанностях граждан в конституции содержатся лишь краткие положения. Говорится об обязанности родителей заботиться о детях, закреплена обязанность воинской службы с 18-летнего возраста для мужчин или альтернативной службы для тех, кто отказывается по своим убеждениям от воинской службы с оружием в руках. В условиях состояния обороны в армию могут быть призваны и женщины для работы в санитарно-лечебных учреждениях, но без оружия в руках. Кроме того, в этих условиях возможно введение обязательной трудовой повинности. Французская Конституция 1958 г. упоминает лишь об отдельных правах (равноправие, избирательные права, коллективное право народов на самоопределение), а также содержит общие положения, из которых можно сделать выводы о характере прав личности во Франции, – положения о светском, социальном, демократическом государстве. Более детально об этом говорится в Декларации 1789 г. и в преамбуле конституции 1946 г. Отдельные права и свободы личности закреплены в более ранних законах, на которые в общей форме даны ссылки в преамбуле конституции 1946 г. (например, свобода труда и предпринимательства, равенство хозяина и работника по конституции 1848 г., несколько законов о свободе печати и собраний 1881 г., о свободе ассоциаций 1901 г., о свободе совести 1907 г. и др.). Некоторые права граждан были признаны только после второй мировой войны (например, право на забастовку, равенство избирательных прав мужчин и женщин были закреплены конституцией 1946 г., закон о свободе ассоциаций издан в 1971 г., закон о свободе образования – в 1977 г. и т.д.). Содержание этих положений эти документы в совокупности закрепляют тот перечень прав и свобод личности, который соответствует международным стандартам16. ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.1 Развитие законодательства о правовом статусе иностранных граждан в России В различные исторические эпохи проблема правового статуса иностранного гражданина в стране пребывания решалась по-разному. В соответствии с древним обычаем на Руси иностранцам ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: