- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Российская интеллигенция в условиях революций и гражданской войны
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013783 |
Тема: | Российская интеллигенция в условиях революций и гражданской войны |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ Кафедра исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии Измайлова Заира Забейровна РОССИЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ РЕВОЛЮЦИЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1917-1922 ГОДЫ) Выпускная квалификационная работа на присвоение квалификации: бакалавр направление подготовки: 46.03.01 – История профиль: история международных отношений Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. кафедры исторических и социально-философских дисциплин, востоковедения и теологии О.Б. Маслова К защите в ГАК допускается Решение кафедры от __ 20___г. Протокол № Заведующий кафедрой ____________________________ Пятигорск 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ(1917-1918 ГОДЫ) 9 1.1. Российская интеллигенция накануне Великой российской революции 1917 года 9 1.2. Буржуазно-демократическая революция 1917 года и идеологические противоречия в российском обществе 15 1.3. Советская власть и российская интеллигенция: первые послереволюционные конфликты.. 19 ГЛАВА II. РОССИЙСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕПРОТИВОСТОЯНИЕ ВЛАСТИ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ) 24 2.1.Взгляды интеллигенции в сборнике «Смена вех» на изменение общественно-политической ситуации в 1920-1921 годах 24 2.2. Деятельность Всероссийского комитета помощи голодающим и его значение 31 2.3. Административная высылка интеллигенции из Советской России в 1922 году. «Философский пароход». 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы.Российская интеллигенция всегда занимает положение неформального лидера государства. Деятельность интеллигенции распространяется не только в научной или творческой сфере, а и на все сферы общественной жизни, выражая взгляды и настроения широких слоев населения. Особенно роль интеллигенции, как носителя либеральных и гуманистических ценностей, исследователи выделяют в переломные моменты в истории нашего Отечества. Такими судьбоносными событиями явились и Великая русская революция, и последовавшая за ней Гражданская война. Данная тема является актуальной в связи с тем, что в 2017 году прошло столетие Великой русской революции, и юбилейное событие такого масштаба требует глубокого и всестороннего осмысления. Возникает необходимость пересмотреть основные события и ключевые моменты Февральской и Октябрьской революций 1917года. Особое внимание заслуживает российская интеллигенция, которая чувствовала вину и ответственность за случившиеся в стране революции и выражала недовольство лидеру государства – Советской власти. На протяжении XX века взаимоотношения интеллигенции и власти в России были выражены высоким уровнем конфликтности. В первые послереволюционные годы данное противостояние проявилось особенно остро и стало результатом административной высылки составной части интеллигенции в 1922 году. В исторической науке это событие получило название «Философский пароход», так как его основными пассажирами были выдающиеся российские философы. В данном контексте приобретает актуальность изучение исторического опыта взаимоотношений российской интеллигенции с властью в период Гражданской войны. Степень научной разработанности темы. Степень изученности взаимоотношений российской интеллигенции с Советской властью и ее роли в Великой русской революции и Гражданской войне довольно высока в работах отечественных авторов. Однако среди зарубежных исследователей данная тема недостаточно изучена. В советской историографии наиболее крупной работой о политических позициях интеллигенции и ее деятельности в период Февральской революции считается работа О.Н. Знаменского1. Исследователь довольно подробно изучил эволюцию политической позиции, социально-психологического состояние и общественных настроений российской интеллигенции в период перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. Другой интересной работой является исследование В.Р. Лейкина-Свирской2. Автор дает краткую информацию о различных общественных и научных организациях в России. Особую ценность представляет наличие в книге сведений извлеченных из архивных документов, которые нигде более не повторяются. Изучением эмиграции и деятельности российской интеллигенции занимался исследователь А.Г. Соколов3. Отдельного внимания заслуживают сборники статей о русской интеллигенции. Сборники наиболее точно передают настроения российской интеллигенции и вводят в курс государственных проблем накануне Февральской революции4, после Октябрьской революции5 и в период Гражданской войны6. Современные исследования, посвященные вопросам интеллигенции в революционный период и послереволюционные годы, прежде всего, представлены работами научного и публицистического характера. После распада СССР произошли заметные изменения в исторической науке, и ранее изученные вопросы истории были пересмотрены новыми исследователями.Необходимо отметить монографиюС.С. Хоружия7, которая является самостоятельным исследованием идеологических позиций и философских взглядов российской интеллигенции. Можно выделить работу С. Кара-Мурзы8, в которой автор исследует отношение российского общества к двум стратегическим проектам – Февральской и Октябрьской революциям. Взаимоотношениям российской интеллигенции и Советской власти посвящено большое количество научных статей. Наиболее содержательны работы Л.Г. Берлявского9, В. Г. Макарова10, Н. Дмитриева11, которые характеризуют основные причины, этапы и последствия административной высылки интеллигенции в 1922 году. Следственные процессы и этапы высылки представлены в статьях С. Рац12, А.Н. Артизовой13и М.С. Геллера14. Исследования гуманитарной деятельности интеллигенции и сотрудничество с большевиками в работе Всероссийского комитета помощи голодающим освещены в работах В. Тополянского15, С. Шаповаловой16 и Е.Н. Бадмаевой17. В наше время невозможно не обратиться при исследовании к электронным ресурсам. Большое количество информации по указанной теме содержат электронные библиотеки «ЛИТМИР»18, «Твирпикс»19 и «Азбука веры»20. В исследовании использовались исторические документы с базы данных А.А. Яковлева21. Помимо законодательных актов и постановлений22, судебно-следственных материалов23, произведений научного и публицистического характера, в данной работе использованы другие исторические источники, в том числе письма и сочинения свидетелей данных событий24. Таким образом, использованные в работе различные виды источников дают объективное представление о роли российской интеллигенции в условиях революций и Гражданской войны 1917-1922 годы. Целью исследования является изучение роли российской интеллигенции в условиях революций и Гражданской войны В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи: – изучить интеллигенцию, как общественную и профессиональную группу людей, их политическую позицию и идеологическую роль накануне и в период Февральской революции. – проследить тенденцию развития отношений новой власти и интеллигентского общества в период Октябрьской революции и послереволюционные годы. – рассмотреть общественную и гуманитарную деятельность в годы Гражданской войны, и изменение ее философских взглядов на основе сборников статей о русской интеллигенции «Вехи», «Из глубины» и «Смена вех». Объектом исследования выступает российская интеллигенция в условиях революций и Гражданской войны 1917-1922 годы. Предметом исследования является философская, научная и творческая интеллигенция в условиях революций и Гражданской войны 1917-1922 годы. Теоретико-методологической основой дипломной работы стал принцип историзма, который позволил проследить развитие и изменение отношений интеллигенции и Советской власти. Также применение метода исторического анализа позволило рассмотреть роль российской интеллигенции в условиях Великой русской революции и Гражданской войны. Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что расширяет научные представления о роли и деятельности российской интеллигенции в условиях революций и Гражданской войны. Данное исследование может быть использовано для более углубленного изучения истории российской интеллигенции в XX веке. Практическая значимость состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в научной и научно-педагогической деятельности, при создании обобщающих исследований по истории России, а также при разработке общих и специальных курсов. По структуре работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разбита на три параграфа, заключения и библиографического списка. ГЛАВА I. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И СОВЕСТКАЯ ВЛАСТЬ (1917-1918 ГОДЫ) 1.1. Российская интеллигенция накануне Великой российской революции В начале XX века происходил постоянный рост численности интеллигенции, что было обусловлено развитием экономики и культуры страны. По мере становления капиталистической индустриализации требовались новые кадры: инженеры, технические специалисты, агрономы, учителя, врачи, экономисты, чиновники и другие специалисты. Министр народного просвещения России в 1915-1916 годы, П.Н. Игнатьев в своей статье приводит оценку, что на 1916 год общее число грамотных от всего населения составляла 56 процентов. В целом, Россия отставала от развитых стран Европы по уровню грамотности, но прогрессировала в данном направлении1. Согласно переписи населения 1897 года профессиональная интеллигенция составляла около 200 тысяч человек, а к 1917 году ее численность возросла до 1,5 млн. человек (с учетом чиновничества и офицеров)2. Сам термин «Интеллигенция» появился в России в 70-е годы XIX века, впервые он был введен писателем П. Бобрыкиным в романе «Солидные добродетели», однако имеет происхождение от латинского слова «intelligentia», что означает понимание, способность разъяснить идеи и предметы; ум и разум3. С общепринятой в исторической науке точки зрения, интеллигенция – это образованная часть населения, выполняющая ряд функций в области знаний и идеологии и создания дискурса. Интеллигенция анализирует настоящее и прогнозирует будущее своего государства. Порядка третьей части интеллигенции началу 1917 годабыло сосредоточено в крупных городах. Наибольшее количество людей, профессионально занимающихся умственным трудом, было сосредоточенно в Петербурге и Москве: 45,8% ученых и литераторов, 30,5% – инженеров и технологов, 12,6% – служащих государственных и частных учреждений,10,2% – медицинских работников, 6,9% – учителей4. Вместе с ростом общей численности интеллигенции в России происходил процесс увеличения доли интеллигенции, вышедший из малоимущих слоев населения – крестьян, казаков, мещан, мелких служащих, народных учителей, фельдшеров, сельского духовенства, младших офицеров и др. В высших учебных заведениях возрастает процент студентов из малообеспеченных семей. Например, в Томском технологическом институте в начале 1900-х годов 60 процентов студентов были выходцами из среды зажиточных крестьян, мещан, духовенства5. Стоит учесть тот факт, что сведения о жизненном уровне интеллигенции, представлены довольно скудно среди исследователей. Большинство интеллигенции России накануне 1917 года по уровню материального благосостояния относилась к бедному большинству народа. Около 40 процентов интеллигентов в апреле 1917 года имели доход от 1,5-3 тысяч рублей (на данный период времени 1,5 тысяч рублей определялись как прожиточный минимум), а еще 40 процентов – 1,5 тысяч рублей и меньше6. Российская интеллигенция принимала активное участие в политической жизни страны, однако всего лишь 2-3 процента интеллигенции находилась в составе партий. Приведем сведения о составе политических партий перед Февральской революцией. К началу 1917 года в партии большевиков было около 24 тысяч человек, из них около 6 тысяч членов являлись служащие и профессиональные интеллигенты-революционеры. У меньшевиков и эсеров доля интеллигенции (средний и нижний слой мелкобуржуазной интеллигенции) составляла не менее третьей части от общего количества 10-15 тысяч человек. В партии кадетов насчитывалось 15-20 тысяч членов и преобладающее количество из них представители буржуазной интеллигенции7. Пролетарская интеллигенция входила в состав партии большевиков. Доля буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции в составе непролетарских партий определялась классовой принадлежностью, особенностями личной позиции, легальностью действий и степенью учета определенных интересов в той или иной партии. Подавляющее большинство интеллигентов сторонились черносотенно-монархических партий и октябристов. По мнению некоторых представителей интеллигенции (творческой, научной и т.п.) политика мешала занятиям наукой и искусством и вообще являлась «малодостойным порождением цивилизации»8. Особый интерес для изучения представляет также независимость некоторой части интеллигенции от партийных интересов. «Надпартийность» проявлялась в образовании кружков и групп, которые пытались выработать собственную, оригинальную идейно-политическую позицию. Самым ярким примером данного явления, можно назвать философскую интеллигентскую группу «веховцы». Это была националистически и контрреволюционно настроенная группа, в которой значительным влиянием пользовались «неправомерные» кадеты. К началу 1917 года «веховцы» призывали к национальному объединению и созданию национального парламентского министерства и к общественно-правительственной консолидации. «Веховство» появилось в интеллектуальной среде еще в 1909 году и получило свое название по программному сборнику статей о русской интеллигенции «Вехи». Авторами данного сборника были 7 представителей философской мысли России – Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, П.Б. Струве, Б.А. Кистяк и С.Л. Франциск. В целом содержание постановки «Вех» свидетельствует о необходимости переоценки ценности образования в обществе. Автор статьи продемонстрировал существование абсолютной нравственной ценности приоритетной ценности поиска национальной философии и культуры Запада, заимствованной там такого. Во-первых, "вуковцы"судят экспертов о покаянии, понимании, но теперь его роль в прошлой истории России, углублении внутреннего мира религиозного гуманизма. Предпосылкой является, 1917 кампания первой русской революции 1905-1907 годов. Первый опыт прорыва очень важен, чтобы последняя часть нашей страны затронула все сферы классового общества. Конечно, разумное обслуживание общества должным образом выполняется ждать и видеть позу. Рассматриваем наиболее интересных представителей "рубежа". В связи с этим, П.С. Бердяев довольно открыто стремился к философам, экономистам, общественно-политической туше и Советской России.«В безрелигиозном отщепенстве от государства русской интеллигенции – пишет П.Б. Струве, – ключ к пониманию пережитой и переживаемой нами революции»9. В дальнейшем, до 1918 года, П.Б. Струве преподавал в Петербургском университете и сотрудничал с представителями Белого движения. Октябрьскую революцию, как многие другие философы, не принял и провел оставшуюся жизнь в эмиграции. Другой видной фигурой представляется С.Н. Булгаков, едва ли не самый яркий и боевой представитель критико-идеалистического философского движения в России. С.Н. Булгаков был также доктором политической экономии и православным священником. Накануне революций 1917 года, он работал профессором Московского университета и преподавал экономику. С.Н. Булгаков написал множество религиозных и научных работ, однако его философское учение нашло отражение в статье о первой русской революции «Героизм и подвижничество». В данной статье С.Н. Булгаков говорит о «двух путях» русской интеллигенции. Героизм, по мнению автора, это путь, которым идет большинство. Это попытка изменить общество внешними средствами, сменив один класс другим, с применением насилия и террора и с полным пренебрежением к духовному и нравственному содержанию собственной личности. Что же касается другого пути, то можно сказать, что подвижничество - это изменение и преображение собственной личности, данный путь требует не внешнего, а внутреннего подвига. С.Н. Булгаков предупреждает также, что путь героизма ведет Россию к кровавой трагедии. Более того, С.Н. Булгаков считает русскую революцию интеллигентской, называя революцию «духовным детищем интеллигенции»10.«Она духовно оформляла инстинктивные стремления масс, зажигала их своим энтузиазмом, словом – отмечает С.Н. Булгаков, – была нервами и мозгом гигантского тела революции»11. Несмотря на столь значительный успех (четыре переиздания в течение года) и всеобщий интерес, пророческая глубина «Вех» не нашла сочувствия читающей России, не повлияла на развитие русской ситуации и не предупредила гибельных событий 1917 года. В данный период научная интеллигенция делала большие успехи в развитии государства. Особый вклад в научную сферу внес российский естествоиспытатель, философ и общественный деятель В.И. Вернадский. В.И. Вернадский считается основоположникам комплекса современных наук о Земле – биогеохимии, геохимии, гидрогеологии и радиогеологии. Философские интересы В.И. Вернадского представлены в учении о биосфере и живом веществе, эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами12. Учение В.И. Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Владимир Иванович развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса. Говоря о общественно-политической жизни В.И. Вернадского, то он являлся один из лидеров земского либерального движения и партии кадетов. Был активным сторонником аграрной реформы, и отмены смертной казни в России. В предреволюционные годы В. И. Вернадский активно участвовал в земском движении, в создании журналов «Освобождение» и «Союз Освобождения». Также занимался изучением биосферы и ее эволюции. В 1960-х годах наступило своего рода «Возрождение» идей В.И. Вернадского» в СССР. Особую популярность его работы получили в 1990-х годах, когда наблюдался бум их переизданий на европейских языках: с 1993 года в Германии, Испании, Франции, Италии и США несколько раз былипубликованы его работы «Биосфера» и «Научная мысль как планетное явление». Кроме того, научные идеи В.И. Вернадского использовались при конструировании закрытых экосистем в космических полетах и в грандиозном проекте по созданию искусственной биосферы («Биосфер-2») в США13. Таких как личностей В.И. Вернадский среди научной интеллигенции в отечественной истории, довольно приличное количество. В сфере биологии значительных результатов добились И. М. Сеченов, И. И. Мечников,в области физики – П. Н. Лебедев, основатель первой в России физической школы.К. Э. Циолковский сделал ряд крупнейших открытий в аэродинамике и ракетной технике, им была разработана и теория движения ракет и т.д. Интеллигенция стала движущей духовной силой Февральской революции 1917 года. Политическая обстановка в Царской России, экономическая нестабильность и Первая мировая война стали определяющими факторами в выборе идеологической и политической позиции российской интеллигенции. 