VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Гендерный подход в обучении Изобразительному искусству

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004058
Тема: Гендерный подход в обучении Изобразительному искусству
Содержание
       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ         
 «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Егорьевский филиал
Кафедра педагогики, психологии и логопедии



Дидко Екатерина Анатольевна

Гендерные особенности изобразительного
творчества младших школьников

Код и направление подготовки: 44.03.01 Психолого-педагогическое образование
       Направленность (профиль) образовательной программы:
Психология и педагогика начального образования

Выпускная квалификационная работа 
бакалавра





Научный руководитель: 
______________________
к.пед.н., доцент С.Н. Лифинцева




Заведующий кафедрой 
____________________
к.псх.н., доцент Н.Б. Скрипникова 
Проверка на объем заимствований:
_______% авторского текста



Егорьевск - 2017 год

     Оглавление
Оглавление.………………………………………………………..……………..2
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ гендерных особенностей творческого мышления младших школьников
1.1. Гендерный подход в обучении Изобразительному искусству……..7
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного мышления в младшем школьном возрасте………………12
1.3. Особенности изобразительной деятельности и творчества детей младшего школьного возраста………………………………………….22
Выводы по главе 1………………………………………………………..32
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей изобразительного творчества и развитие творческого мышления
2.1. Описание методики и выборка исследования……………………..34
2.2. Анализ результатов исследования творческого мышления у младших школьников………………………………………………………………………38
2.3. Развивающая программа по формированию творческого мышления у младших школьников…………………………………………………45
Выводы по главе 2……………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………...54
Список использованной литературы………………………………………...55
Приложение……………………………………………………………………..59
    
    
    
    
     
     Введение
     Актуальность:
     Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. 
     Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического, духовного и нравственного воспитания ребенка. В процессе обучения изобразительной деятельности у детей воспитывается эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развиваются художественный вкус и творческие способности.
     Выявление гендерных особенностей и применение знаний на практике благотворно повлияет на освоение каждым ребенком азов изобразительной деятельности, что, в свою очередь, приведет к общему развитию эстетического, нравственного и духовного воспитания младшего школьника.
     Проблема развития навыков изобразительного творчества с учетом гендерных особенностей ребенка является очень многогранной и актуальной. 
     Однако, вопрос влияния гендерных особенностей на изобразительное творчество младших школьников изучен недостаточно, в связи с чем, была выбрана проблема исследования.
     Цель: выявление гендерных особенностей в обучении мальчиков и девочек в обучении изобразительному искусству.
     Объектом исследования являются творческих способностей детей младшего школьного возраста.
     Предмет исследования – процесс развития творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства с учетом их гендерных особенностей.
     Гипотеза исследования: изучение гендерных особенностей детей изобразительного творчества младших школьников и индивидуальное отношение к детям благотворно повлияет на развитие творческого мышления и практическое освоение навыков изобразительной деятельности.
     В соответствии с поставленной целью нужно решить следующие задачи:
     1. Изучить исследования психологов и педагогов по проблеме гендерных особенностей творческого мышления младших школьников.
     2. Выявить особенности изобразительного творчества у мальчиков и девочек.
     3. Провести эмпирическое исследование с применением методик по развитию творческого мышления.
     4. Разработать серию занятий, подтверждающих эффективность применения гендерного подхода в обучении детей младшего школьного возраста изобразительному творчеству.
     Теоретическую основу исследования составили работы ученых, педагогов и психологов, занимающихся изучением проблемы гендерного обучения, развития творческого мышления и изобразительного творчества детей младшего школьного возраста.
     База исследования.
     Исследование проводилось на базе двух классов общеобразовательной школы №5 города Егорьевска. Участие приняли 14 человек 3 ”А” класса – семь мальчиков и семь девочек) и 12 человек 3 ”Б” класса – шесть мальчиков и шесть девочек. Возраст испытуемых 8-9 лет. Исследование проведено с использованием батареи тестов Э.П. Торренса, методика Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной ”Свободный рисунок”.
     Методы исследования:
     - анализ психологической, педагогической, искусствоведческой литературы;
     - наблюдение за деятельностью педагогов;
     - проведение педагогического эксперимента (с применением методик по развитию творческого мышления);
     - анализ и изучение детских работ;
     - изучение документации (планов воспитателей; конспектов занятий);
     - обработка полученных результатов.
     Практическая значимость квалификационной работы по изучению гендерных особенностей изобразительного творчества детей младшего школьного возраста заключается в возможности применения на практике разработанных рекомендаций для педагогов и родителей (в условиях обучающего учреждения, детской изостудии, в условиях домашнего воспитания); использования разработанных педагогических условий, конспектов занятий в работе с детьми младшешкольного возраста.
     Этапы исследования:
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, с подведением итогов каждой главы, заключения, списка используемых источников, приложения.
     Структура исследования:
     В первой главе производится теоретический анализ гендерных особенностей творческого мышления детей младшего школьного возраста. Изучается гендерный подход в обучении изобразительному искусству. Рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного мышления в младшем школьном возрасте. Выявляются особенности изобразительной деятельности и творчества детей младшего школьного возраста.
     Во второй главе проведено эмпирическое исследование гендерных особенностей изобразительного творчества и развития творческого мышления. Результаты исследования были проанализированы, после чего была разработана развивающая программа по формированию творческого мышления у младших школьников и даны рекомендации родителям.
     В заключении подведены общие итоги дипломного исследования, изложены основные выводы, даны рекомендации.
     В приложении представлены используемые для эмпирического исследования методики.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 1. Теоретический анализ гендерных особенностей творческого мышления младших школьников
     1.1. Гендерный подход в обучении Изобразительному искусству
     Пол – это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Дети рождаются с определенным биологическим полом, но осознают свою гендерную роль в процессе общения с другими людьми.
     Гендерное разделение – это осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности.
     Гендер - это ”социальный пол”, иными словами это социальный статус и социально-психологические особенности личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
     Кроме биологических отличий между людьми существуют расслоение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках.
     Гендерное воспитание - это воспитание девочек и мальчиков, вырабатывающееся в результате взаимодействия природных задатков и соразмерной им социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
     Гендерная культура формирует представления о жизненном предназначении мальчиков и девочек, свойственных им положительных качествах и чертах характера;
раскрытие эстетических, психических и физиологических особенностей мальчиков и девочек;
формирование представлений о мужском и женском достоинстве.
