VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Административно-территориальное деление в годы гражданской войны и местные органы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006722
Тема: Административно-территориальное деление в годы гражданской войны и местные органы
Содержание
24



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ……………………………………………………..5

1.1. Государственное устройство по Конституции 1918 года……………….5

1.2. Административно-территориальное деление в годы гражданской войны и местные органы………………………………………………………………….7

1.3.Национально - государственная политика, политика советского государства………………………………………………………………………9

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД  ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ…..15

2.1. Общие положения об изменении права в период гражданской войны……………………………………………………………………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………24





























ВВЕДЕНИЕ



Изучение истории Советского государства и его органов периода гражданской войны и иностранной военной интервенции, установления и укрепления диктатуры пролетариата в России способствует более глубокому исследованию проблем развития нашей государственности. В процессе изучения обобщается исторический опыт, накопленный Коммунистической партией и советским государством.

Данная тема актуальна для современной России. Ведь политическая обстановка в мире может измениться в любую минуту. Неизвестно, какие последствия будут от этих перемен для нашей страны. В любом случае, главной целью всегда являлась, и будет являться защита нашей государственности и населения. В таких случаях, продуманная политика является залогом благополучия страны. От того, как оперативно и правильно власть перестроит государственный аппарат, зависят человеческие жизни. Нельзя сказать, что в те страшные для России годы большевики все сделали правильно. Напротив, было совершено много ошибок. Но нельзя подходить к этой проблеме односторонне. Советское правительство много сделало для нашей страны и, прежде всего, оно отстояла независимость России, не позволило нашему государству превратиться в чью-либо колонию, хотя стоит сказать, что условия мира были тяжелыми. Исходя из выше сказанного актуальность нашей работы заключается в изучении развития государственного аппарата в годы гражданской войны, которое повлияло на все дальнейшее существование государственного аппарата России.

Целью работы является изучение чрезвычайных органов советской власти в годы гражданской войны.

Методологической основой работы являются труды известных историков, как Понихидина Ю.М. и Бугая Н.Ф., исследовавших специфику революционных комитетов, Кукушкина Ю.С. и Кубланова А.Л., работавших по части изучения Совета Рабочей и Крестьянской Обороны, работы Чернобаева А.А. и Дедова А.М., изучавших комитеты деревенской бедноты.

























































ГЛАВА 1. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ



1.1. Государственное устройство по Конституции 1918 года



В период гражданской войны проявилась тенденция к усилению централизации в управлении страной, что вызвало ряд изменений в структуре высших и местных государственных органов.

Как нам известно, советы, возникшие в годы первой русской революции на своем пятом съезде состоявшимся 10 июля 1918 приняли первую в истории России Конституцию. Именно по ней народ в годы гражданской войны жил. Конституция закрепила новый строй и форму государственного правления – Российскую Социалистическую Федеративную Республику. Политическую основу государства составили Советы, которые строились по административно-территориальному принципу. Избирались в совет люди, достигшие 18 лет, кроме тех, кто использовал наемный труд «с целью извлечения прибыли», таких составило около 2-3 процентов.   Населением избирались сельские и городские Советы, в высшие Советы избирание было многоступенчатым и проводилось путем голосования. Избиратели могли отозвать депутата. Конституция закрепила федеративный характер государства, и оставило право самоопределения за нациями. Моделью советского государства стало государство-коммуна, в одном органе совмещалась и законодательная и исполнительная власть. Эту роль Конституция 1918 закрепляла за Советами.  Но так как депутаты Советов отличались массовостью и малограмотностью, постепенно исполнительная власть переходила к специализированным на то органам и чрезвычайным органам, формирование которых было вызвано гражданской войной. 

Как мы уже поняли, высшим органом государственной власти в РСФСР являлся  Всероссийский  съезд Советов, которые созывались ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Кабинет) не реже двух раз в год. Советы являлись высшим законодательным, исполнительным, распорядительным и контролирующим органом, а на практике выполняли еще и судебные функции. Его численность достигала до 200 человек. Основные вопросы готовящиеся президиумом рассматривались на пленарных заседаниях, а в годы гражданской войны его роль возрастает и его заседания часто проходили совместно с Светским правительством. Рабочими органами ВЦИК были секции, количество которых варьировалось в зависимости от поставленных задач перед правительством, а при организации наркома, последний берет на себя функции многих отделов. ВЦИК также избирал правительство, которое было представлено, как Совет народных комиссаров (СНК), и контролировал их деятельность. Аппарат СНК состоял из управления делами, секретариата, финансового отдела и бюро печати. Для более мелких вопросов был создан Малый Совнарком, который состоял из 4-х человек.

От 30 ноября 1918 года формируется Совет рабочей и крестьянской обороны под предводительством Ленина В.И., для централизации фронта и тыла, а так же укрепления боеспособности Красной армии. В его состав вошли представители ВЦИК, военного ведомства, профсоюзов. Совет решал вопросы по перестройке промышленности, учебных заведений на военный лад, заведовал материально-технической базой, и в случае чрезвычайной ситуации передавали свои полномочия чрезвычайным органам ревкомам.  А 7 апреля 1920 года Совет рабочей и крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны (СТО). Его главной задачей стало восстановление народного хозяйства, вследствие чего он руководил всей экономикой страны.

Центральными отраслевого управления стали народные комиссариаты.  Наркоматы  сосредоточили в своих руках все нити государственного управления.

Отдельно стоит сказать о Высшем Совете Народного Хозяйства, образованного 2 декабря 1917 года. Он разрабатывал общие нормы регулирования экономической жизни страны, согласовывая всю деятельность экономических наркоматов.  Все законопроекты по народному хозяйству вносились на рассмотрение СНК только через ВСНХ.

В условиях военного времени огромную роль играли военные и правоохранительные органы. Руководство вооруженными силами было возложено на Комитет по военным и морским делам. СНК положило начало созданию Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), работа по ее формированию велась Наркоматом по военным делам, а ее оперативное управление, созданное 4 марта 1918 года стал осуществлять  Высший военный совет. А 2 сентября 1918 года, его полномочия были переданы Революционному военному совету Республики (РВСР). Основной его рабочий орган был полевой штаб. Руководство осуществлял Главнокомандующий всеми вооруженными силами Республики.

7 декабря 1917 года были сформирована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК). Первоначально он занимался розыском преступников, но с 21 февраля 1918 года получил право расстреливать на месте. Он стал главным орудием «красного террора».

Были учреждены СНК общегражданские народные суды и ревтрибуналы для рассмотрения дел по контрреволюционным преступлениям.  В 1920 году вместо кассационного отдела ВЦИК возник Кассационный трибунал – высший орган судебного контроля.



1.2. Административно – территориальное деление в годы гражданской войны и местные органы



Первоначально изменения шли на уровне волостей и уездов. Конституция 1918 года сохранила деление страны на губернии (области), уезды, волости. В первые месяцы после Октябрьской революции Россия представляло собой конгломерат территорий, управляемых местными совнаркомами, трудовыми коммунами и советами. Часто эти органы провозглашали свои республики, принимали свои законы, которые иной раз не только противоречили политики центральной власти, но и просто здравому смыслу.

Еще долгое время на местах параллельно с Советами действовали городские думы, земские учреждения, различные комитеты, совещания. Отношения между ними зависели от соотношения политических сил.  24 декабря 1917 года НКВД утвердил инструкцию «О правах и обязанностях Советов», согласно которой устанавливалось единообразие в структуре исполкомов Советов, однако для достижения этого потребовался один год. Высшими органами власти на местах были съезды Советов, а в перерывах между ними их исполнительные комитеты. Согласно Конституции 1918 года местные Советы собирались часто, областные не реже 2-х раз в года, губернские и уездные один раз в три месяца, волостные один раз в месяц.

Исполкомы руководили всеми сторонами общественной жизни. Работали они пленарно. В период между пленумами текущие дела решал президиум исполкома. Он же контролировал деятельность всех учреждений на территории. При фронтовой полосе и на только что отвоеванных территориях учреждались чрезвычайные органы власти ревкомы, деятельность которых регулировало положение о революционных комитетах. В задачи ревкома входили: борьба с бандитизмом, мобилизация сил и средств для нужды фронта, борьба со шпионажем, охрана общественного порядка, эвакуация населения и т.д. Действовали через аппарат исполкома.

Так же к чрезвычайным органам местной власти относились комитеты бедноты. Они просуществовали лето и осень  1918 года, в их главную задачу вошло изъятие излишек хлеба у кулаков. Появление этих комитетов вызвало недовольство крестьян, что вызвало расширение масштабов гражданской войны. 

Исходя из выше сказанного, чрезвычайные органы контролировали ситуацию в стране. Главной особенностью чрезвычайного органа Гражданской войны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы, а выполнял, в первую очередь, координирующие функции. В частности, взаимоотношения Совета Обороны и СНК определялись вхождением всех членов первого в состав второго и общим председательством. Благодаря этому Совет стал фактически постоянным военно-хозяйственным комитетом рабоче-крестьянского правительства.



1.3. Национально - государственная политика, политика советского государства



Государственные, национально-государственные, территориальные проблемы на территории бывшего Российского государства происходили в условиях обострения классовых, национальных отношений. Ситуация усугублялась вмешательством зарубежных стран и нахождением их войск на территории России.

Деятельность в области национально-государственной политики советского государства была закреплена в "Декларации прав народов России" от 2 ноября 1917 года. В ней оговаривалось: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмена всех и всяких национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Закрепленной в декларации независимости право народов на свободное самоопределение было использовано многими. В декабре 1917 г. советское государство признало независимость Финляндской Республики. В соответствии с решением съезда тувинского населения Урянхайского края в июне 1918 г. из состава России вышла Тува. Советское правительство признало право на самоопределение польского народа. После окончания войны с Польшей по мирному договору 1921 г. к Польше отошли Западная Украина и Западная Белоруссия. Таким образом, самостоятельные государства возникли в Армении, Азербайджане, Грузии, Эстонии, Латвии, Литве, Украине, Белоруссии.

Когда в государствах Украины, Белоруссии, Эстонии, Латвии и Литвы существовала Советская власть, то эти советские республики между собой и РСФСР вступали в тесные отношения, помогая друг другу в решении военных, экономических и других проблем. Суть этих отношений по-разному оценивается исследователями. Одни квалифицируют их как международные, конфедеративные, другие – как федеративные.

В 1920 г. Эстония и Латвия, а в 1919 г. Литва становятся независимыми государствами. В Закавказье же в апреле 1920 г. провозглашается Азербайджанская ССР. В ноябре 1920 г. образуется Армянская ССР, а в феврале 1921 г.– Грузинская ССР.

В 1920 г. обстановка на Дальнем Востоке была весьма сложной. Его территория фактически оккупировалась японскими войсками. Продвижение Красной Армии могло привести к военному столкновению РСФСР с Японией, которые на мирные переговоры не шли. Империалистические государства предполагали использовать японские войска, остатки колчаковских и семеновских отрядов для нападения на РСФСР с востока. В данной ситуации советское государство создает Дальневосточную республику (ДВР). В ДВР вошла территория к востоку от реки Селенги и озера Байкал до Тихого океана, включая Забайкальскую, Амурскую, Приморскую, Сахалинскую области и Камчатку. Учредительный съезд Прибайкалья в Декларации независимости 6 апреля 1920 г. провозгласил создание Дальневосточной республики, объединявшей все области Дальнего Востока. Съезд избрал временное правительство ДВР. 14 мая 1920 г. правительство РСФСР официально признало ДВР. С 28 октября по 12 ноября 1920 г. в Чите проходила конференция представителей областей, входивших в ДВР. На ней  приняли декларацию, в которой определялись границы ДВР, принципы ее организации и порядок конструирования власти. Временное правительство республики было избрано из коммунистов и представителей беспартийных крестьян. Конференция наметила на февраль 1921 г. созыв Учредительного собрания. 9 января 1921 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, в которых участвовало около 70 % общего числа избирателей. Из 382 депутатов, избранных в состав Собрания, 275 были представителями левого блока, возглавлявшегося коммунистами. Учредительное собрание 24 марта 1921 г. потребовало от правительства Японии вывода японских войск с Дальнего Востока, предлагая мирные торговые отношения, последнее не было воспринято.

27 апреля 1921 г. Учредительное собрание приняло Конституцию Дальневосточной республики. ДВР стала демократической республикой. Отменялась частная собственность на землю, ее недра, леса, воды и их богатства, это стало «достоянием трудового народа». Конституция вместе с тем сохранила институт частной собственности и гарантировала всем гражданам и частным обществам неприкосновенность их движимого и недвижимого имущества. Законодательная власть принадлежала Народному собранию, избиравшемуся сроком на два года на основе всеобщего, прямого, равного права при тайном голосовании. Народное собрание избирало правительство, которое назначало и смещало председателя Совета Министров, министров и их товарищей, государственного контролера, представляло республику во внешних сношениях. Конституция провозглашала равенство всех перед законом независимо от пола, рода занятий, национальности, вероисповедания и партийной принадлежности. Отменялись сословное деление граждан, сословные преимущества и привилегии, гражданские звания, военные чины и титулы. Гражданам гарантировалась свобода совести, церковь отделялась от государства. Провозглашались демократические свободы: собраний, печати, создания союзов и обществ. Личность, жилище и переписка граждан объявлялись неприкосновенными. Никто не мог быть наказан без суда. В мае 1921 г. был создан Совет Министров ДВР. Коммунисты заняли посты председателя и заместителя председателя Совета Министров, министров иностранных дел, внутренних дел, госполитохраны, военно-морских дел, торговли, земледелия, почт и телеграфов. В состав Совета Министров вошли также меньшевики, эсеры и народные социалисты. С декабря 1921 г. Совет Министров состоял лишь из большевиков и сочувствовавших им беспартийных.

Вместе с освобождением Красной Армией Дальнего Востока от войск интервентов и белогвардейцев (25 октября 1922 г.) отпала необходимость в буферном государстве. Народное собрание ДВР 14 ноября 1922 г. постановило передать власть на всем Дальнем Востоке Советам и воссоединить его с Советской Россией. Народное собрание отменило Конституцию 1921 г., все законы ДВР и обратилось во ВЦИК с просьбой присоединить Дальний Восток к РСФСР, распространив на него действие советской Конституции и советских законов. Народное собрание, решило создать Дальневосточный революционный комитет, передав ему всю полноту власти. Он должен был привести  в жизнь объединение Дальнего Востока с Советской Россией на основе повсеместного установления в крае власти Советов. От 14 ноября 1922 г. правительство Дальневосточной республики сложило свои полномочия, а 15 ноября ВЦИК удовлетворил просьбу Народного собрания ДВР и объединил Дальний Восток с РСФСР.

Государственное устройство (или государственное единство, по мнению других ученых) Советской России до III Всероссийского съезда советов характеризовалось тем, что она была унитарным государством. В принятой на съезде "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" содержится положение, что Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик. В документе "О федеральных учреждениях Российской республики", принятом этим же съездом, повое государство именуется как Российская Советская Социалистическая Республика, являясь федерацией. Федерация, на основе Конституции, закреплялась на принципе автономии.

В первой половине 1918 г. стали создаваться автономные республики на территории РСФСР. Появились Туркестанская, Таврическая, Донская, Кубано-Черноморская, Терская республики. Возникали они по инициативе местных советских и партийных органов в рамках прежних административно-территориальных единиц: Туркестанский край, Таврическая губерния, Область войска Донского, Кубанская область, Черноморская губерния, Терская область. Национально-территориальный принцип в данном случае не учитывался. Четкого юридического оформления правового статуса этих республик не было. Большая часть этих республик перестала существовать в результате захвата их территорий интервентами и белогвардейцами. После освобождения они не восстанавливались. Исключение составила Туркестанская республика, которая просуществовала до 1924 г. В феврале 1919 г. перестала существовать Терская республика.

В годы гражданской войны и интервенции начался новый этап в развитии государственного устройства РСФСР. В конце 1918 г. появляется Трудовая Коммуна немцев Поволжья. Башкирская и Крымская автономные республики возникли в 1919 году. В 20-е годы были образованы: Карельская Трудовая Коммуна, Чувашская автономная область, Киргизская (ныне Казахская) АССР, Калмыкская автономная область, Марийская автономная область, Автономная область вотякского народа. Правовой статус автономий определялся актами ВЦИК или СНК. В основу был положен национально-территориальный принцип. Для управления делами республики учреждались следующие народные комиссариаты: внутренних дел с управлением почт и телеграфов, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, земледелия, продовольствия, финансов, Совета народного хозяйства с отделами труда и путей сообщения и РКИ. Иностранные дела и внешняя торговля оставались целиком в ведения центральных органов РСФСР. Военными делами ведал военный комиссариат, непосредственно подчинявшийся ближайшему окружному военному комиссариату. Таким образом, иностранные дела и внешняя торговля относились исключительно к компетенции РСФСР. В остальных сферах РСФСР осуществляло общее руководство.

