- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Система экологического менеджмента на мясоперерабатывающем предприятии на примере ООО ГЛАВМЯСТОРГ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000446 |
Тема: | Система экологического менеджмента на мясоперерабатывающем предприятии на примере ООО ГЛАВМЯСТОРГ |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет информационных технологий и техносферной безопасности Кафедра социальной экологии и природопользования ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой д-р биол. наук, профессор ___________ В.М.Зубкова « 10 » июня 2015 г БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему: СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ГЛАВМЯСТОРГ» Направление подготовки 022000.62 – Экология и природопользование Выполнил студент ____________ А.А. Тряпкин (подпись) Научный руководитель д-р ист. наук, профессор ____________ Г.Г. Провадкин (подпись) Москва 2015 Содержание Введение 3 1. Экологический менеджмент предприятий перерабатывающей промышленности 5 1.1 Понятие экологического менеджмента 5 1.2 Стандарты систем экологического менеджмента 11 1.3 Система экологического менеджмента в России и мире 24 1.4 Преимущества внедрения экологического менеджмента на предприятии 28 2 Анализ системы экологического менеджмента ООО «Главмясторг» 31 2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 31 2.2. Организация производственного процесса 40 2.3. Экологическая политика предприятия 43 3. Управление качеством окружающей природной среды на предприятии 61 3.1 Производственно-экологический контроль состояния окружающей природной среды 61 3.2 Ограничения природопользования на территориях предприятия 66 3.3 Природоохранные мероприятия, применяемые на предприятии 71 Заключение 72 Список литературы 76 Введение В настоящее время в условиях активизации воздействия техногенных факторов на окружающий природный мир, динамичным развитием отраслей промышленности, транспорта и сельского хозяйства с пространство окружающей среды выбрасывается большое количество вредных веществ, что разумеется, приводит к дисбалансам в экосистеме. Найтиэтот баланс призвано новое направление в управлении организацией экологический менеджмент. Внедрение системы экологического менеджмента (СЭМ) - сложный процесс, влекущий за собой изменение структуры и производственных отношений внутри организации. Успех этого процесса зависит от степени заинтересованности руководства предприятия и мотивации, участвующих в разработке СЭМ сотрудников. Растущее вмешательство человека в окружающую среду является предпосылкой надвигающегося экологического кризиса. В связи с этим огромное значение приобретают исследования в области экономической оценки природных ресурсов и воздействия на окружающую среду. 11е остался в стороне от данной проблематики и «Вестник Марийского государственного технического университета», опубликовавший интересные работы по экономической оценке ресурсов пресной воды [1J и проблемам проявления внешних эффектов на местном уровне [2]. В данной работе продолжено научное обсуждение проблем экстернальной экономики, в частности внешних эффектов, связанных с негативным воздействием на окружающую среду. Загрязнение окружающей среды является классическим негативным внешним эффектом, свидетельствующим о переходе обществом предела, определяемого ассимиляционным потенциалом природы, и указывающим на необходимость создания механизмов регулирования доступа к этому ограниченному ресурсу. Наличие внешних эффектов (экстерналий) это всегда проявление экономической неэффективности. Негативные экологические экстерналии являются платой общества за функционирование экономики в загрязненной среде. По имеющимся оценкам, ее величина для РФ составляет около 10 % ВВП (3J. Важным выводом экономической теории является необходимость регулирования внешних эффектов. Поскольку экономические агенты - источники внешних эффектов С Ховавко И. К).. 2011. не заинтересованы в снижении/ликвидации отрицательных внешних эффектов, необходим комплекс мер по их принуждению к этому. Функция принуждения возлагается на государство, а механизмом принуждения выступает система экологического регулирования - комплекс правовых, административных и экономических мер, определяющих систему требовании (ограничений) по ведению разнообразных видов человеческой деятельности. Этот комплекс мер должен обеспечить интернализацию внешних эффектов: перенесение внешних издержек во внутренние издержки источника экстерналий и, тем самым, создать недостающую в результате «провалов рынка» обратную связь. Высокий уровень загрязнения в нашей стране показывает, что действующий механизм экологического регулирования недостаточно эффективен и нуждается в совершенствовании. В этой связи изучение инструментария экологического регулирования представляется чрезвычайно актуальным. Целью работы является оценка возможностей использования имеющихся инструментов экологического регулирования для решения проблемы интернализации внешних экологических эффектов. Для достижения цели исследования автором решены следующие задачи: проведен анализ теоретических подходов к интернализации внешних эффектов: определены области применения известных инструментов интернализации; оценены сильные и слабые стороны их практического использования. Методика исследовании. При проведении данного исследования автор изучил теоретические научные труды зарубежных и российских ученых в области экетерналь- ной экономики, а также материалы, касающиеся опыта практического применения инструментов экологического регулирования в развитых странах. Методологической базой исследования является системный подход к проблемам взаимодействия общества и природы. Интерпретации результатов исследовании и их анализ. Па сегодняшний день выделяют три основных подхода к интернализации внешних экологических эффектов. Это. во-первых, прямое регулирование. использующее правила, запреты, ограничения для коррекции поведения источника экстерналий. Во-вторых, это использование экономических инструментов регулирования. Основным способом воздействия экономических (рыночных) инструментов является коррекция ценообразования и распределения ресурсов. На развитых рынках появилось третье направление интернализации внешних эффектов, которое можно назвать институциональным. К ним относятся программы раскрытия информации (информация источника загрязнения становится всеобщим достоянием), программы, продвигающие сведения о производителе (экологическая маркировка) и добровольные инициативы бизнеса. Прямое регулирование. Прямое регулирование определяет допустимое поведение и устанавливает наказание за нарушение правил поведения. Оно охватывает широкий круг инструментов управления прямого действия, устанавливаемых экологическим законодательством. Законодательство формулирует свои цели по достижению определенного качества окружающей среды в технических и производственных нормах и нормативах, экологических стандартах и требованиях, которые призваны ограничить свободу выбора хозяйствующего субъекта. Необходимым условием эффективности применения методов прямого регулирования является строгий контроль за соблюдением требований законодательства и установление достаточно жестких мер ответственности за их нарушение. Самым распространенным инструментом являются нормативы (стандарты). Обычно выделяют два вида стандартов: стандарты качества окружающей среды (ambientstandards) и нормативы (стандарты) выбросов (emissionstandards). Первые характерн- зуют качество окружающей среды (нормативы предельно допустимых выбросов (ПДК)). Вторые определяют ограничения на поступление загрязняющих веществ в окружающую среду от различных источников. В свою очередь нормативы выбросов делятся на два вида: 1) количественные ограничения на объем или концентрацию выбросов (performancestandards) и 2) технологические стандарты на оборудование или технологические процессы (technologystandards). Примером количественного нормирования выбросов являются производственно- хозяйственные нормативы в ГФ. которые предприятия обязаны за свой счет разработать. согласовать и утвердить. Индивидуальные производственно-хозяйственные нормативы базируются на представлениях о безопасном для человека качестве окружающей среды и на современных знаниях о процессах рассеивания загрязняющих веществ в окружающей среде. Российские нормативы ПДК более строгие в сравнении с зарубежными аналогами. К примеру, предельно допустимая концентрация (среднесуточная) диоксида азота в РФ составляет 0,04 мг/м\ а в Японии и Швейцарии - 0,08, в Канаде - 0,16 [4. с. 271]. В результате устанавливаемые производственно-хозяйственные нормативы весьма жестки. Это положение послужило обоснованием введения так называемых временно согласованных выбросов/лимитов в целях поэтапного достижения стандартов качества окружающей среды. Однако допустимость установления временных нормативов, приближенных к фактическому уровню загрязнения, заметно снизила стимулы проведения природоохранных мероприятии, нацеленных на снижение загрязнения. Излишняя административная свобода в установлении целей снижения загрязнения свела на нет основное достоинство нормирования надежность в обеспечении заданного уровня выбросов. Примером технологического нормирования являются нормативы наилучших доступных технологий, широко применяемые в западных странах. В европейских странах, например, выдача разрешении на право хозяйственной деятельности осуществляется на основании технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий. К таким технологиям относятся «наиболее эффективные новейшие разработки для различных видов деятельности, процессов и способов функционирования, которые свидетельствуют о практической целесообразности использования конкретных технологий в качестве базы для установления разрешений на выбросы,'сбросы с целью предотвращения загрязнения, или. когда предотвращение практически невозможно, минимизации выбросов/ сбросов в окружающую среду в целом» [5, с. 27]. Технологическое нормирование, не обладая эффективностью по затратам, способствует внедрению передовых технологий и. тем самым, позволяет быстро обеспечить реализацию цели снижение выбросов. Оценивая методы прямого регулирования, можно констатировать, что они а) не обеспечивают минимизацию экологических издержек; б) не стимулируют снижение загрязнения сверх уровня, установленного нормативами (стандартами); в) отличаются высокими издержками администрирования и контроля. Однако эти методы позволяют (при эффективном контроле) гарантированно достигать целевых стандартов качества среды за фиксированный промежуток времени. Последнее свойство особенно важно на начальных этапах проведения природоохранной политики, когда важно быстро нормализовать экологическую ситуацию. Экономические инструменты. Любой инструмент, меняющий поведение экономических агентов путем воздействия на их мотивацию, может быть определен как экономический инструмент. Рассмотрим подробнее инструменты, широко применяемые для регулирования выбросов загрязняющих веществ: плату за выбросы (налог Пнгу) и торгуемые разрешения. Деятельность в области экологического менеджмента уже на первых этапах приводит к существенным экономическим эффектам вследствие экономии материалов и энергетических ресурсов, повышения качества продукции и производительности труда, сокращения потерь, брака, экологических платежей, штрафных санкций, количества аварий и затрат на ликвидацию их последствий. Внедрение международных стандартов ИСО14000 на российских предприятиях сегодня становится необходимостью, ведь они не только обеспечивают положительный имидж предприятия, но и служат своего рода пропуском на европейский рынок. Проблема вредного воздействия на окружающую среду особенно остро встает в случае, если человек вынужден жить в непосредственной близости от производства. Система управления предприятием в соответствии с требованиями серии стандартов ГОСТ Р ИСО 14000 гарантирует и качество продукции, и обеспечение охраны окружающей среды. А это, в свою очередь, дает возможность производителям выйти на рынок так называемой «зеленой» (green) продукции. Растущее вмешательство человека в окружающую среду является предпосылкой надвигающегося экологического кризиса. В связи с этим огромное значение приобретают исследования в области экономической оценки природных ресурсов и воздействия на окружающую среду. 11е остался в стороне от данной проблематики и «Вестник Марийского государственного технического университета», опубликовавший интересные работы по экономической оценке ресурсов пресной воды [1J и проблемам проявления внешних эффектов на местном уровне [2]. В данной работе продолжено научное обсуждение проблем экстернальной экономики, в частности внешних эффектов, связанных с негативным воздействием на окружающую среду. Загрязнение окружающей среды является классическим негативным внешним эффектом, свидетельствующим о переходе обществом предела, определяемого ассимиляционным потенциалом природы, и указывающим на необходимость создания механизмов регулирования доступа к этому ограниченному ресурсу. Наличие внешних эффектов (экстерналий) это всегда проявление экономической неэффективности. Негативные экологические экстерналии являются платой общества за функционирование экономики в загрязненной среде. По имеющимся оценкам, ее величина для РФ составляет около 10 % ВВП (3J. Важным выводом экономической теории является необходимость регулирования внешних эффектов. Поскольку экономические агенты - источники внешних эффектов С Ховавко И. К).. 2011. не заинтересованы в снижении/ликвидации отрицательных внешних эффектов, необходим комплекс мер по их принуждению к этому. Функция принуждения возлагается на государство, а механизмом принуждения выступает система экологического регулирования - комплекс правовых, административных и экономических мер, определяющих систему требовании (ограничений) по ведению разнообразных видов человеческой деятельности. Этот комплекс мер должен обеспечить интернализацию внешних эффектов: перенесение внешних издержек во внутренние издержки источника экстерналий и, тем самым, создать недостающую в результате «провалов рынка» обратную связь. Высокий уровень загрязнения в нашей стране показывает, что действующий механизм экологического регулирования недостаточно эффективен и нуждается в совершенствовании. В этой связи изучение инструментария экологического регулирования представляется чрезвычайно актуальным. Целью работы является оценка возможностей использования имеющихся инструментов экологического регулирования для решения проблемы интернализации внешних экологических эффектов. Для достижения цели исследования автором решены следующие задачи: проведен анализ теоретических подходов к интернализации внешних эффектов: определены области применения известных инструментов интернализации; оценены сильные и слабые стороны их практического использования. Методика исследовании. При проведении данного исследования автор изучил теоретические научные труды зарубежных и российских ученых в области экетерналь- ной экономики, а также материалы, касающиеся опыта практического применения инструментов экологического регулирования в развитых странах. Методологической базой исследования является системный подход к проблемам взаимодействия общества и природы. Интерпретации результатов исследовании и их анализ. Па сегодняшний день выделяют три основных подхода к интернализации внешних экологических эффектов. Это. во-первых, прямое регулирование. использующее правила, запреты, ограничения для коррекции поведения источника экстерналий. Во-вторых, это использование экономических инструментов регулирования. Основным способом воздействия экономических (рыночных) инструментов является коррекция ценообразования и распределения ресурсов. На развитых рынках появилось третье направление интернализации внешних эффектов, которое можно назвать институциональным. К ним относятся программы раскрытия информации (информация источника загрязнения становится всеобщим достоянием), программы, продвигающие сведения о производителе (экологическая маркировка) и добровольные инициативы бизнеса. Прямое регулирование. Прямое регулирование определяет допустимое поведение и устанавливает наказание за нарушение правил поведения. Оно охватывает широкий круг инструментов управления прямого действия, устанавливаемых экологическим законодательством. Законодательство формулирует свои цели по достижению определенного качества окружающей среды в технических и производственных нормах и нормативах, экологических стандартах и требованиях, которые призваны ограничить свободу выбора хозяйствующего субъекта. Необходимым условием эффективности применения методов прямого регулирования является строгий контроль за соблюдением требований законодательства и установление достаточно жестких мер ответственности за их нарушение. Самым распространенным инструментом являются нормативы (стандарты). Обычно выделяют два вида стандартов: стандарты качества окружающей среды (ambientstandards) и нормативы (стандарты) выбросов (emissionstandards). Первые характерн- зуют качество окружающей среды (нормативы предельно допустимых выбросов (ПДК)). Вторые определяют ограничения на поступление загрязняющих веществ в окружающую среду от различных источников. В свою очередь нормативы выбросов делятся на два вида: 1) количественные ограничения на объем или концентрацию выбросов (performancestandards) и 2) технологические стандарты на оборудование или технологические процессы (technologystandards). Примером количественного нормирования выбросов являются производственно- хозяйственные нормативы в ГФ. которые предприятия обязаны за свой счет разработать. согласовать и утвердить. Индивидуальные производственно-хозяйственные нормативы базируются на представлениях о безопасном для человека качестве окружающей среды и на современных знаниях о процессах рассеивания загрязняющих веществ в окружающей среде. Российские нормативы ПДК более строгие в сравнении с зарубежными аналогами. К примеру, предельно допустимая концентрация (среднесуточная) диоксида азота в РФ составляет 0,04 мг/м\ а в Японии и Швейцарии - 0,08, в Канаде - 0,16 [4. с. 271]. В результате устанавливаемые производственно-хозяйственные нормативы весьма жестки. Это положение послужило обоснованием введения так называемых временно согласованных выбросов/лимитов в целях поэтапного достижения стандартов качества окружающей среды. Однако допустимость установления временных нормативов, приближенных к фактическому уровню загрязнения, заметно снизила стимулы проведения природоохранных мероприятии, нацеленных на снижение загрязнения. Излишняя административная свобода в установлении целей снижения загрязнения свела на нет основное достоинство нормирования надежность в обеспечении заданного уровня выбросов. Примером технологического нормирования являются нормативы наилучших доступных технологий, широко применяемые в западных странах. В европейских странах, например, выдача разрешении на право хозяйственной деятельности осуществляется на основании технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий. К таким технологиям относятся «наиболее эффективные новейшие разработки для различных видов деятельности, процессов и способов функционирования, которые свидетельствуют о практической целесообразности использования конкретных технологий в качестве базы для установления разрешений на выбросы,'сбросы с целью предотвращения загрязнения, или. когда предотвращение практически невозможно, минимизации выбросов/ сбросов в окружающую среду в целом» [5, с. 27]. Технологическое нормирование, не обладая эффективностью по затратам, способствует внедрению передовых технологий и. тем самым, позволяет быстро обеспечить реализацию цели снижение выбросов. Оценивая методы прямого регулирования, можно констатировать, что они а) не обеспечивают минимизацию экологических издержек; б) не стимулируют снижение загрязнения сверх уровня, установленного нормативами (стандартами); в) отличаются высокими издержками администрирования и контроля. Однако эти методы позволяют (при эффективном контроле) гарантированно достигать целевых стандартов качества среды за фиксированный промежуток времени. Последнее свойство особенно важно на начальных этапах проведения природоохранной политики, когда важно быстро нормализовать экологическую ситуацию. Экономические инструменты. Любой инструмент, меняющий поведение экономических агентов путем воздействия на их мотивацию, может быть определен как экономический инструмент. Рассмотрим подробнее инструменты, широко применяемые для регулирования выбросов загрязняющих веществ: плату за выбросы (налог Пнгу) и торгуемые разрешения. Целью дипломного проекта является разработка системы экологического менеджмента на малом мясоперерабатывающем предприятии ООО «Главмясторг», выпускающем замороженные полуфабрикаты, колбасные изделия и мясные варено-копченые продукты. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: * Изучение экологических аспектов деятельности ООО «Главмясторг»; * изучение природоохранных мероприятий, применяемых на предприятии. При написании работы были использованы нормативно-правовые акты, регламенты, бухгалтерская и проектная документация предприятия ООО «Главмясторг». 1. Экологический менеджмент предприятий перерабатывающей промышленности 1.1 Понятие экологического менеджмента В соответствии со стандартами – системой менеджмента называется совокупность взаимосвязанных элементов, применяемых с целью установления политики, целей и задач. Растущее вмешательство человека в окружающую среду является предпосылкой надвигающегося экологического кризиса. В связи с этим огромное значение приобретают исследования в области экономической оценки природных ресурсов и воздействия на окружающую среду. 11е остался в стороне от данной проблематики и «Вестник Марийского государственного технического университета», опубликовавший интересные работы по экономической оценке ресурсов пресной воды [1J и проблемам проявления внешних эффектов на местном уровне [2]. В данной работе продолжено научное обсуждение проблем экстернальной экономики, в частности внешних эффектов, связанных с негативным воздействием на окружающую среду. Загрязнение окружающей среды является классическим негативным внешним эффектом, свидетельствующим о переходе обществом предела, определяемого ассимиляционным потенциалом природы, и указывающим на необходимость создания механизмов регулирования доступа к этому ограниченному ресурсу. Наличие внешних эффектов (экстерналий) это всегда проявление экономической неэффективности. Негативные экологические экстерналии являются платой общества за функционирование экономики в загрязненной среде. По имеющимся оценкам, ее величина для РФ составляет около 10 % ВВП (3J. Важным выводом экономической теории является необходимость регулирования внешних эффектов. Поскольку экономические агенты - источники внешних эффектов С Ховавко И. К).. 2011. не заинтересованы в снижении/ликвидации отрицательных внешних эффектов, необходим комплекс мер по их принуждению к этому. Функция принуждения возлагается на государство, а механизмом принуждения выступает система экологического регулирования - комплекс правовых, административных и экономических мер, определяющих систему требовании (ограничений) по ведению разнообразных видов человеческой деятельности. Этот комплекс мер должен обеспечить интернализацию внешних эффектов: перенесение внешних издержек во внутренние издержки источника экстерналий и, тем самым, создать недостающую в результате «провалов рынка» обратную связь. Высокий уровень загрязнения в нашей стране показывает, что действующий механизм экологического регулирования недостаточно эффективен и нуждается в совершенствовании. В этой связи изучение инструментария экологического регулирования представляется чрезвычайно актуальным. Целью работы является оценка возможностей использования имеющихся инструментов экологического регулирования для решения проблемы интернализации внешних экологических эффектов. Для достижения цели исследования автором решены следующие задачи: проведен анализ теоретических подходов к интернализации внешних эффектов: определены области применения известных инструментов интернализации; оценены сильные и слабые стороны их практического использования. Методика исследовании. При проведении данного исследования автор изучил теоретические научные труды зарубежных и российских ученых в области экетерналь- ной экономики, а также материалы, касающиеся опыта практического применения инструментов экологического регулирования в развитых странах. Методологической базой исследования является системный подход к проблемам взаимодействия общества и природы. Интерпретации результатов исследовании и их анализ. Па сегодняшний день выделяют три основных подхода к интернализации внешних экологических эффектов. Это. во-первых, прямое регулирование. использующее правила, запреты, ограничения для коррекции поведения источника экстерналий. Во-вторых, это использование экономических инструментов регулирования. Основным способом воздействия экономических (рыночных) инструментов является коррекция ценообразования и распределения ресурсов. На развитых рынках появилось третье направление интернализации внешних эффектов, которое можно назвать институциональным. К ним относятся программы раскрытия информации (информация источника загрязнения становится всеобщим достоянием), программы, продвигающие сведения о производителе (экологическая маркировка) и добровольные инициативы бизнеса. Прямое регулирование. Прямое регулирование определяет допустимое поведение и устанавливает наказание за нарушение правил поведения. Оно охватывает широкий круг инструментов управления прямого действия, устанавливаемых экологическим законодательством. Законодательство формулирует свои цели по достижению определенного качества окружающей среды в технических и производственных нормах и нормативах, экологических стандартах и требованиях, которые призваны ограничить свободу выбора хозяйствующего субъекта. Необходимым условием эффективности применения методов прямого регулирования является строгий контроль за соблюдением требований законодательства и установление достаточно жестких мер ответственности за их нарушение. Самым распространенным инструментом являются нормативы (стандарты). Обычно выделяют два вида стандартов: стандарты качества окружающей среды (ambientstandards) и нормативы (стандарты) выбросов (emissionstandards). Первые характерн- зуют качество окружающей среды (нормативы предельно допустимых выбросов (ПДК)). Вторые определяют ограничения на поступление загрязняющих веществ в окружающую среду от различных источников. В свою очередь нормативы выбросов делятся на два вида: 1) количественные ограничения на объем или концентрацию выбросов (performancestandards) и 2) технологические стандарты на оборудование или технологические процессы (technologystandards). Примером количественного нормирования выбросов являются производственно- хозяйственные нормативы в ГФ. которые предприятия обязаны за свой счет разработать. согласовать и утвердить. Индивидуальные производственно-хозяйственные нормативы базируются на представлениях о безопасном для человека качестве окружающей среды и на современных знаниях о процессах рассеивания загрязняющих веществ в окружающей среде. Российские нормативы ПДК более строгие в сравнении с зарубежными аналогами. К примеру, предельно допустимая концентрация (среднесуточная) диоксида азота в РФ составляет 0,04 мг/м\ а в Японии и Швейцарии - 0,08, в Канаде - 0,16 [4. с. 271]. В результате устанавливаемые производственно-хозяйственные нормативы весьма жестки. Это положение послужило обоснованием введения так называемых временно согласованных выбросов/лимитов в целях поэтапного достижения стандартов качества окружающей среды. Однако допустимость установления временных нормативов, приближенных к фактическому уровню загрязнения, заметно снизила стимулы проведения природоохранных мероприятии, нацеленных на снижение загрязнения. Излишняя административная свобода в установлении целей снижения загрязнения свела на нет основное достоинство нормирования надежность в обеспечении заданного уровня выбросов. Примером технологического нормирования являются нормативы наилучших доступных технологий, широко применяемые в западных странах. В европейских странах, например, выдача разрешении на право хозяйственной деятельности осуществляется на основании технологического нормирования на основе наилучших доступных технологий. К таким технологиям относятся «наиболее эффективные новейшие разработки для различных видов деятельности, процессов и способов функционирования, которые свидетельствуют о практической целесообразности использования конкретных технологий в качестве базы для установления разрешений на выбросы,'сбросы с целью предотвращения загрязнения, или. когда предотвращение практически невозможно, минимизации выбросов/ сбросов в окружающую среду в целом» [5, с. 27]. Технологическое нормирование, не обладая эффективностью по затратам, способствует внедрению передовых технологий и. тем самым, позволяет быстро обеспечить реализацию цели снижение выбросов. Оценивая методы прямого регулирования, можно констатировать, что они а) не обеспечивают минимизацию экологических издержек; б) не стимулируют снижение загрязнения сверх уровня, установленного нормативами (стандартами); в) отличаются высокими издержками администрирования и контроля. Однако эти методы позволяют (при эффективном контроле) гарантированно достигать целевых стандартов качества среды за фиксированный промежуток времени. Последнее свойство особенно важно на начальных этапах проведения природоохранной политики, когда важно быстро нормализовать экологическую ситуацию. Экономические инструменты. Любой инструмент, меняющий поведение экономических агентов путем воздействия на их мотивацию, может быть определен как экономический инструмент. Рассмотрим подробнее инструменты, широко применяемые для регулирования выбросов загрязняющих веществ: плату за выбросы (налог Пнгу) и торгуемые разрешения. Система менеджмента включает в себя организационную структуру, деятельность по планированию, распределение ответственности, практики, процедуры, процессы и ресурсы[2]. Экологический менеджмент является одним из видов специального менеджмента, представляет собой часть общей системы менеджмента, изучающего основные принципы и закономерности управления. Общей целью экологического менеджмента является гармоничное сосуществование человека, общества и природы, при котором удовлетворяются жизненные потребности людей без ущерба будущим поколениям [2]. Растущее вмешательство человека в окружающую среду является предпосылкой надвигающегося экологического кризиса. В связи с этим огромное значение приобретают исследования в области экономической оценки природных ресурсов и воздействия на окружающую среду. 11е остался в стороне от данной проблематики и «Вестник Марийского государственного технического университета», опубликовавший интересные работы по экономической оценке ресурсов пресной воды [1J и проблемам проявления внешних эффектов на местном уровне [2]. В данной работе продолжено научное обсуждение проблем экстернальной экономики, в частности внешних эффектов, связанных с негативным воздействием на окружающую среду. Загрязнение окружающей среды является классическим негативным внешним эффектом, свидетельствующим о переходе обществом предела, определяемого ассимиляционным потенциалом природы, и указывающим на необходимость создания механизмов регулирования доступа к этому ограниченному ресурсу. Наличие внешних эффектов (экстерналий) это всегда проявление экономической неэффективности. Негативные экологические экстерналии являются платой общества за функционирование экономики в загрязненной среде. По имеющимся оценкам, ее величина для РФ составляет около 10 % ВВП (3J. Важным выводом экономической теории является необходимость регулирования внешних эффектов. Поскольку экономические агенты - источники внешних эффектов С Ховавко И. К).. 2011. не заинтересованы в снижении/ликвидации отрицательных внешних эффектов, необходим комплекс мер по их принуждению к этому. Функция принуждения возлагается на государство, а механизмом принуждения выступает система экологического регулирования - комплекс правовых, административных и экономических мер, определяющих систему требовании (ограничений) по ведению разнообразных видов человеческой деятельности. Этот комплекс мер должен обеспечить интернализацию внешних эффектов: перенесение внешних издержек во внутренние издержки источника экстерналий и, тем самым, создать недостающую в результате «провалов рынка» обратную связь. Высокий уровень загрязнения в нашей стране показывает, что действующий механизм экологического регулирования недостаточно эффективен и нуждается в совершенствовании. В этой связи изучение инструментария экологического регулирования представляется чрезвычайно актуальным. Целью работы является оценка возможностей использования имеющихся инструментов экологического регулирования для решения проблемы интернализации внешних экологических эффектов. Для достижения цели исследования автором решены следующие задачи: проведен анализ теоретических подходов к интернализации внешних эффектов: определены области применения известных инструментов интернализации; оценены сильные и слабые стороны их практического использования. Методика исследовании. При проведении данного исследования автор изучил теоретические научные труды зарубежных и российских ученых в области экетерналь- ной экономики, а также материалы, касающиеся опыта практического применения инструментов экологического регулирования в развитых странах. Методологической базой исследования является системный подход к проблемам взаимодействия общества и природы. Интерпретации результатов исследовании и их анализ. Па сегодняшний день выделяют три основных подхода к интернализации внешних экологических эффектов. Это. во-первых, прямое регулирование. использующее правила, запреты, ограничения для коррекции поведения источника экстерналий. Во-вторых, это использование экономических инструментов регулирования. Основным способом воздействия экономических (рыночных) инструментов является коррекция ценообразования и распределения ресурсов. На развитых рынках появилось третье направление интернализации внешних эффектов, которое можно назвать институциональным. К ним относятся программы раскрытия информации (информация источника загрязнения становится всеобщим достоянием), программы, продвигающие сведения о производителе (экологическая маркировка) и добровольные инициативы бизнеса. Прямое регулирование. Прямое ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Разработка системы менеджмента в организации (на предприятии, в учреждении) (на примере ООО «Клиника Линлайн»
- Разработка системы менеджмента в организации (на предприятии, в учреждении) (на примере ООО «Клиника Линлайн»
- Система организации и нормирования труда на предприятии на примере МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования муниципального образования «Балезинский район»