1.2. Буржуазно-демократическая революция 1917 года и идеологические противоречия в российской общественности Как известно, 23 февраля 1917 года началась буржуазно-демократическая революция в России, в результате которой было свергнуто самодержавие 300-летнего правления династии Романовых. После победы Февральской революции, Россия стала свободной страной, которая предоставлялаширокие политические права своим гражданам. На первый взгляд, российское общество единодушно и восторженно встретило революцию. Переход от «старого» порядка к «новому», всеобщее согласие в обществе вызвали радостный энтузиазм в ее кругах.В данных условиях, революция рассматривалась как кризис, через который неизбежно должны пройти все остальные страны, включая Россию, чтобы присоединиться к свободным народам Европы. Верили в возможность установления справедливого порядка, как между странами, так и внутри каждой страны14. В прежнем порядке, который ассоциировался с политическим устройством Российской Империи, видели причину всех недостатков старого мира. Российская общественность сходилась в точке зрения, что была необходимость переустройства старой политической системы. Были, конечно, и сторонники эволюционистского пути, которые вообще всё видели иначе, но их предостережения никто не хотел слушать. Люди, привыкшие к порядку, чувствовали угрозу надвигавшейся анархии, но и они, сознавая, как сильно скомпрометировал себя старый режим, открыто не протестовали и в основном отмалчивались. Уже 26 февраля, когда царские войска открыли огонь по демонстрантам, в настроении интеллигентского общества определенно наступил перелом. «Думал, что пережив 1905 год и два с половиной года войны, ко всему готов, – писал Д.В. Философов (критик и политический деятель), – но события потрясают»15. В университетах, школах вместо занятий проходили обсуждения политической обстановки в стране, в особенности в Петрограде, в самой гуще событий. Также по воскресеньям в квартирах проходили совещания и интеллигентские советы. Одним из таких центров информации, где собиралась российская общественность, была квартира русского писателя и мыслителя, А.М. Горького16. Стоит отметить, что за каждым шагом интеллигенции следила полицейская служба. «Я был так обставлен, что все, что у меня творилось дома, было в тот же день сообщаемо охранке» – отмечал в своих воспоминаниях А.М. Горький17. Самым активной частью интеллигенции было студенчество, которое динамично участвовало в выступлениях рабочих и крестьян. В. Ленин считал, студентов самой отзывчивой частью интеллигенции.В демонстрациях и митингах 25 февраля принимали участие свыше одной тысячи студентов, а 26 февраля в день кровавого расстрела демонстрантов, они оказывали медицинскую помощь пострадавшим. В первые недели после Февральской революции значительная часть интеллигенции была растеряна масштабами свершавшегося исторического события. Официально государственная власть перешла в руки Временного правительства и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов – установилось двоевластие в стране. При изучении буржуазно-демократической революции, необходимо рассмотреть политические настроения и действия российской интеллигенции после нее. Декретами Временного правительства были установлены свобода слова, печати, создания политических партий и т.д. Однако, демократические свободы после Февральской революции были весьма относительны и не касались некоторых организаций и партий. К примеру, можно привести правомонархические союзы, которые были распущены сразу же после революции. Партия октябристов тоже утратили свое политическое влияние к осени 1917 года18. Основное внимание привлекают основные противоборствующие политических лагеря после февраля 1917 года – большевики и кадеты19. Тактика большевиков, которой руководствовалась так называемая пролетарская интеллигенция, коренным образом отличалась от тактики меньшевиков и кадетов. Большевики уже в марте 1917 года призывали народные массы к дальнейшим завоеваниям и передачи власти в стране Советам, осуществлению требований народа революционным путем, напротив, меньшевики-эсеры заявляли о неготовности России к социалистической революции и недопустимости перехода власти к Советам, но их влияние было незначительным. Буржуазная партия, кадеты, стремились остановить дальнейшее развитие революции. Значительная часть политически-активных буржуазных интеллигентов хотели путем реформ ввести Россию в семью западных демократов. Однако проведение таких реформ в революционное время считалось слишком рискованным. В связи с такой политической обстановкой в стране, первостепенным для кадетов было укрепление буржуазной правительственной власти и наведение порядка, воздействуя на массы путем обмана и посулов20. Значительная часть интеллигенции формально оставалась вне рядов политических партий. Однако с усилением пропаганды партий, увеличилось число интеллигентов, которые симпатизировали той или иной политической программе. По данной проблеме обратимся к позициям некоторых представителей творческой интеллигенции. В.В. Маяковский, давший согласие сотрудничать с левоменьшевисткой группой, все более симпатизировал лозунгам большевиков. А.М. Горький опровергал слухи о его причастности к радикал-демократической партии, также отказался сотрудничать в «Правде» большевиков – такова была позиция А.М. Горького на данный период. В своей «Автобиографии» С.А. Есенин написал, что «работал с эсерами не как партийный, а как поэт, причем тяготел к левоэсеровским элементам»21. Демократическая интеллигенция объективно становилась союзником пролетариата в борьбе за ликвидацию остатков феодального строя и предотвращения монархической реставрации. Однако подавляющее большинство интеллигенции обнаружило свою политическую неопытность. Часть интеллигенции пыталась сыграть активную политическую роль и оказать воздействие на ход событий. Февральская революция, не выполнив своих задач, лишь породила в стране хаос и анархию, которыми, как мы знаем, умело воспользовались большевики. 1.3. Советская власть и российская интеллигенция: первые послереволюционные конфликты В большинстве исторических трудов, где характеризуются общественно-политические позиции российской интеллигенции в 1917 году, ее деятельность на начальном этапе установления Советской власти, оценивается с позиций большевиков. Основное внимание в этих работах авторы уделяют отношению интеллигенции с новой властью, кроме того изучают мотивы поведения и деятельности интеллигентской части населения. В восприятии Октябрьской революции 1917 года интеллигенцией, не было уже того оптимизма и радостного энтузиазма, с которым была принята буржуазно-демократическая революция. Во взглядах российской общественности обозначились различные позиции и интересы. Выбор политической позиции, того или иного общественно-политического лагеря, для большей части российской интеллигенции в 1917 году не был, да и не мог быть кратковременным актом. Он проходил в ходе длительного процесса накопления и критической оценки политического опыта. Свое место в революционном процессе осени 1917 года интеллигенция определяла под воздействием сложного комплекса факторов.В числе факторов, определяющих политическую ориентацию буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции к Октябрьской революции, можно выделить партийную принадлежность, профессию, возраст, образование, материальный уровень интеллигента22. Отношения между российской интеллигенцией и Советской властью были противоречивыми с самого первого дня провозглашения «диктатуры пролетариата». Отрицательное отношение интеллигенции к установлению власти большевиков вылилось в борьбу между двумя политическими группами в разных сферах общественной жизни. Против «диктатуры пролетариата» выступали не только отдельные представители интеллигенции, но и общественные организации. Наиболее известные из таких организаций – Союз инженеров, Академический союз, Совет трудовой интеллигенции, Пироговское общество врачей и многие другие23. В чем же заключалось данная борьба, и какие методы использовала интеллигентское население страны? В первую очередь она заключалась в отказе интеллигенции (включая военную интеллигенцию) сотрудничать с Советской властью. Данное явление было распространено в 1917-1920 годах, как метод борьбы контрреволюции против Советской власти, и получило название «саботаж». Данный термин использовался большевиками, соответственно контрреволюционно-настроенных интеллигентов называли «саботерами» или «саботантами»24. Рассматриваемый вид интеллигентского сопротивления большевикам имела несколько форм. В первую очередь, это был активный саботаж – намеренный срыв работы путем полного уклонения. Также был и пассивный – предумышленное торможение какой-либо деятельности или намеренное ее некачественное выполнение. Довольно часто открытый саботажв форме забастовки вырастал из пассивного сопротивления. И наоборот, активный после подавления его большевистской властью переходил в более пассивную форму, и долгое время проявлялся в поведении интеллигенции различных профессий25. Стоит учесть, что контрреволюционные действияпроявлялись не только уклонением от работы. Антисоветская деятельность интеллигенции доходила до запутывания дел, документов, преследования специалистов, пошедших на сотрудничество с большевиками. Также распространяли слухи о представителях новой власти, создавали нездоровый ажиотаж в кулуарах, составляли петиции, устраивали демонстрации, кражи ключей и печатей. Однако в целом, эти действия саботажников можно определить как методические действия ненасильственного характера, направленные на нанесение ущерба Советской власти или на ее дискредитацию. Отказ большой части интеллигенции от профессионального сотрудничества с советской властью, особенно в первые месяцы ее существования, привел к тяжелым последствиям для многих отраслей науки и культуры. Практически приостановились научные исследования, с большими перебоями работали университеты и школы, боролись за выживание музеи, библиотеки, театры. Разрушалось нечто более важное, чем отдельные учреждения культуры. «Прежней культурной среды уже нет – она погибла, – писал русский поэт и писатель, К. Чуковский – и нужно столетие, чтобы создать ее»26. Стремясь усилить поддержку в среде интеллигенции, СНК 29 октября 1917 г. обратился с воззванием «К интеллигенции России», в котором призывал ее участвовать в социалистическом строительстве, в изменении существовавших порядков. В своем обращении нарком просвещения А. В., Луначарский объявил первой заботой правительства – «добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности», введения всеобщего обязательного бесплатного образования, призывая интеллигенцию к сотрудничеству в решении этих и других задач27. Уклонение от службы должно было вызвать массовое недовольство большевиками, которое привело бы к падению большевистского режима. Однако двусторонняя политика большевиков, которые с одной стороны, призывали интеллигенцию к сотрудничеству, но в тоже время не оставляли им выбора своими принудительными мерами, оказалась весьма эффективной. Многие представители общественности, не принявшие по определенным причинам Октябрьскую революцию, уже весной 1918 года соглашались на профессиональное сотрудничество с новой властью.Сотрудничество, своего рода гражданская лояльность интеллигенции, было обусловлено следующими причинами: во-первых, прагматические причины – только, оставаясь на службе у новой власти, у интеллигенции была возможность прокормить себя и свои семьи. Во-вторых, принципиальные причины – антибольшевистская позиция оказалась неконструктивная и не отвечала интересам народа, представляла угрозу общедемократическим завоеваниям революции, целостности и независимости государства. Общая численность поддерживавших Октябрьский переворот представителей интеллигенции по всей России составляет около 10%, это не более 50 тыс. человек.Первые кто пошел на сотрудничество с властью были представители беспартийной интеллигенции. В их числе выдающиеся деятели науки и культуры: известные ученые К. А. Тимирязев, И. В. Мичурин, И. М. Губкин, К. Э. Циолковский. Среди творческой интеллигенции: писатели А. А. Блок, В. Я. Брюсов и В. В. Маяковский, Огромное впечатление в кругах интеллигенции произвело принятое решение Академии наук оказать поддержку Совнаркому в исследовании природных ресурсов страны. В. И. Ленин тотчас же поставил перед учеными задачу разработать план реорганизации промышленности и экономического возрождения России. Послереволюционные годы у интеллигенции формируется новая идеология, которая была выражена философами в традициях сборника «Вехи». К «веховцам» Н.А. Бердяеву, С.Н. Булгакову, А.С. Изгоеву, П.Б Струве и Л.С. Франку присоединились другие представители философской мысли А.С. Аскольд, П.И. Новгородцев и П.А. Покровкий и попытались осмыслить историческую ситуацию России в очередном сборнике о русской интеллигенции «Из глубины». Сборник был издан в 1918 году по инициативе П.Б. Струве и состоял восьми статей. Сборник «Из глубины» трактовал проблемы Октябрьской революции и через революцию комментировал историю государства на протяжении нескольких столетий. Авторы сборника подчеркивали свою преемственность религиозно-философским взглядам, изложенных в «Вехах», подчеркивая, что их пророчество и предостережения, несомненно, сбылись. Основными причинами катастрофы, постигшей Россию, авторы видят во всестороннем кризисе. Стоит отметить, что в первую очередь, речь идет о духовно-нравственном и религиозном кризисе, а после – социально-экономическом. Таким образом, российская интеллигенция, как общественно-политическая группа, оказалась в центре событий Февральской и Октябрьской революций 1917 года. В период Февраля 1917 года была одной из движущих сил революции, которая провозглашала необходимость переустройства политической системы. Однако за свержением монархии и кризисами Временного правительства начался процесс установления новой системы власти, советской, который был закономерным явлениям в истории России. После к власти большевиков, между представителями новой власти и российской интеллигенции начинается общественно-политическая борьба, которая сопровождалось саботажем со стороны интеллигенции. Российской общественности потребовалось несколько лет, чтобы принять Советскую власть. Были ли вероятность избежать Октябрьскую революцию и послереволюционных событий, и причастна ли к этому интеллигенция –довольно сложно дать однозначные ответы на поставленные вопросы. Можно сказать, виновность российской интеллигенции заключается в том, она поддержала Февральскую революцию, за которой последовала другая, социалистическая, революция. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: