- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Роль Международного Комитета Красного Креста в развитии международных отношений в гуманитарной области
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001715 |
Тема: | Роль Международного Комитета Красного Креста в развитии международных отношений в гуманитарной области |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ» Конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу среди курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Номинация: Исследования в области гуманитарных и общественных наук Кафедра иностранных языков НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на тему «Роль Международного Комитета Красного Креста в развитии международных отношений в гуманитарной области» Научный руководитель: Автор: Фамилия: Гольцева Фамилия: Бобылева Имя: Ольга Имя: Виктория Отчество:Юрьевна Отчество: Ильинична Ученая звание: доцент кафедры Должность: курсант Ученая степень: Учебная группа: 317 Контактный телефон: Курс: 3 «З» 84997896778 Факультет: международно-правовой Специальное звание: рядовой полиции Контактный телефон: 89651867126 Москва - 2017 Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические и правовые основы статуса МККК в контексте изучения проблем развития и реализации МГП 6 1.1 Гуманитарное право 6 1.2 Правовой статус МККК 7 ГЛАВА 2 Формы влияния МККК на развитие международного гуманитарного права 11 2.1. Принципы МККК 11 2.2.Пути развития международных отношений в гуманитарной области 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29 ПРИЛОЖЕНИЕ 32 Введение Актуальность темы исследования определяется укреплением роли и самостоятельности негосударственных образований в системе международных отношений. По аналогии с договорными нормами гуманитарного права, которые явились ответной реакцией международного сообщества на ужасы войны1, современный миропорядок, частью концепции которого является право прав человека, возник из стремления «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в... достоинство и ценность человеческой личности»2. Как ни парадоксально, пути развития этих двух отраслей права, которые в силу своей природы могли бы идти рука об руку, очень скоро разошлись – и даже сейчас, спустя десятилетия, не прекращаются дебаты по вопросу их взаимосвязи. Немного найдется таких вопросов, которые исследователи гуманитарного права и права прав человека изучают столь глубоко и тщательно, сколь глубока взаимосвязь между этими двумя отраслями права. Много трудов посвящено сходствам и различиям между гуманитарным правом и правом прав человека. Международные экспертные органы, действующие в сфере международного права прав человека (МППЧ), неоднократно ссылались – скорее опосредованно, нежели напрямую, – на источники международного гуманитарного права (МГП)3. Международные и национальные судебные органы также уделяли большое внимание данному вопросу4. Однако, до настоящего времени непрекращающееся скрупулезное обсуждение вопроса не привело к согласованным выводам относительно того, каким образом следует совместить многочисленные нормы МГП и МППЧ с тем, чтобы наиболее эффективно выполнить общую задачу этих двух отраслей права, заключающуюся в защите человеческого достоинства. Современные тенденции развития международных отношений в гуманитарной области требуют определения роли Международного Комитета Красного Креста (далее для краткости - МККК, Комитет) в развитии и реализации норм международного гуманитарного права (далее для краткости МГП). В Российской Федерации действует Соглашение от 24 июня 1992 г. между Правительством РФ и МККК о статусе МККК и его делегации (представительства) на территории России. Московская делегация МККК была открыта в 1992 г. В настоящее время Комитет, являясь гарантом выполнения норм МГП, проводит постоянный мониторинг возникающих и продолжающихся вооруженных конфликтов, процессов реализации государствами своих международных обязательств. МККК анализирует изменения характера вооруженного конфликта, связанные с развитием средств поражения (повышение могущества оружия, масштабов поражения), применение которых должно основываться на принципах МГП. Одной из важнейших проблем современного гуманитарного права является перемещение театра военных действий в местности, густонаселенные гражданскими лицами, использование их в качестве главной цели нападения негосударственными группировками в конфликтах немеждународного характера - соответственно увеличение количества жертв вооруженной борьбы. Характер влияния МККК на осуществление МГП различается в зависимости от уровня деятельности: международного и национального. Цель представленного исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного изучения международно-правовых норм, практики их применения в период вооруженных конфликтов и оценки эффективности определить роль МККК в осуществлении процессов развития МГП и реализации его норм. Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач: • определение правового статуса МККК в контексте изучения проблем развития и реализации МГП; • исследование существующих форм деятельности МККК по развитию МГП; • анализ позиции МККК относительно наиболее актуальных проблем МГП для определения степени влияния МККК на процесс развития МГП в настоящее время; Объектом настоящего исследования являются международные правоотношения, складывающиеся в сфере развития и реализации МГП с участием МККК. Предметом исследования являются вопросы деятельности МККК по развитию и реализации МГП. Глава 1. Теоретические и правовые основы статуса МККК в контексте изучения проблем развития и реализации МГП 1.1 Гуманитарное право Будучи важной составной частью международного публичного права, международное гуманитарное право является сводом норм, направленных в период вооруженного конфликта на предоставление защиты лицам, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях, а также ограничивающие методы и средства ведения войны5. Под международным гуманитарным правом, применяемым в период вооруженных конфликтов, МККК понимает международные нормы как договорного, так и обычного характера, которые специально предназначены для решения гуманитарных проблем, являющихся прямым следствием вооруженных конфликтов — международных и внутренних — и ограничивают по гуманитарным соображениям право сторон в конфликте применять по своему усмотрению методы и средства ведения боевых действий, а также предоставляют защиту лицам и имуществу, которые пострадали или могут пострадать в результате конфликта. Женевская конвенция 1864 г. заложила основу для быстрого развития современного гуманитарного права. Ее основные черты: * постоянные писаные нормы, имеющие универсальный характер и предоставляющие защиту жертвам конфликтов; * многосторонний характер договора, открытого для присоединения всех государств; * обязательство оказывать помощь всем больным и раненым военнослужащим, без какого бы то ни было различия; * уважение и обозначение при помощи эмблемы (красный крест на белом фоне) санитарного персонала, а также санитарных материалов и оборудования. 1.2 Правовой статус МККК МККК принимает все необходимые меры для обеспечения эффективного применения гуманитарного права. Международный Комитет использует для этого Консультативную службу, задача которой заключается в оказывании властям практического содействие в деле принятия национальных законов и других правовых актов, предусматривающих применение гуманитарного права во внутреннем правопорядке. Если речь идет о серьезных и повторяющихся нарушениях, и факт их совершения не вызывает сомнения, Международный Комитет оставляет за собой право высказаться о них публично, если такая мера обеспечит защиту интересов пострадавших или лиц, находящихся под угрозой. Таким образом, данная мера носит исключительный характер.6 Реализация норм права является одним из краеугольных камней проблемы эффективности отраслей права, и МГП не является исключением. Деятельность МККК по реализации норм МГП основана на позиции, что, хотя сложности, возникающие при осуществлении гуманитарного права, бывают связаны с недостаточностью действующих норм, их основной причиной все же является реализация норм МГП не в полном объеме. В целях успешной реализации международно-правовых обязательств согласно гуманитарному праву государства обязаны осуществить ряд мероприятий как на национальном уровне, так и на международном уровне, самостоятельно, либо в сотрудничестве с другими государствами. Меры по реализации гуманитарного права отличаются в зависимости от того, на каком уровне осуществляется применение. Чаще всего реализация на внутригосударственном уровне требует принятия национальных правовых актов, которые в этом случае носят обеспечительный и дополнительный характер. МККК предпринимает принципы и нормы МГП в соблюдении и обеспечиванию их соблюдения при любых обстоятельствах, включая обеспечение реализации обязательств в полном объеме на национальном уровне. Для этой цели МККК учреждает региональные делегации, которые непосредственно занимаются оказанием правовой помощи государствам, также устанавливают постоянные связи с национальными комитетами (комиссиями) по имплементации международного гуманитарного права (организационно-правовая форма их деятельности определяется самими государствами). Одним из примеров юридической помощи МККК государствам в реализации норм международного гуманитарного права на национальном уровне является разработка проектов модельных законов. В