VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль транснациональных корпораций в развитии мировой экономики.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001066
Тема: Роль транснациональных корпораций в развитии мировой экономики.
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное 
образовательное учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт компьютерных технологий и информационной безопасности
Кафедра системы автоматизированного проектирования




РЕФЕРАТ

на тему: «Роль транснациональных корпораций
в развитии мировой экономики»

По курсу: «Экономика»





Выполнил:
студент группы КТбо3-9
Логинов О.А.


Проверила:
Сташ С.В. 












Таганрог 2015г.

     ВВЕДЕНИЕ
     
     Важнейшим субъектом мировой экономики и международных экономических отношений являются транснациональные корпорации (ТНК). В последние десятилетия им уделяется много внимания. Сегодня нет ни одного значительного процесса в мировой экономике, который происходил бы без участия ТНК.Они выступают основной силой, формирующей современный и будущий облик мира, принимают прямое и косвенное участие в мировом политическом процессе и политических процессах в разных странах.
     Значение ТНК в развитии глобальной мировой экономики системно возрастает на протяжении 50 лет.
     Современные ТНК в дополнении к существующему международному обмену товарами и услугами создали международное производство, соответствующую ему международную сферу услуг и международную финансовую сферу, способствовав превращению в основном локальных (региональных) международных экономических отношений в глобальные.
     Актуальность выбранной темы обусловлена постоянно возрастающей ролью транснациональных корпораций в процессе международного движения капитала.
     Цель данной работы состоит в изучении ТНК как субъекта мирового экономического процесса и определении их роли в движении международного капитала.
     Предмет и цель реферата обусловили следующие задачи исследования:
     - понятие и критерии транснациональных корпораций;
     - ТНК – основные субъекты вывоза капитала и международного бизнеса;
     - роль ТНК на мировом рынке товаров и услуг.
     - усиление позиций транснациональных корпораций развивающихся стран.
     - ТНК в Российской Федерации.
     ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
     
     1. Понятие и критерии транснациональных корпораций
     
     Для современной экономики характерен стремительно идущий процесс транснационализации. В этом процессе основной движущей силой выступают транснациональные корпорации (ТНК). 
     Транснациональные корпорации (ТНК) - это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства. [2,с.96 -97]
     Корпорацией в США называют акционерное общество, а поскольку большинство современных ТНК возникли в результате международной экспансии американских компаний, этот термин вошел в их название.
     Правовой режим транснациональных корпораций предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом, они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования.
     Многонациональные корпорации (МНК) - это, собственно, международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. [2,с.96 -97]
     Сегодня ТНК контролируют 1/3 мирового промышленного производства и дают 1/3 мирового экспорта. Основная часть ТНК и инвестиций принадлежит США, странам Европейского Союза и Японии. Лидерами на рынке мирового капитала являются США, Великобритания, Япония, Германия, Франция и другие страны ЕС, Канада, Гонконг, Австралия, Тайвань [19, c. 112].
     Транснациональные корпорации становятся ядром новой сферы мировой постиндустриальной экономики, в которую непрерывно интегрируются многочисленные предприятия мелкого и среднего бизнеса, товаропроводящие и информационные сети, составляющие периферию мирохозяйственного транскорпоративного ядра с общей численностью работников свыше 150 млн. человек. 
     Выделяют следующие основные признаки ТНК:
     - особенности реализации: фирма реализует значительную часть своей продукции зарубежом, оказывая тем самым заметное влияние намировой рынок;
     - особенности размещения производства: взарубежных странах находятся некоторые еедочерние предприятия ифилиалы;
     - особенности прав собственности: собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.
     Несмотря на все более свободный доступ товаров на зарубежные рынки и широкие возможности выбора способов выхода на эти рынки (через внешнюю торговлю, передачу технологии), ТНК предпочитают прямые инвестиции. В этом случае они получают доступ к экономическим ресурсам (факторам производства) зарубежных стран, некоторые из которых иммобильны или маломобильны (природные ресурсы, рабочая сила). Прилагая к ним свои собственные ресурсы (капитал, знания, предпринимательские способности), ТНК получают возможность в рамках всей планеты организовать ориентированную на наибольшую эффективность собственную производственную и сбытовую сеть. [2,с.96 -97]
     прямых иностранных инвестиций.[2,с.277]. 
     ТНК превратили мировую экономику в международное производство, обеспечили развитие НТП во всех его направлениях: технического уровня и качества продукции; эффективности производства; совершенствования форм менеджмента, управления предприятиями. Они действуют через свои дочерние предприятия и филиалы в десятках стран мира по единой научно-производственной и финансовой стратегии, формируемой в их «мозговых трестах», обладают громадным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим высокий динамизм развития.[16,c.29]
     Зная общую характеристику транснациональных компаний, мы можем рассмотреть основные субъекты вывоза капитала и международного бизнеса. 
     
	2. ТНК основные субъекты вывоза капитала и международного бизнеса
     
     Взаимозависимость национальных экономик проявляется не только в области экспорта и импорта товаров и услуг, но и (в растущей степени) в области производства, о чем говорит быстрое увеличение объемов экспорта капитала. Экспорт финансового капитала является главным источником создания так называемого «международного товара», т.е. продукции, реализованной зарубежными филиалами транснациональных корпораций. 
     В последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке транснациональные корпорации новых индустриальных стран. Отраслевая структура ТНК диверсифицирована: 60% международных компаний заняты в сфере производства (они специализируются, прежде всего, на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37% - в сфере услуг и 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.[2,c.277]
     Основным инструментом экспансии ТНК служат прямые иностранные инвестиции, позволяющие создавать в других странах филиалы как путем строительства новых предприятий, так и взятия под контроль и реконструкции существующих. Экспорт капиталов в виде прямых инвестиций растет вдвое-втрое быстрее, чем мировая торговля. Промышленно развитые страны экспортируют капитал прежде всего друг другу, все более и более интегрируя тем самым свои национальные экономики. В мировом объеме прямых зарубежных инвестиций на долю промышленно развитых стран приходится более 70%, а на долю развивающихся государств — менее 30%. Это говорит о том, что интенсивность экономической глобализации в различных частях мира неодинакова и прямо связана с уровнями экономического развития стран. В пределах стран так называемого «золотого миллиарда» она приводит к особо заметным результатам. Например, выявилась тенденция к развитию внутриотраслевой торговли. В результате рост международного обмена становится менее восприимчивым к конфликтам, чем в эру господства межотраслевого обмена, когда экспортная экспансия определенных товаров из одних стран могла привести к свертыванию соответствующих отраслей в других [23, c. 124].
     Прямое зарубежное инвестирование в создание или приобретение филиалов обусловлено большей эффективностью затрат и прибыльностью обслуживания иностранных рынков при непосредственном присутствии на них. Ориентация исключительна на отечественную базу, экспорт и импорт как основу международных операций компании успеха не гарантирует.
     Сам процесс интернационализации производства позволяет получить ряд конкурентных преимуществ.
     1. Сократить издержки производства и обращения, лучше учитывать местные условия (потребителей, конкурентов); кроме того, дает возможность избежать государственных ограничений доступа на рынок, например импортных пошлин и квот, а также получить другие специфические для данной страны преимущества – государственные дотации, субсидии и т.д.
     2. Использовать преимущества низких издержек на оплату труда и сырьевые ресурсы.
     3. Монопольные преимущества производителя (запатентованный продукт, ноу-хау или уникальный продукт) могут быть лучше использованы и обеспечены посредством прямого контроля.
     4. В части финансирования инвестиционных программ транснациональные компании способны переводить средства из одних своих подразделений в главный орган управления, который затем перемещает их в другие подразделения. При этом снижается необходимость нести затраты на получение средств из внешних источников.
     Правительства некоторых стран разрабатывают и внедряют ограничения на различные типы бизнеса, которые могут организоваться в их странах. Эти ограничения часто используются для защиты мелких местных предпринимателей. [13,c.33-34]
     В целом на долю иностранных владельцев приходится 35% рынка государственных ценных бумаг, 20% рынка корпоративных облигаций и 7% рынка акций. Теоретически в случае дестабилизации рынка может произойти массовый отток иностранных портфельных инвестиций из страны, однако, поскольку американский рынок ценных бумаг является одним из самых надёжных и привлекательных в мире, что обусловлено всей мощью экономики,например США, представить себе такую ситуацию достаточно сложно. Кроме того, слишком велика зависимость всей мировой экономики от экономики США, чтобы кто-либо, пусть даже в угоду краткосрочным экономическим или политическим целям, мог единовременно в большом количестве востребовать долговые обязательства США, будь то государственные ценные бумаги или корпоративные облигации и акции. Речь скорее идёт не только о влиянии американской экономики на экономику многих стран, а о возросшей взаимозависимости экономик различных стран, где роль американской экономики является одной из ключевых.[1,c.257-259]
     Строительство производственных мощностей за границей позволяет обойти систему внешней экономической защиты страны и прочно укорениться в структуре рынка и производства данной страны. Это создает намного более стабильную и прочную базу для овладения зарубежными рынками, чем экспорт товаров, который легче регулировать с помощью таможенных и других ограничений. Далеко не в последнюю очередь вывоз капитала обусловлен высоким уровнем производительных сил, дальнейшее развитие которых в современных условиях требует более высокой концентрации ресурсов и капитала, более глубокой увязки и использования научно-технических достижений, как на национальном, так и на международном уровнях. Путем координации поступления отдельных капиталов удается преодолеть его нехватку в разных частях мирового рыночного хозяйства. А это в свою очередь создает более широкий простор для развития производительных сил, хотя реализуются они и не в полной мере, и неравномерно усиливают континентально-региональные диспропорции.[25,с.527-528]. 
     Помимо общего стремления использовать выгоды международного разделения труда за счет экспансии капитала за территориальными границами государств, вкладчику капитала необходимо оценить определенные свойства (преимущества) вывоза капитала, чтобы реализовать эту экспансионистскую устремленность. Такими свойствами считаются: 
     • размеры и масштабы корпорации; 
     • размер освоенного (и потенциального) рынка, количество отделений корпорации; 
     • технологическое лидерство; 
     • преимущества в квалификации управленческого персонала и рабочей силы; 
     • преимущества в организации менеджмента, рекламе; 
     • обеспеченность сырьевыми ресурсами; 
     • экспортная ориентация промышленности; 
     • импортная ориентация народного хозяйства; 
     • условия региона (страны), позволяющие реализовать все эти преимущества корпорации. 
     
     3. Роль транснациональных корпораций на мировом рынке товаров и услуг
     
     Основным фактором эффективной деятельности ТНК выступает международное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и зарубежными филиалами на базе интернационализации производства. 
     Современные концепции ТНК базируются на теории фирмы как предприятия для организации производства и сбыта товаров и услуг. Большинство международных компаний начинало свою деятельность с обслуживания национальных рынков. Затем, используя сравнительные преимущества своей компании, они расширяли масштабы своего функционирования на международных рынках, вывозя продукцию за границу или осуществляя зарубежные инвестиции с целью организации производства в принимающих странах.[2,с.276-277]
     В отношениях со своими зарубежными филиалами ряд ТНК предоставляет им максимум самостоятельности, приближая их статус к независимым фирмам. Связи таких филиалов с материнскими фирмами базируются на правах определённой доли собственности родительской компании в активах зарубежного филиала. При этом родительская компания не уделяет большого внимания контролю над деятельностью зарубежного филиала до тех пор, пока он функционирует прибыль. На производственной и сбытовой стратегии ТНК отражается международная конвергенция производства и потребительского спроса. Например, американская ТНК "Ксерокс" проводит НИОКР в исследовательских центрах, коллективы которых функционально и географически располагаются с таким расчётом, чтобы новые технологические процессы и продукция оперативно внедрялись по всей производительной и сбытовой сети ТНК. 
     Совершенствование информационных технологий, средств связи и транспорта приводит к увеличению количества товаров и услуг с идентичными или подобными потребительскими свойствами, которые пользуются спросом на многих рынках. Примером могут служить модная одежда, бытовая техника, ресторанные или гостиничные услуги. Одновременно в соответствии со стратегией, направленной на производство товаров и услуг специально для рынка принимающей страны, многие головные компании ТНК контролируют и направляют деятельность своих зарубежных филиалов, учитывая особенности национальных рынков. Следовать такой стратегии международные компании вынуждены из-за социокультурных и природных различий, торговых или технических барьеров, возводимых некоторыми принимающими странами, и их требований к закупке на местном рынке компонентов для выпускаемой зарубежными филиалами ТНК готовой продукции. Такая стратегия характерна для ТНК, выпускающих пищевые продукты. Но и в других отраслях производства товаров и услуг международным компаниям приходится следовать специфическим условиям спроса в принимающих странах.[2,с.286-288]
     Самой крупной транснациональной торговой компанией является американский оператор Wal-MartStores, Inc. на начало 2010г. 
     С 1971г. Компания начинает программы распределения прибыли между сотрудниками компании. Каждый сотрудник, отработав год не менее 1000 часов, включался в список. Пользуясь формулой, основанной на росте прибыли, компания начисляла процент от зарплаты каждого такого сотрудника и на эту сумму при уходе из компании взять свою долю, как наличными, так и акциями.
     Стратегия развития Wal-Mart сводилась к следующему:
     - рыночное пространство поглощается сначала путем расширения, а затем заполнения образовавшихся ниш;
     - поскольку распределительные центры и склады должны были обеспечивать магазины все необходимым и осуществлять контроль, каждый магазин должен был находиться не дальше, чем в одном дне пути от центра распределения;
     - вместо того чтобы обосновываться в больших городах, магазины выстраивались кольцом вокруг такого города на значительном отделении и дожидались, пока город «доберется» до них.
     
     Таблица 2
     Динамика развития компании Wal-Mart

1960
1970
1980
2000
Продажи
1,4 млн.
31 млн.
1,2 млрд.
180,7 млн.
Прибыли
112 тыс.
1,2 млн.
41 млн.
1 млрд.
Количество магазинов
9
32
276
4189
     Уолтон С. Сделано в Америке: как я создал wal – Mart/ пер. с англ. 3-е изд. М.:2005. с.190


     Первые магазина Wal-Mart появились за границей в 1991г. В Мексике в пригороде Мехико-Сити. Сегодня Wal-Mart- крупнейшаярозничная компания Мексики с 650 магазинами. На ее долю приходится 50% объемов продаж супермаркетов. Политика торговли со сидками пользуется поддержкой правительства Мексики, поскольку помогает решать проблемы инфляции. [25,c.182]
     В 2006г. У Wal-Mart 5700 магазинов по всему миру. За пределами США сеть включает 2700 магазинов в 14 странах.
     Корпорация WalMartStores продолжает вынашивать планы экспансии в Центральной и Восточной Европе. FinansialTaimes с ссылкой на главу компании Ли Скотта называет число стран, интересующих Wal-Mart, Польшу, Венгрию, Россию. Для компаний сейчас не важно, какая из этих стран будет первой. Крупнейшая розничная сеть намерена продолжать увеличивать свой оборот за пределами США с темпами порядка 30% в год. В прошлом году на международные продажи пришлось 21% в общем объеме выручки сети, составившем 285 млрд. дол.[14]
     Далее рассмотрим одну из крупнейших автомобильных компаний мира.
     General Motors является крупнейшей в мире автомобильной компанией, активно работающей в 70 странах. Представительства GM есть более чем в 200 государствах; компания имеет свыше 260 крупных дочерних предприятий, а общая численность ее персонала превосходит 300000 человек. Все эти ресурсы предоставляют компании глобальные возможности для ведения продуктивной работы в различных уголках планеты. Мы уже не ограничиваем нашу деятельность только автомобилестроением. General Motors активно участвует в таких областях, как телекоммуникации и аэрокосмические технологии, выполняет военные заказы, а также оказывает финансовые и страховые услуги гражданам. Кроме того, компания специализируется на выпуске различных автомобильных систем и, в частности, автоматических трансмиссий для тяжелых условий эксплуатации. Следует особо отметить, что во всех областях деятельности нашу компанию неизменно отличает самый высокий в отрасли уровень благотворительной активности. Мы также впереди с точки зрения бережного отношения к окружающей среде.
     Концерн GM имеет в различных регионах мира глобальную сеть научных организаций и лабораторий, проводящих сопутствующие исследования. Это обеспечивает GM доступ к важнейшим технологическим ресурсам и опыту, полученному в результате научной работы. Сеть повышает потенциал научно-исследовательских организаций GM и позволяет GM лидировать в сфере стратегически важных конструктивных и технологических разработок.
     Штаб-квартира сети научно-исследовательских организаций GM находится в Техническом центре GM в г. Уоррен (Warren), штат Мичиган. Сеть объединяет семь научных лабораторий, одна из которых расположена в Индии, в Бангалоре (Bangalore).
     ТНК постоянно расширяют свое зарубежное присутствие, закономерно переходя от экспорта товаров и услуг к организации их производства за границей. ТНК осуществляют внешнюю экспансию главным образом путем размещения прямых иностранных инвестиций. Они также предоставляют денежные ссуды и заключают неинвестиционные соглашения по управлению.
     Особые причины интернационализации туристского бизнеса. В туризме выход компании за национальные границы во многом предопределен своеобразием туристского продукта. Как уже отмечалось, он представляет собой набор услуг и некоторых товаров, приобретаемых туристом. Часть их соотносится со страной происхождения туриста, другая - со странами и регионами, лежащими на пути его следования и пересекаемыми транзитом, третья - со страной назначения. В таблице показаны расходы международного туриста.
     Товары и услуги, приобретаемые туристами, являются комплементарными, т.е. взаимодополняющими. Их следует использовать совместно, чтобы достичь необходимого результата. Поставщик знает, что спрос на его продукт означает спрос и на остальные туристские товары и услуги. Поэтому, во-первых, каждый производитель, руководствуясь мотивом максимизации прибыли, стремится распространить свою деятельность на другие сферы туризма. Например, авиакомпании могут увеличить свою долю в туристских расходах путем интеграции производства с 30-35 до 93% .
     Во-вторых, продажа инклюзив-туров, состоящих из нескольких элементов, прежде всего перевозки и размещения, приносит компании дополнительные выгоды, в частности экономию на маркетинге.
     В-третьих, фирмы, базирующиеся в странах-генераторах туристских потоков, получают конкурентные преимущества благодаря хорошим знаниям туристского спроса и тенденций на рынках путешествий в этих странах и пользуются ими при реализации продуктов принимающих туристских центров.
     Инициатива интернационализации производства в туризме исходит в значительной степени от стран-поставщиков туристов, которым она приносит наибольшие выгоды.[6]
     Рассмотрев роль транснациональных корпораций на мировом рынке товаров и услуг, можем изучить позиции ТНК развивающихся стран. 
     
     4. Усиление позиций транснациональных корпораций развивающихся стран
     
     Экономическое развитие стран третьего мира тесно связано и во многом определяется изменениями в мировом хозяйстве. Его интернационализацияпостепенная глобализация усиливают необходимость повышения открытости их национальных экономик, формирования разветвленных экономических связей. Вместе с тем интегрированность в мировое хозяйство не может быть оценена однозначно, ибо сопряжена с усложнением ряда проблем развивающихся стран вследствие отсталости экономических структур большинства из них, низкой международной конкурентоспособностью продукции, зависимости (особенно в технологии) от развитых государств. (Приложение 1).
     Участие в мировой торговле – одно из необходимых условий получения финансовых и технологических ресурсов для обеспечения экономического роста. Внешняя торговля развивающихся стран характеризуется высокими темпами роста и существенными изменениями в товарной структуре, отражающими сдвиги в экономике. Качественно новой чертой их экспорта стала растущая доля готовой промышленной продукции. Определенные сдвиги наметились и в географической направленности внешней торговли. Одним из показателей этого стало расширение торговых отношений между самими развивающимися странами по схеме Юг-Юг.[2,c.513]
     Большая часть родительских компаний ТНК (79%) размещена в промышленно развитых странах, а так как основное движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) происходит между родительской компанией и ее филиалами, соответственно экспортерами прямых инвестиций являются именно эти страны. Но в последнее время в мировой практике отмечается новое явление - экспорт капитала в виде прямых инвестиций из развивающихся стран. В роли экспортеров в основном выступают новые индустриальные страны - НИС (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Аргентина, Бразилия, Малайзия) [5, с.43]. 
     Для Южной Кореи характерны высокая степень концентрации производства и капитала, а также монополизация рынка несколькими крупнейшими «чеболями», активы которых в настоящий момент оцениваются примерно в 600 млн. долл. К числу наиболее крупных из них относятся «Samsung», «Daewoo», «LG», «Hyundai», «Sunkyong», «Kia».
     Компания Samsung прошла путь отмаленькой экспортной фирмы вкорейском городе Таэгу доведущего мирового системного интегратора, разработчика технологий ипроизводителя цифровых устройств, полупроводников имодулей памяти. Сегодня инновационные продукты итехнологии Samsung признаны вовсем мире. Эта хронология охватывает важнейшие вехи вистории Samsung, показывая, как компания расширяла продуктовую линейку, увеличивала доходность идолю рынка, атакже следовала своей миссии— делать жизнь людей вовсем мире лучше.
     Инновационный подход в производстве надежных продуктов и услуг, талант сотрудников, программы социальной ответственности перед обществом, постоянное общение с партнерами ипотребителями товаров помогают компании Samsung развивать мир всовершенно новых направлениях.[32]
     
     5. ТНК в Российской Федерации
     
     В силу преобладания в экономике страны сырьевых отраслей производства транснациональная деятельность российских компаний и в начале нового века в значительной степени продолжает определятьсясравнительно небольшим количеством компаний, сконцентрированных преимущественно в нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей отраслях промышленности. Именно в этих секторах экономики, обладающих в условиях высокого мирового спроса на природные ресурсы и продукты их первичной переработки серьезными конкурентными преимуществами и испытывающих на себе влияние глобальных процессов консолидации, сосредоточены крупные транснациональные холдинговые компании и корпорации.
     По оценкам специалистов лондонского отделения компании KPMG, на долю российских компаний сырьевых и базовых отраслей российской экономики приходится свыше 75% транснациональных сделок по приобретению зарубежных производительных активов. Среди наиболее крупных российских транснациональных компаний в настоящее время выделяются: в нефтегазовой сфере - «Лукойл», «Газпром», «Татнефть», «Славнефть», «ТНК-ВР» и «Сургутнефтегаз», металлургической - «Северсталь», «Русал», «Евраз» и «Группа Мечел», горнодобывающей - «Норильский никель» и «Алроса».
     TНK-BP
     ТНК-ВР является одной из ведущих нефтяных компаний России и входит в десятку крупнейших частных нефтяных компаний в мире по объемам добычи нефти. Компания была образована в 2003 году в результате слияния нефтяных и газовых активов компании ВР в России и нефтегазовых активов консорциума Альфа, Аксесс/Ренова (ААР). ВР и ААР владеют компанией ТНК-ВР на паритетной основе. Акционерам ТНК-ВР также принадлежит около 50% акций компании «Славнефть». 
     ТНК-ВР – вертикально интегрированная нефтяная компания, в портфеле которой ряд добывающих, перерабатывающих и сбытовых предприятий в России и Украине. Добывающие активы компании расположены, в основном, в Западной Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская область), Восточной Сибири (Иркутская область) и Волго-Уральском регионе (Оренбургская область). В 2008 году добыча компании (с учетом доли в Славнефти) составила 1,85 млн барр. н.э. в сутки.
     Розничная сеть компании включает порядка 1 400 заправочных станций в России и Украине, работающих под брендами ТНК и ВР. Компания является ключевым поставщиком на розничный рынок Москвы и лидирует на рынке Украины. 
     Аппарат управления компании, которым руководит команда менеджеров с опытом работы в более чем 50 странах мира, расположен в Москве. Мощная комбинация лучших международных и российских кадров обеспечивает внедрение технологий мирового класса, международных стандартов производственной деятельности, корпоративного управления и охраны труда и экологической безопасности. 
     ЛУКОЙЛ - одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности Компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции.ЛУКОЙЛ владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной и Западной Европе, а также странах ближнего зарубежья. Основная часть продукции Компании реализуется на международном рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.
     ЛУКОЙЛ является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,1%, в общемировой добыче нефти - около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится 18% общероссийской добычи и 19% общероссийской переработки нефти.
     В последние несколько лет в числе российских приобретателей зарубежных производительных активов начали появляться и несырьевые компании. Особенно активизировались отечественные телекоммуникационные компании, такие как «Вымпелком», «МТС», АФК «Система», «Альфа-групп». Проявляют интерес к зарубежным производительным активам и некоторые другие предприятия несырьевого сектора экономики. Однако их вовлеченность в процесс транснационализации упирается прежде всего в проблему недостаточной концентрации в бизнесе капитала, поэтому на современном этапе их деятельность по инвестированию в зарубежную производственную сферу имеет не столь активный (с количественной точки зрения) и масштабный (по накопленным зарубежным активам) характер.
	6.Функции ТНК в мировой экономике

Современные транснациональные корпорации выполняют в мировой экономике важные функции, набор которых постоянно расширяется. Все их многообразие укладывается в определение "стимулирующие".
1. ТНК стимулируют НТП, поскольку в их рамках проводится большая часть научно-исследовательских работ, появляются новые технологические разработки.
2. ТНК стимулируют тенденцию глобализации мировой экономики, способствуя углублению МРТ и вовлекая принимающие старны в международные экономические отношения.
3. ТНК стимулируют развитие мирового производства. Являясь крупнейшими мировыми инвесторами, они постоянно наращивают производственные мощности, создают новые виды продукции и рабочие места в принимающих странах, стимулируя в них развитие производства, а значит, мировой экономики в целом.
4. ТНК стимулирует конкурентную борьбу на мировом рынке. Этому не противоречит и тот факт, что они обладают наиболее высокой конкурентоспособностью.

Конкурентные преимущества ТНК:

* Владение и доступ к природным ресурсам, капиталу и результатам НИОКР по всему миру.
* Горизонтальная диверсификация в разные отрасли или вертикальная интеграция по технологическому принципу в рамках одной отрасли, обеспечивающие в том и другом случаях экономическую стабильность и финансовую устойчивость ТНК.
* Возможность выбора места размещения филиалов в разных странах с учетом размеров их национальных рынков, темпов экономического роста, цен, доступности экономических ресурсов, а также политической стабильности.
* Низкая стоимость финансовых ресурсов, благодаря более широким возможностям их привлечения.
* Экономия на масштабах предприятия
* Доступ к квалифицированным кадрам и богатые возможности по их селекции

Отрицательные проявления деятельности ТНК

* Существенную или возможную монополизацию локальных рынков.
* Возможность для ТНК диктовать свои условия не только своим конкурентам, но и целым национальным экономикам, что несет угрозу их национальной безопасности.
* Перенос экономически грязных производств в наименее развитые принимающие страны
* Нарастание тенденции к сокращению занятости на предприятиях ТНК. Данная тенденция особенно ярко проявляется в филиалах развитых стран, и происходит это под влиянием глобализации рынка трудовых ресурсов.

     
     

     

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44