- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Школьное ученическое самоуправление как средство развития коммуникации учащихся
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K015557 |
Тема: | Школьное ученическое самоуправление как средство развития коммуникации учащихся |
Содержание
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ПЕГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра педагогики и методики начального образования Направление ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА На тему:Школьное ученическое самоуправление как средство развития коммуникации учащихся 8-9 классов Студентка очной формы обучения Н.Ю. Цабаева Научный руководитель: Москва 2017 Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 9 I.1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ 9 I.2.ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ 14 I.3. Современный подход к содержанию и технологиям развития ученического самоуправления………………………………………………… I.4.Выводы по первой главе……………………………………………………………………… ГЛАВА IIМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 19 II.1.ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 19 II.2.ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 21 II.3.МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА 26 II.4. Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49 Введение На сегодняшний день одним из перспективных и очень важных проектов в образовании является создание и активное функционирование системы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общегообразования говорится «о необходимости приобщения обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участия в детско-юношеских организациях и движениях, в ученическом самоуправлении» [3]. Создание самоорганизующейся и открытой воспитательной системы управления школой помогает в формировании социально зрелой личности учащегося, так как именно в возрасте 14-15 лет ученики способны активно включаться в деятельность самоуправления. Об этом говорил президент В.В. Путин с посланием к Федеральному Собранию РФ: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить»[]. Открытая воспитательная система управления школойнаправлена на достижение высокого уровня коммуникативных знаний,удовлетворяющих индивидуальные потребности обучающихся, необходимых для успешной социализации в обществе и хорошей учебе.Для школьника ученическое самоуправление способствует формированию осознанной и четкой гражданской позиции, ценностного отношения не только к себе, но и всем окружающим. Посредством ученического самоуправления реализуется одна из наиболее перспективных задач – развитие коммуникацииребенка в обществе. Изучением различных аспектов школьного ученического самоуправления как средства развития коммуникации занимались такие исследователи отечественной школы, как Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева, А.И. Пискунов, П.А. Лебедев, историк детского движения Ю.В. Кудряшов(вопросы школьного движения).О стремлении развивать самодеятельность детей писали известные педагоги П.Ф. Каптерев в книге «Об общественном и нравственном развитии и воспитании личности» [] и В.М. Бахтерева в своем труде «Вопросы общественного воспитания» []. А.В. Мудрик, С.А. Горохова, Т.А. Карбушева занимались вопросом коммуникативной активности школьников. Однако, специального исследования, посвященного школьному ученическому самоуправлению, как средству развития коммуникации школьников, не проводилось. Таким образом, анализ научно-теоретических исследований свидетельствует о недостаточной изученности развития коммуникации учащихся8-9 классов посредством школьного ученического самоуправления, что и составляет проблему нашего исследования. Актуальность данной работы состоит в том, чтобы показать наиболее эффективные способы развития коммуникации учащихся 8-9 классов посредством школьного ученического самоуправления. Цель данного исследования: выявить способы развития коммуникации учащихся 8-9 классов посредствомшкольного ученического самоуправления. Объектом исследования является развитие коммуникацииучащихся 8-9 классов Предмет исследования: развитие коммуникации учащихся 8-9 классов через систему школьного ученического самоуправления. Гипотеза данного исследования основана на предположении о том, что: 1) школьное ученическое самоуправление является наиболее целесообразным для развития коммуникаций школьников 8-9 классов; 2) развитие коммуникации учащихся будут формироваться наиболее результативно, еслиИспользовать/применить при организации школьного ученического самоуправления … (что конкретно? Такие-то методы, такие-то формы работы и т.д.) Это зависит от содержания вашего практического параграфа и эксперимента. В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой исследования были определены задачи: 1) рассмотреть особенности развития коммуникациидетей среднего школьного возраста; 2) изучить сущность и историю становления школьного ученического самоуправления; 3) рассмотреть современный подход к содержанию и технологиям развития ученического самоуправления; 4) выявить особенности организации школьного ученического самоуправления в средней школе; 5) определить возможности развития коммуникации учащихся 8-9 классовпосредством организации школьного ученического самоуправления; 6) провести и описать эксперимент. В качестве теоретической и методологической основы нашего исследования выступили труды таких авторов, как:А.