VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006174
Тема: Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина
Содержание
10



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»











КОНКУРСНАЯ РАБОТА

Роль органов конституционной (уставной) юстиции субъектов Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина





Автор: Ахмадиева Эльмира Эриковна курсант 3 курса очного отделения факультета подготовки специалистов по программе высшего образования

Научный руководитель: Фазлиева Лилия Канзеловна, КЮИ МВД России, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, к.х.н., доцент.








ОГЛАВЛЕНИЕ





ВВЕДЕНИЕ 

3

Раздел 1.

Правовая основа деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации



4

Раздел 2.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина





5



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

9



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ



10




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. На конституционном уровне установлены параметры законотворческой деятельности региональных парламентов. Обусловлены они конституционным провозглашением человека, его прав и свобод высшей ценностью и возложением на российское государство обязанности по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Необходимо подчеркнуть, что при реализации законотворческой функции региональными парламентами в указанной сфере существуют некоторые коллизии. Так в Конституции РФ указано, что "регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина" (п. "в" ст. 71) относятся к предметам ведения РФ, а "защита прав и свобод человека и гражданина" отнесена к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (п. "б" ч. 1 ст. 72). Из вышеобозначенного тезиса  следует, что один и тот же предмет ведения находится одновременно и в исключительном ведении РФ, и в совместном ведении. Такая неопределенность требует своего решения, поскольку в правоприменительной практике могут возникнуть сложности, связанные с вторжением в предмет ведения РФ. 

Вместе с тем системный анализ данных конституционных норм показывает, что регулирование прав и свобод находится только в ведении РФ. Это означает, что только органы государственной власти РФ могут устанавливать и регулировать те или иные права и свободы. Субъекты РФ наделяются лишь правом их защиты, поскольку защита прав человека и гражданина является общей обязанностью всех государственных органов любого уровня.

Целью конкурсной работы является исследование роли органов конституционной (уставной) юстиции субъектов Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Раздел 1. Правовая основа деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 

Правовой основой деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ является статья 27 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". 

На сегодняшний день конституционные (уставные) суды функционируют в 16 субъектах РФ. В тоже время в конституциях и уставах 28 субъектов РФ предусмотрены возможности создания данных судов.

Федеративная форма государственного устройства России предполагает возможность защиты прав и свобод человека и гражданина средствами конституционной юстиции как на федеральном уровне (в Конституционном Суде РФ), так и на уровне субъектов РФ (в конституционных (уставных) судах субъектов РФ). Необходимо отметить, что конституционное правосудие доказало свою востребованность как в сфере защиты прав граждан, так и в сфере укрепления российской государственности, выступая средством для решения вопросов, связанных с формированием единого правового пространства, гарантированием основных прав и свобод человека и гражданина. 

Региональное правотворчество в области прав и свобод человека и гражданина связано с ориентацией не на первичное, учредительное регулирование, которое предполагает провозглашение новых для конституционного пространства региональных прав, а на юридическое гарантирование признанных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, их конкретизацию или на создание дополнительных механизмов их реализации применительно к конкретным условиям отдельных субъектов РФ. И в связи с этим Конституции (уставы) субъектов РФ в большинстве своем дублируют положения, закрепленные во второй главе Конституции РФ, о правах и свободах человека и гражданина и такого рода дублирование, не во всех случаях идентичное, создает предпосылки для необоснованного расширения либо сужения их содержания. Соответственно возникает вопрос о прямом действии предписаний федеральной Конституции, подменяемых прямым действием аналогичных предписаний измененного содержания, закрепляемых в конституциях и уставах субъектов РФ.

Поэтому юрисдикция Конституционного Суда и конституционных (уставных) судов РФ должна быть параллельной, а не совпадающей. Проблема совпадения возникает в том случае, если предметом нормоконтроля являются отношения, регулируемые как в Конституции РФ, так и в конституциях (уставах) субъектов Федерации. Это в полной мере касается прав и свобод человека и гражданина. Зачастую конституционные (уставные) суды субъектов РФ при разрешении конкретного дела ссылаются на те нормы региональных конституций, которые дублируют положения Конституции РФ. Иначе говоря, фактически осуществляется проверка соответствия нормативного акта не региональной, а федеральной Конституции, что означает подмену полномочий Конституционного Суда РФ.



Раздел 2. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина

В конституционные (уставные) суды субъектов РФ больше всех обращаются граждане. Это подтверждается практикой работы Конституционного суда Республики Татарстан (далее - КС Татарстана). Наиболее частыми заявителями в КС Татарстана выступают такие категории граждан, как пенсионеры, ветераны войны и тыла, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, работники станций скорой медицинской помощи, малообеспеченные граждане, а также иные лица - получатели социальных льгот и пособий. Разумеется, что гарантии защиты конституционных прав и свобод распространяются не только на отдельных граждан, но и на их объединения. В целом, наибольшую часть дел КС Татарстана составляет судопроизводство по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод. Как правило, данные дела затрагивают вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан в области социального обеспечения. Доля судебных постановлений по данной категории дел составляет более 80%, вследствие чего защита основных прав и свобод человека и гражданина от действия неконституционных нормативных правовых актов - одно из главных направлений деятельности КС Татарстана.

Напротив, в Определении Конституционного суда Республики Карелия от 14 мая 2015 г. было  отказано в принятии жалобы О.А. Каллио. Суд мотивировал свое решение тем, что по предмету обращения республиканским Конституционным судом ранее было вынесено постановление. Суд указал, что Конституция Республики Карелия не закрепляет конкретные меры социальной поддержки, адресованные отдельным категориям граждан, поскольку это относится к полномочиям законодателя, который наделен достаточно широкой свободой усмотрения при определении вида, условий и порядка предоставления мер социальной защиты, а также при установлении круга лиц, имеющих на них право. Республиканский законодатель, устанавливая именно такое правовое регулирование, не допустил снижения уровня дополнительных социальных гарантий, предоставленных федеральным законодательством для определенного круга лиц, также не ограничил круг льготополучателей и, соответственно, не нарушил конституционные требования.

Следует отметить, что основанием применения норм Конституции РФ в ряде случаев является необходимость дополнительной аргументации правомерности действий в контексте реализации компетенции. Так, в Постановлении Конституционного суда Республики Ингушетия от 19 марта 2015 г. № 10-П по делу о проверке конституционности ч. 8 ст. 5 Закона Республики Ингушетия от 29 февраля 2000 г. № 2-РЗ "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы в Республике Ингушетия" в связи с жалобой гражданки Л.В. Мальсаговой отмечено, что Конституция РИ (ч. 1 ст. 38) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов государственных пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, отнесено к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 38 Конституции РИ). Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится, согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76).

Положения Конституции РФ (ч. 4 ст. 125) и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» (далее Закон № 1-ФКЗ) позволяют любому суду, в том числе конституционному или уставному суду субъекта РФ, обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле. И такие запросы в Конституционный Суд РФ поступают регулярно. По данным обобщения судебной практики отделом конституционно-правовых исследований РГУП на период до 2014 г. включительно, Конституционным Судом РФ было вынесено 11 решений по запросам конституционных судов республик.

Судья КС РФ Г.А. Жилин поддержал предложения о необходимости принятия специального федерального закона, целостно определяющего правовые основы организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, в котором были бы аккумулированы в том числе и соответствующие правовые позиции КС РФ. Безусловно, в таком законе могли бы быть предусмотрены и нормы, которые направлены на оптимизацию условий по созданию в регионах органов конституционной судебной юрисдикции.

В частности, Закон № 1-ФКЗ и Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" положения об осуществлении судьями правосудия и исполнении ими своих обязанностей на профессиональной основе распространяют и на судей конституционных (уставных) судов, не предоставляя права субъектам Российской Федерации отступать от этих универсальных правил в зависимости от специфики регионов. В то же время федеральный законодатель в исключение из общих правил мог бы предусмотреть возможность функционирования в регионах конституционных (уставных) судов, частично или полностью состоящих из судей, выполняющих свои обязанности на непрофессиональной основе. Такое регулирование, предусматривающее возможность введения дополнительной формы участия граждан в отправлении правосудия (наряду с присяжными и арбитражными заседателями), способствовало бы и реализации соответствующего положения ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.

Таким образом, отсутствие в ряде субъектов РФ конституционных (уставных) судов РФ приводит к проблемам реализации Конституции РФ в той части, в какой ее положения системным образом связаны с нормами конституций, уставов субъектов РФ. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение регионального органа конституционного правосудия обладает свойствами окончательности, непосредственного действия, обязательности для исполнения всеми органами власти, должностными лицами и гражданами и вырабатывается в особом процессуальном порядке. Ни одному органу власти субъекта РФ не под силу признать решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ утратившим силу.

Отсутствие в ряде субъектов РФ конституционных (уставных) судов РФ приводит к нарушению принципа равного доступа к правосудию, так как, проживая в субъекте РФ, где нет конституционного (уставного) суда, гражданин вынужден обращаться в суд общей юрисдикции, где в рамках гражданского или административного судопроизводства будет разрешаться его вопрос. Необходимо отметить, что если решение конституционных (уставных) судов субъектов РФ окончательно и обжалованию не подлежит, то решения в судах общей юрисдикции могут быть оспорены в вышестоящей инстанции. Таким образом, нет единообразного подхода в вопросе рассмотрения данного рода споров.

Для решения вопросов, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина, доктринальное значение имеют следующие правовые позиции Конституционного Суда РФ: федеральные законы в области защиты прав граждан обладают верховенством и имеют прямое действие на всей территории РФ, обладая приоритетом перед законами субъектов РФ; вместе с тем субъекты РФ вправе наряду с основными гарантиями прав граждан, закрепленными на федеральном уровне, установить в своем законе дополнительные гарантии этих прав; при отсутствии федерального правового регулирования тех или иных вопросов защиты прав и свобод субъекты РФ до издания федерального закона вправе осуществлять собственное правовое регулирование по этому предмету совместного ведения, имея в виду так называемое опережающее правовое регулирование. 



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 13. - Ст. 1447.

О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - N 1. - Ст. 1.

Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 14 мая 2015 г. об отказе в принятии к рассмотрению обращения Каллио Ольги Алексеевны // http://ksrk.karelia.ru/

Будаев К.А. Новые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации об организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации /К.А. Будаев // Современное право. - 2016. - N 2. - С. 80 - 85.

Демидов В.Н. Вопросы реализации итоговых решений Конституционного суда Республики Татарстан // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства (вып. VII): сб. науч. тр /В.Н. Демидов. - Казань: ООО "Офсет-сервис", 2012. 

Жилин Г.А. Конституционное судопроизводство в субъектах Российской Федерации: некоторые проблемы становления и развития /Г.А.Жилин // Журнал конституционного правосудия. - 2014. - N 1 (37).

Конституционное право и политика: сб. матер. междунар. науч. конф. / С.А. Авакьян и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. - М., 2012.

Петров А.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации /А.А. Петров // Журнал конституционного правосудия. - 2013. - N 3 (33)........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44