VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Российско-казахстанские отношения на рубеже 1990-2010-х гг

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013859
Тема: Российско-казахстанские отношения на рубеже 1990-2010-х гг
Содержание
   Министерство образования и науки Российской Федерации
   Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
   «Алтайский государственный педагогический университет»
   
   Исторический факультет
   
   Кафедра отечественной истории



  Российско-казахстанские отношения на рубеже 
  1990-2010-х гг. 

Выпускная квалификационная работа бакалавра
по направлению 44.03.01 Педагогическое образование: История и обществознание




Выполнила: 
Студентка 631 группы 
                                                         Жумабаева Айгуль Кайрбековна
                                                             __________________________ 
(подпись)
Научный руководитель: 
д. и. н., профессор
Щеглова Татьяна Кирилловна
__________________________ 
(подпись)
Выпускная работа защищена 
«_____» _____________2018 г. 
Оценка____________________ 
Председатель ГЭК:.
__________________________
(подпись)



		

Барнаул 2018		


Оглавление
Введение……………………………………………………………...…..……...3
Глава I . Основные этапы развития казахстано-российских отношений (1991– 1994-е годы)………………………………………………………...…..12
1.1. Формирование правовой основы двусторонних отношений…..……..… 12
1.2. Поиск модели межгосударственного экономического и политического сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан………...…14
Глава II.Сотрудничество  и  интеграция двух стран в политической и экономической  сферах  …………………………………….……………....…17
2.1.  Расширение и углубление интеграции в экономической и других сферах…………………………………………………………………………….17
2.2. Упрочнение стратегического партнерства ………………………………..21
2.3. Интеграция двух стран в политической и экономической сферах.......….25
Глава III. Социокультурное взаимодействие Республики Казахстан и Российской Федерации на территории Алтайского края ......……………34
3.1. Казахи Алтайского края. Создание национально-культурных объединений, обеспечивающих сохранение культуры и языка.……………………………………………………………………..………34
3.2. Ислам и православие: опыт взаимодействия в свете стратегий социокультурной адаптации казахов Алтайского края………………….……42
Заключение………………………………………………………………….……44
Список использованных источников и литературы…………….……….….…47













Введение
     Актуальность темы исследования. После  распада СССР, Республика Казахстан (РК) стала одним  из важнейших политических и экономических партнеров Российской Федерации (РФ) не только на постсоветском пространстве, но и в более широких территориальных рамках. РФ и РК часто занимают консолидированную позицию по принципиальным международным вопросам, организуют крупномасштабные экономические, политические, культурные проекты, наращивают двухсторонний товарооборот. Между Москвой и Астаной нет тех проблем (наличие полуофициальных территориальных претензии, споры по поводу членства в политических блоках, проблемы, связанные с поставкой энергоресурсов, и т.п.), которые осложняют отношения России со многими другими государствами СНГ. Нельзя забывать и о том, что РФ и РК имеют огромную совместную границу, через которую проходит множество коммуникационных путей, что само по себе является серьезным стимулом для поддержания добрососедских отношений и тесных связей. Тем не менее достигнутый на сегодняшний день уровень двусторонних отношений покоится на довольно зыбкой основе. Рост большинства показателей экономического взаимодействия прямо или косвенно обеспечивается за счет сырьевых ресурсов и продуктов их первичной переработки; при этом место, занимаемое РФ на казахстанском инвестиционном поле, относительно невелико, а ее роль во внешнеторговом обороте имеет отчетливую тенденцию к уменьшению. Как в политическом, так и в экономическом плане Казахстан придерживается политики многовекторности, стремясь сбалансировать российское влияние связями с другими «центрами силы», в частности с США, ЕС и Китаем. В свою очередь, Москва не предпринимает решительных мер для интенсификации сотрудничества с Астаной, укрепляя границу и сохраняя более жесткий таможенный режим, чем соседняя страна. Как представляется, будущее казахстанско-российских отношений в значительной степени зависит от успешности требующих кропотливой (а в некоторых случаях — и многолетней) работы усилий сторон, направленных на поощрение экономических и гуманитарных связей и устранение пограничных, таможенных, административных, психологических и иных барьеров на их пути. 
      Также послe распада Советского Союза началось «появление» титульных и нeтитульных, коренных и некоренных наций, пересмотр своей истории бывшими союзными республиками, миграционные процессы, в которые были вовлечены миллионы советских граждан, все это не могло не сказаться на стабильности мeжнациональных отношeний и повлeкло за собой большой рост национализма.
         В этот же период на территории постсоветского пространства усилились процессы глобализации, которую на уровне бытового сознания воспринимают как американизацию. Они затронули все сферы жизни бывших советских граждан. Процeссы глобализации способствуют унификации этнических культур, создавая угрозу исчезновения отдельных самобытных этносов. Стремясь противостоять нивелированию, порой даже воспринимая сложившийся общемировой порядок как закат человeчества, конец света, люди ищут опору и поддержку в том, что им хорошо понятно, известно и что им кажется вечным и достаточно незыблемым - в культуре своего этноса. 
          Развивающиeся в настоящее время процecсы этнической конcолидации, формирование наций в политико-гражданственном смысле (россияне, казахстанцы), поиск национальной идеи в двух государствах, в свою очередь также оказывают влияние на современные этнокультурные процессы.
         Этнокультурные процессы у казахов Алтайского края являлись схожими, так как первоначально они были верноподданными Российской империи, затем гражданами Советского Союза. Имевшие место миграционные процессы были внутренними и передвижение казахов с юга на север, оседание и образование казахских аулов шло по меридианам, то есть по маршрутам своих кочевий. После распада СССР и образования на его территории суверенных государств казахи, проживавшие на территории РСФСР и Казахской ССР, оказались разделенными уже не административно-территориальными, а государственными границами и, как следствие, гражданами двух соседних государств. Актуальным  представляется в изучение этнокультурных процecсов, протекающих параллельно в двух соседних, государственно-политических образованиях, выявление в этих процессах общего и особенного применительно к РФ и РК. Так как языковая проблема остро выражена среди казахского населения страны.
     Степень изученности. Достоверность исследования обеспечивается изучением и использованием разнообразных по характеру источников и научной литературы, среди которых важнейшее место занимают работы, посвященные взаимодействию Казахстана и России. Однако в силу временной близости анализируемого периода политической истории нельзя считать его подробно разработанным в отечественной и зарубежной научной литературе и вместе с тем - достаточным для формирования некоей научной базы по данной теме. Проблематика становления новой государственности постсоветских стран, зарождения и развития межгосударственных отношений, вхождения их в международное сообщество все более активно исследуется современными авторами.
     Большой пласт интересующих нас проблем затрагивается в работах, посвященных становлению новой казахстанской и российской государственности и определению ее важнейших стратегических ориентиров. Предметом внимания российских ученых и политологов стали и проблемы взаимоотношений новых независимых государств.
     Собственное место в исследуемой теме, разумеется, занимает казахстанская историография - период развития Казахстана как независимого государства в настоящее время активно изучается казахстанскими учеными. Имеется ряд работ по проблеме становления новой государственности, развития системы разделения властей, демократизации общества, эволюции партийной структуры, институтов демократии, складывания новой государственно-правовой и судебной системы. Активно обсуждаются вопросы государственной идентичности, гармонизации национальных отношений в процессе укрепления казахстанского государства. Большая исследовательская работа в этом направлении проведена Институтом развития Казахстана, результаты которой были опубликованы в середине 90-х годов. Деятельности первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, процессам суверенизации Казахстана посвящены работы К. Жигалова и Б. Султанова (Жигалов К., Султанов Б. Первый Президент Республики Казахстан. – Алматы, 1993)1. Становление институтов государственной власти Казахстана в историческом разрезе исследуют монография Ж.Х. Джунусовой (Джунусова Ж.Х. Республика Казахстан. – Алматы, 19962), А.К. Котова (Котов А.К. Становление суверенитета Республики Казахстан (государственно-правовые проблемы). – Алматы, 1994). Преимущественно внутренними проблемами Казахстана занимаются Б.А. Майлыбаев, Б.У. Утемисов, Е.М. Жексембин, С.З. Зиманов, А.Н. Нысанбаев, Н. Масанов, Н Амеркулов, П. Своик. Многомерный анализ опыта суверенизации Казахстана приведен в монографии М. Джунусова и Т. Мансурова «Лики суверенитета»3 и в коллективном исследовании ученых казахстанского Института государства и права.  Задачи, решаемые авторами, в основном связаны с проблемами миграции, сохранением казахского языка среди казахского населения РФ. 
     Российские исследователи, занимающиеся изучением политических процессов в Казахстане, а также затрагивающих в своих работах проблемы российско-казахстанских отношений, можно разделить на отдельные течения или направления: во-первых, гуманитарная сфера знания постсоветского периода в теоретико-методологическом отношении, во-вторых, российские исследования по Казахстану имеют сравнительно непродолжительную историю, чтобы говорить о наличии в них определенных традиций.
     Более того, для российской историографии характерно свое концептуальное восприятие казахстанских реалий. В хронологически последних трудах проблемы новейшей истории Казахстана чаще всего описывались и описываются с помощью таких смысловых сочетаний, как «проблема русского языка», «роль Казахстана в СНГ», «российско-казахстанские отношения» и др.
     Таким образом, глубокое осмысление и анализ этапов становления полноценных межгосударственных отношений Казахстана и России, с учетом того, что этот процесс продолжает развиваться, выступает как вполне актуальная исследовательская задача.
     Основные источники. Материалы дипломной работы и выводы основываются главным образом на документах правового и нормативного характера – законодательные акты и межгосударственные казахстанско-российские договоры, соглашения, декларации, совместные протоколы и другие документы и материалы.
     К ним прежде всего относятся: Договор о дружбе и сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией4; Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции России и Казахстана5; Договор между Россией и Казахстаном о военном сотрудничестве; Договор между Россией и Казахстаном о правовом статусе граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, а также ряд других законодательных актов.
     Важным источником исследования явились публикации разного характера, авторы которых - лица, непосредственно участвовавшие в описываемых событиях: выступления и заявления глав государств Казахстана и России Нурсултана Назарбаева6, Бориса Ельцина7 и Владимира Путина8 министров иностранных дел Касымжомарта Токаева9 и Игоря Иванова10 и руководителей ведомств двух стран, принимавших участие в решении проблем двусторонних отношений, посла Казахстана в России Таира Мансурова11, политиков, политологов, экспертов. 
     Точка зрения казахстанского руководства на события и процессы, развивающиеся между Казахстаном и Россией, отражены в работах Президента Н. Назарбаева «Казахстанско-российские отношения», «В потоке истории», «На пороге XXI века»12, «Эпицентр мира», «Критическое десятилетие», «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства»13, «Содружество Евразия» и министра иностранных дел К.Токаева «Под стягом независимости» и «Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации»14, освещающие проблемы цивилизованного вхождения Казахстана в мировое сообщество, а также регулярно издаваемых министерством иностранных дел Казахстана сборниках об основных направлениях внешней политики Казахстана. 
     Столь же значимы в качестве источников работа Б.Н. Ельцина «Президентский марафон»15, а также работы других российских и казахстанских политиков и государственных деятелей, позволяющие глубже уяснить суть происходивших событий в 90-е гг. на постсоветском пространстве. 
     Материалы, касающиеся истории двусторонних отношений Казахстана и России, собраны и классифицированы в изданных казахстанским посольством в Москве сборниках документов и книгах, написанных послом Т. Мансуровым16.
     Интерес представляют также и материалы исследований российских и казахстанских аналитических и экспертных центров - Российского института стратегических исследований, Совета по внешней и оборонной политике17, Института национальной стратегии, Евразийского центра стратегических исследований, Международного института современной политики, Московского Центра Карнеги и др.
     Главной отличительной характеристикой источниковой базы исследования является то, что не все документы рассматриваемого периода, особенно относящиеся ко второй половине 90-х началу 2000-х годов, введены в научный оборот. Поэтому, выявление и систематизация многих источников сами по себе представляли важную задачу.
     Таким образом, для анализа заданных проблем и решения поставленных исследовательских задач был привлечен обширный комплекс источников, изучение которых дало возможность воссоздать целостную картину развития казахстанско-российских отношений в указанный период.
     Объектом исследования являются внутригосударственные и межгосударственные отношения Российской Федерации и Республики Казахстан.
     Предметом исследования является казахстанско-российские  отношений в период формирования их правовой базы и концепции стратегического партнерства в экономическом, политическом, оборонном и гуманитарном направлениях взаимодействия, как в рамках двусторонних отношений, так и в формате сотрудничества приграничных регионов на рубеже 1990- 2020-х гг.
     Цель настоящей работы состоит в изучении межгосударственных отношений двух постсоветских государств.
Поступательно развитие межгосударственных отношений Казахстана и России в первое постсоветское десятилетие, а также анализ проблем казахстано-российских отношений на современном этапе.
     Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:
- во-первых, выделить и охарактеризовать этапы развития казахстанско-российских отношений, приблизиться к пониманию места двух государств в современной политической системе, выявить основные тенденции развития этих отношений;
- во-вторых, охарактеризовать основные направления двустороннего сотрудничества и попытаться определить степень его влияния на развитие политических, социально-экономических и культурных процессов в Казахстане и в России и на главные направления международных отношений.
- в-третьих, проанализировать условия межэтнического взаимодействия казахов с другими народами  на территории Алтайского края  в историческом контексте.
- в-пятых, определить условия  межконфессионального взаимодействия в истории  миграций казахов на территории современного Алтая.
     
     Теоретической базой исследования послужил ряд идей и научных принципов, часть которых составляет теоретико-методологический багаж, не потерявший своей ценности в настоящее время, а часть – сформулирована в исторических, политологический и социальных работах последних лет
     Методы исследования. В данном исследовании следует выделить несколько уровней методологии: 1) соблюдение общих научно-методологический принципов; 2) адаптация приемлемых теоретических положений различных школ и направлений; 3) инструментальное использование методологических приемов для решения конкретных задач.
     Применительно к первому уровню автор стремился соблюдать такие принципы, как принцип системности, принцип историзма, принципы причинности и детерминированности. Автор стремился также придерживаться в работе принципов гуманизма и политической корректности в оценке политических процессов.
     Второй уровень методологии состоит в использовании принципов и подходов, свойственных историко-сравнительным, структуралистским, историко-социологическим и политологическим исследованиям социально-исторических объектов и процессов новейшего времени.
     Наконец, к основным методам, позволяющим проследить сложное и противоречивое развитие двусторонних казахстанско-российских отношений, и использованным в работе, следует отнести: - сравнительно-исторический и системный анализ; - метод исторической реконструкции (в форме описания), принятый отечественными историками; - метод проблемно-хронологического выстраивания эмпирических данных; - содержательный анализ прессы и других письменных (печатных) источников; - прямое наблюдение политических событий и др.
     Новизна данного исследования заключается в том, что проблема казахского языка в России всецело не рассматривалась. Ранее авторы ряда многих работ уделяли внимание быта и сохранения культуры казахов, лишь изредка упоминая о проблеме сохранения языка. Практически совсем не уделялось внимание предпосылкам и причинам исчезновения национального языка, а также определению этапов развития изменения языковой политики  и особенностями каждого из них. В данной работе была сделана попытка не только выделить этапы российско-казахстанских отношений, но охарактеризовать каждый из них, но и определить их особенности, в том числе и особенности языковой политики в Алтайском крае.
       Научная значимость исследования определяется тем, что комплексное изучение этих вопросов помогло бы нам сегодня понять многие особенности социоэкономического положения казахов, определении места  и значения казахского населения  в системе социальной и этнической стратификации страны проживания, т.к. «...история казахов не ограничивается территорией Казахстана...».
     В рамках современных интеграционных процессов, в условиях развития экономики суверенного Казахстана особое значение приобретают проблемы казахско-русских отношений, процессы формирования давних экономических связей между двумя нашими странами, в укреплении которых немаловажную роль сыграли казахи правобережья Иртыша. Это придает особый смысл и актуальность научным исследованиям.
        Практическая значимость. Организация исследовательской и творческой работы в школе среди учащихся. Проведение мероприятия межэтнического взаимодействий учащихся. Примером может послужить  празднование Дня народного единства, также проведение праздника Наурыз (День весеннего равноденствия), который проводят ежегодно на территории Алтайского края.
       Структура исследования. Работа  построена по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. В данном исследовании представлена как общая оценка динамики этнополитических и социокультурных процессов в регионе, так и анализ системы социокультурных ценностей и стереотипов, присущих этническому сообществу казахов, формирующемуся на территории РФ и Алтайского края.



















Апиаиммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммтваааааааааааааамамамамамаммамамамамамаммамамамамаммамамама
Глава I . Основные этапы развития казахстано-российских отношений (1991– 1994-е годы)


1.1. Формирование правовой основы двусторонних отношений (декабрь 1991 г. - май 1992 г.)
     Выделяется несколько этапов развития казахстанско-российских отношений; их содержание и характеристики приведены в четырех параграфах первой главы исследования. В основу периодизации положены главные события процесса правового оформления казахстанско-российских отношений, отражающего изменение на том или ином этапе приоритетов, которых придерживались стороны, решая последовательно актуализировавшиеся проблемы экономического, политического и гуманитарного характера18.
     С момента обретения независимости, отношения между Казахстаном и Россией прошли несколько этапов своего развития, начиная с определения новых правовых связей до реализации программы стратегического партнерства. На сегодня развитие казахстанско-российских контактов обеспечивается тринадцатилетней правовой базой, состоящей из почти 400 двусторонних документов.
     Характерной чертой было то, что развитие двусторонних отношений между новообразовавшимися государствами на первых порах обретения независимости разворачивалось на фонде активного процесса международного признания этих стран мировым сообществом и, прежде всего, ведущими державами.
     Вопросы двусторонних взаимоотношений Казахстана и России, как двух наиболее мощных государств постсоветского пространства, исторические, культурные, геополитические и даже генетические связи которых уходят далеко вглубь столетий, требовали нового правового определения. Оказавшись в непривычных для себя условиях, новые независимые государства (ННГ) первоначально двигались путем осторожных поисков форм необходимых контактов, позволивших наладить нормальные взаимоотношения между ними19.
     Первый этап (декабрь 1991 г. - май 1992 г.) казахстанско-российских отношений стал временем формирования правовой основы двусторонних отношений. На этом этапе в Казахстане, как, впрочем, и в других независимых государствах, наряду с развитием экономических и политических реформ формировалась новая линия взаимоотношений с внешним миром и создавалась ее правовая основа20.
     В мае 1992 года между Российской Федерацией и Республикой Казахстан было заключено Соглашение о порядке использование космодрома «Байконур», а в 1994 г. подписано Соглашение об основных принципах и условиях использования этого космодрома
     Первоначальный период формирования правовых основ межгосударственных отношений в ряде случаев затягивался, однако Казахстаном и Россией этот этап был пройден быстро и конструктивно, - отчасти потому, что к тому моменту уже существовала база для формирования двусторонних отношений нового типа, но, главным образом, благодаря интенсивности контактов лидеров и объему и характеру близких или совпадающих интересов обеих сторон.
     Основой урегулирования споров независимых Казахстана и России с самого момента распада союзного государства служил заключенный с учетом положений Деклараций о государственном суверенитете обеих стран договор между Казахской ССР и РСФСР, зафиксировавший их взаимное стремление укреплять сложившиеся вековые традиции дружбы, тесные экономические и культурные связи и намерение развивать межгосударственные отношения на основе принципов суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности, отказа от применения силы, разрешения проблем согласительными средствами в соответствии с общепринятыми нормами международного права.
     С заключением 21 ноября 1990 г. этого договора были сформулированы основные принципы первоначальной стадии взаимодействия Казахстана и России, очерчен круг вопросов, которые впоследствии станут предметом крупных двусторонних документов и отраслевых договоренностей.
     В иных случаях договорно-правовое оформление двусторонних отношений между постсоветскими государствами на начальном этапе их независимого развития отодвигалось на второй план, уступая приоритет форсированному процессу международного признания и установлению их отношений с ведущими западными державами. Первоочередное же обращение Казахстана и России к вопросам, касающихся их двусторонних отношений, стало, по сути, рычагом урегулирования назревших проблем, снятых сторонами еще до того момента, когда их обострение могло бы принять угрожающий характер.
     
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

1.2. Поиск модели межгосударственного экономического и политического сотрудничества Российской Федерации и Республики Казахстан (май 1992 – март 1994 гг.)
     Следующим этапом (май 1992 – март 1994 гг.) условно можно назвать поиск модели межгосударственного экономического и политического сотрудничества. Знаменательным событием второго этапа явилось установление в октябре 1992 года официальных дипломатических отношений между двумя странами. Тогда же было подписано Соглашение между правительствами двух государств о взаимном учреждении торговых представительств. Этот период отмечен важным экономическим и историческим событием - распадом единой рублевой зоны и введением в Казахстане собственной национальной валюты. В течение 1992 – 1994 годов государственная независимость Казахстана постепенно наполнялась реальным содержанием21.
     Завершение второго этапа совпадает с первым официальным визитом Президента РК в Россию, состоявшимся в марте 1994 года, в ходе которого было подписано 22 масштабных документа, выведших межгосударственные отношения на новый уровень. Среди них необходимо выделить Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции Казахстана и России, Меморандум об основных принципах решения вопросов, связанных с гражданством и правовым статусом граждан двух стран, постоянно проживающих на территории друг друга, Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур.
     Второй этап (май 1992 г. - март 1994 г.) стал периодом формирования и оптимизации модели казахстанско-российского экономического и политического сотрудничества. Усложнение вопросов, решение которых стало содержанием этого этапа оживило споры как вовне, так в рамках переговорного процесса. Разногласия, однако, были преодолены без негативных последствий; более того, именно на этом этапе - в первой половине 90-х гг. - обеими сторонами был максимально реализован потенциал политического доверия на уровне глав государств, притуплявший остроту споров экспертов и создававший благоприятные предпосылки и условия для формирования оптимальной модели межгосударственного экономического и политического сотрудничества Казахстана и России.
     Отношения стран поднялись на более высокий уровень; заметно возрос не только объем подписанных и реализованных двусторонних документов - расширилась их тематика, углубились подходы, усложнились форматы контактов и формулы решения проблем. Процесс взаимодействия в этот период был насыщен активными контактами на различных уровнях, на этом этапе состоялся первый официальный визит президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в Российскую Федерацию. 22 октября 1992 г. стало датой официального установления дипломатических отношений между Казахстаном и Россией.
     В 1993 г. наметилась тенденция к определенному смещению акцентов двусторонних отношений Казахстана и России в сторону развития взаимодействия на региональном уровне. В это время процесс принятия решений по конкретным вопросам, влияющим на повседневную жизнь сотен тысяч граждан обеих стран, продвигался особенно активно, отражая заинтересованность руководства государств и регионов в максимальном смягчении для людей последствий разрыва связей в том привычном для них виде, в котором они годами складывались в рамках союзного государства и единого экономического комплекса.
     Таким образом, на втором этапе развития двусторонних казахстанско-российских отношений - этапе формирования конструктивной модели взаимодействия - стороны обратились к решению текущих, повседневных хозяйственных, производственных и прочих вопросов на основе преимущественно межведомственных договоренностей. Это же относится и к проблемам сотрудничества сопредельных регионов, которые на этом этапе были в числе наиболее приоритетных направлений двусторонних контактов.
     
     
     
     
     
     

.).………………..……..………………………………………...…12
Глава II.Сотрудничество  и  интеграция двух стран в политической и экономической  сферах  (1994 – 2010-е годы)


2.1.  Расширение и углубление интеграции в экономической и других сферах (март 1994 – сентябрь 1997 гг.)
     Третий этап (март 1994 – сентябрь 1997 гг.) характеризуется расширением и углублением интеграции в экономической и других сферах. С 1995 года на практике начали реализовываться модели интеграционного развития, как в рамках СНГ, так и на региональном уровне. Это наложило свой отпечаток на характер и содержание двусторонних контактов наших стран, перешедших на уровень более тесной интеграции в экономической, военно-политической, научно-технической и культурно-гуманитарной областях.
     Данный период характеризуется этапом расширения и углубления интеграции в экономической и других сферах. Новый период истории двусторонних отношений открыл состоявшийся в марте 1994 г. первый официальный визит Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева в Российскую Федерацию. Договоренности, достигнутые в ходе него, подняли межгосударственные отношения на качественно новый уровень.
     Сторонами было принято 23 документа - масштабных не только объемом, но и значением для будущего сотрудничества двух стран. Важнейшие в их числе - договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции Казахстана и России, меморандум об основных принципах решения вопросов, связанных с гражданством и правовым статусом граждан Казахстана и России, постоянно проживающих на территории второй стороны, и соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома "Байконур"22.
     Таким образом, решения, принятые в марте 1994 г. в Москве, придали дополнительный импульс дальнейшему динамичному развитию межгосударственных отношений. Договоренности, достигнутые в ходе этого визита, закрепили договорно-правовой фундамент тесной интеграции двух стран в экономической, военно-политической, научно-технической и культурно-гуманитарной областях. Это сближение политики руководства Казахстана и России отразило не только объективные потребности этого конкретного этапа развития двусторонних взаимоотношений, но и обозначило общую, глубинную интеграционную тенденцию в истории отношений двух стран, воспринимающих стабильность и прогресс двусторонних связей как основу безопасности и сотрудничества в азиатском регионе и в целом на евразийском континенте.
     Следующим мощным импульсом для процесса интеграции Казахстана и России послужила рабочая встреча президентов Н.Назарбаева и Б.Ельцина в Москве в январе 1995 г. В ходе нее главами государств были подписаны три важнейших документа: Декларация о расширении и углублении казахстанско-российского сотрудничества; Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о правовом статусе граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан; Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан23.
     Для Казахстана и России весь 1995 год прошел под знаком расширения и углубления интеграции двух государств практически во всех сферах их взаимоотношений. Состоявшийся уже в апреле 1996 г. рабочий визит в Алматы президента России Б.Ельцина отчетливо отразил эту оформившуюся тенденцию распространения основных принципов и принятых на двустороннем уровне подходов к решению проблем экономического и финансового сотрудничества на процессы совершенствования механизмов взаимодействия ряда государств. Содружества, проявивших заинтересованность в расширении экономических связей.
     Продолжилось сотрудничество сторон в области обороны и охраны границ. Двусторонние документы, принятые зимой 1996 г. во время встречи министров обороны Казахстана и России существенно дополнились мерами, предусмотренными подписанным 6 апреля 1996 г в Шанхае главами государств Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Китая соглашением об укреплении мер доверия в военной области в районе границы. Дополнительный импульс сотрудничеству был придан состоявшимся в августе 1997 г. визитом мэра Москвы Ю.Лужкова в Алматы.
     Всего в 1997 г. было подписано 22 казахстанско-российских документа, в том числе соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка, об экологии и природопользовании на территории комплекса "Байконур" и некоторые другие. Новое звучание приобрели сотрудничество и интеграция в нефтегазовых отраслях, машиностроении, произошли позитивные сдвиги во взаимных связях между Национальным банком Казахстана и Центральным банком России, военными и правоохранительными ведомствами.
     Президент Н.А. Назарбаев на совещании по вопросам внешней политики, состоявшейся в феврале 1995 г., подводя итоги внешнеполитической деятельности за 3 года, отметил, что сложился международный имидж нашей Республики как серьезного и надежного партнера, заложены необходимые предпосылки для интегрирования Казахстана в мирохозяйственные связи24.
     В наступившем новом этапе развития внешних связей, подчеркнул Президент, вся наша политика должна быть подчинена интересам динамичного экономического и культурного развития внешних связей. В наступившем новом этапе развития внешних связей, подчеркнул Президент, вся наша политика должна быть подчинена интересам динамичного экономического и культурного развития Казахстана, привязке внешнеэкономического курса к собственным реалиям.
     Президент нацелил внешнюю политику Республики на формирование и поддержание благоприятных условий для успешной реализации стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства. В этой связи превращение Казахстана в полноправного субъекта международного права создало совершенно новую ситуацию в функционировании массового сознания не только в самой нашей Республике, но и в странах - соседях. Сейчас Казахстан и Россия - суверенные и независимые государства.
     Время как бы определило новую точку отсчета в их государственном строительстве.
     И тот факт, что граждане Казахстана имеют свою страну - реальность. Думается, определенные шероховатости в двусторонних отношениях с Россией как бы вытекают не только из объективных различий в подходах, диктуемых не вполне идентично звучащими национально-государс.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44