VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Розничные цены в российской практике, особенности формирования и динамика на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009187
Тема: Розничные цены в российской практике, особенности формирования и динамика на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
Содержание
      Министерство образования и науки Российской Федерации
      федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
     
     
     
     
     
     
Факультет дистанционного обучения
     
     
     
Кафедра финансов и цен 
     КУРСОВАЯ РАБОТА
     
     по дисциплине «Ценообразование»
     
     
     
     


     на тему «Розничные цены в российской практике: особенности формирования и динамика на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»
     
     
     
     
     
     
Долгова Мария Владимировна,
Доцент

     
Выполнила
студентка группы Д604-Ф
факультета дистанционного обучения
Шулунова Анна Сергеевна

Научный руководитель:

     
Москва, 2017
     


Содержание
     Введение	3
     1.	Теоретические основы формирования розничных цен	5
     1.1. Понятие розничной цены и ее функции	5
     1.2. Условия и процессы ценообразования в розничной торговле	9
     2.	Анализ формирования и динамики цен на лекарственные препараты		12
     2.1.	Общая характеристика лекарственных препаратов и порядок ценообразования на них	12
     2.2.	Анализ уровня и динамики цен на фармацевтическом рынке России		15
     3.	Проблематика ценообразования на фармацевтическом рынке и рекомендации по их сглаживанию	19
     3.1.	Проблемы ценообразования на лекарственные средства в Российской Федерации	19
     3.2.	Рекомендации по усовершенствованию методов ценообразования на лекарственные препараты	21
     Заключение	24
     библиографический список	27
     Приложение	29
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ
     В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товар и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена — категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
     Ценообразование на лекарственные препараты происходит под влиянием не только рыночных механизмов, учитывающих емкость рынка того или иного лекарственного средства, соотношение спроса и предложения. 
     Актуальность выбранной темы заключается в жизненно необходимом значении лекарственных препаратов. Лекарственное обеспечение населения является социально значимым процессом: от того, насколько полно удовлетворяются потребности в ЛС, зависит уровень здоровья членов общества и в конечном итоге продолжительность их жизни. Это связано с тем, что в фармацевтической отрасли цены помимо чисто экономического содержания играют важную социальную роль, поскольку определяют доступность и уровень удовлетворения потребности населения и учреждений здравоохранения в лекарственных препаратах, которые относятся к социально значимым товарам.
     Одной из наиболее важных и социально острых проблем развития современного фармацевтического рынка является проблема ценообразования на лекарственные препараты. 
     Целью курсовой работы является анализ розничных цен в российской практике на примере препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
     Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• Изучение теоретических основ формирования розничных цен;
• Анализ формирования и динамики цен на лекарственные препараты
• Выявление проблем ценообразования на фармацевтическом рынке и рекомендации по их устранению.
     Объект исследования – фармацевтический рынок России.
     Предметом исследования является анализ розничных цен в российской практике на примере препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
     Структурно курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, 3 глав, заключения, которое содержит выводы по проведенному исследованию, библиографического списка и приложений. В первой главе дана теоретическая характеристика сущности розничных цен и ее функций. Вторая глава посвящена анализу фармацевтического рынка России, порядка ценообразования на лекарственные препараты и рассмотрено современное состояние розничных цен на лекарства из перечня ЖНВЛП. Также подробно рассмотрен порядок государственного регулирования цен на данные препараты. В 3 главе рассматриваются основные проблемы в ценообразовании на лекарственные препараты и их влияние на фармацевтический рынок России, а также рассмотрены возможные способы решения выделенных проблем.
     
     
     


   1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН
     1.1. Понятие розничной цены и ее функции
     Розничные цены устанавливаются на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, реализуемой населению.
     Цены розничные формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки). Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли1.
     В таблице 1 приведен процесс формирования цены в по мере движения товара.
      Таблица 1. Виды цен по стадиям ценообразования
Элементы цен
Себестоимость производства
и реализации товаров
Прибыль
изготовителя
Косвен-ные налоги
Посредническая надбавка
Торговая надбавка



Издержки
посредника
Прибыль
посредника
Косвен-ные налоги
Издержки
торговли
Прибыль
торговли
Косвен-ные налоги
Цена оптовая изготовителя







Цена оптовая отпускная






Цена оптовая закупки (приобретения)



Цена розничная

     
     Возможности расширения посреднической сети в основном обусловлены двумя факторами: уровнем конкуренции на данном рынке и особенностями товара. Чем выше уровень конкуренции, тем большие усилия прикладывает продавец, чтобы реализовать продукцию по более низким ценам, минуя посредников. Такая ситуация наиболее характерна для рынка стандартной потребительской продукции. Производитель потребительской продукции часто реализует ее напрямую населению, не прибегая к услугам торговых организаций. Цены в этом случае являются розничными, так как, несмотря на продажу с порога производителя, она организована для населения. Такая практика существует в сфере продажи хлебобулочных, мясных изделий, массовой швейной продукции и т.п.
     Часто нет необходимости в посредниках при реализации специальной заказной продукции, поскольку она связана с прямыми договорными поставками от производителя потребителю.
     К услугам посредников обращаются, если это может ускорить кругооборот товаров. Как правило, без посреднических услуг нельзя обойтись, когда производство (добыча, выращивание) продукции сосредоточено в ограниченном числе пунктов, а сеть потребления очень широкая. В этом случае производитель зачастую не берет на себя доставку товаров до потребителей, а заключает договор с посредническими организациями, которые специализируются на обслуживании потребительской сети. Такая ситуация характерна для стандартных тоннажных видов сырья, топлива, продуктов аграрной сферы.
     В зависимости от порядка установления цены подразделяются на регулируемые и свободные. Свободные цены устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и предложения. Регулирование цент осуществляется на основе экономических и административных методов.
     Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику.
     Административное регулирование цен проводится на основе следующих методов:
* установление фиксированных цен и тарифов;
* установление предельных цен и тарифов;
* установление предельных коэффициентов изменения цен;
* установление предельного уровня рентабельности.
     Декларирование цен осуществляется путем сообщения в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией2.
     Структура свободной цены при поставке товара от производителя непосредственно в розничную торговлю состоит из следующих элементов: отпускная (оптовая) цена плюс торговая надбавка, включающая НДС на торговую надбавку.
     При поставке товара через оптовое звено структура свободной розничной цены принимает такой вид: свободная отпускная цена плюс оптовая надбавка, плюс НДС на оптовую надбавку. Это цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей, плюс торговая надбавка, включающая НДС на торговую надбавку.
     Если товар в розничную торговлю поступает через посредника (снабженческо-сбытовую организацию), то структура свободной розничной цены будет такой: свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка, плюс НДС на снабженческо-сбытовую надбавку. Это будет цена закупки плюс торговая надбавка, плюс НДС на торговую надбавку.
     При движении товара в розничную сеть через посредников (снабженческо-сбытовую организацию и оптовую организацию) структура розничной цены будет такой: свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка, плюс НДС на снабженческо-сбытовую надбавку. Это цена закупки плюс оптовая надбавка, плюс НДС на оптовую надбавку, т. е. цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей, плюс торговая надбавка, плюс НДС на торговую надбавку.
     Снабженческо-сбытовые, оптовые надбавки и торговые надбавки устанавливаются к свободной отпускной цене или к цене закупки.
     Розничная цена выполняет 4 экономические функции3:
   1. Учетная (функция учета и измерения затрат) показывается, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара; характеризует, с какой эффективностью используется труд.
     В этой своей функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
   2. Стимулирующая функция цены. Сущность данной функции выражается в поощрении или сдерживающем воздействии на производство и потребление различных видов товаров. Принципиально важно, что цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать: научно­технический прогресс, экономию затрат ресурсов; улучшение качества продукции; изменение структуры производства и потребления.
     Стимулирование осуществляется путем повышения уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене. Особую актуальность имеет стимулирование ценами научно­технического прогресса.
   3. Распределительная функция розничной цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, фондами накопления и потребления, наконец, между различными социальными группами населения.
   4. Функция балансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Розничная цена служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.
     Анализируя функции розничной цены, рассматривается один и тот же объект – цена, но только с разных точек зрения, поэтому невозможно четко разграничить, где заканчивается одна функция и начинается другая. Распределительная, стимулирующая и балансирующая функции рынка направлены на поддержание гибкости рыночной экономики.
     1.2. Условия и процессы ценообразования в розничной торговле
     Формирование цен на потребительские блага — одна из крупнейших по масштабам сфер деятельности специалистов по ценообразованию. Это закономерно, поскольку круг таких благ огромен и постоянно расширяется в угоду спонтанно возникающим или формируемым производителями новым запросам индивидуальных покупателей. При этом свойства потребительских благ столь различны, что порождают необходимость в использовании весьма отличающихся методов ценообразования.
     Общей особенностью всех потребительских товаров и услуг является то, что формирование спроса на них подвержено влиянию субъективных факторов в значительно большей степени, чем на рынке товаров производственно-технического назначения. Но поэтому на рынке потребительских благ наиболее отчетливо проявляется грань между так называемыми нормальными товарами и товарами низшей категории.
     Нормальные товары образуют основную долю в ассортименте потребительских товаров. Для них характерно то, что чем больше доходы людей, тем больше они готовы приобрести таких товаров (т.е. при росте доходов кривая спроса будет сдвигаться вправо — вверх) 4. 
     Однако, в реальной действительности величины спроса изменяются в зависимости от уровней цен не обязательно плавное. Более того, чаще фирмам приходится сталкиваться с тем, что маркетинговые исследования приносят информацию, соответствующую кривой спроса такого вида, как показано в приложении 1.
     Особая разновидность нормальных товаров — товары престижного спроса. Так называют товары, которые люди покупают, чтобы продемонстрировать окружающим свой успех и высокий уровень благосостояния. Подобная модель поведения присуща людям всех стран и континентов, и Россия здесь тоже не является исключением.
     Важнейшим параметром качества товаров престижного спроса зачастую является вовсе не конструкция, добротность материала или тщательность изготовления — все это имеет здесь второстепенное значение. Главный же признак качества таких товаров — их высокая цена. И если бы эта цена была ниже, а товар, соответственно, доступен более широкому кругу покупателей, такие товары сразу перестали бы привлекать любителей демонстративного потребления, и спрос на них со стороны данной группы покупателей мог бы упасть. Соответственно при стабильных ценах объем продаж престижных товаров увеличивается лишь в меру роста численности группы покупателей, склонных к демонстративному потреблению и обладающих высокими доходами.
     Отличительная особенность товаров низшей категории состоит в том, что спрос на них может упасть при росте доходов покупателей, поскольку товары низшей категории без труда поддаются замене более ценными благами, если на приобретение последних у покупателей хватает денег.
     Наиболее типичными представителями этой категории товаров являются хлеб, картофель, рыба дешевых сортов. При этом необходимо сразу оговориться, что, называя эти блага товарами низшей категории, мы вовсе не имеем в виду, что они плохи сами по себе. Просто их место в иерархии благ определяется некоторыми особенностями:
     1)	люди покупают их в первую очередь, едва у них появляются деньги;
     2)	эти товары поначалу становятся важнейшим элементом рас ходов, позволяя людям жить более или менее нормально;
     3)	едва доходы покупателей возрастают, они сразу же стараются перейти к потреблению более полезных и более качественных благ.
     Иными словами, пока люди бедны, их спрос на товары низшей категории формируется точно так же, как на любой нормальный товар. И лишь по мере роста благосостояния граница между нормальными товарами и товарами низшей категории становится видимой. 

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИНАМИКИ ЦЕН НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ
2.1. Общая характеристика лекарственных препаратов и порядок ценообразования на них
     Ценообразование на лекарственные средства (ЛС) происходит под влиянием не только рыночных механизмов, учитывающих емкость рынка того или иного лекарственного средства, соотношение спроса и предложения. Доступность лекарственных средств имеет огромное социальное значение. Именно этим обусловлено внимание государства к проблеме ценообразования на лекарственные средства. Федеральный закон РФ «О лекарственных средствах» определяет лекарственные средства как вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезней, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также из органов, тканей человека или животного, растений, минералов, путем синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также средства растительного и животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства лекарственных средств. Дозированные ЛС, готовые к применению, называют лекарственными препаратами (ЛП). Например, плазма крови — лекарственное средство, а пирацетам № 60 — лекарственный препарат. Очевидно, что население потребляет только лекарственные препараты, а производители и оптовики занимаются производством и продажей ЛС и ЛП, которые подразделяются на рецептурные и безрецептурные, патентованные и непатентованные, иммунобиологические, психотропные, наркотические, гомеопатические и т. д.
     Лекарственное обеспечение населения является социально значимым процессом: от того, насколько полно удовлетворяются потребности в ЛС, зависит уровень здоровья членов общества и в конечном итоге продолжительность их жизни.
     По лекарственным препаратам государство осуществляет регулирование цен посредством5:
     1) утверждения Правительством РФ перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП);
     2) утверждения методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, а также внедрения механизмов формирования системы референтных цен;
     3) государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП (приложение 2);
     4) ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;
     5) установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;
     6) осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты;
     7) применения предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ответственности за нарушение порядка ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
     Действующий механизм ценового регулирования допускает возможность перерегистрации предельных отпускных цен производителей ЖНВЛП, которая может осуществляться не чаще одного раза в год, причем величина возможного увеличения цены не должна превышать ожидаемый годовой уровень инфляции, получаемый в результате прогнозирования социально-экономического положения Российской Федерации. Предельные размеры оптовых и розничных надбавок устанавливаются к фактическим отпускным ценам производителей ЛП, что способствует устранению образования длинных схем продвижения лекарств.
     Формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) организациями розничной торговли, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации6. В приложении № 3 приведен пример расчета розничной цены на лекарственный препарат.
     В настоящее время действующим законодательством не предусмотрена дифференциация порядка формирования отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в зависимости от налоговых режимов, используемых организациями оптовой и розничной торговли лекарственными препаратами. Действующими правилами установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, в субъектах РФ предусмотрен расчет оптовой и (или) розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на ЖНВЛП без налога на добавленную стоимость. В связи с этим ФАС России считает, что организациям оптовой торговли и организациям розничной торговли, находящимся на общей системе налогообложения (то есть являющимися плательщиками НДС), необходимо формировать отпускную цену на ЖНВЛП, суммируя цену приобретения ЖНВЛП без НДС (если поставщик ЖНВЛП является плательщиком ЕНВД или находится на УСН, то есть не является плательщиком НДС, фактическую цену приобретения ЖНВЛП у такого поставщика), надбавку (размер которой не превышает предельный размер оптовой или розничной надбавки, установленный в субъекте РФ для данной ценовой группы), исчисленную от фактической отпускной цены производителя без НДС, и налог на добавленную стоимость, исчисленный от суммы, полученной в результате сложения вышеуказанных цен приобретения и надбавки.
     Организации оптовой торговли и организации розничной торговли, находящиеся на УСН или являющиеся плательщиками ЕНВД, формируют отпускную цену на ЖНВЛП, суммируя цену приобретения ЖНВЛП у поставщика (реальные расходы организации на приобретение ЖНВЛП, независимо от режима налогообложения, применяемого поставщиком) и надбавку (размер которой не превышает предельный размер оптовой или розничной надбавки, установленный в субъекте РФ для данной ценовой группы), исчисленную от фактической отпускной цены производителя без НДС.
2.2. Анализ уровня и динамики цен на фармацевтическом рынке России 
     В настоящее время официальные данные о динамике ценовых изменений на российском фармацевтическом рынке, которые служат основным индикатором эффективности проводимой регулярной политики в области ценообразования на лекарственные препараты, предоставляет Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) и ее региональные подразделения.
     В перечень ЖНВЛП сегодня входят 646 международных непатентованных наименований (МНН) лекарственных препаратов - цены на эти лекарственные средства регулируются государством. За последние два года в перечень было включено 96 новых наименований. Доля отечественных препаратов в перечне ЖНВЛП выросла с 72% в 2015 году до 76,8% в 2016 году7.
     По итогам 2015 года в продажах аптек было зафиксировано 583 МНН, относящихся к перечню ЖНВЛП (что соответствует 1987 брендам). Объём продаж препаратов перечня ЖНВЛП составил почти 200 млрд. рублей или 1 605 млн. упаковок (рис.1). В стоимостном выражении объём продаж ЖНВЛП вырос менее существенно, чем по остальному перечню препаратов (5,6% - ЖНВЛП, 11,7% - не ЖНВЛП). В натуральном выражение картина несколько иная: в упаковках препараты ЖНВЛП сократились на 1,3%, тогда как объём реализации препаратов, не включенных в список, снизился на 7,9%.
     
       Рисунок 1. Соотношение продаж препаратов перечня ЖНВЛП и не ЖНВЛП8
     Доля отечественных препаратов в натуральном выражении составила 49,7%, в деньгах их доля составляет 27,2%.
     Средневзвешенная цена на ЖНВЛП по итогам 2015 г. оказалась равна 124,5 руб., причем цена одной упаковки отечественного препарата составила около 68 руб., а импортного почти в 3 раза выше (180 руб.).
     Средняя стоимость препаратов ЖНВЛП не превысила средневзвешенную цену на остальные препараты. Это свидетельствует о том, что в сегменте ЖНВЛП смещение продаж сторону дорогих менее очевидно, чем в целом по рынку, что объясняется жестким регулированием цен на лекарства из перечня ЖНВЛП. 
     В приложении 4 приведен индекс цен по различным группам лекарств. За 12 месяцев 2015 года цены на ЖНВЛП выросли на 2,8%. Препараты, не входящие в список ЖНВЛП, по сравнению с декабрем 2014 года увеличились в цене на 14,2%. Основной рост цен пришелся на 1 полугодие 2015 года – за этот период индекс цен вырос на 6,4%.
     Средняя стоимость упаковки ЛП на коммерческом рынке в 2015 году выросла на 16% и составила 104,9 руб. Рассмотрим, из чего складывается эта величина. В приложении 5 представлена структура коммерческого рынка и средняя стоимость упаковки в ценовых сегментах в 2014-2015 годах. Как видно из приложения 5, доля препаратов стоимостью ниже 50 рублей за последний год уменьшилась на 0,2%, примечательно, что доля этих препаратов в списке ЖНВЛП выросла за год на 0,2%. 
     Тенденция смещения спроса в сторону более дорогих и эффективных лекарственных препаратов свойственна отечественному фармацевтическому рынку в последние несколько лет. Так, объём продаж таких популярных препаратов, как «Бактерицидный пластырь», «Уголь активированный», «Цитрамон» и «Ацетилсалициловая кислота», суммарно сократился на 43 миллиона упаковок9. При этом если «закрепить» потребительскую корзину на уровне 2014 года (то есть вне зависимости от того, какая цена у препарата в 2015 году, он попадёт в тот же сегмент, в котором оказывается по итогам 2014 года), то доля препаратов с ценой менее 50 руб. в 2015 году составит 8,2%, то есть на 1,5% больше, чем в 2014 году. Это свидетельствует о том, что довольно заметная группа дешёвых препаратов в 2015 г. подорожала, автоматически перейдя в следующий ценовой сегмент. На этот факт указывает и увеличение средней цены за упаковку в сегменте лекарств дешевле 50 руб./ упак. на 20,1%. 
     По остальным сегментам при «закреплении» потребительской корзины на уровне 2014 г. будут отмечаться снижения долей – на 0,1% сократится доля сегмента лекарств ценой 50-150 руб./упак., а удельный вес сегмента дорогостоящих препаратов (ценой выше 500 руб./упак.) и ЛП с ценой от 300 до 500 руб. уменьшится на 0,5%; на 0,4% снизится доля лекарств ценой 150-300 руб./упак. Таким образом, можно сделать вывод, что в 2015 г. доли рынка по ценовым сегментам менялись в основном за счёт роста цен и перехода препарата из одной ценовой группы в другую, в меньшей степени за счет фокусирования потребителя на более дорогостоящих ЛП. 
     Сегмент препаратов с ценой до 50 руб. остается самым ёмким в натуральном выражении и составляет почти 47%. Наиболее быстро растущая ценовая группа как в стоимостном (+26,3%), так и в натуральном выражении (+29,8%) – группа препаратов стоимостью от 500 рублей, её доля увеличилась на 4,1% и составила 30,8% в рублях. В упаковках доля этой группы минимальна – 4,8%. Наиболее ёмкая по итогам 2015 года группа препаратов с ценой от 150 руб. до 300 руб. заняла 28,9% объёма в денежном выражении. Прирост продаж в этой группе составил +7,3% в 2015 г. по отношению к 2014 г.
     По итогам 2016 года розничные цены на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП) увеличились на 1,4% (в 2015 году увеличение цен составило 2,8%), что значительно ниже официального уровня инфляции, сообщили в Росздравнадзоре.
     


3. ПРОБЛЕМАТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ СГЛАЖИВАНИЮ
3.1. Проблемы ценообразования на лекарственные средства в Российской Федерации
     Введение довольно чёткой регламентации формирования перечня ЖНВЛП бесспорно помогает производителям лекарств, относящихся к списку, определить для себя «правила игры» на ближайший год, а потребителям понимать, каким образом и на каком уровне устанавливаются предельные отпускные цены на определённые препараты. Но с другой стороны, эта мера сводит эффективность производства отдельных видов препаратов из списка ЖНВЛП к нулю (речь идет прежде всего о недорогих ЛП, средняя стоимость упаковки которых не превышает 30-50 руб./упак.). В результате во второй половине 2015 г. – начале 2016 г. обозначилась необходимость господдержки производителей недорогих препаратов из перечня ЖНВЛП. 
     Ужесточение государственного регулирования ценообразования на лекарственные препараты не устраняет причины завышения цен на них и не создает предпосылок для их снижения. Ситуацию с дешевыми лекарственными препаратами усугубляет то, что для них транспортные расходы оказываются сопоставимыми с себестоимостью, что делает эти препараты непривлекательными для многих дистрибьютеров, поскольку установленные для них торговые надбавки не покрывают издержек на доставку в различные регионы России.
     Для компенсации потерь, возникающих в результате недополучения прибыли от реализации ЖНВЛП, многие производители, оптовые и розничные фармацевтические компании стали повышать цены на нерегулируемые ЛП, что приводит к росту цен в неконтролируемом сегменте фармацевтического рынка. Действующий механизм ценового регулирования приводит к убыточности производства отдельных лекарств, входящих в Перечень ЖНВЛП.
     Кризисные явления в еще большей степени показали, что комплекс мер, принятых государством в области ценообразования на лекарственные средства и лекарственные препараты в фармацевтической промышленности, не оправдал надежд субъектов обращения, так как продолжается рост цен независимо от потребностей населения. Растет себестоимость их производства под влиянием в первую очередь курса валют, а также цен на энергоносители. Сохраняется разбалансированность интересов населения (пациентов), отечественных фармпроизводителей, оптовиков, продавцов розничной сети и государства как проводника социальной политики.
     В начале 2015 г. правительство вновь вернулось к широкому обсуждению параллельного импорта лекарств как меры по снижению стоимости препаратов из списка ЖНВЛП и одной из антикризисных мер. Параллельный импорт – это ввоз оригинальных товаров из-за рубежа, но без непосредственного согласия на это правообладателя товарного знака. Иными словами, при разрешении параллельного импорта лекарства на территорию страны имеют право поставлять не только их непосредственные производители, но многочисленные дистрибуторы. Представители власти ожидают бесперебойных поставок необходимой фармацевтической продукции на отечественный рынок и снижения цен на лекарственные препараты за счёт развития конкуренции и свободы перемещения товаров.
     Однако производители лекарств выделяют ряд весьма вероятных негативных для рынка последствий параллельного импорта. Во-первых, это приведет к росту объёмов некачественных и контрафактных товаров. Во-вторых, под угрозой окажутся отечественные аналоги зарубежных лекарств. В-третьих, существенно упадет заинтересованность зарубежных компаний в локализации производства. В-четвертых, параллельный импорт сам по себе не является гарантией снижения цены для потребителя, поскольку в механизме ценообразования участвует как минимум ещё организация на территории страны. По некоторым данным введение параллельного импорта откладывается в России на несколько лет, однако совсем минимизировать вероятность законодательного утверждения данного процесса не стоит ни зарубежным, ни отечественным производителям.
     
3.2. Рекомендации по усовершенствованию методов ценообразования на лекарственные препараты
     Ценообразование на лекарственные препараты играет большую роль для устойчивого развития фармацевтического рынка, что проявляется в следующем:
   • Ориентация на потребителя – обеспечение социальной доступности препаратов.
   • Ориентация на производителя – обеспечение надлежащего уровня прибыли для последующего инновационного развития. 
   • Ориентация на конкурента – обеспечение государственных преференций и защиты отечественных лекарственных средств от импортного производителя. 
   • Ориентация на структуру заболеваемости – увеличение ценовой доступности в отношении отдельных нозологических групп и повышение цен в отношении менее социально значимых заболеваний. 
   • Ориентация на структуру населения – учет специфики расслоения общества – более жесткое ценовое и ассортиментное регулирование социальных аптек и увеличение ценовых прав аптек премиального сектора.
   • Ориентация на структуру рынка – отдельное внимание следует уделить препаратам безрецептурного отпуска и попыткам увеличения стоимостной доли отечественного производителя в их структуре.
     Проблемы ценообразования в системе лекарственного обеспечения сегодня являются ключевыми для отечественной фармакологической промышленности и системы реализации ЛС и ЛП. Для обеспечения населения качественными и доступными ЛС и ЛП требуется следующее:
     • формирование и введение единых принципов управления и финансирования системы здравоохранения и фармацевтики;
     • внедрение зарубежного опыта в области ценообразования на лекарственные средства и государственного регулирования цен, а также создание российского национального формуляра;
     • формирование и проведение единой политики в области здравоохранения и производства лекарственных средств, направленной на поддержку отечественных производителей и выпуск импортозамещающей продукции;
     • проведение единой кадровой политики;
     • создание федерального резервного фонда ЛС и ЛП;
     • разработка единых для здравоохранения и фармакологической промышленности следующих систем:
     — мониторинга и накопительной базы данных о состоянии здоровья населения;
     — федерального и регионального нормирования медицинских услуг и потребности в ЛС и ЛП исходя из моделей фармакологического рынка;
     — лицензирования, стандартизации и сертификации;
     — государственного распределения ЛС и ЛП, продаж и закупок;
     — независимого анализа потребления ЛП импортного производства по основным терапевтическим группам (на основе данных о продажах в аптеках и потреблении в лечебно-профилактических учреждениях).
     Проведение планомерной работы в указанных направлениях позволит обеспечить решение проблемы ценообразования на лекарственные средства в Российской Федерации.
     Совершенствование механизма регулирования цен на лекарства, обеспечение которыми осуществляется в рамках социальной помощи, должно предусматривать, в том числе разработку и использование системы сравнительных (референтных) цен10. 
     Установка сравнительной (референтной) цены на лекарства - это инструмент определения объективных рыночных цен. Он широко используется за рубежом, в том числе в европейских странах, где на рынках одновременно присутствует значительное количество производителей аналогичных лекарственных препаратов. Этот инструмент также позволяет эффективно решать задачу экономии расходов государственных или страховых бюджетов на финансирование обеспечения населения лекарственными средствами.
     В основе референтной системы ценообразования лежит ограничение цены возмещения на лекарственные препараты путем их распределения на группы по принципу биологической или терапевтической эквивалентности с установлением общей возмещаемой цены в целом по группам. Если покупатель приобретает лекарственный препарат по цене, превышающей порог референтной цены, то он покрывает разницу за свой счет. В итоге предлагаемая система стимулирует производителей к снижению .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44