- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сборник нетрадиционных уроков по изобразительному искусству, как средство развития воображения младших школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011581 |
Тема: | Сборник нетрадиционных уроков по изобразительному искусству, как средство развития воображения младших школьников |
Содержание
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АНАПСКИЙ ФИЛИАЛ ФГБОУ ВО «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра психолого-педагогического образования 14 кегль строчныеДопустить к защите « ___ » ____________ 2017 г. Зав. кафедрой ____________ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СБОРНИК НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Выполнила (Ф.И.О.) Специальность44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Научный руководитель (Ф.И.О.) ________________________ (степень, должность) Анапа 2017 Содержание Введение ………………………………………………………………...2 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ…………………………4 Понятие о воображении, его роль в обучении и воспитании младших школьников…………………………………….4 Значение уроков изобразительного искусства для развития воображения младших школьников………………………………….10 Виды нетрадиционных уроков по изобразительному искусству в начальной школе ……………………….………………..13 ГЛАВА II. Практическая часть Составление сборника нетрадиционных уроков по изобразительному искусству……………………………………………………………………19 Цели, задачи, структура сборника нетрадиционных уроков по изобразительному искусству ……………………………………..19 Макет сборника………………………………………………..…..20 Заключение ………………………………………………………………....20 Список литературы……………………………………………………….22 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования обусловлена тем, что художественное образование в начальной школе является основой формирования духовного мира личности. Занятия изобразительным искусством для младших школьников, предоставляют широкие возможности не только для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, но является и важнейшим условием их духовного становления. Совершенствование изобразительной деятельности учащихся начальной школы обеспечивает большую эффективность личностного роста каждого школьника. На сегодняшний день проблема развития воображения младших школьников является социально значимой. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а эта культура имеет большое значение для психического развития и совершенствования человека. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Возможность воображения «забегать» вперёд, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Однако в отличии от мышления, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений.Важность изучения воображения осознаётся сегодня психологами, педагогами-практиками, родителями учеников. Чаще всего представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Уроки изобразительного искусства тесно связанны с воображением. Дети на этих уроках придумывают, раскрывают, представляют различные предметы или даже целые сюжеты. Так же на уроках изобразительного искусства развиваются творческие способности. Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. На основе этого понятия мы можем сделать вывод, что воображение входит в творческие способности, что доказывает его связь с изобразительным искусством. Цель исследования: разработка сборника нетрадиционных уроков по изобразительному искусству. Объект исследования: процесс развития воображения младших школьников. Предмет исследования: нетрадиционные уроки по изобразительному искусству, как средство развития воображения у младших школьников. Объект и предмет исследования определили решение следующих задач: Выявить сущность понятия воображение и его роль в обучении детей младшего школьного возраста. Определить значение уроков изобразительного искусства для развития воображения младших школьников. Рассмотреть виды нетрадиционных уроков по изобразительному искусству в начальной школе. Создать макет сборника. Методологическую базу исследования составляют:Горецкого Е.Г., Соломиной Е.А.,ВыготскогоЛ.С., ЛеонтьеваА.И.. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Понятие о воображении, его роль в обучении и воспитании младших школьников Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которыми раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будет создано, составляет особую форму психологической деятельности – воображение. Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Воображение играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. Возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, человек представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Младший школьный возраст является сензитивным (чувствительным) для развития мышления и воображения ребенка. Именно школьный период характеризуется бурным развитием воображения, что обусловлено интенсивным процессом приобретения ребенком разносторонних знаний и их использования на практике. В играх детей, придуманными ими самими, используется то, что видят и слышат они вокруг себя. Даже тогда, когда создаются образы совершенно фантастические, то, что включается в них, взято из объективной реальности, являются отражением её, хотя новый образ в целом и не соответствует ей. Например, образы, фигурирующие в народных сказках. Баба-яга – костяная нога в ступе летает, метлой следы заметает – в целом образ фантастический, не реальный, но состоит из реальных элементов( нога, ступа, метла). Воображение проявляется в деятельности конструктора, где идея и замысел воплощаются в реальном образе и направлены на преобразование действительности. Процессы памяти и воображения тесно связаны между собой. Воспоминание о каком-либо событии редко бывает точным. Человек чаще всего что-то искажает, что-то приукрашает, добавляет или изменяет некоторые детали. Чем богаче у человека прошлый опыт, тем более он насыщен яркими представлениями, впечатлениями, тем значительнее его роль в создании образов воображения. Воображение может влиять и на силу эмоций и чувств, испытываемых человеком. Например, люди, дети часто переживают чувство тревоги, беспокойства по поводу только воображаемых, а не реальных событий. Изменение образа воображения может снизить уровень тревожности, снять напряжение. Представление переживаний другого человека помогает формированию и проявлению по отношению к нему чувство эмпатии, сопереживания. Чем ярче образ воображения, тем больше его побуждающая сила, но при этом имеет значение и реалистичность образа. Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития. Неразрывно связано воображение и с волевыми качествами личности. Особенно ярко это наблюдается в процессе творческого труда, когда человек сознательно, целенаправленно, в соответствии со своим идейным замыслом воспроизводит прежде полученные образы и создает новое. В этом случае нередко требуются большие волевые усилия и только при наличии их, достигается поставленная цель - создать действительно что-то новое. Особую форму воображения образует мечта, а также грёза и фантазия. Мечта обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем, мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Воображение неразрывно связано с речью. Словами можно выразить то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений, то, чего человек никогда не видел. Только при помощи речи и других звуков человек получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений. Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется, прежде всего, тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно спонтанное создание образов. Воображение выступает как замена деятельности, с помощью которой человек отказывается от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грёз. В грёзах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, во сне и так далее. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убеждён в его реальности. В отличие от пассивного воображения активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение - это представление человеком чего-либо нового для него, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, особенно в обучении. Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме, учащийся должен представить себе то, что соответствует новым понятиям, с которым он знакомится. Особенно велика роль воссоздающего воображения на уроках изобразительного искусства - рисуя, школьник с помощью воссоздающего воображения представляет себе то, что он хотел бы нарисовать, что он представил по той теме, что дал учитель. Таким образом, воссоздающее воображение имеет большое значение в учебной работе и жизни школьника. Учитель должен развивать на уроках чтения, рисования, арифметики это ценное психическое свойство (когда школьник переживает прочитанное в образах и чувствах) и всегда добиваться, чтобы у ребенка возникал нужный и верный образ, который помогал бы ему правильно познавать и изучать окружающую действительность и действовать со знанием дела. От воссоздающего воображения надо отличать творческое воображение. В процессе творческого воображения создаются новые образы без опоры на готовое описание их. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей. Творчество - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, отыскание способов получения новых сортов растений или пород животных, создание произведений искусства, литературы и т.п. Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чем-то обусловливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что и ведет к созданию нового. Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека. В воображении детей младшего школьного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность. У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Образы воображения, возникающие у школьников 1-2 классов в процессе их творческой деятельности, так же как и у дошкольников, еще крайне неустойчивы и легко изменяются под влиянием возникающих, иногда случайных, ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие. Воссоздающее воображение у учащихся 1-2 классов также отличается некоторыми особенностями. Учащимся 1 класса не удается полностью воссоздать в рисунке или даже в словесном отчете образы прочитанного текста, услышанного задания и т.д. Воссоздаваемые детьми этого возраста образы неустойчивы, постоянно меняются. При повторном чтении текста учащиеся 1 класса, так же как и старшие дошкольники, обычно изображают другие предметы, а не те, которые были ими изображены в результате образного воссоздания этого текста после первого чтения. Воссоздающее воображение второклассников и третьеклассников мало отличается от воссоздающего воображения первоклассников, хотя оно и становится гораздо качественнее: учащийся 2 и отчасти 3 класса меньше отвлекается, он имеет теперь гораздо больше впечатлений, сохраняемых памятью и используемых воссоздающим воображением. Начиная с 3 класса, процесс воображения все более совершенствуется. Так, образы воображения в изобразительном творчестве детей улучшаются под влиянием активного познания предметов в процессе их изображения с натуры. Усовершенствование образа происходит обычно не за счет присоединения новых деталей, как это было у учащихся 1 класса, а за счет упорной работы над формой изображаемых предметов. Перед учащимися возникает необходимость приводить форму изображаемых предметов в точное соответствие с содержанием, возникает с новой силой проблема полной адекватности (похожести) изображения изображаемому, возрастает роль восприятия своего рисунка в процессе изображения. Возникающий в рисунке продукт творческого воображения сопоставляется с замыслом (идеальным образом) и при частичном совпадении с последним является опорой для дальнейшего развития творческого воображения ребенка. У детей необходимо развивать воображение в процессе учебной деятельности и обязательно руководить этим развитием. Это руководство должно всегда исходить из индивидуального подхода к детям. Без хорошего понимания процесса развития личности в этом возрасте трудно понять развитие воссоздающего и творческого воображения ребенка, а тем более трудно указать наиболее правильные пути развития и совершенствования воображения. Из вышесказанного, можно сделать вывод, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Значение уроков изобразительного искусства для развития воображения младших школьников В образовательном процессе предмет «Изобразительное искусство» отличается доминированием художественно-творческой деятельности. В процессе занятий изобразительным искусством активно развиваются такие сферы индивидуальности учащегося, как образное мышление, фантазия, воображение, эмоциональная сфера, мыслительная деятельность, интуиция и др. Исходя из специфики учебного предмета, основной целью образования в области изобразительного искусства является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира. Значение уроков ИЗОдля развития творческих способностей очень велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно прикладным искусством, этот вид деятельности в высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Изобразительное искусство открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в целом и отдельных его психических процессов, в том числе и творческого воображения. Эта особенность уроков искусства заложена изначально в целях и задачах самого учебного предмета. Учебная дисциплина “Изобразительное искусство” реализуется в образовательных учреждениях для достижения одной из основных целей – развития творческого потенциала школьника как способа самореализации, раскрытия его природных задатков. На уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений. Главными задачами урока изобразительного искусства являются: - Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь. - Находить оптимальную нагрузку для учащихся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста. - Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом. - Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень учащихся, развивать волю ребёнка. Выстраивать систему занятий необходимо таким образом, чтобы дети могли оригинально мыслить, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка. 1. Его интересы, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества. 2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст " верного" решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет сочетания цветов, выражающие определенное чувство или выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно художественно - творческую задачу. 3. При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество особенно ярко проявляется в игровых уроках, в уроках - сказках. 4. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход. Часто в начальной школе детей вынуждают рисовать и действовать в рамках установленных схем. В начальной школе важно показать ребенку связь искусства с еголичным миром его мыслей и чувств. Поэтому очень важно в процессепреподавания предметов искусства учитывать местные особенности национальной культуры: характерных ремесел и промыслов, специфике внародном костюме, утвари, архитектуре и т.д. Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству наличностно-значимом для него художественном материале его родного края.Учителю следует учитывать возрастные особенности младшихшкольников и на уроках искусства использовать в большей мере активно-творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей –словесно-информативные. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - фантазия. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой творческой деятельности также является воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Оно зависит от развития той или иной формы чувствительности, и ощущения участвуют в формировании образов воображения благодаря тому, что они способствуют накоплению информации об объекте, то есть обеспечивают субъекта материалом, комбинаторные преобразования которого образуют содержание воображаемых образов. Формирование образа воображения происходит с опорой на образы памяти. Творческое воображение, хоть оно и является в известной мере воспроизводящим воображением, как форма деятельности не сливается с памятью. Оно рассматривается как особая деятельность, представляющая своеобразный вид деятельности памяти. Виды нетрадиционных уроков по изобразительному искусству в начальной школе Нетрадиционный урок – это нестандартное, необычное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Признаки нетрадиционного урока: 1.Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 часа. 2.Место проведения урока – не только кабинет в школе, это может быть цех завода, фабрики, музей, лес, поле и т.д. 3.Использование внепрограммного материала, углублённое проблемное рассмотрение взятой на урок темы. 4.Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся и учителя. 5.Возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий. 6. Подключение эмоциональной сферы школьников. Создание ситуаций успеха для каждого ученика с учётом его возрастных особенностей и индивидуальных способностей и интересов. 7. Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке. Самооценка учащихся, самокоррекция, взаимокоррекция деятельности. Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность не позволяютчасто прибегать к нетрадиционным формам обучения. Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, приёмов, форм и средств обученияпо реализации основного закона педагогики – закона активности обучения. Творческие уроки. Творческий урок – это урок особого типа. Это урок, на котором ученики не просто считают, пишут, читают, слушают учителя, а исследуют, изобретают, сочиняют, выдвигают и доказывают гипотезы, то есть самостоятельно создают новый для себя образовательный продукт. Участвуя в таком уроке, ученики развивают свои способности, реализуют свой творческий потенциал. Разделение творческих уроков на типы может происходить на основе различных ведущих видов деятельности. Но это не означает, что урок должен быть строго определенного типа. Так, в младших и средних классах они, как правило, комбинированы, а в старших урок может быть одного типа при различных формах воплощения. Итак, творческие уроки бывают четырёх типов: Уроки когнитивного типа (урок-наблюдение; урок-эксперимент; урок исследования объекта или понятия, поисковый урок, урок постановки проблемы и ее решения; урок конструирования понятия (способа, правила); межпредметный урок и другие); Уроки креативного типа (урок составления и решения задания; урок моделирования; урок-путешествие(реальное, виртуальное); урок наоборот (ученик в роли учителя); урок-олимпиада; урок творческого обобщения; урок-открытий; урок защиты творческих работ и другие); Уроки оргдеятельностного типа ( урок с групповой работой; урок консультация; урок-зачет; урок самооценки; урок-рефлексия и другие); Уроки коммуникативного типа (урок-выставка; урок-аукцион; урок-соревнование; урок-КВН; урок взаимоконтроля и другие). Урок-игра. Если говорить про нестандартные формы уроков в начальных классах, то здесь лидирующие позиции занимают игровые. Именно этот вид деятельности, в том числе и познавательной, является лидирующим у ребенка. Урок – игра – это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Этот урок делят на: Ретроспективная (“реконструктивная”) игра моделирует ситуацию, ставящую учеников в позицию очевидцев и участников событий в прошлом. Главным признаком игры такого типа является “эффект присутствия” и принцип исторической беллетристики – “так могло быть”. По словам психолога А.Н. Лука, в такой игре подростку “удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее”. Ретроспективные игры подразделяются на ролевые и не ролевые. Деловая игра Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста». В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества». Урок – экскурсия. На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению. По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов. По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии. Форма проведения уроков-экскурсий весьма многообразна. Это и "пресс-конференция" с участием представителей предприятия, учреждения, музея и т.п., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино- или теле-экскурсии, и урок обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д. Урок - соревнование. Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем. Форма проведения таких уроков самая различная. Это поединок, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, "Счастливый случай", "Звездный час" и др. В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа: - подготовительный, - игровой, - подведение итогов. Дня каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностей сюжета состязаний. Урок – репортаж с выставки. Данный урок проводится после посещения детьми музея или выставки, где используется предварительное домашнее задание. Учащиеся подготавливают репортаж по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи. Данный вид урока подходит для более старшего возраста, т.к. требует от ребят определенной самостоятельности, хорошего уровня речевого развития и других общеучебных умений. Урок- проект. Проект – это от лат. « выброшенный вперед», то что будет реализовано в будущем. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Главным результатом работы при нетрадиционной форме урока над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. В условиях нетрадиционной формы урока работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: • выбор темы или проблемы проекта; • формирование группы исполнителей; • разработка плана работы над проектом, определение сроков; • распределение заданий среди учащихся; • выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; • оформление совместного результата; • отчет по проекту; • оценка выполнения проекта. Урок – сказка. Структура построения урока – сказки: Создать атмосферу праздника. Подобрать сюжет сказки. Лучше всего, если он будет рифмован. Использование ярких пособий. Использование музыкальных и шумовых сопровождений. Продумать систему развивающих заданий творческого характера. Учитель выступает в роле сказателя, поэтому речь должна быть яркой, эмоциональной . Такие уроки требуют очень большой и тщательной подготовки. Урок – аукцион. Этот урок отличается от настоящего аукциона только тем, что в нем вместо предметов продажи будут задания, а оплата – оценки. Этот урок лучше проводить для закрепления какой-либо темы. Детям на таком уроке сначала рассказывают правило. Ребятам раздается определенная сумма «денег», баллов, после чего дается первое задание. Отвечать или выполнять его будет тот, кто поставит больше всех. ГЛАВА II. Практическая часть Составление сборника нетрадиционных уроков по изобразительному искусству 2.1. Цели, задачи, структура сборника нетрадиционных уроков Урок изобразительного искусства в начальной школе направлен на раскрепощение мысли ребёнка, на создание атмосферы творчества. Главным стимулом творчества являются нетрадиционные формы обучения. Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании, вот почему при обучении детей изобразительному искусству большое внимание необходимо уделять на развитие воображения младших школьников. Воображение это способность придумывать образы несуществующих предметов или тех, что нет рядом. С его помощью человек фантазирует, управляет выдуманными событиями, находит решение несуществующих проблем. Развивать воображение важно и нужно. А наиболее активно оно себя проявляет с 5 до 15 лет. В этот период жизни и необходимо заняться развитием воображения у ребенка. Цели данного сборника – помощь учителю начальных классов по проведению нетрадиционных уроков по изобразительному искусству, направленных на развитие воображение у младших школьников, а так же на развитие творческих способностей. Задачи сборника: развить творческие способности; развивать фантазию; формировать интерес к искусству; воспитывать мотивацию к учебно-творческой деятельности; развивать наблюдательность. Нами выделены следующие этапы: I этап. Сбор информации. Анализ учебника по ИЗО, по которому они занимаются. II этап. Составление макета сборника, основываясь на полученной информации. III этап. Апробирование полученного продукта с помощью учеников 2 класса. IV этап. Отчет о полученных результатах и пригодности сборника в учебной среде. 2.2. Макет сборника Приложение 1 Заключение Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития. Первые шаги в мире искусства - это первые шаги на пути к себе, к своим творческим возможностям. И основная цель данной работы заключалась в том, чтобы показать, как в условиях изобразительного искусства и художественного труда решаются вопросы творческого и познавательно - эстетического воспитания. Подведя итог, хочу отметить, что не каждый ребенок приходит в мир художником. Работа над сборником показала мне, что изобразительное искусство действительно интересный предмет, он требует много творчества и умения видеть прекрасное, в том, что нас окружает. Данный сборник предусмотрен для помощи учителю начальных классов для составления циклов нетрадиционных уроков по изобразительному искусству, направленных на развитие воображение у младших школьников, а так же на развитие творческих способностей. . Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте. Для этого необходимо создания определенных условий, благоприятных формированию и развитию творческого потенциала. Подытожив все сказанное ранее, можно прийти к следующему выводу, что такими условиями являются: Создание особой обстановки, определяющей развитие детей. Возможность самостоятельного решения задач ребенком, требующих максимального напряжения, когда он доходит до "пика" своих возможностей. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности и заданий, как в сюжете, так и в технике, приемах. Умная, доброжелательная и своевременная помощь со стороны учителя, а не навязывание или подсказка. Комфортная психологическая и нацеленная обстановка, поощрение стремлений ребенка к креативной деятельности, в том числе создание нестандартных композиций. Использование индивидуального подхода, а также различных методик. Список литературы Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский - М.: 1999. - 93 с. Выготский Л.С. Психология искусства/ Л. С. Выготский - М.:Искусство, 1965. - 145 с. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. Вопросы психологии / О.М. Дьяченко– М.: 1999. - 52-59 с. Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе/ Л. М. Сокольникова – М.: 2002 – 126с. Соломин В.П. Психологическая безопасность. Учебное пособие/ В. П. Соломин – М.: 2011 – 137с. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Пособие для учителей/ В.С. Кузин – М.:1972 – 9....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: