- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Россия в глобальной цепочке добавленной стоимости на примере автомобильной промышленности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002732 |
Тема: | Россия в глобальной цепочке добавленной стоимости на примере автомобильной промышленности |
Содержание
ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ Факультет международного бизнеса Кафедра национальной и мировой экономики студент: Р.Н. Садыков МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ Россия в глобальной цепочке добавленной стоимости на примере автомобильной промышленности Допускается к защите: Научный руководитель магистратуры: д.э.н., профессор __________ Ю.А. Савинов « ___ » _________ 2017г. Научный руководитель: Зав.кафедрой национальной и мировой экономики к.э.н., профессор __________ Е.Б. Рогатных «___» ____________ 2017г. Москва 2017 Россия в глобальной цепочке добавленной стоимости на примере автомобильной промышленности. (участие российских компаний в глобальных цепочках добавленной стоимости в автомобильной промышленности) Оглавление Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические аспекты создания цепочек добавленной стоимости…………………………………………………………………………….8 1.1. Причины формирования ГЦДС в международном производстве…...8 1.2. Основные теории и модели глобальных цепочек стоимости……….18 1.3. Оценка последствий участия в ГЦДС для национальной экономики…………………………………………………………………………...27 1.4. Факторы успешного участия национальных предприятий в ГЦДС………………………………………………………………………………..34 Глава 2. Опыт стран Европы и Китая в формировании и функционировании цепочек создания стоимости в автомобилестроении……………………………41 2.1. Особенности глобальных цепочек стоимости в автомобильной промышленности…………………………………………………………….41 2.2. Особенности участия КНР в глобальных цепочках добавленной стоимости…………………………………………………………………….53 2.3. Особенности формирования цепочек стоимости в автомобильной промышленности стран ЦВЕ (на примере Словакии и Чехии)………….66 Глава 3. Задачи и перспективы формирования цепочек стоимости в автомобилестроении России……………………………………………………….73 3.1. Характерные черты развития автомобилестроения России…………73 3.2. Иностранные инвестиции и возможности формирования цепочек стоимости в автомобилестроении России………………………………….81 3.3. Возможные направления развития ГЦДС в России…………………..92 Заключение………………………………………………………………………...100 Список использованной литературы…………………………………………….105 Приложения………………………………………………………………………..116 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Экономика России и мира кардинально изменилась всего за несколько последних десятилетий. Причинами данного процесса можно назвать такие факторы информационного и экономического развития, как стремительное распространение современных средств связи, всеобщая компьютеризация и появление Интернета, а также развитие транспорта и производственных технологий. Все это привело к расширению фрагментированных производственных систем и стремительному росту международной торговли. Особого внимания в данном случае заслуживает изучение вопроса получения странами-участниками международной торговли определенной прибыли, ресурсов, возможностей и другой выгоды, в процессе интеграции производства. Выбор эффективной экономической политики с целью расширения поставок товаров с высокой добавленной стоимостью на фоне меняющегося соотношения финансово-экономических сил в мире является одной из главных тем научных исследований и трудов многих российских и зарубежных экономистов. Следует отметить, что в России изучению данного вопроса не уделяется должного внимания. В результате отсутствует единая политика в вопросе оптимального выхода страны на мировой рынок в качестве сильного поставщика большого количества высокотехнологичных товаров с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, острой проблемой для России сегодня является подключение страны к глобальным цепочкам создания стоимости в условиях сложной геополитической ситуации и международных санкций. Процесс внедрения в глобальную цепочку добавленной стоимости достаточно сложен и неоднороден. Это требует как от компании, так и от государственных структур тщательной подготовки и разработки стратегии с последовательными действиями, которая определяет основные способы интеграции для получения максимальной выгоды от вступления. Изучение истории и опыта КНР и стран Центральной и Восточной Европы по расширению участия в международном производстве позволяет выделить определенные закономерности, которые помогли этим странам успешно вступить в глобальные цепочки стоимости. Особенно интересен опыт в области автомобилестроения. Следует отметить, что доля стран Китая, а также Центральной и Восточной Европы в производстве автомобилей за последние десятилетия значительно возросла. Вследствие успешного развития современной автомобильной промышленности и важности данной отрасли в национальной экономике, опыт КНР и стран ЦВЕ, а также возможности его применения представляют особый интерес для России. Степень научной разработанности проблемы. Теоретической базой исследования глобальных цепочек создания стоимости послужили труды зарубежных (Г. Джереффи, И. Валлерстайн, Т. Хопкинс, М. Портер, Р. Финстра, М. Коржениевич, В. Кохлер, С. Хэнсон, О. Каттанео, К. Стартиз, Д. Дедрик Д. Хамрей, Т.Стерджен, Р. Каплински, Р. Болдуин.) и российских (Н.А. Волгина, С.Б. Авдашева, И.А. Буданова, В.В. Голикова, А.А. Яковлева, Т.В. Андреева, Ж.А. Ермакова, В.Н. Зуев, Е.А., В.Б. Кондратьев, Островская, М.С. Дунаева, А.Н. Пономаренко, К.Ю. Мурадова, Ю.М. Зверев, А. А. Быков) ученых и экономистов. Особенностям глобальных цепочек стоимости в автомобильной промышленности посвящены работы О. Мемедовик, Д. Хамфри, Й. Биесброек, С. Шмид, Ф. Гроше и П. Дикена. Детально анализ формирования цепочек стоимости в автомобильной промышленности региона Центральной и Восточной Европы был рассмотрен учеными П. Павлиником, П. Хаисом, Б. Малбергом, М. Моллингом, С. Радосевиком и А. Розеиком. Российская литература широко представлена исследованиями состояния автомобильной промышленности в работах В.Б. Кондратьева, С. Афанасьева, А.М. Бутова, Д.Ю. Бутова, в разрезе анализа автомобильных цепочек стоимости можно отметить статьи и монографии Н.А. Волгиной. Цель диссертационного исследования состоит в определении возможностей формирования цепочек стоимости в автомобилестроении России и разработке предложений по возможным направлениям развития ГЦДС в России. Согласно поставленной цели были определены следующие взаимосвязанные задачи: 1. Определить основные предпосылки и причины формирования ГЦДС в международном производстве; 2. Изучить основные теории и модели глобальных цепочек стоимости; 3. Провести анализ и оценку последствий участия в ГЦДС для национальной экономики; 4. Определить существенные факторы успешного участия национальных предприятий в ГЦДС; 5. Исследовать особенности глобальных цепочек стоимости в автомобильной промышленности; 6. Изучить опыт и особенности участия КНР в глобальных цепочках добавленной стоимости; 7. Изучить опыт и особенности формирования цепочек стоимости в автомобильной промышленности стран ЦВЕ на примере Словакии и Чехии; 8. Раскрыть текущее состояние и определить характерные черты развития автомобилестроения России; 9. Определить необходимость иностранных инвестиций и возможности формирования цепочек стоимости в автомобилестроении России; 10. Определить возможные направления развития ГЦДС в России. Объектом данного исследования является процесс формирования глобальных цепочек создания стоимости в автомобилестроении. Предметом исследования выступают особенности формирования глобальных цепочек создания стоимости в автомобилестроении Китая и стран Центральной и Восточной Европы, а также возможности применения данного опыта в России. Теоретическая и методологическая основа исследования. В ходе данного исследования использовался системно-структурный анализ глобальных цепочек создания стоимости в автомобилестроении на основе диалектических принципов. Кроме того, в работе применялись методы сравнительного, логического, табличного и графического анализов, описательной статистики, научного обобщения, дедукции и индукции. Теоретической базой исследования стали основные концепции и гипотезы, представленные в классических трудах по экономической теории; теории сравнительных и абсолютных преимуществ; неоклассические и альтернативные теории международной торговли; а также монографии и труды зарубежных и отечественных ученых и исследователей. Информационно-статистическую базу исследования составили информационные базы данных таких международных организаций, как Всемирный Банк, ЮНКТАД, ВТО, ОЭСР, Международной организации автопроизводителей (OICA); нормативно-правовые акты; а также стратегии и политика развития автомобильной промышленности стран; научные статьи и публикации; официальные сайты автомобильных компаний. Научная новизна данного исследования заключается в комплексном исследовании и анализе современных тенденций формирования и развития глобальных цепочек стоимости в автомобилестроении Китая и стран Центральной и Восточной Европы. Кроме того выявлены важнейшие факторы, которые способствуют включению предприятий в производственные цепи. На основе полученных данных определены возможные направления развития ГЦДС в автомобилестроении России. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования министерствами Российской Федерации в целях формирования дальнейшей стратегии развития автомобильной промышленности с учетом сложившейся геополитической обстановки. Кроме того, материалы данного исследования могут быть использованы при разработке различных учебно-методических материалов, а также применены в учебном процессе при преподавании таких дисциплин, как «Международная торговля», «Международные экономические отношения» и других предметов. Структура и объем работы обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 10 подразделов, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит ___ рисунков, ___ таблицы и ___ приложения. Библиографический список содержит 50 наименований, из которых ___ на английском языке. Общий объем работы составляет _____ страниц. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ЦЕПОЧЕК ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ 1.1. Причины формирования ГЦДС в международном производстве Сегодня глобальные цепочки добавленной стоимости можно назвать одними из ключевых элементов мировой экономики. Они являются одним из наиболее ярких проявлений тенденций глобализации. В условиях глобализации и современной экономики наиболее важное значение с точки зрения обеспечения развития и занятости имеет не конечный продукт как объект международной торговли, а результаты деятельности компаний, которые участвуют в создании данного продукта.1 Глобальные цепочки стоимости – это сформировавшиеся механизмы создания добавленной стоимости в процессе перехода от одной технологической ступени развития к другой в рамках создания конечного продукта, в изготовлении которого задействованы компании и предприятия разных национальных юрисдикций. Фактически ГЦС представляют процесс реализации воспроизводственного цикла субъектами разных стран и правительств в целях оптимизации издержек производства и обращения.2 Можно сказать, что ГЦС представляют собой механизм начисления стоимости в процессе производства конечного продукта, который включает различные технологические стадии производства, области дизайна и сбыта продукции. Характер участие субъекта в глобальной цепочке добавленной стоимости можно определить как: * восходящие связи (forward linkages in GVCs). Субъект экспортирует сырьевые товары и услуг, которые затем импортируются обратно в виде готовых продуктов. Примером могут служить предприятия и компании, которые производят различные комплектующие и компоненты для более сложной продукции; * нисходящие связи (backward linkages in GVCs). Субъект производит и экспортирует товары и услуги, которые базируются на импорте сырьевых товаров и услуг. К таким предприятиям можно отнести передовых производителей, которые собирают финальный продукт. Структура глобальной цепочки добавленной стоимости представлена на рисунке 1.1. Рис. 1.1. - Структура глобальной цепочки добавленной стоимости. Источник: World Investment Report 2013: Global Value Chains: Investment and Trade for Development - 2013 p.123 – URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2013_en. pdf (дата обращения 07.03.2017) Следует отметить, что участие в глобальных цепочках добавленной стоимости принимают не только развитые, но и развивающиеся страны, независимо от доходов на душу населения и уровня технологического развития. При этом степень их включенности и позиции в существующих звеньях ГЦС, а следовательно, и возможности получения большей выгоды остаются разными.3 Как правило, движущими силами создания ГЦС в мире являются инвестиционные решения транснациональных корпораций (ТНК), которые связаны с оффшорными операциями и привлечением независимых подрядчиков. При этом основной мотивацией крупной фирмы в современном мире является снижение стоимости проводимых операций и рисков в контексте глобализации производства. Следует отметить, что ГЦС не однообразны. Некоторые из них создаются различными исследовательскими компаниями, стремящимися повысить добавленную стоимость за счет привлечения зарубежных исследований. Другие ГЦС развиваются компаниями, которые применяют маркетинговые стратегии для поиска подходящих производственных ресурсов в более дешевых странах. В процессе внедрения в ГЦС у каждой компании возникают определенные проблемы и барьеры, которые влияют на их возможность участвовать в ГЦС. Они могут различаться в зависимости от отрасли и размера компании. При этом размер может выступать важной детерминантой поведения организации в рамках ГЦС. Следует отметить, что малые и средние компании и предприятия являются наиболее многочисленными участниками ГЦС. Барьеры вхождения данных компаний связаны с доступом к торговому финансированию, поиском партнеров для работы в рамках ГЦС, а также обработкой платежей.4 Как было определено ранее, процесс создания ГЦС базируется на деятельности многонациональных и транснациональных компаний, позволяя тем самым институционально закреплять специализацию производства определенного товара за подразделениями страны, в которых существует необходимый ресурсный и трудовой, потенциал.5 Транснациональные корпорации (ТНК) – это крупные хозяйственные комплексы с международной сферой деятельности. При этом различаются корпорации с национальным капиталом, а также капиталом, который принадлежит лицам, происходящим из разных стран. Транснациональные корпорации – это определенные экономически единые системы, вертикально интегрированные структуры с четким иерархическим подчинением нижестоящих подразделений вышестоящим. В такую систему входят материнская компания, ее филиалы, а также дочерние предприятия и отделения. Вся система контролируется и управляется с помощью единого центра. При этом, наиболее распространенным методом контроля и управления можно назвать систему участий (одни подразделения ТНК являются держателями акций других подразделений).6 Включение в ГЦС позволяет отдельным компаниям и странам специализироваться на наиболее эффективных направлениях деятельности без создания собственных отраслей. Такой подход вполне вписывается в концепцию глобального мирового хозяйства, когда оптимизация процесса производства стоимости в рамках ТНК доминирует над национальными интересами. Перенос производства в страны с дешевой рабочей силой приводит к деиндустриализации экономик одних стран и превращению хозяйств других стран в мировые фабрики, что оказывает отрицательное влияние на экологию и состояние их территорий. Следует отметить, что особую роль ГЦС должны были сыграть в трансформировании переходных экономик, в том числе для государств постсоветского пространства. Участие в ГЦС можно расценивать как возможность диверсификации национальной экономики, а также преодоление хозяйственной и социальной отсталости. При этом реализуется задача обеспечения справедливой международной конкуренции на фоне формирования международных транспарентных правил создания и регулирования ГЦС на «новых территориях» в условиях обеспечения макроэкономической стабильности. Таким образом, можно сказать, что развитие системы создания ГЦС, ведет не только к оптимизации издержек воспроизводственного процесса, но и к реализации определенной «космополитической рациональности» для национальных экономик. Это обуславливает нецелесообразность национального инвестирования в те сектора, которые уже представлены на мировом рынке более конкурентоспособными производителями. Важно подчеркнуть, что при этом экономические, социальные и политические последствия для национальных хозяйств практически игнорируются. В данном случае определяющую роль играет фактор доминирования интересов таких хозяйствующих субъектов, как ТНК и МНК, который совпадает с национальными интересами государств, в которых зарегистрированы головные офисы этих компаний, над национальными интересами стран-реципиентов деятельности этих акторов мировой экономики. Следует отметить, что на данный момент из 100 крупнейших ТНК в США базируются 32, в Европе — 42, в Японии — 21 и лишь 2 в других регионах мира.7 В то же время, это не значит, что производственные мощности этих организаций обязательно находятся именно в странах базирования головных компаний. Под доминированием интересов ТНК и МНК имеется в виду их возможности продвигать свои интересы, в том числе используя потенциал существующих соглашений ВТО, в правительствах стран-реципиентов производственных структур ТНК, обеспечивать реализацию на страновом уровне условий и предпринимательской среды, способных обеспечить максимальный эффект от их деятельности. При этом основным мотивом поведенческой стратегии МНК и ТНК является получение максимальных доходов, остальные цели можно считать лишь риторикой. Многие национальные государства привлекают ТНК в свою экономику для реализации целей национальных концепций развития страны.8 Что касается возникновения Глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС), то впервые этот термин был озвучен в 1985 году М. Портером в книге «Конкурентное преимущество». Схожей по сути с ЦСС была концепция filiere (нить – с франц.), которая использовалась французскими экономистами в середине 70 гг. ХХ века. В начале 1990-х гг. теория ЦСС получила широкое развитие в работах американского исследователя Г. Джереффи. Именно он ввел деление ЦСС на управляемые покупателем и продавцом, а также определил 4 измерения ЦСС ( структура, география, управление и институциональная среда) и выделил глобальные продуктовые цепочки. Возникновение понятия ЦСС в конце ХХ века было обусловлено существованием фрагментарных понятий о цепочках поставок продукции. Американский экономист Р. Болдуин связывает это со второй волной глобализации, которая характеризовалась снижением стоимости коммуникаций и технологическим прогрессом. Процесс развития ЦСС активизировался после массированного присоединения к международному производству стран Восточной и Юго-Восточной Азии. С тех пор ЦСС стали называться глобальными цепочками создания стоимости. Для определения нового типа торговли Э. Росси-Хансберг и Дж. Гроссман предложили термин «торговля заданиями». А Т. Фридман назвал глобальные цепочки поставок одной из 10 сил, которые выравнивают мир вместе с прогрессом в мобильной, цифровой, виртуальной и персональной коммуникациях, аутсорсингом, оффшорингом и др.9 Многие базовые экономические идеи XX в. претерпели ряд эволюционных изменений и привели к созданию концепции трансграничных цепочек добавленной стоимости (ТЦДС). Связывая географически разделённую деятельность в отрасли или в кластере отраслей, ТЦДС позволяют определить важнейших акторов, которые контролируют и управляют деятельностью в сетевых структурах, а также показать роль и значение каждой из стран в создании конечного продукта. В начале XXI в. для большинства развитых стран было характерно преимущественное развитие непроизводственных элементов цепочки, которое сопровождалось сокращением традиционного промышленного производства. В рамках производственной цепочки, основная добавленная стоимость создается не столько непосредственно в производстве, сколько в разработке технологий и осуществлении НИОКР, а также в корпоративном управлении и контроле «всей глобальной сборочной линии», особенно маркетинге, в дизайне и розничной торговле (рис. 1.2). Эти виды деятельности обычно контролируются ТНК в материнских странах. Рис. 1.2. - Концептуальная модель переключения на высокую добавленную стоимость Источник: World Economic Forum 2012: The Shifting Geography of Global Value Chains^ Implications ffor Developing Countries and Trade Policy – 2012. - p.21. – URL: http://www3.weforum.org/ docs/WEF_GAC_GlobalTradeSystem_Report_2012.pdf (дата обращения 27.01.2017 г.) Кривая на рисунке 1.2. демонстрирует возможности продвижения по цепочке добавленной стоимости к звеньям с более высокой добавленной стоимостью. Следует отметить, что, несмотря на широкое распространение, это довольно условный график. Это связано с тем, что такая вертикальная шкала не дает необходимой информации о том, какова конкретная доля в конечной цене товара добавленной стоимости, создаваемой каждым отдельным видом деятельности.10 Полюсами роста в странах-лидерах мирового хозяйства выступают уже не промышленные центры, а центры НИОКР: «силиконовые» долины, научные кластеры, университеты и др. Сегодня можно говорить не только о классических «сырьевых», но и о «промышленных» придатках развитых стран. Существует положительная взаимосвязь между участием государства в ТЦДС и уровнем роста их ВВП на душу населения. Следует отметить, что экономики с быстро растущим участием в ТЦДС растут приблизительно на два процентных пункта выше среднего. Также существует прямая корреляция между уровнем участия в ТЦДС и накопленными прямыми иностранными инвестициями.11 Кроме того, участие в ТЦДС ведет к созданию новых рабочих мест в развивающихся странах, а также к росту занятости в целом. Также важно отметить, что не только участие, но и отказ в участии в ТЦДС может повлиять на процессы развития – подъём новых сильных конкурентов может лишить страну как существующих, так и потенциально достижимых позиций на мировом рынке. Участие в ТЦДС и ориентированная на ТЦДС политика, способны придать мощный импульс количественному и качественному росту производства как развивающихся, так и развитых рынков. При этом формирование и реализация продуманной геоэкономической стратегии участия в ГЦДС особенно необходимы развивающимся рынкам, которые расположены на нижних звеньях производственной цепочки. Однако подобная стратегия должна быть направлена на восходящее движение в ЦДС, учитывая особенности производства определённого продукта, в рамках которого большая часть стоимости может создаваться на этапах сбыта и НИОКР. В 2000-х годах, возникают «глобальные цепочки добавленной стоимости», обусловленные возрастающим процессом их дробления и распространением на все большее количество стран. На базе традиционной статистики анализ таких хитросплетений движения добавленной стоимости в глобальном масштабе до появления конечного продукта оказывается практически невозможным. При этом ТЦДС создают элемент повторного счета в международной торговле, благодаря тому, что промежуточные товары в мировом экспорте учитываются несколько раз. Согласно статистике, по итогам 2011 г., более трети валового экспорта составляла именно добавленная стоимость, которая импортировалась странами и включалась в продукцию, которая затем снова экспортировались. Это приводит к двойному счёту мирового валового экспорта. У развитых рынков доля «двойного счета» в экспорте составляет более 31% среднемирового уровня, так как их экспорт более зависим от импортируемых товаров.12 В результате традиционная статистика международной торговли не даёт качественного представления о месте государства в мировом хозяйстве. В целях анализа ГЦДС ОЭСР и ВТО была запущена совместная программа исследований «Made in the World Initiative» («Сделано в мире»). Ее основной идеей стало создание методики исследований и сбора данных о международной торговле по принципу добавленной стоимости. Такая модель межстрановых межотраслевых балансов (ICIO) позволяет детально исследовать ТЦДС и торговлю между различными отраслями и странами. В результате появились балансовые модели, которые позволили анализировать трансакции между различными странами и отраслями в терминах показателей добавленной стоимости. При этом был выявлен ряд определенных проблем, которые связаны со статистическим учётом объёмов мировой торговли: страны-экспортёры конечных продуктов и услуг наделяются всей коммерческой стоимостью, а роль производства промежуточной продукции остаётся недооценённой, в результате чего происходит «раздувание» объёма мирового экспорта без интеграции стран в Товарной цепочке добавленной стоимости (ТЦДС). Пространственное строение современной мировой индустрии морфологически улавливается как очень сложная сеть взаимопереплетающихся, взаимоперекрывающихся и взаимодействующих цепочек создания стоимости продуктов. В такой глобальной мегасети отчетливы узлы переплетений. Выявление и изучение этих узлов – одна из приоритетных задач в географии мирового промышленного развития.13 1.2. Основные теории и модели глобальных цепочек стоимости Со времени своего появления концепция цепочки добавленной стоимости значительно изменилась. Классической концепцией можно назвать цепочку добавленной стоимости Майкла Портера, изложенной им в 1985 году (рис. 1.3.). Рис. 1.3. - Типичная цепочка создания стоимости компании в определении Портера. Источник: Кузнецова Н.В., Алексеева Е.А. Цепочка создания ценностей М. Портера в рамках оценки конкурентоспособности предприятий металлургической отрасли // Молодой ученый. – 2016. – № 27. – С. 418-423. – С. 419. М. Портер определял создание стоимости как особую деятельность, которая совершается над продуктом на всех этапах производства включая конечное потребление. С одной стороны, внутреннее разделение деятельности компании на отдельные этапы позволяет определить ее конкурентные преимущества и сильные стороны, а также стратегию на рынке. С другой стороны, не учитывался тот факт, что а процессе производства задействованы несколько компаний (поставщики, транспортные компании и т.д.). Поэтому данная концепция полностью не отражает реалии бизнеса. Поэтому М. Портер модифицировал данную концепцию и ввел понятие «система создания добавленной стоимости», включающая в себя несколько отдельных цепочек и объединяя разные компании определенной отрасли. Следует отметить, что, по мнению автора Каплински Р. в работе «Распространение положительного влияния глобализации», а также исследователей Gereffi G. и Lee J., на современном этапе, в результате глобализации всего мирового хозяйства и увеличения и укрепления связей между странами, компаниями и отраслями и повышению взаимозависимости между ними, подход Портера потерял актуальность. Цепочки создания стоимости стали «глобальными» и охватывают компании из разных кластеров и отраслей со всего мира. При этом они включают в себя весь комплекс по созданию стоимости, которая осуществляется как самими компаниями, так и конкретными сотрудниками.14 По моему мнению, концепцию М. Портера можно определить как основополагающую в определении процесса создания ценности и стоимости конечного продукта в деятельности конкретной организации. Актуальность представленной концепции была определена несколькими факторами: * Участие в ГЦДС позволяет государствам сосредоточиться непосредственно на выполнении и развитии наиболее конкурентоспособных и эффективных производственных процессов. Следовательно, страны специализируются не на производстве конкретной продукции, а на выполнении определенных функций в процессе их создания. * Высокая фрагментация существующих производственных процессов. Они даже в рамках единой компании могут быть географически рассредоточены по разным странам и регионам; * Высокая взаимозависимость между действующими производителями, поставщиками, дистрибьюторами и конечными покупателями. В связи с этим сбой даже на одном из звеньев может повлечь неожиданные последствия для компаний из других государств. Например, наводнение в Таиланде привело к значительному ограничению производства и даже к остановке работы на заводах Honda Motor Co в США и Канаде из-за нехватки комплектующих. В рамках единой цепочки выделяют восходящие и нисходящие связи, определяющие характер участия стран в ГЦДС. При этом восходящая модель предполагает, что государство преимущественно занимается экспортом существующих природных ресурсов, компонентов и деталей, которые за рубежом становятся промежуточными товарами для создания конечного продукта. После их переработки за границей, государство импортирует конечную продукцию, при этом третичный сектор практически не создает добавленной стоимости. В нисходящей модели участия государства занимаются финальной переработкой импортируемого промежуточного сырья и компонентов, а также экспортом за рубеж. Доходы, распределяемые между компаниями пропорционально их вкладу в создание конечной стоимости, зависят от нескольких факторов. Среди них меняющиеся условия конкуренции, используемые технологии и предельные продукты факторов производства, а также наличие торговых барьеров. Поэтому такие доходы могут изменяться со времени. В рамках исследования ГЦДС анализируются следующие аспекты:15 1. Географические особенности. В результате развития транспорта и телекоммуникационной структуры отдельные элементы цепочки могут быть расположены в любой части земли. Поставщиками природных ресурсов и дешевой рабочей силы выступают развивающиеся страны. При этом научные исследования и разработки, маркетинг, дизайн и продажа являются областями специализации более развитых стран. С географической точки зрения принято изучать масштаб цепочки создания добавленной стоимости (национальный, региональный или мировой уровень). В последнее время наблюдается тенденция к доминированию ГЦДС регионального масштаба и увеличение числа региональных соглашений в сфере торговли различными товарами и услугами; 2. Соотношение и структура затрат и выпуска на каждом этапе существующего производственного процесса. В зависимости от отрасли и конечного товара этапы производства могут достаточно сильно варьировать. Однако, как правило, они включают в себя различные научные исследования и разработку дизайна, закупку сырья, производство компонентов и промежуточных деталей, а затем и конечного продукта, маркетинг, логистику, продажу конечным потребителям и послепродажное обслуживание. При этом процесс формирования стоимости услуг гораздо сложнее разбить на отдельные этапы, т.к. отсутствует четкое разграничение процесса производства на замкнутые блоки; 3. Институциональные особенности. От них зависит то, как обстановка в регионе, стране или мире оказывает влияние на различные этапы ГЦДС, в которых участвуют организации той или иной страны. Например, вход в ГЦДС зависит от локальных особенностей (существующих природных ресурсов, инфраструктуры, уровня образования и рабочей силы, наличия источников финансирования, приоритетов государственной политики и законодательства). Анализ институциональных особенностей позволяет учесть факторы, накладывающие определенные ограничения или возможности для продвижения по ГЦДС; 4. Тип управления ГЦДС. Он определяет механизм взаимодействия между различными участниками, а также способы регулирования данной системы. На основе различных типов управления ГЦДС можно выделить пять основных моделей: 1. Управление через прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (Forein Direct Investment / FDI). Данная модель применима в ситуациях, если ТНК должна эффективно координировать деятельность филиалов, возможности потенциальных партнеров невелики, а потоки информации большие и сложные и не поддаются легкой кодификации. Типичными особенностями модели можно назвать продукцию с большой долей высокотехнологичной интеллектуальной собственности, высокие риски нарушения качества и высокую стоимость брэнда. Взаимоотношения ТНК и поставщиков характеризуются сложными сделками, высокая имущественная ценность информации по производственному процессу или производству продукта для компании. Кроме того, в данной модели управления ведущая компания может потребовать полного управленческого контроля для управления рисками. 2. Управление через независимых поставщиков (Arm’s – length transactions). Особенностью модели является простота схемы управления ГЦДС и достаточно простые требования к процессу координации и управления. Модель, как правило, используется при производстве товаров массового спроса. Взаимоотношения ТНК и поставщиков характеризуются простым механизмом сделок, легкостью передачи информации об особенностях и требованиях к производству. В данном случае цена выступает в качестве основного инструмента управления. 3. Управление без участия в акционерном капитале через законтрактованных партнеров (Non-equity modes relationship (NEMs). Модель применяется в случае, если взаимоотношения продавца и покупателя ведут к значительному росту расходов по координации производства и транзакционной взаимозависимости. Выделяют несколько типов законтрактованных партнеров: родственник, невольник и модульный партнер. При этом одна компания при операциях с различными ТНК может одновременно выступать в разном качестве. Контрактные отношения с партнером в качестве «невольника» характеризуются сравнительно простыми транзакциями. При этом ведущая компания осуществляет существенный контроль над производством продукции и обладает большой силой покупателя. Как пример можно привести поставщика многоуровневых структур в автомобильной промышленности. Для «невольника» ТНК формулирует четкие инструкции для выполнения, а в случае необходимости, предоставляет помощь поставщикам, чтобы они могли развивать собственные компетенции. Негативным фактором данной модели управления можно назвать то, что такие взаимоотношения ведут к существенному дисбалансу влияния и привязывает партнеров к ТНК. Контрактные отношения с партнером в качестве «модульного партнера» характеризуются комбинацией высоко компетентных поставщиков первого уровня и стандартизации производства, поставка поставщиком продукции, отвечающей требованиям конкретной ТНК. Однако в данном случае, поставщика можно свободно и без проблем за....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: