VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль центрального банка в денежно-кредитной политике

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001997
Тема: Роль центрального банка в денежно-кредитной политике
Содержание



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное  государственное  бюджетное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
«Российский  экономический  университет  имени  Г. В.  Плеханова»
К Р А С Н О Д А Р С К И Й     Ф И Л И А Л
К р а с н о д а р с к и й   ф и л и а л   Ф Г Б О У   ВО « Р Э У  и м.   Г.  В.   П л е х а н о в а »


Торгово-экономический факультет
Кафедра торговли и общественного питания


КУРСОВАЯ РАБОТА 
По дисциплине «Экономическая теория»
На тему: «Роль центрального банка в денежно-кредитной политике»


Выполнила
студентка группы 17TФо-1ТДн
 очной формы обучения 
Торгово-экономического факультета
                                                Шмырина Александра Александровна
Научный руководитель
Старший преподаватель , Каратыш В.Э.

Краснодар
 2018


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ	3
1. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ	5
1.1. Возникновение денежно-кредитной политики РФ	5
1.2. Цели, задачи, функции и операции Банка России	8
2. РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ	17
2.1. содержание, цели и теория денежно-кредитной политики	17
2.1. Направления и методы денежно-кредитной политики	19
2.3. Инструменты денежно кредитной политики	23
2.3.1. Операции на открытом рынке (сделки РЕПО)	23
2.3.2. Обязательные резервы (резервные требования)	26
2.3.3. Ставка рефинансирования (ключевая ставка)	30
2.3.4. Сделки «валютный своп»	32
2.4. Перспективы развития денежно-кредитной политики в 2018 году	35
Заключение	38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	40




















ВВЕДЕНИЕ
     В банковской системе России Центральный Банк РФ (Банк России) определен как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны. Центральный Банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступать ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны Банка России используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.
     Денежно-кредитная политика Банка России направлена, в первую очередь, на достижение финансовой стабилизации, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике. 
     Таким образом, денежно-кредитная политика Центрального Банка признается пока что наиболее современным и эффективным методом регулирования экономики. В настоящее время подчеркивается актуальность этой проблемы в условиях становления и развития рынка и рыночных отношений, поэтому я решила рассмотреть ее.
     Новизна темы определяется тем, что появляются различные методы и инструменты регулирования денежно-кредитной политики, которую проводит Банк России, а также появляются различные методы исследования денежно-кредитной политики РФ.
     Основной целью исследования является изучение денежно-кредитной политики Банка России и выявление ее особенностей. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
     
1. Теоретический анализ денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ;
2. Выявление ее особенностей;
3. Экспериментальный анализ особенностей денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ.
    Предметом исследования выступает денежно-кредитная политика, а за объект исследования берется Банк России.
    Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методов исследования, как статистическое наблюдение и макроэкономические показатели.
    
    
    
















1. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ
1.1. Возникновение денежно-кредитной политики РФ

 	В основе развития центральных банков лежат частные коммерческие банки, получившие право на эмиссионную деятельность во второй половине XVII в.    Первым считается Риксбанк — Банк Швеции, основанный в 1668 г. 
 Банк Англии был образован позже в 1694 г., а Банк Франции —    в 1800 г. 
     История развития Государственного банка России начинается 12 июня 1860 г., когда был учрежден Государственный банк Российской империи.      В 1897 г. Государственный банк наделяется статусом эмиссионного центра с правом эмиссии наличных денег в обращение.
      С 1917 г. начинается советский период развития Государственного банка  России:
— 1918 г. — переименование Государственного банка в Народный банк РСФСР;
—  1920 г. — ликвидация Народного банка РСФСР;
—  1921 г. — образование Государственного банка РСФСР; 
—  1923 г. — реорганизация Государственного банка РСФСР в                  Государственный банк СССР; 
— 1922–1924 гг. — становление Государственного банка СССР как         эмиссионного центра;
 — 1927 г. — передача Государственному банку СССР полномочий руководства банковской (кредитной) системой; 
— 1928 г. — начало монополии Государственного банка СССР на краткосрочное кредитование народного хозяйства;
— 1930–1932 гг. — придание Государственному банку СССР статуса единого центра кредитования, расчетных и кассовых операций. 
С начала 1990-х гг. начинается деятельность современного Банка России: 
— 1990 г. — создание Центрального банка РСФСР (параллельно с Государственным банком СССР); 
— 1991 г. — упразднение Государственного банка СССР, передача его полномочий Центральному банку РСФСР (Банку России); 
— в ноябре 1991 г. Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк единственным на территории страны органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики. 
     В Российской Федерации имущество Банка России является федеральной собственностью. Банк России владеет и распоряжается имуществом, включая золотовалютные резервы страны. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральным законом. Свои расходы Банк России осуществляет за счет собственных доходов.
      В настоящее время статус, задачи, функции, полномочия, принципы организации и деятельности Банка России определяются Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ и Законом о Банке России. В соответствии со    ст. 71 Конституции РФ Банк России относится к федеральной экономической службе и находится в ведении РФ. Часть 1 ст. 75 Конституции РФ гласит, что денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ, а в ч. 2 этой статьи определяется основная функция Банка России — защита и обеспечение устойчивости рубля. Эту функцию он осуществляет независимо от других органов исполнительной власти.  Вопросы правового регулирования деятельности Банка России затрагиваются в ряде других федеральных законов. В частности, взаимоотношения Банка России и коммерческих банков регламентируются Законом о банках и банковской деятельности и Законом о валютном регулировании и валютном контроле. В составе правового регулирования деятельности Банка России выделяются как   федеральные законы, так и международные договоры России, а также нормативные акты самого ЦБ РФ. 
     Согласно Конституции   РФ к органам государственной власти относятся: законодательная, судебная и исполнительная. В перечне органов государственной власти Банк России не значится. В связи с этим в правовом отношении статус Банка России пока не определен в полной мере. Центральный банк — это государственный орган, структура которого обособляется от остальных государственных органов, и у него есть возможность использовать собственную власть независимо от других государственных органов.
      Независимость Банка России состоит в следующем:
      — в самостоятельном назначении председателя ЦБ РФ;
      — в установлении сроков пребывания в должности управляющего и членов правления ЦБ РФ. Председатель Банка России назначается Государственной Думой на четыре года;
      — во взаимоотношениях между Банком России и Правительством РФ, законодательной ответственностью ЦБ РФ. Его независимость определяется возможностью Правительства РФ, Минфина России участвовать в управлении и принятии решений, а также тем, в какой степени деятельность ЦБ РФ регулируется Конституцией РФ, Законом о Банке России, другими правовыми актами. Банк России подотчетен Государственной Думе;
      — в разработке и реализации денежно-кредитной политики страны с Правительством РФ и публикации совместных заявлений после рассмотрения и принятия соответствующего решения Государственной Думой;
      — в целях политики, установленных законом. Чем больше целей с конфликтностью указано в законах, регулирующих     деятельность Банка России, тем менее он независим;
      — в прямых указаниях государственных органов власти. Т.е. имеют ли право исполнительные или законодательные органы контролировать баланс ЦБ РФ. Главный орган управления Банка России — это совет директоров, который самостоятельно определяет доходы и расходы на текущий год, утверждаемые    Национальным банковским советом; 
     — в ограничении кредитов, предоставляемых Правительству РФ. Чем более ограничено его прямое кредитование, тем более он независим. Законом о Банке России запрещены кредитование Правительства РФ для финансирования дефицита государственного         бюджета, а также покупка государственных ценных бумаг за исключением случаев, когда это разрешается законом.
      Следует заметить, что первые пять критериев можно отнести к показателям политической независимости Банка России, тогда как последние два характеризуют его экономическую независимость. Не все центральные банки развитых стран обладают одновременно политической и экономической независимостью. К таким банкам относятся центральные банки Канады, Нидерландов, Швейцарии, США, Германии, а центральные банки Франции, Англии, Японии зависят от правительств либо политически, либо экономически и не являются полностью независимыми центральными банками.
     
1.2. Цели, задачи, функции и операции Банка России

Согласно Закону о Банке России целями его деятельности являются:
— защита и обеспечение устойчивости российского рубля;
— развитие и укрепление банковской системы страны;
— обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; — развитие и обеспечение стабильности денежно-кредитного и фондового рынка страны. 
Исходя из целей, задачи ЦБ РФ решаются по по отношению к:
— экономике страны;
— Правительству РФ;
— коммерческим банкам. 
     Первое направление связано с обеспечением субъектов хозяйства необходимыми денежными средствами, достаточными для завершения производства товаров, работ и оказания услуг. Обладая монопольным правом эмиссии денег, храня золотовалютные резервы страны, ЦБ РФ должен эмитировать такую денежную массу, которая была бы не только достаточной для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, но и обеспечивала стабильность рубля во внутреннем и внешнем денежном рынке.
      Второе направление отвечает за предоставление Правительству РФ необходимой денежной помощи в реализации социально-экономических программ, размещение государственных ценных бумаг. 
     Третье направление состоит в том, что ЦБ РФ является кредитором для коммерческих банков в целях поддержания их ликвидности. Так же, он обладает полномочиями органа контроля и надзора, регулирует деятельность коммерческих банков на денежно-кредитных и фондовых рынках, устанавливая при этом правила игры коммерческих банков на данных рынках, определяя экономические нормативы по отдельным банковским операциям. 
     Кроме того, у Банка России существует ряд функций, которые можно сгруппировать.
      Первая группа — регулирующая функция. Проявляется при разработке и проведении совместно с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики. Например, Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (эмиссионная функция), организует наличное и безналичное денежное обращение, выступает кредитором для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования и резервных требований. 
     Вторая группа — нормативная функция. Включает определение порядка и правил ведения бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, форм безналичных расчетов. 
     Третья группа — операционная функция. Позволяет Центральному банку осуществлять самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и услуг, не противоречивших банковскому законодательству, управлять золотовалютными резервами страны, обслуживать счета бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, федеральных, региональных и местных органов управления. 
     Четвертая группа — информационно-аналитическая функция.  Позволяет Центральному банку проводить анализ и прогнозирование социально-экономического состояния страны и ее регионов, публиковать соответствующие материалы и статистические данные, участвовать в разработке прогноза платежного баланса страны, устанавливать официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю. 
     Пятая группа — функция финансового агента Правительства РФ.      Она вытекает из статуса ЦБ РФ как органа государственного регулирования экономики, и как банка Правительства РФ со всеми присущими ему функциями и операциями. 
     Шестая группа — функция органа валютного регулирования и валютного контроля.
      Седьмая группа — надзорная и контрольная функции, т.е. надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков и небанковских организаций, регистрация и выдача им лицензий на проведение банковских операций в рублях и иностранной валюте, приостановка их действий и отзыв лицензий, регистрация эмиссий ценных бумаг коммерческих банков. 
     Банк России как орган государственного регулирования экономики. Целью деятельности Банка России как государственного органа регулирования экономики является обеспечение устойчивого развития не только банковского сектора, но и денежно-кредитного и фондового рынка, следовательно, достижение макроэкономического равновесия и оптимальных для страны темпов экономического роста. Согласно ст. 21 Закона о Банке России для реализации возложенных на него функций он участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Совместно с Правительством РФ Банк России разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику, основываясь на данных анализа национальной и мировой экономики, на программах экономического развития в предстоящем бюджетном году. 
     Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики. Министр финансов и министр экономического развития России или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. 
     Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга страны с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. 
     Банк России как банк Правительства РФ. Как банк Правительства РФ Банк России выполняет следующие операции:
      — обслуживание внутреннего государственного долга страны;
      — ведение текущих счетов Правительства РФ и Федерального казначейства;
      — надзор за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и банкнот;
      — перевод валютных ценностей при осуществлении расчетов Правительства РФ с другими странами;
      — составление платежного баланса; — управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ. 
     Как сказано выше, в соответствии с Законом о Банке России он не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
      Основной формой заимствований для финансирования расходов бюджета являются государственные займы, которые используются для покрытия бюджетного дефицита государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В результате таких заимствований образуется государственный долг. Государственные облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения денежно-кредитной политики страны. 
     При регулировании государственного долга Банк России действует именно как финансовый агент Правительства РФ, который осуществляет обслуживание счетов Правительства РФ и Федерального казначейства. Взаимодействие Банка России и Минфина России по обслуживанию счетов Федерального казначейства осуществляется на основе положения от 18.02.2014 Банка России № 414-П, Минфина России № 8н «Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)». 
     При выполнении функции банка Правительства РФ Банк России систематически собирает, структурирует и анализирует информацию об объемах аккумулированных финансовых ресурсов и про- изведенных расходах в бюджетной системе РФ. Правительством РФ Банку России предоставлены отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ. Например, предметом договора об управлении средствами Фонда национального благосостояния РФ является управление инвестиционным портфелем, сформированным за счет его средств. 
     Инвестиционный портфель формируется за счет средств Фонда национального благосостояния РФ, включающих в себя денежные средства в иностранной валюте, к которой относятся доллары США, евро, фунты стерлингов и долговые обязательства иностранных государств. Базовой валютой для расчета консолидированной величины инвестиционного портфеля является доллар США.
      В свою очередь, Банк России:
      1) совершает по поручению Минфина России с третьими лицами сделки с иностранной валютой и долговыми обязательствами иностранных государств на международных денежно-кредитных и фондовых рынках без взимания вознаграждения, а именно: 
     — приобретает за счет средств фонда в российской валюте раз- решенную иностранную валюту; 
     — формирует инвестиционный портфель из соответствующих долговых обязательств;
      — зачисляет на счета по учету средств фонда доходов в разрешенной иностранной валюте, полученных от размещения средств фонда;
      2) оказывает Минфину России консультационную помощь по управлению инвестиционным портфелем;
      3) предоставляет Минфину России отчеты о составе и параметрах инвестиционного портфеля, а также отчеты об исполнении его поручений. В свою очередь, Минфин России направляет в Правительство РФ отчеты о результатах инвестирования средств фонда, которые содержат сведения о размере инвестиционного портфеля в базовой валюте, доле денежных средств и долговых обязательств в инвестиционном портфеле в базовой валюте, валютной структуре инвестиционного портфеля;       
        4) формирует перечень долговых обязательств (по состоянию на последнюю дату отчетного периода). 
     По отношению к долговым обязательствам, формирующим инвестиционный портфель, установлены определенные требования:
      — срок погашения выпуска долговых обязательств является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом; 
     — текущий срок до погашения выпуска не превышает одного года для дисконтных долговых обязательств и 10 лет для купонных долговых обязательств;
      — ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, является фиксированной;
      — объем выпуска долговых обязательств в обращении составляет не менее 1 млрд долл. США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, 1 млрд евро — для долговых обязательств, номинированных в евро, и 1 млрд фунтов стерлингов — для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингах.
      Свои функции ЦБ РФ осуществляет через активные и пассивные операции. Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции с российскими и иностранными банковскими и небанковскими организациями, Правительством РФ, предусмотренные Законом о Банке России: 
     — предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законодательством;
      — покупать и продавать государственные ценные бумаги, собственные облигации, депозитные сертификаты коммерческих банков, иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными банками;
      — покупать, продавать, хранить драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; 
     — проводить расчетно-кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
      — выдавать поручительства и банковские гарантии; 
     — осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления банковскими рисками;
      — открывать счета в российских и иностранных банках на территории РФ и территориях иностранных государств; 
     — выставлять чеки и векселя в любой валюте;
      — осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с денежным обращением, принятым в международной банковской практике. 
     Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, пре- дусмотренных федеральными законами.
      Состав активов и пассивов ЦБ РФ:
      I. Активы: 
     1) драгоценные металлы;
      2) средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; 
     3) кредиты и депозиты, из них:
      — банкам-резидентам; 
     — для обслуживания внешнего долга;
      4) ценные бумаги, из них: ценные бумаги Правительства РФ; 
     5) прочие активы, из них: основные средства.
      II. Пассивы:
      1) наличные деньги в обращении;
      2) средства на счетах в ЦБ РФ, из них:
      — средства Правительства РФ;
      — средства банков-резидентов;
      3) средства в расчетах;
      4) прочие пассивы; 
     5) капитал, в том числе:
      — уставный фонд; 
     — резервный фонд;
      — другие фонды;
      — убытки.
      Исходя из вышеизложенных позиций можно сделать вывод о том, что ЦБ РФ — это государственный орган, созданный для регулирования деятельности коммерческих банков и НБО, экономики страны в целом с помощью денежно-кредитных инструментов.
     

     







     
2. РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
 2.1. содержание, цели и теория денежно-кредитной политики

     Денежно-кредитная политика является составной частью общеэкономической политики современного государства в области денежно-кредитных отношений. В России разработчиком и проводником денежно-кредитной политики выступает ЦБ РФ совместно с Правительством РФ. С помощью денежно-кредитных инструментов ЦБ РФ воздействует на производство товаров, работ и услуг в целях роста ВВП, обеспечения занятости населения, развития внешнеэкономических отношений, в целом для решения важнейших стратегических социально-экономических задач государства и его регионов. 
     Целью денежно-кредитной политики является достижение макроэкономического равновесия страны при оптимальных темпах роста ВВП. В качестве промежуточных целей могут выступать денежная масса, ставка рефинансирования, объем ВВП, валютный курс. Однако инструменты ЦБ РФ не позволяют напрямую добиться даже этих промежуточных целей. Поэтому подбирается набор переменных, которые называют тактическими целями или операционными процедурами. Это могут быть резервные требования, денежная база, ставки рынка МБК и другие инструменты денежно-кредитной политики. 
     Определив промежуточную и тактическую цели, центральный банк выбирает значение соответствующего целевого параметра и поддерживает его на заданном уровне с помощью методов и инструментов денежно-кредитной политики. Такие действия центральных банков называют таргетированием. Банк России в последнее время вместо термина «таргетирование» чаще использует термин «ориентиры денежно-кредитной политики». Например, если ЦБ РФ ставит целью поддержание реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п. Схематически политику таргетирования инфляции можно представить следующим образом. Центральный банк увеличивает предложение денег, давая банковскому сектору экономики дополнительные резервы, если уровень цен опускается ниже за планированных параметров и, наоборот, сокращает предложение денег, если инфляция превышает заданные границы. 
     В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики. Например, целью денежно-кредитной политики является стабилизация уровня цен. При росте цен на протяжении длительного периода у центрального банка может не быть достаточной информации. Затем происходят осознание необходимости принятия мер по стабилизации уровня цен, формулировка этих мер и начало их осуществления. На все это необходимо время, а ситуация в экономике может поменяться. Временные лаги (разрывы) значительно усложняют проведение эффективной денежно-кредитной политики. Так, на динамику потребительских цен в Российской Федерации большое влияние оказывают структурные и административные факторы (например, административное повышение цен на платные услуги, устанавливаемые Правительством РФ). Банк России с помощью мероприятий денежно-кредитной политики может сгладить шок в экономике, но, естественно, с определенным, достаточно длительным лагом. 
     Как известно, в основе любой денежно-кредитной политики современного государства лежит теория денег, воздействующая на состояние его экономики в целом. В рыночных условиях государства в основном используют одну из двух теорий денег: «дешевых» денег (кредитная экспансия) или «дорогих» денег (кредитная рестрикция).
      Политика кредитной экспансии центральных банков увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате кредитных операций увеличивают общую денежную массу в обороте. 
Политика кредитной рестрикции, наоборот, влечет за собой ограничение кредитных операций коммерческих банков и тем самым уменьшает массу денег в обращении. 
     Можно сделать вывод о том, что в посткризисных условиях выбор правильной концепции единой государственной денежно- кредитной политики в Российской Федерации очень затруднителен. Это прежде всего связано с инфляционными процессами, которые сокращают денежную массу, что предполагает использование политики кредитной рестрикции ЦБ РФ. Также необходимы вложения денег в реальный сектор экономики страны и ее регионов, для чего нужно проводить кредитную экспансию Банка России. С этих позиций в современных условиях денежно-кредитная политика Банка России должна сочетаться с общеэкономической политикой Правительства РФ.

2.1. Направления и методы денежно-кредитной политики
     Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Закона о Банке России. Основные направления государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие разделы:
     — концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики;
     — краткая характеристика состояния экономики;
     — прогноз достижения текущих целей денежно-кредитной политики; 
     — сценарный  прогноз развития экономики РФ на предстоящий год;
      — прогноз основных показателей платежного баланса на предстоящий год;
      — целевые ориентиры денежно-кредитной политики на предстоящий год;
     — показатели денежной программы на предстоящий год. В ней приводятся показатели по денежной базе и источникам ее формирования: за счет чистых внутренних активов Банка России, включая чистый кредит Правительству РФ и коммерческим банкам, а также за счет чистых международных резервов ЦБ РФ;
     — варианты применения методов и инструментов денежно- кредитной политики для достижения целевых ориентиров. Методы денежно-кредитной политики представляют собой совокупность банковских операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики (центральный банк, коммерческие банки) воздействуют на объекты (спрос и предложение денег) для достижения поставленных целей.
      В современной банковской практике применяют два метода регулирования денежно-кредитной политики: прямой (административный) и косвенный (экономический). 
     Прямые методы — это административные меры центрального банка в форме различных директив и указаний, касающихся объема предложений и спроса банковских продуктов на денежно-кредитном и фондовом рынках. Например, лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами мер контроля в области процентных ставок. Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики. 
     Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежно-кредитного и фондового рынков, затрагивают основы их экономической деятельности. Например, они могут противоречить микроэкономическим интересам коммерческих банков как главных участников данных рынков, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на рынке банковских продуктов. Прямые методы денежно-кредитной политики могут также вызвать усиление бюрократических факторов и коррупции в денежно-кредитной сфере.
      Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм. 
     Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной разрыв, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. 
     Помимо деления методов регулирования денежно-кредитной политики на прямые и косвенные, различают также общие и селективные методы.
     Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом. 
     Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Посредством этих методов центральным банком решаются частные задачи, в частности, ограничение выдачи кредитов некоторым коммерческим банкам на льготных условиях и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, не свойственные центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов.
     Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.
      Классификацию методов денежно-кредитной политики можно также провести в зависимости от объекта воздействия. Это методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке.
     Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, ставящиеся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикционная политика преимущественно методами количественных ограничений. Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов.
      Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как средство обращения и средство сохранения стоимости. Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (валовой внутренний продукт) (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше совершается сделок, чем выше уровень цен, тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики1. 
     Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные альтернативные издержки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг. Распределение финансовых активов, например, на наличные деньги и облигации зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и больше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги (ниже спекулятивный спрос) и наоборот. 
     Таким образом, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового национального продукта. Выбор методов денежно-кредитной политики зависит от того, что является приоритетным ее объектом: спрос или предложение денег, процентная ставка либо количество денег. В первую очередь, выбор приоритетов объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что «сильнее» воздействует на экономику — спрос на деньги или их предложение, а фактически — процентная ставка или количество денег. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой и развитыми денежно-кредитными и фондовыми рынками центральные банки, устанавливают целевые ориентиры в области процентных ставок, а не объема денежной массы.

2.3. Инструменты денежно кредитной политики

Согласно закону о Банке России под его инструментами денежно-кредитной политики следует понимать механизмы возде.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44