Правовой статус автономных областей и трудовых коммун еще четко не определился. У них не было своих наркоматов, ЦИК, СНК. Некоторые исследователи не считают их государствами.



















































ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРАВА В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ



2.1. Общие положения об изменении права в период гражданской войны



В чрезвычайных условиях Гражданской войны и интервенции продолжался процесс развития советского права. Естественно, военная обстановка оказала существенное влияние на этот процесс. Это отразилось на источниках советского права. Положение о народном суде от 30 ноября 1918 г. запретило ссылки на законы свергнутых правительств. Круг источников права сузился. В то же время возрастает значение нормативно-правовых актов, издаваемых Советским государством. Свидетельством этого служит то, что были начаты кодификационные работы. В 1918 г. были изданы первые советские кодексы — Кодекс об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (сентябрь 1918 г.), Кодекс законов о труде (декабрь 1918 г.).

Однако, поскольку пробелов в праве оставалось немало, широко использовалось революционное правосознание. Это, конечно, откладывало заметный отпечаток на практику применения права.

В годы Гражданской войны в отдельных частях страны действовали такие источники права, как мусульманское право — шариат и обычное право — адат.

При создании форм советской государственности народов Средней Азии — Туркестанской АССР (1918), татарского — Татарской АССР, башкирского — Башкирской АССР, затем и народов Северного Кавказа — Горской и Дагестанской автономных республик (1920—1921) на представительных съездов этих народов принимались постановления, которые узаконивали шариатскую юрисдикцию, а также возможность использования норм адата.

Говоря об отдельных отраслях права, следует отметить, что на их развитие оказали влияние два фактора:

практически каждая отрасль советского права находилась на самой начальной стадии своего становления;

все отрасли права испытывали на себе воздействие чрезвычайных условий Гражданской войны и интервенции.

Гражданское право. Эта отрасль формировалась в условиях реализации экономических преобразований Советской власти — национализации земли, промышленности, транспорта, а также в условиях действия политики «военного коммунизма».

Происходило сужение сферы гражданско-правового регулирования имущественных отношений за счет расширения административно-правового регулирования.

В годы Гражданской войны были национализированы мелкие и средние промышленные предприятия. Завершение национализации средств производства было юридически оформлено постановлением ВСНХ от 29 ноября 1920 г.

Строгое нормирование проводилось в продовольственном снабжении населения. В апреле 1920 г. была введена единая система продовольственного снабжения. Предусматривалось три вида норм пайка: работникам физического труда; работникам умственного и конторского труда, занятым в советских предприятиях и учреждениях; лицам, работающим в частных предприятиях и не эксплуатирующим чужого труда. Лица, не занятые общественно полезным трудом, не охватывались продовольственным снабжением.

В условиях «военного коммунизма» крайне ограниченной стала сфера товарно-денежных отношений. Во взаимоотношениях государственных хозяйственных организаций действовал безденежный оборот.

Надо, однако, иметь в виду, что экономическая жизнь охватывала не только легальную сферу. Действовала и нелегальная экономика, где производилась торговля, применялись денежные отношения. Иногда она даже допускалась государством. В Москве была знаменитая «Сухаревка» — рынок, где допускалась свободная купля-продажа любых товаров.

Семейное право. В годы Гражданской войны был принят первый советский кодекс — Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе получили развитие положения первых советских декретов о браке и семье. Кодекс признавал действительным «только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния». Вместе с тем он признавал церковный брак, заключенный до 20 декабря 1917 г. Религиозный брак, заключенный после этой даты, никаких юридических последствий не порождал.

Брачный возраст был установлен для мужчин в 18 лет, для женщин в 16 лет. Кодекс исходил из принципа равноправия женщины и мужчины в браке. В нем устанавливалось, что перемена места жительства одним из супругов не влекла за собой обязанности для другого супруга следовать за ним. Брак не приводил к общности имущества для супругов, они могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно — договорные отношения. Кодекс предусматривал право нуждающегося супруга на получение содержания, если он в состоянии делать это.

Важное значение имело положение кодекса, по которому при разном гражданстве брачующихся «перемена гражданства может последовать только по специальному желанию жениха или невесты на общем основании». Кодекс устанавливал равенство прав родителей в отношении детей. По Кодексу родительские права осуществлялись родителями совместно и исключительно в интересах детей. При неправомерном осуществлении их суд мог лишать родителей их прав. Одновременно была закреплена обязанность детей предоставлять содержание своим лишившимся трудоспособности и нуждающимся родителям.

Особенность Кодекса 1918 г. состояла в том, что он отменял институт усыновления. Это было связано с тем, что в условиях, когда имелось много беспризорных детей, усыновление могло быть использовано для эксплуатации их труда.

Трудовое право. Основным законодательным актом Советского государства в области трудовых отношений стал Кодекс законов о труде (КЗОТ) принятый в конце 1918 г. Он регулировал труд «лиц, работающих за вознаграждение», т.е. и тех, кто работал на государственных предприятиях, и тех, кто работал на частных предприятиях. Кодекс провозглашал право на труд, кодекс не обеспечивал это право материальными гарантиями.

Кодекс законов о труде регламентировал рабочее время, закреплял восьмичасовой рабочий день. В нем содержались нормы о еженедельном отдыхе, праздничных днях и ежегодных отпусках. Продолжительность ежегодного отпуска за шесть месяцев работы определялась в две недели, за год — месяц.

КЗОТ так же, как и Конституция РСФСР 1918 г., устанавливал всеобщую трудовую повинность, т.е. обязанность граждан трудиться. Для реализации трудовой повинности были образованы Главный комитет по труду и местные комитеты по труду. В Положении Главкомтруда от 7 апреля 1920 г. предусматривалось принудительное привлечение к общественно полезному труду: лиц, живущих на нетрудовой доход; не имеющих определенных занятий; безработных, не зарегистрированных в органах учета и распределения рабочей силы. К трудовой повинности также привлекались: хозяева, ремесленники, кустари, не зарегистрированные соответствующими органами, и зарегистрированные, но нарушающие кодекс о труде и правила, установленные для частных предприятий; торговцы, нарушающие правила частной торговли; советские служащие, занимающиеся посторонними делами в рабочее время или манипулирующие службой; фиктивно учащиеся.

Милиция должна была оказывать содействие комитетам труда, выявлять лиц, обязанных нести трудовую повинность, и обеспечивать их участие в общественно полезном труде.

Кроме того, законодательством было предусмотрено введение трудовых книжек для граждан РСФСР, достигших 16 летнего возраста. Трудовые книжки свидетельствовали об участии их владельца в производственной деятельности, служили удостоверением личности, являлись документом на получение продовольственных карточек, а также давали право на социальное обеспечение в случае утраты трудоспособности и при безработице.

Надо сказать, что в условиях Гражданской войны многие нормы КЗОТ практически не действовали. Советское государство издавало специальные акты, которые заменяли собой нормы кодекса. Таковыми были Общее нормальное положение о тарифе от 2 мая 1919 г. и Общее положение о тарифе от 17 июня 1920 г. Эти акты касались не только заработной платы, но регулировали и рабочее время, и время отдыха, нормы выработки, прием на работу и увольнение.

Особую группу норм трудового права составляли нормы, регулирующие дисциплину труда. 14 ноября СНК РСФСР издал Декрет о рабочих товарищеских судах. Создаваемые на предприятиях товарищеские суды могли применять санкции в отношении тех, кто допустил нарушение трудовой дисциплины (прогул, недобросовестное или небрежное отношение к своим обязанностям) — выговор, перемещение на низшую должность, посылка на тяжелые общественно необходимые работы, увольнение с лишением свободы.

В годы Гражданской войны социальное страхование было заменено социальным обеспечением из государственного бюджета для нетрудоспособных и безработных.

Земельное право. Основным нормативно-правовым актом, регулировавшим земельные отношения, являлось «Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», принятое ВЦИК в феврале 1919 г.

Положение устанавливало, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она не состояла, считалась единым государственным фондом, который находился в распоряжении народных комиссариатов и подведомственных им органов власти.

Положение о землеустройстве ориентировало на постепенное обобществление землепользования, т.е. создание коллективных форм хозяйства. Единоличное землепользование рассматривалось как проходящее и отживающее. Коллективные формы хозяйства пользовались льготами при проведении землеустройства. Внеочередные землеустроительные работы проводились при отводе земель для совхозов и сельскохозяйственных коммун. После них земли отводились артелям, товариществам по совместной обработке земли, а затем единоличникам. Совхозы и коммуны рассматривались как наиболее эффективные формы коллективного землепользования, способные поднять производительность сельского хозяйства.

Положение о социалистическом землеустройстве отграничивало сельскохозяйственные земли от земель специального назначения: городских, поселковых, культурных, земель, занятых промышленными предприятиями. Земли специального назначения не могли передаваться в единоличное пользование.

Советское государство всемерно способствовало развитию коллективных хозяйств, хотя и не форсировало их создание. Тем не менее, в 1920 г. в РСФСР насчитывалось более 10 тыс. таких хозяйств. Важное значение придавалось созданию устойчивости трудового крестьянского землепользования с целью повысить материальную заинтересованность единоличных крестьянских хозяйств. Для этого ограничивалось применение принципа уравнительного землепользования, введенного Декретом о земле. 30 апреля 1920 г. был издан декрет СНК РСФСР «О переделах земли», который указывал, что частые переделы земли, проводившиеся в обществах с общинной формой землепользования, «сопровождаются понижением производительности сельского хозяйства». Декрет запрещал производство полных переделов земли.

Декрет СНК РСФСР от 27 мая 1920 г. «Об увеличении размера землепользования в трудовых хозяйствах» оставлял в хозяйствах, ведущих интенсивное земледелие без применения наемного труда, то количество земли, которое фактически имелось в его пользовании.

Уголовное право. Советское уголовное право в годы Гражданской войны и интервенции развивалось по двум направлениям:

разрабатывались новые нормы, направленные на пресечение наиболее распространенных и опасных преступлений — контрреволюционных деяний, спекуляции, должностных преступлений, дезертирства и т.д.;

были начаты работы по кодификации норм уголовного права.

В 1918—1920 гг. издается ряд нормативно-правовых актов, каравших участников контрреволюционных выступлений, спекулянтов, дезертиров. Декрет ВЦИК от 20 июля 1919 г. «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении» усиливал ответственность за государственную измену, шпионаж, укрывательство изменников и шпионов.

К числу особо опасных преступлений относилось дезертирство, подрывавшее боеспособность Красной армии. Постановление Совета рабоче-крестьянской обороны от 25 декабря 1918 г. «О дезертирстве» предусматривало возможность применения к дезертирам различных мер наказания вплоть до расстрела.

В условиях скудности материальных ресурсов в стране хищения государственного имущества, спекуляция, другие злоупотребления рассматривались как тяжкие преступления. Самые строгие меры наказания за такие преступления предусматривал декрет СНК РСФСР от 21 октября 1919 г. «О борьбе со спекуляцией, хищениями в государственных складах, подлогами и другими злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах».

Вооруженное противостояние на фронтах Гражданской войны усугублялось различного рода эксцессами в тылу (антисоветские заговоры, мятежи и т.д.). В этих условиях стали изменяться меры прямой репрессии. Как уже отмечалось выше, право прямой репрессии получило ВЧК. К мерам прямой репрессии относился и институт заложников. Он рассматривался как временная мера, введенная в связи с покушением на советских руководителей (убийство В. Володарского, М.С. Урицкого, ранение В.И. Ленина), массовыми убийствами рабочих и крестьян, заговорами против Советской власти. В постановлении V Всероссийского съезда Советов (ноябрь 1918 г.) говорилось: «Освободить от заключения всех заложников, кроме тех из них, временное содержание которых необходимо как условие безопасности товарищей, попавших в руки врагов».

В.И.Ленин рассматривал институт заложников как одно из средств противостояния белогвардейских восстаний и террористических актов. «Я рассуждаю трезво и категорически: что лучше — посадить в тюрьму несколько десятков или сотен подстрекателей, виновных или невиновных, сознательных или несознательных, или потерять тысячи красноармейцев и рабочих? — Первое лучше. И пусть меня обвинят в каких угодно смертных грехах и нарушениях свободы — я признаю себя виновным, а интересы рабочих выиграют».

Первым кодифицированным актом норм советского уголовного права являлись Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, принятые Народным комиссариатом юстиции 12 декабря 1919 г. Содержание Руководящих начал показывает, новая советская доктрина уголовного права только зарождалась. Отсюда наличие, как правило, общих формулировок, в которых еще слабо выражено классовое, пролетарское начало, что впоследствии стало предметом критики.

Руководящие начала содержали нормы Обшей части уголовного кодекса. Преступление рассматривалось как «нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом», как «действие или бездействие опасное для данной системы общественных отношений». Уголовная ответственность по Руководящим началам наступала с 14 лет.

Наказание преследовало цель охраны общественного порядка от совершившего преступление или покушавшегося на совершение такого и от будущих возможных преступлений как для данного лица, так и для других лиц. Являясь мерой оборонительной, а не возмездной, наказание должно быть целесообразно и в то же время совер.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%