VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Российская внешнеполитическая стратегия в контексте концепции «Новый Север»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012744
Тема: Российская внешнеполитическая стратегия в контексте концепции «Новый Север»
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего образования
«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ПетрГУ)
	Институт истории, политических и социальных наук
Кафедра зарубежной истории, политологии и международных отношений




Магистерская диссертация
Российская внешнеполитическая стратегия в контексте концепции «Новый Север»








ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Килин Ю.М., д.и.н., профессор,
зав. кафедрой зарубежной истории,
политологии и международных отношений ПетрГУ

__________________________
           (подпись)
« ____» ______________ 2018 г.

Студентки 6 курса

Яковиной Марии Сергеевны
                             
__________________________________________
                                      (подпись)
« ____ » ________________ 2018 г.

Научный руководитель – Яровой Г.О., к.полит.н.,
 
__________________________________________
                                       (подпись)

« ____» _________________ 2018 г.

Рецензент ________________________________________________________________________________________________  ________________________________________________
                                       (подпись)

« ____» _________________ 2018 г.
     
Петрозаводск
                                                                       2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 	3
Глава 1. Теоретическое обоснование и предпосылки к созданию
 концепции «Новый Север» 	10
§1. Концепция нового регионализма и ее реализация в контексте
 внешнеполитической стратегии России на Севере Европы. 	10
§ 2. «Северная безопасность» как ключевое понятие в концепции 
«Новый Север» 	18
§ 3. Предпосылки для создания программы «Северное Измерение» -
основного механизма сотрудничества в концепции «Новый Север».	26
§ 4. Основные положения концепции «Новый Север». 	34
Глава 2. Роль России в концепции «новый север» на примере программы 
«Северное измерение» 	43
§1. Программа «Северное Измерение» как основной механизм 
сотрудничества в концепции «Новый Север». 	43
§2. Анализ роли Российской Федерации в концепции «Новый Север» 
на примере сотрудничества в рамках программы «Северное Измерение»  	47
§3. Приграничное сотрудничество в Северо-Западном Федеральном 
округе России как элемент концепции «Новый Север» 	63
Заключение 	74
Список источников и литературы 		78

		



ВВЕДЕНИЕ
     
     Данная исследовательская работа посвящена внешнеполитической стратегии России в рамках концепции «Новый Север». Концепция «Новый Север» была озвучена в 2003 г. на Шестой Генеральной ассамблее Северного форума исландским президентом Олафуром Гримссоном и представлена, как стратегия Северных стран в мировой политике, включающая ключевые вопросы северной политики.1
     Важно заметить, что данная «Новый Север» не является закреплённой политической инициативой, но она стала одной из первых западных концепций, предлагающих план по развитию Севера Европы с учетом интересов Российской Федерации. Для нашей страны возможность участия в данной концепции обозначает потенциал для урегулирования важных внешнеполитических вопросов в регионе Северной Европы и Арктики. В ходе реализации российской стратегии в данных регионах, необходимо учитывать роль стран Северной Европы, которые при наиболее оптимистичном варианте развития событий станут надежными союзниками по урегулированию проблем в регионе. 
     Стоит подчеркнуть, что в географические рамки концепции «Новый Север» в данной работе включают в себя пять «традиционных» 2северных стран (Норвегия, Дания, Швеция, Исландия, Финляндия), государства Балтии (Литва, Латвия, Эстония), а также Северо-Западный Федеральный округ Российской Федерации. Данный выбор объясняется тем, что в работе ключевая роль отведена Северо-Западному Федеральному округу Российской Федерации и его возрастающей роли в контексте выбранной концепции. Для России необходимо укреплять позиции на Севере Европы и в Арктическом регионе, поэтому равноправное партнерство с задействованием субъектов Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации поможет избежать участи статуса периферии Европы. 
     По словам Ю. Дерябина: ««Существенно раздвинулись географические рамки, изменилась конфигурация североевропейского региона. Возникло и все больше входит в оборот понятие «новая Северная Европа», охватывающая и «традиционные» северные страны, и обретшие свою независимость государства Балтии, и Россию в лице ее северо-западных регионов. Поскольку составной частью Северной Европы является Балтийское море, то вполне естественно включить B рамки” новой Северной Европы” также Польшу и Германию, во всяком случае, районы, примыкающие к Балтике»3
     Концепция включает такие проблемные аспекты, как региональное сотрудничество, «мягкая безопасность», деятельность правительственных и неправительственных организаций северных стран, разработка и участие в совместных программах (прежде всего программа «Северное Измерение», представляющая собой ядро концепции «Новый Север»). Идеи, высказанные в концепции «Новый Север» прежде всего, являются отображением геополитических изменений в Арктическом, Североевропейском и Балтийских регионах. В связи с переходом статуса Российской Федерации из объекта политики Европейского Союза и Стран Северной Европы в субъект, открываются новые перспективы и возможности для межрегионального и регионального сотрудничества в регионе.
     Важно акцентировать внимание на то, что большая часть территорий России подходит под определение «северные территории» 4, исходя из этого, сотрудничество в рамках Севера становится стратегической необходимостью для страны. 
     В связи с этим актуальность исследования связана с тем, что Север Европы это один из наиболее динамично развивающихся регионов мира, его значение возрастает, прежде всего, благодаря интересу, который усиливается к Арктике в мировом и европейском сообществах. В последние годы заметна тенденция к активизации российского присутствия на Севере и поэтому, соответственно, растёт и внимание, уделяемое этому региону в российской внешней политике. Среди приоритетных направлений внешнеполитической деятельности России остается северный вектор политики. Для реализации стратегических целей в Арктическом районе и на Севере Европы России необходимо придерживаться своей внешнеполитической стратегии в рамках концепции «Новый Север», направленной на построение равноправного партнерства для дальнейшего решения важных для северного региона вопросов. 
     Степень изученности проблемы 
     Среди современных ученных, исследовавших концепцию «Нового Севера», политику ЕС и внешнеэкономические связи России и ЕС, в частности, в рамках «Северного измерения», можно выделить труды  Н. М. Антюшиной5, Ю. А. Борко, Е. М. Бурнаевой, О. В. Буториной, Ю. Дерябина, 6И. Долгова, Н. П. Залывского, Ю. В. Пискулова, В.А. Шлямина, О. Александрова, Е. Болотниковой, И. Бусыгиной, 7М. Филипповой, Н. Межевича,  И. Иванова, Л. Разумновой, Л.С Воронкова. 8В этих работах большое внимание уделяется предпосылкам возникновения инициативы «Северное измерение», её оценке странами-участницами ЕС и Россией, а также процессу складывания правовой базы данной инициативы. Авторы пытаются показать, в чем перспективность и привлекательность «Северного измерения» для России, которое является основой концепции «Новый Север».
     Концепция «Новой Северной Европы» представлены в исследовании «Северная Европа регион нового развития» под редакцией Дерябина Ю.С., Антюшиной Н.М.9
     Международный опыт работы был отражен в работах таких ученых как Х. Хиуккала, 10Х. Ойанен, М. Портера, П. Йоенниеми  и др. Х. Хиуккала( Институт Внешней Политики Финляндии) в исследовании «Северного измерения» отразил позицию Финляндии в данном вопросе и провел анализ Партнерств в рамках программы «Северное измерение».
     Геополитический анализ региона присутствует в исследовании Карри Моттолы, 11представившего новый взгляд на регион Северная Европа, включающий регионы Российской Федерации. В труде профессора Эсско Антолы «Настоящее Европейского Союза на Севере» 12оценивается роль и влияние ЕС в регионе. Новаторские идеи Северной Федерации представлены в работе шведского профессора Гуннара Ветерберга «Объединенная Северная Федерация»13. Также следует работу профессора Лоуренса Смита «Новый Север. Мир в 2050 году» 14. В ней речь идет о новой геополитической концепции мирового устройства, согласно которым лидерство будет закреплено за странами «Новый Север».
     Несомненно, стоит отметить труды Б. Хеттне, 15который стал основоположником теории «нового» регионализма, которая в свою очередь послужила теоретическим основанием для концепции «Новый Север». Работы Юрия Дерябина, Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Финляндии, руководителя Центра Северной Европы Института Европы РАН представляют собой наиболее системный анализ вопросов, посвящённых северным регионам.  
     С другой стороны, стоит указать на отсутствие монографии на данную тему, в которой бы данный вопрос рассматривался комплексно и всесторонне. 
     Наиболее важными документами для исследования данной темы стали: Рамочный документ по политике «Северного измерения» 16и Политическая декларация по политике «Северного измерения»; 17меморандумы о взаимопонимании18, устанавливающие механизмы учреждения институтов «Северного измерения»; 19заявления и выступления глав государств и министров иностранных дел партнёров по «Северному измерению», 20членов Европейской комиссии; заявления и резолюции конференций21; отчёты и материалы институтов «Северного измерения». Важными источниками также являлись документы, регулировавшие развитие «Северного измерения» до его обновления: «План действий для Северного измерения во внешней и трансграничной политике Европейского союза на 2001-2003 гг.» 22и «Второй план действий по "Северному измерению". Среди других источников можно выделить международные соглашения, а также документы и материалы Комиссии ЕС и Европейского парламента. 
     Целью данной исследовательской работы является анализ внешнеполитической стратегии Российской Федерации в контексте концепции «Новый Север».
     Для достижения поставленной цели необходимо определить круг задач:
1. Выявить роль понятия «северная безопасность» в контексте концепции «Новый Север». 
2. Определить основные положения концепции «Новый Север».
3. Выявить проблемы и перспективы развития концепции «Новый Север» и сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза в рамках инициативы «Северное измерение».
4. Провести анализ внешнеполитических задач Российской Федерации в северном регионе, проблемы и перспективы приграничного сотрудничества с участием Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации.
     Объектом исследования является концепция «Новый Север».
     Предметом исследования является российская внешнеполитическая стратегия в контексте концепции «Новый Север».
     Хронологические рамки исследования данной работы (1997-2017 гг.) определены выступлением Премьер-министром Финляндии П. Липпоненом в сентябре 1997 г. на конференции «Балтийский регион сегодня». Однако для анализа предпосылок появления проекта «Северное измерение» как основополагающего ядра концепции «Новый Север» в данной работе подразумевается обращение к более раннему периоду, формирования Северного сотрудничество в 1960-х гг.
     Теоретико-методологической основой исследования выступает концепция «нового регионализма», основоположником которого является шведский исследователь Б. Хеттне.  
     При изучении российской внешнеполитической стратегии в контексте концепции «Новый Север» были применены комплексный, системный и сравнительный подходы. Данные методы позволили определить приоритетные векторы сотрудничества в странах Северной Европы и обозначить основные положения концепции «Новый Север». Также в работе был использован историко-сравнительный метод анализа: он позволил сравнить характер отношений между РФ и другими странами - участницами Северного Измерения. Большое значение при исследовании имел метод системного анализа.  Благодаря данному методу появилась возможность рассмотреть роль того или иного элемента система по его отношению к целому, также характер взаимосвязи между отдельными частями и элементами целого: чтобы оценить шансы инициативы «Северное Измерение» на успех, необходимо было проанализировать взаимоотношения между государствами-участниками данной программы. 
     Новизна исследования заключается в том, что, исследование направленно на изучение внешнеполитической стратегии Российской Федерации в контексте достаточно новой и малоизученной концепции «Новый Север». В дополнении, была изучена роль Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации в рамках программы «Северное Измерение», которая является неотъемлемой частью концепции «Новый Север»
     Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты и материалы данной работы могут быть использованы для подготовки к семинарским занятия по дисциплинам «Международные отношения» и «Западное регионоведение».
     Настоящая работа, в соответствие с заявленными задачами, состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе концепция «Новый Север» рассматривается с точки зрения «нового регионализма», обозреваются предпосылки для появления данной концепции. Первая глава состоит из четырех параграфов. Во второй главе, которая включает в себя два параграфа рассматривается роль Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации через в концепции «Новый Север» через приграничное сотрудничество и участие в программе ЕС и России «Северное Измерение». В Заключении изложены основные выводы исследования и даны практические предложения по повышению эффективности сотрудничества России на Севере Европы.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ К СОЗДАНИЮ КОНЦЕПЦИИ «НОВЫЙ СЕВЕР»
§1. Концепция нового регионализма и ее реализация в контексте внешнеполитической стратегии России на Севере Европы 
     Для более полной характеристики рассматриваемого нами вопроса, необходимо обратиться к теоретическому обоснованию процессов регионализации, вследствие того, что концепция «Новый Север» содержит в себе такую проблематику, как региональное сотрудничество. В научной среде и в настоящее время находятся различные подходы к определению понятия и форм регионализма. Далее мы проанализируем различные дефиниции понятия «регион» и «регионализм» и систематизируем ключевые моменты и выявим определение региона и регионализма.
     В работе «Регионализация в глобализирующемся мире» М.Шульца, Ф.Седербаума, И.Ожендаля23 понятие регионализма классифицируется как феномен, возникший в период после Второй Мировой войны. Данные исследователи придерживаются теории о том, что к середине XX века регионализм был обозначен, как одна из важнейших стратегий по обеспечению безопасности в мире. Авторы обращаются к исследованиям американского географа Р.  Хортшорна24, в работах которого в 1939 году было проведено различие между формальными регионами с однородной территорией и функциональными регионами, объединяющимся вокруг связующего узла. 
     Ссылаясь на утверждение профессора М.С Халикова: «Для регионализации также характерна взаимозависимость и выход интересов хозяйствующих субъектов за национальные границы, но региональные рамки ограничивают сферу действия этих тенденций»25,  [47,157] мы выявили, что процесс регионализации связан с процессами глобализации.
     Согласно профессору кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктору экономических наук Николаю Мартыновичу Межевичу 26необходимыми предпосылками для образования определенной территории является совокупность экономических, этнографических, социально-культурных и конфессиональных факторов. Несмотря на данные аспекты, территория не является определяющим признаком региона. С целью того, чтобы определенная территория или совокупность государств имели возможность стать «регионом», для них необходимо наличие следующих признаков:
     * Общий исторический контекст
     * Уникальные для данной группы особенности материальной и духовной культуры
     * Общее географическое пространство 
     * Приблизительно одинаковый тип экономики 
     Одним из важных критериев для возникновения регионализма на определенной территории является экономическая самостоятельность территории. Регионализм образуется первостепенно на территории, которая претендует на определённую экономическую самостоятельность, чаще всего подкрепленную общей исторической спецификой. 
     В современной научной среде предлагаются различные варианты определения понятия регионализма. С точки зрения профессора Макарычева А.С формы регионализма в контексте международных отношений являются следствием:
     *  Необходимости укрепления геополитических позиций («имперская версия»)
     * Сбалансирование влияние конкурирующего государства («версия баланса сил») 
     * Образование системы коллективных отношений, которая призвана защипать взаимные экономические интересы 27
     Ученый А.Д. Воскресенский считает, что регионом является определенная территория с территориально-экономическим и национально-культурным комплексом, ограниченным многообразием и взаимосвязанностью явлений в виде однородности географических, национально-культурных условий, обозначенных для данной области.  
     Проведя анализ данных утверждений, мы можем предположить, что регионализация является процессом глобализации, существующем в отдельном регионе и имеющим четко очерченные границы распространения процесса. Более того, опираясь на труды Эндрю Херелла28, мы можем выявить, что регионализм представлен в нескольких вариациях, а именно: регионализация или неформальная интеграция, идентичность, межгосударственное сотрудничество, интеграция на государственном уровне. В научных кругах не единого мнения по поводу того, происходит ли регионализация случайно или запланировано. 
      При определении понятия «регион», необходимо отметить многообразие понятий данного определения в различных теоретических школах международных отношений. Реалистическая школа рассматривает регион, как сферу интереса и альянс для защиты от гегемона. С точки зрения либерализма регион рассматривается как область сотрудничества и интеграции. Наряду с этим хотелось бы отметить, что если с точки зрения реализма безопасность является основным преимуществом, то в либеральных теориях она является лишь одним из положительных факторов регионализации. Вместе с этим следует подчеркнуть, что неолибералисты акцентируют внимание на абсолютных преимуществах регионального сотрудничества, с помощью которого можно минимизировать издержка и максимизировать выгоды. Также считается, что любое государство стремится к достижению большего, чем другое государство, в результате данной конфронтации региональное сотрудничество не может быть максимально эффективным, т.к. каждое государство будет иметь опасения, что его партнер извлечет от такого сотрудничества большую выгоду.29 
     В итоге рассмотрения данного вопроса можно утверждать, что в общем, в научной среде под понятием регион предполагается определенная часть территории, обладающая общими природными, социально-экономическими, национально-культурными и другими положениями. Каждая научная дисциплина отдает приоритет одному или другому фактору, ко-торый с ее точки зрения воздействует на образование региона. Исходя из этого, под «регионом» в данных дисциплинах достаточно часто понимают различные объекты.
     Таким образом, можно констатировать, что интерпретации понятия «регион» можно систематизировать: 
     * Административно- территориальная интерпретация. Регион трактуется как субъект федерации или административно-территориальная единица государства.
     * Философская интерпретация. В данной идее регион представляет собой обособленный «мир» со своим мировоззрением, образом мышления, традициями и менталитетом. 
     * Историческая интерпретация.  Ссылаясь на Ю.Н Гладкого и В.Д Сухорукова: «Исторический регион представляет собой «утраченную со временем идентичность (Галиция, Трансильвания, Буковина, Банат и др.) и указывает на генетические признаки («привязку» в прошлом к определенным церковным приходам, епархиям, муниципалитетам и т.д)»  30. [12,212]
     * Геополитическая интерпретация. Базируется на дифференциации различных политических сил и движений. Обращаясь к Ю.Н Гладкому, мы можем отметить, что «регион представляет собой группу стран, которые по многим очевидным параметрам имеет более тесную взаимосвязь друг с другом, чем с иными странами». 31
     * Географическая интерпретация. В географическом понятии такой тип окружающей среды, в котором географические элементы соединены друг с другом определенными и постоянными отношениями. 32
     * Экономическая интерпретация. Регион в данном понятии представляется как комплексное соединение многочисленных звеньев производственных систем и социальной инфраструктуры, объединенных общей территорией, организацией хозяйства и управленческими структурами
     * Международно-политическая интерпретация. В данном случае термин «регион» не содержит концептуальной строгости и достаточно вариативен. Мы можем наблюдать достаточно частую замену понятия «регион» на термин «субрегион», либо употребление данных тезисов параллельно. 
     * Социальная интерпретация. Термин «регион» в данном контексте представляет собой социальную систему, обладающую собственной структурой, элементами, внутренними и внешними связями. Стоит отметить, что российский политолог и социолог И.Н Барыгин придерживается точки зрения того, что изучение социальных явлений в территориальном плане важная составляющая регионалистики33. 
     По мнению Ю.Ф Абрамова и И.И Арсентьева регион стоит рассматривать как часть территории одной или нескольких находящихся по соседству стран с похожими природными, экономическими, социально-политическими и культурными состояниями. Следовательно, в политической литературе регион часто рассматривается как группа стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с иными странами.34 Ссылаясь на трактовку Ульфа Виберга, регион определятся как «политическая зона, где политика носит конкурентный характер, систему действий, в рамках которой решения принимают рынок, государство или гражданское общество; и актора, способного спроецировать региональный интерес, определяемый коалиционно, на международном уровне…»35  
     Обращаясь к понятию «внутренний регион», следует упомянуть принятие Европарламентом «Хартии регионализма» в 1988 г. В данном документе регион представлен как гомогенное пространство, которое выступает как оперативный орган и институциональная ткань Сообщества.36 Обращаясь к представителям скандинавской научной мысли (М. Гуннарсон, Дж. Хакли, Б.Хеттне и др.), мы можем отметить, что регионализм здесь является синонимом термина «интеграция» и представляет собой одно из приоритетных направлений во внешней политике государств, а также он тесно связан с приграничным сотрудничеством.
     Классифицируя вышесказанное, мы можем констатировать, что понятие «регион» является достаточно неоднородным территориально ограниченным пространством, обладающий определенными целостнообразующими внутренними характеристиками (политическими, экономическими, культурными, географическими и т. д.), а также характеризующийся достаточно высоким уровнем экономической самостоятельности.
     Что касается регионализма, важно отметить, что он является естественным основанием для территориальной организации экономических, политических, социальных и культурных процессов. В результате проведенного нами анализа, мы Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования, а именно о том, что категории для анализа региона можно определить на следующие категории:
     * Социальная идентичность
     * Общие звенья в хозяйственных и промышленных элементах
     * Общие ценности, основанные на религии и культуре 
     * Единомыслие в политических взгляда
     Развитие процессов регионализации пришлось на период после окончания Холодной войны. Регион Северной Европы стал одним из ярких примеров регионализации. Одними из главных аспектов усиления сотрудничества и создание сетей взаимодействия считается образование Региона Балтийского моря и Баренцева/Евро-Арктического региона. Понятие «Новый» регионализм начало использоваться в 1990-е г. для отличия от «старого» регионализма благодаря включению в себя государственных и негосударственных акторов и отходом от традиционализма. 37 
     Шведский учений, профессор Гётеборгского университета Бьорн Хеттне занимающийся разработкой теории нового регионализма отмечал, что его главное отличие от «старого» в том, что: «Первый являлся феноменом Холодной войны, тогда как новый представлял собой многомерный социальный процесс, ставший частью глобальной структурной трансформации. Данный регионализм стал ответом на глобализацию и различные аспекты глобальных процессов».38 [38,8] С точки зрения нового регионализма регион имеет «искусственную» природу, конструируется и реконструируется в процессе глобальной трансформации. Из этого можно сделать вывод, что согласно данной теории регион не является статичным, он подвержен изменениям и динамике в развитии. Регионализм интерпретируется как многомерная форма интеграции, которая включает социальные, экономические, политические и культурные аспекты. В данной теории усиление региональной сплоченности и идентичности является основной целью регионализма. Акторами становятся государства, негосударственные акторы и социальные группы. 39
     Стоит отметить, что сторонники нового регионализма не подразумевают полное исчезновение из глобальной политики и экономики национальных государств. В данной теории государство подвергается реструктуризации в контексте регионализации и отношений государства-рынка-общества.  Разделение государственных функций представляет собой многоуровневую систему, в которой регион представляет собой один из уровней.   С точки зрения исследователя нового регионализма Фредрика Сёдербаума можно выделить не только национальный уровень, но также макро- и микрорегиональные уровни. Макрорегиональный уровень или «международный» регион включает в себя значительные территориальные подсистемы, существующие между глобальным уровнем и уровнем национального государства. Микрорегионы представляют собой части страны и исторически рассматриваемые с точки зрения существования в рамках территориальных границ определенного государства. С течением времени субнациональные микрорегионы стали формировать трансграничные регионы, в данной концепции, представляющие собой территориальные единицы с граничащими друг с другом субнациональными единицами двух или более стран.   В данном случае регионализм характеризуется тенденцией к развитию горизонтальных связей и сетевого сотрудничества. Трансграничный регион может вклюxать в себя не только части нескольких государств, но и сами государства. Как отмечал в своих трудах Болотов Д.А: «…после окончания «холодной войны» сложились предпосылки для появления качественно нового типа общности-трансграничного региона, причем он мог одновременно включать в себя в качестве акторов как государства, так и отдельные земли государств, что подчеркивает гетерогенность трансграничного региона в плане составных частей. При этом важнейшим компонентом трансграничного региона выступают сети многочисленных каналов и связей между этими акторами»  [5,30]. В теории нового регионализма происходит эволюция самоопределения интересов сообщества, что приводит к открытому обсуждению региональных проблем. Примечательно то, что данный подход кардинально отличается от централистского, который акцентирует внимание на вопросах безопасности и ставить в приоритете национальный суверенитет.  
     Стоит отметить, что процессы регионализации под эгидой нового регионализма стали развиваться с конца 1980-х г., прежде всего начало этим процессам положили «Мурманские инициативы», высказанные Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С Горбачевым в сентябре 1987 г., в которых содержался призыв к новым фазам сотрудничества, особенно по вопросам экологической безопасности.40  Распад Советского Союза послужил одним из важнейших факторов для усиления регионализации.

§ 2. «Северная безопасность» как ключевое понятие в концепции «Новый Север»
 
     Исторически сформировалось, что в традиционной трактовке Северная Европа представляла собой регион из пяти стран (Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и Исландии). После распада СССР в 1991 году Прибалтика (Латвия, Литва и Эстония) и Российская Федерация выразили свое желание о своем включении регион Северной Европы. Для понимания трансформации геополитики в Северной Европе необходимо проследить трансформацию понятия безопасности в данном регионе. Определить терминологию понятий, связанных с безопасностью в Северной Европе. 
     Изменение геополитических реалий повлияло на отход от подхода к безопасности с точки зрения реализма, к новым ее формам, где главным объектом безопасности являются государства, а угроза происходит от других государств. 41Реалистичный подход основывается на «жесткой безопасности» для процессов регионализации. Военно-политические меры такие как насильственное распространение интересов, наращивание военной мощи, превалирование силы являются основой «жесткой безопасности».42 Изменение парадигм безопасности на Севере характеризуется переходом от «жесткой безопасности» к «мягкой». Термины «мягкая безопасность» и «мягкая сила» были предложены для введения в научную среду американским политологом, профессором Гарвардской школы Кеннеди Джозефом Найем-младшим.  Данные понятия характеризовали усиление культуры, политической идеологии и роли внешней политики в вопросах безопасности.43 В соответствии с теорией Джозефа Ная-младшего, существует два вида безопасности: «жесткая» и «мягкая». «Мягкая» безопасность базируется на идее компромисса, достижение необходимых результатов происходит посредством обеспечения и защиты прав человека, отстаивание демократических идей и ценностей.44 «Жесткая» безопасность основывается на военно-политических мерах: насильственное распространение интересов, подчинение, наращивание военной мощи, все строится на правиле - кто сильнее, тот и решает. 45
     Рассматривая сложившуюся ситуацию в Северной Европе важно отметить, что одним из ее главных элементов является система «мягкой безопасности». Обратим внимание, что данная концепция была преобразована в средство для утверждения решений в контексте северной политики. В 1996 году датский министр иностранных дел Нильс Хельвег Педерсен высказал свое видение понятия «мягкая» безопасность. С его точки зрения данная система включает все аспекты безопасности, исключая военные боевые операции. 46 На следующий год Бьорн Тор Годал, являвшийся тогда норвежским министром иностранных дел объединил термины «мягкой» и «гражданской» безопасности, утверждая, что: «Мягкая безопасность для Совета государств Балтийского моря в особенности связана с термином «гражданской безопасности», который включает в себя разные формы сотрудничества между полицейскими, пограничными службами, органами безопасности и т.д.».47
     Для Северной Европы в подходе к «мягкой» безопасности характерным является то, что при важной роли государства, одновременно возрастает роль негосударственных объединений, неправительственных организаций, и «в центре внимания становится человек со всеми его проблемами, безопасность государства достигается через безопасность его отдельных граждан». 48
     Значительный вклад в исследование «мягкой безопасности» был привнесен Копенгагенской школой Международных отношений. В частности, к теории секьюритизации, предложенной политологами Барри Бузаном и Оле Вэвером. Теория региональных комплексов безопасности (Regional security complex theory, RSCT) описанная в научном труде «Регионы и Державы: Структура международной безопасности» характеризует отношения между государствами в рамках региональных комплексов безопасности. В работе проводится анализ трансформации аспектов национальной и глобальной безопасности в региональную плоскость. Авторы подчеркивают, что регион, как понятие формируется благодаря объединению нескольких государств на почве взаимных интересов в сфере безопасности. Ссылаясь на Б.Бузана и О.Вевера, безопасность может рассматривается в четырех плоскостях: на местном, межрегиональном, межнациональном и глобальном уровнях. С точки зрения ученых быстрее всего угрозы развиваются на региональном уровне. 
     Проведя анализ региональной безопасности в рамках Северной Европы Сесть основания полагать, что ее отличительной характеристикой является фокусирование на «мягких» формах концепции. Принимая во внимание понятие «Северная общность», связанное с гипотезой К.Дойча о «сообществах безопасности», основанной на интеграции и взаимной общности.  Данный ход рассуждений помогает нам определить основные постулаты Северной Безопасности. Главенствующее значение в данной схеме отводится человеческой и личной безопасности. Обратим внимание, что критерии защиты северного сообщества «против человеческого воздействия» являются другим определяющим фактором. В результате изучения, мы можем сделать вывод, что данные постулаты основаны на принципах «мягкой безопасности». В своей концепции «Новый Север» президент Исландии Олафур Гримссон дал определение Северу как «новому политическому ландшафту».49
     Значительную роль в становлении понятия северной безопасности сыграла теория «Северного баланса». 50 Данная парадигма заключается в уравновешивании шведским нейтралитетом членства Норвегии, Дании и Исландии в НАТО. Важно заметить, что современные формы сотрудничества в рамках северной безопасности, а также зарождение концепции «Новый Север» имело место быть в конце 80-х годов ХХ века при сотрудничестве с СССР. В западной историографии одним из ключевых моментов развития международных отношений и сотрудничества в сфере безопасности на Севере Европы указана Мурманская речь Михаила Сергеевича Горбачева, произнесенная им 1 октября 1987 года. Данная речь обозначала переход от Холодной войны к новой эре сотрудничества в   Арктическом регионе. Мурманскими инициативами предполагалось:
     * Создание безъядерной зоны в Северной Европе
     * Ограничение военно-морской активности в прилегающих к Северной Европе морях
     * Мирное сотрудничество по рациональному освоению ресурсов Севера и Арктики
     * Научное изучение Арктики
     * Охрана окружающей среды Севера
     * Открытие Северного морского пути.
     Следует отметить, что данные инициативы получили положительные отзывы за рубежом, кроме того, в 1988 г. Брайан Малруни, являющийся тогда премьер-министром Канады выступил с предложением о создании Арктического совета. Вместе с этим в 1991г. была принята стратегия по защите окружающей среды в Арктике, известная как «Процесс Рованиеми»51.
     Следовательно, мы можем от.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44