     У мальчиков, как правило, более развита логика, обобщение, восприятие в целом, склонность к абстракциям, романтизм, более хорошая ориентация в пространстве и времени, чаще всего мужчинам присуща техническая направленность, преобладает мотив достижения успеха, стремление к лидерству, склонность к новаторству, желание быть первым.
 	У девочек более развита интуиция, анализ, более тщательное внимание к деталям, наиболее сильна конкретика, практицизм, ловкость и чуткость рук, девочкам присуща гуманитарная направленность, преобладает мотив отношения с окружающими, умение подчиняться, следование правилам, желание быть единственной и неповторимой.
     По сравнению с девочками, мальчики более рациональны, твёрды, сдержаны, суровы, решительны, склонны к риску, уверены в себе, агрессивны, предприимчивы, более активны, индивидуальны, замкнуты, молчаливы.
 	По сравнению с мальчиками, девочки более чувствительны, гибки, податливы, эмоциональны, отзывчивы, осторожны, тревожны, более сострадательны, исполнительны, старательны, в работе полагается на коллективную работу, общительны, разговорчивы.
     На психическом уровне у мальчиков и девочек присутствуют следующие различия:
 	У девочек более развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речи, письма, владение кистью;
девочки имеют преимущественно долговременную память;
имеют более развитое наглядно-образное мышление;
адаптация к среде проходит у девочек через чувства, переживания, иногда даже через эмоциональные срывы;
девочки легче переносят эмоциональный стресс;
девочки имеют субъективную самооценку, так как упор делается на испытываемые чувства и переживания.
У мальчиков более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных образов, форм и структур предметов;
мальчики имеют преимущественно кратковременную память;
обладают абстрактным мышлением;
легко адаптируются к окружающей среде;
с трудом переносят стресс;
имеют объективную самооценку.
     На поведенческом уровне также присутствуют следующие различия между девочками и мальчиками:
  		Девочки скрытны, послушны, приветливы;
раньше, чем мальчики, понимают, какими их хотят видеть окружающие;
у девочек высокий уровень чувствительности и социальной ответственности;
девочки имеют слуховой способ познания действительности, рано появляется интерес к чтению, любят петь и рассказывать стихи.
 	Мальчики более оптимистичны и открыты;
мальчики ведут себя более гуманно в совместной деятельности;
у мальчиков более низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения;
у мальчиков более четко выражается визуальное восприятие пространства, им интереснее смотреть иллюстрации, конструировать, лепить, вырезать.
     Рисунок – это портрет личности. Рисунок свидетельствует о том, что девочки и мальчики по-разному видят окружающий мир и воспринимают произведения искусства, испытывают разные чувства и эмоции и проявляют это в виде рисунков на бумаге.
     На разных этапах развития детства мальчика и девочки – происходит сложнейший психологический процесс – обретение значимого.
     Девочки очень широко разворачивают тему, придумывают слишком большой сюжет, долго делают набросок. Их больше интересует конкретика, детализация. Детально видят красоту окружающего мира, отражают её в рисунке. Используют разнообразные пастельные оттенки, любят использовать палитру. За деталями, часто, теряют суть – главный сюжет рисунка.
 	Мальчики зачастую не видят человека, испытывают сложности в осмыслении мира человеческих отношений. Процесс рисования происходит на уровне смысловых образований. Испытывают проблемы в рисовании тонкой кистью, в ”изящном творчестве”. Ограничиваются малым количеством краски, используют тёмные оттенки. Делают рисунок недостаточно детализированным и мало обогащенным деталями.
     Художественное восприятие произведений искусства между мальчиками и девочками также различается по следующим признакам:
 	Для девочек характерно выделение колорита произведения искусства, они выделяют яркие, чистые и пастельные тона, особое внимание обращают на элементы, составляющие картины, стараются выразить своё отношение к изображаемому, ярко и красочно описывают свои эмоции.
 	Для мальчиков важна тематика и информация, которая заложена в произведении искусства, они отдают предпочтение темному колориту и не придают значения деталям. При описывании произведений искусства основываются на своё зрительное восприятие, не передавая всего взгляда на него.
 	При работе с девочками следует учесть данные нюансы:
Следует развивать у девочек крупную моторику, используя задания с моделированием крупных форм и работой в больших форматах;
использовать чаще различные проблемные задания для девочек, создавать ситуации, требующие передачи движений, опосредованно учить их создавать образы в динамике, перспективу развития ситуаций.
Экспериментировать с девочками с трёхмерным пространством, использовать иллюстративность, наглядность и образность в конструировании – что сделает понимание задания более доступным.
 Также нюансы есть и при работе с мальчиками:
 	Мальчикам необходимо развивать мелкую моторику, для этого использовать приемы детальной прорисовки и моделирования;
Мальчикам необходимо разъяснять задачу или проблемную ситуацию не менее чем в течение одной минуты, но и не более трёх минут, прежде чем они приступят к действиям;
Мальчикам всегда нужно давать возможность выражать свои чувства и только потом обсуждать их с ними. Побуждать мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.
 	Похвала – неотъемлемая часть работы с детьми любого пола. В похвале девочки очень чувствительны к интонациям, к публичности и форме оценки. Для девочек крайне важно, чтобы ими восхищались публично, при других детях и родителях. Нужно хвалить девочек за аккуратность, тонкость и педантичность выполнения работ, подавать пример и провоцировать помогать мальчикам видеть детали в общей картине.
 	Для мальчика в похвале более значимым будет замечать и хвалить его за то, что он добился успеха в конкретных навыках: научился лепить из нового материала, рисовать используя новую технику. Каждый новый приобретенный навык повышает мотивацию мальчика в творческой деятельности, собой и достигать новых высот. Обязательно нужно хвалить мальчиков за их активность и энергичность, уметь вовремя переключить эти особенности на трудовую деятельность и помощь другим детям на занятии, усложнять проблемные ситуации и поисковые задачи.
     
     
     
     
     
     1.2. Возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного мышления в младшем школьном возрасте
     Младший школьный возраст является периодом освоения детьми нового социального статуса, освоения новой ведущей деятельности – учебной, это период активного развития мышления. Начальная школа считается одной из самых важных составляющих в становлении художественного восприятия и мышления ребёнка. Особенности художественного мышления различаются у младших школьников разного возраста, например, ребёнка 6-7 и 10-11 лет.
     Художественное мышление на протяжении обучения в начальной школе формируется взаимосвязано с различными видами деятельности школьника – учением, игрой, общением, но наиболее важным процессом является завлекание ребёнка в художественно-творческую деятельность.
     Можно выделить следующие уровни развития художественного мышления в младшем школьном возрасте:
     1. Высокий уровень - ”Художественный” - наиболее развитый уровень, где у детей наиболее высоко развита креативность, эстетическое и художественное восприятие.
     2. Средний уровень - ”Образный” - у детей с недостаточно развитой эстетической составляющей с слабо выраженными креативными способностями.
     3. Низкий уровень - ”Репродуктивный” (“частично-художественный”) – у детей с очень слабо выраженной оригинальностью, креативностью в создании образа, дети на этом уровне подходят к решению творческих задач стандартно [16, с. 5].
     Особенности развития художественного мышления зависят от этапа развития ребенка. Возрастные особенности развития художественного мышления имеют характерные особенности у учащихся 6-7 и 8-10 лет. Первичные основы художественного мышления закладываются на первоначальном этапе (в 6-7 лет).
     Важнейшей базой в развитии мышления остаётся игровая форма: дети предпочитают художественно-творческую деятельность, построенную с учётом игровых элементов. Дети, приходящие в первый класс, зачастую мало задействуют вербальный аспект художественного мышления. В процессе художественно-творческой деятельности первоклассники проявляют более значительную, чем в 10-11 лет, свободу действий, откровенность, искренность и прямоту понимания и осознания художественного образа. Второклассник гораздо больше ориентируется в своём художественном мышлении на социальные нормы, чем на открытость мышления и проявление креативности. У некоторых детей эта тенденция сохраняется к 3-4 классу [2, с. 320; 7, с. 354;  16, с. 5; 11, с. 128].
     В 8-10 лет у детей художественное мышление формируется на основе образного мышления с постепенным переходом к логическому (к 10-11 годам). Формируется произвольность мышления. В 3-4 классах развитие художественного мышления напрямую зависит от уровня формирования воображения, креативности, фантазии, познавательной и эмоциональной сферы, от опыта художественной деятельности и мотивации к ней.
     Индивидуальные особенности младшего школьника - это, первостепенно, его психологические особенности, его характер. Существует прямая связь между особенностями художественного мышления и чертами характера (опираясь на исследования А.В. Петровского, Б.М. Теплова – «общие черты характера - черты, где отражается отношение к людям, отношение личности к себе, к деятельности»). Под чертой характера понимаются особенности характера, которые проявляются в деятельности и поведении [27, с. 479].
     Первая группа – это общие черты характера: целеустремлённость, честность, смелость, и отрицательные черты, например, трусость. Наличие и тот или иной уровень развития таких черт характера является взаимосвязанным с уровнем художественного мышления. Чем интенсивнее проявляется общая черта характера, тем ярче она проявлена в творческой деятельности, тем сильнее она влияет на само творчество, но при этом и уровень развития художественного мышления влияет на интенсивность черт характера, делает их более чётко выраженными. Поэтому грамотно построенная педагогом художественно-творческая деятельность влияет на формирование положительных и социально одобряемых черт характера школьника.
     Вторая группа - черты, отражающие отношение к людям – откровенность, общительность, чуткость, грубость, тактичность, и другие.
     Отношение детей к другим формируется с помощью социокультурного подхода к художественному мышлению в групповой творческой деятельности, обсуждения вопросов отношений между людьми в искусстве.
     Третья группа - это черты характера, выражающие отношение к себе – самокритичность, гордость, понимание себя и другие. Дети с более развитым художественным мышлением понимают себя лучше, у них раньше формируется Я-концепция. И обратная взаимосвязь – у детей с развитым образом ”Я” лучше развито художественное мышление, оно более богато по содержанию.
     Четвёртая группа - черты характера, выражающие отношение к деятельности - инициативность, лень, настойчивость, трудолюбие [27, с. 479]. Часто дети с активной позицией по отношению к делу имеют ту же позицию по отношению к творчеству и имеют более высокий уровень художественного мышления.
     В совокупности, наличие черт характера, не связанных с творческими способностями, не влияет прямо на развитие художественного мышления, но воздействует на него косвенно.
     Существуют индивидуальные отличия в развитии художественного мышления детей с разным типом обработки информации – аудиальным, кинестетическим и визуальным [4, с. 354; 11, с. 128]. Данные особенности позволяют выявить три типа художественного мышления у детей.
     Визуальный тип. Дети ориентированы на изобразительное искусство, на уроках используют слова ”видеть”, ”посмотрел”, в упражнениях описывают форму, цвета героев или предметов. Часто выбирают изобразительную деятельность, рисуют на полях, смотрят вверх. Художественное мышление этих детей ориентировано на зрительный художественный образ.
     Аудиальный тип. Школьники слушают речь учителя, но также они могут и отвлечься на посторонние звуки, они испытывают потребность описать продукт творчества, вербализировать свои эмоции на занятии. Художественное мышление направлено на вербальный, описательный образ.
     Кинестетический тип. Дети ориентированы на драматизацию, психодраму и игровые художественные методы. Неусидчивы, активны. Художественное мышление таких детей – более тонкой организации, нуждается в полном проживании образа во всех аспектах.
     Также проявляются отличительные черты художественного мышления у детей с различным типом восприятия и обработки информации, который зависит от преобладающего полушария головного мозга [26, с. 22]. Но данный подход является преимущественно условным, поскольку новые исследования в области психофизиологии доказали, что настолько чёткого деления не существует.
     Тем не менее, дети с преобладанием «левополушарного» типа мышления воспринимают проще более упорядоченные, однозначные, логичные, непротиворечиво понимаемые художественные образы. Для детей с ”правополушарным” типом мышления свойственно стремится к неоднозначному, противоречивому художественному образу, целостности и экспрессии. На соотношении типа доминирующего полушария с развитием художественного мышления построения методика ”правополушарного рисования” [39, с. 55]: дети активируют образное мышление, воображение в процессе расширения функций правого полушария, то есть охватывают больше чисел разнообразных связей, целостного видения, работы фантазии и интуиции. Эти дети разговаривают более эмоционально, жестикулируют в процессе художественно-творческой деятельности.
     Также выявлены особенности в развитии художественного мышления у детей-интровертов и экстравертов. Интроверты склонны к индивидуальной творческой деятельности, предпочитают уроки изобразительного искусства и литературное творчество. Экстраверты склонные к общению с другими, эмоциональным всплескам и вербальной рефлексии в процессе их художественной деятельности. Выявлено, что более эффективно рассматривать развитие художественного мышления в связи с какой-либо одной или несколькими чертами характера, а не с типом характера. Каждая черта характера по отдельности определяется и характеризуется легче, чем тип характера.
     Более интересной для общего понимания художественного мышления является следующая инновационная разработка: типология индивидуальных особенностей художественного развития мышления Д. Голдстайна [6, с. 328]. Он представил 16 типов характера по отношению к творческим и художественным проявлениям личности: ”организатор” (интроверт, сенсорик, логик, рационал) – творческая реалистичность мышления а также мотивация следовать традициям; ”исполнитель” (интроверт, сенсорик, этик, рационал) – художественное мышление неотделимо от личностных ценностей, сосредоточен на решении сегодняшних проблем; ”провидец” (интроверт, интуит, логик, рационал) -  заведует и управляет всем; ”вдохновитель” (интроверт, интуит, этик, рационал) – созерцательный тип художественного мышления, способен наблюдать возможности, заложенные в людях; ”мастер” (интроверт, сенсорик, логик, иррационал) -  понимает ситуацию быстро и действует; ”придумщик” (интроверт, сенсорик, этик, иррационал) - вдумчив и при этом деятелен, во всем устремлён к установлению гармонии; ”аналитик” - (интроверт, интуит, логик, иррационал) - ум отличается теоретичностью, гибкостью и подвижностью; ”созерцатель” (интроверт, интуит, этик, рационал) - живое воображение, более поэтическая натура; реалист (экстраверт, сенсорик, логик, рационал) - изобретателен в решении проблем, которые возникают в реальной жизни; ”учитель” (экстраверт, сенсорик, этик, рационал) - организован и любит людей, креативность только в рамках правил; ”командир” (экстраверт, интуит, логик, рационал) - креативность направляет на реализацию планов; ”увещеватель” (экстраверт, интуит, этик, рационал) - предпочитает быть среди людей; ”непоседа” (экстраверт, сенсорик, логик, иррационал) – оценивает ситуацию вокруг и реагирует мгновенно; ”аниматор” (экстраверт, сенсорик, этик, иррационал) - эмоционален, активен, полон энтузиазма; ”изобретатель” (экстраверт, интуит, логик, иррационал) - нацелен на разрешение всего неразрешимого, стремится к получению новых знаний; ”медиатор” (экстраверт, интуит, этик, иррационал) - художественное мышление проявляется в понимании людей.
     Каждый из этих типов закладывается в младшем возрасте, поэтому начальная школа является базой для формирования характера и уровня развития художественного мышления в будущем.
     Также выявлены гендерные особенности развития художественного мышления. Явного различия нет, но у большей части детей наблюдается наличие закономерностей. Причины – неравномерность созревания структур мозга (у девочек зачастую быстрее созревает правое полушарие и речевые отделы) и разное полоролевое воспитание [11, с. 128].
     В творчестве девочки больше ориентируются на вербализацию художественного образа, а также на его повторение. Для девочек очень важна аккуратность художественной работы и её оформление. Сюжет художественного произведения более статичный, в отличии от рисунков мальчиков. Часто позиция в художественном творчестве – «коммуникативная», ориентация на общение и сравнение с работами других детей.
     Мальчики больше ориентированы на сюжет, на целостное восприятие информации. Художественный образ – динамичный, часто рисунки мальчиков изображаются в движении, в процессе). В младшем возрасте (6-7 лет) у мальчиков область фантазий доминирует больше, чем у девочек. Ориентация в творчестве - «исследовательская», мальчиков больше чем девочек интересуют выходы из воображаемых ситуаций и сюжетная линия.
     Психологами изучена специфика развития художественного мышления в зависимости от темперамента ребёнка. Так, к примеру, В.А. Силивон изучила связь художественного мышления с темпераментом детей в процессе творческой деятельности [31, с. 183]. 
     Если говорить о художественном мышлении – у меланхоликов оно тонкое, наиболее ярко выраженное по диагностике, но при этом не так проявляется в деятельности. Такие дети любят поощрение, бывают тревожны.
     По В.А. Силивон - в самостоятельном творчестве и психологически комфортной среде художественное мышление развивается до высокого уровня.
     Дети-флегматики творят спокойно, им требуется больше времени на создание художественного образа, а также, по мнению В.А. Силивон, у некоторых детей-флегматиков довольно рано появляется формообразование и фигуративный рисунок, они аккуратны в раскрашивании, рисунки выполнены качественно, очень самобытны [31, с. 183].
     Дети-сангвиники гораздо быстрее и охотнее приступают к творческой деятельности, им важно наглядное и игровое подкрепление, при этом художественное мышление их довольно уверенное и смелое. Они могут оперировать различными художественными образами - и теми, что знали давно, и новыми.
     Холерики зависят в своём художественном мышлении от заинтересованности. Они быстрее всех создают произведение и бегут показать взрослому. Часто любят вербализировать весь процесс сотворения художественного образа – вслух придумывают его, творят (лепят, рисуют, сочиняют…) с комментариями и потом просят обратную связь. Уровень развития художественного мышления зависит от индивидуального подхода педагога.
      В процессе экспериментальной деятельности разработаны направления и технологии диагностики возрастных особенностей развития художественного мышления у школьников 1-4 классов.
      Проведено диагностическое исследование художественного мышления младших школьников с помощью подобранных и разработанных методов диагностики на школьниках 1-4 классов МОУ СОШ №5 г. Егорьевск). Применялись методики: тест Э.П.Торренса ”Задай вопросы”, ”Необычные способы употребления”, ”Закончи рисунок”, методика Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной, тест ”Свободный рисунок”. Исследование позволило выявить, что у большинства школьников (около 70%) на среднем уровне мотивация в области художественно-творческой деятельности, эстетические и художественные составляющие развиты слабее. Креативность развита в пределах нормы в 1 и 4 классах [16, с. 5]. Художественное мышление большинства детей сформировано, но носит фрагментарный характер. Мотивация к художественной деятельности достаточно высока.
     Разработаны технологии развития художественного мышления младших школьников, включающие в себя групповые и индивидуальные занятия с детьми, проектную деятельность и консультации. Разработаны направления и методики развития художественного мышления младших школьников:
     1. Цикл групповых занятий для учащихся 1-4 классов.
     2. Цикл индивидуальных занятий с детьми.
     3. Проектная деятельность для детей по психологии творчества.
     4. Консультации и рекомендации педагогам и родителям по проблемам и техникам развития художественного мышления.
     Можем сделать вывод, что анализ, разработка и выявление различных особенностей художественного мышления позволяет младшим школьникам успешно постигать основы творческой деятельности, познавать себя и окружающий мир и гармонично развивать как эмоциональную, так и познавательную сферу. Произведена разработка и анализ связи и закономерности основных психологических, возрастных и индивидуальных различий в развитии художественного мышления: гендерные, возрастные, познавательные, мотивационные и эмоциональные аспекты в художественном мышлении младших школьников. Выявлены основы сводной модели функционирования и формирования (воспитания, развития) основных отличительных особенностей и характеристик художественного мышления в младшем школьном возрасте. Разработанная модель описана в контексте различных форм художественно-творческой деятельности – изобразительной, театральной, сказкотерапевтической и других.
     Развитие художественного мышления непосредственно связано с различными особенностями и индивидуальными отличиями каждого ребенка. Особенности художественного мышления различны для младших школьников разного пола, с разными психологическими особенностями – характером, темпераментом, особенностями личностной и познавательной сферы. Важным является индивидуальное отношение педагогов к каждому ребёнку и развитие у детей способности к творческому мышлению с учетом их особенностей. Высокий уровень развития художественного мышления может быть развит у ребенка с любыми особенностями – и у первоклассника, и у флегматика, и у ребёнка с правополушарным типом восприятия – при условии соблюдения индивидуального подхода с учетом особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход включает в себя знание особенностей, соблюдение требований данного типа личности, эффективный подбор учебной и творческой деятельности. Базовыми элементами воспитания и развития является выявление специфики и психолого-педагогических отличий в его развитии в младшем школьном возрасте.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.3. Особенности изобразительной деятельности и творчества детей младшего школьного возраста
     Психолого-педагогическая литература не содержит общего определения в отношении как к изобразительной деятельности, так и к творчеству, дающего полное представление их нюансов, функций, задач, и средств. Наиболее содержательное определение изобразительной деятельности вывела Л. В. Кузмичева: «Это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому» [17, с. 90]. Другие педагоги-психологи чаще всего используют понятие ”изобразительной деятельности” в качестве аналога понятия ”рисования”, ”занятий художественно-изобразительным искусством”, ”продуктивной деятельностью”. Данное равенство не оправдано, более того, оно усложняет процесс определения задач, встающих перед занятиями изобразительной деятельностью, особенно для детей младшего школьного возраста.
     Процесс творчества в более широком смысле рассматривается как процесс взаимодействия людей, процесс социализации. В контексте данной темы актуальна междисциплинарная трактовка понятия творчества как процесса, обладающего определенными особенностями и приводящего к созданию объективно или субъективно нового в материальной и духовной сферах.
     Важнейшую роль в развитии психических процессов ребенка играет младший школьный возраст и одними из самых значимых и актуальных занятий на данном этапе развития ребенка являются творчество и изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность - это очень интересный, полезный и в тоже время сложный вид деятельности [11, с. 200].
     В данный момент в российской системе образования происходят бурные изменения: вводятся новые системы и технологии обучения.
     В связи с этим стала особенно актуальной тема особенностей изобразительной деятельности и творчества детей младшего школьного возраста. Организация обучения изобразительной деятельности с учетом психологических, личностных и гендерных особенностей детей может послужить сильным стимулом улучшения психического развития и социальной адаптации личности, являться резервом увеличения уровня продуктивности обучения.
     В младшем школьном возрасте ведущая деятельность - учебная, поэтому успешность освоения данной деятельности в существенной степени устанавливает их психическое развитие. Эмоциональное благополучие младших школьников напрямую зависит от успехов и неудач в учебной деятельности. Для детей младшего школьного возраста в целом характерно жизнерадостное и бодрое настроение. Оптимальное психическое состояние на учебных и творческих занятиях – комфортность переживаний и эффективность учебной деятельности, говорит о нормальном ходе психического развития младших школьников.
     В тоже время, на младший школьный возраст приходится пик школьной тревожности, нередко эпизодически проявляются неврозы и другие невротические состояния детей (Н. И. Гуткина, В. П. Петрунек, A. M........................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.