VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Роль государства в развитии экономики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000698
Тема: Роль государства в развитии экономики
Содержание
													



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
 высшего профессионального образования
«Кубанский государственный университет»
					(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Экономический факультет

Кафедра теоретической экономики




Курсовая работа по теме

Роль государства в развитии экономики: цели, функции, методы




Выполнил(а):
студент(ка) 1 курса ОДО экономического ф-та,
направления	080100.62 Экономика	             ___________________ Саркисов О.И.
								(подпись)


Научный руководитель:
к.эк.наук, доцент					____________________ Богдашев И.В.
								(подпись)


Нормоконтролер:
к.эк.наук, доцент					____________________ Богдашев И.В.
								(подпись)







Краснодар 2015



Содержание
Введение	3
Часть 1. Сущность рыночной экономики и значение государства в ней
1.1.	Рыночная экономика как ограничитель государственного влияния	5
1.2.	Роль государства в рыночном механизме	10
Часть 2. Функции государственного регулирования рыночной экономики
2.1. Обеспечение правовой базы функционирования рынка, защита и стимулирование конкуренции в рыночной среде	12
2.2. Перераспределения доходов, корректировка распределения ресурсов, обеспечение экономического роста и стабильности.	17
Часть 3. Анализ выполнения функций государства в экономике России
3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики.	23
3.2. Основные проблемы рыночных отношений в современной России	29
Заключение	33
Список литературы	35


Введение
     Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния, ведь государственная политика просто не должна отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. 
     Россия является страной, где рыночная экономика полностью не сформировалась. Вследствие экономических реформ сложилась деформированная и нерациональная рыночная экономика. [1] В российской экономике роль государства в экономике имеет  искаженный характер, что является тормозящим фактором развития экономического хозяйства в целом, поэтому данная проблема становится наиболее актуальной. России надо составить стратегический план, который будет ориентирован на поднятие рыночной экономики до совершенного уровня. Сформировавшаяся рыночная экономика развитого государства позволит увеличить национальный капитал и улучшить уровень жизни российского общества.
     Целью данной курсовой работы является анализ экономической роли государства в современном рыночном механизме. 
     Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) определить сущность рыночной экономики;
2) рассмотреть функции государства в рыночной экономике;
3) изучить основные методы государственного вмешательства в экономику;
4) охарактеризовать показатели развития российской экономики и государственные меры по преодолению последствий финансово-экономического кризиса.
     Объектом исследования в курсовой работе является рыночная экономика.
     Предмет исследования – роль государства в регулировании рыночной экономики.
     Применялось два метода эмпирического исследования: наблюдение и сравнение.
     Нормативно-правовая база: Конституция РФ, Федеральные законы РФ.
     Теоретическая база исследования: И.В. Липсиц «Экономика» Учебник для вузов, 2006.  И.А. Хисамутдинов «Основы экономики и теории рынка», 2010. 
     
Часть 1. Сущность рыночной экономики и значение государства в ней
1.1. Рыночная экономика как ограничитель государственного влияния
     В современной развитой экономике основу жизнедеятельности составляет рынок. Государство же в принципе подчиняется рыночным правилам игры, основанным на правах собственности.[2]
     Государственное регулирование в рыночной экономике и дополняет, корректирует чисто рыночный механизм. Однако, у государственного воздействия на рыночный механизм существует определенный предел. Если, даже руководствуясь исключительно благими намерениями, государство преступает необходимый предел, то происходит деформация самого рыночного механизма. [3]
Для изучения допустимых функций государства в отношении рыночной экономики необходимо рассмотреть основные черты, свойства, а также достоинства и недостатки рыночной экономики.
Рыночная экономика основана на принципах:
     •	предпринимательства;
     •	многообразия форм собственности на средства производства;
     •	рыночного ценообразования;
     •	договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);
     •	ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
     •	присвоения прибавочной стоимости
Рыночная экономика обладает следующими основными характерными чертами:
1) конкуренция;
2) многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);
3) полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
4) свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;
5) ориентированный на покупателя рынок.[2]
     
     Также, рыночная экономика обладает следующими свойствами, представленными на схеме 1.
     Схема 1. Свойства рыночной экономики
     
     Рассмотрев основные составляющие рыночной экономики, можно сформулировать определение понятия рыночная экономика.
     Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.[2]
     У рыночного механизма есть как преимущества, так и недостатки.
     К его преимуществам относят:
1) экономическую демократию - свободу выбора и действий потребителей и покупателей (они независимы в принятии своих решений, заключении сделок);
2) эффективное распределение ресурсов;
3)  гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям, способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке не равновесия.
     
     Недостатки рынка проявляются в следующем:
1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям.
В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.
     2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.
     3. Рыночный механизм не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов, так называемых экстерналий. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.
     4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте и обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.
     В качестве примера можно выделить следующее: по данным ООН, разрыв в средних доходах между самыми богатыми и самыми бедными странами в 1960 г. составлял 30:1, а в 2000 г. - уже 74:1, в 2010- 83:1.
     Соотношение между доходами самых богатых и самых бедных в России (коэффициент фондов) в первом полугодии 2009 года составило 15,8 - точно таким же оно было по итогам аналогичного периода годом ранее. Для сравнения, в первые полгода 2005 года коэффициент составлял 14,5, через год - 14,9, а в 2007-м - 15,4.[2]
     К началу 2008 г. доходы 10% самых богатых слоев населения превышали доходы 10% самых бедных слоев не менее чем в 17 раз. В индустриально развитых странах этот коэффициент вдвое и более ниже.[2]
     Динамика средней заработной платы по России в долларах и рублях в 1992-2014 годах показана на графике 1. [8] 
     График 1.

     5. Возможности нетрудовых доходов населения.
     Наша только формирующаяся рыночная экономика уже дает немало достаточно очевидных примеров нетрудовых доходов. Некоторые из так называемых «новых русских» всего за одно десятилетие сумели нажить миллиардные состояния. По оценкам журнала «Forbes», к середине 2010 г. у Владимира Лисина (НЛМК) - 15,8 млрд.долл.., Михаила Прохорова (Онэксим) - 13,4 млрд.долл., банкира Михаила Фридмана (Альфа-Групп) - 12,7 млрд.долл., многопрофильного олигарха Романа Абрамовича (ЕвразГруп) - 11,2 млрд.долл. Этот перечень можно было бы продолжить и дальше.
     О чрезмерной концентрации доходов в РФ свидетельствуют такие данные, что капитал 36 сверх богатых людей России (110 млрд. долл.) составлял в 2009 г. 24% ВВП РФ[3]. Притом эти капиталы и доходы с них растут быстрее, чем ВВП.
     6. Современный рынок таит в себе опасность безработицы. 
     Реальность безработицы в условиях рыночной экономики подтверждается многими историческими фактами. Несомненно, что в массовом виде она возникла именно в странах с развитым товарным производством, прежде всего в Англии. Причем наибольшая величина относительного перенаселения тесно связана с экономическими кризисами. Во время мирового кризиса 1857 г. безработица среди членов профсоюза английской металлообрабатывающей промышленности достигла 12%. В этот же период в США только в Нью-Йорке число «лишних людей» превысило 150 тысяч.[2]
     В России уже в ходе перестройки стала активно формироваться армия безработных людей. За 90-е годы их количество почти постоянно возрастало и к началу 2010 г. (по данным Росстата) составило более 7,7 млн. человек (официально зарегистрированы в органах занятости как безработные 2,3 млн человек).[2]
     Уровень безработицы в России в 1991-2013 годах показан на графике 2.
     График 2.
      
     7. Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени.[2]
     Данные слабости или недостатки рыночной экономики предопределяют важность и необходимость государственного регулирования экономики. 

1.2. Роль государства в рыночном механизме
     Как было сказано ранее государство во многом ограничивается рыночными правилами игры, основанными на правах собственности. Но с другой стороны, государство также является, в свою очередь, ограничителем и регулятором рыночного механизма, т.е. государство – это не пассивный наблюдатель за экономическими процессами в рыночной экономике. Оно вмешивается в рынок, регулирует его через налогообложение, бюджетное перераспределение, законодательство, выработку обязательных к исполнению стандартов.
     В отличие от рыночных сил государство обладает общепризнанным и исключительным правом принуждения, т.е. правом ограничивать свободу выбора экономических субъектов.[3]
     Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта — это так называемый государственный сектор. Его доля различна для разных стран: традиционно минимальна для США (удельный вес государственной продукции в национальном доходе в середине 80-х годов — 1—2%) и значительна в странах Западной Европы (удельный вес госсектора в ВВП Австрии — 26%, Франции — 20, Швеции — 14, Италии — 12%). В США 10—12% предприятий строятся государством, около 6% остаются в его собственности, а остальные передаются частным компаниям для эксплуатации. Принципиальная разница в положении госсектора США и Западной Европы объясняется размахом деятельности и силой крупных фирм.[3]
     Важнейшие причины исторического роста государственного сектора в экономике: войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды и эгалитаризм (равенство).
     В мировой экономической науке понятие госсектора связано не столько с самой государственной собственностью, сколько со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции. В сфере распределения удельный вес государства очень велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене — практически равным нулю.[3]
     Государственное регулирование экономики решает различные задачи, выступающие на передний план в тот или иной период. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержание внешнеэкономического равновесия путем активизации или сдерживания экспорта либо импорта разных товаров или капитала.[1]
     Уровень государственного (макроскопического) регулирования сложился после самого глубокого в истории капитализма кризиса 1929–1933 гг. (так называемого великого кризиса). Этот кризис показал, что существовавший в то время “двухслойный” хозяйственный механизм не способен был обеспечивать более или менее стабильное состояние и развитие капиталистической экономики, а, следовательно, и общества в целом. [1]Стало очевидным, что без резкого усиления экономической роли государства традиционный капитализм не имеет будущего.

Часть 2. Функции государственного регулирования рыночной экономики
2.1. Обеспечение правовой базы функционирования рынка, защита и стимулирование конкуренции в рыночной среде
1. Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.
     Государственные органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной деятельности, играют важную роль при рассмотрении и урегулировании спорных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для наложения соответствующих наказаний.[4]
     Именно права собственности определяют хозяйственные отношения между домашними хозяйствами, фирмами, производителями, потребителями и государственными институтами и учреждениями. Все юридические права и нормы, обязательные для всех участников экономической системы определяет и гарантирует государство.
     Данная функция государства в рыночной экономике необходима по ряду причин:
* если права собственности и гарантии их соблюдения не закреплены законодательно, участники рынка не могут свободно осуществлять взаимовыгодный обмен;
* если нет уверенности в соблюдении правил и норм, собственники опасаются за свое имущество, у них меньше стимулов заботиться о принадлежащих им активах и инвестировать в капитал.
* законодательно гарантированные права собственности поддерживают существование и роста экономики свободного предпринимательства. 
     Только с помощью государства могут быть установлены и соблюдены законы, правила и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.[5]
2. Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.
     Государство должно играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, которая является важным принципом рыночной системы экономики. 
     Данная функция государства необходима в рыночном механизме по следующим причинам:
* если не поддерживать функционирование конкурентных рынков, где цены выступают в качестве механизма распределения ресурсов, то не будет совершаться эффективного распределения благ, что приведет к появлению монополии.
* когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. 
* наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ в сравнении с конкурентным рынком. Кроме того, условия монополии определяются диктатом производителя на рынке. 
     Рассматриваемая функция государства проявляется посредством проведения тех или иных антимонопольных мер, разработки антимонопольного законодательства и создания специальных государственных органов, контролирующих деятельность фирм, обладающих мощной монопольной властью. Там, где сама технологическая потребность производства обусловливает необходимость существования крупных предприятий, используется экономическое регулирование правительством деятельности этих крупных предприятий или институт государственной собственности. [5]
     Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое и налоговое регулирование. 
3. Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.
     Государство играет важную роль в решении вопросов, связанных с внешними эффектами, нейтрализация которых не подвластна ценовому механизму рынка. 
     Внешние эффекты – это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки потребителей и фирм, не являющихся непосредственными участниками видов деятельности, приводящих к внешним эффектам. [4]
     Выгоды или издержки, о которых идет речь, появляются, когда участники экономической системы принимают решения, не неся альтернативных затрат (издержек) в связи со своим выбором. 
     Выделяют следующие виды внешних эффектов, представленных на схеме 2.










Схема 2. Внешние эффекты

     Положительный внешний эффект называют выгодой третьего лица, а отрицательный — издержками третьего лица.
     Когда рынок не может регулировать такие издержки, государство предпринимает всевозможные шаги, чтобы побудить людей считаться с внешними издержками, которые в результате их неумышленных действий приходится нести другим людям. [4]
     Внешняя экономическая выгода также может быть неподвластна людям, принимающим решения. Например: районная поликлиника проводит профилактическую вакцинацию. Это приносит пользу не только людям, которым сделали прививку, но и другим жителям района, для которых снизится риск заболевания. Именно государство организует и финансирует подобные мероприятия, поскольку людям свойственно учитывать только те блага и выгоды, которые они получают непосредственно, а не в результате внешних эффектов. [5]
     Государство может также ввести дополнительный налог на прибыль предприятий, загрязняющих окружающую среду, и использовать полученные средства для очистки водоемов или, наоборот, выплачивать дотации производителям образовательных услуг или обучающимся либо и тем и другим, чтобы сделать образование более доступным для большинства граждан.

2.2. Перераспределения доходов, корректировка распределения ресурсов, обеспечение экономического роста и стабильности.
1. Предоставление общественных товаров и услуг
     Механизм свободного рынка позволяет людям удовлетворить только те потребности, которые выражаются через платежеспособный спрос. Большинство товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке, являются частными благами, т.е. предназначенными для индивидуального потребления. Но помимо частных благ, люди пользуются общественными благами. Характерные черты предоставляемых благ представлены на схеме 3.
Схема 3. Характеристики предоставляемых благ

     Предоставление населению общественных благ становится одной из функций государства в рыночной экономике, а их финансирование ложится на центральные и местные бюджеты, которые формируются за счет налогов. [4]
     В ряде случаев непросто отделить общественные блага от частных. Есть немало видов услуг, имеющих признаки и тех, и других. Например: услуги образования, учреждений культуры. С одной стороны, они близки к общественным благам. Люди потребляют их совместно и поровну, например школьники, обучающиеся в одном классе, посетители музеев и кинотеатров и т.д. С другой стороны, они близки к частным благам, так как не отвечают принципу неисключаемости их потребления. Политика государства в отношении таких услуг должна быть достаточно гибкой: их нельзя полностью осуществлять за счет государства, но и недопустима полная их приватизация. Например, во всем мире большинство школ и других учебных заведений являются государственными. Поэтому в условиях рыночной экономики, как правило, используется промежуточный вариант: наряду с государственными колледжами, университетами существуют и частные, пользующиеся поддержкой государства. Так, в конце 80-х гг. из государственных источников покрывалось 13,8% расходов в частной системе образования США. [5]
2. Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики. 
     Рыночная экономика является нестабильной структурой, потому что часто испытывает подъемы и спады. Нарушения равновесия рынка и нестабильность рыночной экономической системы в целом связана, в первую очередь, с такими отрицательными явлениями, как рост цен, инфляция, снижение уровня жизни определенных слоев населения и безработица. Поэтому государственное регулирование должно быть направлено на обеспечение эффективности и справедливости в распределении экономических ресурсов и благ.
     Государство имеет возможность вносить определенный вклад в предотвращение резких спадов и подъемов производства, сокращение уровня безработицы, стабилизации цен и обеспечения экономического роста. 
Но, к сожалению, большинство негативных факторов тесно взаимосвязаны как напрямую, так и в противоположную сторону. Например, попытки снизить уровень безработицы могут закончиться ростом цен. Экономисты спорят, может ли государство обеспечить экономическую стабильность и не лучше ли предоставить решение этой задачи рынку. Тем не менее, полная занятость (т.е. поддержание безработицы на естественном уровне), стабильные цены и экономический рост признаются важнейшими целями государственного регулирования. [5]
     Рыночный механизм не в состоянии гарантировать всем членам общества достаточное количество пищи и одежды, крышу над головой, образование и медицинскую помощь. 
     Цель многих правительственных программ – перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоев населения. Работники платят налоги, в том числе, взимаемые с их заработной платы в соответствии с программами социального страхования и медицинской помощи, а государство аккумулирует денежные средства с помощью системы налогообложения, а затем распределяет их по целевому назначению в виде трансфертных платежей малоимущим слоям населения. Во многих странах государственные программы перераспределения доходов делятся на две основные категории, представленные на схеме 4.
     Схема 4. Категории программ перераспределения доходов населения.

     Целью данных программ, является обеспечение социальных и экономических условий для развития образования, здравоохранения и инвестиций в человеческий капитал.
     Люди, обладающие большим количеством ресурсов или более производительными ресурсами, как правило, больше зарабатывают, потому что больше производят. Это значит, что рыночная экономика распределяет малую часть прибыли  среди людей, неспособных внести вклад в национальное производство. В результате такие категории населения, как пенсионеры, инвалиды, сироты оказываются без достаточных социально экономических гарантий. 
     Объектами социальной защиты, являются основные показатели уровня жизни населения - доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д. 
     Конкретные формы социальной защищенности многообразны. К ним относятся: 
     •	минимальная оплата труда;
     •	пенсии по старости;
     •	пенсии по инвалидности;
     •	пенсии по случаю потери кормильца;
     •	пенсии за выслугу лет;
     •	пособия при рождении ребенка, пособия на период отпуска за уходом за ребенком, ежемесячные пособия на детей одиноким матерям, пособия детям-сиротам;
     •	стипендии студентам и учащимся в сфере профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства;
     •	индексация доходов в условиях инфляции;
     •	компенсация потерь от стихийных бедствий, частичная компенсация потерь сбережения населения;
     •	пособия по безработице, а также компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения содержания в связи с вынужденным прекращением работы предприятий и организаций;
     •	медицинское страхование;
     •	защита условий труда;
     •	социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов, оказание медицинских услуг;
     Многие экономисты считают, что участие государства в перераспределении доходов позволяет добиться справедливости. Но реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, порой приводит к искажению стимулов труда, изменению поведения людей и снижению эффективности использования ресурсов. [4];[5]
3. Участие в хозяйственной деятельности.
     Государство участвует в рыночной экономике  не только как ограничитель и контролер, но и как крупнейший производитель и потребитель товаров и услуг. В качестве потребителя государство приобретает товары и услуги специфического назначения, например, военные самолеты, танки, боевые корабли и другое оборудование, необходимое для осуществления национальной обороны. В качестве производителя - предоставляет обществу так называемые общественные блага и услуги (например, здравоохранение, национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и прочие), поскольку к их производству безразличен рынок. [5]
     Данная функция государства в рыночной экономике основывается на следующих факторах:
     * механизмы рынка и цен обслуживают, в основном, производство, обращение и потребление индивидуальных благ;
     * рыночное предложение общественных благ, приносящих пользу всем потребителям, недостаточно или совсем отсутствует; 
     * частным фирмам просто невыгодно производить общественные блага, так как часть потребителей, не желающих платить за услугу, не будет исключена из потребления блага. 
     Потребность общества в общественно полезных благах велика, и государство берет на себя роль производителя общественных товаров и услуг, замещая собой частный бизнес, а затраты на их производство финансируются за счет налогов, законодательным путем взимаемых со всех граждан. [4]
     Лишь немногие товары являются чисто общественными или служат только для индивидуального потребления. 
     Некоторые частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении.[4]
     В условиях рыночной экономики рынок сам является основным регулятором производства, распределения и потребления. Но рассмотренные ранее недостатки рыночного механизма определяют необходимость государственного воздействия для решения задач, важных для общества, которые неспособна решить рыночный механизм. Причины слабостей рыночной экономики заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества.[1]

Часть 3. Анализ выполнения функций государства в экономике России
3.1. Методы государственного регулирования рыночной экономики.
     Необходимость осуществления экономических функций предполагает наличие у государства определенного инструментария. 
     В условиях рынка государственное регулирование экономики — целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макро- экономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы. Все используемые правительством регуляторы экономической жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику.[6]
     Методы прямого регулирования или экономические методы базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. 
     Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. 
     С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.[6]
     
     Методы косвенного регулирования или административные методы предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.
     Исходя из организационно-институциональных особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить на правовые, административные, экономические. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику призваны обеспечить ее правовую инфраструктуру, создать для частного сектора - домохозяйства и бизнеса — разумные правовые условия функционирования. Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил экономического поведения для фирм-производителей и потребителей. 
     Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функционирования фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д. 
     Административные меры подразделяются на меры запрета (производство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми видами лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осуществление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уплата налогов, установка очистных сооружений и пр.). 
     Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Административные меры могут использоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. Административные меры регулирования в странах с развитой рыночной экономикой используются в незначительных масштабах, чаще всего они ограничиваются охраной окружающей среды, социальной защитой населения. 
     Роль административных методов возрастает в критических ситуациях — во время войны, тяжелого положения в экономике. Экономические инструменты государственного регулирования включают совокупность мер, воздействующих на характер рыночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществляется путем воздействия на спрос и предложение на национальном рынке, на структуру экономики, путем активизации факторов экономического роста и т.п. 
     Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирование — высшая форма государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия. 
     Государственные программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Государственное программирование может быть нацелено на отдельные отрасли» регионы; объектами государственных программ могут стать отдельные направления научных исследований и т.д. Достижение целей экономической политики государства требует использования взаимосвязанного инструментария, т.е. комплексного использования всех методов и способов государственного воздействия на экономику.
     Государство применяет различные методы, к которым у рыночной системы следующие.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.