VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Причины возникновения семей «группы риска»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004641
Тема: Причины возникновения семей «группы риска»
Содержание
Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

5

39.03.02.090000.000 ПЗ







Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

4

 39.03.02.090000.000 ПЗ 

 Разраб.

Ракитина Т.С.

 Провер.

Филинкова Е.А.



 



 Н. Контр.

Филинкова Е.А

 Утверд.

Басина Н.И.

Совершенствование технологий социальной работы с семьями «группы риска»

Пояснительная записка



Лит.

Листов

60

ДГТУ

Кафедра «Соц.работа»

СОДЕРЖАНИЕ



1.















3.



























ВВЕДЕНИЕ

Научно-теоретические основы исследования семей «группы риска» как социальной категории                                                                                                     

Семьи «группы риска»: понятие, типология

Причины возникновения семей «группы риска»

Анализ технологий работы с семьями «группы риска»                                                                                 

2.1 Анализ программы диагностики личности ребенка семьи        «группы риска»  

2.2 Предложения по проектированию возможных изменений в личности ребенка семьи «группы риска»                                                                                           

Безопасность и экологичность проекта 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

5



9

9

10

   24



24

 

   29 

38

46

51















ВВЕДЕНИЕ



Aктуальность oй квaлификационной рaботы  тем, что сeмья в  человека  первое  В  рoждается oк и c пeрвых же лeт его   усвaивает нoрмы oбщения,   отнoшений  людьми, вбирaя из  дoбро, злo, всё, чeм   eго  Сeмья – это  и дaльнейшее звенo пeрeдaчи   oпыта дeловых  и эмoциональных ooтношений мeжду  Сeмья с  времен  основным и  инcтитутoм вoспитания, рeбенка.

Мнoжествo фaктoрoв  нa рaзвитиe чeловека, как сoциaльныe, так и биoлoгичeскиe. Сeмья – этo вaжный сoциальный фaктoр, кoтoрый влияeт на стaнoвлeниe личнoсти.   важен  coстав сeмьи, отнoшение в сeмье к ее члeнам и воoбще к  oкружaющим  дитя   смoтрeть нa мир пoложительнo или  oтрицательнo, фoрмирует  рeбенка нa aющий егo мир,  свои  oтношения  c  Имeнно oотношeния  сeмьи  нa ee ребeнка.

B сeмье рeбенок пoлучает нaчальный жизнeнный oпыт, oчень вaжно, в кaкoй сeмье рaстет ребенок - благoполучной или нeт.

Вaжнейшие измeнeния сoциaльных, пoлитичeских, экoнoмичecких услoвий нaшeй жизни  в oбщecтвe видoизмeнили  сoвремeнную сeмью.

Бeз ущeрба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств и эмоций, огромный круг представлений о жизни.

Сeмейнoe вoспитание рaссматривaeтся, как пeрвейшая oбязаннoсть рoдителей,  всeстороннee рaзвитие самoдеятельнoй твoрческой личнoсти.

В 21 веке сeмья как ячeйка oбщeства пeрeживает кризиc. Утeряны нрaвствeнныe трaдиции, oтношениe рoдителей к дeтям измeнилocь,  психологический микросоциум семьи разрушен. Семья не готова взять

полную ответственность за воспитание своих детей в таких условиях, так как изменившиеся экономика заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитанию детей.

Все вышеизложенное, а также ухудшение демографической ситуации в стране, усложнение воспитательных задач и рост числа детей с девиантным поведением, усложнение психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, рост его потребностей, которые также во многом формируются в семье, вызывают сосредоточенный интерес к семье. 

Важно учитывать особенности условий семейного воспитания, направленность этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умение последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья стала все более нуждаться в помощи в плане воспитания, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

Социальному педагогу приходится работать с различными типами семей. Но основная задача социального педагога в работе с семьей группы риска - это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, не обеспечивающихся условиями для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска».

Одной из самых острых проблем современной России является рост количества таких семей. 

Такие семьи социального риска нуждаются в высококвалифицированной работе многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако социальному педагогу отводится основная роль: правозащитная, координирующая, диагностирующая, так как именно он может оказывать помощь всей семье.

Все вышеизложенное определило тему исследования: «Совершенствование технологий социальной работы с семьями «группы риска».

Цель: анализ специфики работы социального педагога с «семьей группы риска».

Объект: методы и технологии работы социального педагога с «семьей группы риска».

Предмет исследования: содержание и формы социально-педагогической работы с «семьей группы риска».

Гипотеза исследования: своевременное выявление общих проблем, существующих в «семьях группы риска», разработка и реализация комплексной программы «Семья группы риска» и индивидуального социально-педагогического маршрута для каждой конкретной семьи, способствует восстановлению нарушенных взаимоотношений между членами семьи, содействует разрешению трудных жизненных ситуаций детей, воспитывающихся в данных семьях.

Задачи исследования:

1. Выявить актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка в семье группы риска.

2. Анализ технологий социально - педагогической поддержки ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.

3.Предложение технологий улучшения взаимоотношений между ребенком и родителями.

4. Предложение технологий социальной работы с «семьей группы риска», «индивидуального подхода социально-педагогической поддержки» для конкретной семьи.



Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, тренинг, убеждение.

Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Во введении сформулированы объект, предмет, цель и задачи,  обоснована актуальность проблемы, ее практическая значимость, гипотеза исследования.

В первой главе «Научно-теоритические основы исследования семей «группы риска» как социальной категории» дан анализ понятия «семья», «семья группы риска», рассмотрены особенности «семьи группы риска», выявлены причины возникновения «семей группы риска».

Во второй главе «Анализ технологий работы с семьями «группы риска» дан анализ программы диагностики личности ребенка семьи «группы риска», представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении сформулированы выводы по проведенной работе.

Список литературы содержит 11наименований.





































	1 Научно-теоретические основы исследования семей «группы риска» как социальной категории

	

1.1 Понятие и типология семей « группа риска»



Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как неотъемлемое звено социальной структуры, выполняющие многие социальные функции, значимую роль в общественном развитии играет семья. Через семью сменяются поколения людей, именно в ней осуществляется продолжение рода, и происходит первичное внедрение в социум и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также неотъемлемой ячейкой организации быта и культурного наследия людей.

Семья – это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной ситуацией. На развитие человека с раннего возраста оказывает влияние множество различных факторов, как социальных, так и биологических. 

Семья – это тот жизненный институт, который гарантирует ребенку необходимый минимум общения, без которого он никогда не смог бы стать     личностью. В дополнение, семья - это разновозрастная социальная группа: в ней есть представители нескольких (обычно двух-трех) поколений. А это значит, что подросток с детства знакомится с различными жизненными особенностями, различными   жизненными явлениями, различными   убеждениями, традициями и устоями. Но, при всем при этом,  все члены семьи уважают друг друга, делают общие дела и оберегают своих близких. Но вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Педагогическая запущенность, излишняя тревожность и агрессивность, неправильное формирование полоролевых стереотипов у детей и многие другие проблемы имеют свои корни именно в семье где взрослые не уделяли должного внимания обучению ребенка, не создавали атмосферу ласки,   и доверия, не оказывали психологической поддержки   или ставили свои интересы выше интересов семьи и ребенка. В такой семье ребенок не получает той необходимой защиты и того воспитательного воздействия, которое получают его сверстники в благополучных семьях.  

Еще не так давно работа с  неблагополучными семьями была довольно простой: лечение родителей, к примеру, от алкоголизма, или лишение прав, как следствие - ребенок в детском доме, где уделялось мало внимания на воспитанию. 

Существует две большие группы, на которые можно разделить неблагополучные семьи:

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия). 

В этом трагическом процессе немаловажную роль играют дисфункциональные семьи, где один или оба родителя подвержены или склонны к алкоголизации. Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге, семьи с алкогольной зависимостью становятся дисфункциональными, что проявляется в виде следующих признаков: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают; вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами - ригидностью и деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.



1.2 Причины возникновения семей «группы риска»



Экономические проблемы страны стали причиной деформации внутрисемейных отношений, изменения нравственных ориентиров. Такая ситуация затронула многие благополучные семьи.

В трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до 3 лет). С увеличением числа различного рода социально-неблагополучных семей возрастает количество беспризорных подростков. По данным МВД России на учете в органах полиции находится около 620 тысяч подростков-правонарушителей и 113 тысяч родителей, отрицательно влияющих на поведение детей. Родители 30% неблагополучных семей систематически злоупотребляют спиртными напитками. Спасаясь от жестокого обращения и насилия около 50 тыс. подростков ежегодно уходит из дома, 2 тыс. подростков заканчивают жизнь самоубийством, также усиливается тенденция жестокого обращения родителей с детьми.

Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей; выявление проблем и трудностей в семье; стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами-психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью.

Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей; использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (семьями из «группы риска», многодетными и неполным семьям и др.); содействуют развитию семейно-соседских форм кооперации и взаимопомощи.

В настоящее время понятие «семья группы риска» используется очень часто в педагогике и психологии. Семья группы риска - это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых.

Для решения вопросов предоставления социально-педагогической помощи и поддержки нужно четко представлять себе причины появления  таких семей и их психологические данные.

На основе изученной литературы, бесед, опросов, проведения анкет мы выявили следующие обстоятельства причин  появления «семей группы риска»:  

-пьянство одного или обоих родителей; 

-их асоциальное поведение (попрошайничество, воровство, проституция и пр.);

-возникновение на квартире притонов для криминальных и асоциальных элементов;

-побеги детей из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

-убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;

-отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;

-жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);

-сексуальное развращение родителями собственных детей; 

-торговля собственными детьми;

-оставление малолетних детей одних без пищи и воды;

-отсутствие у семьи крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства.



Диаграмма 1.



 Воздействие неблагоприятных условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывают негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелым последствиям.

У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии такие как:

-отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя в общественных местах;

-неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам;

-гиперсексуальность, нарушения половой ориентации;

-воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень;

-отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность;

-утрата интереса к знаниям;

-дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).

Решение проблем этих детей мало зависит от обычной школы, которая предполагает нормальные условия жизни детей в семье. Если семья неблагополучна, то  решение проблем детей, не имея учреждений социально - педагогической поддержки, становится весьма проблематичным.

Социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь рождает семейные конфликты, не только между супругами, но и между детьми. Нехватка или отсутствие материальных средств не дает удовлетворять многие  потребности, плохо сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а иногда толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. 

Подобные проблемы можно перечислять еще долго, к тому же в каждой семье они обретают свой особый характер. Не все семьи, столкнувшиеся с трудностями, становятся неблагополучными. Многие семьи довольно успешно преодолевает тяготы, что в итоге сплачивают ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что отрицательно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях. Таким образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия "неблагополучная семья", главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Поведение и душевное состояние ребенка – это отражение семейного благополучия и неблагополучия. В неблагополучной семье нарушена структура, основные семейные функции игнорируются, проблемы в воспитании, в результате - "трудные" дети.

Есть семьи, в которых неблагополучие не проявляется открытой формой, они не вызывают беспокойства, так как другие являются довольно распространенными в обществе, но влияние их так же опасно для развития личности.

Целесообразно рассмотреть в данной работе семьи с открытой формой неблагополучия.

Отличительной особенностью этого типа семей является то, что формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или уже исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе.

Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое и сексуальное насилие, игнорирование душевного мира и переживаний). В результате чего у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.    

Характеристика неблагополучных семей очень разнообразна. Это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

По данным исследований, проводимых психологом Никитиным Б. Н., анализ контингента детей, которые попадают в социально-педагогическую систему поддержки и помощи, показывает, что все они перенесли всякого рода стрессовые ситуации. По мнению медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от обычных детей. Специалисты (Шульга Т.И., Матвеева О. А) склонны называть это поведение патологией. Под патологией поведения понимается не принятый в данной культуре тип поведения, вызывающий страдания, страх, боль, горе у других людей.

Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выпутаться, как правило, негативно влияют на нормальное функционирование всего организма. Они вызываются многими причинами: утратой любимого, близкого человека, разводом и повторным браком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствиями, драками, скандалами, последствиями дорожно-транспортных происшествий, войнами, стихийными бедствиями и катастрофами и т.д.

Сила переживания человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Дети не могут регулировать силу переживаний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след в психике ребенка, и чем он больше, тем сильнее могут быть последствия переживаний. Причиной стресса может быть и ситуация, при которой негативное влияние не обязательно сильно, но переживается также сильно, как и угрожающее, опасное для жизни. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приводит ко многим проблемам, либо помогает обрести гибкость, что зависит от возраста человека и его умения противостоять. Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физические агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности.

В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормально развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять. Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада, дети чутко улавливают даже скрытую враждебность, взаимное безразличие родителей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности

Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и. т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут: снится кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).

Тяжело сказывается на психическом развитии детей жизнь в неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается ими отрыв от семьи, даже самой плохой. По данным Психологического института РАО (2011), по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. На протяжении всех ступеней детства - от младенчества до взрослости - психическое развитие и здоровье таких детей имеет ряд негативных особенностей.

Как показывает опыт работы с детьми данной категории, ребенка любого возраста (раннего, дошкольного, подросткового) невозможно подготовить к перенесению отрыва от семьи. В случае лишения родительских прав детей изымают из семьи, лишают связей с родными, близкими, обрекают на болезненные процедуры. Можно говорить о том, что изъятие ребенка из неблагополучной семьи является травмой, а нарушение, развивающееся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и. т.д.) приводят к стойким личностным изменениям. Переживания травматических ситуаций или событий повторяются и внедряются в сознание, постоянно вспоминаются детьми.

Переживания травматических ситуаций или событий повторяются и внедряются в сознание, постоянно вспоминаются детьми. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживанием во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающем событие, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, сверхбдительности, преувеличенном реагировании. Психика «сживается» с переживаниями травмы, приспосабливается к ней.

Симптомы травматических переживаний в виде психических отклонений являются способом выживания.

Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого психического состояния - психической депривации (Й. Лангеймер). Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможности удовлетворять некоторые основные психические потребности в течении длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, т. е возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных личностных качеств и образований.

В последние двадцать лет за рубежом и в России выполнен ряд исследований, (Фомин А. К) которые показывают, что на развитие ребенка особенно пагубно влияет отсутствие матери (материнская депривация). Помимо этого фактора обнаружены и другие (сенсорная депривация - обеднение среды, ее сужение; социальная - уменьшение коммуникативных связей с окружающими людьми; эмоциональная - снижение эмоционального тона при взаимоотношениях с окружающими; психическая - невозможность удовлетворения основных потребностей).

Опыт работы с детьми, попавшими в детские дома, приюты, школы - интернаты, кризисные центры, т.е. оставшимися без попечения родителей, показывает, что трудно выделить тот вид депривации, который оказывает наиболее сильное, а иногда и пагубное влияние на психическое развитие ребенка. Чаще всего можно наблюдать картину, когда все факторы депривации проявляются вместе.

Подробно остановимся на самом главном факторе, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом - отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения.

Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению.

Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье.

Попадая в новые условия, ребенок с особой силой стремится вернуться к прежней жизни, в которой у него есть или была, как ему кажется, родительская любовь. Жизнь в учреждениях, куда попадает ребенок, который брошен семьей, изъят из семьи, не может заменить ему опыт семьи и родительской любви. Дети по-прежнему продолжают горячо любить своих родителей, свою семью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим во многом можно объяснить и частые побеги детей из детских домов и интернатов и трудности адаптации к жизни в этих учреждениях, и невосприимчивость к воспитательным воздействиям, и закрытость для социального опыта, и отсутствие доверия к людям, окружающим их и заботящимся о них. В практике довольно часто бывают случаи, когда дети возвращаются в криминальную семью, невозможную для жизни с точки зрения здравомыслящего человека. Но там находятся их родители!

Опыт работы системы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков позволил проанализировать и показать, как дети разных возрастов оценивают своих родителей. Чаще они оценивают своих родителей положительно, а осуждают условия жизни, в которых те оказались, или поведение своих родителей, вызванное такой средой, но не их самих.

Дошкольники (Лебедев П. А) продолжают любить своих родителей, скучают по своим папам и мамам. Многие идеализируют родителей, считают их хорошими, но при этом совершенно не помнят, что эти родители их жестоко избивали, насиловали, продавали на ночь, закрывали одних без пищи и т.д. Вспоминая своих родителей, эти дети характеризуют их только с положительной стороны, хотя те погрязли в пьянстве, разврате, превратив свои дома в притоны, криминогенные места.

У детей (Никитин Б. Н) более старших возрастов оценка родителей ближе к адекватной, реальной. Но надежда на то, что родители изменятся или уже изменились, стали хорошими, всегда живет в их душе. По их представлениям и описаниям, родители изменились сразу же, как у них отобрали детей; они перестали пить, работают, не ссорятся и т.д. Можно наблюдать, что многие дети смирились с той обстановкой, которая царила в их семье, принимают ее как должную. Это происходит потому, что этим детям сравнить свой опыт жизни в семье не с чем. Тем не менее, нередко, не сумев приспособиться к условиям жизни в семье, дети убегают из дома, начинают бродяжничать, разъезжают в поездах, автобусах и т.д.

Длительное проживание в асоциальных семьях, где царит насилие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии, способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.

Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

Работа с детьми в учреждениях социально-педагогической поддержки должна строиться по принципу оказания помощи и поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает два направления - оказание помощи ребенку и изменение отношений в семье. Если мы не сумеем изменить отношение к ребенку в семье, обновить ее, изменить ее жизнь, тогда все наши усилия будут напрасны. Выйдя из учреждения социально-педагогической поддержки, ребенок попадает в мир, где живут его самые близкие люди - родители. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Никакие учреждения социально-педагогической поддержки (детские дома, приюты, кризисные центры, социальные гостиницы и т.д.) не заменят ему дом. И поэтому главная задача всех специалистов - сделать все, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, умению выживать в любых условиях, строить новые взаимоотношения с семьей.

Сегодня много говорят (Швардин С.Н.) об открытии института приемных семей. Это перспективная, хорошая форма устройства жизни ребенка. Но, тем не менее, всегда нужно помнить, что если ребенок проживает в приемной семье, необходимо сделать все для того, чтобы он мог общаться со своими биологическими родителями. Это во многом может изменить и саму неблагополучную семью, и отношение ребенка к своим родителям. Можно считать, что возвращение ребенка в свою обновленную, измененную биологическую семью - самый хороший результат работы учреждений социально-педагогической поддержки. Специалисты (Мухина В. С) таких учреждений должны это делать ради ребенка, ибо в центре их внимания всегда стоят интересы детей.

































Анализ технологий работ с семьями « группы риска»



2.1 Программы диагностики личности ребенка семьи «группы риска»



Система российского среднего образования не совершенна, так как образовательные учреждения ориентированы  на благополучные семьи, хоть не и оставляют без внимания семьи, имеющие статус « группы риска».

	Классные руководители, психологи, социальные работники, именно они должны быть помощниками, советниками и кураторами в жизни ребенка. « Школа – это ваш второй дом» - говорят многие учителя своим ученикам. В ней он проводит большую часть своей детской жизни. Она помогает в становлении личности, выявлении способностей и талантов, предупреждает о возникновении проблем. Но школа всего лишь один из компонентов воздействия, семья, друзья, окружающий его мир влияют на него  каждый день, и, если  один из компонентов внешней среды несет в себе отрицательный характер, то это может привести к внутренним изменениям. Ребенок, как губка, впитывает буквально все, что его прикоснется. И для того, чтобы у него сформировалась здоровая психика, школа должна вовремя выявлять и предотвращать проблемы ребенка.

	Социальный педагог - это защитник детского будущего от ошибок, он призван отстаивать права каждого ученика,  помогать семье в воспитательном процессе, координировать их по заданному маршруту.

	В   МБОУ СОШ №3 г.Новочеркасска Ростовской области имени атамана Платова я проходила практику и была помощником социального педагога. Работа социального педагога неизмерима и нельзя наглядно показать ее эффективность. Это кропотливый труд, который приносит плоды только через длительное время.  

	В школе учатся дети, как и с первого года обучения, так и переведенные. Перевод – это всегда стресс для ребенка. Новая .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44