С. Прутченков, С.Ю.Дивногорцева, И.В. Руденко, Л.В. Алиева и др. В работе использовались следующие методы исследования: аналитические (анализ и обобщение учебно-методической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, анализ практического педагогического опыта, а также государственных официальных документов, и программ); эмпирические (наблюдение, анкетирование учащихся средней школы, беседа); педагогический эксперимент; методы графической обработки экспериментальных данных. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе: - выделены и охарактеризованы особенности развития коммуникации у детей 8-9 классов в рамках организации школьного ученического самоуправления; - предложены способы развития коммуникации у детей 8-9 классов с помощью включения в процесс школьного ученического самоуправления … (чего? специальных форм, методов взаимодействия?) …потом допишем, как проведете эксперимент Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нём теоретические положения и выводы, а также практические разработки: - могут быть применены в учебном процессе среднейшколы; - могут послужить основой для проведения дальнейших научных исследований. Основной базой опытно-экспериментальной работы явилась ГБОУ Школа №2092 им. И.Н. Кожедуба города Москвы. Структура работы состоит из введения, главы I (включающей четыре параграфа), главы II (включающей четыре параграфа), заключения и списка литературы, включающего … наименования, а также … приложения. Глава I. Теоретические основы развития коммуникации учащихся и школьного ученического самоуправления 1.1. Особенности развития коммуникации учащихся 8-9 классов Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 4). В соответствии с «Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2016—2020 годы»[2], развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой. Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся, что обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей жизни в обществе, такие качества называются коммуникационные. Понятие «коммуникация», без преувеличения, можно считать важным компонентом жизнедеятельности современного человека. Она является основой связи и взаимоотношений в обществе. Все виды деятельности человека в окружающем мире пронизаны коммуникацией. Дадим определение данному понятию. Так, Чарльз Кули, будучи одним из представителей американской социологии, говорил, что «коммуникация – это механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени. Он включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, а также самые последние достижения по завоеванию пространства и времени»[]. Конецкая В.П. трактует понятие «коммуникация» как «социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств» []. Коммуникативный процесс изучала исследователь Кремлева С.О. и заключила, что «коммуникация – это деятельность, имеющая цель, необязательно осознаваемую, предполагающая одного или более участников и заключающаяся в посылке и получении разного рода сообщений, которые используют различные каналы, могут искажаться под воздействием шума, существуют в некотором контексте, оказывают определенный эффект на адресата и оставляют возможности для обратной связи»[]. БиологиН.Гауэри Д.Льюис понимают коммуникацию как «передачу сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов» []. Американский ученый Т. Шибутани под коммуникацией понимает «прежде всегоспособ деятельности, который облегчает взаимное приспособление деятельности людей... Это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности»[]. Позиция А.В. Соколова заключается в следующем: он считает, что «общение – это одна из форм коммуникационной деятельности. В основе выделения этих форм лежат целевые установки партнеров по коммуникации»[]. Обобщая вышесказанное, заключим, что под термином«коммуникация» в своей работе мы будем понимать информационный обмен данными между людьми в обществе. Отдельным термином рассмотрим коммуникацию в организации. Г. Аммельбург определяет данное значение как «информационные взаимодействия, в которые люди вступают при выполнении своих функциональных обязанностей или должностных инструкций»[]. Дополним понятие «коммуникация» понятием «коммуникация в организации». Тогда«коммуникация» – это функция управления, которая с помощью взаимодействия членов общества между собой позволяет обеспечить их прочную связь. Относительно ученического самоуправления коммуникационную связь будем понимать как организацию группы людей, которые в ходе своей деятельности достигают общую цель или цели. Коммуникация учащихся может развиваться практически во всех видах деятельности школьного самоуправления. Оно развивается быстрее тогда, когда сфера интересов школьников ярко выражена. Проявление коммуникаций учеников могут быть самыми разнообразными, но их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Другими словами, вся деятельность школьного актива должна способствовать развитию коммуникационных качеств в личности ребенка. Для этого надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом и тогда коммуникация детей начнет активно расти. Когда появляется новый участок работы — образуется новая среда коммуникаций. Особенностью коммуникативной компетентности является её способность формирования успешной деятельности личности в меняющихся условиях социального окружения. Развитие коммуникации учащихся является одним из главных направлений в современном образовании, так как общество требует наличия высокого уровня коммуникативной культуры у человека. Для качественно развитой коммуникации школьника необходима самореализация личности в обществе. А так как основное время дети проводят в учебном заведении, то школа является основным источником развития коммуникации. Для старших школьников в возрасте 15-16 лет обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшее время именно коммуникативная деятельность и ее сформированность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и успешной учебной и трудовой деятельности. Психолог А.Г. Самохвалова говорит о том, что именно «подростковый возраст – время активных межличностных контактов, группового общения, накопления коммуникативного опыта личности»[22]. Особую ценность в этом возрасте представляет общение. У подростков взаимоотношения выстраиваются через личностное общение. «Так как общение является специфическим видом межличностных отношений, то при совместной деятельности происходит выработка необходимых навыков социального взаимодействия»[]. Характерной особенностью развития коммуникативных отношений подростков является совместная деятельность. Так как при данном виде деятельности вырабатываются необходимые навыки взаимодействия друг с другом. В целом, общение молодых людей является коллективно-групповым (А.В. Мудрик) и выраженно оно стремлением к комфортному общению из неокрепшего «Я» к сильному «Мы». Подростковый период характерен выборочным общением, в основе которого лежат приоритетные ценности, личная выгода. Сам процесс коммуникации, рассматриваемый в данном возрасте, отражает одну из важнейших сторон личности – социальное происхождение. Потому как именно при процессе общения происходит формирование и развитие личности. К одной из тенденций подросткового возраста, так же относится и переориентация общения. Подростки акцентируют внимание на мнение ровесников, причем тех, кто более считается им ровней. Найдем подтверждение нашим словам в трудах А.В. Мудрика, который говорит, что «общение сверстников –специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными, вне общества сверстников, где взаимодействия строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать»[]. Отношения с ровесниками являются центром жизни подростка и во многом определяют остальные стороны деятельности и поведения. Исходя из вышесказанного, перейдем к рассмотрению коммуникативной культуры, которая является особой формой социальной культуры, так как охватывает все стороны взаимодействий и взаимоотношений людей, выполняет важные функции в жизни общества и человека. В настоящее время, коммуникативная культура занимает ведущее место в воспитании личности. Основная составляющая – умение согласовывать и соотносить свои действия с действиями других людей, воспринимать другого как партера коммуникации, расширять коммуникативные границы, а так же быть тактичным и гибким при взаимодействии в обществе. Справедливо заметил В.С. Библер, что коммуникативная культура характеризуется неповторимостью индивида. Одной из главных отличительных особенностей коммуникации подростков является «предъявляемое требование к собеседнику об обратной связи, предполагающей непосредственный отклик на их мысли, чувства, заботы и проблемы. По наличию обратной связи дети данного возраста устанавливают наличие или отсутствие желания другого человека разделить его трудности, войти в его положение и почувствовать его проблемы как свои собственные»[]. Из этого следует, что именно культура коммуникативной деятельности является наиболее успешной в период адаптации подростка в общественной жизни. Школьное самоуправление, а точнее активная деятельность в нем, позволяет развивать коммуникацию школьников через организацию школьных праздников, концертов, культурных встреч, а также с помощью взаимодействия между классами начальной школы, организации досуга детей младшего школьного возраста, взаимодействие с администрацией учебного заведения. При активной деятельности ученик раскрывает свой внутренний потенциал, выходит на более качественный уровень общения, как со сверстниками, так и с детьми помладше, учится решать конфликты и отстаивать свою точку зрения. При ведении диалога легко апеллирует аргументами и не боится высказывать свою точку зрения, интересоваться и узнавать что-то новое. Ученики становятся более открытыми и уверенными в себе личностями. Таким образом, воспитание коммуникативной культуры как стороны человеческой жизнедеятельности предполагает твердое убеждение в том, что ученическое самоуправление наилучшим образом помогает в достижении этой высокой цели. 1.2.Школьное ученическое самоуправление: сущность и история становления Прежде чем говорить о содержании и технологиях развития ученического самоуправления в современной школе,рассмотрим его сущность и историю становления. Школьное самоуправление, как понятие, вошло в педагогическую терминологию относительно недавно и трактуется совсем не однозначно. Так, согласно педагогическому словарю – это «форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей» [11, с. 254]. В.М. Коротов дает определение ученическому самоуправлению как методу организации воспитательного коллектива [6], когда Ю.П. Сокольников видитученическое самоуправление как способ организации деятельности школьников [12]. По мнению Л.И. Новиковой,самоуправление – это «разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля»[9].В.Т. Кабуштрактуетшкольное самоуправление как«самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации» [4]. Школьное ученическое самоуправление вносит неоценимый вклад в разностороннее развитее учащихся, которое формирует активность, самостоятельность детей. Ученическое самоуправление можно объяснить следующим образом: * как специфическое средство социального воспитания ребенка через овладение комплексом гражданских прав, обязанностей в различных социальных позициях субъекта деятельности. Например, члена детской организации, органа ученического самоуправления; * как форму самоорганизующейся детской среды. Самоуправление в школе – это «начальная модель» общественного самоуправления, через которую решается социально важная задача – готовить молодое поколение к жизни в обществе. Оно является особым типом управления, отражающее и реализующее цель, задачи, специфику и содержание деятельности по отношению к деятельности ребенка. Как и любая другая сфера управления, область ученического самоуправления ограничена рамками конкретного объединения и ориентирована на выполнение членами прав, обязанностей, традиций, добровольно ими принятых. «Важная особенность школьного ученического самоуправления – в органичном сочетании управления-руководства с организацией коллективной деятельности детей и взрослых, общественно и личностно значимой» [2, с.18]. Школьное самоуправление – это организация силами детей подготовки, проведения, подведения итогов коллективного творческого дела, определение новых перспектив. Это такая организация деятельности, в основе которой – инициатива, почин, самодеятельность, активность, самостоятельность, прежде всего, самих детей, их позиция – организаторов, творцов через доступные формы, способы, средства и органы ученического самоуправления. Самоуправление в школе – это и специфическая деятельность детей. Основными направлениями содержания самоуправленческой деятельностиявляются: * управление детским объединением; * организация коллективной деятельности; * самоорганизация каждого члена объединения; * формирование внутриколлективных отношений; * формирование органов самоуправления; * участие в разработке основных документов, программ, уставов, положений, законов, правил, прав, обязанностей; * осуществление связей, контактов с государственными и общественными структурами. Основой самоуправленческой деятельности в школьном ученическом самоуправлении являются«живые дела», в которых ребенок может проявить себя организатором, руководителем, ответственным за конкретный участок работы. С целью наиболее глубокого изучения проблемы ученического самоуправления в современных общеобразовательных организациях, перейдем к рассмотрению вопросовразработки школьного самоуправления в педагогической науке. Историю становления детского общественного движения в нашей стране можно разделить на несколько этапов: * 1 этап – относится к 10-ым годам 20 века. Характерной особенностью этого этапа стало возникновение детского общественного движения как новой формы социальной реальности; * 2 этап – относится к 20-ым началу 30-ых годов 20 века. В это время детское движение переросло в форму пионерства. И закрепилось как новое средство целенаправленного социального воспитания подрастающего поколения; * 3 этап – относится к 30-ым 80-ым годам 20 века. К этому времени пионерское детское движение достигло статуса «массовой монопольной общественной детской организации – специфической воспитательной системы, звена системы коммунистического воспитания подрастающего поколения» [2, с.12]; * 4 этап – приходится на 90-ые годы 20 века. В это время детское движение перешло на уровень саморазвития и проявлялось в многообразии форм, целей, видов и содержания направленное на социализацию детей. Зарождение детского общественного движения, как новой формы социальной реальности, представляло собой активное участие детей во всех областях их жизни. Период развития именно теоретической основы школьного самоуправления связан с именами выдающихся педагогов Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци. Ученическое самоуправление они представляли как четко организованные дисциплину и порядок в школьной организации силами учеников, направленную на приучение последних к самостоятельности и ответственности за принятие решений. Ближе ко второй половине 19 века отечественные учебные заведения стали организовывать ученические сообщества, взяв за основу детское самоуправление. Положительное влияние на отдельную личность, достигаемое через организацию самоуправляемого ученического сообщества, отмечали Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д.Ушинский. После октябрьской революции весомый вклад по развитию теоретической и практической составляющей ученического самоуправления внесли П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский и др. По мнению П.П. Блонского, «ученическое самоуправление является средством развития у учащихся внутренней убежденности в необходимости коллективной организации и дисциплинированности» [6, с. 35]. К.Н. Вентцель указывал на необходимость учета интересов и наклонностей воспитанников, предоставления им свободы выбора форм самоуправления. Назначение детского самоуправления П.Ф. Каптерев видел в развитии нравственных качеств, формировании гражданственности, воспитании коллективизма у учащихся. Необходимым условием успешной работы органов самоуправления он считал принцип добровольности при распределении общественных поручений. Заслугой В.Н. Сороки- Росинского в разработке вопросов самоуправления вколлективе является обоснование им принципа добровольчества в объединении детей, установление стадий организации воспитательного коллектива и выделении роли ученического самоуправления на каждой из стадий развития коллектива. С начала XX в. детское самоуправление получает широкое развитие в буржуазной школе США, Германии, Англии. С.И. Гессен, раскрывая типы детского самоуправления в данных странах, пишет, что в Виккерсдорфской школе Германии во главе стояла «школьная община», в которую входили все ученики и учителя, собиравшиеся или правлением школы, или по требованию одной трети имеющих право голоса. В этой школе господствовала полная свобода слова. Школьное самоуправление в американской системе «школьных общин» (school-citi-sistem) изначально было предназначено для того, чтобы обучать школьников основным правилам правопорядка и наглядно формировать у них представление о правах демократического государства. В связи с этим организация жизнедеятельности класса и школы копировали всю сложную машину американских государственных учреждений, представительный строй с его выборами, парламентскими прениями и т. д. Впоследствии это привело к упрощению самой государственной системы управления. Английские средние школы, как отмечает С.И. Гессен, дали пример широко растущей практики самоуправления в школах-пансионах. Современные формы этого самоуправления, по мнению автора, сложились в результате характерного вообще для английской культуры приспособления старинных обычаев и учреждений к требованиям времени. Это выражалось в осуществлении «префекториальной системы», состоящей в том, что заслуженные ученики старших классов назначались «префектами» или «консулами» и получали право надзора и власти над своими младшими товарищами [2]. Идея детского самоуправления не была чужда советской педагогической науке и практике, однако, реализация этой идеи ограничивалась идеологическими рамками. Говоря о самоуправлении, необходимо отметить вклад Н.К. Крупской в развитие теории детского самоуправления, которая высказывала мысль о том, что необходимо налаживать в школе такую коллективную жизнь ребят, которая опиралась бы на правильно поставленное самоуправление. Она подчеркивала, что детское самоуправление должно охватить всех школьников и, таким образом, не сводиться только к работе одних выборных комиссий [7]. Большой вклад в развитие самоуправления внес отечественный педагог А.С. Макаренко, чьи находки часто становились главным фактором создания самоуправления в детском коллективе. Он выявил и раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, стимулирование и т. д. Не утратили своего значения идеи А.С. Макаренко об организационном строении коллектива, органах его самоуправления, общем собрании, которые успешно практиковались в свое время. Участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива становится одним из важнейших принципов организации детского коллектива и деятельности, существовавших в то время пионерской и комсомольской организаций. Широкое распространение практика детского самоуправления получает в конце 1920-х гг. в единой трудовой школе. С середины 1930-х гг., как свидетельствуют исторические факты, описанные в учебно-методическом пособии И.В. Руденко «Введение в педагогику детского движения», начинается упадок детского самоуправления, обусловленный нарушением демократических принципов в руководстве школой и сведением воспитательной работы к учебной деятельности. В середине 1950-х гг. в деятельности органов ученического самоуправления появляются новые формы работы, связанные с сельской школой: производственные бригады, школьные подсобные хозяйства, которыми руководят общие собрания трудовых объединений, советы производственных бригад и др. В 1960-х гг., расширяется сфера деятельности органов детского самоуправления. В ученических коллективах каждый учащийся привлекается к участию в мероприятиях в роли ответственного организатора или консультанта в сфере тех дел, в которых он был более знающим и опытным. В 1970–1980-х гг., широкую известность получила «коммунарская методика» И.П. Иванова, обеспечивающая включение всех детей в активную неформальную деятельность и предполагающая чередование руководства и подчинения в процессе самоуправления, а также учет опыта проведения «ключевых дел». Ярким примером развития детского самоуправления на современном этапе развития школы является опыт В.А. Караковского, который считает, что «…самоуправление – это непременный признак, атрибут ученического коллектива, ибо, чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив»[8, с. 16]. Педагог уверен в том, что научить самоуправлению – значит научить «управлению собой»[8, с. 5], научить самовоспитанию. В.А. Караковский рассматривает самоуправление как средство самовоспитания личности, механизм вовлечения детей в «самоуправленческую деятельность». Это и дежурство, и выполнение поручений, и работа в органах ученического самоуправления. Согласно позиции отечественного педагога В.Д. Иванова, подлинное развитие самоуправления началось в нашем обществе в период перестройки, сущность которой заключается в демократизации всех сторон общественной, политической, экономической и духовной жизни, в повышении роли и значимости каждого человека. На современном этапе самоуправление в общеобразовательных учреждениях вышло на новый виток своего развития. Различные аспекты самоуправленческой деятельности рассматриваются многими педагогами современности. Так, М.И. Рожков в своих исследованиях раскрывает суть и содержание ученического самоуправления, где особое место уделеноклассному ученическому собранию. Л.В. Алиева[2] исследовала проблемы детского движения на основедетских общественных объединений. А.С. Прутченков[3] в своем учебно-методическом пособии рассматривает суть проблемы смешения двух форм детской социальной активности, сформированных в общеобразовательных учреждениях. А.В. Волохов, В.Н. Кочергин, Е.К. Степанова, И.И. Фришман[4]изучают теоретико-методические и практикоориентированные подходы к использованию в общественной практике технологий подготовки лидеров для работы в органах ученического самоуправления. Дружинин В.В.[5] освещает особенности исторического и современного опыта воспитательной работы с организацией детского ученического самоуправления. Изучение исторических концепций теорий отечественного детского движения позволило сделать вывод о том, что главное усилие детских общественных организаций направлены на то, чтобы помочь детям войти в общество, сформировать постоянное стремление к социальному творчеству через многообразие форм деятельности. Находясь в обществе, ребенок активно взаимодействует со всеми его членами, что в конечном итоге приводит к стремительному развитию коммуникационных связей. В свою очередь, такая связь может на практическом уровне помочь ребенку стать целеустремленной, яркой личностью, способной достичь высоких результатов. 1.3. Современный подход к содержанию и технологиям развития ученического самоуправления Россия на пороге ХХI века вступила на сложный путь социально-экономических реформ. Такой путь затрагивает все сферы жизни страны и общества в целом. Значительной составляющей в деле реформации занимает система образования, в которой особое внимание уделяется развитию ученического самоуправления. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общегообразования говорится «о необходимости приобщения обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участия в детско-юношеских организациях и движениях, в ученическом самоуправлении» [3, с.26].Школьное ученическое самоуправление вносит неоценимый вклад в разностороннее развитее учащихся, которое формирует активность, самостоятельность детей. Главной задачей общеобразовательной школы является не только обучение, но и воспитание школьника как высоконравственного, компетентного и творческого человека. Об этом говорил президент В.В. Путин с посланием к Федеральному Собранию РФ: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить»[6]. Ученическое самоуправление помогает решить эту задачу, поскольку через систему школьного управления перед учащимися открывается возможность самовыражения личности, возможность принятия решений и несение за них ответственности. По словам А.В. Седовой педагога-методиста Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Воробьевы горы», «участие в ученическом самоуправлении предполагает развитие управленческих навыков и умений у учащихся, приобщает к созданию целостного коллектива, сохранению традиций образовательной организации и трансляции опыта младшим товарищам»[7]. Самоуправление в школе – это «начальная модель» общественного самоуправления, через которую решается социально важная задача – готовить молодое поколение к жизни в обществе. Оно является особым типом управления, отражающее и реализующее цель, задачи, специфику и содержание деятельности по отношению к деятельности ребенка. Как и любая другая сфера управления, область ученического самоуправления ограничена рамками конкретного объединения и ориентирована на выполнение членами прав, обязанностей, традиций, добровольно ими принятых. На современном этапе самоуправление в общеобразовательных учреждениях вышло на новый виток своего развития. Различные аспекты развития самоуправленческой деятельности рассматриваются многими педагогами современности. Разберем некоторые особенности из тех, которые являются актуальными в практике школ. Ведущие методисты, такие как И.П. Иванов [8], А.Н. Тубельской [9], В.А. Караковский [10], разработали индивидуальные методики развития ученического самоуправления. Рассмотрим некоторые из них. И.П. Иванов в своей методике выделяет ряд важных принципов ученического самоуправления, которые несут в себе «социально полезную направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество»[8].Главным принципом ученического самоуправления И.П. Иванова считает опору на микроколлективы. Этопозволяет наилучшим образом раскрыть потенциал каждого ребенка. «Здесь главное - не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Каждый коллектив конкретной шк....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: