VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль транснациональных корпораций в развитии международных отношений.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001152
Тема: Роль транснациональных корпораций в развитии международных отношений.
Содержание
     Роль транснациональных корпораций в развитии международных отношений 
     План 
     Введение
     Глава 1.Становление Транснациональных корпораций
     1.1. Разновидности международных корпораций. Понятие «транснациональная корпорация» 
     1.2. Возникновение  и роль ТНК в мировом хозяйстве
     1.3. Территориальная структура и основные направления деятельности ТНК
     1.4. ТНК в Кыргызской Республике
     Глава 2. Роль ТНК в формировании межгосударственных отношений.
     2.1. ТНК в процессе глобализации мировой экономики
     2.2. Процессы развития ТНК: интеграция и дезинтеграция
     2.3. Система безопасности ТНК 
     2.4. ТНК и информационное пространство
     Глава 3. Деятельность ТНК в мире
     3.1. взаимодействие ТНК и национальных правительств.
     3.2. ТНК и Организация Объединенных Наций.
     3.3. ТНК и концепции глобального управления миром
     
     
     

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/rol-transnatsionalnykh-korporatsii-v-miropoliticheskikh-protsessakh-globaliziruyushchegosya-#ixzz3zVQPZRgl
     
     
     
     
     Актуальность темы исследования: Транснациональные корпорации (ТНК) являются одним  из главных элементов экономики развитых и развивающихся стран мира. ТНК участвуют в развитии различных сфер мирового хозяйства и являются важнейшими субъектами мировогоэкономического и политического процесса, а также оказывают влияние на развитие международных отношений. ТНК наряду с государствами принимают участие в международных отношениях, формируя их в соответствии со своими интересами.Все эти обстоятельства предопределили выбор темы диссертационного исследования. Актуальность исследования обусловлена следующими факторами: 
     ? во-первых, необходимостью анализа особенностей становления современных отношений в условиях глобализации и распространении транснациональных корпораций;
      ? во-вторых, потребностью в более глубоком изучении специфики процесса становления и распространения ТНК и изучения их деятельности; 
     ? в-третьих,необходимостью изучения влияния ТНК на экономику, политические и экономические отношения Кыргызской.
     В отечественной науке пока не уделяется достаточно внимания  проблематики ТНК в развитии международных отношениях, что свидетельствует о наличии определенных пробелов в данной области научного знания. Однако в научной литературе и публикациях по международным отношениям содержатся ценные идеи и обоснованные положения, связанные с проблематикой ТНК. Ключевые положения и результаты анализа, содержащиеся в настоящей работе, основаны на исследованиях отечественных и зарубежных авторов, в той или иной мере связанных с осмыслением роли ТНК в развитии международных отношений
     
     1.1 Разновидности международных корпораций. Понятие «транснациональная корпорация» 
     Существует несколько классификаций международных корпораций. В соответствии с классификацией американского специалиста в области международного маркетинга Ф. Котлера, по организационным принципам международные корпорации делят на четыре основных типа: транснациональные компании; многонациональные корпорации; интернациональные корпорации; глобальные компании. 1
     Под  понятием транснациональные корпорации рассматривается международный комплекс предприятий производственного, торгового или финансового назначения с единым центром принятия управленческих решений в стране базирования и с филиалами в других странах. Право собственности над акционерным капиталом принадлежит только представителям страны- учредителя. Филиалы и дочерние предприятия могут быть смешанными, с преимущественно национальным участием. 
     Транснациональные корпорации являются международными по характеру своей деятельности: они владеют зарубежными предприятиями или контролируют производство продукции или услуг вне пределов страны базирования, располагая там свои филиалы, функционирующие в соответствии с общей стратегией, разрабатываемой материнской компанией (которая в максимальных случаях приобретает глобальный характер). Таким образом, зарубежные операции ТНК становятся определяющим фактором в жизни корпорации.
      Многонациональные корпорации (МНК) — это международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств, как минимум двух, на производственной и научно-технической основе. В качестве своеобразного классического примера такой корпорации обычно приводят англо-голландский концерн «РойалДатч/Шелл», существующий с 1907 г. 
     Границы между транснациональными и многонациональными корпорациями весьма подвижны, что допускает  переход компании из одной формы в другую. Однако есть существенная разница между ТНК и МНК.Термин многонациональная корпорация используется для того, чтобы обозначить преобладающую привязанность компании к стране своего происхождения (по объему деятельности, связям с деловыми и политическими кругами, сосредоточению научных исследований и т.п.), тогда как сфера действий и место нахождение ТНК — весь мир. Это действительно глобальные, космополитические компании. Однако под МНК чаще подразумевают такие компании, ядро которых образует капитал двух или трех стран, в отличие от обычных ТНК с контролирующим капиталом однонационального происхождения.
     Интернациональные корпорации — это (по Ф. Котлеру) национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.
      В процессе глобализации экономики появилась новая форма международных корпораций, которая носит название глобально интегрированное предприятие или, собственно, глобальная корпорация  - ГК. Такие предприятия возникли в 1980-е гг. В наибольшей степени к глобальным формам деятельности тяготеют крупные фирмы, занятые в химической, электротехнической, электронной, нефтяной, автомобильной, информационной, банковской отраслях.К числу глобальных относят такие корпорации, которые интегрируют крупномасштабную хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных странах.
      В зависимости от структуры производства международные корпорации делят также на три большие группы: 
* горизонтально интегрированные. Горизонтальная интеграция позволяет объединять предприятия в разных странах для выпуска одной и той же продукции или оказания однотипных услуг, например, компания «Мак Доналдс»;
* вертикально интегрированные. Вертикальная интеграция подразумевает концентрацию производства в одной или нескольких странах, но при условии, что выпускаемая продукция используется в дальнейшем процессе производства на других предприятиях, входящих в состав этой же международной корпорации, например, фирма «Адидас»;
* диверсифицированные.Диверсифицированная корпорация объединяет национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией, которые расположены в разных странах. Такую структуру имеет компания «Майкрософт». 
     1.2 Возникновение  и роль ТНК в мировом хозяйстве
    В настоящее время мощную экономическую силу, связывающую  национальные хозяйства и определяющую экономическое развитие стран и мира в целом, представляют собой транснациональные корпорации. К ним относят международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения наивысшего результата — прибыли. 
    Если в конце XIX в. завершился процесс замещения локальных хозяйственных систем национальными экономиками, то в последнее десятилетие XX в. произошло их частичное растворение в мировой хозяйственной системе, возникли совершенно новые формы взаимодействия и взаимозависимости государств. Процесс формирования новых экономических отношений непосредственно связан с информационной революцией и технологической трансформацией индустриально развитых стран. 
      Скелетом мирового экономического пространства становятся ТНК, внутри которых производство подчинено плану. В результате этого не более 1/4 мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка. Происходит неизбежная конвергенция рынка и плана, образуется новое экономическое пространство ТНК со своими национальными интересами. Совокупные валютные резервы этого пространства в несколько раз превосходят валютные резервы центральных банков всех государств мира. Наличие транснационального капитала фактически сводит на нет попытки регулировать национальную экономику кейнсианскими либо монетаристскими методами. При этом роль национального государства становится все менее значимой: транснациональный капитал находится вне юрисдикции этих государств. 
      Развитие ТНК приводит к тому, что глобальная экономика становится самовоспроизводящейся системой, процесс регулирования перемещается с национального уровня на глобальный. Только мировой рынок обладает достаточно эффективными механизмами регулирования межотраслевых и межрегиональных пропорций воспроизводства. До глобализации национальное хозяйство каждой страны представляло собой самовоспроизводящуюся систему. Теперь такая система — только мировое хозяйство в целом. Никакая национальная экономика, участвующая в глобальном экономическом процессе, не может претендовать на самостоятельное воспроизводство. Страны, отставшие в общем развитии и развитии современных технологий, переходят на периферию мирового хозяйства. 
      Определяющее влияние ТНК на мировое развитие хорошо просматривается через систему их международных научно-технических связей, из которых наиболее характерны следующие: 
      • внешняя технологическая торговля, включая торговлю машинами, оборудованием, патентами, лицензиями, ноу-хау и т.д.; 
      • экспорт капитала в целях реализации крупных научно-технических проектов, инвестиций в наукоемкие виды производства (электроника, информатика, биотехнология, новые материалы и т.д.), строительства предприятий и других объектов, проведения геолого-разведочных работ;
       • военная сфера, включая совместные научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы (НИОКР) и торговлю оружием; 
      • международный инжиниринг; 
      • международный лизинг; 
      • подготовка за рубежом научно-технических кадров; 
      • контроль международного рынка информационных услуг; 
      • непосредственное участие в разработке международных соглашений по стандартизации и другим направлениям, обеспечивающих согласованность действий ТНК на мировой арене; 
      • научно-технические связи в рамках двусторонних и многосторонних соглашений ТНК, включая их стратегические союзы. 
      При анализе ТНК используется понятие «индекс транснационализации». Различают два вида индекса транснационализации. Индекс интернационализации компаний отражает степень вовлеченности той или иной ТНК в производство товаров и услуг за рубежом. Он рассчитывается как среднеарифметическая сумма трех величин: 
      • доли активов за рубежом в общем объеме активов ТНК;
       • доли продаж за рубежом в общем объеме продаж этой корпорации;
       • доли персонала за рубежом в общей численности персонала этой ТНК. 
      Индекс транснационализации стран оценивает значение иностранных ТНК для той или иной страны. 
      Он рассчитывается как сумма четырех величин: 
      • доли прямых иностранных инвестиций во всех капитальных вложениях внутри страны; 
      • отношение накопленных в стране прямых иностранных инвестиций к ВВП страны; 
      • доля филиалов иностранных корпораций в производстве ВВП страны; 
      • доля занятых на этих филиалах во всей численности занятых в стране. 
      Располагая мощной материальной базой, ТНК проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства и реализации товара. Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на дочерние фирмы. Основу конкурентных преимуществ зарубежных ТНК составляет их стратегия интернационализации деятельности, обеспечивающаяся экспансию компаний. Транснациональными корпорациями осуществляется динамичная политика в области капиталовложений и научно-исследовательских работ в континентальном международном масштабе. ТНК проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированного персонала. При этом заметно проявляется тенденция к монополизации этих отраслей транснациональными корпорациями. Четко обозначилась тенденция увеличения инвестиций в сферу услуг и наукоемкого производства (по оценкам  экспертов ЮНКТАД, более 2/3 прямых иностранных инвестиций ТНК). Одновременно снижается их доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве. Определяющими факторами осуществления международной деятельности ТНК становятся следующие мотивы: необходимость получения доступа к природным ресурс других стран. Это может быть продиктовано как производственными или торговыми интересами самой корпорации, так и сформулировано правительством государства, где расположена материнская компания, в качестве задачи для обеспечения стратегических потребностей страны (например, в области энергоресурсов); поиск рынков сбыта. Это актуально для государственных ТНК, в первую очередь занятых добычей полезных ископаемых; стремление повысить эффективность своих операций. ТНК работают на межстрановых различиях в издержках производства. В расчет принимаются различные условия, например различия в расходах на транспортировку продуктов; желание победить в конкурентной борьбе. С этой целью ТНК приобретают патенты на новейшие технические разработки и ноу-хау, осуществляют слияния с бывшими соперниками для выстраивания препятствий для потенциальных конкурентов и реализации своих глобальных интересов. Слияния и поглощения. Для 1990-х гг. была характерна высокая степень слияний и поглощений компаний в различных сферах. И в начале нового тысячелетия этот процесс продолжается высокими темпами. Слияния и поглощения характерны и для производственных международных корпораций. Наибольшую активность проявляют в настоящее время производители продуктов потребления, поставщики энергоносителей и фирмы, занятые в сфере услуг (в том числе финансовых). Глобальные корпорации обнаруживают тенденцию к образованию крупных групп, объединяющих промышленные, торговые и финансовые компании. Причинами этих действий, которые осуществляются как добровольно, так и силовым путем, является обострение конкурентной борьбы на мировых рынках. Современная стратегия ТНК с целью сохранения уровня конкурентоспособности обычно включает стандартизацию производства, концентрацию производственных мощностей и первоочередное внедрение инноваций в странах— основных потребителях продукции, координацию действий всех зарубежных филиалов. Стремление к лидерству на рынках стимулирует ТНК концентрировать усилия на выпуске высококачественной продукции ограниченного ассортимента. 
      Одной из новейших форм завоевания ТНК международных рынков является создание ими за рубежом специальных инвестиционных компаний. Задачей этих структур являются инвестиции в дочерние и партнерские предприятия ТНК для стимулирования продвижения их продукции на региональные рынки. Такой подход используют, в частности, крупнейшие международные компании по продаже безалкогольных напитков «Пепси-кола» и «Кока-кола» в Африке. Международные корпорации создают совместные предприятия с местными компаниями. Партнеры договариваются о разделе своих производственных затрат или средств на добычу полезных ископаемых в соответствии с долями в акционерном капитале. Такая форма экспансии применена при создании компании «Нумми», в которой участвовали «Дженерал моторе» (США) и «Тойота» (Япония). Глобальная стратегия ТНК. Корпорации в современных условиях придерживаются глобальной стратегии, которая носит достаточно сложный, комплексный характер. В частности, это проявляется в сочетании горизонтальной и вертикальной интеграции между ТНК с внутрифирменными связями. 
     Большую роль в успешной деятельности ТНК играет поддержка со стороны государства материнской компании. Например, три крупнейшие в мире корпорации нефтегазовой отрасли являются государственными: это — «СаудиАрамко» (Саудовская Аравия), «Газпром» (Российская Федерация) и Национальная Иранская нефтяная компания. Государство может оказывать финансовую поддержку своим компаниям, стремящимся к выходу на зарубежные рынки, в частности, китайские и индийские корпорации имеют возмож-сть получать субсидии, льготные кредиты и государственные гарантии при проведении внешних операций.
     Сейчас в мире насчитывается более 80 тыс.транснациональных корпораций с 810 тыс. зарубежнымиподразделениями. Именно они оказываются основнымипроводниками транснационализации. Транснациональные структурыобъединяют национальные экономики не по географическому принципу,а на основе глубоких воспроизводственных связей в той или иной сфереили отрасли хозяйства. Решающая роль транснациональных корпорацийна мировом рынке определяется тем, что они занимают господствующееположение не только в производстве и коммерческом экспорте, но такжеи в торговле патентами и лицензиями, предоставлении техническихуслуг, осуществлении подрядных работ, так как в их рукахсосредоточена основная часть научно-технических достижений и
передового производственного опыта. Основной стратегической цельюТНК является не только максимизация прибыли, но и создание условий,при которых под их влиянием будет происходить формированиебудущей политики мировых экономических отношений. Данный факторспособствует созданию интегрированной международной системыпроизводства, в которой, по оценкам экспертов ООН, доля ТНК в общемобъеме составляет более 30%







     Понятно, что наиболее транснационализированными оказываются малые развитые страны и территории. В 2005 г. это были Гонконг ((104%), Сингапур 119 (65%), Бельгия и Люксембург (65%). В других странах этот индекс был намного меньше: в Бразилии 13%, в России и Китае 12, в Германии 11, в США 6, в Индии 4, в Японии 2%. 8.3. Финансовые транснациональные корпорации Большинство ТНК мира — это нефинансовые компании. Финансовые корпорации, в силу их специфики, нередко выделяют в отдельную группу ТНК. Фактически это все ведущие банки и финансовые группы мира, так как у большинства из них есть зарубежные филиалы. Например, в 2006 г. их число у американской финансовой группы Citigroup составляло 506, у швейцарскогоUnionBankofSwitzerland — 293. Различия между транснациональными банками (ТНБ) и транснациональными финансовыми группами все больше стираются. Это следствие того, что, с одной стороны, многие ТНБ являются частями транснациональных финансовых групп (например, активно работающий в России американский Citibank является частью Citigroup), а с другой стороны, ведущие ТНБ, формально сохра-няющие название банков, фактически являются финансовыми группами, которые способны предоставить клиентам весь набор услуг финансового рынка (примером может быть BankofAmerica). Помимо коммерческих банков (т.е. осуществляющих универсальные банковские операции), среди ТНБ и внутри транснациональных финансовых групп широко распространены инвестиционные банки. Они специализируются на посредничестве между инвесторами и объектами инвестиций, особенно на организации и размещении новых выпусков ценных бумаг (underwriting), а также на консультациях при слияниях и поглощениях (mergersandacquisitions, сокр. M&A). В основном это американские инвестиционные банки — Citigroup/SSB, J. P. MorganChase, MorganStanleyDeanWitter, GoldmanSachs, MerrillLynch, SolomonBrothers, AlexBrown и др. Американские инвестиционные банки и их зарубежные филиалы лидируют не только при покупке для иностранных 120 клиентов местных ценных бумаг, но и при размещении этих бумаг за границей, не на родине эмитента. Более того, их филиалы за рубежом все больше занимаются там размещением местных выпусков ценных бумаг и предоставлением других финансовых услуг, составляя все большую конкуренцию местным инвестиционным банкам или просто поглощая их (особенно в Японии и Великобритании). Конкуренцию им составляют прежде всего швейцарские UnionBankofSwitzerland (UBS), CreditSwiss и немецкий DeutscheBank c их специализированными подразделениями — Brunswick UBS Warburg, CreditSwissFirstBoston и DeutscheMorganGrenfell. В нашей стране российские филиалы этих банков являются основными посредниками для иностранных покупателей российских ценных бумаг и для российских эмитентов за рубежом. Особенно велико воздействие транснациональных финансовых корпораций на экономику малых развитых стран, а также некоторых развивающихся и постсоциалистических государств. Так, иностранным банкам принадлежало 67% банковских активов Польши, 91% — Венгрии, 93% — Чехии, 98% — Эстонии. В России на начало 2007 г. филиалам иностранных банков принадлежало около 20% банковских активов. 8.4. Особенности конкуренции между ТНК в XXI веке Современная конкуренция на мировом рынке существенно отличается от того типа конкуренции, который в соответствии с макроэкономической теорией ведет к оптимальному распределению ресурсов. На современном мировом олигополистическом рынке есть свои правила игры. Первое правило: стремиться занять место лидера на мировом рынке или быть сильнейшим в своей конкурентной нише, сделать все возможное для устранения конкурентов (по крайней мере, большинства из них). 121 Второе правило: скупка собственности конкурентов посредством международных слияний и поглощений. Третье правило: формирование стратегического союза с конкурентами в целях мобилизации возможностей корпораций в союзе, особенно в сфере финансирования НИОКР, контроля допуска на рынок новых конкурентов с помощью разнообразной системы средств, включая использование технологических норм и распределительной сбытовой сети. Первые два правила обусловливают рост промышленной концентрации, третье способствует развитию международных картелей. Таким образом, идеальный мир свободной торговли, содержащийся в экономикс — старой парадигме международной торговли, весьма далек от реалий современной мировой экономики. В соответствии с действием указанных правил в последнее время все большее распространение получает создание международных стратегических союзов (партнерств) ТНК в целях развития новых производств, товаров, уменьшения риска и т.д. В передовых отраслях промышленности (биотехнология, информатика, новые материалы, электроника и т.д.) корпорации создают стратегические союзы по технологическому сотрудничеству для сокращения инновационного периода, снижения стоимости и рисков. В автомобилестроении, химической промышленности, производстве продуктов питания, радиоэлектронике и других отраслях, связанных с производством товаров массового спроса, главным мотивом для партнерства является доступ на рынок. В индустрии сервиса некоторые стратегические союзы связаны с разработкой централизованных компьютеризированных систем заказов и бронирования (билетов, мест в гостиницах, театрах и т.д.). В добывающих отраслях промышленности стратегические союзы формируются в целях снижения стоимости и рисков при разработке и добыче полезных ископаемых. Под действием этих факторов вся система мировых экономических отношений все более глобализируется. В единую планетарную сеть 122 включаются разнообразные горизонтальные и вертикальные хозяйственные связи, которые охватывают ресурсы, НИОКР, технологические и комплексные обрабатывающие процессы, научный персонал и квалифицированную рабочую силу, маркетинг, распределительную сеть, сервис, обслуживание покупателей после продажи им соответствующих товаров и многое другое. Трансформация крупнейших ТНК в глобально интегрированное предприятие привела к тому, что произошли изменения в выборе места производства продукции. Если раньше ТНК предпочитали производить товары ближе к месту сбыта, т.е. прямые инвестиции направлялись на конкретные зарубежные рынки, то глобально интегрированные предприятия перераспределяют инвестиции в способ поставки (логистика) товаров и услуг на глобальном рынке в целом. 8.5. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Понятно, что наиболее транснационализированными оказываются малые развитые страны и территории. В 2005 г. это были Гонконг ((104%), Сингапур 119 (65%), Бельгия и Люксембург (65%). В других странах этот индекс был намного меньше: в Бразилии 13%, в России и Китае 12, в Германии 11, в США 6, в Индии 4, в Японии 2%. 8.3. Финансовые транснациональные корпорации Большинство ТНК мира — это нефинансовые компании. Финансовые корпорации, в силу их специфики, нередко выделяют в отдельную группу ТНК. Фактически это все ведущие банки и финансовые группы мира, так как у большинства из них есть зарубежные филиалы. Например, в 2006 г. их число у американской финансовой группы Citigroup составляло 506, у швейцарскогоUnionBankofSwitzerland — 293. Различия между транснациональными банками (ТНБ) и транснациональными финансовыми группами все больше стираются. Это следствие того, что, с одной стороны, многие ТНБ являются частями транснациональных финансовых групп (например, активно работающий в России американский Citibank является частью Citigroup), а с другой стороны, ведущие ТНБ, формально сохра-няющие название банков, фактически являются финансовыми группами, которые способны предоставить клиентам весь набор услуг финансового рынка (примером может быть BankofAmerica). Помимо коммерческих банков (т.е. осуществляющих универсальные банковские операции), среди ТНБ и внутри транснациональных финансовых групп широко распространены инвестиционные банки. Они специализируются на посредничестве между инвесторами и объектами инвестиций, особенно на организации и размещении новых выпусков ценных бумаг (underwriting), а также на консультациях при слияниях и поглощениях (mergersandacquisitions, сокр. M&A). В основном это американские инвестиционные банки — Citigroup/SSB, J. P. MorganChase, MorganStanleyDeanWitter, GoldmanSachs, MerrillLynch, SolomonBrothers, AlexBrown и др. Американские инвестиционные банки и их зарубежные филиалы лидируют не только при покупке для иностранных 120 клиентов местных ценных бумаг, но и при размещении этих бумаг за границей, не на родине эмитента. Более того, их филиалы за рубежом все больше занимаются там размещением местных выпусков ценных бумаг и предоставлением других финансовых услуг, составляя все большую конкуренцию местным инвестиционным банкам или просто поглощая их (особенно в Японии и Великобритании). Конкуренцию им составляют прежде всего швейцарские UnionBankofSwitzerland (UBS), CreditSwiss и немецкий DeutscheBank c их специализированными подразделениями — Brunswick UBS Warburg, CreditSwissFirstBoston и DeutscheMorganGrenfell. В нашей стране российские филиалы этих банков являются основными посредниками для иностранных покупателей российских ценных бумаг и для российских эмитентов за рубежом. Особенно велико воздействие транснациональных финансовых корпораций на экономику малых развитых стран, а также некоторых развивающихся и постсоциалистических государств. Так, иностранным банкам принадлежало 67% банковских активов Польши, 91% — Венгрии, 93% — Чехии, 98% — Эстонии. В России на начало 2007 г. филиалам иностранных банков принадлежало около 20% банковских активов. 8.4. Особенности конкуренции между ТНК в XXI веке Современная конкуренция на мировом рынке существенно отличается от того типа конкуренции, который в соответствии с макроэкономической теорией ведет к оптимальному распределению ресурсов. На современном мировом олигополистическом рынке есть свои правила игры. Первое правило: стремиться занять место лидера на мировом рынке или быть сильнейшим в своей конкурентной нише, сделать все возможное для устранения конкурентов (по крайней мере, большинства из них). 121 Второе правило: скупка собственности конкурентов посредством международных слияний и поглощений. Третье правило: формирование стратегического союза с конкурентами в целях мобилизации возможностей корпораций в союзе, особенно в сфере финансирования НИОКР, контроля допуска на рынок новых конкурентов с помощью разнообразной системы средств, включая использование технологических норм и распределительной сбытовой сети. Первые два правила обусловливают рост промышленной концентрации, третье способствует развитию международных картелей. Таким образом, идеальный мир свободной торговли, содержащийся в экономикс — старой парадигме международной торговли, весьма далек от реалий современной мировой экономики. В соответствии с действием указанных правил в последнее время все большее распространение получает создание международных стратегических союзов (партнерств) ТНК в целях развития новых производств, товаров, уменьшения риска и т.д. В передовых отраслях промышленности (биотехнология, информатика, новые материалы, электроника и т.д.) корпорации создают стратегические союзы по технологическому сотрудничеству для сокращения инновационного периода, снижения стоимости и рисков. В автомобилестроении, химической промышленности, производстве продуктов питания, радиоэлектронике и других отраслях, связанных с производством товаров массового спроса, главным мотивом для партнерства является доступ на рынок. В индустрии сервиса некоторые стратегические союзы связаны с разработкой централизованных компьютеризированных систем заказов и бронирования (билетов, мест в гостиницах, театрах и т.д.). В добывающих отраслях промышленности стратегические союзы формируются в целях снижения стоимости и рисков при разработке и добыче полезных ископаемых. Под действием этих факторов вся система мировых экономических отношений все более глобализируется. В единую планетарную сеть 122 включаются разнообразные горизонтальные и вертикальные хозяйственные связи, которые охватывают ресурсы, НИОКР, технологические и комплексные обрабатывающие процессы, научный персонал и квалифицированную рабочую силу, маркетинг, распределительную сеть, сервис, обслуживание покупателей после продажи им соответствующих товаров и многое другое. Трансформация крупнейших ТНК в глобально интегрированное предприятие привела к тому, что произошли изменения в выборе места производства продукции. Если раньше ТНК предпочитали производить товары ближе к месту сбыта, т.е. прямые инвестиции направлялись на конкретные зарубежные рынки, то глобально интегрированные предприятия перераспределяют инвестиции в способ поставки (логистика) товаров и услуг на глобальном рынке в целом. 8.5.
     
Интеграционные процессы на
     региональном, межгосударственном уровне постепенно приводят к
     ослаблению значимости отдельных национальных экономик. В тоже
     время усиливается роль и значение в международной экономике ТНК.
     Количественный аспект развития ТНК выражается в увеличении
     численности корпораций данного типа быстрыми темпами: в 1970 г. в
     мире насчитывалось 7,3 тыс. ТНК, их оборот составлял около 6,26 млрд
     долларов; на начало 90-х гг. их число составляло 37 тыс. с оборотом в 7
     млрд долларов, а в 2008 г. в мире насчитывалось около 82 тыс. ТНК и их
     оборот составлял более 30 трлн долларов (табл. 1). Сегодня ТНК –
     своеобразная экономически стабильная и динамичная хозяйственная
     система, которая сосредоточила более 1/3 всех производственных фондов
     планеты, производит более 40% общемирового продукта, более 80%
     торговли новейшими технологиями и контролирует более 90% вывоза
     капитала.
     Таблица 1
     Динамика роста чи
      http://kpfu.ru/portal/docs/F1001979507/lekcii.MEiMEO.pdf
     
1Авдокушин Б. Ф.. Международные экономические отношения: Учеб.пособие — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996— 196 с., 1996
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44