частности, на заседании Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеей СНГ по социальной политике и правам человека 3 апреля 2008 г. был одобрен проект модельного закона «О пропавших без вести». Его принятие было внесено в Перспективный план развития модельного законодательства в сфере социальной политики до 2010 г. Рассмотрение указанного вопроса было инициировано именно МККК, который подготовил проект модельного закона. В ноябре 2008 г. МККК совместно с Межпарламентской Ассамблеей СНГ была проведена конференция по МГП. После завершения конференции 25 ноября 2008 г. Ассамблея приняла модельный закон «О лицах, пропавших без вести». Меры реализации на международном уровне, предпринимаемые МККК, касаются обеспечения эффективности применения международно-правовых механизмов реализации, предусмотренных отдельными международными договорами в области МГП. На международном уровне МККК непосредственно осуществляет нормы МГП в ходе оперативной работы. Комитет участвует в деятельности межправительственных организаций (ООН, ОАЕ, Африканский союз и т.д.), международных судебных учреждений (МУС, Трибунал по бывшей Югославии), а также играет важную роль в эффективном функционировании механизмов реализации норм Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.; деятельности Держав-покровительниц, проведении расследования в случае нарушения норм МГП, установлении фактов в соответствии со ст. 90 Дополнительного Протокола I, деятельности Центрального агентства по розыску и Центрального Справочного Агентства МККК с целью повышения эффективности реализации норм МГП, а также осуществляет их толкование, которое носит неофициальный характер, но имеет важное значение в качестве, позиции экспертного учреждения с богатым опытом работы в данной сфере деятельности. В ходе толкования норм международного гуманитарного права Комитет определяет принципы применения норм МГП, которые не могут игнорироваться государствами при осуществлении своих международно-правовых обязательств в сфере МГП В соответствии с гуманитарным правом МККК может следить за соблюдением гуманитарных норм. «Представителям или делегатам Держав-покровительниц будет разрешено посещать все места, где находятся военнопленные, в частности места интернирования, заключения и работы (...)». И далее: «Представители Международного Комитета Красного Креста пользуются такими же правами». (Статья 126 Конвенции III). Аналогичные положения, касающиеся интернированных гражданских лиц, содержатся в статье 143 Женевской конвенции IV. Согласно Уставу Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, роль МККК заключается также в том, чтобы: «(...) выполнять задачи, возложенные на него Женевскими конвенциями, способствовать точному соблюдению положений международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, и принимать любые жалобы относительно предполагаемых нарушений этого права». (Статья 5, пункт 2в). Глава 2 Формы влияния МККК на развитие международного гуманитарного права 2.1. Принципы МККК В условиях вооруженного конфликта обеспечение эффективности правовой защиты человека уже само по себе является сложной задачей. По мнению Хэмпсона, вооруженные конфликты, как международные, так и немеждународные, имеют последствия для каждого вида прав человека в индивидуальном порядке7. Еще сложнее обеспечить защиту группам лиц (а порой и всему населению), которые затронуты вооруженными конфликтами, обеспечить гуманное обращение с категориями лиц, пользующихся защитой (например, раненые и больные, лица, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные и гражданские лица). Деятельность МККК не ограничивается только оперативной деятельностью непосредственно на местах ведения боевых действий. С момента создания члены МККК осознавали важную роль права в деле гуманизации войны и ограничения её тяжелых последствий. Поэтому содействие развитию МГП является одной из важнейших задач Международного Комитета. МККК поддерживает принцип нейтральности, который исключает поддержку политических взглядов той или иной стороны. Необходимо начать с того, что МККК не принимает «глобальной войны с терроризмом» и считает нецелесообразным применять нормы международного гуманитарного права к конфликтам, которые не достигли уровня военных действий. Следует особо подчеркнуть необходимость индивидуального подхода при квалификации ситуаций насилия, по причине того, что большинство мер, принимаемых государством для подавления террористических актов, не соответствует нормам МГП. Международный Комитет Красного Креста задействован в обсуждении существующих норм МГП, участвует в анализе содержания норм международного права de lege fcrenda; в подготовке дипломатических конференций и в их проведении; призывает государства к скорейшей ратификации норм соглашения, если того требует процедура. Таким образом, роль МККК в развитии МГП способствует повышению эффективности процесса кодификации и прогрессивного развития международного гуманитарного права. Роль МККК в развитии норм МГП можно проиллюстрировать на многочисленных примерах. Так, изучение практики применения различных видов кассетных боеприпасов во время военных действий убедило экспертов МККК в необходимости запрещения некоторых их видов на международном уровне Для МККК неприемлемы проекты законов государств по борьбе с терроризмом, которые включают положения по административному содержанию под стражей (интернирование). Важно учесть, что международные договоры недостаточно регулируют процессуальное право данных лиц, а также не рассматривают особенности правового режима, которые применяют власти. Исполнительные органы власти будут использовать интернирование в качестве неполноценной системы уголовного наказания, пренебрегая предусмотренными законами. Поэтому МККК содействует независимости и беспристрастности органа для расследования нарушений международного гуманитарного права. МККК обращает внимание на применение международных норм к лицам, содержащихся под стражей за границей в ходе «войны с терроризмом». Несмотря на доводы, выдвигаемые некоторыми государствами, указанные лица не должны оказываться в так называемой «правовой черной дыре». К лицам, содержащимся под стражей, должны применяться положения МГП и международное право прав человека. В борьбе против терроризма МККК предлагает свои гуманитарные услуги. МККК призван защищать жертв вооруженных конфликтов и оказывать им помощь, поэтому для него очень важно получение беспрепятственного доступа к нуждающимся. Для разрешения данной проблемы необходимо наладить диалог с государствами, чтобы совместными усилиями обеспечить потребности пострадавшим. Исследования показывают, что на данный момент международное гуманитарное право не способно восполнить все потребности пострадавших, особенно в террористических ситуациях. Конкретнее, необходимо предпринять новые варианты действий, которые будут основываться на положениях международного гуманитарного права. Данные меры должны быть направлены на эффективную защиту лиц, лишившихся свободы, беженцев, а также на компенсацию потерь тех, кто пострадал от нарушений. Освещая проблему беженцев, МККК обеспокоен их репатриацией. Заинтересованные государства должны внимательно подходить к определению времени и условию возвращения беженцев. Помощь беженцам предоставлялась на самых ранних стадиях конфликта. Принцип недискриминации, вытекающий из общего принципа равенства8, является всеобъемлющим правом, которое неотделимо от соблюдения иных прав человека и в таковом качестве лежит в основе иных гуманитарных норм9. Фактически лица, пользующиеся защитой по МГП, могут в полной мере воспользоваться своим статусом только при условии соблюдения их права на недискриминацию. Это право, являющееся аналогом запрещения какой-либо дискриминации, содержащегося в МГП, включено в Устав ООН и основные договоры в области МППЧ10. Хотя право на недискриминацию не перечислено среди неотъемлемых прав в статье 4 (1) Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), в этой статье запрещаются отступления от принципов недискриминации. Кроме того, запрет на дискриминацию содержится в статье 26 МПГПП, а также в Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним. Кроме того, практикой государства в качестве нормы обычного международного права, применяемой во время как международных, так и немеждународных вооруженных конфликтов, устанавливается запрещение проводить неблагоприятное различие, основанное на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного статуса или на каких-либо других подобных критериях11. В отличие от ППЧ, в котором, как правило, люди рассматриваются как индивиды, МГП рассматривает людей (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных или гражданских лиц) как «группы», члены которых имеют схожие потребности в гуманитарном плане. Следовательно, предполагается, что ссылка на «права человека в период вооруженных конфликтов» применительно как к группам лиц, пользующихся защитой, так и – в соответствующих случаях – к отдельным лицам, должна всегда, в том числе и в практике МККК, сопровождаться ссылкой на принцип недискриминации. Вооруженные конфликты ставят под угрозу в первую очередь право на жизнь. Широко известен тот печальный факт, что начиная со времен Второй мировой войны, нападения на покровительствуемых лиц стали все чаще происходить во время современных военных действий, что вызывает все большее беспокойство. Как пишет Саммерфилд, «речь идет либо о случаях порожденной безответственностью анархии на поле боя, либо об умышленном распространении террора, использовании принуждения, воздействуя страхом, преднамеренном нарушении основополагающих прав человека, имеющихся у гражданского населения». 12 Жестокость, выходящая за пределы человеческого понимания, часто методично применяется, чтобы насадить террор как метод контроля над населением в целом. Жизни и здоровью лиц угрожают неизбирательные нападения, незаконное использование оружия, суммарные казни, невозможность получить медицинскую помощь в надлежащем объеме – не говоря уже о тех опасностях, которые еще менее контролируемы, такие как инфекционные заболевания или стихийные бедствия. Помимо того, что они являются серьезными нарушениями прав человека, умышленные посягательства на жизнь, физическую и психологическую неприкосновенность или достоинство лиц, пользующихся защитой, а порой и угрозы прибегнуть к таким актам являются также и военными преступлениями. Таким образом, элементы ряда явных нарушений, перечисленных в руководящем документе DOCT/63-2006/1, рассматриваются ниже с сравнительной точки зрения, проводя параллель между МППЧ и МГП. В заключение хотелось бы отметить, что в любых ситуациях, которые могут угрожать жизни людей , МККК действует строго в рамках гуманитарной деятельности и стремится к наибольшей реализации своих возможностей по предоставлению помощи и защиты. 2.2.Пути развития международных отношений в гуманитарной области Сегодня кардинально меняется специфика конфликтных точек по всему миру: растет число вовлеченных сторон, расширяется территория распространения конфронтации, конфликты все чаще приобретают затяжной характер. Вследствие этого нормы международного гуманитарного права оказываются неприспособленными к урегулированию вооруженных конфликтов, что отражается на возможности международного сообщества влиять на ход событий и решать вопросы мирным путем. Международные гуманитарные организации, такие как МККК, вынуждены преодолевать барьеры доступа в зоны боевых действий, налаживания коммуникации со сторонами, а лишь потом заниматься своими основными задачами по защите мирного населения, которое в итоге вынуждено жить в условиях гуманитарной катастрофы. Данное проблемное поле стало особенно актуально во время обострения глобальной геополитической обстановки, ухудшения отношений между Россией и Западом и открытого конфликта в Украине. По мнению С.А.Маркова, международные гуманитарные организации не справляются с выполнением своей роли на Донбассе 13. На территории Луганской и Донецкой областей и, прежде всего, самопровозглашенных Луганской и Донецкой республик, мирное население живет в условиях гуманитарной катастрофы. Иными словами, ухудшение гуманитарного положения населения становится тактическим инструментом в политической стратегии. Угроза для жизни и открытая военная конфронтация на Донбассе уже привела к огромному количеству вынужденно перемещенных лиц, 80% которых уезжают на территорию России, а 20% остаются на территории Украины, в том числе на Донбассе, в качестве внутренне перемещенных лиц. Принятие массового потока беженцев (прежде всего, в Россию) осуществляется в основном в отсутствие помощи со стороны международных организаций. В этом контексте встает вопрос о невыполнении международным гуманитарным сектором, частью которого является и Красный Крест, своих функций в отношении гуманитарного кризиса. Старший помощник Генерального Секретаря Организации Договора о коллективной безопасности В.И.Никишин констатировал, что ситуация в мире обострилась, чему способствовало и ухудшение отношений между США и Россией, НАТО и Россией и в целом между Западом и Востоком. Деятельность и стратегия развития ОДКБ напрямую зависит от ряда глобальных и региональных факторов. Ситуация на Украине – далеко не единственная проблема для МККК, который ведет свою деятельность по всему миру. В условиях обострения гуманитарной обстановки в конфликтных зонах в глобальном масштабе, в 2016 г. Красный Крест увеличил свой бюджет на 20%. Увеличили свои взносы страны-подписавшие Женевские Конвенции; Россия, в частности, целенаправленно выделила деньги на гуманитарные операции МККК в Сирии и Украине. Однако, МККК в своей деятельности приходится сталкиваться со значительными препятствиями. Во-первых, это обеспечение беспрепятственного доступа сотрудников МККК к пострадавшему населению, который осложняется тем, что изменился сам характер современных конфликтов. Больше нет классических «чисто» внутренних или международных конфликтов – идет дестабилизация целых регионов (например, на Ближнем Востоке в сирийско-иракском контексте). Во-вторых, современные конфликты и кризисы отличает комплексный, затяжной и волатильный характер. В-третьих, применение новых средств и методов войны приводит к росту нарушений международного гуманитарного права (МГП). В-четвертых, большое количество конфликтных точек приводит к тому, что существуют «забытые конфликты», которые исчезли из фокуса и с дискуссионных площадок СМИ – например, в Сомали, Ливии, Демократической республике Конго и т. д. В-пятых, обостряется проблема физической безопасности медицинских работников и сотрудников Красного Креста, вызванная неуважением со стороны участников конфликта, нарушением норм МГП, часто усугубляющаяся неадекватным восприятием МККК (например, восприятием его логотипа как чисто религиозного символа, проблемы национальной и конфессиональной принадлежности представителей организации). Наконец, ситуацию осложняет большое количество гуманитарных актов разного типа, что нередко приводит к разрозненности и несогласованности в их деятельности, нарушению принципа политической нейтральности и беспристрастности международных гуманитарных организаций. Несмотря на многочисленные вызовы и трудности, МККК активно работает по различным направлениям защиты гражданского населения и оказания гуманитарной помощи. Последнее включает в себя не только доставку продуктов и предметов первой необходимости населению в конфликтных зонах, но и помощь в восстановлении базовой инфраструктуры жизнедеятельности. Это особенно важно в условиях затяжного противостояния, когда сотрудники МККК дают уроки оказания медицинской помощи (от первой помощи до военной хирургии), помогают отстраивать жилые здания, обеспечивают доступ воды и электричества и т. д. Несогласованность действий по доставке гуманитарного груз зачастую приводит к тому, что большое количество сотрудников МККК оказывается в зонах прямого обстрела. В этих условиях организация, которая несет ответственность за жизнь и здоровье своих сотрудников, не может рисковать. Сложности в урегулировании застарелых и новых конфликтов 10 демонстрируют разобщенность мирового сообщества – в частности, в оценках причин возникновения новой волны конфликтов на Ближнем Востоке. Согласно одной трактовке, «арабская весна» была порождена внутренними причинами в странах Ближнего Востока: коррупцией, неспособностью элит проводить реформы, острейшими социальными проблемами. В МГП определяются основания для содержания под стражей и указываются соответствующие процедуры как для международных, так и немеждународных вооруженных конфликтов, а в области прав человека защита лиц, содержащихся под стражей, находит дальнейшее закрепление, так как в судебной практике его контрольных органов уточняется понятие «произвольное» или «незаконное содержание под стражей» и прописываются дальнейшие защитные меры. Оба этих аспекта будут освещены ниже. В условиях международных вооруженных конфликтов лица могут законно содержаться под стражей на обозначенных в четырех ЖК основаниях, которые излагаются ниже. 1) В Первой Женевской конвенции регулируются вопросы, касающиеся содержания под стражей или задержания медицинского и духовного персонала в связи с вооруженным конфликтом14; 2) Во Второй Женевской конвенции регулируются вопросы, связанные с содержанием под стражей или задержанием медицинского и духовного персонала госпитальных судов. 3) В Третьей Женевской конвенции определяются условия, при которых военнопленные могут быть интернированы на время активных военных действий15, а также рассматриваются вопросы, связанные с дисциплинарными санкциями, судебными расследованиями и репатриацией тяжело раненных или больных военнопленных16; 4) Согласно положениям Четвертой Женевской конвенции, единственным основанием для интернирования или принудительного поселения покровительствуемых лиц в определенном месте может служить то, что это совершенно необходимо для безопасности державы, во власти которой они находятся, или оккупирующей державы17. В деле Делалича МТБЮ истолковал статью 42 в том смысле, что она разрешает интернирование только при наличии «серьезных и правомерных» оснований полагать, что лица, которые интернируются, могут представлять серьезную угрозу для безопасности державы, во власти которой они находятся, занимаясь, например, саботажем или шпионажем18 Что касается немеждународных вооруженных конфликтов, основания для содержания под стражей определяются в соответствии с национальным законодательством (в первую очередь военными уставами и наставлениями, административным и уголовным правом и процедурами), а также с международными договорами в области прав человека19. С 1949 г. право прав человека сделало важный шаг вперед (в особенности это касается судебной практики его контрольных органов) в отношении процедур, необходимых для предотвращения произвольного лишения свободы. В частности, МППЧ устанавливает обязательство информировать арестованное или задержанное лицо о причинах ареста или задержания на языке, который он или она понимает; обязательство незамедлительно доставить к судье лицо, арестованное по уголовному обвинению; обязательство предоставить лицу, лишенному свободы, возможность оспорить законность содержания под стражей. Хотя данные обязательства не указаны как неотъемлемые ни в международных, ни в региональных договорах в области прав человека, из соответствующей судебной практики следует, что их действие ни при каких обстоятельствах не может быть полностью приостановлено; отступления от обязательства невозможны.20 Требование соблюдения судебных и иных процессуальных гарантий означает в первую очередь соблюдение права на справедливое судебное разбирательство. Право на справедливое судебное разбирательство является основополагающим правом человека, прописанным во всех основных источниках МГП21, а также в обязательных к исполнению и декларативных документах в области МППЧ22. Нарушение права покровительствуемого лица на справедливое судебное разбирательство наказуемо как деяние, являющееся серьезным нарушением по смыслу положений Третьей и Четвертой ЖК и ДП I99. Статья 3, общая для всех Женевских конвенций, запрещает при немеждународных вооруженных конфликтах вынесение или приведение в исполнение приговора без предварительного разбирательства в надлежащим образом учрежденном суде. Лишение права на беспристрастное судебное разбирательство также квалифицируется как военное преступление в Статуте Международного Уголовного суда, Уставах Международного трибунала по бывшей Югославии , Международного трибунала по Руанде и Специального суда по Сьерра-Леоне. С другой стороны, это право указано в тех же самых источниках как одна из процессуальных гарантий, которые предоставляются лицам, предстающим перед этими судами. Право на беспристрастное судебное разбирательство является по своей природе составным. Оно включает в себя ряд конкретных процессуальных элементов, которые уравновешивают друг друга, при этом предполагается, что их сочетание в своей совокупности позволит обеспечить лицу, которое вовлечено в административный или уголовный (реже – гражданский) процесс, судебную процедуру, которая по большей части будет справедливой и обоснованной. Считается, что данное право включает в себя как минимум следующие компоненты: 1) судебное разбирательство в независимом, беспристрастном и надлежащим образом учрежденном суде; 2) презумпция невиновности и наличие основных требований к предъявляемым доказательствам; 3) безотлагательное информирование обвиняемого о характере и причинах предъявляемого ему обвинения; 4) необходимые права на защиту и средства защиты; 5) личная (индивидуальная) уголовная ответственность; 6) проведение суда без неоправданной задержки; 7) допрос свидетелей обвиняемым; 8) право на помощь переводчика; 9) присутствие обвиняемого на суде; 10) запрещение принуждения обвиняемых к даче показаний против самих себя или к признанию себя виновными; 11) открытое судебное разбирательство; 12) уведомление осужденных об имеющихся у них средствах судебной защиты и сроке их использования; 13) non bis in idem. Признавая важность права на беспристрастное судебное разбирательство для сохранения целостности и достоинства человеческой личности, МККК сделал ряд официальных заявлений по этому вопросу, в том числе по случаю учреждения МУС и по случаю 30-й годовщины ДП 1977 года к ЖК Анализируя современную международную ситуацию и соблюдение принципов международного права, следует отметить, что в ряде стран вследствие накопленных проблем и противоречий народ сменил власть насильственным путем. С другой стороны «арабская весна» – это результат «цветных революций», в которых большую роль сыграли внешние, информационные и технологические факторы, включая помощь Запада. Однако, вместо распространения демократии на Ближнем Востоке, сейчас мы имеем Сирию, которая стоит на грани гуманитарной катастрофы, и Ирак, где провозглашен Исламский Халифат. Таким образом, «арабская весна» закончилась «исламской зимой». Мировая разобщенность усиливается и по фундаментальному вопросу о том, как примирить право на территориальную целостность и право нации на самоопределение. Мировое сообщество манипулирует этим, проводя политику двойных стандартов. Так, совершенно разная судьба сложилась у историй Косово и Крыма. К обоим случаям применимо право на самоопределение, но если в первом большинство западных стран и ряд других стран признали независимость Косово, то во втором они отказали населению Крымского полуострова в этом праве. Главная на сегодня задача, стоящая перед международными организациями – это поиск некоего баланса....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: