- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Система органов прокуратуры в российской федерации организационно-правовой аспект
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001468 |
Тема: | Система органов прокуратуры в российской федерации организационно-правовой аспект |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования « Российский государственный социальный университет» Факультет дистанционного обучения Кафедра конституционного и международного права Мазанкин Алексей Владимирович «СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ» Выпускная квалификационная (дипломная) работа ( студента 4 курса заочного отделения) Научный руководитель: Д.ю.н., профессор Ищенко С.А. ______________________________ (место для подписи) Допущен (а) к защите «____»______________2016г. Заведующий кафедрой конституционного и международного права д.ю.н., профессор Скуратов Ю.И. _____________________________ (место для подписи) Москва 2016г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 2 Глава 1. Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры 5 1.1. Понятие и правовые основы деятельности прокуратуры 5 Российской Федерации 5 1.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации 17 Глава 2. Система органов прокуратуры Российской Федерации 35 2.1. Генеральная прокуратура РФ 35 2.2. Территориальные прокуратуры РФ 47 2.3. Специализированные прокуратуры 54 Заключение 68 Список используемых источников 72 ВВЕДЕНИЕ Российская Федерация - государство с самой большой в мире территорией, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти - явление уникальное. Именно прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим другие ветви власти. Актуальность данной темы исследования обусловлена особым положением прокуратуры в системе органов государственной власти, так как прокуратура, выступая органом государственной власти, призвана быть важным инструментом в системе «сдержек и противовесов» других ветвей власти. Она должна способствовать согласованности и скоординированности действий властей, уравновешивать их, дабы ни одна из ветвей власти не могла возвыситься над другими и подавлять их. Различие в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства не должно нарушать единство власти. Прокуратура с ее задачами, функциями и полномочиями, осуществляя надзор, как раз и призвана обеспечивать это единство. Противоречия же между властями будут носить разрушительный характер1. Органы прокуратуры Российской Федерации - важнейший институт государственного устройства, уже не раз доказавший свою состоятельность, необходимость и востребованность. Главная задача настоящего времени - его дальнейшее развитие и модернизация применительно к реалиям общественной жизни, российского законодательства и приближение к международным стандартам2. Правозащитная деятельность прокуратуры должна стать системообразующей, поскольку главной задачей любой отрасли прокурорского надзора является защита прав и свобод человека. Общеизвестно, что у нас крайне низок уровень правовой грамотности населения, есть серьезные проблемы с доступностью юридической помощи. В этих условиях именно органы прокуратуры должны стать тем инструментом, с чьей помощью простой человек может отстоять свои законные права. Но только этим правозащитная функция прокуратуры не ограничивается. Необходимо участие во всех широкомасштабных государственных мероприятиях, направленных на достижение нового качества жизни населения. Сопровождение реализации приоритетных национальных проектов является важнейшей государственной задачей. Органы прокуратуры должны задействовать весь спектр предусмотренных законом полномочий, чтобы помочь достижению целей, поставленных Президентом Российской Федерации. Конечно, в этом контексте должна рассматриваться и работа по обеспечению единства правового пространства страны Также насущной задачей на сегодняшнем этапе является повышение качества следственной работы в существующих условиях. Необходимо наладить полноценное межведомственное взаимодействие всех органов, участвующих в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений. Основной целью дипломной работы является комплексный анализ системы органов прокуратуры Российской Федерации. Задачи исследования: - рассмотреть понятие и правовые основы, принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации; - проанализировать систему организации прокуратуры Российской Федерации. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Предмет исследования – нормы права, регулирующие вопросы организации системы органов прокуратуры Российской Федерации. При подготовке дипломного исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы, в том числе, сравнительно-правовой и формально-юридический. Структура работы определена с учетом темы и содержания исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников. Теоретическую основу дипломной работы составили монографии, научные статьи и комментарии таких ученых, как: Ф.М. Кобзарев, В.Ю. Шобухин, Е.Р. Ергашев, А.Ю. Гулягин, Ю.П. Синелыциков, А.В. Победкин, В.Н. Яшин, В.А. Кузьмин, Е.В. Китрова и др. Нормативную базу данного исследования составили Конституция РФ, федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, нормы международных правовых актов, другие нормативные документы. ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ 1.1. Понятие и правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации)3. Прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти и является уникальным государственным органом, призванным обеспечивать общесоциальную потребность (в том числе и потребность всех государственных органов, всех ветвей государственной власти) в выполнении законов, принятых высшим представительным органом. Разделение власти в России на законодательную, исполнительную и судебную не исключает возможности существования иных функционально самостоятельных правовых институтов, к числу которых, например, относится Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и др. Особый статус отечественной прокуратуры обусловлен историческими традициями, юридическими, национальными, экономическими, социальными и другими (объективными) условиями функционирования прокуратуры4. По мнению В.Ю. Шобухина, «по своему статусу прокуратура не может быть отнесена к исполнительной ветви власти. Осуществляя надзор за законностью в деятельности представительных органов субъектов Российской Федерации, участвуя в обеспечении законности актов судебной власти, она выполняет функции, объективно не присущие органам исполнительной власти. Вся деятельность органов государственного управления по исполнению законов и контролю за их исполнением в полной мере поднадзорна прокуратуре»5. По данному вопросу имеется практика Верховного Суда Российской Федерации, который в своем решении от 11 февраля 2005 г. N ГКПИ04-14796 указал на то, что прокуратура не входит в систему федеральных органов исполнительной власти и ее нормативные правовые акты не подлежат государственной регистрации и публикуются в журнале «Законность». Наиболее распространенной и обоснованной точкой зрения является рассмотрение прокуратуры Российской Федерации как органа государственной власти, не входящего ни в одну из ее ветвей и обеспечивающего систему «сдержек и противовесов» в механизме государственной власти7. Особенность и ценность правового статуса прокуратуры РФ выражается в справедливом выводе Е.Р. Ергашева, который пишет: «...прокурорская надзорно-охранительная власть направлена на обеспечение законности в стране и представляет собой не что иное, как непосредственно реализуемую волю государства»8. Предназначение прокуратуры закреплено в Конституции РФ: «В правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2). Соответственно эту обязанность государство выполняет с помощью всех органов государственной власти, а значит, и таких, как прокуратура9. Одной из основных целей прокуратуры в Законе о прокуратуре (ст. 1) определено обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации закреплены в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где определено, что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях обеспечения: 1) верховенства закона; 2) единства и укрепления законности; 3) защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) охраняемых законом интересов общества и государства. На достижение этих целей направлена вся деятельность органов и учреждений российской прокуратуры. В Федеральном законе о прокуратуре приоритеты деятельности прокуратуры направлены прежде всего на защиту прав и свобод человека и гражданина. Это не означает противопоставления прав гражданина охраняемым законом интересам общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу. Эти интересы выражены, прежде всего, в законах. И, наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы10. Ф.М. Кобзарев пишет: «Анализ норм и положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» позволяет заключить, что основным средством достижения определенных законом целей является прокурорский надзор, и прежде всего надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как именно в прокурорском надзоре заключается основная функция прокуратуры. Для прокурора нет других интересов, кроме обеспечения верховенства закона, формирования обстановки, необходимой для единообразного и точного применения законов, активного противодействия любым попыткам исказить смысл закона, дать ему истолкование, выгодное тому или иному субъекту правоприменения»11. Ю.П. Синельщиков о функциях прокуратуры пишет следующее: «Функция надзора за исполнением законов прямо закреплена в законодательстве. Так, ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ установила: «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет... надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие». В ч. 1 ст. 37 УПК РФ говорится о том, что прокурор осуществляет «...надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия». Оба упомянутых закона говорят лишь о двух функциях прокурора: надзора за законностью и уголовного преследования. Причем если Закон о прокуратуре РФ на первое место ставит надзор, то УПК РФ - уголовное преследование»12. В свою очередь, С. Осипян, говоря о функциях, пишет следующее: «Исходя из задач прокуратуры, определяющих осуществление ее полномочий в общей системе ее функциональной деятельности в надзорной сфере и осуществлении уголовного преследования, базовые функции являются логически первичными для деятельности прокуратуры. В целом они определены в Законе о прокуратуре. Однако думается, что с учетом сегодняшних реалий они не могут не быть пересмотрены. В законе, нам представляется, должны быть четко обозначены три базовые функции прокуратуры: - функция надзора за соблюдением Конституции и законов (с корректировкой пределов и предмета надзора); - функция уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства; - функция поддержания государственного обвинения в судебном разбирательстве и участия прокурора в суде»13. Такой подход представляется правильным, соответствующим характеру тех полномочий, которыми прокурор наделен в настоящее время. Как уже упоминалось выше, прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет самостоятельный обособленный вид государственной деятельности - прокурорский надзор. Он реализуется путем осуществления от имени РФ надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации централизованной единой системой органов прокуратуры. Правовая основа организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации - система нормативных актов, не ниже федерального уровня, регламентирующих порядок образования органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, их систему и структуру, функции, задачи, полномочия и порядок их реализации, правовой и социальный статус прокурорских работников и иных работников органов и учреждений прокуратуры, порядок наделения полномочиями прокуроров, а также иные вопросы статуса и функционирования прокуратуры14. В ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» «Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации» указывается, что «организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации». Поскольку прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, правовое регулирование статуса и деятельности прокуратуры отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). Отсюда вытекает, что все иные нормативные акты субъектов Федерации не могут регламентировать вопросы организации и деятельности прокуратуры России. Однако пункт «л» ст. 72 Конституции РФ относит кадры правоохранительных органов, надо полагать, что в том числе и кадры прокуратуры, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Применительно к кадрам прокуратуры это означает, что при решении вопросов назначения на должность отдельных прокурорских работников определенные полномочия имеют субъекты Российской Федерации (в настоящее время это касается назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации)15. А.В. Победкин подчеркивает, что ст. 3 Закона о прокуратуре не относит к правовым основам организации и деятельности прокуратуры нормативные акты субъектов Федерации. Это обусловлено тем, что по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние вправе осуществлять нормативное регулирование лишь в рамках, предусмотренных федеральными нормативными актами16. Кроме определения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов применительно к организации и деятельности прокуратуры, Конституция Российской Федерации посвящает прокуратуре лишь одну статью (ст. 129 Конституции РФ). В ней определены только общие принципы организации системы органов прокуратуры, порядка и назначения на должность Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации и иных прокуроров, но ничего не сказано о функциях прокуратуры, ее положении в системе органов государственной власти и конкретных полномочиях. В ч. 5 ст. 129 Конституции РФ определено, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Несмотря на то что ст. 129 Конституции РФ открывает раздел 7 Конституции - «Судебная власть», прокуратура не является частью судебной власти, не принадлежит к судебной системе и занимает особое положение среди органов государственной власти Российской Федерации, о чем было указано выше. Согласно ст. 129 Конституции Российской Федерации, прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Как пишет СВ. Калашников, исходя из содержания ст. 3 Закона о прокуратуре, следует, что полномочия прокуроров определяются, в том числе и нормами международного права. Вместе с тем более явно возможность применения органами прокуратуры общепризнанных принципов и норм международного права, а также норм международных договоров указывается в Модельном законе от 16 ноября 2006 г. «О прокуратуре» для стран СНГ (принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением N 27-6 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ). В соответствии с этим Законом прокуратура должна осуществлять надзор за соблюдением не только конституции, законов, но и норм международного права и международных договоров государства (ст. 1)17. В Приказе Генпрокуратуры РФ от 12.03.2009 N 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации»18 предписано, что первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в пределах своей компетенции: считать взаимодействие с органами, организациями и учреждениями иностранных государств, а также международными органами и организациями одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации; обеспечить неукоснительное соблюдение и исполнение органами прокуратуры требований международных договоров и соглашений, участниками которых является Российская Федерация, и внутреннего законодательства, регулирующего вопросы международного сотрудничества, при этом уделить особое внимание исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, добиваться реальной защиты интересов Российской Федерации, прав и свобод человека. Практика показывает, что в своей деятельности прокуроры чаще всего обращаются к таким международно-правовым актам, как Всеобщая декларация прав и свобод человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах19, Международный пакт о гражданских и политических правах20. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В связи с ратификацией Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод21 и признанием юрисдикции Европейского суда по правам человека прокуратура исполняет нормы этих договоров, конвенций, касающихся непосредственно ее, либо когда это вытекает из общих положений договоров, когда исполнитель определяется согласно компетенции прокуратуры, определяемой федеральными законами. Международное сотрудничество органов прокуратуры осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 15, ст. 46 Конституции РФ, ст. 2 настоящего ФЗ, Указом Президента от 26 октября 2004 г. «О центральных органах РФ, ответственных за реализацию Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, касающихся взаимной правовой помощи»22. Россия подписала ряд межгосударственных соглашений и конвенций и имеет международные договоры со многими странами, согласно которым они оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством той или иной страны или договором. К таким документам относятся, например: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993)23; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.); Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Рига, 3 февраля 1993); Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Пекин, 19 июня 1992 г.) и ряд других. Так, например, на основании такого договора по запросу Генеральной прокуратуры РФ Швейцарией был выдан экс-министр атомной промышленности А. Адамов. Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» был принят 17 января 1992 г. В дальнейшем Государственной Думой РФ 18 октября 1995 г. была принята его новая редакция, а фактически - новый Закон о прокуратуре. В Закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Закон содержит основные положения статуса прокуратуры в целом и различных составляющих ее звеньев. В нем определяется понятие прокуратуры как единой федеральной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; определяются принципы организации и деятельности прокуратуры, функции прокуратуры, систему и структуру органов прокуратуры, полномочия прокуроров различных уровней по руководству подчиненными органами прокуратуры. В самостоятельных разделах Закона содержатся нормы, характеризующие отдельные виды (отрасли или подфункции) прокурорского надзора. Правовые основы организации, порядка деятельности органов прокуратуры и полномочий прокуроров заложены и в других федеральных законах, регулирующих различные сферы правовых отношений24. Об этом имеется указание в Федеральных законах: «О государственной тайне» N 5485-1 от 21 июля 1993 г. (ст. 32)25 , «О федеральной службе безопасности» N 40-ФЗ от 3 апреля 1995 г. (ст. 24)26, «О государственной охране» N 57-ФЗ от 27 мая 1996 г. (ст. 32)27, «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» N 27-ФЗ от 6 февраля 1997 г. (ст. 53)28, «О службе в таможенных органах Российской Федерации» N 114-ФЗ от 21 июля 1997 г. (ст. 58)29, «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» N 128-ФЗ от 25 июля 1998 г. (ст. 16)30, «Об оперативно-розыскной деятельности» N 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. (ст. 21)31, «О внешней разведке» N 5-ФЗ от 10 января 1996 г. (ст. 25)32, «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» N 5473-1 от 21 июля 1993 г. (п. 6 ст. 38), «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» N 103-ФЗ от 15 июля 1995 г. (ст. 51), «О наркотических средствах и психотропных веществах» N 3-ФЗ от 8 января 1998 г. (ст. 60)33. Процессуальное положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации в различных судебных инстанциях при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях регламентируются соответственно Уголовно- процессуальным кодексом РФ34, Гражданским процессуальным кодексом РФ35, Арбитражным процессуальным кодексом РФ36, Кодексом РФ об административных правонарушениях37. Наиболее систематизированная совокупность норм об организации, полномочиях и порядке деятельности прокуроров и следователей прокуратуры содержится в Уголовно-процессуальном кодексе. В целях надлежащего выполнения возложенной на прокурора функции в сфере уголовного судопроизводства он наделен широким кругом полномочий. Государство внимательно относится к деятельности прокуратуры, о чем свидетельствует довольно большое количество указов Президента РФ. В частности, Указ Президента РФ от 30.05.1997 N 535 (ред. от 10.01.2012) «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 30.10.2009 N 1225 «О дополнительных гарантиях и компенсациях работникам органов прокуратуры Российской Федерации, осуществляющим служебную деятельность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и членам их семей и др. Из актов Правительства можно назвать Постановление Правительства РФ от 29.06.1999 N 708 (ред. от 07.12.2011) «Об оружии, предназначенном для личной защиты прокуроров, руководителей следственных органов и следователей Следственного комитета Российской Федерации»38; «О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого прокурорам, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями»39. 1.2. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации Принципом вообще признано считать основополагающие идеи, исходное начало. Основные принципы организации прокуратуры РФ сформулированы в ст. 129 Конституции РФ, помещенной в ее гл. 7 «Судебная власть», хотя прокуратура явно не является органом судебной власти. Вместе с тем среди всех других государственных органов, непосредственно поименованных в Основном Законе страны, прокуратура действительно по своей правовой природе больше всего примыкает к суду, поскольку прокурорская деятельность по своим целям близка судебной деятельности, а участие прокурора в судебном процессе, обусловленное исполнением возложенных на прокуратуру функций, явление распространенное40. В системе государственных органов именно суд и прокуратура наделены наиболее широким комплексом полномочий, предназначенных для выполнения сформулированной в ст. 2 Конституции РФ обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Также принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 4 Закона о прокуратуре. К ним относятся: - единство системы органов прокуратуры; - централизация системы органов прокуратуры; - независимость деятельности; - законность деятельности; - гласность. Принцип единства системы органов прокуратуры РФ имеет важное значение для организации службы в органах прокуратуры РФ. Как пишет С.Н. Братановский, в самой основе образования органов прокуратуры лежит идея о необходимости обеспечения задачи единства понимания и применения законов по всей стране. Законность должна быть единой, потому что в системе организационных связей структуры государства законы выполняют роль «кровеносных сосудов»41. Их основная функция состоит в необходимости регулировать общественные отношения, сохранять при этом организационное единство государства и обеспечивать баланс интересов государства и личности. Именно поэтому государство в лице его органов и должностных лиц, а также граждане, входящие в это государство, должны быть равными перед законом. Прежде всего, это означает, что законы едины для всех и, кроме того, у закона нет альтернативы. Коль скоро значение закона столь велико, для реализации этой идеи важно не только ее провозгласить, но и создать механизм единого соблюдения прав и обязанностей в государстве. Все организационные элементы такого механизма должны быть в единой системе. Исходя из этого, можно утверждать о едином правовом статусе, правах и обязанностях работников прокуратуры, требованиях к лицам, принимаемым на работу в органы прокуратуры, единстве условий прохождения службы, порядка привлечения к дисциплинарной и иной ответственности, поощрения, увольнения и т.д. Как уже отмечалось, прокуратура РФ является единой федеральной системой органов. Следующим способом обеспечения принципа единства является система исключительной компетенции Генерального прокурора РФ как главы ведомства. Под компетенцией в данном случае понимается принадлежащий исключительно Генеральному прокурору РФ комплекс его прав, обязанностей и ответственности. В статье 129 Конституции РФ, в частности, указано, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Все прокуроры назначаются приказами Генерального прокурора РФ. Об этом же говорится в статьях 1, 4, 11, 13 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Генеральный прокурор РФ в пределах штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры. Генеральный прокурор РФ издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации службы в системе прокуратуры РФ. Кроме того, Генеральный прокурор РФ также несет и ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Фактически такие же права, обязанности, ответственность имеют и все нижестоящие прокуроры, однако в объеме и пределах возглавляемых ими органов прокуратуры. И такое распределение компетенции позволяет сохранять и укреплять единство всей системы органов прокуратуры РФ. Это дает возможность добиваться поставленной цели - обеспечения верховенства закона и единства законности во всей Федерации42. Как отмечают В.А. Кузьмин и Е.В. Китрова, принцип единства выражается в том, что действия каждого прокурора рассматриваются как действия прокуратуры в целом. Это означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени РФ в целом как единая федеральная система43. Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации, т.е. вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления и др. Такие акты имеют одинаковую обязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами. Вместе с тем принципу единства не противоречит процессуальная самостоятельность, которой обладает прокурор как участник судебного рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел. Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе. Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Он назначает на должность прокуроров субъектов Федерации по согласованию с органами власти этих субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором. Независимо от порядка назначения все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором, они подчинены ему и подотчетны. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль за ней. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генеральный прокурор по вопросам организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п. 1 ст. 17 ФЗ о прокуратуре). Создание и деятельность органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются (п. 3 ст. 11 ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, политических партий, иных общественных объединений. Сущность этого принципа заключается в том, что все свои решения и действия (по осуществлению правозащитной деятельности, надзора, участию в правотворчестве, расследованию преступлений и др.) каждый прокурор и следователь осуществляет только на основе закона, изданных во исполнение законов приказов и указаний Генерального прокурора РФ, своего внутреннего убеждения и материалов надзорных проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения. Указанные положения Закона о прокуратуре ограждают прокурора от вмешательства в его деятельность каких бы то ни было структур, не входящих в систему органов прокуратуры, что создает реальную возможность добиваться восстановления нарушенной законности, от кого бы эти нарушения не исходили44. В то же время свою деятельность по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, организационные мероприятия по укреплению законности и правопорядка прокуратура осуществляет во взаимодействии с этими органами. Независимость прокурора в осуществлении своих полномочий не означает свободы от какого бы то ни было контроля. Кроме того, Законом установлен в ряде случаев судебный контроль действий и решений прокурорских и следственных работников, к помощи которого вправе прибегнуть заинтересованные лица, считающие, что их права и свободы нарушены, что в отношении их интересов принято незаконное решение45. Принцип независимости в деятельности органов прокуратуры имеет важнейшее государственное и политическое значение, так как только при последовательном его соблюдении прокуратура сможет обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности на территории Российской Федерации, защитить права и свободы человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства. Независимость прокуратуры обеспечивается организационным построением ее органов, порядком их образования, порядком осуществления в них подчиненности и подконтрольности. Гарантией соблюдения этого принципа является ст. 5 «Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора» Закона о прокуратуре. В соответствии с этой статьей, воздействие в какой- либо форме федеральных ор....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Автоматизированные информационные системы органов прокуратуры Российской Федерации.
- Понятие и общая характеристика органов прокуратуры в Российской Федерации и их роль в противодействии преступности
- Особенности организации и деятельности федеральных исполнительных органов Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации