VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Самооценка супругов и удовлетворенность браком

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001672
Тема: Самооценка супругов и удовлетворенность браком
Содержание

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра психологического образования
Направление подготовки Психолого-педагогическое образование
Профиль Психологическое образование

«Допущена к защите»Декан
                                                                    дпсхн, профессор Ильичева И.М.

 « ____ »   ___________________   201   г.
                                               Зав. кафедрой 
                        дпсхн, профессор Сыркин Л.Д.
 « ____ »   ___________________   201   г.

Самооценка супругов и удовлетворенность браком

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

                                                   Выполнил:
студент заочной формы обучения
Луканцова Анна Игоревна
                                                                                       
Руководитель:
дпсхн, профессор Ильичева И.М.
Ильичева И.М.
Рецензент:
 дпсхн, профессор Сыркин Л.Д. 


Коломна – 2016  г.

                                    СОДЕРЖАНИЕ                                             


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3-7
Глава I.     ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ     ОБОСНОВАНИЕ        ПРОБЛЕМЫ 
     ИССЛЕДОВАНИЯ  УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ 
     БРАКОМ СУПРУГОВ………………………………………...8-49
   1.1.  Понятие «удовлетворенность браком»  в системе психологического     знания ……………………………………………………………………...18-17
   1.2.  Самооценка  как фактор удовлетворенности браком……………18-35
   1.3.  Понятие «супружеская совместимость» в контексте исследования удовлетворенности супругов браком…………………………………….35-49
Выводы по первой главе …………………………………..…………………49
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ВЗАИМОСВЯЗИ       УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ     БРАКОМ        С 
САМООЦЕНКОЙ СУПРУГОВ  И      СУПРУЖЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТЬЮ………………………………..........50-60
   2.1  Организация и оценочно-диагностический инструментарий 
Исследования………………………………………………………………50-53
   2.2 Анализ и интерпретация  результатов исследования……………..53-60
   2.3 Рекомендации по психологическому сопровождению удовлетворенности браком….………………………………………..………60
Выводы по второй главе……………………… .……………………….……61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………62-63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.…………………..............................................64-65
ПРИЛОЖЕНИЕ..…………………………………………………………..66-87




     Введение   

     Актуальность темы обусловлена тем, что самооценка является важным регулятором поведения человека. От самооценки во многом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам как в учебном процессе, так и в других сферах взаимодействия.
     То, как мы воспринимаем самих себя и окружающих является одной из самых изучаемых проблем психологии. Восприятие самих себя активно влияет на восприятие других людей, а также на их оценку  и последующее взаимоотношение. Любые межличностные отношения, с одной             стороны, влияют на формирование психики, а с другой стороны,                     их успешность зависит от развитости и выраженности социально-психологических структур. Соответственно, нарушения в самовосприятии будут негативно сказываться на взаимоотношениях с окружающими.              
     Семья – это древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени. Совместная жизнь людей постоянно создает ситуации несовпадения интересов, обусловливает необходимость взаимных уступок и компромиссов. Семейные отношения потенциально наделены высокой конфликтностью, однако именно супружеские отношения потенциально содержат в себе возможность наибольшего эмоционального удовлетворения.
     Супружеская совместимость  является необходимым условием формирования благоприятного психологического климата в семье, гармоничных отношений, что в итоге положительно сказывается и на состоянии общества в целом. Вопрос о совместимости ценностей и жизненных ориентаций в браке актуален всегда, но в настоящее время, когда огромное количество заключённых браков распадается, этот вопрос встаёт особенно остро.  В последнее время весьма остро стоит вопрос психологической совместимости супругов, и как следствие, проблема удовлетворенности супругов браком.
     Исследование феномена удовлетворенности браком в отечественной и зарубежной психологии проводится уже порядка трех десятилетий в рамках общего подхода изучения качества брака. За это время выявлено множество факторов, подтверждающих многогранность данного понятия. Но в связи с тем, что институт семьи с течением времени претерпевает серьезные изменения, изучение удовлетворенности браком всегда будет актуально.
      Степень разработанности проблемы исследования. Изучение семейных взаимоотношений осложнено многими факторами:
         Во-первых, сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т.д.
         Во-вторых, отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры.   Пока не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи, вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами.
         В третьих, тем, что предметом семейно психологии является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов, и представление, о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта. Каждый человек имеет свой собственный семейный опыт и зачастую исходит только из него, пытаясь понять, что такое семейные отношения вообще. 
      И, конечно, изучение семьи осложняется скрытностью (интимностью) многих происходящих в семье событий, а так же их изменчивостью, отсутствием четких контуров.
     Объектом исследования являются  мужчины и женщины, состоящие в браке.
     Предметом исследования - взаимосвязь уровня удовлетворенности браком с самооценкой супругов. Психологическая совместимость           супружеской пары.                  		
      Целью исследования -  выявление взаимосвязи между самооценкой, уровнем удовлетворенности браком и супружеской совместимостью.
	Гипотеза исследования: 
     1. Существует взаимосвязь между самооценкой и уровнем удовлетворенности браком. 
     2.   Уровень удовлетворенности браком связан с уровнем супружеской совместимости.
     3. Уровень супружеской совместимости взаимосвязан с уровнем самооценки.
     Задачи исследования: 
     1. На основе теоретико-методологического изучения уточнить сущность и содержание понятия самооценка, уровень удовлетворенности браком и психологическая совместимость.
     2. Рассмотреть проблемы супружеской совместимости в контексте исследования удовлетворенности супругов браком.
     3. Выявить степень влияние уровня самооценки на уровень удовлетворенности браком.
     4.    Разработать рекомендации по использованию полученных данных.
    Методы исследования. Для достижения исследовательской цели и реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов. В ходе исследования использовались  анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование. Тест «Самооценка» Л.Д. Столяренко. Тест - опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин., Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко). Работа с методикой диагностики межличностных отношений Тимоти Лири. Всего различными методами было обследовано 40 человек.  Обработка результатов исследования проводилась на ПЭВМ методами математической статистики.
    Научная новизна исследования определяется тем, что были раскрыты характерные признаки и уточнены сущностные характеристики понятий «самооценка», «удовлетворенность браком» и «супружеская совместимость». Выделены психологические механизмы и факторы, влияющие на уровень удовлетворенности браком.
    Практическую значимость  (стилистически оформить по примеру новизны) так как проблема супружеской совместимости и проблема удовлетворенности браком будет существовать всегда, пока существует институт семьи и брака. Мы предполагаем, что некоторые явления и закономерности, выявленные нами в ходе исследования, могут учитываться отдельными семьями для поддержания психологического равновесия в браке. Супружеские пары, участвовавшие в исследовании, будут иметь возможность скорректировать некоторые сферы своей жизни, учитывая «сильные» и «слабые» стороны совместимости с брачным партнёром. Сведения о супружеской совместимости и удовлетворенности также могут быть полезны молодым людям в вопросах выбора брачного партнёра. Также эти сведения могут быть полезны практикующим психологам, занимающимся семейным консультированием.
    Достоверность полученных данных  обеспечивалась избранием релевантного методологического основания, опорой на известные и проверенные в научном отношении теоретические положения, сопоставлением получаемых данных и разнообразием применяемых исследовательских процедур и методик, их взаимодополняемостью, сочетанием качественного и количественного анализа с применением математических методов обработки и анализа данных с помощью компьютера.
    Структура дипломной работы. Диплом состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений. Глава I - Теоретическое     обоснование        проблемы исследования  удовлетворенности браком супругов. Глава II -  Эмпирическое исследование взаимосвязи удовлетворенности браком с самооценкой супругов и супружеской совместимостью. Текст дипломной работы иллюстрирован рисунками и таблицами. 
     
     

















ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ     ОБОСНОВАНИЕ        ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ  УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ СУПРУГОВ

1.1.  Понятие «удовлетворенность браком»  в системе психологического     знания

     Понятие «удовлетворенность» (как и противоположное ему – «неудовлетворенность») используется во многих психологических и социологических работах и в основном изучается с двух позиций – общепсихологической и социально-психологической (или социальной). В рамках общепсихологического подхода удовлетворенность рассматривается либо как состояние, либо как мотив и понимается как чувство удовольствия, состояние довольства, радости, испытываемое человеком, пожелания и требования которого удовлетворены. 
     Представители социального и социально-психологического подходов рассматривают удовлетворенность как оценку деятельности и ее условий, оценку результатов этой деятельности. Поскольку оценка является частным случаем  проявления  отношения,  то  и  удовлетворенность    рассматривается как один из аспектов проблемы отношений. Понимание удовлетворенности как эмоционального отношения  к чему-либо  является   наиболее   адекватным.
     Для начала необходимо разобраться в том, что же такое удовлетворенность. 
     Удовлетворенность - субъективная оценка качества тех или иных объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в т. ч. и самого себя (самооценка). 
     Аргайл М. пишет: «Удовлетворенность - это в известной мере спокойная   рефлективная   оценка   прошлого   и    настоящего положения дел». 1
     В психологическом словаре удовлетворенность обозначается как «состояние удовлетворения, возникающее у человека после осознания того, что он достиг желанной цели». 2
     В чем же заключается «источник удовлетворения»? Этот термин, который впервые употребил Эдвард Ли Торндайк, означает «любой стимул, обладающий приятными или желательными свойствами. Определяемый как источник удовлетворения – это стимул, к которому организм стремится или учится поведению, чтобы его получить. Следовательно, источник удовлетворения — цель, которая приводит к состоянию удовлетворения»3.
     Для человека такой целью является удовлетворение своих потребностей (в пище, в безопасности и т. д.). Одной из важнейших для человека (как существа социального) потребностей стала потребность в присоединенности, т.е. в завязывании отношений, гарантирующие позитивные постоянные взаимодействия. Исследования показывают и связывают тесные взаимоотношения, как с физическим здоровьем, так и с эмоциональным благополучием. Основной способ удовлетворить свою потребность в присоединенности — это вступление в брак.
     Аргайл М. утверждал, что «семейные люди, особенно те, кто счастлив в браке, ощущают более высокую степень удовлетворенности жизнью. Имеются все основания предполагать, что удовлетворенность находится в причинно-следственной зависимости с супружеством»4.
     В связи с этим проводились исследования влияния брака на удовлетворенность жизнью. Майерс Д. пишет об этом следующее: «Целая гора данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен». 5.
     Исследования, основывающиеся на опросах десятков тысяч людей, приводят к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, и особенно разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью.
     Большинство специалистов определяют понятие «удовлетворенность браком» как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Наиболее полное определение именно удовлетворенности браком дает Голод С.И.: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности». 6
     Исследование феномена удовлетворенности браком в отечественной и зарубежной психологии проводится уже порядка трех десятилетий в рамках общего подхода изучения качества брака. За это время выявлено множество факторов, подтверждающих многогранность данного понятия. Но в связи с тем, что институт семьи с течением времени претерпевает серьезные изменения, изучение удовлетворенности браком всегда будет актуально.7 Одна из первых и наиболее емких, на наш взгляд, классификаций факторов удовлетворенности браком представлена Тавит А.Ю.(1983). Автор выделяет две группы факторов удовлетворенности браком: возникшие до бракосочетания и возникшие во время брачного периода. Первая группа факторов, по мнению Тавит А.Ю., является психологической основой брака и включает такие аспекты, как происхождение (схоже с понятием «семейного сценария» Эрика Берна (1998)), качества личности, идеал супруга и брака, мотивы вступления в брак. Вторая группа факторов включает: этическо-эмоциональные отношения супругов, психофизиологические отношения супругов, единство взглядов на воспитание детей, распределение домашних и хозяйственных работ, свободное время и его провождение, отношение с отцом-матерью супруга(и), с друзьями, отношение к алкогольным напиткам.
     Анализ основных направлений исследований позволит дополнить данную классификацию факторов удовлетворенности браком, а также понять, как эти факторы влияют на удовлетворенность семейной жизнью.
     Характер изменений удовлетворенности браком с увеличением стажа совместной жизни супругов активно исследуется как зарубежными, так и отечественными психологами с середины 70-х г.г. прошлого столетия. Подробный обзор зарубежных исследований проведенных до конца 80-х представлен Алешиной Ю.Е. (1985). Основополагающими критериями удовлетворенности браком в исследованиях выступали: непосредственно стаж брака, который фиксировался как один из трех периодов цикла развития семьи; рождение первого ребенка и уход детей из семьи, - как точки отсчета основного характера изменений. Полученные результаты во всех трех случаях достаточно противоречивы. Но большинство сводится к тому, что удовлетворенность браком зависит от стажа семейной жизни следующим образом: кривая этой зависимости имеет U-образную форму – в начале, в течение первых двух десятилетий существования семьи, удовлетворенность браком постепенно понижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем возрастает, но уже более резко.
     Голодом С.И. выделены факторы удовлетворенности браком специфичные для каждого пола в пределах первого десятилетия совместной супружеской жизни. Для женщин – это бытовая и духовная адаптация, совместимость мужа с ее родственниками и самоутверждение, для мужчин – сексуальная экспрессивность жены.
     Основные выводы отечественных психологов о причинных связях удовлетворенности браком со стажем семейной жизни супругов основываются на результатах исследования становления ролевой структуры семьи. В качестве интегральной характеристики ролевых отношений в семье была выбрана поло-ролевая дифференциация (ПРД) (Алешина, Борисов, 1989). Под ней понимается разделение обязанностей и функций между супругами в связи с их полом.
     Антонюк Е.В.(1992) в своей работе описывает исследование двух форм ПРД. Традиционная форма существует в тех семьях, где обязанности супругов распределены в соответствии с их полом. Равноправная форма встречается в тех семьях, где обязанности супругов разделены в соответствии с их желаниями и возможностями и оба супруга отвечают за реализацию семейных ролей.
     В «современных» семьях до рождения ребенка наиболее важны для удовлетворенности браком успешное решение конфликтов путем свободного сотрудничества, низкое давление друг на друга, удовлетворенность в сфере ведения домашнего хозяйства. Удовлетворенность браком в «традиционных» семьях связана с различными факторами. Для мужей важным является проявления любви, симпатии, нежности, доверительность, высокая оценка жены в роли организатора досуга, создание положительного эмоционального климата в семье, готовность подчиняться мужу. Для жен перечисленные факторы дополняются высокой оценкой терпимости мужа к автономии жены. А также для них важна активность мужа в ролях кормильца, хозяина и сексуального партнера. 8
     После рождения ребенка удовлетворенность браком мужчин из «современных» семей положительно связана с единственным показателем – оценкой собственного вклада в выполнение роли кормильца. А удовлетворенность браком их жен связана с активностью мужа в роли организатора субкультуры и высоким качеством выполнения им роли кормильца. В «традиционных» семьях после рождения ребенка прослеживается усиление эмоциональной зависимости жены в отношениях с мужем. Для мужей качество брака по-прежнему связано с выполнением женой традиционной экспрессивной роли.
     Удовлетворенность браком мужчин связана с таким фактором, как доход семьи (Андреева Т.В). По мере того как доходы кормильца семьи растут, время, посвящаемое семье, сокращается. Снижается также удовлетворенность отношениями между супругами .
     Стабильность семьи и удовлетворенность браком не взаимоисключающие понятия, они имеют много общего, но однозначного значения они не имеют — высокостабильные браки не всегда характеризуются высоким уровнем удовлетворенности браком (например, для традиционных семей вполне обычен стабильный брак при полной неудовлетворенности супругов своими отношениями, а в современной семье подобная неудовлетворенность может привести к разрыву даже при наличии детей).
     Изучением характеристик, влияющих на удовлетворенность браком, занимались многие исследователи.
     В наиболее систематизированном виде они представлены в модели качества брака, созданной американскими исследователями Левисом Р.А. и Спэниером Дж. Б., осуществившими вторичный анализ свыше 300 работ в конце 70-х годов. Ими было выделено 40 важнейших признаков супружеского успеха, объединенного в 14 групп, которые, в свою очередь, дали три укрупненных блока факторов:
     а) добрачные;
     б) социальные и экономические;
     в) личностные и внутрибрачные (внутрисупружеские). 9
     Более 2/3 из названных ими конкретных параметров, позитивно влияющих на качество брака, носят сугубо психологический характер. Авторы модели качества брака отмечают, что большинство выделенных ими параметров характеризуют степень сходства и согласия в межличностных отношениях супругов по разным параметрам. 10
     Этот принцип — принцип согласия — был положен в основу большинства инструментов, предназначенных для измерения качества межличностных отношений супругов.
     В исследовании, проведенном под руководством Юркевич Н.Г., была обнаружена зависимость между удовлетворенностью браком и удовлетворенностью работой. В выборке женщин, оценивающих свои браки как счастливые, 44% считают, что работа их вполне устраивает, и только 14% — что их «работа не устраивает совершенно» или «скорее не устраивает, чем устраивает».
     Сравнительные данные, полученные  Шишкиной О.В. (1998) на супругах, проживших в браке 16-17 лет, показывают, что у мужей удовлетворенность браком выше, чем у жен. Возможно, это расхождение в получаемых результатах связано с различным стажем супружеской жизни в обследованных разными авторами выборках, а может быть, дело в том, что, как показала Добрынина О.А. (1993), женщины более критичны в оценке социально-психологического климата в семье, чем мужчины. По оценкам женщин, главными для стабильного брака факторами являются: справедливое распределение бытовой нагрузки между супругами, полноценный отдых в семье, сексуальная гармония, взаимопонимание с детьми, удовлетворенность психологической атмосферой, общением, дружеская расположенность и забота. У мужчин имеется другой идеал: общность интересов, в том числе - сексуальных. 11
     Женщины, по данным  Шишкиной О.В., более ориентированы на семью, но менее удовлетворены ею, мужчины же, наоборот, менее ориентированы на семью, но более ею удовлетворены. У высокоудовлетворенных браком женщин реальный партнер в целом соответствует идеалу, а у низкоудовлетворенных - существенно отличается от идеала. У мужчин разрыв между реальным и идеальным представлением о супруге выражен в меньшей степени как среди удовлетворенных, так и среди неудовлетворенных браком. Таким образом, с точки зрения мужей, их жены более соответствуют идеалу семейной женщины, чем с точки зрения жен их мужья - идеалу семейного мужчины.
     Женщины, по данным  Иглхарт А. отмечают у себя следующие причины, по которым возникает ощущение дискомфорта при выполнении роли жены и матери: 1) объективные трудности в успешной реализации внутрисемейных и профессиональных ролей (например, неумение вести хозяйство, небольшой заработок); 2) недостатки характера, личностные особенности; 3) плохое здоровье; 4) плохие отношения с мужем и детьми; 5) дефицит времени.
     Полагают, что решающим фактором, определяющим удовлетворенность или неудовлетворенность женщин браком, является все же взаимная поддержка или ее отсутствие. 12
     Доктор психологических наук Бойко В.В. заметил, что на протяжении нескольких столетий в системе европейской культуры морально-этической нормой поведения женщины считалось пассивное, с оттенком негативизма отношение к индивидууму другого пола. Всякое открытое проявление интереса, активное поведение женщины по отношению к мужчине считалось признаком распущенности. Моральные нормы предписывали женщине "ускользающее поведение". Замкнутость, необщительность, стеснительность - черты, положительно характеризовавшие девушку предыдущих столетий, - на наших глазах превращаются в элементы отрицательной характеристики. Поколения, вошедшие в жизнь в последние десятилетия, демонстрируют несколько измененные морально-этические эталоны объяснения в любви, ухаживания и общения. Касается это прежде всего женского поведения. Все более распространяется инициативный тип поведения. Юношам такая девушка кажется проще, естественнее, умнее. Однако парадокс состоит в том, что перенесение этих черт в семейную жизнь вызывает недовольство у многих мужчин, которые хотят видеть жену скромной, спокойной, уравновешенной. Ибо она - жена, а не "партнерша". Ибо любовь и семейная жизнь включает в себя сопереживание, доброту, бескорыстие, умение жалеть.
     Психологами, психиатрами и социологами открыт недавно парадокс, суть которого заключается в том, что наиболее удовлетворенными своей брачной жизнью, счастливыми и удачливыми в семейной жизни считают себя и на деле оказываются не те женщины, которые достигли успеха в карьере, обладают "разносторонними способностями и интересами", "независимы", "самостоятельны", "писаные красавицы", а женщины совсем иного склада - мягкие, простосердечные, заботливые, доброжелательные, отходчивые".
     У Алешиной Ю.Е. есть исследование (1985), демонстрирующее зависимость удовлетворённости браком от наличия ребёнка в семье. Она отмечает, что после рождения ребенка удовлетворенность супругов браком начинает уменьшаться. Также это подтверждают другие отечественные и зарубежные исследования. Пока ребенок маленький, распределение ролей устраивает обоих супругов: жена выполняет сугубо женские дела и обязанности, связанные семьей и домом, а муж - мужские, связанные прежде всего с работой. Однако когда ребенку исполняется 3-4 года и уход за ним уже не требует особых женских качеств, удовлетворенность браком снижается. Женщина после окончания отпуска по уходу за ребенком возвращается на работу, и на нее ложится двойная нагрузка. Передача часть забот по уходу за ребенком и домашних дел ограничивает свободу мужа, в том числе и в являющейся для него главной профессиональной деятельности, и вступает в противоречие со сложившимися в обществе стереотипами по распределению ролей в семье. Стремясь освободиться от давления жены, муж все больше погружается в состояние пассивности, жена же становится все более требовательной и директивной. Таким образом, позиции и того и другого члена семьи вступают в противоречие с гендерными установками, они как бы меняются ролями: жена становится активной, а муж - пассивным.
     Удовлетворённость браком некоторые исследователи связывают со степенью нейротизма и экстраверсии/интроверсии. Обнаружено, что неудовлетворенность браком и супружеские разногласия связаны с личностными особенностями мужа и жены, в частности - с высоким уровнем психотизма у обоих супругов, с различиями в уровнях экстраверсии, нейротизма и лжи по опроснику Айзенка, с высоким нейротизмом у обоих супругов и с низким уровнем контроля над импульсами у мужей. В то же время  Айзенк Г. и  Вильсон Г. показали, что удовлетворенность браком бывает и тогда, когда различия между женой и мужем по нейротизму соответствуют средней разнице между женщинами и мужчинами для широкого круга населения.
     На удовлетворённость браком сильно влияют профессиональная принадлежность и род деятельности супругов. Так, Семенов В.Е. (1988), исследовавший, как складывалась личная жизнь представителей творческих профессий (писателей, поэтов, художников), выявил, что браки двух представителей разных видов искусства, которые увлечены своим творчеством, не очень удачны. Более удачно складывалась семейная жизнь в том браке, в котором муж выполнял роль лидера, а жена - его преданного помощника, т. е. когда женщина жертвовала, как теперь принято говорить, своей самореализацией. (Хотя, может быть, помогать мужу творить и есть для таких женщин самореализация, как у других - воспитывать детей, образцово вести хозяйство?). Также возможны удачные браки, когда супруги находятся в своеобразном творческом «тандеме», занимаются одним и тем же видом деятельности в равных условиях

1.2. Самооценка  как фактор удовлетворенности браком


     Самооценка как предмет психологического анализа и изучения рассматривается как относительно устойчивое структурное образование, процесс самооценивания, характеристики себя, определяемый нормами и представлениями, и как центральное личностное образование, компонент Я-концепции. 
	Я-концепция – это динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом, выделяют в ней 3 структурных компонента: 1) когнитивный компонент — «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе; 2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, другими словами, относят систему самооценок; 3) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении. 13
     Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью  целей, которые он ставит перед собой. 
     Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств,  в сравнении их с определенным образцом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д. Это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с людьми. Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим14. 
     Вид самооценки – это соответствие самооценки реальному положению дел. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности, особенности и возможности. Он  трезво осознает как свои недостатки, так и достоинства. При завышенной самооценке человек склонен себя переоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством. 15
     Многое из того, что человек делает или отказывается делать, зависит от его уровня самооценки. Те, кто сам не считает себя очень талантливым, не стремится к очень высоким целям и не проявляет огорчения, когда ему не удается что-нибудь хорошо сделать. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте,  часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо.
     Человек с высоким уровнем самооценки воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самооценки. 16 Интересно также, что отрицательное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное. 
     Завышенная и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором – безынициативность, трудность общения с другими. 
     Негативная самооценка приводит к ослаблению иммунной  системы и, следовательно, большей уязвимости для болезней. С повышенной самооценкой также повышается уровень серотонина в крови, гормона, участвующего в сужении кровяных сосудов, стимуляции и расслабления мускулов и передачи импульсов между клетками. Самооценка сильно влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив.
      С другой стороны, в традициях воспитания уже с самого детства внушают, что хорошего человека отличает самокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми нужно бороться. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является скорее препятствием к борьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим в целом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позиция вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так как тот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой.
     Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь близким – это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви. 
     Самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе. Так, взрослые испытуемые, когда предстоит проверка их способностей, оценивают себя гораздо ниже, чем в тех случаях, когда их самооценка будет принята на веру. Неоднозначны и критерии самооценки. Основными структурными компонентами образующими эмоционально – оценочный компонент являются самооценка и самоотношение. При этом самооценка является неустойчивым динамическим элементом, подверженным влиянию единичных жизненных успехов и неудач. Тогда как самоотношение является более устойчивым, статичным элементом, формирующим общее чувство «за» или «против». 
     Человек оценивает себя двумя путями: 1. Путе?м сопоставле?ния уровня своих притязаний с объе?ктивными ре?зультатами свое?й де?яте?льностями. 2. Путе?м сравне?ния се?бя с другими людьми. 
     Как видно, самооце?нка име?е?т множе?ство характе?ристик и проявле?ний. Возникае?т вопрос какие? (или какую) функции выполняе?т самооце?нка. Н. И. Сарджве?ладзе? выде?ляе?т ше?сть основных функций:
1. Функция "зе?ркала" (отображе?ния се?бя) -заключае?тся в том, что че?лове?к отражае?т сознание? окружающих, пе?ре?носит свое? "отраже?ние?" вовнутрь. (Можно пре?дположить – с це?лью самоотображе?ния и самокорре?кции). 
2. Функция самовыраже?ния и саморе?ализации. 
3. Функция саморе?гуляции и самоконтр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44