VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и общая характеристика органов прокуратуры в Российской Федерации и их роль в противодействии преступности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001763
Тема: Понятие и общая характеристика органов прокуратуры в Российской Федерации и их роль в противодействии преступности
Содержание
     Содержание
     
Введение	3
Глава 1. Понятие и общая характеристика органов прокуратуры в Российской Федерации и их роль в мпротиводействии преступности…...7
1.1. Прокуратура в системе иорганов государственной власти Российской Федерации и принципы ее организации и деятельности…………………….7
1.2. Место и роль органов прокуратуры РФ в противодействии преступности.	19
Глава 2. Проблемы организации и осуществления координационной деятельности прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности	25
2.1. Нормативные и организационные основы координационной деятельности прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности	25
2.2. Проблемы осуществления и перспективы координационной деятельности прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности	32
Глава 3. Сочетание прокурорского надзора и уголовного преследования в деятельности прокуратуры Российской Федерации в контексте противодействия преступности	49
3.1. Анализ особенностей противодействия преступности посредством прокурорского надзора	49
3.2. Анализ особенностей противодействия преступности посредством уголовного преследования	60
Заключение	72
Список использованных источников	78


Введение
     
     В настоящее время правоохранительные органы предпринимают беспрецедентные меры, направленные на то, чтобы максимально приблизиться к минимизации процентного соотношения совершаемых преступлений на территории РФ, и в целом на борьбу с преступными проявлениями в обществе.
     Прокуратура России во все времена была и остаётся оплотом законности и правопорядка. Не случайно, именно прокуратуре принадлежит одна из ведущих ролей в противодействии преступности.
     Обозначенная роль прокуратуры представляется многогранной и включает в себя целый комплекс урегулированных в действующем законодательстве полномочий. Будучи взаимосвязанными, они создают единую основу деятельности прокуратуры, направленную на эффективное противодействие преступности.
     Законодательство, регулирующее место, роль и функции прокуратуры, за последнее десятилетие многократно видоизменялось, в свете чего представляется необходимым на основе действующего законодательства рассмотреть деятельность органов прокуратуры по противодействию преступности.
     Таким образом, цель работы: рассмотреть и проанализировать деятельность органов прокуратуры по противодействию преступности.
     Задачи работы:
* Сформулировать понятие и сущность прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации;	
* Рассмотреть принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации;
* Определить место и роль органов прокуратуре в противодействии преступности;
* Рассмотреть проблемы организации и осуществления координационной деятельности прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности;
* Произвести анализ особенностей противодействия преступности посредством прокурорского надзора;
* Охарактеризовать особенности противодействия преступности посредством уголовного преследования.
     Объект исследования: общественные отношения, связанные с противодействием преступности в Российской Федерации.
     Предмет исследования: нормативно-правовые акты и материалы правоприменительной практики, связанные с организацией деятельности прокуратуры, направленной на противодействие преступности.
     В основу проведенного исследования положен метод сравнительного анализа, логико-структурный анализ норм действующего законодательства, логический и аналитический метод.
     Н?о?р?м?а?т?и?в?н?о?-п?р?а?в?о?в?у?ю? б?а?з?у? и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я? с?о?с?т?а?в?и?л?и? н?о?р?м?ы? д?е?й?с?т?в?у?ю?щ?е?г?о? российского законодательства, регламентирующего деятельность органов прокуратуры: Конституцитя РФ, Закон «О прокуратуре РФ» и др.
     Анализ проблематики исследования предпринят с учетом трудов таких авторов как: Анисимов Г.Г., Басманов П.Н., Бессарабов В.Г., Гулягин А.Ю., Кобзарев Ф.М., Крюков В.Ф., Ларин А.М., Мельников Н.В., Рябцев В.П., Савелов М.А., Соловьев А.Б., Якубович Н.А., Строгович М.С., Шумилов А.Ю. и других.    
     Э?м?п?и?р?и?ч?е?с?к?у?ю? б?а?з?у? и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я? с?о?с?т?а?в?и?л?и? акты Генеральной прокуратуры РФ, Координационного совета при Генрокуратуре РФ, а также данные официальной статистики о деятельности органов прокуратуры РФ.?
     Р?е?з?у?л?ь?т?а?т?ы? д?и?с?с?е?р?т?а?ц?и?о?н?н?о?г?о? и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я? докладывались на научных мероприятиях, проходивших на базе Самарской гуманитароной академии. Также использовались в практической работе в качестве общественного помощника в органах прокуратуры г. Тольятти.
     Положения, выносимые на защиту:
     1) Прокуратура РФ является одним из ключевых органов в структуре механизма противодействии преступности, выполняя, прежде всего, координационную функцию.
     2) Должный уровень противодействия преступности возможен лишь на основе слаженного взаимодействия совокупности всех правоохранительных органов по разработке и реализации организационных мер по обеспечению противодействия преступности.
     3) Имеются предпосылки для разработки и принятия специального Федерального закона «Об организации деятельности государственных органов и структур гражданского общества по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации». В этом законе должны быть определены роль и полномочия каждого субъекта - участника такой деятельности, их взаимодействие и соотношение, сфера ответственности, в том числе органов прокуратуры. 
     4) Особым направлением деятельности прокуратуры является прокурорский надзор, который также следует рассматривать как средство противодействия преступности.
     5) Уголовное преследование как функция прокуратуры РФ на современном этапе государственного строительства в России обоснованно и оправданно осуществляется наряду с наличием закрепленных за прокуратурой РФ надзорных и иных, связанных с ними, функций. При этом законодательство не содержит указания на то, как соотносится уголовное преследование с деятельностью органов прокуратуры и что составляет его содержание. Уголовное преследование является одним из основных направлений деятельности прокуратуры, которое реализуется через процессуальную деятельность прокурора, являющегося ведущим субъектом стороны обвинения в уголовном судопроизводстве.
     С?т?р?у?к?т?у?р?а? д?и?с?с?е?р?т?а?ц?и?и? о?б?у?с?л?о?в?л?е?н?а? ц?е?л?ь?ю? и? з?а?д?а?ч?а?м?и? и?с?с?л?е?д?о?в?а?н?и?я. Работа с?о?с?т?о?и?т? и?з? в?в?е?д?е?н?и?я?, т?р?е?х? г?л?а?в?, в?к?л?ю?ч?а?ю?щ?и?х? шесть п?а?р?а?г?р?а?ф?о?в?, з?а?к?л?ю?ч?е?н?и?я и с?п?и?с?к?а? и?сточников.
     Объем диссертации в целом составляет 84 листа. 
     
     
     
     

Глава 1. Понятие и общая характеристика органов прокуратуры в Российской Федерации и их роль в противодействии преступности

1.1. Прокуратура в системе органов государственной власти Российской Федерации и принципы ее организации и деятельности
     
     Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности системы органов прокуратуры Российской Федерации. 
     Первичная норма, регламентирующая правовое положение прокуратуры находится в Конституции РФ1 от 12 декабря 1993 года – это ст. 129, расположенная в главе седьмой «Судебная власть и прокуратура», которая до внесения изменений Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 г. №2-ФКЗ2 именовалась «Судебная власть».
     Следует положительно оценить данное изменение, поскольку прежняя редакция наименования главы 7 Конституции РФ способствовала ошибочному отнесению прокуратуры к судебной власти, несмотря на то, что из содержания Конституции РФ однозначно следует, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118). Новая редакция наименования главы 7 Конституции РФ понятийно разграничивает судебную власть и прокуратуру.
     Анализ конституционных норм, устанавливающих систему органов власти Российской Федерации, показывает, что прокуратура как целостная система органов и учреждений, обеспечивающих надзор за исполнением действующих законов на территории всего государства, не поглощается ни одной ветвью власти, ни в форме подотчетности, ни в форме подконтрольности. Более того, прокуратура, исходя из анализа норм конституционных и федеральных законов, регламентирующих государственно-правовые институты власти, выступает как абсолютно самостоятельный государственно-правовой институт власти, но без притязания на ее самостоятельную ветвь. Прокуратура как система проникает, вкрапливается своими функциями в деятельность практически всех трех независимых ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Это проникновение происходит в форме надзорной и иной прокурорской деятельности, установленной федеральными законами.
     В связи с этим в научных публикациях обоснованно указывается, что предназначение прокуратуры, решаемые задачи, характер полномочий не позволяют отнести ее ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти, хотя прокуратура является важнейшим механизмом реализации государственной власти, обеспечивающим верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.3
     Как полагает авторский коллектив под редакцией В.М. Семенова и В.А. Байдукова, наличие фундаментальных ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), олицетворяющих единую государственную власть, не исключает возможность существования иных функционально-самостоятельных правовых институтов. Актуальным в этой связи представляется развитие сформулированной в отечественной юриспруденции концепции контрольной власти.4
     По мнению некоторых авторов, прокуратура в России действительно осуществляет четвертую, самостоятельную, ветвь государственной власти, которую с полным основанием называют прокурорско-надзорной.5
     В современных российских условиях прокуратура выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов. В своей деятельности прокуратура способствует взаимодействию различных ветвей государственной власти, являясь самостоятельным государственным органом, основной функцией которого является надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов на территории РФ.
     В деятельности российской прокуратуры большую роль играет научно-обоснованное понимание принципов организации и деятельности данного государственного института. Именно от чёткого понимания этих важных основ во многом зависит возможность достижения целей и задач, стоящих перед прокуратурой как органом, который осуществляет государственную деятельность по обеспечению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, а также иные направления деятельности, установленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»6 (далее – Закон о прокуратуре).
     Принципы организации и деятельности прокуратуры могут быть классифицированы по различным основаниям.
     В зависимости от уровня установления их можно подразделить на два вида:
     1) конституционные принципы;
     2) отраслевые принципы.
     По предметной направленности принципы организации и деятельности прокуратуры можно сгруппировать следующим образом:
     1) общие (базовые) принципы;
     2) индивидуальные (характерные только для прокуратуры) принципы.7
     Исходя из приведенной классификации рассмотрим их содержательную часть.
     Принцип правового внесудебного порядка защиты и восстановления прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
     Это конституционный, отраслевой принцип универсального характера, определяющий сущность деятельности прокуратуры РФ. Свое законодательное закрепление он получил в нормах ч. 1 ст. 129 Конституции и в ст. 1 Закона о прокуратуре, правовые предписания которых указывают на формирование в аппарате государства специального органа - прокуратуры Российской Федерации, полномочия, организация и порядок деятельности которого определяются Федеральным законом.
     При анализе норм Закона о прокуратуре в части полномочий и порядка деятельности ее органов наглядно прослеживается целостный правовой механизм внесудебного порядка защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства по основным отраслям прокурорского надзора и иной прокурорской деятельности.
     По предметной направленности этот принцип относится к числу индивидуальных, так как прокурорский надзор и иная прокурорская деятельность обеспечиваются формами и средствами, характерными только для прокуратуры Российской Федерации.
     Принцип единства и централизации прокуратуры РФ.
     Это универсальный конституционный принцип индивидуального характера, характерный только для прокуратуры. Он установлен в п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре, устанавливающем, что прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
     Сущность принципа единства и централизации прокуратуры вытекает из поставленных законом перед нею специфических целей и задач - обеспечения соблюдения Конституции РФ и исполнения действующих законов на всей территории государства.
     Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются (п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре).
     Каждый прокурор действует от имени Российской Федерации. Все прокуроры в зависимости от установленной Законом о прокуратуре иерархии органов прокуратуры РФ наделены в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации.8
     Акты прокурорского реагирования имеют одинаковую обязательную юридическую силу и подлежат исполнению на основании единых для всех прокуроров юридических гарантий.
     Действие принципа единства проявляется также и в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе.
     Централизация системы органов прокуратуры проявляется в подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящему и Генеральному прокурору РФ. Последний назначает на должность прокуроров городов и районов, а также приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров. 
     До внесения изменений в Закон о прокуратуре Федеральным законом от 22ю12.2014 г. №427-ФЗ9, назначение прокурора субъекта РФ тоже осуществлялось Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти этого субъекта. В настоящее время, данное полномочие передано Президенту РФ, который назначает на должность прокурора субъекта Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
     Единство и централизация органов прокуратуры обеспечиваются исключительным правом Генерального прокурора РФ в пределах выделенной ему штатной численности и фонда оплаты труда устанавливать штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определять полномочия структурных подразделений, устанавливать штатную численность и структуру подчинённых органов и организаций прокуратуры (п. 2 ст. 17 Закона о прокуратуре). 
     Политическим и конституционным гарантом единства федеральной централизованной системы органов прокуратуры России выступает глава государства - Президент Российской Федерации.
     Принцип независимости и самостоятельности органов прокуратуры.
     Это индивидуальный отраслевой принцип, сущность которого состоит в том, что все организационное устройство системы прокуратуры, формирование всех территориальных и специализированных прокуратур осуществляются независимо от каких-либо органов власти Генеральным прокурором РФ.
     В свою очередь, созданные Генеральным прокурором РФ органы прокуратуры и их сотрудники осуществляют все свои функциональные действия и принимают решения только на основе своего внутреннего убеждения, материалов проверок и расследований, проведенных в соответствии с требованиями о полноте, всесторонности и объективности проведения таких проверок, а также исключительно на основе требований закона. 
     В ст. 3 Закона о прокуратуре прямо предусмотрено, что организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и другими федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации. Данная норма Закона подлежит расширительному толкованию, поскольку деятельность органов прокуратуры, там, где это специально оговаривается законами Российской Федерации, регулируется указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также актами Конституционного Суда РФ.
     Принцип независимости и самостоятельности органов прокуратуры в общем виде сформулирован в п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре, где сказано, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
     Независимость органов прокуратуры при реализации своих функциональных задач носит абсолютный характер. Это означает, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные только ему нижестоящие прокуроры в своей деятельности по достижению целей и задач, стоящих перед прокурорским надзором, никому не подконтрольны и не подотчетны. Изложенные в п. 7 ст. 12 Закона о прокуратуре требования о том, что Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания (Совету Федерации и Государственной Думе) и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению, говорят об открытости, гласности деятельности прокуратуры, а не о подотчетности и подконтрольности.10
     Абсолютный характер принципа независимости органов прокуратуры заключается в том, что в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о прокуратуре прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов государственной власти и местного самоуправления. Работник прокуратуры, избранный депутатом либо выборным должностным лицом органов государственной власти или органов местного самоуправления, на период осуществления соответствующих полномочий приостанавливает службу в органах и организациях прокуратуры (ст. 43.1 Закона о прокуратуре). 
     Говоря об абсолютном характере рассматриваемого принципа, необходимо отметить, что некоторыми авторами принцип независимости органов прокуратуры необоснованно усечен и формулируется как принцип «независимости органов прокуратуры от местных органов».11 Это не соответствует природе данного принципа и правовой формуле, установленной Законом о прокуратуре.
     Ключевым элементом содержания принципа независимости органов прокуратуры является установленное в ст. 5 Закона о прокуратуре императивное требование о недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Это послужило основанием для появления в юридической литературе последних лет утверждения о самостоятельном характере принципа независимости организации и деятельности прокуратуры в форме недопустимости вмешательства в надзорную деятельность органов прокуратуры.12 Как представляется, данный вывод является поспешным и не имеет серьезного научного обоснования. На наш взгляд, формулировка ст. 5 Закона о прокуратуре есть не что иное, как закрепление специфического элемента единого принципа самостоятельности и независимости организации и деятельности прокуратуры.
     Кроме этого, конструкция указанной нормы содержит существенную правовую гарантию независимости органов прокуратуры. 
     Существенными элементами независимости прокуратуры являются:
     1) недопустимость вмешательства в деятельность прокуратуры, что предполагает не только недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора, но и любой иной функциональной деятельности органов прокуратуры;
     2) воспрепятствование в какой-либо форме деятельности прокурора влечет юридическую ответственность (в том числе уголовную – ч. 2 ст. 294 УК РФ).
     Принцип обязательности исполнения требований прокурора.
     Сущность данного отраслевого принципа заключается в том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест задержания и заключения под стражу; надзору за исполнением законов судебными приставами, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
     Основные положения, характеризующие данный принцип организации и деятельности прокуратуры, заключается в том, что:
     а) требования прокурора должны вытекать из его надзорных полномочий. Эти требования, исходя из полномочий обеспечения надзора за исполнением законов (ст. 22 Закона о прокуратуре), соблюдения прав и свобод человека и гражданина (ст. 27 Закона о прокуратуре), обеспечения надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие (ст. 30 Закона о прокуратуре), а также осуществления надзора за исполнением законов администрациями, органами и учреждениями, исполняющими уголовные наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания и заключения под стражу (ст. 33 Закона о прокуратуре), подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре). 
     Принцип гласности.
     Этот отраслевой принцип универсального характера означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Посредством его реализации общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. Соблюдение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и, как одно из следствий, позволяет им обращаться в органы прокуратуры, т.е. порождает обратную связь с ними. При этом и граждане, и СМИ сообщают об известных им фактах правонарушений. В результате последовательное соблюдение принципа гласности активно способствует процессу укрепления законности.
     Реализация принципа гласности в организации и деятельности прокуратуры имеет ряд особенностей:
     а) существует нормативное ограничение принципа гласности. Пункт 2 ст. 4 Закона о прокуратуре предписывает органам прокуратуры действовать в соответствии с законодательством РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, установлен ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1993 года «О государственной тайне».13 
     Существуют различные виды сведений, отнесённых к категории ограниченного доступа: коммерческая тайна14, налоговая тайна15, банковская тайна16, врачебная тайна17, нотариальная тайна18, адвокатская тайна19, тайна следствия20 и т.п.
     Отсюда следует очень важный вывод о том, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
     б) на органы прокуратуры возложено осуществление прокурорского надзора за исполнением Закона о государственной тайне, ст. 32 которого, в частности, определяет, что надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
     Принцип внепартийности прокурорских органов и их работников.
     Это отраслевой универсальный принцип, содержание которого заключается в том, что прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.
     Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускается. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и организаций.
     Организации и деятельности органов прокуратуры присущи и такие общие (базовые) принципы, как:
* принцип законности;
* принцип демократизма и гуманности.
     Принцип законности - это основополагающий принцип государственного руководства, важное средство укрепления и развития государственности, необходимое условие и предпосылка реализации демократического режима правового государства.
     Законность как принцип прокурорского надзора и иной прокурорской деятельности означает, что все органы прокуратуры формируются, наделяются полномочиями и осуществляют свои функции на основе закона, в рамках закона и в условиях их процессуального равенства с поднадзорными субъектами перед законом и судом.
     Принцип демократизма и гуманности - это правовое начало, присущее организации и деятельности органов прокуратуры, состоящее в направленности прокурорской деятельности на защиту таких базовых ценностей гуманистического общества, как: верховенство закона, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законных прав и интересов общества и государства.
     При уяснении всего многообразия принципов организации и деятельности прокуратуры и их основного содержания следует иметь в виду тенденцию их постоянного развития и совершенствования, исходя из объективно изменяющихся задач и функций, законодательно закрепляемых за органами прокуратуры Российской Федерации на том или ином историческом отрезке развития российской государственности. 
     Вместе с тем в теоретическом и практическом плане существенно важно воспринимать фактор стабильности и устойчивости таких базовых принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, какими являются: принцип правового внесудебного порядка защиты и восстановления прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства; принцип единства и централизации прокуратуры РФ; принцип независимости и самостоятельности органов прокуратуры и принцип обязательности исполнения требований прокурора.
     
1.2. Место и роль органов прокуратуры РФ в противодействии преступности
     
     Прокуратура Российской Федерации, по праву, играет одну из главных ролей в противодействии преступности, что вытекает из сущности многоплановой правоохранительной деятельности, реализуемой системой органов прокуратуре на основе действующего законодательства.
     В Приказе Генпрокуратуры России от 16.01.2012 г. №7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности»21 чётко определено, что надзор за исполнением законов о противодействии преступности, в том числе о ее предупреждении, является приоритетным направлением в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. 
     При этом, нормативно, обращено особое внимание на исполнение законов, направленных на борьбу с:
* организованной преступностью, 
* коррупционными правонарушениями, 
* терроризмом, 
* преступностью несовершеннолетних, 
* неформальными молодежными объединениями экстремистской направленности, 
* торговлей людьми, 
* контрабандой, 
* незаконным оборотом наркотических средств и оружия, 
* рецидивной преступностью, 
* незаконной миграцией, 
* экологической преступностью, 
* другими формами опасной преступной деятельности.
     В качестве основных направлений деятельности прокуратуры по противодействию преступности следует выделить:
* Координацию деятельности по борьбе с преступностью;
* Противодействие преступности посредством прокурорского надзора;
* Противодействие преступности посредством уголовного преследования;
* Иную деятельность, направленная на противодействие преступности.
     На основе анализа обозначенного Приказа Генпрокуратуры России №7, а также иных положений действующего законодательства, дадим краткую характеристику обозначенных направлений.
     Координация деятельности по борьбе с преступностью.
     В процессе координационной деятельности, прокурорам следует обращать особое внимание на исполнение поручений органов предварительного расследования и использование результатов оперативно-розыскной деятельности.
     В целях повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов уделять первоочередное внимание совершенствованию форм ее реализации с учетом реального состояния преступности.
     Также представляется важным обеспечить эффективное взаимодействие с постоянно действующими координационными совещаниями в субъектах Российской Федерации, образованными в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.12.2010 г. №1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка».
     На координационных совещаниях прокурорам следует рассматривать наиболее актуальные вопросы борьбы с преступностью, совершенствования правоохранительной деятельности, ее правового регулирования, практики предупреждения, выявления и расследования преступлений.
     В координационной работе прокурорам необходимо исключать проявление формализма и поверхностности: 
* исключить случаи составления соответствующих планов на основе переноса в них мероприятий из других планов работы правоохранительных органов, не имеющих отношения к координации их деятельности;
* сосредоточить внимание на обеспечении взаимодействия правоохранительных и иных органов в борьбе с преступностью;
* последовательно контролировать исполнение принимаемых решений;
* систематически обсуждать планы координационной деятельности, а также внеплановые координационные мероприятия и подводить итоги их выполнения; 
* устранить факты составления отчетов о проделанной координационной работе на основе сведений о проведении мероприятий по другим планам деятельности правоохранительных органов; 
* повысить уровень информационно-аналитического обеспечения координационной деятельности; 
* при анализе работы выявлять недостатки и упущения в организации взаимодействия правоохранительных и иных органов в борьбе с преступностью, рассматривать эти вопросы на координационных совещаниях с целью выработки мер по устранению допущенных нарушений.
     Представляется необходимым шире использовать возможности межведомственных рабочих групп, совместных целевых мероприятий по профилактике и пресечению преступности. Вести на постоянной основе мониторинг прокурорской, следственной и судебной практики, проявлять активность в распространении положительного опыта.
     В целях совершенствования координационной деятельности, прокуроры вправе вносить предложения об укреплении правопорядка в органы представительной (законодательной), исполнительной власти и органы местного самоуправления. В ряде случаев, может быть целесообразным приглашение руководителей органов представительной (законодательной), исполнительной власти и органов местного самоуправления на заседания коллегий и оперативные совещания, посвященные вопросам противодействия преступности. 
     Противодействие преступности посредством прокурорского надзора.
     Обеспечение постоянного и действенного надзора за исполнением органами предварительного следствия и дознания требований УПК РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях и принятии по ним своевременных, законных и обоснованных решений.
     Обеспечение привлечения к ответственности, в том числе уголовной, лиц, виновных в укрытии от учета преступлений, заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, в нарушениях установленного законом порядка их разрешения, а также вносящих недостоверные сведения в статистическую отчетность о зарегистрированных преступлениях и лицах, их совершивших.
     Реагирование на факты принятия органами дознания и следствия незаконных и необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении и приостановлении предварительного расследования, нарушений разумных сроков уголовного судопроизводства.
     Осуществляя надзор за соблюдением разумных сроков, прокурорам следует исходить из того, что необходимо обеспечить такое качество производства по уголовному делу, которое делало бы возможным реализацию права каждого на судебное разбирательство в разумные сроки.
     При осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью прокуратурам необходимо тщательно проверять полноту принимаемых мер при решении задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также добиваться реального устранения допущенных нарушений закона.
     Противодействие преступности посредством уголовного преследования.
     Уголовное преследование как правовая категория, неразрывно связано с борьбой с преступностью и предопределяет ведущую роль органов прокуратуры в данном аспекте. Не случайно после длительного перерыва этот термин впервые появился именно в тексте Закона о прокуратуре, а затем уже в УПК РФ.
     Так, в ст. 1 Закона о прокуратуре в качестве одного из основных направлений ее деятельности выделено «уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ».
     Противодействие преступности посредством уголовного преследования проявляется в организации эффективной процессуальной деятельности в целях изобличения лица в совершении преступления в порядке, установленном УПК РФ.
     Иная деятельность, направленная на противодействие преступности.
     К иной деятельности, осуществляемой органами прокуратуры и направленной на противодействие преступности, можно отнести:
* использование результатов криминологических и других исследований с целью внесения коррективов в формы и методы надзора, а также координационную деятельность по борьбе с преступностью;
* внедрение новых форм и методов работы по предупреждению преступности;
* организация повышения профессиональной подготовки прокурорских работников с учётом состояния преступности, изменений в организации надзора и превентивной деятельности и т.д.
     В целях своевременного предупреждения и профилактики преступлений, выявления сведений об их совершении, о нарушениях уголовно-процессуального законодательства и оперативного принятия мер прокурорского реагирования целесообразно проведение регулярного мониторинга опубликован.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%