VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Рыночная экономическая система характеристика и особенности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001025
Тема: Рыночная экономическая система характеристика и особенности
Содержание
УТВЕРЖДАЮ
И.о. зав. кафедрой ЭиВД
                                        (название кафедры)
_____________________Горлов С.М.
          (ФИО)



Институт  экономики и управления
Кафедра   экономики и внешнеэкономической деятельности

Направление (специальность)_________________________________________
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу (проект)
студента __________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

по дисциплине _____________________________________________________

1. Тема работы _____________________________________________________
__________________________________________________________________

2. Цель ____________________________________________________________
__________________________________________________________________

3. Задачи _________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перечень подлежащих разработке вопросов:
а) по теоретической части ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) по аналитической части ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Исходные данные:
а) по литературным источникам ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
б) по вариантам, разработанным преподавателем ________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
в) иное ____________________________________________________________

6. Список рекомендуемой литературы _________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Контрольные сроки представления отдельных разделов курсовой работы:
25% - __________________________________ «____»__________20__г.
50% - __________________________________ «____»__________20__г.
75% - __________________________________ «____»__________20__г.
100% - __________________________________ «____»__________20__г.

8. Срок защиты студентом курсовой работы        «____»__________20__г.

Дата выдачи задания    «___»_____________20__г.

Руководитель курсовой работы

_______________________  _______________   _______________________
(ученая степень, звание)            (личная подпись)               (инициалы, фамилия)


Задание принял(а) к исполнению студент(ка) ___________ форма обучения ______курса __ группы ________  ___________  ______________________
(личная подпись)         (инициалы, фамилия)







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«_________________________________________________________________________ » 

НА ТЕМУ
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________


Выполнил:
________________________
студент __ курса группы___
направления (специальности)
_________________________ 
___________формы обучения  
_________________________ 
(подпись) 

  Руководитель работы:
  ________________________
(ФИО, должность, кафедра)


Работа допущена к защите _________________         __________________
(подпись руководителя)                             (дата)


Работа выполнена и 
защищена с оценкой ______________________      Дата защиты____________

Члены комиссии: _______________    _____________     __________________
(должность)                      (подпись)                      (И.О. Фамилия)

                                      ___________________    _________________       ________________________

             ___________________    _________________       ________________________
             
             __________________      ________________         ________________________

Ставрополь, 20___г.



Отзыв
На курсовую работу (проект) студента/ки ___________________________ __________________________курса _ группы _________________________
Ф.И.О.

_________________________________________________________________________________________________________________________________
тема 


Актуальность: _____________________________________________________
__________________________________________________________________
В первой главе 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вторая глава _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Выводы, сделанные в Заключении, соответствуют целям, поставленным       во Введении _______________________________________________________
Проанализирован ___________________________________________________
__________________________________________________________________ Объем литературы __________________________________________________
За время работы студент/ка проявил/а себя как __________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, работа выполнена на ___________________________ уровне, соответствует требованиям, предъявляемым к курсовым работам, и заслуживает _____________________ Оценки.




Научный руководитель
степень, звание, должность
место работы                                                                 _____________________
	Ф.И.О   

Печать
«_____» ______________ 201___г.


Содержание
Введение…………………………………………………………………………..  3
1. Рыночная экономическая система: характеристика и особенности………  5
1.1. Сущность и основные черты рынка…………………………………….  7
1.2. Основные субъекты рынка, их характеристика и взаимосвязь……….  8
2. Функции рынка и их особенности…………………………………………... 12
3. Преимущества и недостатки рыночного механизма………………………. 15
4. Структура и виды рынка…………………………………………………….. 19
5. О?с?о?б?е?н?н?о?с?т?и? ф?о?р?м?и?р?о?в?а?н?и?я? р?ы?н?о?ч?н?о?й? с?и?с?т?е?м?ы? в России………………... 25
З?а?к?л?ю?ч?е?н?и?е?………………………………………………………………………………………..  31
Список использованной литературы…………………………………………… 

Введение
       В ХХI веке невозможно представить человека не находящегося в сфере обмена товаров и услуг. Рынок – это экономические отношения, которые связаны с обменом товаров и услуг. Вследствие этого идет формирование спроса, предложения и цены. Существуют множество рынков: рынок недвижимости информации, драгоценностей, рынок ценных бумаг, товаров и услуг, рынок труда и т.д. Рынок также разделяют по масштабам охвата территорий: региональный, федеральный, мировой. В процессе развития менялось понятие рынка, его сущности, его роли в экономике.
Рыночная экономика -это система, в которой главные экономические проблемы (что, как и для кого производить) решаются через рынок. Базовыми элементами в рыночной экономике являются: цена, спрос, предложение и конкуренция.
     Рыночная экономика – это экономическая система, которая контролируется, регулируется и управляется только рыночными, т.е. свободными ценами. На данный момент экономика развитых стран носит рыночный характер. Эта система оказалась наиболее эффективной. Формирование рыночной экономики происходило много столетий, с каждым разом приобретая все более современные формы и, скорее всего, она и будет определять экономический облик будущего всех стран мира.
    Актуальностью данной работы является важность постоянного изучения рыночной экономики в условиях постоянно меняющейся рыночной структуры для своевременного принятия правильных и оптимальных решений.
 На данный момент экономика развитых стран носит рыночный характер. Эта система оказалась наиболее эффективной. Она формировалась много столетий, приобретая с каждым разом все более современные формы. Эта система и будет определять экономический облик будущего всех стран мира.
Цели и задачи к?у?р?с?о?в?о?й? работы с?о?с?т?о?я?т? в том, чтобы:
1. р?а?с?к?р?ы?т?ь? с?у?щ?н?о?с?т?ь? р?ы?н?о?ч?н?о?й? э?к?о?н?о?м?и?к?и?;
2. в?ы?д?е?л?и?т?ь? г?л?а?в?н?ы?е? ф?у?н?к?ц?и?и? и их о?с?о?б?е?н?н?о?с?т?и?;
3. р?а?с?с?м?о?т?р?е?т?ь? с?т?р?у?к?т?у?р?у? и виды рынка;
4. в?ы?я?с?н?и?т?ь?, какие п?р?е?и?м?у?щ?е?с?т?в?а? и н?е?д?о?с?т?а?т?к?и? есть в р?ы?н?о?ч?н?о?м? м?е?х?а?н?и?з?м?е?. 
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют сборники научных трудов ученых и практиков.
























1.Рыночная экономическая система: характеристика и особенности.
        В э?к?о?н?о?м?и?ч?е?с?к?о?й? теории, в узком смысле,рынок -с?и?с?т?е?м?а? о?т?н?о?ш?е?н?и?й? между с?п?р?о?с?о?м? и п?р?е?д?л?о?ж?е?н?и?е?м? или с?и?с?т?е?м?а? о?т?н?о?ш?е?н?и?й? между п?р?о?д?а?в?ц?о?м? и п?о?к?у?п?а?т?е?л?е?м?.В широком смысле, рынок – это форма социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли.. С точки зрения о?р?г?а?н?и?з?а?ц?и?и? э?к?о?н?о?м?и?к?и?, рынок н?а?з?ы?в?а?ю?т? о?б?щ?е?с?т?в?е?н?н?о?й? формой ф?у?н?к?ц?и?о?н?и?р?о?в?а?н?и?я? э?к?о?н?о?м?и?к?и?. 
В основе р?ы?н?о?ч?н?о?й? э?к?о?н?о?м?и?ч?е?с?к?о?й? с?и?с?т?е?м?е? лежат:
1)ч?а?с?т?н?а?я? х?о?з?я?й?с?т?в?е?н?н?а?я? и?н?и?ц?и?а?т?и?в?а?;
2)право ч?а?с?т?н?о?й? с?о?б?с?т?в?е?н?н?о?с?т?и?;
3) р?ы?н?о?ч?н?а?я? о?р?г?а?н?и?з?а?ц?и?я? р?а?с?п?р?е?д?е?л?е?н?и?я? о?г?р?а?н?и?ч?е?н?н?ы?х? р?е?с?у?р?с?о?в? о?б?щ?е?с?т?в?а?.
Ч?а?с?т?н?а?я? х?о?з?я?й?с?т?в?е?н?н?а?я? и?н?и?ц?и?а?т?и?в?а? - право к?а?ж?д?о?г?о? в?л?а?д?е?л?ь?ц?а? п?р?о?и?з?в?о?д?с?т?в?е?н?н?ы?х? р?е?с?у?р?с?о?в? с?а?м?о?с?т?о?я?т?е?л?ь?н?о? решать, каким о?б?р?а?з?о?м? и в какой мере и?с?п?о?л?ь?з?о?в?а?т?ь? их для п?о?л?у?ч?е?н?и?я? дохода. При этом б?л?а?г?о?с?о?с?т?о?я?н?и?е? к?а?ж?д?о?г?о? о?п?р?е?д?е?л?я?е?т?с?я? тем, н?а?с?к?о?л?ь?к?о? у?с?п?е?ш?н?о? он может п?р?о?д?а?т?ь? на рынке ресурс, к?о?т?о?р?ы?м? в?л?а?д?е?е?т?. Тот, кто п?р?е?д?л?о?ж?и?т? п?о?к?у?п?а?т?е?л?я?м? н?а?и?л?у?ч?ш?и?й? товар и на более в?ы?г?о?д?н?ы?х? у?с?л?о?в?и?я?х?, я?в?л?я?е?т?с?я? п?о?б?е?д?и?т?е?л?е?м? в борьбе за деньги п?о?к?у?п?а?т?е?л?е?й?.
Ч?а?с?т?н?а?я? с?о?б?с?т?в?е?н?н?о?с?т?ь? — п?р?и?з?н?а?в?а?е?м?о?е? о?б?щ?е?с?т?в?о?м? право о?т?д?е?л?ь?н?ы?х? г?р?а?ж?д?а?н?  в?л?а?д?е?т?ь?, п?о?л?ь?з?о?в?а?т?ь?с?я? и р?а?с?п?о?р?я?ж?а?т?ь?с?я? о?п?р?е?д?е?л?е?н?н?о?й? частью любых видов э?к?о?н?о?м?и?ч?е?с?к?и?х? р?е?с?у?р?с?о?в?.Право частной собственности дает возможность владельцам экономических ресурсов самостоятельно принимать решения о том, как их использовать.  Но эта неограниченная свобода распоряжения экономическими ресурсами имеет оборотную сторону: владельцы частной собственности несут всю полноту экономической ответственности за выбранные ими варианты ее использования. Другими словами, при верном  решении им достается вся выгода, а при принятии ошибочного решения они рискуют потерять часть или даже всю принадлежащую им собственность.
Рынки —организованная деятельность по обмену товарами.
Именно рынки:
1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;
2) формируют величину дохода, который собственно приносится своим владельцам;
3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.
      Преимущество рыночного механизма состоит в том, что он заставляет каждого продавца думать об интересах покупателей, тем самым продавец добивается собственной выгоды. Но и покупатель должен считаться с интересами продавца — он может получить желаемый товар, лишь заплатив за него сложившуюся на рынке цену. Английский ученый-экономист Адам Смит писал в своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776): «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял». Под «невидимой рукой» рынкаэкономисты подразумевают механизм цен. Именно цены, которые складываются в процессе конкуренции на рынке, служат для всех продавцов и покупателей главным источником информации о соотношении предложения товаров и спроса на них. Рынки, основанные на конкуренции, являются самым эффективным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ. Достоинство конкуренции состоит в том, что только при производстве лучших по своим качествам товаров или менее затратных товаров, можно победить конкурентов. Рыночная система в силу особенностей своего функционирования обладает также рядом недостатков, называемых в экономической теории провалами (слабостями) рынка. Основными провалами рыночной системы являются: значительный разрыв между доходами различных слоев населения, неспособность в рамках системы производить достаточное количество так называемых общественных благ, возможная монополизация рынка.
Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ.
Конкуренция играет большую роль в организации хозяйственной деятельности. Люди, которые пытаются получить одно и то же рабочее место с высоким уровнем оплаты, конкурируют между собой, выдвигая в качестве своих конкурентных преимуществ опыт или квалификацию. Фирмы, производящие одинаковые товары, конкурируют за деньги покупателей, выдвигая в качестве аргументов преимущества своей продукции. Покупатели, которые хотят приобрести модную новинку, поставляемую на рынок пока в ограниченном количестве, конкурируют за право стать ее владельцем, предлагая продавцам более высокую плату, и т. д.
Конкуренция — экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.
1.1. Сущность и основные черты рынка.
Рыночная экономическая система - это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции.  Она  учитывает  личные интересы и ограничивает роль государства. Право частной собственности  - это признаваемое и защищаемое законом право владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой) и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое название этой экономической системы — капитализм. 
Рыночная экономика - это система, в которой главные экономические проблемы - что, как и для кого производить - решаются через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции. Именно цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать. Рынок - это система отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. При помощи этих контактовпоявляются соглашения между продавцом и покупателем, осуществляется обмен по установленной цене. При обмене происходит взаимная передача прав собственности. На рынке в ходе обмена происходит общественная оценка произведенных благ. Если производитель продал свой товар, то его труд и другие затраты признаются обществом как отвечающие потребностям общества. Именно на рынке производители вступают в контакт между собой, рынок их объединяет, устанавливает связи между ними. Рынок - это социальный механизм, который осуществляет  связь между производителями и потребителями благ и ресурсов.В качестве производителей и потребителей на рынке могут быть различные экономические агенты, или субъекты  рынка. 
Экономические агенты - это домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство, обладающие собственностью на факторы производства и принимающие экономические решения. Положение каждого экономического агента зависит от его собственности на ресурсы. Например, если экономический агент обладает лишь собственной рабочей силой, то его возможности влиять, на организацию производства и распределение доходов незначительны. Если  участник рынка владеет как своей рабочей силой, так и денежным капиталом, то его возможности организовать и управлять предприятием и распределять доходы значительно увеличиваются.      
Экономические агенты действуют в разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как там устанавливаются цены и т.д. Соответственно можно выделить следующие основные формы рынков: 
1.2. Основные субъекты рынка, их характеристика и взаимосвязь.
Субъекты рынка – это физические лица или группы, которые создаются из людей, совместно осуществляющих деятельность в определенной экономической сфере. Ими являются предприниматели; владельцы ссудного капитала; работники, продающие свой труд; конечные потребители; собственники ценных бумаг, торговцы и т.д. Основными субъектамирынка разделяют на четыре группы: 
1. Домашние хозяйства - могут состоять из одного или нескольких лиц. Оно самостоятельно принимает решенияо потреблении благ, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности членов семьи, обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, стремится к удовлетворению личных потребностей, а не к наращиванию прибыли.Домашним хозяйством могут быть как семья, так и отдельно человек, если он живет отдельно и ведет собственное хозяйство. Все экономические ресурсы принадлежат домашним хозяйствам, но они распределены неравномерно между ними. Большинство домашних хозяйств владеют и распоряжаются рабочей силой. В рыночной экономике рабочая сила является главным товаром, предлагаемым на рынке факторов производства. Главный экономический интерес домашних хозяйств состоит в том, чтобы максимизировать полезность приобретаемых благ. Выбор потребительских благ домашними хозяйствами формирует спрос в рыночной экономике.
2. Банки -финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики; 
3. Предприятия (фирмы)– группа лиц, работающая для получения дохода (прибыли), стремящаяся к максимальному получению дохода, самостоятельно принимает все решения, производит продукциюдля ее продажи. Этот субъект рынка предполагает вложение собственного или заемного средств, что влечет за собой риск и ответственность. Полученный доход предприятие (фирма) расходует для расширения производства.Производимые блага - это и материальные блага и услуги. Когда речь идет о предприятии, то имеют в виду и чисто производственные предприятия, и торговые, и финансовые, и обслуживающие. В длительном процессе возникновения и развития рыночной экономики производство благ отделилось от домашних хозяйств и стало осуществляться на предприятиях. Главный экономический интерес предприятия -  максимизация прибыли или продаж, увеличение доли на рынке, удержание монопольных позиций на рынке, стабильный экономический рост, увеличение рыночной стоимости предприятия;
4. Государство (правительство) – это различные правительственные учреждения, осуществляющие юридическую и политическую власть для обеспечения, если это необходимо,  контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Онивыполняют функцию государственного регулирования экономики. Государство предоставляет домохозяйствам и предприятиям свои услуги в виде национальной обороны страны, образования, медицинского обслуживания и т.д. Для выполнения этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов и сборов. А взамен,  государство покупает у них необходимые для себя товары и услуги. Также государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам:  на социальные нужды (пенсии, пособия),  дотации и субсидии (денежные выплаты). Субсидии и дотации предоставляются предприятиям в виде возмещения части затрат за произведенную продукцию, товар или услугу, включая домохозяйства.Решения предприятий об объеме и структуре производства формируют предложение на рынке. Государство как экономический агент, принимает решения о перераспределении благ, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ, например почта, общественная безопасность, образование, общественное здравоохранение. Перераспределение производимых благ государство может осуществлять, например, с целью помощи инвалидам и безработным. Экономические интересы государства указывают на интересы общества. Важнейшими из них являются поддержание экономического роста для удовлетворения растущих потребностей общества, повышение эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Субъекты рынка вступают между собой в экономические отношения, так называемые контракты. Под контрактами понимают письменные договора и любые формы сотрудничества между участниками экономического процесса. Это может быть купля-продажа, наем или аренда. Например, поступая на работу,работник заключает договор с работодателем, где каждая из сторон обязуется выполнять оговоренные в нем условия (работник – выполнение работы согласно договору в течение определенного срока, работодатель – предоставление условий для выполнения данной работы и оплата труда).
Модель кругооборота наглядно показывает связь всех участников рыночной деятельности. Они нуждаются друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.
Все участники рыночных отношений являются собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.












2. Функции рынка и их особенности
Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции,показанные на рис. 1:




   1. Регулирующая. Этафункция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене (растет цена - сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению), объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.
2. Ценообразующая.Эта функция рынка возникает при столкновении товарного спроса,  предложения и конкуренции. В результате взаимодействия этих рыночных сил формируются цены на товары и услуги. Поступающие обычно на рынок одинаковые продукты и услуги  содержат разное количество трудовых и материальных затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способен никто.Вследствие этого  устанавливается взаимосвязь между стоимостью и ценой, которая очень сильно реагирует  на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
3. Стимулирующая. Эта функция осуществляется при помощи рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. При помощи цен рынок продвигает внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
4. Информирующая. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
5. Посредническая.Онасостоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
6. Оздоравливающая (санирующая).Эта функция жестока, но экономически оправдана. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Т.е. предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства терпят поражение в конкурентной "борьбе" и "наказываются" банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются. Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются слишком высокими, и они выбывают из "игры" по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участниковсвидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять само регулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.
7. Социальная. Через эту функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.











3. Преимущества и недостатки рыночного механизма.
В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности на требования потребителей.
Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:
1. Применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.
2. Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.
3. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.
Основное достоинство конкурентной рыночной системы – это ее постоянное стимулирование эффективности производства.Рыночная конкуренция - это экономическое соревнование между товаропроизводителями за более выгодные условия производства, позволяющие им максимизировать прибыль; между покупателями - за более выгодные условия потребления, позволяющие максимизировать полезность. В результате такого соревнования побеждают только те, кому удается наиболее эффективно организовать собственное производство (потребление), т.е. доказать свою конкурентоспособность. Рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов.Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий.
Рынок - это механизм распределения и использования ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене. Он имеет  ряд преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние:
1. Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно – административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д.;
2. Эффективное распределение и использования ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;
3. Возможность успешного функционирования рынка при наличии весьма ограниченной информации: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;
4. Высокая степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;
5. Оптимальное использование достижений науки и техники;
6. Стимулирует рост производства, ускоряет темпы его развития;
7. В рыночной экономике не существует производства ради производства, в центре рынка стоит потребитель, на него постоянно ориентировано производство;
8. Свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;
9. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества продукции;
10. Относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия;
Рыночная система в определенной мере создает саморегулирующуюся систему хозяйствования, в которой каждый занимает свою нишу, которая эффективно функционирует без прямого вмешательства государства.
Основой этой системы является рынок, который за длительный период  доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Позитивные функции рынка делают его достаточно эффективной системой. Но это говорит о том,  что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства):
1. Функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это приводит к неустойчивости экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется  через кризисы и другие глубокие потрясения.
2. При бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
3. Стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.
4. Рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.
5. Отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;
6. Отсутствие механизма защиты окружающей среды;
Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России.Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенноваж.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44